германская империя по конституции 1871 года объединила немецкие земли в форме
Конституция Германской империи 1871 года
Условия принятия Конституции 1871 года
Буржуазная революция в Германии в середине XIX в. носила незавершенный характер. Тем не менее, отмена многих институтов феодального права содействовала экономическому подъему страны, особенно в области промышленности. Однако процесс развития капитализма в деревне затянулся на многие десятилетия. Прусский путь развития капитализма в деревне означает мучительное и медленное перерастание крепостнических форм в капиталистические. Правительство установило исключительно высокие для крестьян выкупные платежи.
Прусские юнкера оказывали сильное влияние на политику государства и законодательство. Представительства юнкерства занимали важные посты в армии, органах власти и управления, поэтому они возглавили движение по объединению Германии.
Представители либеральной буржуазии пошли даже на конституционный конфликт. В 1861-1862 гг. либеральное большинство ландтага голосовало против военной реформы (удлинения срока военной службы до трех лет) и дополнительных военных расходов. Оно потребовало учреждения в Пруссии кабинета министров, ответственного перед ландтагом. «Прогрессисты» предполагали ввести тайное голосование на выборах, созвать общегерманский парламент и создать сильную централизованную власть.
В ответ на требования оппозиции король распустил парламент и назначил прусского помещика Отто фон Бисмарка министром-президентом. Когда ландтаг вторично отклонил проект военной реформы, Бисмарк стал проводить ее, минуя парламент. В 1862 г. он заявил в ландтаге: «Великие вопросы эпохи разрешаются не речами и не голосованием большинства, но железом и кровью. Германия смотрит не на прусский либерализм, а на вооружение Пруссии».
Бисмарк сразу предложил ландтагу Пруссии утвердить огромный военный бюджет. После того как депутаты отказались увеличить военные расходы, правительство само утвердило бюджет и в короткий срок создало довольно мощную армию. В определении задач внешней и внутренней политики правительство в первую очередь считалось с требованием генштаба прусской армии. Путем захватнических войн оно решило добиться объединения Германии.
В 1864 г. прусская армия совместно с австрийцами разбила войска Дании, а спустя два года Пруссия нанесла сокрушительное поражение своей союзнице. Австрия окончательно утратила шансы стать во главе объединения Германии.
Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. В этом же году была принята Конституция Германской империи, в состав которой вошли 22 монархии (4 королевства, 11 великих герцогств, 7 княжеств) и 3 вольных города.
Конституция определила состав, полномочия общеимперских органов власти и управления, установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и т.д.
Конституционный статус императора по Конституции 1871 года
Кайзер наделялся высшими атрибутами власти, кроме того, часть его полномочий осуществлялась через канцлера. Император назначал канцлера, высших чиновников и офицеров, был главнокомандующим вооруженными силами. Ему принадлежали огромные права в области внешних сношений, с согласия бундесрата он мог объявить войну.
В имперскую Конституцию вошли статьи прусской Конституции о военных правах короля. Император мог объявить каждую часть союзной территории на военном положении.
Конституционный статус канцлера по Конституции 1871 года
Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, если он выступал «за сохранение существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов, а также, если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета.
Конституция 1871 г. не знала принципа «ответственное правительство», ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против «мнимого конституционализма» Германской империи и за парламентскую монархию Вестминстерской модели.
Практически самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.
Конституционный статус бундесрата
Союзный совет (бундесрат) занимал второе место по объему политических полномочий после кайзера. Этот орган имел законодательные и административные полномочия. Бундесрат был органом представительства государств (в лице министров или уполномоченных), вошедших в состав империи.
Бундесрат рассматривал законопроекты, вносимые в нижнюю палату. Конституция закрепила его приоритет в законодательном процессе. Ему принадлежали также судебные функции: право толкования Конституции, высказывания суждений о недостатках принятых законов. Члены этой палаты имели право «как только пожелают, выступить в рейхстаге».
Кроме того, бундесрат являлся имперским судом по особо важным преступлениям и разбирал конфликты между членами союза.
Конституционный статус рейхстага
В рейхстаге провозглашалась свобода выступлений и парламентская неприкосновенность.
Для принятия решения требовалось абсолютное большинство голосов. Однако право издания законов было ограничено. Рейхстаг имел право предлагать законы и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру. Это было редкое в истории положение парламента, которому было поручено заниматься сбором и передачей ходатайств. Для принятия имперских законов требовалось согласие бундесрата и рейхстага. Компетенция последнего определялась «деловым распорядком».
В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешали самому правительству определять смету военных расходов на много лет вперед. Фактически же рейхстаг не играл существенной роли в государственном механизме империи, так как не имел права контроля над исполнительной властью.
Конституция 1871 года и политический режим Германской империи
В 1861 году прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).
В августе 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства, расположенных к северу от реки Майн. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.
Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие.
В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию на объявление войны и выставил ее агрессором. В ходе той войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию
В 1871 году была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво. А также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по «армии и крепостям» она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств.
По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства» (статья 5). Бундесрат имел свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего четырнадцать голосов: «Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете» (статья 78), между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально семнадцатью депутатами, затем их стало двадцать два. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.
Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на три года, затем (с 1887 года) на пять: «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (статья 20). Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.
Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.
Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».
Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф …
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)» (статья 4).
На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.
В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
Таким образом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.
Политический режим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. Непосредственное влияние на частые изменения политического режима оказывали сложные социально-экономические процессы исторического развития объединенной Германии. Канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессах особую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.
В создавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. В 1878 году, ставшим вехой наступления конца «либеральной эры» канцлерства Бисмарка, рейхстаг, по его настоянию, проводит так называемый исключительный закон против социалистов. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». Запрещались также собрания и печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств с этой целью и пр. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять «малое осадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности».
На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено.
Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности и старости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). Действие закона распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование, что послужило основанием его резкой критики в рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.
Агрессивный внешнеполитический курс полуабсолютистского государства Германии, ставшего прямым следствием объединения страны «железом и кровью» под гегемонией Пруссии, при всех сменах методов и средств осуществления внутригосударственной политики оставался неизменным. Объединение Германии на прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всю страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочия которой для поддержания «порядка» неуклонно расширялись. Политический строй объединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих руках значительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решение конкретных вопросов. Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочетании с экономическими устремлениями финансово-промышленной олигархии позволили Германии за короткий срок создать свою колониальную империю и одновременно развивать экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Южную Америку. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот тип международных отношений, который вошел в историю XIX — начала XX в. под именем «вооруженного мира», сущностью которого стала систематическая подготовка к локальным войнам, а затем и к мировой войне.
Резкая активизация агрессивной милитаристской политики Вильгельма II перед первой мировой войной привела к новому изменению политического режима в стране, к введению новых репрессивных законов. В 1908 году принимается закон о союзах и собраниях, названный в народе «исключительным законом против молодежи», который запрещал лицам до 18 лет участвовать в политических союзах, в антивоенной деятельности и прочее. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкнули Германию к войне за передел мира. После объявления войны сначала России, затем — Франции, в 1914 году в Пруссии и других землях ужесточились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих, были введены осадное положение и военно-полевые суды, сфера действия которых расширилась за счет передачи им значительного круга дел: о сопротивлении властям, о государственной измене и других тяжких уголовных преступлениях. Установилась жесткая военная цензура над прессой. В 1914 году был принят Закон о чрезвычайных полномочия правительства, давший государственным органам право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных нужд, над распределением и выполнением правительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности были созданы военные комитеты, выполнявшие контрольные функции, и пр.
В 1916 году, начальником генерального штаба назначен фельдмаршал Гинденбург, а его заместителем генерал Людендорф. В условиях усилившейся конкуренции гражданских и военных властей, император лишился фактически всяких реальных полномочий и в Германии фактически установилась военная диктатура.
Принятие закона 1916 года “О вспомогательной службе Отечеству”, на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено было право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершило процесс полной милитаризации труда в Германии.
В конце сентября 1918 года, перед лицом угрозы тотального поражения германской армии, Гинденбург и Людендорф на совещании высших представителей военных и политических кругов страны, наконец, поставили вопрос о выходе из войны и немедленном заключении перемирия. Массовое антимилитаристское, антивоенное движение, начавшееся в Германии, угроза народной революции страшило их больше грядущей «катастрофы на фронте».
Для предотвращения ее, стала проводиться политика «парламентаризации власти», расширения прав рейхстага, ограничения власти кайзера и канцлера, установления контроля рейхстага над генеральным штабом и пр. В конце октября 1918 года, с этой целью были приняты два конституционных закона. Но новая политическая либерализация уже не могла спасти правящий режим. В результате Ноябрьской революция Вильгельм II был вынужден отречься от престола, монархия была свергнута и в стране установилась парламентская республика.
В 1871 году Германия была объединена «железом и кровью». Принятие Конституции явилось юридическим оформлением завершения процесса объединения. По форме государственного устройства Германия провозглашалась федерацией, по форме правления стала конституционной монархией. Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена “военному делу империи”.
Политический режим Германской Империи можно охарактеризовать, как авторитарный. В нем соединялись черты и тоталитаризма, и демократизма, с частыми колебаниями между ними.
1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидковой О. А. – М.: Издательство НОРМА, 2000
2. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец.»Юриспруденция» / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru
Объединение Германии (1871)
Германия до прихода к власти Бисмарка была раздробленной в политическом, экономическом и культурном плане. Раздробленность и дифференциация княжеств и земель усилилась после революции 1848-1849 гг., которая известна в исторической литературе, как «Весна народов». Прусский король Фридрих-Вильгельм Четвертый отмечал, что захватить Пруссию в 1848 г. было гораздо проще, чем в 1850-х гг. Но соседние государства не смогли сполна этим воспользоваться, поэтому положение дел стал менять и сам король, и его приближенные.
Центром будущего объединения стала Пруссия, где помещики обладали большей властью, чем король. Им принадлежали земли, власть над народом, с которого они постоянно взимали налоги, поборы, втягивая крестьян в бесконечные долги. Тем не менее, после революции помещики поняли, что все могут быстро потерять. Король и знать пошли на принятие Конституции, сохранив власть над народом.
Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.
Германия перед объединением: экономика и сельское хозяйство
«Весна народов» положительно отразилась на странах Центральной Европы не только в сфере национальных прав и свобод. Положительные тенденции стали наблюдаться в экономической сфере. В частности, во многих государствах Германии стала быстрыми темпами развиваться крупная промышленность. Это позволило стране из аграрной превратиться в промышленную. В результате чего стали быстро расти города, в них увеличивалось количество населения и количество работников на промышленных предприятиях.
Перед объединением революция позволила решить земельный и крестьянский вопрос. К основным явлениям конца 1840-х – 1850-х гг. относятся:
Несмотря на противоречивые явления в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, в Германии были созданы предпосылки для объединения. Власть помещиков и политическая раздробленность отрицательно влияли на процесс сбора всех земель в рамках одного государства.
Подготовка к объединению
Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.
Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.
В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.
Новый канцлер и король действовали в одной связке, стремясь приложить все силы, чтобы объединить страну. Так появилась политика «железом и кровью», тезисы которой были озвучены во время заседания парламента в 1862 г. Бисмарк ставку делал не на конституцию и конституционные порядки, а на укрепление армии в стране. Поддержку политики Бисмарка обеспечивали крупные промышленники, помещики и капиталисты.
Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.
Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.
В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:
Но такой социальной базы у Бебеля и Либкнехта не было, поэтому руководящая роль в процессе сбора немецких земель перешла к Отто фон Бисмарку. Это не была «воля случая», а обстоятельства, сложившиеся в стране в ходе исторического развития.
Правильная расстановка акцентов
Канцлер проводил объединение в двух направления – сверху и снизу. Первая часть процесса сбора германских территорий завершилась, когда Вильгельм Первый стал немецким императором. Случилось это событие в 1871 г., что стало результатом прусско-французской войны. Так появилась Германская империя, которая просуществовала до 1918 г. Такое государство боялись не только немецкие княжества, но и европейские страны, которые помнили мощь прусской армии и жесткость солдат на полях сражений. Объединение Германии с одним императором накалило обстановку в Европе.
Отто фон Бисмарк, после провозглашения политики «железа и крови», активно взялся за важное дело своей жизни. Среди основных мероприятий, которые способствовали объединению страны, стоит отметить:
В результате чего, прусская армия стала одной из самых сильных в Европе, и смогла принести Вильгельму Первому победы на всем континенте. Сначала Пруссия захватила Данию, где в в двух провинциях – Гольштейне и Шлезвиге проживали этнические немцы. Германия хотела получить их обратно, поэтому вступила в противостояние с Датским государством. Дании. Война длилась четыре месяца, и закончилась победой германского государства.
По условиям мирного договора Гольштейн получила Австрия, а Шлезвиг – Пруссия. Вскоре нашелся повод начать войну против Австрии, поскольку Бисмарк считал, что ее правители нарушали права немцев. Сначала Пруссия напала на Гольштейн, желая его отобрать. Потом началась оккупация всей Австрии, которая была полностью разгромлена. Эта победа сделала прусское государство центром будущего объединительного процесса.
Когда создали Северогерманский союз, то соединение немецких земель вступил в новую фазу. В рамках союза оказались 22 германских государства, которые находились на север от Майна. Так появилось ядро новой Германии, в ней управление осуществлялось на основе Конституции. Ее действие началось в 1867 г. Важность документа состояло в том, что была конституционно закреплена главенствующая роль в Германии.
Устранив угрозу со стороны Франции, Бисмарк добился от южногерманских государств желание войти в Северогерманский союз. Канцлеру и императору удалось добиться желаемого. Они выставили Францию агрессором и оккупантом, которая вторглась на территорию Пруссии.
Монархические династии многих немецких государств стали объединяться возле Пруссии. Они хотели признать власть Вильгельма Первого, который, как они считали, был способен защитить их от иностранного нападения. К союзу северных государств постепенно присоединились Бавария, Баден, Вюртемберг и другие земли, которые располагались на юг от Майна.
Новая Конституция: основные тезисы
В январе 1871 г. Германия стала империей, а спустя четыре месяца рейхстаг принял новую Конституцию. Она утвердила новый принцип устройства государства, определила полномочия императора и канцлера.
Должность канцлера была престижной и очень желаемой. Министр мог отчитываться только перед императором, который и осуществлял над ним полный контроль. Функционал полномочий канцлера был очень широким. Бисмарк в то время издавал множество постановлений, указов и распоряжений. Его подпись стояла на всех документах, издаваемые императором Вильгельмом Первым.
Результаты и последствия
В первую очередь, объединение Германии способствовало экономическому развитию. Это создало условия для политической стабилизации и снятия социального напряжения в обществе. Подъем промышленности, укрепление власти императора и канцлера, принятие Конституции и создание системы органов власти способствовали следующим последствиям:
Таким образом, объединение изменило страну полностью. И это касалось не только государственного устройства, но и экономического развития. Уже в конце 19 в. Германия вышла в ТОП лидеров европейских стран по промышленному производству, экономическим показателям, что способствовало превращению государства из аграрного в капиталистическое.
Индустриализация охватывала все сферы производства, вызвав появление таких явлений, как монополизация и финансовый олигархат. При таких тенденциях происходило переплетение промышленного и банковского капитала, менялась структура капитализма в Германии, происходила концентрация предприятий и централизация промышленности. Появился новый класс общества, который назывался финансово-промышленной олигархией. Именно в ее руках была собрана вся экономическая власть в Германии, что позволяло представителям олигархата влиять на разные сферы жизни государства, определять направления внешней политики. Из-за этого Германия вынуждена была в конце 19 в. начать колониальные войны за сырье и различные рынки сбыта.
Еще одной негативным последствием объединения стало стремление буржуазии ввести в стране полицейско-военный режим. Для этого нужны были огромные армия, флот и полиция, чьи полномочия увеличивались с каждым годом. Военные ведомства, учреждения, немецкие юнкера диктовали курс политического развития, определяли, как решить тот или иной вопрос.
Воинская сила, подкрепленная экономическим могуществом и динамично развивающимся производством, приход к власти финансовой олигархии способствовали тому, что Германия стала захватывать земли в разных регионах мира.
Изменения произошли и в социальной структуре общества. Появилось больше рабочих, возникли партии, которые постепенно стали представлять интересы социальных групп.
Отто фон Бисмарк был канцлером до 1890 г., проводя постоянно борьбу после объединения с социалистическими идеями и идеологией. Даже были приняты специальные законы, которые запретили распространение социалистических идей, деятельность организаций, ввели тюремные сроки и штрафы за приверженность к социализму.
Итак, к концу 19 в. Германия стала милитаристским государством, где правили финансовые и промышленные олигархи. Империя, которую создал Бисмарк, продержалась только до 1918 г., когда была разрушена в ходе Первой мировой войне.