гис мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2017 г. N 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2017 г. N 1312
«О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»
С изменениями и дополнениями от:
29 ноября 2018 г., 19 августа 2020 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления осуществлять реализацию полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, в пределах установленной предельной численности работников этих органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в бюджетах субъектов Российской Федерации, местных бюджетах на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением, при утверждении нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и ведения сегментов государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2017 г. N 1312
Положение
о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций
С изменениями и дополнениями от:
29 ноября 2018 г., 19 августа 2020 г.
3. Оператором системы мониторинга является Федеральное агентство по делам национальностей.
4. Федеральное агентство по делам национальностей как оператор системы мониторинга выполняет следующие функции:
б) осуществляет ведение системы мониторинга, включая анализ сведений и информации, поступивших от федеральных органов исполнительной власти в рамках информационного взаимодействия, их размещение в системе мониторинга и актуализацию;
в) определяет направления развития системы мониторинга;
г) обеспечивает пользователей системы мониторинга методической поддержкой по вопросам работы и организует проведение обучения пользователей;
д) обеспечивает защиту информации, содержащейся в системе мониторинга, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) организует доступ к системе мониторинга пользователей и их информационную поддержку по техническим вопросам;
ж) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе мониторинга и осуществляет их хранение.
5. Структура электронных форм системы мониторинга и порядок их заполнения указываются в методических рекомендациях.
II. Цель, основные задачи и принципы системы мониторинга
6. Целью создания и функционирования системы мониторинга является реализация Стратегии в части:
а) обеспечения условий для решения задач, направленных на своевременное выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
б) обеспечения возможности оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
в) принятия эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики;
Информация об изменениях:
г) учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц.
7. Основными задачами системы мониторинга являются:
а) проведение мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (средства массовой информации, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных межнациональных и межконфессиональных ситуаций;
б) сбор, автоматическая и автоматизированная обработка данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями (деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления), включая автоматическое (без участия оператора) выделение информационных поводов, отслеживание роста аудитории выделенных информационных поводов и передача их в отработку на муниципальный уровень на основании превышения критериев роста аудитории;
в) оценка, анализ и прогнозирование возникновения угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
г) выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций, в конфликтующих группах которых усматривается разделение по этническому и (или) конфессиональному признаку, а также в случаях, когда стороны конфликта ищут поддержки в этнически (конфессионально) родственной или этнически (конфессионально) дружественной среде;
д) оповещение об угрозе возникновения межнационального или межконфессионального конфликта;
е) поддержка принятия обоснованных управленческих решений в сфере государственной национальной политики;
ж) наполнение системы мониторинга сведениями, предоставленными в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения;
з) поддержка профилактики любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности за счет эффективного мониторинга и прогнозирования деятельности органов государственной власти по реализации государственной национальной политики;
и) осуществление регулярного сбора оперативной информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов в субъектах Российской Федерации, тенденциях развития межнациональных и межконфессиональных отношений в целях разработки соответствующих материалов, прогнозов и предложений. Периодичность осуществления сбора информации указывается в методических рекомендациях;
к) оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики;
л) оценка субъектов Российской Федерации по интегральному уровню конфликтности и социально-экономическим показателям;
м) мониторинг и аналитическая обработка различных источников информации по вопросам реализации государственной национальной политики;
Информация об изменениях:
н) формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также его ведение в установленном порядке.
8. Создание, функционирование и развитие системы мониторинга осуществляются на основании следующих принципов:
а) применение единой технической политики создания и функционирования системы мониторинга;
б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене информацией;
в) однократный ввод сведений, размещаемых в сегментах системы мониторинга, и их многократное использование;
г) обеспечение оперативного доступа пользователей системы мониторинга к информационным ресурсам;
д) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе мониторинга, в том числе за счет применения электронной подписи;
е) размещение сведений в системе мониторинга только уполномоченными должностными лицами;
ж) персональная ответственность уполномоченных должностных лиц за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в системе мониторинга;
з) использование преимущественно свободного программного обеспечения при создании, модернизации, функционировании и развитии системы мониторинга.
III. Сегменты системы мониторинга
9. Система мониторинга состоит из федерального сегмента и сегментов системы мониторинга субъектов Российской Федерации.
Федеральный сегмент системы мониторинга представляет собой единую информационно-технологическую инфраструктуру системы мониторинга.
10. Федеральный сегмент системы мониторинга обеспечивает:
а) функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в системе мониторинга на всей территории Российской Федерации;
б) функцию информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти;
в) функцию информационного взаимодействия между Федеральным агентством по делам национальностей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики, в части оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о возникновении конфликтной или предконфликтной ситуации;
г) функцию хранения и обработки информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
11. Региональные сегменты системы мониторинга обеспечивают:
а) функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в системе мониторинга в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) функцию информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении задач в сфере государственной национальной политики, предусмотренных Стратегией, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики, и органами местного самоуправления.
12. Порядок работы с закрытым модулем федерального сегмента системы мониторинга утверждается Федеральным агентством по делам национальностей по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы мониторинга
13. Обмен информацией между пользователями системы мониторинга осуществляется в электронной форме по защищенным каналам связи.
14. Взаимодействие системы мониторинга с иными информационными системами осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации к информационным системам, содержащим сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.
Информационное взаимодействие в рамках системы мониторинга осуществляется в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
16. Технические и организационные требования к информационному обмену указываются в протоколе об информационном обмене, который является приложением к соглашению.
17. Поставщики сведений, размещаемых в сегментах системы мониторинга, обеспечивают их достоверность, полноту и актуальность.
Информация об изменениях:
18. Поставщиками сведений в систему мониторинга являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Состав сведений, передающихся в систему мониторинга от каждого федерального органа исполнительной власти, определяется соглашением.
19. Обработка информации в рамках системы мониторинга и ее защита осуществляются с учетом положений законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях, о защите информации и персональных данных.
V. Порядок обеспечения доступа к системе мониторинга
20. Доступ к системе мониторинга предоставляется служащим федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участвующим в выполнении задач в сфере государственной национальной политики, предусмотренных Стратегией.
21. Идентификация и аутентификация служащих осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
22. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, выполняющих задачи в сфере государственной национальной политики, предусмотренные Стратегией, для получения доступа к системе мониторинга направляют оператору системы мониторинга заявку со списком служащих.
23. Оператор в течение 5 рабочих дней после получения заявки обеспечивает доступ к системе мониторинга служащим, указанным в заявке, и информирует их о предоставлении им доступа.
24. В случае увольнения служащего, участвующего в выполнении задач в сфере государственной национальной политики, предусмотренных Стратегией, руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, выполняющих задачи в сфере государственной национальной политики, предусмотренные Стратегией, не позднее даты увольнения служащего обязаны проинформировать оператора системы мониторинга о необходимости прекращения доступа такого служащего к системе мониторинга. Оператор в течение одного рабочего дня обязан прекратить доступ служащего к системе мониторинга.
25. Доступ к закрытому модулю системы мониторинга осуществляется на основании решения Федерального агентства по делам национальностей.
VI. Правовой режим информации, содержащейся в системе мониторинга, и программно-технических средств системы мониторинга
27. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе мониторинга, осуществляет Федеральное агентство по делам национальностей.
28. Федеральное агентство по делам национальностей обладает исключительными правами на используемые в системе мониторинга программное обеспечение и его компоненты.
29. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы координации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.
Исключительные права на результаты работ и оказание услуг по настройке регионального сегмента системы мониторинга, включая программное обеспечение и его компоненты (программные библиотеки, компиляторы, сервера приложений, системы управления базами данных и иные объекты интеллектуальной собственности), принадлежат соответствующему субъекту Российской Федерации.
VII. Хранение информации, содержащейся в системе мониторинга
30. Информация, содержащаяся в системе мониторинга и ее сегментах, хранится на электронных носителях. Срок хранения такой информации составляет 75 лет.
31. После истечения срока хранения, установленного пунктом 30 настоящего Положения, информация, содержащаяся в системе мониторинга, подлежит уничтожению в установленном законодательством Российской Федерации порядке на основании акта об уничтожении.
32. Технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения системы мониторинга должны обеспечивать:
а) обмен документированными сведениями, содержащимися в системе мониторинга и ее сегментах;
б) поиск информации по различным реквизитам, хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в системе мониторинга и ее сегментах;
в) актуализацию сведений, содержащихся в системе мониторинга и ее сегментах, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими;
г) составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц, ведение журнала операций, произведенных со сведениями системы мониторинга и ее сегментов.
VIII. Требования к техническим и программным средствам системы мониторинга
33. Технические и программные средства системы мониторинга должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаются на территории Российской Федерации;
б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
в) имеют действующие сертификаты на средства криптографической защиты информации, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации, и сертификаты на средства защиты информации (некриптографическими методами), выданные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе мониторинга, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации о пользователях системы мониторинга, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивают доступ пользователей к системе мониторинга, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в системе мониторинга информации от несанкционированного доступа;
е) обеспечивают прохождение участниками системы мониторинга идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
ж) обеспечивают возможность получения информации из системы мониторинга в виде файлов, электронных сообщений или на бумажных носителях;
з) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
34. В системе мониторинга обеспечивается единство справочной информации, включая словари, справочники, реестры и классификаторы.
Перечень словарей, справочников, реестров и классификаторов, используемых в системе мониторинга, устанавливается Федеральным агентством по делам национальностей.
IX. Требования к порядку защиты информации
35. Порядок защиты информации, предусматривающий в частности виды работ по защите информации и порядок их выполнения, должен соответствовать части 5 статьи 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и нормативным правовым актам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, определяющим требования к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.
Для поддержки принятия управленческих решений при реализации государственной национальной политики создается государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Определены цели, задачи и принципы создания и развития системы мониторинга, ее структура, порядок обеспечения доступа к ней.
С помощью системы мониторинга будут собирать информацию из различных источников (включая Интернет) о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, автоматически обрабатывать ее, анализировать и прогнозировать угрозы межнациональных и межконфессиональных конфликтов, выявлять конфликтные и предконфликтные ситуации, оповещать об угрозе межнационального или межконфессионального конфликта.
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2017 г. N 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»
Настоящее постановление вступает в силу с 8 ноября 2017 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 октября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 ноября 2017 г. N 45 ст. 6675
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 19 августа 2020 г. N 1257
Изменения вступают в силу с 29 августа 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1439
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2018 г.
Гис мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
2. Определить Федеральное агентство по делам национальностей оператором федерального сегмента государственной информационной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения сегментов государственной информационной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций субъектов Российской Федерации, в том числе порядок размещения в нем сведений.
5. Федеральному агентству по делам национальностей в 3-х месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить предусмотренные им акты.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. МЕДВЕДЕВ |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 201__ г. N____
Положение о государственной информационной системе мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций
I. Общие положения
2. Система мониторинга обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики.
3. Участниками при эксплуатации Система мониторинга являются:
а) оператор Система мониторинга;
4. Оператором Системы мониторинга является Федеральное агентство по делам национальностей.
5. Сведения, содержащиеся в сегментах Системы мониторинга, не являются общедоступными и относятся к сведениям, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
6. Федеральное агентство по делам национальностей как оператор Системы мониторинга выполняет следующие функции:
а) утверждает методические рекомендации о порядке заполнения электронных форм Системы мониторинга;
б) осуществляет ведение Системы мониторинга, представляющее собой размещение в Системе мониторинга сведений и информации, поступивших от федеральных органов исполнительной власти в рамках информационного взаимодействия после проверки их содержания на предмет полноты и достоверности, внесение в них изменений и исключение сведений из реестра;
в) определяет направления развития Системы мониторинга;
г) осуществляет мониторинг и анализ сведений и информации, поступивших от федеральных органов исполнительной власти в рамках информационного взаимодействия, размещенных в Системе мониторинга;
д) обеспечивает пользователей и участников информационного взаимодействия методической поддержкой по вопросам работы с федеральным сегментом Системы мониторинга, в том числе организует проведение обучения пользователей и представителей участников информационного взаимодействия, ответственных за работу с федеральным сегментом Системы мониторинга.
е) обеспечивает сохранность информации, содержащейся в Системе мониторинга, и невозможность ее несанкционированного изменения;
ж) организует доступ к Системе мониторинга пользователей и их информационную поддержку по техническим вопросам;
з) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к Системе мониторинга и осуществляет их хранение;
и) обеспечивает наполнение Системы мониторинга информацией о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений, полученной от федеральных органов исполнительной власти.
7. Структура электронных форм Системы мониторинга и порядок их заполнения определяются в методических рекомендациях о порядке заполнения электронных форм Системы мониторинга, утверждаемых Федеральным агентством по делам национальностей.
II. Цели, задачи и принципы Системы мониторинга
8. Целью создания и функционирования Системы мониторинга является реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия», а также Стратегии государственной национальной политики в части:
а) обеспечения условий для решения задач, направленных на своевременное выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
б) обеспечения возможности оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
в) принятия эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики.
Объектом мониторинга в Системе мониторинга являются отношения между представителями или группами людей, принадлежащих к различным этносам или конфессиям.
Конфликтной ситуацией выявляемой в ходе мониторинга считается особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:
а) в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому и/или конфессиональному признаку;
б) стороны ищут поддержки в этнически (конфессионально) родственной или этнически (конфессионально) дружественной среде;
в) новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической (конфессиональной) идентичности.
9. Основными задачами Системы мониторинга являются:
а) сбор, автоматическая и автоматизированная обработка данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями (деятельность государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, средства массовой информации, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные статистических опросов);
б) оценка, анализ и прогнозирование возникновения угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
в) оповещение об угрозе возникновения конфликта в соответствии с принятыми регламентами;
г) поддержка принятия обоснованных управленческих решений в сфере государственной национальной политики;
д) создание, исполнение и контроль поручений;
е) формирование и ведение реестров по учету субъектов и объектов государственной национальной политики;
ж) поддержка профилактики любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности за счет эффективного мониторинга и прогнозирования деятельности органов государственной власти по реализации государственной национальной политики;
з) осуществление регулярного сбора оперативной информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов в субъектах Российской Федерации, тенденциях развития межнациональных и межконфессиональных отношений, проведение на основе ее анализа разработки соответствующих материалов, прогнозов и предложений;
и) оценка эффективности деятельности государственных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики;
к) оценка субъектов Российской Федерации по интегральному уровню конфликтности и по ряду экономико-социальных показателей;
л) мониторинг и аналитическая обработка различных источников информации по вопросам реализации государственной национальной политики.
10. Создание, функционирование и развитие Системы мониторинга осуществляются на основании следующих принципов:
а) применение единой технической политики создания и функционирования Системы мониторинга;
б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене информацией;
в) однократный ввод сведений, размещаемых в сегментах Системы мониторинга, и их многократное использование;
г) обеспечение оперативного доступа участников Системы мониторинга к информационным ресурсам;
д) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в Системе мониторинга, в том числе за счет применения электронной подписи;
е) размещение сведений в Системе мониторинга только уполномоченными должностными лицами;
ж) персональная ответственность должностных лиц, участников Системы мониторинга за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в Системе мониторинга, а также за их хранение и уничтожение в установленном порядке;
з) использование преимущественно свободного программного обеспечения при создании, модернизации, функционировании и развитии Системы мониторинга.
III. Сегменты Системы мониторинга
11. Система мониторинга состоит из следующих сегментов:
федеральный сегмент Системы мониторинга, представляющий единую информационно-технологическую инфраструктуру Системы мониторинга;
12. Федеральный сегмент Системы мониторинга обеспечивает функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в Системе мониторинга на всей территории Российской Федерации, а также функцию информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, и между Федеральным агентством по делам национальностей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики.
13. Региональные сегменты Системы мониторинга выполняют функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в Системе мониторинга на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также функцию информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по реализации Стратегии государственной национальной политики, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики и органами местного самоуправления.
Создание регионального сегмента Системы мониторинга осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере реализации государственной национальной политики, путем проведения настроек Системы мониторинга под специфику органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют автоматизированные рабочие места для лиц, уполномоченных на работу в Системе мониторинга в органах исполнительной власти субъектов Российской федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований и осуществляют подключение автоматизированных рабочих мест к Системе мониторинга.
15. Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в реализации государственной национальной политики, имеют право получать доступ к Системе мониторинга в соответствии с Порядком обеспечения доступа к Системе мониторинга, утверждаемым Федеральным агентством по делам национальностей.
IV. Межведомственное взаимодействие в рамках Системы мониторинга
16. Обмен информацией между пользователями Системы мониторинга осуществляется в электронной форме через защищенные каналы связи.
17. Взаимодействие Системы мониторинга с иными информационными системами, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации к информационным системам, содержащим сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Информационное взаимодействие в рамках Системы мониторинга осуществляется с использованием единой информационно-технологической инфраструктуры Системы мониторинга.
18. Информационный обмен с федеральными органами исполнительной власти в рамках Системы мониторинга осуществляется на основании соглашений и протоколов об информационном обмене.
19. Протокол об информационном обмене устанавливает технические и организационные требования к информационному обмену.
20. Соглашения и протоколы об информационном обмене утверждаются совместным приказом федеральных органов исполнительной власти, между которыми заключаются такие соглашения и протоколы.
21. Обладатели информации, размещаемой в сегментах Системы мониторинга, обеспечивают ее достоверность, полноту и актуальность, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, содержащейся в Системе мониторинга, утверждаемым Федеральным агентством по делам национальностей.
22. Поставщиками сведений в Систему мониторинга являются:
Министерство внутренних дел Российской Федерации, в части сведений о криминогенной обстановке в субъектах Российской Федерации, а также статистических данных по прибывшим/убывшим мигрантам;
Министерство юстиции Российской Федерации, в части сведений о некоммерческих организациях;
Министерство здравоохранения Российской Федерации, в части сведений об оказании медицинской помощи в местах проживания коренных малочисленных народов;
Министерство культуры Российской Федерации, в части сведений о реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики;
Министерство образования и науки Российской Федерации, в части сведений о реализации мероприятий Стратегии государственной национальной политики;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в части сведений о реализации мероприятий на территории мест традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в части сведений о социальном обеспечении в местах проживания коренных малочисленных народов, а также статистические данные по мигрантам;
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в части сведений о зарегистрированных средствах массовой информации;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в части сведений о криминогенной обстановке в субъектах Российской Федерации и проводимых мероприятий по профилактике национального и религиозного экстремизма;
Федеральная служба охраны Российской Федерации, в части сведений о результатах проводимых социологических исследований в субъектах Российской Федерации;
Федеральная служба по финансовому мониторингу, в части сведений об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну;
Федеральная служба государственной статистики, в части сведений полученных от федеральных органов государственной власти в рамках федерального плана статистических работ;
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», в части информации о статистике посещаемости открытых ресурсов в сети «Интернет» с учетом географического месторасположения пользователей (геопривязкой) и с точностью до муниципального образования.
23. Порядок межведомственного информационного взаимодействия в рамках регионального сегмента Системы мониторинга на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по реализации Стратегии государственной национальной политики, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере реализации государственной национальной политики и органами местного самоуправления определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
24. Обработка информации в рамках Системы мониторинга и ее защита осуществляются с учетом положений законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и персональных данных.
V. Порядок обеспечения доступа к Системе мониторинга
26. Идентификация и аутентификация уполномоченных сотрудников осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
27. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления выполняющие возложенные на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по реализации Стратегии государственной национальной политики для получения доступа направляют заявку со списком уполномоченных сотрудников оператору Системы мониторинга.
28. Оператор в течение 5-ти рабочих дней после получения заявки обеспечивает доступ уполномоченным сотрудникам, указанным в заявке, и информирует их о предоставлении доступа по электронной почте.
29. В случае увольнения уполномоченного сотрудника, руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, выполняющие возложенные на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по реализации Стратегии государственной национальной политики, не позднее даты увольнения обязаны проинформировать оператора Системы мониторинга о необходимости прекращения доступа уволенному уполномоченному сотруднику.
Оператор в течение 1-го рабочего дня обязан прекратить доступ уполномоченному сотруднику.
30. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, выполняющие возложенные на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по реализации Стратегии государственной национальной политики, несут ответственность за обоснованность предоставления доступа к Системе мониторинга своим подчиненным, а так же за своевременность информирования оператора Системы мониторинга об увольнении уполномоченных сотрудников.
31. Уполномоченные сотрудники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за передачу ключей доступа к Системе мониторинга посторонним лицам.
32. Доступ к закрытому сегменту Системы мониторинга осуществляется на основании приказа Федерального агентства по делам национальностей.
VI. Правовой режим информации, содержащейся в Системе мониторинга, и программно-технических средств Системы мониторинга
33. Информация, содержащаяся в Системе мониторинга, не является общедоступной. Отдельные сведения, содержащиеся в Системе мониторинга, относятся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
34. Информация, содержащаяся в Системе мониторинга, не относится к категории открытых данных.
35. Правомочия обладателя информации, содержащейся в Системе мониторинга, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по делам национальностей.
36. Исключительные права на используемые в Системе мониторинга программное обеспечение и его компоненты (программные библиотеки, компиляторы, сервера приложений, системы управления базами данных и иные объекты интеллектуальной собственности) принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по делам национальностей.
37. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы координации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.
Исключительные права на результаты работ и оказания услуг по настройке регионального сегмента Системы мониторинга, включая программное обеспечение и его компоненты (программные библиотеки, компиляторы, сервера приложений, системы управления базами данных и иные объекты интеллектуальной собственности) принадлежат соответствующему субъекту Российской Федерации.
VII. Хранение информации
38. Информация, содержащаяся в Системе мониторинга и ее сегментах, хранится на электронных носителях. Срок хранения такой информации составляет 75 лет.
39. После истечения срока хранения, установленного пунктом 38 настоящего Положения, информация подлежит уничтожению в установленном законодательством Российской Федерации порядке на основании акта об уничтожении.
40. Технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения Системы мониторинга должны обеспечивать:
а) обмен документированными сведениями, содержащимися в Системе мониторинга и ее сегментах;
б) поиск информации по различным реквизитам; хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в Системе мониторинга и ее сегментах;
в) актуализацию сведений, содержащихся в Системе мониторинга и ее сегментах, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими;
г) составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц; ведение журнала операций, произведенных со сведениями Системы мониторинга и ее сегментов.
VIII. Требования к техническим и программным средствам
Системы мониторинга
41. Технические и программные средства Системы мониторинга должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаются на территории Российской Федерации;
б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
в) имеют действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в Системе мониторинга, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации о пользователях Системы мониторинга, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивают доступ пользователей к Системе мониторинга, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в Системе мониторинга информации от несанкционированного доступа;
ж) обеспечивают прохождение участниками Системы мониторинга идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
з) обеспечивают возможность получения информации из Системы мониторинга в виде файлов, электронных сообщений или на бумажных носителях;
и) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
42. В Системе мониторинга обеспечивается единство нормативно-справочной информации, включая словари, справочники, реестры и классификаторы.
Перечень словарей, справочников, реестров и классификаторов, используемых в Системе мониторинга, устанавливается Федеральным агентством по делам национальностей.
Обзор документа
Разработано положение о государственной информационной системе мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Будут определены цели, задачи, принципы, структура, участники системы, порядок доступа и технические требования к ней, а также порядок защиты информации.
Оператором cистемы планируется назначить ФАДН. Следует отметить, что доступ к сведениям в системе будет ограничен законодательством о государственной тайне.
Срок хранения информации на электронных носителях системы будет составлять 75 лет.