главная и старшая медицинская сестра имеют право накладывать дисциплинарное взыскание
Приложение N 48. Положение о главной (старшей) медицинской сестре городской поликлиники
Приложение N 48
к приказу Минздрава СССР
от 23 сентября 1981 г. N 1000
Положение
о главной (старшей) медицинской сестре городской поликлиники
1. На должность главной (старшей) медицинской сестры городской поликлиники назначается одна из опытных медицинских сестер, имеющая законченное среднее медицинское образование и обладающая организаторскими способностями.
2. Главная (старшая) медицинская сестра городской поликлиники непосредственно подчиняется главному врачу поликлиники (заместителю главного врача по поликлиническому разделу работы, заведующему поликлиникой).
3. Главная (старшая) медицинская сестра поликлиники назначается и увольняется руководителем поликлиники или больницы.
4. В непосредственном подчинении главной (старшей) медицинской сестры находится средний и младший медицинский персонал.
5. Основными задачами главной (старшей) медицинской сестры являются: рациональная организация труда среднего и младшего медицинского персонала и обеспечение своевременного выполнения врачебных назначений больным в поликлинике и на дому.
6. Для выполнения этих задач главная (старшая) медицинская сестра поликлиники обязана обеспечить:
— составление рациональных графиков работы и правильную расстановку среднего и младшего медицинского персонала;
— вводный инструктаж принимаемых на работу средних и младших медицинских работников по охране труда и технике безопасности, по противопожарной безопасности, а также ознакомление их с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и другими обязательными документами;
— своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу;
— систематический контроль за своевременным и квалифицированным выполнением медицинскими сестрами лечебных и диагностических назначений врачей и поликлинике и на дому;
— выполнение средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего распорядка поликлиники и должностных инструкций;
— четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других кабинетов, где работают только средние медицинские работники;
— контроль за санитарно-гигиеническим состоянием поликлиники, за проведением средним и младшим медицинским персоналом всех необходимых противоэпидемических мероприятий;
— контроль за исправностью и сохранностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания;
— своевременное представление медицинской документации амбулаторного больного, направленного в стационар, и контроль за получением выписок и других медицинских документов из стационара;
7. Главная (старшая) медицинская сестра имеет право:
— участвовать в решении вопросов найма и увольнения средних и младших медицинских работников;
— представлять к поощрению и наложению дисциплинарных взысканий на средний и младший медицинский персонал;
— контролировать деятельность медицинских сестер и санитарок любого отделения и кабинета поликлиники, отдавать им распоряжения и указания;
— в случае служебной необходимости, осуществлять временную перестановку средних и младших медицинских работников поликлиники с последующей информацией руководству поликлиники.
8. Главная (старшая) медицинская сестра совместно с руководством поликлиники разрабатывает и проводит мероприятия по повышению квалификации средних медицинских работников (сестринские конференции, освоение смежных специальностей, направление на курсы специализации и пр.), а также специальную подготовку младшего медицинского персонала.
9. Главная (старшая) медицинская сестра осуществляет постоянную работу по воспитанию среднего и младшего медицинского персонала в духе добросовестного выполнения своих служебных обязанностей и гуманного отношения к больным.
10. Главная (старшая) медицинская сестра руководит работой Совета медицинских сестер поликлиники и Совета по наставничеству среднего медицинского персонала.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Должностная инструкция старшей медицинской сестры
При принятии на работу нового сотрудника работодатель должен ознакомить его с должностными обязанностями. Для этой цели разрабатывают такой документ, как должностная инструкция. Медицинский персонал не исключение. Рассмотрим, как составить должностную инструкцию старшей медицинской сестры.
Образец должностной инструкции старшей медицинской сестры
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Работник, принятый на данную должность, выполняет такие функции:
3. Права
Старшая медицинская сестра в медучреждении имеет данные права:
4. Ответственность
Общие сведения
Перечень обязанностей, указанных в инструкции, будет зависеть от того, в какое медицинское учреждение принимается старшая медицинская сестра. В косметологии, стоматологии и стационаре должностные обязанности будут отличаться. В нашем образце приведены обобщенные функции.
В законодательстве не утверждена обязанность для работодателей составлять должностные инструкции. В ст. 57 ТК РФ указано, что все трудовые задачи наниматель прописывает в трудовом договоре с работником. На практике бумага все же используется, особенно в государственных учреждениях. Она может быть как отдельным документом, так и приложением к трудовому договору.
При создании должностной инструкции обязательно обращаются к юристам и непосредственному руководителю принимаемого на должность сотрудника. После составления чернового варианта с ним знакомят главу учреждения. Он утверждает документ или просит внести в него правки.
Важно! К разработке должностной инструкции нужно подходить со всей ответственностью. Это позволит избежать в дальнейшем разногласий с работниками и проверяющими органами.
Разделы документа
Стандартная должностная инструкция содержит 4 основных раздела. Это «Общие положения», «Должностные обязанности работника», «Права работника», «Ответственность».
К базовым можно добавить и дополнительные разделы. К ним относят «Оценку деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в организации». Их включают для более подробного описания всех сторон трудовых отношений работника и работодателя.
Общие положения
Некоторые положения этого раздела совпадают для определенных работников. Например, знание законодательства, следование распоряжениям и приказам руководства, соблюдение норм охраны труда, противопожарной безопасности и т.д.
В разделе указывают, к какой категории работников относится старшая медицинская сестра, кто будет находиться у нее в подчинении, кому она сама подчиняется, какими знаниями и навыками должна обладать.
Должностные обязанности
В этом разделе, как понятно из названия, работодатель должен прописать все должностные обязанности старшей медсестры учреждения. Это нужно сделать как можно конкретнее, чтобы работник в будущем не возмущался тому, что его просят выполнять те или иные действия, которые не входят в его должностные обязанности.
Старшая медсестра является больше работником административным, контролирует работу младшего и среднего медицинского персонала в организации, ведет учет некоторых препаратов, координирует работу по перестановке тех или иных кадров и многое другое. Таким образом, это деятельность кадровая, организационная и контролирующая (в пределах зоны своей ответственности).
Права
К правам старшей медицинской сестры относятся стандартные: право на получение гарантий от государства, на повышение своей квалификации, на принятие решений в пределах зоны своей ответственности. Также у данного сотрудника есть права предлагать к поощрению своих подчиненных, а также к наложению дисциплинарного взыскания, подписывать бумаги в пределах своей компетенции и т.д.
Ответственность
Этот раздел инструкции часто бывает общим для многих работников. Здесь указывают ответственность старшей медсестры только в общих чертах. Зачастую используют только общие фразы, например: «в пределах положений актуального трудового/гражданского/уголовного законодательства РФ». Так делается, поскольку каждый проступок разбирают индивидуально с привлечением различных инстанций.
Как оформить должностную инструкцию
Должностную инструкцию печатают на бумаге формата А4. За годы практики выработали следующий вариант оформления такого документа:
С момента подписания работником документ вступает в силу.
К сведению! Нужно составлять два экземпляра документа. Один остается в отделе кадров медицинского учреждения, а другой отдают старшей медицинской сестре. Работник может хранить свой экземпляр на рабочем месте и при необходимости обращаться к нему.
Главная и старшая медицинская сестра имеют право накладывать дисциплинарное взыскание
Главный врач N 5, 2013 год
Адвокат, специалист по трудовому праву (г.Москва)
Дисциплинарная ответственность медицинских работников
В своей адвокатской практике я часто встречаюсь с исками работников против работодателей, применивших к ним дисциплинарные взыскания, и поражаюсь, как часто работодатели допускают элементарные ошибки при оформлении своих действий. Надеюсь, что настоящая статья поможет руководителям органов управления и учреждений здравоохранения не допускать таких ошибок, действовать грамотно, по закону.
Условия привлечения работника к дисциплинарной ответственности
К дисциплинарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинарного проступка при наличии следующих условий:
— противоправное поведение работника;
— неисполнение или исполнение ненадлежащим образом возложенных на него трудовых обязанностей;
— наличие причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и возникшим ущербом (материальным и моральным);
— виновный характер действий работника, т.е. если они совершены умышленно или по неосторожности.
Рассмотрим подробнее каждое из перечисленных условий.
Противоправное поведение работника
Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) медицинского работника, которое нарушает ту или иную норму права, не соответствует законам или иным нормативно-правовым актам, в т.ч. определяющим служебные обязанности работника (должностные инструкции, приказы, договоры и пр.). Противоправное бездействие выражается в несовершении тех действий, которые работник медицинского учреждения обязан был совершить.
Суд признал выговор незаконным, так как нет ни одного нормативного документа, который бы обязывал медстатистика проверять помещения на этаже, где расположен его кабинет, перед уходом с работы.
Неисполнение или исполнение ненадлежащим образом возложенных на работника трудовых обязанностей
К неисполнению или ненадлежащему исполнению работником трудовых обязанностей без уважительных причин относится, в частности, нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов руководителя, технических правил и т.п., нарушение трудовой дисциплины.
Приказом главного врача больницы операционной медицинской сестре М. был вынесен выговор за невыполнение своих обязанностей по подсчету инструментов, выданных хирургу и возвращенных после использования. Во время операции в брюшной полости пациента был забыт зажим. Забытый зажим был обнаружен через сутки после проведения операции при проведении обзорной рентгенографии брюшной полости по подозрению на кишечную непроходимость. Больному произвели релапаротомию, инструмент был удален. В дальнейшем послеоперационный период проходил без осложнений.
Операционная медсестра М. не согласилась с объявленным выговором, так как не считала себя обязанной следить за возвратом инструментария. По ее мнению, в ее обязанности входит только подсчет выданных и возвращенных расходных материалов (салфеток, тампонов и т.п.), а за инструментами должен следить врач. Медсестра подала иск в суд.
Суд признал взыскание, наложенное на М. незаконным. Рассмотрим доводы суда.
В силу трудового законодательства за нарушение трудовой дисциплины администрация накладывает на виновного работника дисциплинарное взыскание. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
В данном случае хирург не опросил медсестру о возврате инструментов, что не отрицал в своих показаниях на суде в качестве свидетеля. По его словам, он привык, что сестры предупреждают врачей, если у них возникают подозрения на то, что в брюшной полости что-то забыто. Медсестра, по ее показаниям, подсчета инструментария не производила, так как она полагала, что обязана считать только выданные салфетки. Могла ли медсестра не знать о необходимости контроля возврата инструментария? Суд учел, что операционная медсестра М. является молодым специалистом и работает в оперблоке больницы только 4 месяца, поэтому она могла не знать о сложившейся практике контроля возврата инструментов и расходных материалов, которая была не закреплена в ее должностных инструкциях.
Таким образом, трудовые обязанности каждого работника должны быть закреплены документально (в трудовых договорах, должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка) и все работники должны быть ознакомлены со своими трудовыми обязанностями. Только после этого трудовые обязанности становятся обязательными для работника и их неисполнение или ненадлежащее исполнение будет являться основанием привлечения его к дисциплинарной ответственности. Порядок ознакомления с обязанностями не регламентируется, поэтому работодатель может избрать любой из вариантов: подпись работника на документе или журнал/лист ознакомления.
Постовая медсестра М. была уволена за то, что отказалась выполнять «дневные» назначения больным за отсутствующую процедурную сестру.
Тестовые заданий по специальности «Управление сестринской деятельностью»
Тестовые заданий по специальности
«Управление сестринской деятельностью»
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
2. ДОЛЖНОСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«УПРАВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»:
медицинская сестра старшая медсестра больницы старшая медсестра поликлиники главная медицинская сестра директор хосписа
Правильный ответ: 4, 5.
3. ГЛАВНАЯ МЕДСЕСТРА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ЛПУ) ИМЕЕТ ПРАВО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В
ПРИЕМЕ НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИИ С РАБОТЫ:
2. среднего и младшего медперсонала
3. врачей, среднего и младшего медперсонала
4. младшего и среднего медперсонала и работников АХ Ч
Правильный ответ: 2.
4. В ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОЙ МЕДСЕСТРЫ ВХОДИТ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА:
1. только среднего медперсонала
2. среднего и младшего медперсонала
3. среднего, младшего медперсонала и хозяйственной службы
Правильный ответ: 2.
5. МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ СРЕДНЕГО
И МЛАДШЕГО МЕДПЕРСОНАЛА ГЛАВНАЯ МЕДСЕСТРА:
1. осуществляет самостоятельно
2. ходатайствует перед администрацией
Правильный ответ: 2.
6. СПЕЦИАЛИСТ ПО УПРАВЛЕНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЛЖНЫ ПРОХОДИТЬПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
НЕ РЕЖЕ:
4. 1 раз в 5 лет
Правильный ответ: 4
7. ОБЯЗАННОСТЯМИ ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
1. кадровая работа со средним медперсоналом
2. выполнение манипуляций по уходу за больными
3. контроль качества сестринской практики
4. организации работы и учебы среднего и младшего медперсонала
5. выполнение исследований и процедур
Правильный ответ: 1, 3,4.
8. ГЛАВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ИМЕЕТ ПРАВО НАЛАГАТЬ ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ:
2. в виде приказа по отделению
3. в виде приказа с занесением в трудовую книжку
Правильный ответ: 1.
9. СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯ-
ТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СЕРТИФИКАТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
1. «Сестринское дело»
4. «Управление сестринской деятельностью»
5. «Медико-профилактическое дело»
Правильный ответ: 4.
10. ГЛАВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В:
1. обеспечении санитарно-гигиенического режима
2. проведении генеральной уборки палат
3. кормлении больных
4. обеспечении питания больных
Правильный ответ: 1, 4.
11. ПРАВО ГРАЖДАН РФ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРУЕТСЯ:
1. Трудовым кодексом
3. Гражданским кодексом
4. Программой развития здравоохранения
5. Основами законодательства об охране здоровья граждан
Правильный ответ: 2,4.
12. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ
ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ:
2. Всеобщая декларация прав человека
3. Этический кодекс медицинской сестры России
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
5. Федеральные законы РФ в области охраны здоровья граждан
Правильный ответ: 2,4,5.
13. ДОКУМЕНТ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ РФ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
2. приказ МЗ СССР № 000 от 1981 г
3. приказ МЗ СССР № 1г
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о
здравоохранении
Правильный ответ: 4.
14. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РФ ПОДРАЗУМЕВАЕТ СОВОКУП
НОСТЬ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА:
1. сохранение и укрепление здоровья
2. поддержание активного долголетия
3. предоставление медицинской помощи
4. развитие экономики здравоохранения
5. получение прибыли ЛПУ
Правильный ответ: 1,2,3.
15. В СЛУЧАЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ПРОГНОЗА ИНФОРМА
ЦИЯ ДЕЛИКАТНЫМ СПОСОБОМ СООБЩАЕТСЯ:
2. гражданину и членам его семьи
3. гражданину и членам семьи с его согласия
Правильный ответ: 3.
16. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ ПАЦИЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО ПОЛУЧИТЬ В ДОСТУПНОЙ ДЛЯ НЕГО ФОРМЕ:
1. результаты обследования
2. о наличии заболевания, диагнозе и прогнозе
3. возможные медицинские вмешательства
4. методы лечения и связанный с ними риск
5. последствия и результаты лечения
Правильный ответ: 1,2,3,4,5.
17. ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ СОСТАВЛЯЕТ ИНФОРМАЦИЯ:
1. о диагнозе и лечении
2. об обращении по поводу заболевания
3. о прогнозе и исходах болезни
4. вся, содержащаяся в медицинской документации гражданина
Правильный ответ: 4.
18. ЗА СВЕДЕНИЯ О ПАЦИЕНТЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВРАЧЕБНУЮ
ТАЙНУ, НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВСЕ РАБОТНИКИ, КОМУ
ОНА СТАЛА ИЗВЕСТНА ПРИ:
2. исполнении профессиональных обязанностей
3. исполнении служебных и других обязанностей
1. участвовать в разработке органами государственной власти и
управления решений, программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
2. создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей
3. осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих ра-
ботников и населения, направленные на повышение санитарной культуры людей и ведение здорового образа жизни
Правильный ответ: 2,3.
20. В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕ
ДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В
ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1. нецелесообразность осуществления заявителем медицинской
деятельности, подлежащей лицензированию;
2. наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации.
Правильный ответ: 2.
21. ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ ЧЕЛОВЕКА
ДЛЯ ЛЮБОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
3. не обязательно
Правильный ответ: 1,
22. ПОНЯТИЕ «МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО» ВКЛЮЧАЕТ:
2. освидетельствование и наблюдение
3. освидетельствование, наблюдение и госпитализацию
4. освидетельствование, наблюдение, госпитализацию и изоляцию
Правильный ответ: 4.
23. КОГДА СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНИНА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫРАЗИТЬ
СВОЮ ВОЛЮ НА НЕОТЛОЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И НАБЛЮ
ДЕНИЕ, РЕШЕНИЕ В ЕГО ИНТЕРЕСАХ ПРИНИМАЕТ:
1. близкий родственник
2. дежурный (лечащий) врач или родственник
3. консилиум или дежурный (лечащий) врач
Правильный ответ: 3.
24. ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ, МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО БЕЗ СОГЛАСИЯ ГРАЖДАНИНА
ИЛИ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ:
Правильный ответ: 1.
25. БЕЗ СОГЛАСИЯ ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ДОПУСКАЕТСЯ
ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ:
1.опасных для окружающих
3. любых
Правильный ответ: 1.
26. ОТКАЗ ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА С УКАЗАНИЕМ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОФОРМЛЯЕТСЯ В МЕ
ДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ С ПОДПИСЬЮ:
1. медицинского работника
2. родственников или друзей
3. любого сопровождающего
4. гражданина или его представителя
Правильный ответ: 1,4.
27. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,
ЗАКОНОМ:
2. не гарантируется
Правильный ответ: 1.
28. ЗАНИМАТЬСЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИМЕЕТ
ПРАВО ЛИЦО С ВЫСШИМ ИЛИ СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ
ОБРАЗОВАНИЕМ, ИМЕЮЩЕЕ:
2. диплом и сертификат специалиста
3. диплом, сертификат и категорию
Правильный ответ: 2.
29. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ
СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ;
2. трудовая книжка
3.диплом
4. справка о состоянии здоровья
Правильный ответ: 3.
30. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЕМ:
31. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:
1. на не определенный срок
2.на срок не более 1 года З. на срок не более 3 лет
4 на срок не более 5 лет
5. на время выполнения определенной работы
Правильный ответ: 1,4,5.
32. КАЖДЫЙ РАБОТНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА:
2. возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей
3. отдых любой продолжительности
4.повышение квалификации
Правильный ответ: 1,2,4.
33. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В
МЕДИЦИНЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:
1. избавлении медработников от рутинной канцелярской работы
2. улучшении качества медицинского обслуживания
3. улучшении качества диагностики
4. получении заработной платы медперсоналом
Правильные ответы: 1,2,3.
34. В КОМПЬЮТЕРАХ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
4. оперативно-запоминающее устройство
Правильный ответ: 1,2.
35. КАТАЛОГ ФАЙЛОВ НАЗЫВАЮТ:
3. операционной системой
Правильный ответ: 2.
36. НАЗОВИТЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ:
1. производит диалог с пользователем
2. осуществляет управление компьютером
3. ообеспечивает пользователю удобный способ общения с устройствами компьютера
4. составляет программу
5.удаляет символы
Правильный ответ: 1,2, 3.
37. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ЗДОРОВЬЕ:
2. условия жизни и труда
3. условия жизни, труда, социальная защищенность
4. условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность
5.условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность
медицинской помощи, экономико-политическая ситуация
Правильный ответ: 5.
38. ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
СОСТОЯНИЕМ:
1. физического благополучия
2. физического и душевного благополучия
3. физического, душевного и социального благополучия
4. физического, душевного и социального благополучия при пол-
ной адаптации к условиям внешней среды
5. физического, душевного и социального благополучия при пол-
ной адаптации к условиям внешней среды и способностью к воспроизводству
Правильный ответ: 5.
39. К ВИДАМ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ОТНОСЯТ:
2. механическое и естественное
3. механическое, естественное и социальное
4. механическое, естественное, социальное и возрастное
Правильный ответ: 3.
40. ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ УСТАНОВЛЕННЫЙ ДИАГНОЗ ОТНОСИТСЯ
К ПОНЯТИЮ:
1. первичное посещение
2. первичная заболеваемость
5. острые заболевания
Правильный ответ: 2.
41. ПОКАЗАТЕЛЕМ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СТАЦИОНАРА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. загруженность коечного фонда
2. частота расхождения клинического и паталогоанатомического
3.квалификация врачей
Правильный ответ: 2.
42. В КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНУЮ КОМИССИЮ ВХОДЯТ:
1. лечащий врач и зав. отделением
2. зав. отделением и зам. главного врача по клинико-экспертной
3. зав. отделением и главный врач
4. зам. главного врача по клинико-экспертной работе и представитель органов управления здравоохранением
5.лечащий врач, зав. отделением и зам. главного врача по клинико-экспертной работе
Правильный ответ: 5.
43. ПОНЯТИЕ «ОБЪЕКТИВНАЯ ТЯЖЕСТЬ БОЛЕЗНИ», В ПЕРВУЮ
ОЧЕРЕДЬ, ВКЛЮЧАЕТ КРИТЕРИЙ:
2. психологической значимости
3. болевой характеристики болезни
4. внутренней картины болезни
5. нозологии
Правильный ответ: 1.
44. ТИП ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ, ПРИ КО
ТОРОМ ПРОИСХОДИТ «БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ» ОТНОСИТСЯ К:
1. ипохондрическому типу
2. эгоцентрическому типу
3. эргопатическому типу
4. истерическому типу
5. истероидному типу
Правильный ответ: 2.
44. К СПОСОБАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОТНОСЯТСЯ ВСЕ
НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:
1. психологического консультирования
2. психологической коррекции
3. психологической защиты
4. психотерапии в узком смысле
5. психотерапии в широком смысле
Правильный ответ: 3.
45. КАНЦЕРОФОБИЯ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ:
1. возникать не может
2. может возникать в случае не информирования пациента о диагнозе
3. может возникать только при злокачественных новообразованиях
4. может возникать только при доброкачественных новообразованиях
Правильный ответ: 2.
1. передача знаний от преподавателя к студентам с целью подготовки их к профессиональной деятельности
2. процесс деятельности преподавателя, направленный на передачу
студентам знаний, умений и навыков
3.двухсторонний процесс деятельности преподавателя и студента,
направленный на формирование знаний, умений и навыков
4.это общение преподавателя со студентом, в ходе которого про-
исходит передача и усвоение знаний, умений и навыков
Правильный ответ: 3.
47. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ (СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ) УЧРЕЖДЕНИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
2. квалификационной характеристикой специалиста
3. интересами обучаемого
4. учебным планом специалиста
5. требованиями сертификационных комиссий
Правильный ответ: 2.
48. В МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ ВХОДЯТ:
1. граф логические структуры учебной темы
2. цели изучения учебной темы
3. рабочая программа
4. таблица учебных элементов
5. уровни усвоения и новизны
Правильный ответ: 1,2, 4.
49. УРОВНЯМИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
4. умения
Правильный ответ: 1,3,4.
50. ФОНД ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧАЕТСЯ НА:
1. финансирование государственных программ
2. оказание гарантированных видов медицинской помощи
Правильный ответ: 1
51. ЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ОКУПАЮТСЯ
ПОСРЕДСТВОМ:
1. увеличения средней продолжительности предстоящей жизни
2. снижения общей смертности населения
Правильный ответ: 1.
1. экономное расходование средств
2. показатель эффективности работы ЛПУ
3. технизация медицины
Правильный ответ: 2.
Правильный ответ: 1.
54. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛПУ:
2. количество выписанных больных с выздоровлением
Правильный ответ: 1.
денежное выражение затрат на медицинские услуги основной показатель эффективности работы ЛПУ
Правильный ответ: 1.
56. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
57. ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ:
3. всеобщая
Правильный ответ: 1,2.
58. ЦЕЛЬЮ АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1. определение объема медицинской помощи
2. повышение квалификационной категории сотрудников
3. установление соответствия стандарту качества медицинской по-
Правильный ответ: 3.
1. разрешение на определенный вид и объем деятельности
3.разрешение на предоставление населению любых видов медицинских услуг
2. медико-экономический стандарт, не подлежащий унификации
Правильный ответ: 1.
61. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА:
1. планирование, организация, определение целей
2. планирование, определение задач, контроль, коммуникации
3. планирование, организация, мотивация, контроль
Правильный ответ: 3.
62. АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
1. достаточным объемом власти для навязывания своей воли исполнителям
2. почти полной свободой для подчиненных в выборе рабочих задач и контролем за своей работой
3. не навязыванием своей воли подчиненным, мотивируя их созданием климата, где люди мотивируют сами себя
Правильный ответ: 1.
63. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
1.достаточным объемом власти для навязывания своей воли исполнителям
2. почти полной свободой для подчиненных в выборе рабочих задач и контроле за своей работой
3. не навязыванием своей воли подчиненным, мотивируя их созданием
климата, где люди мотивируют сами себя
Правильный ответ: 3.
64. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
1.достаточным объемом власти для навязывания своей воли исполнителям
2.почти полной свободой для подчиненных в выборе рабочих задач и контроле за своей работой
3.не навязыванием своей воли подчиненным, мотивируя их созданием климата, где люди мотивируют сами себя
Правильный ответ: 2.
65. ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:
1. врожденные потребности, потребности выживания
2. потребности, имеющие психосоциальную природу
3. потребность в пище, а также в социальном признании места индивидуума в обществе
Правильный ответ: 1.
1.передача задач подчиненным, ответственность за исполнение
которых несет руководитель
2. передача определенных прав по управлению подчиненному с
разделением ответственности
3. передача задач и прав подчиненному, который принимает на себя ответственность за принятые решения
Правильный ответ: 3.
1. краткое изложение основных задач, требующихся навыков и
полномочий различных должностей в организации
2. изложение обязанностей работника
3. утвержденные администрацией права и обязанности работника
Правильный ответ: 1.
1.процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей
2.проверка деятельности организации с целью ликвидации недостатков
3.система мероприятий, обеспечивающая качество продукции
Правильный ответ:1.
1.использование внешних поощрений и наказаний для достижения
2.использование внутренних стимулов для достижения поставлен-
3.процесс стимулирования себя и других на деятельность по достижению целей организации
Правильный ответ: 3.
1. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей)
2. группа людей, которые работают в одном учреждении и объединены общим начальством
3.учреждение, предприятие, кооператив, имеющие статус юридического лица
Правильный ответ: 1.
1.процесс планирования, организации, мотивации и контроля, не-
обходимый для формирования и достижения целей организации
2. функция руководства организацией
3. руководство организацией в условиях рынка
Правильный ответ: 1.
72. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА:
1. руководство работой, принятие решений
2. руководство работой, управление предприятием
3. руководство работой, право принятия и принятие решений,
4.управление предприятием, наличие права принятия решений
Правильный ответ: 3.
1.обмен информацией или смыслом информации между двумя
2. система связи между организациями
3. система взаимодействия между людьми и организациями
Правильный ответ: 1.
74. ОСНОВНОЙ УПОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ПРИХОДИТСЯ НА:
1.работу с людьми, межличностные отношения, технологическое
2.управление работой других менеджеров, нахождение методов
решения наиболее важных задач, участие в составлении планов и постановке задач
3.постановку глобальных задач, формирование стратегии развития
Правильный ответ: 1.
75. ОСНОВНОЙ УПОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО
ЗВЕНА ПРИХОДИТСЯ НА:
1.работу с людьми, межличностные отношения, технологическое
2.управление работой других менеджеров, нахождение методов
решения наиболее важных задач, участие в составлении планов и постановке задач
3.постановку глобальных задач, формирование стратегии развития
Правильный ответ: 2.
76. ОСНОВНОЙ УПОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕГО
ЗВЕНА ПРИХОДИТСЯ НА:
1.работу с людьми, межличностные отношения, технологическое
2.управление работой других менеджеров, нахождение методов
решения наиболее важных задач, участие в составлении планов и постановке задач
3.постановку глобальных задач, формирование стратегии развития
Правильный ответ: 3.
определенные виды поведения руководителя в отношении подчиненных обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с под
чиненными в процессе достижения поставленных целей высказывания руководителя относительно методов управления
Правильный ответ: 2.
78. ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО
СЛУЖБЕ:
по результату, по усердию, на основе предпочтительности, по старшинству, с участием кандидата по результату, по усердию, на основе предпочтительности по результату, на основе предпочтительности, по старшинству, с
участием кандидата
Правильный ответ: 1.
79. СРЕДСТВАМИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
ЯВЛЯЮТСЯ:
1. недопущение спора
2. вступление в спор и выяснение ситуации
4. исключение суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника
5.применение словесных формул учтивости
Правильный ответ: 1,3,4, 5.
1. диагностика проблемы
2. разработка вариантов решения
3. разработка плана внедрения решения в жизнь
4. выявление проблемы
5. оценка эффективности принятого решения
Правильный ответ: 4.
81. В ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВХОДИТ:
1. анализ методов оценки управленческой информации
2. оценка режима и графиков работы
3. анализ затрат времени на различные работы
4. оценка обеспеченности целей силами и средствами
5. оценка взаимоотношений персонала
Правильный ответ: 4.
1. уровень оценки квалификации медицинского работника
2. уровень знаний и трудовых навыков, необходимых для выпол-
нения определенных работ по какой-либо профессии, специальности
3. количественная оценка профессиональных характеристик
4. типовой вид, образец, которому должно удовлетворять что-
нибудь по своим признакам, свойствам, качествам
5. круг полномочий, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями опытом
Правильный ответ: 4.
83. В ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВХОДИТ:
1. анализ методов оценки управленческой информации
2. оценка режима и графиков работы
3. анализ затрат времени на различные работы
4. оценка обеспеченности целей силами и средствами
5. оценка взаимоотношений персонала
Правильный ответ: 4.
84. НАЗОВИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА:
1. повышение эффективности труда
2. более полное удовлетворение клиентов
3. сокращение текучести кадров
5. повышение статуса организации
Правильный ответ: 1,2,3.
85. ОПРЕДЕЛИТЕ 4 УРОВНЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОГО РИСКА:
1. риск руководителя
4. риск рабочего коллектива
6. риск предприятия (организации)
Правильный ответ: 2, 3, 5,6.
86. ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
ЯВЛЯЕТСЯ:
1. анализ реальной ситуации с использованием времени
2. наличие ежедневника
3. планирование использования времени
4. наличие секретаря-референта
5. организация контроля, учета, анализа, оперативного корректирования хода выполнения планов
87. ВИДЫ ВЗЫСКАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
5. премия
Правильный ответ: 1,2,3.
88. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ:
5. персональным
Правильный ответ: 1,2.
89. К ОСНОВНЫМ ФОНДАМ ЛПУ ОТНОСЯТСЯ
3. аппаратура, оборудование
5. медикаменты
Правильный ответ:1,2,3,4.
90. ТОВАРОМ НА МЕДИЦИНСКОМ РЫНКЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
2. обследование больного
3. медицинская услуга
4. история болезни
Правильный ответ: 1,3.
СПОСОБНОСТЬ ВЛИЯТЬ ПУТЕМ УБЕЖДЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СЛЕДУЮЩИХ ФАКТОРОВ
личность влияющего не обязательно должна нравиться слушающим влияющий должен вызывать доверие аргументация влияющего должна учитывать
интеллектуальный уровень слушающих цели влияющего не должны противоречить
системе ценностей слушающих не требует хороших коммуникативных способностей
Правильный ответ: 1, 3, 4.
92. В ОСНОВЕ ТЕОРИИ К. ЛЕВИНА ЛЕЖАТ ТРИ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА
1. стиль, основанный на участии
2. стиль либеральный
3. консультативный стиль
4. демократический стиль
5. авторитарный стиль
Правильный ответ: 2,4, 5
93 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ
свободу выбора решений подчиненными
давление со стороны вышестоящего лица на подчиненных, что сопровождается угрозами
необходимость постоянного контроля за подчиненными
со стороны начальника
способствует развитию творческого подхода и инициативы
со стороны подчиненных
авторитарный стиль руководителя
Правильный ответ: 2,3,5
94 К МЕТОДАМ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО УМЕНЬШИТЬ ИЛИ УСТРАНИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМ, ОТНОСЯТСЯ
образование и передача информации
привлечение подчиненных к принятию решения
эмоциональная поддержка со стороны руководителя
Правильный ответ: 1,2,3,4,5
95. ПРИНУЖДЕНИЕ, КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ В СИТУАЦИЯХ, КОГДА
необходима быстрота, а инициаторы перемен обладают большой властью у инициатора перемен нет власти, но есть четкая информация о том, что следует делать перемены осуществляются в творческих и инициативных коллективах идея перемен привлекательна для исполнителей участники перемен самостоятельно приходят
к необходимости осуществления перемен
Правильный ответ: 1
96. КОНФЛИКТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК
побуждение других к достижению целей организации влияние, основанное на принуждении столкновение интересов отсутствие согласия между двумя или более сторонами способность оказывать влияние на отдельные личности
или группы людей
Правильный ответ: 3,4
97. КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. всегда считается нежелательными
2. считается явлением, объективно присущим организации
3. иногда бывает желательным
4. иногда делает процесс принятия решения более эффективным
5. всегда разрушает связи и отношения между людьми
Правильный ответ: 2,3,4
98. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
1. разрушает систему отношений в организации
2. создает активный фон для позитивных изменений в организации
3. ведет к повышению эффективности организации
4. приводит к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности принятия решений
5. побуждает к совершенствованию организации
Правильный ответ: 2,3,5
99 ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
разрушает систему отношений в организации создает активный фон для позитивных изменений в организации ведет к повышению эффективности организации приводит к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности принятия решений побуждает к совершенствованию организации
Правильный ответ: 1,4
100. РАЗНОГЛАСИЯ МЕ/КДУ ШТАБНЫМИ И ЛИНЕЙНЫМИ СТРУКТУРАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ К КОНФЛИКТУ