глагол неопределенной формы правило 3 класс
Неопределенная форма глагола
Понятие глагола
Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что будет делать? споет.
Шесть форм глаголов:
Понятие неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.
Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Примеры глаголов в неопределенной форме:
что делать? играть, читать ;
Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:
-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );
-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
основу настоящего времени;
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
Для глаголов прошедшего времени:
ползать — ползал, ползала, ползало, ползали;
подвезти — подвез, подвезла, подвезло, подвезли;
Для глаголов условного наклонения:
ползал бы, ползала бы, ползало бы, ползали бы;
подвез бы, подвезла бы, подвезло бы, подвезли бы;
Для действительных причастий прошедшего времени:
Для страдательных причастий прошедшего времени:
Для деепричастий совершенного вида:
Образование инфинитива
Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:
-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.
беречь — корень/нулевое окончание;
пренебречь — корень/нулевое окончание;
привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;
запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.
У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:
Вид — совершенный, несовершенный;
Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
Возвратность — возвратные, невозвратные.
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:
-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;
-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность — переходные, непереходные.
Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.
После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:
качать (кого?) ребенка.
Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.
Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:
Бабушка решила приготовить пирог.
Пирог должен скоро приготовиться.
Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.
Конспект по русскому языку (3 класс) «Неопределённая форма глагола»
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: ознакомление с особенностями глаголов в неопределенной форме; формирование умения распознавать эти глаголы, образовывать однокоренные глаголы в неопределенной форме, подбирать к ним антонимы, наблюдать над употреблением в речи устойчивых сочетаний слов.
Задачи:
Образовательная: Организовать деятельность учащихся по восприятию, изучению и закреплению понятия «неопределенной» формы глагола и ее признаков; познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределенной формы; познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределенную форму глагола; обеспечить применение приемов распознавания н.ф. глагола; формировать умение находить глаголы н.ф., ставить вопросы к глаголам н.ф. и образовывать н.ф. глагола от других частей речи.
Развивающая: создать условия для развития у учащихся умения обобщать полученные данные и делать выводы; обеспечить развитие у учащихся умений самостоятельно мыслить, ставить собственные цели, формулировать проблему, предлагать пути ее решения, производить рефлексию и оценку своих действий; обогащать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда; создать условия для развития навыков совместной работы в группе и стремления к взаимопониманию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: знают особенности глаголов в неопределенной форме, распознают эти глаголы.
узнают неопределенную форму глагола по вопросам, образовывать от существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, понимают значение фразеологизмов, подбирают антонимы к глаголам в неопределённой форме.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты по теме «Глагол».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – совершенствуют умение контролировать свою деятельность по результату; формировать умение прогнозировать; создают алгоритм действия ; корректируют работу по ходу выполнения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – принимают участие в работе в паре с одноклассниками; аргументируют свои позиции и координируют их с позициями партнеров.
ЛИЧНОСТНЫЕ: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимают смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Средства обучения: раздаточный материал, учебник, интерактивная доска, меловая доска с магнитами, сайт https://learningapps.org/.
Литература: учебник «Русский язык 3 класс, 2 часть» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Что такое начальная (неопределённая) форма глагола? Как её определить?
Начальная форма глагола — это… (определение)
Начальная, исходная форма глагола — это неопределенная форма, или инфинитив, которая в зависимости от грамматической категории вида глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать?
Чтобы понять, что такое начальная форма глагола, повторим, какие слова в русском языке принадлежат к этой самостоятельной части речи.
В определении слов рассматриваемой части речи прозвучали вопросы:
Эти вопросы зададим к глаголу, если хотим установить его начальную форму, которая называется неопределенной формой, или латинским термином — «инфинитив».
Глагол изменяется по лицам и числам (спрягается), имеет три наклонения. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (гуляю, гулял, буду гулять).
Начальная форма глагола называется неопределенной, потому что у слов в этой форме невозможно определить многие грамматические категории: лицо, число, наклонение, время, род.
Как определить начальную форму глагола?
У каждого глагола, обозначающего действие или состояние, существует начальная форма, например:
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания, например:
Запомним написание неопределённой формы глагола «прийти» с буквой «й» в его корне.
Сравним:
Для чего используется неопределенная форма глагола?
Во-первых, у многих словоформ глаголов личные окончания являются безударными. Например, возникают сомнения в написании букв «е» или «и» в формах слов:
Чтобы правильно написать слова в подобной ситуации, необходимо установить спряжение глагола по его неопределенной форме. Алгоритм этого подробно объясняется в этой статье.
Во-вторых, в форме прошедшего времени многих глаголов является безударным суффикс, например:
От основы неопределенной формы образуются многие глагольные формы.
Поэтому важно правильно определить неопределенную форму, а в ней безударный глагольный суффикс, знание которого поможет в написании глагольных форм прошедшего времени, действительного и страдательного причастий прошедшего времени, форм деепричастий.
Морфологические признаки неопределенной формы глагола
Неопределённая форма глагола обозначает действие или состояние предмета, но при этом не обладает непостоянными глагольными признаками лица, числа, наклонения, времени и рода. Инфинитив имеет только постоянные морфологические признаки.
Выполним морфологический разбор слова «гаснуть».
I. Гаснуть (что делать?), глагол, обозначает действие;
Мечта вырваться из плена домашних забот была в ней сильна.
I. Вырваться (что сделать?), глагол, обозначает действие.
Видеоурок «Неопределенная форма глагола»
3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов
3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Какая форма глаголов называется неопределённой?
Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».
Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.
Послушайте стихотворение, найдите глаголы.
Как хорошо, друзья, шагать
По тропке с рюкзаком.
Чудесно по полю скакать
Приятно также сесть в экспресс –
Мелькнёт в окошке луг и лес.
Скользить неплохо по волнам
На корабле морском.
Но лучше мчаться в небесах
На лайнере стальном. (И. Холин)
Шагать, скакать (что делать?),
скользить (что делать), мчаться (что делать?).
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.
Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.
Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме
Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
«Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами…
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Глаголы в неопределённой форме:
Царь Дадон под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
«Сказка о золотом петушке».
Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.
Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.
Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).
Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).
Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.
Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола
2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.
3. Назови неопределённую форму нужного глагола.
догоняли Что делали? Что делать? Догонять.
догнали Что сделали? Что сделать? Догнать
наказывает Что делает? Что делать? Наказывать
накажет Что сделает? Что сделать? Наказать
оставляла Что делала? Что делать? Оставлять
оставила Что сделала? Что сделать? Оставить
несу Что делаю? Что делать? Нести
понесу Что сделаю? Что сделать? Понести
По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.
Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:
стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).
В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.
Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.
потекла – что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)
стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)
сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)
увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)
Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов
Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.
Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять
Что такое постфикс?
Найдём глагол в неопределённой форме.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт-
Только прислушаться надо. (В. Семернин)
Что сделать?, прислушаться – глагол в неопределённой форме.
Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы
Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.
Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.
Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,
подремать – приставка по-, суффикс –а,
покашлять – приставка по-, суффикс –я-,
откашляться – приставка от-, суффикс –я-,
поплясать – приставка по-, суффикс –а-,
приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,
отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.
Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме
Может (что делать?) всасывать,
могут (что делать?) прогрызать и пить,
помогают (что делать?) хватать и держать,
способен (что делать?) доставать,
способна (что делать?) срезать и перемалывать,
может (что делать?) вырабатывать,
должны (что делать?) попадаться,
что сделать? не ускользнуть.
Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме
Ставим глаголы в неопределённую форму
Как приготовить оладушки.
Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).
Поставим глаголы в неопределённую форму.
Как приготовить оладушки.
Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавитьмуку и всё перемешать. Можно печь.
Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?
(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.
Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.
Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.
Поэтому правильно говорить так:
Заключение
На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.
Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти, иногда на –чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.
Неопределенная форма глагола
Всего получено оценок: 760.
Всего получено оценок: 760.
В какой форме представлены глаголы в словарях? Конечно же, в начальной или неопределенной форме, которая иначе называется инфинитив. В этой статье можно ознакомиться с морфологическими признаками инфинитива, способами его образования. Каждое правило проиллюстрировано примерами.
Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?
Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться).
Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
В предложении глаголы в форме инфинитива могут выступать частью составного сказуемого, сказуемым и подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Морфологические признаки инфинитива
Инфинитив является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:
которые читают вместе с этой
Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога:
Как образуется форма инфинитива?
Неопределенная форма глагола образуется от основы инфинитива (основы глагола, от которой также образуются личные формы) при помощи словоизменительных суффиксов: