главное завоевание демократии право сказать нет ю нестеренко
Главное завоевание демократии — право сказать нет (Ю. Нестеренко)
В своем высказывании автор имел в виду, что в демократическом государстве народ не обязан соглашаться с действием властей. В отличие от монархии, демократия предоставляет власть народу. Люди могут выбирать себе лидера самостоятельно и участвовать в принятии важных государственных решений.
Я согласен с автором в том, что демократия позволяет людям соглашаться с мнением политического лидера или опровергать его. Также народ имеет право выбирать себе власть путем голосования. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что в сложных экономических и политических условиях демократия в России проходит через серьезные испытания. Это связано, прежде всего, с особенностями менталитета каждой социальной группы. Для многих граждан России на первом месте остается право на жилье, работу и отдых. Суть политической и юридической свободы понимают единицы.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Демократия – это, прежде всего, возможность народа принимать законы и способность государства исполнять эти законы. Необходимым элементом демократии является легитимность, то есть добровольное признание народа новой или действующей власти. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о справедливости, порядочности, высших ценностях. Лидер государства выбирается посредством голосования и таким же образом может быть свергнут с должности. Еще одним проявлением демократии является референдум. Референдум – это народное голосование по решению какого-либо важного государственного вопроса. Если в выборах определяется кандидат в депутаты или другую должность (президент, губернатор и т.п.), то референдум решает вопрос законопроектов, поправок к Конституции, либо других внутриполитических проблем. В Референдуме принимают участие все граждане государства.
Обратимся к примерам из истории. 2 августа 1802 года во Франции был проведен конституционный референдум. Граждане страны должны были ответить на вопрос: «Станет ли Наполеон Бонапарт пожизненным консулом Франции?». В голосовании приняли участие более 50% населения и почти все ответили на вопрос положительно. Благодаря 99,76% голосов сенат предоставил Н.Бонапарту пожизненное консульство, дающее право полноты власти.
Что говорят нам факты общественной жизни. В 1991 году грузинский верховный совет принял решение провести народный референдум о восстановлении государственной независимости Грузии, что явилось решением о выходе из СССР. В референдуме приняли участие 90,5% избирателей, из которых за государственную независимость проголосовало 98,9%. После процесса глава республики направил Михаилу Горбачеву официальное письмо, в котором говорилось что «опираясь на волю населения Республики Грузия, выраженную в ходе референдума 31 марта 1991 года, Грузия публично заявляет о восстановлении государственной независимости…». После этого парламент Грузии вынес решение о назначении президента, наделяя его широкими полномочиями.
Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что главное преимущество демократии – возможность народа выбирать себе лидера и участвовать в развитии государства. Добровольная процедура выборов позволяет гражданам согласиться или опровергнуть решение властей.
Вариант 9
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Отрасль | Характеристика |
Административное право | Регулирует отношения, возникающие между органами управления, а также отношения органов управления с гражданами и их объединениями |
______ | Регулирует порядок расследования и рассмотрения уголовных дел и гражданских споров |
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) Главенство права 2) разделение властей 3) права человека 4) правовое государство 5) взаимная ответственность личности и государства
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
1) замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) материальная культура.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.
3. Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.
4. Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.
5. Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.
Установите соответствие между формами социальных изменений и особенностями их проявлений
Особенности проявлений | Формы изменений |
А) затрагивает, как правило, отдельные сферы общества | 1) революция |
Б) включает массовые протестные движения | 2) реформа |
В) элемент стихийности преобладает над организованным началом | |
Г) проводится по инициативе «сверху» | |
Д) поводом нередко служат случайные события |
В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Появление массовой культуры.
2. Становление сословной социальной структуры.
3. Преобладание натурального обмена.
4. Преобладание коллективистских ценностей.
5. Механизация производства.
6. Рост численности рабочего класса.
Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда.
2. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
3. Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
4. Экономическая политика государства, целью которой является защита отечественных производителей от иностранной конкуренции, называется либерализмом.
5. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства
В Канаде и Австралии много земли, а население рассредоточено на больших пространствах. В связи с этими условиями здесь возникли фирмы, которые выращивают и поставляют на мировой рынок пшеницу, кормовые культуры и крупный рогатый скот. Они заботятся о заключении наиболее выгодных сделок. О каких процессах, происходящих в названных странах, свидетельствует приведенный пример? Запишите цифры, под которыми указаны эти процессы.
На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом
2. увеличение доходов потребителей услуг рынка
3. развитие рынка жилищного строительства
4. рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями
5. повышение цен на строительные материалы
Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2. Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.
3. Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4. Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5. Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.
2. В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.
3. За 20 лет процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.
4. К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.
5. Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.
Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.
2. В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.
3. Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.
4. Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.
5. Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
Установите соответствие между участником уголовного процесса (обозначено буквами) и стороной, которая его представляет согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ (обозначено цифрами).
Участник | Сторона |
А) истец | 1) защита |
Б) адвокат | 2) обвинение |
В) прокурор | 3) и защита, и обвинение |
Г) эксперт | |
Д) свидетель |
В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает эту характеристику? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. высокий уровень экономического развития
2. государственный суверенитет
3. политический плюрализм
4. активная роль в Европейском Союзе
5. право граждан критиковать власть
6. выборные государственные должности
Что из перечисленного относится к группе культурных свобод и прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. свобода творчества
2. участие в культурной жизни
3. сохранение исторического и культурного наследия
4. сохранение природы и окружающей среды
5. доступ к культурным ценностям
Укажите ситуацию, в которой действующие в ней лица могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке. Запишите цифры, под которыми эти ситуации указаны.
1. Руслан Р., гражданин Узбекистана, живет в России пять лет и работает строителем.
2. Гюльнара Д., окончившая в 2003 году Воронежский государственный университет, приехала в Россию из Казахстана.
3. Михаил А., гражданин Франции, три года назад женился на россиянке Александре М. и переехал в Российскую Федерацию.
4. Бронислава В., гражданка Словении, поступила учиться в Московский университет и желает остаться жить и работать в России.
5. Ханна Ж., гражданка Польши, стала партнером Артема Б. в бальных танцах, живет и тренируется в России.
6. Луис Л., гражданин Кубы, приехал работать по контракту поваром в один из ресторанов Москвы.
Установите соответствие между органами по обеспечению правовой помощи в РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции | Органы по обеспечению правовой помощи |
А) придание совершаемых сторонами действиям юридической силы | 1) адвокатура |
Б) консультирование по правовым вопросам | 2) нотариат |
В) удостоверение сделок и установление фактов | |
Г) участие в качестве представителя доверителя в судебном процессе | |
Д) составление заявлений, жалоб, ходатайств |
Выберите верные суждения об опеке и попечительстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Попечительство устанавливается над недееспособными гражданами
2. Опекуном может быть совершеннолетний дееспособный гражданин, не лишенный родительских прав.
3. Опекуны или попечители являются законными представителями своих подопечных.
4. Опека над малолетним при достижении ими 18 лет автоматически, без особого решения суда переходит в попечительство.
5. Патронаж — форма попечительства над дееспособными гражданами, когда они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Направленное развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют общественным _____ (А). Ученые спорят о том, что следует считать _____ (Б) такого направленного изменения. Большинство согласны в том, что наиболее ярким его проявлением служит переход от простейших _____ (В) труда к современной сложнейшей технике и новым _____ (Г). Можно ли говорить о совершенствовании нравов людей? Здесь мнения различны. Одни считают, что, провозгласив идеи свободы и _____ (Д), человечество стало более гуманным. Другие обращают внимание на то, что _____ (Е) и связанные с ними разрушения не ушли в прошлое. Напротив, создание современных средств уничтожения резко увеличивает людские и материальные потери. Это свидетельствует о том, что в нравственном отношении мы не очень далеко отстоим от своих предков».
Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Специальное и профессиональное образование. это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование.
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: повышение экономической продуктивности человека;
2) ответ на второй вопрос: более высокая оплата трудовых услуг:
3) ответ на третий вопрос: плата за обучение, учебники и оборудование.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках
Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска. Укажите любой другой фактор, не упомянутый в тексте.
Могут быть указаны следующие факторы риска:
1) невозможно заручиться обеспечением в виде материальных активов;
3) различия в способностях, трудолюбии, удачливости.
Факторы риска могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках
Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.
Могут быть приведены следующие объяснения:
2) в современной экономике велико значение интеллектуальной деятельности человека, которая становится основным фактором производства;
Могут быть приведены другие объяснения
Почему, по мнению автора, необходимо государственное вмешательство в сферу профессионального образования? Какие меры в сфере профессионального образования в условиях рынка может предпринять государство? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три меры.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: изъяны (несовершенства) рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал;
— финансирование отдельных учреждений профессионального образования;
— выдача студентам льготных образовательных кредитов;
— осуществление программ по техническому переоснащению учреждений профессионального образования.
Могут быть указаны другие меры
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об институтах политической системы, опирающейся на знания курса, например: Институтами политической системы являются государство, политические партии, общественно-политические движения и др.;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об институтах политической системы.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса роль СМИ в политической системе общества, например: СМИ обеспечивают коммуникацию между политическими институтами, политическими институтами и гражданами, информирование субъектов политического процесса, а также мобилизацию общества для достижения социально значимых целей.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса роль СМИ в политической системе общества.)
С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
В правильном ответе должны быть приведены примеры и указана роль образования в жизни общества, например:
1) овладение знаниями и умениями помогает личности приобщаться к накопленному человечеством опыту (роль в социализации личности);
2) из-за значительного числа рабочих вакансий государство развернуло программу развития среднего профессионального образования (роль образования как источника профессиональных кадров);
3) в связи с информатизацией образовательной сферы учителя постепенно обучаются пользованию компьютером, работе в сети Интернет, что приводит к активному внедрению новых методик обучения школьников (роль образования в развитии и распространении новых технологий);
4) ежегодно сотни тысяч людей выпускаются из средних образовательных учреждений, поступают в вузы, оканчивают их и находят работу по специальности (роль образования в коллективной социальной мобильности).
Могут быть приведены другие примеры, проиллюстрированы другие проявления роли образования в жизни общества
В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.
Могут быть приведены такие аргументы:
— большая часть земель, пригодных для обработки, уже находится в сельскохозяйственном обороте;
— строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;
— в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.
Могут быть приведены другие аргументы.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития;
б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в) носят объективный характер;
г) рассчитаны на многократное повторение;
д) выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции;
в) религиозные нормы;
г) корпоративные нормы;
4. Функции социальных норм:
б) социального контроля;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1. Философия «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)
29.2. Экономика «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)
29.3. Социология, социальная психология «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)
29.4. Политология «Главное завоевание демократии — право сказать «нет»». (Ю. Нестеренко)
29.5. Правоведение «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)
Главное завоевание демократии право сказать нет ю нестеренко
– Очевидно, охотятся за выкупом, так же как и вы.
– Ну, я‑то охочусь не за выкупом, а за законным вознаграждением. И все же внимание к вам имперских военных властей кажется мне несколько гипертрофированным.
«Чего никак не скажешь о вашем внимании, мистер Уайт», – подумала Эмили, а вслух спросила: – Вы можете определить, когда отправлена депеша?
– Здесь указано. Девятого дня четвертой дюжины второго сезона. Насколько я помню показания часов‑календаря на корабле, сегодня второй день пятой дюжины. Значит, прошло пять коррингартских дней, или четыре земных. Все сходится – нападение на станцию произошло прошлой местной ночью. Интересно, как скоро в коррингартском штабе хватились этой базы? Транссвязь – дорогое удовольствие, и в отсутствие чрезвычайных обстоятельств трансграммы посылают не каждый час и, вероятно, даже не каждый день. Может быть, срок отправки очередного донесения отсюда истек лишь несколько часов назад. Впрочем, гадать бессмысленно. Будем исходить из того, что имперские корабли уже летят сюда.
– Помнится, Сэндерс говорил о возможных сроках прибытия кораблей на планету с разгромленной базой. Или тогда он тоже врал?
– Да нет, названные им сроки вполне правдоподобны. Трое‑четверо суток для разведчиков с пограничных баз и две‑три недели для отряда больших кораблей из тыла. Конечно, для коррингартских кораблей эти цифры надо увеличить раза в полтора – точнее, увеличить надо продолжительность самого полета, времени на организацию у них уйдет как раз меньше, чем у землян. Тоталитарные режимы всегда имеют в этом преимущество перед демократией. как почти во всем, что касается войны и вообще экстремальных обстоятельств.
– Оно и заметно – на примере участи этой базы.
– Вы зря иронизируете. Просто здесь им противостояло еще более тоталитарное общество. Как бы мало ни было демократии в средневековой империи, в первобытном племени ее еще меньше.
– Такое впечатление, Уайт, что вам не слишком‑то нравится демократия.
– Ну что вы, я воздаю ей должное, но я не склонен ее превозносить. В отличие от большинства, я трезво смотрю на вещи. Один умный человек еще несколько столетий назад сказал, что демократия – это право не избирать и не быть избранным. Ни тоталитаризм, ни демократия не дают подлинной свободы; и та, и другая система принуждает человека поступать вопреки его воле, но при демократии его не заставляют это одобрять. Это и есть главное завоевание демократии – право сказать «нет». Я говорю без тени иронии, это действительно великое право, но оно все равно не позволяет ничего изменить. При тоталитаризме несогласных убивают; при демократии их игнорируют. Демократия – меньшее из двух зол, но от этого она не перестает быть злом. Любая социальная система – зло, потому что в основе ее – социум, общество, по самой своей природе подавляющее личность. Вот поэтому‑то я и хочу уединиться на острове, ибо в обществе невозможно обрести свободу и покой.