гипотеза всегда формируется в форме
Как правильно сформулировать гипотезу научного исследования
Любое научное исследование состоит из множества разных компонентов. Одним из них является гипотеза. Чтобы знать, как её формулировать, нужно в первую очередь разобраться в самом термине и узнать, что он, собственно, означает.
Итак, гипотезой научного явления называют предположение, которое вытекает из теории. Как правило, гипотеза — это некая промежуточная стадия, так как она не является подтвержденной, но её и не отвергают. В данной статье мы попытаемся понять как нужно правильно формулировать гипотезу, а также рассмотрим, каких она бывает видов.
Какой бывает форма гипотезы?
В этом случае корректнее будет всё-таки употребить слово «формулировка». Обычно она начинается со следующих речевых оборотов: «если…, то…», «если…, то…, так как…». Во втором случае придаточная часть раскрывает суть описываемого явления. Именно с помощью неё выстраиваются причинно-следственные связи. Зачастую подобная форма используется при озвучивании гипотезы, носящей теоретический характер.
Два уровня гипотезы
Говоря об уровне гипотезы, стоит заметить, что он в свою очередь подразделяется на два вида, а именно:
Какими бывают виды гипотез?
По своим функциям научные гипотезы подразделяются на нижеизложенные виды, которые при желании можно выделить в три отдельные категории:
По содержанию также можно рассмотреть несколько, а точнее, два подвида:
ГИПОТЕЗА — что это. Суть, понятие и виды гипотезы
Гипотеза – это довод о том или ином явлении, который основывается на субъективном взгляде человека, направляющего свои действия в какую-нибудь установленную сторону. Если результат человеку пока неизвестен, то создается обобщенное предположение, а проверка его позволяет скорректировать общую направленность работы. Это и есть научное понятие гипотезы. Можно ли упростить значение этого понятия?
Объяснение «не научным» языком
Гипотеза – это способность предугадывать, прогнозировать результаты работы, и это важнейшая составляющая фактически каждого научного открытия. Она помогает просчитать будущие ошибки и промахи и понизить их количество в разы. При этом гипотезу, рожденную непосредственно во время работы, можно доказать частичным образом. При известном итоге в предположении нет смысла, и тогда гипотезы не выдвигаются. Вот такое простое определение понятия гипотезы. Теперь можно говорить о том, как она строится, и обсудить самые интересные ее виды.
Как рождается гипотеза?
Создание довода в человеческой голове – непростой мыслительный процесс. Исследователь обязан уметь создавать и обновлять полученные знания, а также он должен отличаться такими качествами:
В чем состоит суть гипотезы?
Гипотеза отражает объективную действительность. В этом она сходна с разными формами мышления, но она также и отличается от них. Главная специфика гипотезы состоит в том, что она отображает в материальном мире факты в предположительном ключе, она не утверждает категорически и достоверно. Потому гипотеза — это предположение.
Всем известно, что при установлении понятия через ближайший род и отличие потребуется указать еще и на отличительные признаки. Ближайшим родом для гипотезы в виде какого-либо результата деятельности является понятие «предположения». В чем же отличие гипотезы от догадки, фантазии, предсказывания, угадывания? Самые шокирующие гипотезы не строятся на одних домыслах, у всех них есть определенные признаки. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выделить существенные признаки.
Признаки гипотезы
Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.
Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.
Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление. Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.
Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.
Когда гипотеза прекращает существовать?
Подобное возможно лишь в паре случаев:
Подобное может произойти во время проверки гипотез, когда накопленных знаний достаточно для установления истины.
Что входит в структуру гипотезы?
Строится гипотеза из следующих элементов:
Стоит отметить, что гипотезы всегда одинаковы по логической структуре, но они различаются по содержанию и выполняемым функциям.
Что можно сказать о понятии гипотезы и видах?
В процессе эволюции знаний гипотезы начинают различаться по познавательным качествам, а также по объекту исследования. Остановимся детальнее на каждом из этих видов.
По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:
История показывает, что с развитием знаний появляется все больше экзистенциальных гипотез, которые рассказывают о существовании конкретного объекта. Дальше появляются описательные гипотезы, которые рассказывают о свойствах тех объектов, а уже в завершении рождаются объяснительные гипотезы, которые раскрывают механизм и причины появления объекта. Как вы видите, происходит поэтапное усложнение гипотезы в процессе познания нового.
Какие гипотезы бывают по объекту исследования? Различают общие и частные.
Что такое версия?
Понятие научной гипотезы уже выяснили, но вот существует еще один такой необычный термин – версия. Что это такое? В политическом, историческом или социологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике часто при пояснении тех или иных фактов или их совокупности выдвигается ряд гипотез, которые по-разному могут объяснить факты. Вот такие гипотезы называются версиями.
Версии бывают общими и частными.
Каким нормам обязана отвечать гипотеза?
Само понятие гипотезы в нормах права должно отвечать некоторым требованиям:
Как разрабатывается гипотеза?
Гипотезы человека представляют собой мыслительный процесс. Конечно же, представить общий и единый процесс построения гипотезы трудно: все из-за того, что условия для разработки предположения зависят от практической деятельности и от специфики той или иной проблемы. Однако возможно все же выделить общие границы этапов мыслительного процесса, которые приводят к появлению гипотезы. Это:
Теперь потребуется рассмотреть каждый этап возникновения гипотезы.
Выдвижение гипотезы
Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.
На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.
Развитие и проверка
После выдвижения гипотезы начинается ее развитие. Если предполагать выдвинутое предположение правдивым, то должен появиться ряд определенных следствий. При этом логические следствия нельзя отождествлять с выводами причинно-следственной цепи. Логическими следствиями являются мысли, которые поясняют не только обстоятельства явления, но и причины его возникновения и так далее. Сопоставление фактов из гипотезы с уже установленными данными позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Такое возможно только в результате проверки гипотезы на практике. Гипотеза всегда порождается практикой и только практика может решить вопрос о том, является ли гипотеза правдивой или ложной. Проверка на практике позволяет трансформировать гипотезу в достоверное знание о процессе (ложный он или истинный). Потому не стоит сводить истинность гипотезы к определенному и единому логическому действию; при проверке на практике применяются разные методики и способы доказательства или опровержения.
Видео: Почему теория эволюции — это теория, а не гипотеза?
Подтверждение или опровержение гипотезы
Гипотеза работы в научном мире применяется часто. Этот способ позволяет подтвердить или опровергнуть отдельные факты в юридической или экономической практике через восприятие. Примерами можно назвать открытие планеты Нептун, обнаружение чистой воды в озере Байкал, установление островов в Ледовитом океане и так далее. Все это когда-то было гипотезами, а сейчас – научно установленные факты. Проблема состоит в том, что в некоторых случаях с практикой трудно или же невозможно действовать, и проверка всех предположений не является возможной.
К примеру, сейчас есть шокирующая гипотеза о том, что современный русский язык глуше древнерусского, но проблема в том, что сейчас услышать устную древнерусскую речь невозможно. Нереально проверить на практике, постригался ли в монахи русский царь Иван Грозный или нет.
В случаях выдвижения прогностических гипотез нецелесообразно ожидать их непосредственного и прямого подтверждения на практике. Потому в научном мире пользуются таким логическим доказательством или опровержением гипотез. Логическое доказательство или же опровержение протекает опосредованным путем, ведь познаются явления из прошлого или сегодняшнего времени, недоступные для чувственного восприятия.
Главные пути логического доказательства гипотезы или ее опровержения:
Логическое доказательство или опровержение может протекать в прямой или косвенной форме доказательства или опровержения.
Важная роль гипотезы
Раскрыв проблему сущности, структуры гипотезы, стоит отметить еще и ее важную роль в практической и теоретической деятельности. Гипотеза – это необходимая форма развития научных знаний, без нее невозможно понять что-то новое. Она играет важную роль в научном мире, служит фундаментом при формировании фактически каждой научной теории. Все существенные открытия в науке возникали далеко не в готовом виде; это были самые шокирующие гипотезы, которые порой не желали даже рассматривать.
Интересные гипотезы и их опровержение
Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.
Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.
Видео: Цель и задачи исследования, гипотеза
Гипотеза всегда формируется в форме
Анализ теоретического материала
Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности
От общего к частному
Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.
Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.
Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.
По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
Главная характеристика гипотезы исследования
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Как сформулировать гипотезу?
Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.
Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?
Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.
Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.
Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.
Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?
Способы проверки гипотезы.
1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.
Выбрать правильный ответ. 1. Звание психолога
1. Звание психолога
а) защищено в большей части стран;
б) не может быть присвоено любым человеком;
в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;
г) может быть присвоено только клиническому психологу.
2. Клинический психолог
а) играет ту же роль, что и психиатр;
б) всегда работает в частном кабинете;
в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.
г) Все ответы неверны.
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей.
г) Верны все ответы.
4. Педагогический психолог
а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;
б) проводит собеседования и тесты;
в) стремится вводить эффективные методы обучения.
г) Верны все ответы.
5. Генетическая психология
а) изучает психическое развитие личности;
б) уделяет главное внимание изучению детей;
в) связана с биологией;
г) мало занимается пренатальным развитием.
6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом
а) использует специально разработанные анкеты;
б) должен применяться на репрезентативных выборках;
в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.
г) Верны все ответы.
8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью
а) установить причинную зависимость между двумя переменными;
б) выявить роль третьей переменной;
в) разъяснить используемые термины.
г) Неверны все ответы.
9. Гипотеза всегда формируется в форме
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях.
г) Все ответы неверны.
10. Независимая переменная всегда вводится
а) в экспериментальную группу;
б) в контрольную группу;
г) Все ответы неверны.
11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:
в) быстрота научения.
г) Все ответы неверны.
12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X», следует контролировать
а) дозу наркотика X;
г) Верны все ответы.
13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой
а) независимую переменную;
б) зависимую переменную;
в) контролируемую переменную;
г) промежуточную переменную.
14. Двойной слепой метод позволяет избежать
а) эффекта Розенталя;
г) субъективных интерпретаций.
г) Верны все ответы.
15. Публикация сообщения о результатах эксперимента
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна содержать описания использованного метода;
в) не должна вызывать новых вопросов.
г) Все ответы неверны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
Верно или неверно
1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;
Выбрать правильный ответ
1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;
Сознание и активация
Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.
Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потребностей и ожиданий.
Введение к части 2 135
Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиологами от ее понимания в психологии.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель классической музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.
Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.
Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.
Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Что такое психология. Том 1
Использование в лабораториях голубей, крыс, собак, обезьян и т. п. очень часто вызывает возмущение обществ защиты животных и вообще друзей животных. Безусловно, напрасные мучения живых существ недопустимы и заслуживают осуждения. Однако целый ряд явлений не удалось бы исследовать без опытов на таких живых объектах. В самом деле, по чисто этическим причинам, не говоря уже об элементарном здравом смысле, нельзя представить себе возможность испытывать новые лекарственные препараты на людях, повреждать у них различные участки головного мозга, помещать младенца в условия полной изоляции или отделять детей от их матерей на более или менее длительные сроки. А между тем эти разнообразные вмешательства чрезвычайно важны для анализа поведения и для профилактики и лечения некоторых серьезных аномалий личности. Поэтому если мы хотим добиться успехов в познании механизмов, лежащих в основе поведения, нам необходи-
Чем занимаются психологи? 121
мо изучать результаты различных воздействий на лабораторных животных.
Разумеется, полученные таким образом сведения нельзя автоматически переносить на человека. Они скорее дают возможность судить лишь о возможных последствиях таких воздействий. Правильность выдвигаемых исследователем гипотез будет оцениваться в зависимости от того, в какой мере клинические наблюдения над детьми или взрослыми, пережившими те или иные душевные травмы, будут соответствовать результатам лабораторных исследований.
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
В начале XX века, особенно после распространения теорий Фрейда, многие люди стали задумываться над своим половым поведением, спрашивая себя, что «нормально», а что нет. Психологи выдвинули по этому поводу ряд концепций, однако никто в сущности не знал, что происходит в спальнях большинства людей.
Когда в 1948 году Кинси опубликовал свою первую работу о половом поведении мужчин, она вызвала скандал. Содержавшиеся в ней откровения перевернули существовавшие прежде представления о «норме».
1 Необходимо отметить, что сельские жители, группы с низким уровнем образования, а также представители других рас, кроме белой, в выборке Кинси представлены слабо.
Рис. 3.9. Американский зоолог Альфред Кинси (Kinsey, 1894-1956), первым занявшийся широкомасштабным статистическим изучением полового поведения своих сограждан. Им основан Институт сексуальных исследований.
Однако еще более поразительным для того времени оказалось открытие, что гомосексуализм распространен гораздо шире, чем думали раньше. Хотя лишь немногие люди объявляли себя полностью гомосексуальными, около 20% женщин и 40% мужчин сообщили, что по меньшей мере один раз в жизни они участвовали в гомосексуальном половом акте. Информация такого рода заставила психологов и юристов увидеть всего лишь иную сексуальную ориентацию в том, что многим представлялось извращением, заслуживающим наказания по закону.
Большая часть выводов, сделанных Кинси, в общем и целом подтверждается результатами более поздних опросов (см., в частности, Hunt, 1974). Эти последние указывают, однако, на некоторую эволюцию сексуальных нравов. Так, например, почти половина женщин в возрасте до 21 года заявляет, что они вступали в половые сношения до брака, тогда как сорок лет назад в этом сознавалась всего лишь четвертая часть женщин. Что касается таких способов, как орально-генитальные контакты в качестве прелюдии к половому акту, то с ними, по-видимому, знакомы теперь 75% мужчин и женщин, тогда как в сороковые годы их число составляло всего 30%.
Документ 3.5. Наследственность и научение
Некоторые исследователи пытались выяснить, существует ли зависимость между наследственностью и обучаемостью. Этим занимался, в частности, Трайон (Try on, 1942): на протяжении семи лет он обучал последовательные поколения крыс проходить через лабиринт с коридорами, в конце которого им давали пищу (рис. 3.10).
1 В такого рода экспериментах считается ошибкой, если крыса выбрала путь, заканчивающийся тупиком, или повернула назад.
Чем занимаются психологи? 123
Рис. 3.10. Лабиринт с коридорами. На схеме показано, как крыса может проходить через лабиринт. Поколебавшись на развилках и обследовав тупики, животное доходит до того места, где находится пища, т. е. достигает цели (внизу справа). После ряда попыток крыса научается проходить через лабиринт без ошибок.
скрещивал между собой членов каждой группы и испытывал в лабиринте их потомков-особей следующего поколения. Среди тех он вновь отбирал «блестящих» и «глупых» и опять проводил внутригрупповые скрещивания. Такая селекция продолжалась в течение восьми поколений.
На рис. 3.11 представлены результаты, полученные для родительского поколения и для 1-го, 3-го, 5-го и 8-го поколений потомков. Совершенно очевидно, что различие между двумя линиями неуклонно возрастает, а кривые для 8-го поколения уже почти не перекрываются.
Таким образом, скорость научения у крыс, по-видимому, тесно связана с какими-то наследственными факторами. Может возникнуть соблазн сделать вывод, что наиболее успешно научение протекает у самых «умных» крыс, и считать это доказательством наследования умственных способностей. Трайон и многие другие психологи пишут об этом в ряде учебников, даже совсем недавних (см. досье 9.1). А между тем все далеко не так просто.
В самом деле, слишком часто забывают о результатах, полученных Сирлом (Searle, 1949) – одним из учеников Трайона. Сирл спустя 7 лет подверг испытаниям крыс 22-го поколения, с тем чтобы определить психологические признаки «блестящих» и «глупых» особей; однако он изучал их не в прежнем лабиринте, а в иных ситуациях. Три десятка экспериментов, проведенных Сирлом, привели его к выводам, в свете вторых заключения Трайона выглядят не столь окончательными.
Прежде всего оказалось невозможным выявить какое бы то ни было превосходство одной группы над другой по сообразительности вообще.
При этом «глупые» крысы проявляли даже более высокую спонтанную активность, чем «блестящие»; и если они по-прежнему медленно научались проходить лабиринт без ошибок, то при поисках корма на открытых пространствах или на высоко расположенных предметах они, наоборот, проявляли гораздо большую решительность, чем «блестящие».
Создается впечатление, что во всех ситуациях, близких к естественным условиям, «глупые» крысы превосходили «блестящих». В наши дни этолог добавил бы, что хорошо «адаптированная» крыса – это, несомненно, та, которая обладает эмоциональными характеристиками «глупой» крысы; вместо того чтобы устремиться, опустив голову, к нескольким зернышкам в искусственной среде лабиринта, такая крыса обстоятельно обследует все вокруг, останавливаясь даже в тупиках, чтобы принюхаться к следам мочи или другим меткам, оставленным ее
Чем занимаются психологи? 125
родственниками. К сожалению (для этих крыс), такое поведение не представляет ту концепцию разума животных, которой придерживались недавнем прошлом психологи. Но не оказываются ли в сходном чтении и многие дети, для которых в роли лабиринта выступает школа?
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
На путях психологических исследований расставлено множество капканов, очень часто толкающих к ошибочным выводам и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Мы перечислим лишь наиболее известные из этих капканов, в которые особенно рискуют попасть психологи-новички или же их испытуемые.
Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают (см. документ 12.7).
Присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или выполнение им поставленной задачи. Согласно Зайонцу (Zajonc, 1965), во время обучения наличие зрителей скорее смущает испытуемого, но после того, как он освоит решение задачи, или в том случае, если от него требуется физическое усилие, публика, напротив, облегчает дело.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую столь прекрасную, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.
Эффект первого впечатления
Этот эффект выражается в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или черты его характера, мы придаем наибольшее значение своему первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и нехарактерные.
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
За последние 30 лет благодаря химиотерапии в лечении психических расстройств произошли глубокие изменения. В некоторых случаях, однако, правомерно задать вопрос, кому принадлежит главная роль в таком лечении: препарату, врачу или самому пациенту?
Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов.
Чем занимаются психологи? 127
За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение больных с психиатром становилось все более дружелюбным, так что решено было даже снять смирительные рубашки. У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удивление когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты и среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина.
Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был признать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состояния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали относиться как к полноценным людям. Таким образом, их поведение изменилось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.
Выводы
1. Единственную гарантию серьезной работы психолога дает его научная подготовка в той или другой области психологии независимо от того, занимается ли он исследовательской или практической работой.
2. Клинический психолог и психолог-консультант оказывают психологическую помощь нуждающимся в ней людям. Первый имеет дело прежде всего с людьми, страдающими психическими расстройствами, которые он пытается диагностировать и лечить, применяя соответствующую психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и супружескими отношениями.
Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помогает отдельным людям или целым общинам справляться с возникающими у них проблемами.
3. Школьные и промышленные психологи – это психологи-консультанты, оказывающие помощь учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается педагогических психологов и психологов-эргономистов, то они занимаются совершенствованием видов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.
4. Психолог вмешивается во все большее число областей человеческой деятельности. В настоящее время возникли и развиваются издательская, юридическая, военная психология, психология религии, взаимодействий с окружающей средой и даже творчества
6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойственных ему особенностей. В отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга.
7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин.
8. В психологии используются методы двух категорий описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом.
9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возможность проверить действие независимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные определяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены промежуточные переменные (присущие испытуемым), способные повлиять на результаты.
10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испытуемых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.
11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.
Чем занимаются психологи 129
Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger
Fourastie J 1966 Les conditions de 1’espnt scientifique, Pans, Gallimard
Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-
des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d’action, Momreal, Les Editions
Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1’etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart
Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970’s, Chicago, Playboy Press Kinse\ А С Pomeroy W В Martin С Е 1948 Sexual behavior in the human male,
Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) «Teachers expectancies Determinants of pupils
I Q gain». Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) «The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness»,
Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on R С 1942 «Individual differences», in F A Moss, Comparative Psychology,
Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc R В (1985) «Social facilitation». Science, n° 149, p 269 274
Материал для самопроверки
1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.
2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет…. наиболее подходящую данному больному.
3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желающим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или.
4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.
5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.
6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов.
7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования.
8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека
9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных
1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный подход в терапии.
2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.
3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.
4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.
5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку некоторым учащимся.
6. Генетическая психология изучает действие генов.
7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психологов.
8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.
9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.
12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.
13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.
Выбрать правильный ответ
1. Звание психолога
а) защищено в большей части стран;
б) не может быть присвоено любым человеком;
в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;
г) может быть присвоено только клиническому психологу.
2. Клинический психолог
а) играет ту же роль, что и психиатр;
б) всегда работает в частном кабинете;
в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.
г) Все ответы неверны.
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей.
г) Верны все ответы.
4. Педагогический психолог
а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;
б) проводит собеседования и тесты;
в) стремится вводить эффективные методы обучения.
г) Верны все ответы.
5. Генетическая психология
а) изучает психическое развитие личности;
б) уделяет главное внимание изучению детей;
в) связана с биологией;
г) мало занимается пренатальным развитием.
6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом
а) использует специально разработанные анкеты;
б) должен применяться на репрезентативных выборках;
в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.
г) Верны все ответы.
8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью
а) установить причинную зависимость между двумя переменными;
б) выявить роль третьей переменной;
в) разъяснить используемые термины.
г) Неверны все ответы.
9. Гипотеза всегда формируется в форме
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях.
г) Все ответы неверны.
10. Независимая переменная всегда вводится
а) в экспериментальную группу;
б) в контрольную группу;
г) Все ответы неверны.
11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:
в) быстрота научения.
г) Все ответы неверны.
12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X», следует контролировать
а) дозу наркотика X;
г) Верны все ответы.
13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой
а) независимую переменную;
б) зависимую переменную;
в) контролируемую переменную;
г) промежуточную переменную.
14. Двойной слепой метод позволяет избежать
а) эффекта Розенталя;
г) субъективных интерпретаций.
г) Верны все ответы.
15. Публикация сообщения о результатах эксперимента
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна содержать описания использованного метода;
в) не должна вызывать новых вопросов.
г) Все ответы неверны.
1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;
Выбрать правильный ответ
1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;
2. Сознание и активация
Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.
Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потребностей и ожиданий.
Введение к части 2 135
Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиологами от ее понимания в психологии.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, которому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель классической музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.
Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.
Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.
Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения