глагол и его особые формы
Глагол как часть речи
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.
Возвратные глаголы
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.
Все возвратные глаголы — непереходные.
Виды глаголов
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.
Совершенный вид
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Несовершенный вид
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Спряжение глаголов
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю) (ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю) -ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём) (вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им -ите -ат (-ят) |
Примечания
Безличные глаголы
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.
В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами
Глагол и его особые формы – причастия и деепричастия
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Общее грамматическое значение глагола – значение действия. Морфологические признаки глагола делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным морфологическим признакам глагола относятся возвратность, вид, переходность, тип спряжения; к непостоянным – число, наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в настоящем и будущем временах), род (в единственном числе глаголов прошедшего времени изъявительного и условного наклонений).
Синтаксические функции глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.
В предложениях инфинитив может быть всеми членами:
Курить – здоровью вредить.
Учитель сказал нам принести альбомы для рисования.
Мечта увидеть Париж появилась у меня в детстве.
Он пошёл на соседнюю улицу посмотреть на пожар.
Постоянные признаки глагола.
Возвратными называются глаголы, имеющие возвратный суффикс -ся (-сь), особенностью которого является то, что он стоит после всех морфем и даже после окончания: умоется, пригорюнишься, вернулись. Невозвратные глаголы такого суффикса не имеют: умыть, вернёшь, подскажут.
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам: глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, сидеть), а глаголы совершенного вида – на вопрос что сделать? (сказать, присесть). Переходные глаголы – это такие глаголы, действие которых переходит на предмет, поэтому переходные глаголы требуют наличия при себе зависимого существительного или местоимения в винительном падеже без предлога: купить (что?) портфель, встретить (кого?) друга. При переходном глаголе может быть употреблено существительное в родительном падеже без предлога, обозначающее часть предмета или при отрицании: купить (чего?) хлеба, сахару; не купить (чего?) масла, молока. При непереходном глаголе зависимого существительного (местоимения) либо вообще нет, либо оно в форме любого падежа, в том числе в винительном с предлогом (кроме вин. без предлога): умоюсь (нет зависимого существительного), прилечь на диван (винительный падеж с предлогом), лежать на диване (предложный падеж).
Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми, так как в разных личных формах у них окончания разных спряжений, а глаголы дать, есть спрягаются особо, так как в единственном числе у них необычные окончания: ем, дам, ешь, дашь, ест, даст.
Непостоянные признаки глагола.
Все глаголы изменяются по числам и наклонениям. Глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, условное. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальное действие, которое происходило (произошло), происходит или будет происходить (произойдёт): ученики решали (решают, будут решать) задачу; ученики решили (решат) задачу. Глаголы повелительного наклонения обозначают действие, которое кто-то кого-то побуждает совершить (побуждением называется приказ, просьба, совет, пожелание), например: реши (решите) эту задачу; решайте эту задачу. Глаголы условного наклонения обозначают желаемое действие или действие, возможное при каких-то условиях: решили бы эту задачу, но времени не осталось.
По временам глаголы изменяются только в изъявительном наклонении. У глагола основными являются формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошедшем (решали, любили, писали), настоящем (решают, любят, пишут) и будущем: (будут решать, будут любить, будут писать). Следует иметь в виду, что глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, причём форма будущего времени у них сложная (состоит из спрягаемого глагола быть и инфинитива): говорить – говорил, говорю, буду говорить. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени – прошедшее и будущее, причём форма будущего времени у них простая: сказать – сказал, скажу.
Примечание: от глаголов совершенного вида не образуются также действительные и страдательные причастия настоящего времени.
В настоящем и будущем временах глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам. Форма 1-го лица указывает на говорящего (пишущего) – говорящих (пишущих): летаю, летаем. Форма 2-го лица указывает на собеседника (адресата) – собеседников (адресатов): летаешь, летаете. Форма 3-го лица указывает на лицо (лица) или предмет (предметы), о котором (которых) говорят (пишут): летает, летают.
Словообразование глаголов.
Глаголы образуются с помощью приставок, суффиксов, а также приставок и суффиксов одновременно: лететь – улететь, полететь, облететь, слететь, влететь, вылететь, перелететь; решить – решать, трое – утроить.
Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение
Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.
Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.
Другое значение слова «глагол»
Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:
Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».
Переходные и непереходные глаголы
Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.
Совершенные и несовершенные глаголы
Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».
Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».
Возвратные глаголы
Безличные глаголы
Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.
Наклонение глаголов
В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.
Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»
Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».
Спряжение глаголов
Неспрягаемые (особые) формы глагола, их объединяющий признак
Место причастия и деепричастия в системе частей речи
Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) засыпающего. Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: строящий — увлекшийся, совершенный или несовершенный вид: оклеена — гонимые, время (настоящее, прошедшее): засыпающий — заснувший.
Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении причастие чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.
Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: любящая мать. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: решенная школьником задача.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: любя природу, сверкнув кинжалом. Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым. Как и наречие, деепричастие не изменяется.
Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: залив — заливая, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза — переходное, стараясь — непереходное. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.
Причастия и деепричастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной. Место причастий и деепричастий в современном русском языке до конца не определено. Так, некоторые ученые — авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) считают причастие и деепричастие самостоятельными частями речи.
18. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
19. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся:
— на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением).
— на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.
20. Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложением называется слово или сочетали слов, грамматически оформленное и выражающее сообщение, вопрос или побуждение. Простое предложение — основная синтаксическая единица, имеющая одну грамматическую основу, состоящую из двух (или одного) главных членов. Таким образом, предложение представляет собой отдельное высказывание, обладает смысловой и интонационной законченностью. По цели высказывания предложения бывают повествовательными (содержат весть, сообщение): Пришла пора экзаменов; вопросительными (содержат вопрос): Ты устал?; побудительными (содержат побуждение, «будят»): Ребята, изучайте и любите русский язык! По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными (если высказывание сопровождается сильным чувством) и невосклицательными. Выделять главный смысловой элемент в предложении помогает логическое ударение. С помощью логического ударения создаются содержательные варианты предложения. Предложение Хорошо в лесу ранней весной, кроме общего смысла, может передавать дополнительную информацию в зависимости от того, на какое слово падает логическое ударение: именно хорошо, а не плохо; именно в лесу, а не в другом месте; именно весной, а не в другое время года. Знаки препинания помогают на письме передать особенности строения и интонации предложения. Точка, вопросительный, восклица-тельный знаки, многоточие — знаки конца предложения.
Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные
21. Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет и относится к сказуемому или другим членам предложения. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются косвенными падежами существительных и местоимений, например: Старик ловил (ч е м?) неводом (ч т о?) рыбу. (А. Пушкин.) Дополнения могут выражаться также словами других частей речи в значении существительного в косвенном падеже, например: Старый Тарас думал (о ч е м?) о давнем. (Н. Гоголь.) Завтра не будет похоже (на что?) на_сегодня. Девять делится (на ч т о?) на_три. В роли дополнения может выступать и неопределенная форма глагола, например: Все просили ее (о ч е м?) спеть. (М. Лермонтов.)
Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования — согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) — несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). — Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение). Приложение — это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)
Обстоятельство — второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения. По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: образа действия (как? каким образом?): Звон/со кукушка вдали куковала. (Н. Некрасов.); степени (как? в какой степей и?): Она изменилась до квузнаваелеостц; места (где? куда? откуд а?): Кругом кричали коростели. (Ф. Тютчев.); времени (когда? как долго? с каких пор? дока-к и х п о р?): Вчера я приехал в Пятигорск. (М. Лермонтов.); условия (при каком услови и?): При_ старании вы сможете добиться больших успехов; причины (почему? о т ч е г о?): Сгоряча_ он не почувствовал боли; цели (зачем? для чег о?): Алексей Мересьев был направлен в Москву на^ечение^. (Б. Полевой.) Обстоятельство цели может быть выражено неопределенной формой глагола, например: Я приехал (з а ч е м?) проведать_ тебя.
22. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Однородными могут быть любые члены предложения, как главные (Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце, — И. Тургенев.), так и второстепенные (Солнце — мое. Я его никому не отдам. Ни на_час, ни на_луч, ни на взгляд. — М. Цветаева.) Однородные члены предложения могут располагаться подряд или отделяться друг от друга различными членами предложения, например: Вот уж потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи. (И. Тургенев.) Поднялся ветер и закружил опавшие листья.
Однородные члены предложения могут выражаться словами одной части речи или разных частей речи, например: Месяц показался из-за горы и светит всему миру. (Н. Гоголь.) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием. (М. Пришвин.)
Однородными членами предложения не являются: повторяющиеся слова, имеющие усилительное значение (далеко-далеко; бежал, бежал); фразеологизмы (и день и ночь и др.).
Средствами выражения однородности являются интонация и союзы. Однородные члены предложения, при которых нет союзов, разделяются на письме запятыми.
Произносятся однородные члены предложения с перечислительной интонацией, на каждый из них падает логическое ударение, например: Выступающий говорил четко, понятно, простым языком.
Если однородные члены соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится в следующих случаях:
1. Перед противительными союзами а, но, дa (=но), зато, однако, например: Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки.
Перед второй частью двойного союза.
Перед повторяющимися соединительными или разделительными союзами Запятая не ставится:
1. Между однородными членами предложения, свя—занными одиночными соединительными или разделительными союзами;
2. При повторяющемся союзе и, если однородные члены образуют тесное смысловое единство;
3. Во фразеологических оборотах: и смех и грех, ни рыба ни мясо, ни то ни се, ни взад ни вперед.
При однородных членах могут стоять обобщающие слова, которые имеют более широкое значение и обобщенно выражают значение однородных членов, давая общее наименование тому, что перечисляется, например: В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. (И. Гончаров.)
Знаки препинания при обобщающих словах ставятся следующим образом: 1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово, то после него ставится двоеточие;
2. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире;
3. Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.
Если после обобщающих слов стоят пояснительные союзы а именно, то есть, как то, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями. (И. Тургенев.) Если после однородных членов перед обобщающим словом употребляются вводные слова одним словом, словом, то перед последними ставится тире, а после них запятая.
Однородные члены уточняют и конкретизируют обобщающее слово, которое чаще всего выражается местоимением. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены, и является тем же членом предложения. Однородные члены предложения употребляются в разных стилях речи для более точного описания предметов и явлений.
23. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращаются с речью.
Обращения в устной речи служат для привлечения внимания к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже прилагательными или причастиями в значении таких существительных, например: Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к адресату. Вот несколько примеров из писем А. П. Чехова: Многоуважаемый Николай Николаевич, большое спасибо Вам за поздравление и за ласковые слова; Дорогой Алексей Максимович, отвечаю сразу на два письма; Милый Миша, здравствуй; Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.
В художественной речи поэтическими обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения, например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Обращение в предложении выделяется запятыми, например: Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. Если обращение находится в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы, например: Друзья! Поздравляю с праздником!
Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: На мое счастье, погода все время стояла великолепная. Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями: Пурга, безусловно, скоро кончится (вводное слово) и Пурга, я уверен, скоро кончится (вводное предложение).
Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением), а на письме — запятыми, например: По-видимому, путешествие приближалось к концу. Вы, я знаю, неприхотливы. (И. Тургенев.)
Таким образом, вводные слова и предложения позволяют выразить оттенки мысли, указать источник сообщения, передать различные чувства.
Вставные конструкции содержат добавочные сообщения, попутные замечания. На письме вставные конструкции выделяют скобками или тире, например: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один. (А. Пушкин.) или:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
(Я. Смеляков.)
24. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения — наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например: Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь. (М. Горький.)
По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны, по видам связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.
Бессоюзными называются сложные предложения, части которых соединены только при помощи интонации, например: Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)
Союзными называются сложные предложения, части которых соединены при помощи интонации и союзов или союзных слов, например: Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
На письме части сложных предложений разделяются знаками препинания.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные.
Сложносочиненные предложения — это такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами и интонацией, например: Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)
Сложноподчиненные предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним интонацией и подчинительным союзом или союзным словом, например: Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным, а зависимое, подчиненное главному по смыслу и грамматически, содержащее средство связи (союз, союзное слово), — придаточным.
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчиненных предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.
25. Чужая речь и основные способы ее передачи
Основные способы передачи чужой речи — прямая, косвенная и несобственно-прямая речь.
Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. В этом случае чужая речь и речь говорящего четко разграничиваются: Он вдруг остановился, протянул руку вперед и промолвил: «Вот куда мы идем». (И. Тургенев.) Прямая речь всегда представлена говорящим (пишущим) как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь.
Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие слова (авторские) могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи, например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув в землю ногой. (М. Горький.)
Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные Местоимения и глагольные формы от первого лица — характерные особенности прямой речи. Система знаков препинания при прямой речи:
А: «П».
А: «П?(!)»
«П», — а.
«П?(!)» — а.
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П, — а. — П?(!)»
«П?(!) — а. — П». — а. —
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире, но если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.
В предложении с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение): Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват; Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Вопрос, переданный в косвенной речи, называют ный знак не ставится, например: Лесничий спросил, видел ли я на озере лебедей. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Несобственно-прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью, например: Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы — поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.) Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками, ведется от имени автора повествования.
Кроме перечисленных способов, чужая речь может быть оформлена как цитата.
Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Чужая речь может быть передана простым предложением, при этом часто указывается лишь тема речи. Содержание чужой речи передается дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, неопределенной формой глагола с прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (М. Лермонтов.) Я был тут; зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (М. Лермонтов.)
26. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
27. Стили речи, их функции и сфера употребления.
Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный) язык.
Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.
В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественныйстили речи.
Наиболее важные признаки каждого из стилей определены с учетом следующего: а) с какой целью говорим; б) в какой обстановке говорим; в) речевые жанры; г) языковые средства выражения; д) стилевые черты речи.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нем часто используется разговорная и просторечная лексика.
Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи, например: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле. И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил все свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы. (А. Яшин.)
В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественного стиля, не является результатом специального творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.
Непринужденная обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрепа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).
Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жанры — научная статья, учебная литература. Широко используется терминологическая и профессиональная лексика.
Главное назначение научного текста — изучать явления, предметы, называть их и объяснять. Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол; широкое использование абстрактной лексики и терминов, например: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов.)
Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, ‘протоколов, расписок, справок.
В официально-деловом стиле нет места проявлению авторской индивидуальности, стилевые черты — официальность, точность. Например:
Расписка. Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.
23 марта 2000 г. Е. Тихонова Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев общества, причем воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Функционально-стилистические границы в современном языке очень тонки и сложны. Единицы одного стиля могут употребляться в других функциональных разновидностях языка.