главная цель образовательных отношений

Тема 2. Общая характеристика отношений в сфере образования

1. Основные понятия.

2. Образовательные отношения: объекты, субъекты, правовой статус.

3. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Отношения в сфере образования являются частью общественных отношений.

Общественные отношения– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (Владимир Шкатулла).

Необходимо различать понятия «отношения в сфере образования» и «образовательные отношения». Второе является частью первого.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как частное с общим различаются и понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования».

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Участники отношений в сфере образованияучастники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как и другие общественные отношения, по своему составу образовательные отношения складываются из объектов и субъектов (Д.А. Ягофаров).

Целью образовательных отношений является освоение обучающимися содержания образовательных программ. Поэтому объектами образовательных отношений можно считать совокупность характеристик образования определенного уровня, вида и направленности, требования к которым установлены нормативными документами (федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями) и (или) физическими или юридическими лицами, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность:

1) структура основных образовательных программ и их объем;

2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные;

3) результаты освоения основных образовательных программ.

Субъектыобразовательных отношений – участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта (Д.А. Ягофаров).

Все субъекты образовательных отношений могут быть дифференцированы на индивидуальные(ученик, воспитанник, студент, слушатель, педагог, руководитель образовательной организации, индивидуальный предприниматель) и институциональные(образовательные организации, их подразделения).

Содержание всякого общественного отношения, в том числе образовательного, составляют права и обязанности.

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также гарантий их осуществления, образуют правовой статусэтого субъекта.

При этом каждый субъект имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие: обучающихся; родителей обучающихся (законных представителей); педагогических работников; образовательных организаций.

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств и механизмов (по определению Д.А. Ягофарова).

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Все вышеперечисленное составляет законодательство об образовании.

В ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» выделены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

— «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защита прав и интересов участников отношений в сфере образования».

1) «обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Источник

Главная цель образовательных отношений

Образовательные отношения, согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», – отношения «по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ» (ст. 2). Участниками образовательных отношений являются обучающиеся и педагогические работники, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, а также представители педагогических работников и организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Однако отношения в сфере образования не исчерпываются одними образовательными отношениями. Поскольку образование является неотъемлемой частью общества, ним неизбежно добавляются общественных отношений, цель которых – создание условий для реализации прав граждан на образование. Поэтому помимо непосредственных участников образовательных отношений в данном ФЗ рассматриваются федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

К участникам образовательных отношений относятся также обучающиеся. В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации к обучающимся относятся воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, студенты, слушатели и др. (ст. 33).

Если обучающиеся являются несовершеннолетними, то участниками образовательных отношений становятся также их родители (в отсутствие родителей – лица, их заменяющие). В ст. 44 установлены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Участниками образовательных отношений являются педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (глава 5). Права педагогических работников перечислены в ст. 43. Их обязанности – в ст. 44.

В этой главе также указаны условия, дающие право на занятие педагогической деятельностью, установлена аттестация педагогических работников. Определена специфика деятельности научно-педагогических работников. Определён правовой статус руководителя образовательной организации. Установлено, что в образовательных организациях предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Источник

Содержимое публикации

Практическая работа по теме «Право на образование»

Подчеркните специфические признаки образовательных отношений (не менее 2-х):

а) отношения возникают между лицами, находящимися в различных степенях родства;

б) основными участниками отношений выступают юридические и физические лица;

в) характеризуются личным участием обучающегося и педагога в образовательном отношении;

г) характеризуются отсутствием у педагога и обучающегося права осуществлять персональный выбор другого участника этого отношения.

Назовите главную цель образовательных отношений:

а) контроль со стороны педагогических работников за уровнем наличных знаний обучающихся;

б) организация контроля за действиями педагогических работников;

в) получение обучающимися качественного образования в соответствии с установленными требованиями.

В чем заключаются императивный и диспозитивный методы права на образование?

К источникам права на образования относятся (возможно несколько вариантов ответов):

а) федеральные нормативные правовые акты;

б) нормативные правовые акты субъектов федерации;

в) нормативные акты органов местного самоуправления;

г) локальные нормативные акты

д) все ответы верные

ФГОС, а также устанавливаемые в соответствии с законодательством образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

а) единство образовательного пространства Российской Федерации;

б) всеобщее право на образование;

в) право на бесплатное общее образование;

г) право на бесплатное общее и дошкольное образования

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

б) общеобразовательные (основные и дополнительные);

д) нет правильного ответ

Учительница математики Суворова, в свободное то работы время, оказывала репетиторские услуги трём учащимся лицея по своему предмету. Она гарантировала поступление учащихся в вузы. Однако один из её учеников подал результаты ЕГЭ в три вуза и не прошёл по конкурсу. Его родители обратились с иском в суд и потребовали возмещения произведённых затрат. Является ли возникшее правоотношение предметом образовательного права? Аргументируйте свой ответ.

К. В. Борисова обратилась в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П. Ф. Еромасова» (далее – Бугурусланское летное училище гражданской авиации), указывая, что в мае 2006 года она обратилась к администрации Бугурусланского летного училища гражданской авиации с заявлением, в котором выразила свое желание учиться в училище и просила разъяснить правила приема в училище. В июне 2006 года ей были высланы Правила приема в летное училище. В абз. 3 п. 1.2 указанных Правил установлено, что в училище принимаются только лица мужского пола. На данном основании К. В. Борисовой в приеме в Бугурусланское летное училище гражданской авиации было отказано1.Правомерны ли действия администрации организации?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. Образование в моей жизни. 2. Образование в России: реальность и перспективы. 3. Реализация права на образование в течение всей жизни. 4.Значение права на образование в системе прав человека. 5. Право на образование как источник образовательных отношений. 6. Свобода и ответственность в сфере образования

Дайте определение – право на образование; лицензия; ФГОС

Источник

Главная цель образовательных отношений

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус» может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории «Сириус». Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории «Сириус», направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Источник

Понятие и структура образовательного правоотношения 1

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института публично-правовых исследований, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В статье раскрывается понятие образовательного правоотношения, сравниваются понятия «образовательное правоотношение» и «правоотношение в сфере образования», анализируется структура образовательного правоотношения: объект, субъекты и содержание.

Ключевые слова: образовательное правоотношение, объект и субъекты образовательного правоотношения, содержание образовательных правоотношений.

The concept and structure of the Educational Relationship

The article deals with the concept of educational legal relationship, «compared the notion of educational legal relationship» and the notion of «legal relations in education». Author examines the legal structure of educational legal relationship: object, subjects and content.

Key words: educational legal relationship, object and subjects of educational legal relationship, content of educational legal relationships.

Исследование образовательных правоотношений имеет определяющее значение для уяснения понятия образовательного права. Определить предмет образовательного права невозможно без уяснения понятия образовательного правоотношения, определения его содержания и структуры, выявления отличительных черт образовательных правоотношений от иных правоотношений.

Отправной позицией для уяснения особенностей образовательных правоотношений должно послужить сформировавшееся в общей теории права учение о правоотношении, в соответствии с которым правоотношение определяется как сложное по составу и имеющее свою структуру общественное отношение, характеризующееся определенными признаками, которые позволяют выделить правоотношение в качестве особого вида общественного отношения, урегулированного правом.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Таким образом, объектом образовательных правоотношений являются не просто знания, навыки и умения, а лишь такие приобретенные в процессе обучения знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственным образовательным стандартам. Факт такого соответствия устанавливается в ходе итоговой аттестации обучающегося и удостоверяется установленными документами об образовании (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Субъектный состав образовательных правоотношений включает, с одной стороны, обучающихся, воспитанников, а в ряде случаев и их законных представителей, а с другой стороны, образовательные учреждения, их педагогический персонал и иных работников.

Так, в соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Там же установлены категории лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности:

а) лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

б) лица имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному наказанию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

в) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

д) лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Психически больные лица, которые по гражданскому и иным отраслям права считаются недееспособными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обучаются в коррекционных образовательных учреждениях.

Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников в соответствии со ст. 52 Закона РФ «Об образовании» предоставлена возможность участвовать в отношениях, сопутствующих образовательным:

а) до получения несовершеннолетними детьми общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением;

б) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;

в) обязаны выполнять устав образовательного учреждения;

г) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье;

д) несут ответственность за воспитание обучающихся, воспитанников, получение ими общего образования и т.д.

Несмотря на наделение родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников правосубъектностью, позволяющей им участвовать в правоотношениях, сопутствующих образовательным, непосредственно участвовать в образовательных правоотношениях могут только сами воспитанники и обучающиеся. В образовательных правоотношениях обучающийся (воспитанник) всегда сам своими действиями реализует предоставленные ему права и возложенные на него обязанности.

Содержание образовательных правоотношений при их анализе также позволяет выявить специфические черты и особенности.

Сырых В.М. Указ. соч. С. 16.

Таким образом, обучающийся (управомоченный субъект правоотношений), реализуя свое право на образование, опирается на образовательный процесс, организуемый образовательным учреждением (обязанной стороной), но при этом совершает собственные активные действия по освоению образовательной программы соответствующего уровня. Без этих активных действий управомоченного лица невозможно овладение необходимыми знаниями, навыками и умением. Иными словами, можно «прослушать» курс, присутствовать на занятиях, выполнять те или иные задания, контрольные и лабораторные работы и т.п., но не достигнуть основной цели получения необходимого объема знаний, навыков и умений не ниже уровня установленного государством образовательного стандарта. Факт усвоения образовательной программы подтверждается итоговой аттестацией. Лица, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают новый образовательный ценз, подтверждаемый соответствующим документом об образовании.

Отметим, что при реализации права на образование управомоченный субъект (обучающийся) может обойтись без услуг обязанного лица (образовательного учреждения), оставаясь формально вне организованного им образовательного процесса. В данном случае речь идет о получении образования экстернатом.

Обязанными и одновременно наделенными властными полномочиями субъектами образовательных правоотношений, наряду с образовательными учреждениями, являются также педагогические работники (они поддерживают порядок в аудитории, могут применить к нарушителям дисциплины меры дисциплинарного характера, осуществляют текущий и промежуточный контроль, проводят итоговую аттестацию и т.д.).

Игнорирование специфики образовательных правоотношений на практике может приводить к существенным проблемам, искажающим сущность механизма правового регулирования образовательных правоотношений.

Деятельность образовательных учреждений ошибочно отождествляется с деятельностью по предоставлению образовательных услуг, под которыми понимается одна из разновидностей гражданских услуг. Подобная точка зрения приводит к тому, что образовательные отношения сводятся к обычным гражданским правоотношениям, в отношении которых применимы нормы гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ) и законодательства о защите прав потребителей.

Одним из примеров ошибочной трактовки сущности и содержания образовательных правоотношений является позиция российского антимонопольного ведомства, сформулированная в решении коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24 ноября 1999 года (текст данного решения был распространен письмом Министерства образования РФ от 19 января 2000 года N 14-51-59ин/04 ). Так, например, Министерство признало условием договоров, противоречащим законодательству, «включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ)».

Бюллетень Минобразования РФ. 2000. N 4.

Важно отметить, что ни Гражданский кодекс РФ, ни законодательство о защите прав потребителей не регулируют образовательные отношения. Нормы упомянутых отраслей регулируют порядок предоставления услуг по обучению, названных в Законе РФ «Об образовании» платными образовательными услугами.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

При предоставлении платных образовательных услуг педагогический работник вступает не в образовательные, а в гражданско-правовые отношения, в которых он не наделяется властными полномочиями. Оказывая такие услуги, он не вправе требовать от обучающегося выполнения учебного плана, он не имеет полномочий по привлечению обучающегося к дисциплинарной ответственности, не проводит итоговой аттестации и т.д.

В то же время собственно образовательные правоотношения не являются отношениями гражданско-правовыми, поскольку они не имеют имущественного характера и в них отсутствует элемент возмездности. Это со всей очевидностью прослеживается в сфере деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Сырых В.М. Указ. соч. С. 30.

В заключение сформулируем основные выводы по теме данной статьи.

1.1. Образовательные правоотношения представляют собой урегулированные законодательством об образовании отношения, в которые вступают в процессе обучения и воспитания обучающиеся (воспитанники), с одной стороны, и образовательные учреждения, педагоги, с другой стороны.

1.3. Образовательные правоотношения составляют предмет образовательного права.

1.4. Следует отличать образовательные правоотношения от правоотношений в сфере образования.

Правоотношения в сфере образования носят комплексный характер. Под ними понимаются все виды правоотношений, существующих в образовательной сфере: отношения, регулируемые нормами конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного и иных отраслей права и законодательства.

Структуру образовательного правоотношения составляют:

а) объект правоотношения;

б) субъекты правоотношения (субъектный состав);

в) содержание правоотношения (субъективные права, обязанности, ответственность).

а) знаний, объем и содержание которых определяются образовательной программой соответствующего уровня и направленности. Знания, усвоенные обучающимся, не должны быть ниже минимума, предусмотренного государственным образовательным стандартом;

б) навыков, под которыми понимаются упрочившиеся способы выполнения действий;

в) умений, представляющих собой высокий уровень профессионализма в определенной сфере деятельности.

3.2. Объектом образовательных правоотношений являются не любые знания, навыки и умения, приобретенные в процессе обучения, а только такие, уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту (не ниже уровня, установленного в таком стандарте), что подтверждается итоговой аттестацией обучающихся и удостоверяется соответствующим документом об образовании.

Факт усвоения образовательной программы подтверждается итоговой аттестацией. Только успешно прошедшие итоговую аттестацию получают новый образовательный ценз, подтверждаемый соответствующим документом об образовании.

5.1. Образовательное правоотношение не является по своей природе гражданско-правовым, оно не имеет имущественного характера, в нем отсутствует элемент возмездности.

Правоотношения по оказанию образовательных услуг имеют гражданского правовую природу, являются правоотношениями имущественного характера, в которых присутствует элемент возмездности.

5.2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Понятие платных образовательных услуг определено в законодательстве об образовании через установление открытого перечня соответствующих услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»).

Порядок предоставления платных услуг установлен Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 505.

При предоставлении платных образовательных услуг педагогический работник, работающий как в государственном (муниципальном), так и в частном образовательном учреждении, вступает не в образовательные, а в гражданско-правовые отношения, в которых он не наделяется властными полномочиями.

Оказывая такие услуги, он не вправе требовать от обучающегося выполнения учебного плана, он не имеет полномочий по привлечению обучающегося к дисциплинарной ответственности, не проводит итоговой аттестации и т.д.

Субъектный состав образовательного правоотношения включает:

Родители и иные законные представители обучающихся (воспитанников), а также некоторые категории работников образовательного учреждения (медицинский персонал, управленческие кадры и т.д.) не участвуют непосредственно в образовательных правоотношениях, а являются участниками (субъектами) правоотношений, сопутствующих образовательным.

С наступлением соответствующего юридического факта абстрактный субъект образовательного права трансформируется в конкретного участника (субъекта) образовательного правоотношения, наделенного четко определенными правами, конкретными обязанностями и ответственностью.

8. Статус субъекта образовательного правоотношения.

8.1. Статус субъекта (участника) образовательного правоотношения включает следующие основные элементы:

а) субъективные права;

г) установленные гарантии и принципы.

8.2. Факторы, способные влиять на правовой статус субъекта образовательного правоотношения:

Статус субъекта образовательного правоотношения регулируется (устанавливается, изменяется):

1) нормативными правовыми актами:

1.1) Конституцией РФ;

1.2) международными договорами РФ;

1.3) актами федерального законодательства об образовании и иных смежных отраслей законодательства (гражданского, семейного, трудового, налогового и т.д.), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки России;

1.4) актами регионального законодательства об образовании, актами компетентных органов общего и специального управления субъектов Российской Федерации;

1.5) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

1.6) локальными нормативными актами (уставами, приказами образовательных учреждений);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *