гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста должно проводиться в форме
ПАМЯТКА Санитарно-гигиенические аспекты работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
Пятница, 31 Март 2017
Санитарно-гигиенические аспекты работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
Согласно федеральному закону № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ДОУ должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Санитарные правила и нормы (СанПиН) – это нормативный документ, который регламентирует санитарные и гигиенические нормы, установленные государством. Для ДОУ применяется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с Изменениями от 27.08.2015 г.). В этом документе описываются требования, которые определяют все стороны деятельности ДОУ (наполнение групп, микроклимат и освещение, нормы питания детей и многое другое).
Количественное наполнение групп в дошкольных образовательных учреждениях рассчитывается исходя из площади комнаты, в которой будет заниматься и играть группа (групповая/игровая комната). Для разных возрастов детей установлены разные нормы: для групп до трех лет полагается не менее 2,5 кв. метров на одного ребенка; от трех до семи лет полагается минимум 2 кв. метра на одного ребенка.
Территория ДОУ должна быть ограждена (в т.ч. от проникновения животных), озеленена (20-50% территории) и освещена (не менее 10 лк). СП 3.1.3.23508 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» обязывает содержать территорию в чистоте (проводить санитарные рубки, удаление сухостоя, валежника, разреживание кустарников), ежегодно весной проводить акарицидную обработку. Не допускается высадка плодоносящих, ядовитых и колючих растений. Покрытие групповых площадок должно быть твердым, не травматичным, безопасным. Теневые навесы (площадью 1 кв.м. на одного ребенка, но не менее 20 кв.м.) должны быть ограждены с трех сторон на высоту не менее 1,5 м. Ежегодно весной проводится полная смена песка, в отсутствии детей песочница закрываются укрывным материалом. В хозяйственной зоне мусорная площадка располагается не ближе 15 м от здания ДОУ (мусорные контейнеры с крышками очищаются при заполнении не более чем на 2/3 объема). Ежедневно до прихода детей или вечером после ухода детей проводится уборка территории.
Помещения групповой ячейки. Раздевальная оборудуется шкафами для верхней одежды (промаркированные индивидуальные ячейки) для детей и персонала, скамейки, пеленальные столы со стульями, мусорное ведро с крышкой. Групповая/игровая комната должна быть оборудована безопасной мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Столы и стулья (по числу детей) должны быть комплектны и промаркированы по группам мебели (цифровая маркировка). Настенные учебные доски должны быть подсвечены. В группах запрещено размещать аквариумы, животных и птиц. Не размещают на подоконниках горшечные цветы (чтобы не снижать инсоляцию). Все светильники должны быть в рабочем состоянии в защитной светорассеивающей арматуре. Параметры микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха) нормируются во всех помещениях: температура разнится для разных помещений (см. Приложение 3 СанПиН 2.4.1.3049-13), влажность воздуха – 40-60 % (для помещений постирочной и пищеблока – до 70%), скорость движения воздуха – 0,1 м/с. Для контроля за температурой все помещения для пребывания детей обеспечиваются бытовыми термометрами. В ДОУ запрещено использовать любые переносные электрические обогреватели. Спальни оборудуют стационарными кроватями (с учетом росто-возрастных особенностей) с обеспечением свободного прохода между кроватями, между кроватями и радиаторами отопления, между кроватями и наружными стенами. Зашторивание окон допускается лишь на время сна детей. Буфетная оборудуется с учетом возможности мытья и хранения столовой посуды – решетчатые полки для столовой посуды, кассеты/диспенсеры для столовых приборов (хранят их ручками вверх), двухсекционная моечная ванна, оборудованная шлангом и душевой насадкой, инструкция о правилах мытья посуды с указанием объемов и концентрации моющих средств, емкость для обеззараживания посуды, емкости для инвентаря, предназначенного для мытья посуды, ведра с крышками для пищевых отходов. Запрещено использовать столовую посуду с любыми дефектами, трещинами, сколами, а также пластмассовую посуду и столовые приборы из алюминия. Туалетные оборудуются детскими унитазами, душевыми поддонами, раковинами, индивидуальными горшками, полотенцедержателями, шкафом для уборочного инвентаря и моющих средств.
Режим дня. Ежедневный утренний прием проводится воспитателями или медицинским работником – опрашиваются родители о состоянии здоровья детей, по показаниям (катаральные явления – чихание, кашель, осиплость голоса, шумное дыхание, выделения из носа; признаки интоксикации – высокая температура, тошнота, рвота, слабость, срыв стула, изменение цвета кожных покровов) проводится термометрия. Выявленные больные дети и дети с подозрением на заболевание не допускаются в ДОУ (п. 11.2. СанПиН 2.4.1.3049-13). После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздников) детей принимают только при наличии справки. Ежедневные прогулки должны составлять 3-4 часа (до обеда и после дневного сна). Продолжительность дневного сна должна составлять 2,5-3 ч. Самостоятельная деятельность детей в ДОУ должна быть не менее 3-4 часов в день (игры, подготовка к учебе, соблюдение личной гигиены). Для детишек в возрасте от 1,5 до 3 лет непрерывная самостоятельная деятельность не должна превышать 8-10 минут, то есть по 10 минут в первую и вторую половину дня. Образовательная нагрузка для детей разного возраста регламентирована так же в документе (от получаса (два раза по 15 минут) в младшей группе до 1,5 часов (три раза по 30 минут) в подготовительной). Главное, что такая деятельность должна проводиться каждый день в первой половине дня (а в старшей и подготовительной группе допускается и после дневного сна 25-30 минут). Стоит отметить, что образовательная деятельность, которая требует более высокой активности и напряжения ума, должна быть организована в первой половине дня. Продолжительность прогулки детей носит рекомендательный характер и определяется ДОУ исходя из погодных условий (при температуре ниже минус 15 0 С и скорости ветра более 7 м/с прогулки рекомендуется сокращать). При правильно организованной прогулке дети получают более половины необходимой потребности в движениях за сутки. СанПиН рекомендует в качестве двигательной активности для детей применять: утреннюю гимнастику; физкультуру (на воздухе, так и в помещении); физкульт. минутки; подвижные игры; ритмику; занятия на тренажерах; плавание. Для детей в возрасте от 5 до 7 лет среди необходимой физической нагрузки следует обеспечить до 8 часов оздоровительно-воспитательной деятельности в неделю. Кроме этого необходимо включить комплекс по закаливанию воспитанников, которое заключается в проветривании помещений, умывании холодной водой, упражнения и прогулка на свежем воздухе.
При посещении бассейнов действуют санитарные правила СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». Продолжительность нахождения в бассейне должна составлять: в младшей группе 15-20 минут, в средней группе 20-25 минут, в старшей и подготовительной группе 25-30 минут. После посещения бассейна детей можно выводить на прогулку не ранее чем через 50 минут, чтобы предупредить переохлаждение.
Санитарно-гигиенический режим помещений. Все товары, приобретаемые ДОУ для детей (пищевая продукция, бутилированная вода, игрушки, товары детского ассортимента, мебель, учебные материалы, издательская продукция, моющие и дезинфицирующие средства и др.), должны иметь сопроводительные документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, ветеринарные справки и др.). Важным элементом правильной организации санитарного режима является маркировка (уборочного инвентаря, всех емкостей, всего оборудования и инвентаря на пищеблоке, ростовая маркировка столов и стульев и пр.). Согласно СанПиН, проветривание помещений детских групп необходимо осуществлять каждые 1,5 часа не менее 10 минут, во время отсутствия детей. В присутствии детей запрещено сквозное проветривание. Длительность проветривания зависит от температуры воздуха за окном и качества отопления в помещении. Во время проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещениях на 2-4 гр. Цельсия. За полчаса до возвращения детей в группы сквозное проветривание должно быть прекращено. В теплое время года допустима односторонняя широкая аэрация (приоткрытые на одной стене фрамуги окон при отсутствии сквозняка) в присутствии детей.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. До и после каждого приема пищи столы в групповых промываются горячей водой с мылом, используя специальную ветошь, которую затем стирают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Инвентарь для мытья посуды (мочалки, щетки, ветошь), после использования также стирают с применением моющих средств, просушивают и хранят в специально промаркированной таре. В соответствии с нормами смена постельного белья в детском саду должна производиться по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Стирка белья и полотенец осуществляется либо в прачечной ДОУ, либо специальной организацией, с которой составлен договор на оказание прачечных услуг. На одного ребенка предусматривается не менее 3х комплектов промаркированного постельного белья, 3х комплектов полотенец (отдельно для рук и ног), 2х комплектов наматрасников. Допускается использование одноразовых бумажных полотенец. Для каждого ребенка в группе детского сада должен быть индивидуальный промаркированный горшок, а для детей старше 5 лет – на унитазы установлены персональные сидения из безопасных материалов. Обработку горшков следует проводить сразу после применения с использованием ершей/щеток, горячей воды и моющих средств. Унитазы, ванны, раковины дезинфицируют не менее двух раз в день. Все химические средства хранят в темных емкостях с плотно притертыми крышками, вдали от солнечного света и под замком.
Игрушки. Требования к игрушкам прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек». Мытье и обработка игрушек в детском саду необходимо производить с моющими средствами ежедневно после ухода детей домой (в ясельных группах – дважды в день) в специально выделенной емкости, затем ополоснуть в чистой воде. Игрушки, предназначенные для игр на улице моют после прихода с улицы (хранятся такие игрушки вне группы). Также необходимо обрабатывать игрушки только что приобретенные (в проточной воде с моющим средством в течение 15 минут при температуре не ниже 37 гр. Цельсия). Не допускаются для использовании детьми мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки (т.к. они не подлежат качественной влажной обработке) – допускаются только в качестве дидактических пособий (обрабатываются по инструкции или 30 минут под УФ-лампой ежедневно).
Спецодежда: для работников детского сада основной вид спецодежды – халат светлого тона. Для помощников воспитателей (младших воспитателей) дополнительно предусматриваются: фартук и головной убор – для раздачи пищи, фартук – для мытья посуды, темный халат – для уборки помещений. Для работников пищеблок предусматривается головной убор и светлый халат (не менее трех комплектов на одного человека). В спецоджеде запрещено выходить на улицу, посещать туалет. Перед посещением туалета необходимо оставить спецоджеду в выделенном месте, после туалета мыть руки с мылом (по локоть) и снова надеть спецодежду.
Санитарно-гигиеническое воспитание. Закаливание детей дошкольного возраста
Гигиеническое обучение на занятиях. Одним из средств воспитательного воздействия является обучение. Оно дает возможность сообщать детям определенный объем знаний, формировать у них определенные свойства личности, нормы поведения. Именно в этом и заключается отличие обучения от других средств воспитания. В практику работы детских садов давно уже вошли занятия по родному языку, счету, рисованию, лепке, аппликации, конструированию и др. В то же время занятия, на которых сообщались бы гигиенические сведения, прививались гигиенические навыки, проводятся крайне редко.
На такие занятия нет необходимости выделять специальное время.
Гигиеническое обучение и воспитание нужно проводить на занятиях по родному языку, ознакомлению с окружающим, на физкультуре и т.д.
В правильно организованном детском коллективе обучение каждого ребенка теснейшим образом связано с обучением всей группы. При обучении в коллективе даже тогда, когда один отвечает на вопросы, пересказывает сказку, рассказ, остальные внимательно слушают, анализируют его ответы, оценивают их и в случае необходимости приходят на помощь. При таком обучении все дети сознательно усваивают материал, упражняются в составлении предложений, рассказов, в правильном произношении слов, учатся удерживать свое внимание на определенных вещах и пр.
Большое воспитательное воздействие на ребенка оказывает пример других детей. Это целесообразно использовать воспитателям при обучении отдельным гигиеническим навыкам.
Руководя играми детей, воспитатель может сделать так, чтобы они вспомнили о гигиенических процедурах и повторили их в игре. Делать это надо тактично, легко, не портя общего настроения игры («Не рано ли вашей девочке завтракать, не забыла ли она что-нибудь сделать», «Она уже ложится спать, но почему-то не вымыла ноги») и т.д. В игре можно и проконтролировать, как выполняются гигиенические навыки («А мыло где?», «Почему у мальчика такой неопрятный вид, пуговицы не застегнуты»).
Закрепление гигиенических знаний и навыков проходит в игре в больницу, в школу и др.
У детей надо выработать привычку мыть перед едой фрукты или сорванные с грядки ягоды.
Ручной труд. В своих поделках ребята старшего дошкольного возраста с большим удовольствием используют различный природный материал (шишки, кору, щепки, желуди, доски). Для работы с ним нужны гвозди, иголки, ножи, ножницы. Однако неумение пользоваться колющими и режущими предметами может привести к травмам, поэтому воспитатели нередко ограничивают действия ребят с ними. А в школе на уроках труда дети, лишенные строгого контроля взрослых, начинают работать с ножом или ножницами и часто получают травмы. Поэтому очень важно уже в детском саду научить детей пользоваться острыми, режущими и колющими предметами.
Работа с книгой в детских садах занимает видное место. Во всех группах есть книжные уголки. Среди выставленных на стенде книг должны быть и такие, которые объединены темой охраны здоровья. Детям нужно время, чтобы рассмотреть книги, познакомиться с ними. И только после этого воспитатель организует беседу с детьми о содержании книг, акцентируя внимание на сведениях об охране здоровья, о гигиенических правилах. Во время беседы воспитатель постоянно задает вопросы: «почему», «для чего это нужно», «как сделать правильно» и т.д., побуждая всех детей принять участие в обсуждении. Ниже приводится примерный список книг, которые могут быть использованы воспитателями в беседах о здоровье.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
• подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
• мыть ноги перед сном.
• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
• положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Завернуть рукава одежды ребенка.
Проверить температуру воды.
Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.
Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т. п.
Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям. Вымыть лицо, называя каждую его часть.
Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
Еще раз обмыть водой руки ребенка.
Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются. Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!») Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности. Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.
Учим пользоваться полотенцем
Снять полотенце с крючка.
Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
Вытереть вторую руку.
Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: «Какие теперь ручки?» Ответить: «Сухие, чистые!»
Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.
Учим пользоваться носовым платком
Знать назначение носового платка.
Не использовать его как предмет игры.
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
Знать свою расческу и место, где она лежит.
Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.). Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»). Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками. Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке. В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Средняя группа (от 4 до 5 лет). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу ( раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.