гидра восстанавливает потерянное в борьбе щупальце за счет деления клеток
Тест по биологии ГИА 2015 вариант №5
ГИА, 2015, Вариант №5
А1.Изучением ископаемых останков организмов занимается наука
1.палеонтология 2.геология 3.археология 4.микология
А2.К эукариотическим организмам относят
1.гриб мукор 2.туберкулёзную палочку 3.сенную палочку 4.вирус кори
А3.Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде
1.группы делящихся клеток 2.спор 3.отдельных живых клеток 4.множественных колоний
А4.исключите лишнее понятие
1.аппарат Гольджи 2.рибосомы 3.митохондрии 4.клеточный сок
А5.Митохондрии по своим функциям сравнимы с
1.насосом 2.транспортной системой 3.системой очистки 4.аккмулятором
А6.Границей между внутренней средой гидры и внешней средой является
1.энтодерма 2.мезоглея 3.эктодерма 4.кишечная полость
А7.Гидра восстанавливает потерянное в борьбе щупальце за счёт деления клеток
1.стрекательных 2.промежуточных 3.эпителиально – мускульных 4.нервных
А8.О происхождении человека от общих предков с другими хордовыми свидетельствует
1.способность к добыванию огня 2.способность к созидательному труду
3.наличие жаберных щелей у зародыша 4.наличие безусловных рефлексов
А9.гаметы у человека образуются в результате
1.митоза 2.удвоения хромосом 3.мейоза 4.деления соматических клеток
1.отросток нейрона 2.контакт между нейронами 3.нервный узел 4.нервное скопление
А11.К мозговой части черепа относится
1.лобная, теменные и затылочные кости 2.теменные, скуловые и височные кости
3.верхнечелюстная, носовая и скуловые кости 4.нижнечелюстная, скуловые и височные кости
А12.Объём крови в теле взрослого человека в среднем составляет
5литров 2) 7 литров 3) 4 литра 4) 10 литров
А13.Наиболее важной функцией лимфатической системы является
1.выделение продуктов распада
2.транспорт кислорода и углекислого газа
3.синтез органических соединений
4.возвращение питательных веществ в кровь, иммунная защита организма
А14.Максимальной энергетической ценностью обладает
1.говядина 2.сыр 3.сахар 4.масло
А15.1.водород и кислород 2.вода и углекислый газ 3.углерод и вода 4.крахмал и глюкоза
А16.Какими участками нервной системы человека воспринимаются внешние раздражения
1.рецепторами 2.вставочными нейронами мозга 3.нервными центрами 4.корой головного мозга
А17.Условные рефлексы не вырабатываются, если
1.отсутствует безусловный раздражитель 2.у человека парализованы нижние отделы туловища
3.ребёнку меньше года 4.ребёнку от 2 до 3 лет
1.открытый перелом плечевой кости
2.закрытый перелом плечевой кости
3.вывих плечевого сустава
4.растяжение связок плечевого сустава
А19.Загрязнение ран на коже землёй смертельно опасно потому, что
1.могут попасть яйца глистов 2.прекращается доступ воздуха к ране
3.может возникнуть заражение крови 4.нарушение свёртывание крови
А20.выберите правильное утверждение
1.биогеоценоз – это совокупность растений или животных
2.у всех биогеоценозов круговорот веществ одинаковый
3.биогеоценозы никогда не меняются
4.биогеоценозы способны к саморегуляции
А21.Укажите правильно составленную пищевую цепь
1.растительный опад → бактерии → крот → дождевой червь
2.крот → дождевой червь → растительный опад → бактерии
3.бактерии → черви → растительный опад → кроты
4.растительный опад → дождевой червь → крот → бактерии
А22.на гистограмме показано количество эритроцитов в 1 мм 3 крови разных животных. У некоторых животных эритроциты могут накапливать воду? У кого из животных такое свойство развито лучше, чем у других?
1.у лошади
А23.Между биологическими процессами и структурами, их осуществляющими существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице
1.лизосома 2.аппарат Гольджи 3.рибосома 4.хромосома
А24.Верны ли следующие суждения о циклах развития растений?
А) У мохообразных гаметофитов является коробочка со спорами
Б) Гаметофитом папоротников является заросток
1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
При выполнении задания В1. Выберите три правильных ответа. Запишите цифры по возрастанию.
В1.Выберите признаки образовательной ткани растения
1.образована мёртвыми клетками 4.обеспечивает рост растения в длину
2.проводит воду и минеральные соли 5.образует запас питательных веществ
3.образована делящимися клетками 6.расположена в верхушках корней, стебля
В2. Установите соответствие между признаком семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры ответов.
А) плод зерновка Б) плод семянка В) соцветие колос
Г) соцветие корзинка Д) пестик имеет перистое рыльце
Е) цветки язычковые и трубчатые
1.Семейство Злаки (рожь)
В3.Определите правильную последовательность стадий в развитии мха Кукушкин лён, начиная со споры
1.зелёная нить 2.спора 3.спорофит 4.гаметофит 5.зигота
В4.Вставьте в текст «Инфузория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу.
Инфузории разнообразны по форме тела, которое отграничено от внешней среды______ (А). Тело покрыть рядом _________(Б), с помощью которых инфузории плавают. У инфузорий имеется большое и маленькое_______ (В), рот и глотка, а также сократительные ______(Г) и место удаления остатков пищи _____(Д). Большинство инфузорий питается органическими остатками, бактериями, водорослями.
Перечень терминов: 1.клеточная стенка 2.клеточная мембрана 3.жгутики 4.реснички 5.ядра
6.нити 7.вакуоли 8.порошица
В5.рассмотрите рисунок гороха посевного. Охарактеризуйте вегетативные органы этого растения по следующему плану: тип корневой системы; тип побега по направлению роста; тип листа по числу листовых пластинок; тип листорасположения; пит побега по длине междоузлий.
А.Тип корневой системы
Б) Тип побега по направлению роста В)Тип листа по числу листовых пластинок
1.перистосложный 2.тройчатый 3.пальчатосложный 4.простой
Г) Тип листорасположения
В6.Какие признаки можно обнаружить, используя приведённый рисунок красавки белладонны? запишите в ответе нужную последовательность из трёх цифр в порядке возрастания.
1.верхние листья расположены попарно
2.листья яйцевидно-продолговатые, заострённые
3.цветки пазушные, на цветоножках
4.плод-ягода чёрная, блестящая
Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.
С1.По каким основаниям плоских червей разделили на классы?
Прочитайте текст «Медуза ушастая ( Aurelia aurita )
Ушастая медуза обитает почти во всех умеренных и тропических морях, заходит и в арктические воды. Её тело имеет вид округлого зонтика или высокого колокола.
Число сокращений может достигать 140 раз в минуту. Питается медуза планктоном – мелкими живыми существами, плавающими в толще воды, например, одноклеточными водорослями.
Рот у аурелии ведёт в глотку и далее в желудок с четырьмя карманами. От него отходят восемь ветвящихся и восемь неветвящихся каналов, впадающих в кольцевой канал. В карманах желудка имеются гастральные нити, увеличивающие пищеварительную поверхность. По прямым каналам пища попадает из желудка в кольцевой канал, а по ветвящимся каналам – в обратном направлении. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Такое строение позволяет кроме пищеварительной функции выполнять и функцию распределительную.
С2.Пользуясь текстом «Медуза ушастая ( Aurelia aurita ) и своими знаниями, ответьте на вопросы.
1.Почему медуза, несмотря на толщину, остаётся прозрачной?
2.Как называется способ передвижения медузы?
3.В чём заключается распределительная функция пищеварительной системы медузы?
Рассмотрите таблицы 1,2 и выполните задания С3 и С4.
Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Гидра восстанавливает потерянное в борьбе щупальце за счет деления клеток? а)стрекательных б)промежуточных в)эпителиально-мускульнфх г)нервных
Родился 26 сентября 1849 г. в Рязани в семье приходского священника.
В 1860— 1869 гг. Павлов учился в Рязанском духовном училище, затем в семинарии.
Под впечатлением от книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» он добился у отца позволения сдавать экзамены в Петербургский университет и в 1870 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета.
В 1875 г. Павлов удостоился золотой медали за работу «О нервах, заведующих работою в поджелудочной железе».
Получив степень кандидата естественных наук, поступил на третий курс Медико-хирургической академии и окончил её с отличием. В 1883 г. защитил диссертацию «Центробежные нервы сердца» (одна из нервных ветвей, идущая к сердцу, ныне усиливающий нерв Павлова).
Став в 1888 г. профессором, Павлов получил собственную лабораторию. Это позволило ему без помех заняться исследованиями нервной регуляции при выделении желудочного сока. В 1891 г. Павлов возглавил физиологический отдел в новом Институте экспериментальной медицины.
В 1895 г. он сделал доклад о деятельности слюнных желёз собаки. «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» вскоре были переведены на немецкий, французский и английский языки и опубликованы в Европе. Труд принёс Павлову большую известность.
Впервые понятие «условный рефлекс» учёный ввёл в докладе на Конгрессе естествоиспытателей и врачей стран Северной Европы в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) в 1901 г. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению Павлов получил Нобелевскую премию.
В 1907 г. Иван Петрович стал академиком. Он начал исследовать роль различных отделов головного мозга в условно-рефлекторной деятельности. В 1910 г. увидел свет его труд «Естествознание и мозг».
Революционные потрясения 1917 г. Павлов пережил очень тяжело. В наступившей разрухе силы его уходили на сохранение дела всей жизни. В 1920 г. физиолог направил в Совнарком письмо «О свободном оставлении России ввиду невозможности вести научную работу и неприятия производимого в стране социального эксперимента». Совет народных комиссаров принял постановление за подписью В. И. Ленина — «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников».
В 1923 г. после выхода в свет знаменитого труда «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» Павлов предпринял длительную заграничную поездку. Он посетил научные центры Англии, Франции и США.
В 1925 г. основанная им в посёлке Колтуши Физиологическая лаборатория при Институте экспериментальной медицины АН СССР была преобразована в Институт физиологии. Павлов до конца жизни оставался его директором.
Зимой 1936 г., возвращаясь из Колтушей, учёный заболел воспалением бронхов.
Умер 27 февраля в Ленинграде.