гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Источник

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Адаптированный вариант детской методики для изучения меж­личностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отно­шений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].

Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из ри­сунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис. 6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.

а) вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

б) ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты лю­бишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?» Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?»

Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по дан­ной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, до­статочно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребе­нок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность от­носительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки Результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика изме­ряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две боль­ше группы переменных.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Рис. 6. Примеры заданий из методики Рене Жиля

I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные от­ ношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношение к бабушке и дедушке;

6) отношение к другу, подруге;

7) отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявля­ющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности;

9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;

10)степень стремления к доминированию и лидерству;

12)социальная адекватность поведения — реакция на фруст­рацию;

13)степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрацион­ном листе. Суммирование баллов по каждому параметру произво­дится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20).

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Рис. 7. Примеры трафаретов к заданиям методики Рене Жиля

Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах (рис. 7).

1) для школьников, начиная с 2 —3-го классов, т.е. уже хоро­шо читающих, что делает возможным самостоятельное выполне­ние методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;

2) для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербаль­ные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники — уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти циф­ры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.

гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994 фото. картинка гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть фото гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994. смотреть картинку гильяшева и н игнатьева н д межличностные отношения ребенка м 1994.

Общие требования к процедуре опроса на примере опроса де­тей старшего дошкольного возраста.

1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.

2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения же­лательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обя­зательно получить ответ.

3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмот­рено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная ин­формация может существенно повлиять на общую оценку ответа.

4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяс­нить после. Желательно проверить полученную от ребенка инфор­мацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируют­ся в родственных отношениях.

5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех лю­дей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испыту­емого. Такой способ обследования дает возможность многократ­ного использования материала методики.

6. Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 — 30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начат отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день. В исключительном случае можно закончить обследо­вание ребенка по этой методике на следующий день.

Нами были проведены исследования валидности этой методи­ки. Содержательная валидность индексов отношений со значимы­ми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Были получены следующие коэффи­циенты корреляции: наивысший — для отца, высокие и значи­мые — для братьев и сестер, менее высокие, но все еще значи­мые — для бабушек и дедушек. Коэффициент корреляции индек­сов отношения к матери оказался низким положительным и не­значимым. Мы интерпретируем последнее так: отношения матери и ребенка наиболее амбивалентны и разнообразны. В методике Р. Жиля шкала отношения к матери нагружается 20 вопросами. Поэтому индекс отношения к матери как бы сглаживается, ус­редняется по этим 20 ситуациям. В методиках же «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений» отношения «мать—ребенок» пред­ставлены более нацеленно и однозначно. Поэтому коэффициент корреляции здесь небольшой и незначимый. Что касается отноше­ния к отцу, бабушкам, дедушкам и сиблингам, то все три мето­дики мерят их достаточно однородно. Поэтому и коэффициенты корреляции здесь больше.

Содержательная валидность второй группы показателей — лич­ностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кетелла.

Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточ­нился смысл параметра «любознательность». В обыденном созна­нии понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициатив­ность». Наши исследования показали, что в тесте Жиля «любозна­тельность» операционализируется только как «близость к расска­зывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрос­лого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженность», «стремле­ние к уединению». В формулировках из методики Жиля этот пара-Метр несет несколько негативный оттенок. Оказалось, что этот Фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким обра­зом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально разви­тыми и в этом смысле более независимыми, направленными не Столько на отношения «человек—человек», сколько на отноше­ния «человек—предметный мир».

Методика Жиля достаточно широко используется в исследова­тельской и консультативной практике психологов. Отчасти это Связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенци­альных пользователей этой методики на следующее.

1. Авторской публикацией этой методики является публикация И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева. Использование заведомо непол­ных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточ­нили понимание этой методики во втором издании (2003).

2. Многочисленные вторичные перепечатки методики отлича­ются погрешностями. Например, практически везде вдвое умень­шен размер картинок, используемых в методике. Это создает труд­ности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербаль­ный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказы­вая на него давление.

3. Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, со­стоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.

4. Наконец, нам встречались различные версии перевода мето­дики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вари­ант методики он держит в руках.

Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» бал­лы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.

3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представ­ляется интересным использовать ее и для диагностики межлично­стных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

В современной классификации проективных типов обследова­ния личности методика «Незавершенные предложения» находит­ся среди тех, которые основаны на дополнении — в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различ­ных конкретных целей.

Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе приема вербального завершения предложенной началь­ной части предложения. В их основе — положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной лично­сти и межличностных отношений. Большая индивидуальная сво­бода и богатство ответов определяются также минимумом осозна­ния со стороны испытуемого истинной цели исследования и тра­диционным для проективных методик принятием любого ответа без оценки его как правильного или неправильного.

Обследование, в котором используется конкретный вариант методики, может проводиться в устной или письменной форме:

— к устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и на­чальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения варианта методики «Незавершен­ные предложения» возможна только в рамках индивидуального, а не группового эксперимента;

— письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом на­чальные части предложений могут предъявляться устно (1-й спо­соб) и письменно — на специальных бланках (2-й способ) или на отдельных карточках (3-й способ). При работе с группой традици­онно используются 1-й и 2-й способы, в случае индивидуального эксперимента — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы проведения (письменной или устной) обследования существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каж­дого испытуемого фиксируется время, в течение которого он спра­вился с тестом в целом. При индивидуальном исследовании вре­менные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и отве­том испытуемого. Таким образом, измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, но не П РИ использовании бланка.

Использование различных вариантов методики «Незавершен­ные предложения» в области возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа увеличивается вместе с возрастом, причем «скачок» в его величине возникает между 10-ю годами. Это связано с развитием и применением контролирую­щих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около неко­торой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значи­мости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследо­вания — выражение повышенной утомляемости испытуемого.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА Р.ЖИЛЯ

Для исследования межличностных отношений в семье

Ольга БАРАНОВА

Выводы о характере межличностных отношений должны, в первую очередь, базироваться на наблюдении. Однако далеко не всегда у психолога имеются возможности для глубокого и всестороннего наблюдения, и тогда ему приходится моделировать межличностные связи клиентов. Нередко даже взрослому человеку бывает трудно с помощью речевых конструкций обозначить тонкие оттенки отношений, поэтому многие подобные тесты носят невербальный характер.
Для моделирования межличностных отношений широко используются неоднозначные рисунки (например, ТАТ и его многочисленные модификации, тест Розенцвейга и т.п.). Оценивая ситуацию на рисунках, испытуемый руководствуется личным опытом, своим знанием сферы отношений, собственной интерпретацией изображенных людей и предметов.
Особенности стимульного материала в каждой методике определяются задачей исследования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Это проективная визуально-вербальная методика. Она была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.
Методика представляет собой нечто среднее между анкетой и проективным тестом. Стимульный материал теста Р. Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые. Он также содержит тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения ребенка в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для него и затрагивающих отношения с другими людьми.
Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся за столом. Ребенку нужно выбрать себе место. В тестовых заданиях предлагается ответить на вопросы, например: «С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?»
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.
Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

— характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
— особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение. Несмотря на то что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста Р. Жиля, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с его помощью.

РУССКИЙ ВАРИАНТ

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его» (Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. «Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие». Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994. c. 3)
Данная адаптация проходила с учетом речевого развития здоровых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростков с разными формами патологий (например, стеснительных, робких, замкнутых, аутичных) или с задержками развития.
Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых — группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.
Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.
В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.
И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:

— методическое пособие;
— набор заданий;
— регистрационный лист;
— таблицы распределения заданий по шкалам.

Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).
Изучение структуры конкретно-личностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков в исследовательской работе И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой подтвердило текущую валидность теста. Напомним, что под текущей валидностью понимается характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике. Основной процедурой определения текущей валидности является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными характеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характеристики диагностической эффективности методики является сравнение контрастных групп. Текущая валидность может определяться и на основании сопоставления оценок и заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установленной (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999).

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.
А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.
Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.
Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.
Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.
Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.
Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *