главным субъектом международных отношений являются
Основные субъекты международных отношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъекты международных отношений
Субъекты международных отношений – это определенные образования, которые согласно с договоренностями между государствами и международным правом имеют международную правосубъектность в данной системе.
Важной составной частью международных отношений выступают межгосударственные отношения. Некоторые страны в Азии, Латинской Америке и Африке длительное время не являлись субъектами международных отношений и трансформировались в объекты политики некоторых европейских стран.
Все мировое сообщество основано на военно-политических, экономических, экологических, гуманитарных отношениях между государствами.
Международные отношения – это система межгосударственных взаимодействий, субъектами которых являются:
Если поведение субъекта регулируется международным правом, значит это субъект международного права. Его права закреплены в источниках по международному праву. Например, в венской конвенции по правам человека, в ст. 6 о праве международных договоров записано, что «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В Уставе ООН в 1970 г. прописаны правила поведения государств: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств».
В международной правовой системе существует разделение на:
Готовые работы на аналогичную тему
Международная организация ООН также является субъектом международного права. ООН играет значительную роль во всей системе международных отношений с 1945 года. Организация стала первым в истории механизмом разностороннего взаимодействия разных государств в целях поддержания безопасности и мира, содействуя социальному и экономическому прогрессу. Все крупнейшие события в мире связаны с ООН.
Все ее цели отображены в «Декларации тысячелетия». В Декларации указано, что ООН будет прилагать усилия для:
ООН отстаивает право на невмешательство во внутренние дела государства, самоопределение народов, уважение прав и свобод человека для представителей всех рас, национальностей, вероисповеданий. Организация выступает за международное сотрудничество в решении международных проблем социального, экономического, гуманитарного и культурного характера.
К субъектам международных отношений относятся некоторые общественные организации и движения: Организация стран-экспортеров (ОПЕК); Международная торговая палата (МТП); Международное энергетическое агентство (МЭА); Международная организация журналистов (МОЖ); Всемирная конфедерация труда (ВКТ) и др.
Значительную роль в международных отношениях играет военная организация НАТО (Организация Североатлантического договора). Гуманитарную миссию выполняют международный Красный Крест (МКК), Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ) и др. К субъектам международных отношений относятся разные организации в поддержку мира и солидарности: Пагуошское движение, Всемирный совет мира, Международный институт мира и др.
Международные правительственные организации оказывают значительно больше влияния на отдельные государства и международную политику, чем общественные организации, воздействующие главным образом на формирование международного общественного мнения.
Примером национально-освободительного движения как субъекта в международных отношений является Италия, которая боролась за освобождение своих земель от австрийской монархии.
Значительное влияние на мировой арене имеют международные монополии. Транснациональные компании обладают значительными экономическими ресурсами, которые дают им преимущества в проведении решений.
Влиятельным субъектом функционирования и формирования мировой политики являются активные участники мирового процесса – лидеры, которым принадлежит решающая роль в формировании и выработке главных принципов внешнеполитической стратегии стран.
В международных отношениях важную роль играют государства, представляющие общество в целом в мировой политике. Государство – это единственный общенациональный институт, который имеет легитимные полномочия для участия в отношениях с иными государствами, объявлять войну и заключать договоры. Государства в своей деятельности руководствуются принципами международного права и национальным интересом.
Правоприменяющими субъектами являются те, кто не участвует в законотворческом процессе, а только применяет законы на практике. Это – неправительственные организации, юридические лица, индивиды, международные хозяйственные объединения. Примером международной неправительственной организации является Международный комитет Красного Креста, функции которого утверждают Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы, принятые в Женеве в 1977 г.
Права и обязанности субъекта международных отношений
Для субъекта характерны качественная и количественная мера. Качественная мера – это международная правосубъектность, как особое юридическое свойство, количественная – это права и обязанности субъекта. Существуют две группы основных прав и обязанностей.
Основные субъектные права, характерные для всех категорий субъектов, это право:
Обязанности, характерные для всех категорий субъектов:
Юрист-международник Фридрих Мартенс по поводу прав государства как субъекта писал, что основные права государств тесно взаимосвязаны с международными характеристиками последних, с положением государств в роли международных личностей. Без данных прав государства не могут достичь оптимальной цели международной жизни, не могут быть членами международного общения.
Средства внешнеполитической деятельности государств
Деятельность субъектов на международной арене приводит к урегулированию отношений между государствами на основе международного права и собственных национальных интересов.
Международные отношения субъектов построены на таких фундаментальных ценностях, как национальная, религиозная и культурная терпимость, свобода, равенство в доступе к социальным благам, солидарность в решении глобальных проблем, а также устранение угроз международному миру и безопасности.
Понятие, сущность и субъекты международных отношений. Основные теории международных отношений.
Под международными отношениями сегодня понимается совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, идеологических, культурно-информационных, научно-технических и иных устойчивых связей и взаимоотношений между различными субъектами (акторами) мировой политики, направленных на реализацию индивидуальных и групповых интересов данных акторов. Наиболее важным является именно политическое взаимодействие, поскольку сфера политики для всех иных проявлений человеческой деятельности выступает в направляющей роли, оказывает определяющее воздействие.
Классифицируя современные международные отношения, исследователи делят их на следующие типы и разновидности.
В зависимости от сферы взаимодействия выделяют: политические, экономические, идеологические, военные, научно-технические, культурные. Формами взаимоотношений могут быть: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные, соответственно, на отличии, совпадении и согласовании интересов.
В зависимости от масштабов, характера и количества взаимодействую-щих субъектов международных отношений, можно выделить следующие: глобальные (отношения между системами государств, сверхдержавами), региональные (отношения между государствами определённого региона), многосторонние (взаимодействие нескольких государств из разных регионов, не носящие глобального характера, либо нескольких, но не всех, государств одного региона), двусторонние (отношения между двумя государствами).
Субъектами (акторами) международных отношений в настоящее время могут выступать различные политические сообщества и объединения, социальные общности, даже отдельные влиятельные индивиды. Условно их можно разделить на две большие группы: институциональные и социальные.
К институциональным относятся различные организованные политические сообщества:
— суверенные национальные государства;
— международные организации (правительственные и неправительственные).
Государства были и остаются важнейшими субъектами мирового политического процесса. Они выступают от имени всего народа (нации), соглашения между государствами являются основой для любой системы международных отношений. Государства обладают суверенитетом, то есть признаваемой всеми другими участниками международной системы возможностью свободно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Согласно современным международным правовым нормам, закрепленным в Уставе ООН и других международных правовых актах, государства считаются равноправными, вне зависимости от величины своей территории, численности населения, экономического развития, военной мощи и иных факторов. Однако на практике все эти показатели дают возможность более сильным государствам диктовать свою волю более слабым участникам международной системы отношений. Исходя из их мощи и возможностей, принято делить государства на сверхдержавы, великие, средние, малые и микрогосударства. На сегодняшний день в мире насчитывается около 200 государств, ряд экспертов предсказывает увеличение их количества в ближайшие десятилетия до 300.
Межгосударственные объединения – это различные военно-политические коалиции, союзы, блоки государств. После окончания Второй мировой войны двумя важнейшими противостоящими объединениями были блок НАТО и Организация стран Варшавского договора. После окончания Холодной войны и фактической победы блока НАТО усиливаются другие союзы: ЕС (Европейский союз), НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), БРИКС (объединение Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР), интеграционные объединения на постсоветском пространстве (СНГ – Содружество Независимых Государств, ЕАЭС – Евразийский Экономический Союз) и др. Данные объединения имеют особые руководящие и исполнительные структуры (например, Исполком СНГ, Штаб-квартира Совета НАТО во главе с генеральным секретарем и др.), могут проводить самостоятельную политику на международной арене, которая не всегда совпадает с политикой стран-членов этих объединений, или, по крайней мере, не является механической суммой их внешних политик.
Международные организации – это наиболее многочисленные институциональные субъекты международных отношений. Специалисты насчитывают около 50 тысяч подобных организаций, действующих на международной арене. Традиционно их разделяют на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Межгосударственные возникают на основе договора группы государств о выделении неких общих компетенций и действуют на основе согласованных правил и норм. Зачастую они приобретают автономию по отношению к государствам-участникам и становятся отчасти неподконтрольны им, выполняя роль наднациональных институтов. Из международных правительственных организаций наибольшее значение играет ООН (Организация Объединённых Наций), созданная в 1945 г. для поддержания международного мира и безопасности и недопущения новой мировой войны. В настоящий момент членами ООН являются 193 государства мира. В европейском регионе влиятельной организацией является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Международные неправительственные организации возникают в результате объединения физических или юридических лиц и осуществляют деятельность вне рамок официальной внешней политик государств.К ним относятся различные религиозные организации (Экуменический Совет Церквей), объединения ученых (Пагуошское движение ученых), спортивные (ФИФА), профсоюзные (Всемирная федерация профсоюзов, Международная организация труда), правозащитные (Международная Амнистия) и др. Неправительственные организации опираются не на силу и авторитет государственной власти, а на общественное мнение, оказывают давление на авторитетные межправительственные структуры (например, ООН). Появление на международной арене такого рода акторов, оспаривающих монопольное положение государств в качестве действующих лиц, рассматривается рядом ученых как процесс формирования глобального гражданского общества. В широком смысле к неправительственным международным организациям относят также транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие промышленно-финансовые и торговые компании, действующие одновременно во многих странах и на многих континентах.
Ко второй – социальной – группе субъектов международных отношений можно отнести различные неструктурированные социальные объединения: народы, нации, классы, социальные и религиозные группы (страты), политические элиты, лидеров и влиятельных индивидов. Периодически стремление народов, находящихся в многонациональных государствах под гнетом титульных наций, к свободе и независимости становится важным фактором международных политических отношений. Например, в последние годы на Ближнем Востоке курдский вопрос (стремление курдского народа, проживающего на территории Турции, Ирака, Сирии, к созданию собственного государства) стал одним из определяющих векторов международной политики в регионе. Арабский вопрос (массовая миграция в Европу жителей мусульманских стран Северной Африки и Ближнего Востока) оказывает прямое влияние на внешнюю политику стран Евросоюза. Многочисленные конфликты этнических и религиозных групп по всему миру являются важными факторами международных отношений.
На сегодняшний день существует большое количество разнообразных подходов (теорий) к определению системы международных отношений.
А) Так, одним из популярных подходов в теории и практике конструирования международной системы отношений на протяжении длительного времени был политический идеализм. Его истоки следует искать в утопическом социализме, либерализме и пацифизме XIX в. Его основная посылка — убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Согласно данному направлению, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из приоритетных тем данного подхода — это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.
В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программы создания Лиги Наций, в Пакте Бриана-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. Сегодня на базе политического идеализма основывается глобалистский подход к международным отношениям. Его приверженцы указывают на уменьшение влияния отдельных государств и рост влияния межгосударственных и неправительственных организаций, усиление взаимозависимости всех акторов мировой политики и формирование глобального самоуправляющегося сообщества. Частным случаем глобалистского подхода является теория международного общества, которая исходит из того, что, благодаря внедрению в жизнь государств принципов права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество во главе с политической властью, наделенной универсальной компетенцией. Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции.
Б) Концепция политического реализма продолжает интеллектуальные традиции Н. Макиавелли, Т. Гоббса, К. фон Клаузевица, а в ХХ веке ключевой фигурой этого подхода считается Г. Моргентау, американский политолог, автор книги «Политика среди наций» (1948 г.). Данная концепция подвергает идеалистические взгляды на международные отношения беспощадной критике.
В реалистической интерпретации международные отношения представляют собой арену острого противоборства государств, являющихся основными акторами на мировой сцене. В основе всей международной деятельности государств лежит их стремление к увеличению своей власти, или силы, и уменьшению власти других. При этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два взаимодополняющих аспекта его внешней политики — это военная стратегия и дипломатия. Первая из них трактуется как продолжение политики насильственными средствами. Дипломатия же, напротив, есть мирная борьба за власть.
В современную эпоху государства выражают свою потребность во власти в терминах «национального интереса». Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир. Собственно, состояние мира — это и есть состояние равновесия сил между государствами. На этом базируется теория отождествления международных отношений с международной политикой, определяющая её как равнодействующую внешних политик государств. Сущность международных отношений заключается в захвате, осуществлении и укреплении власти участниками отношений в специфических условиях международной среды.
Исходя из понимания международных отношений как «естественного состояния» силового противоборства за обладание властью, политический реализм, по существу, сводит эти отношения к межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более того, внутренняя и внешняя политика государства в трактовке политических реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства — как своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на внешние воздействия. Разница лишь в том, что одни государства являются сильными, а другие — слабыми. Недаром один из приверженцев политического реализма, А. Уолферс, строил картину международных отношений, сравнивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров на биллиардном столе. Абсолютизация роли силы и недооценка значения других факторов, — например таких, как духовные ценности, социокультурные реальности и т.п., — значительно обедняет анализ международных отношений, снижает степень его достоверности.
В) Во второй половине ХХ в. получили известность сторонники различных теоретических течений, которые могут быть условно названы «транснационалистами» (Д. Най, Р.О. Коохейн, Э. Хаас и др.). Они выдвинули общую идею, согласно которой политический реализм и свойственная ему этатистская (ориентированная на государство) парадигма не соответствуют характеру и основным тенденциям международных отношений и потому должны быть отброшены. Международные отношения выходят далеко за рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных интересах и силовом противоборстве. Государство, как международный актор, лишается своей монополии. Помимо государств, в международных отношениях принимают участие индивиды, предприятия, организации, другие негосударственные объединения. Многообразие участников, видов (культурное и научное сотрудничество, экономические обмены и т.п.) и «каналов» (партнерские связи между университетами, религиозными организациями, землячествами и ассоциациями и т.п.) взаимодействия между ними, вытесняют государство из центра международного общения, способствуют трансформации такого общения из «интернационального» (т.е. межгосударственного) в «транснациональное» (т.е. осуществляющееся помимо и без участия государств).
Революционные изменения в технологии средств связи и транспорта, трансформация ситуации на мировых рынках, рост числа и значения трансна-циональных корпораций стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся: опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством, проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств коммуникации в развивающиеся страны, усиление международной роли малых государств и частных субъектов, наконец, сокращение возможностей великих держав контролировать состояние окружающей среды. Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов является возрастание взаимозависимости мира и относительное уменьшение роли силы в международных отношениях.
Г) Важное место в подходах к анализу мировой политики занимают концепции, основанные на марксистских взглядах. Классический марксизм исходил из неизбежности классовой борьбы и революции с целью ликвидации господства капитала, утверждения социальной справедливости во всемирном масштабе. Победа пролетариата должна превратить человечество в единую общность, без классовых различий и национально-государственных границ, обеспечить возможность искоренения войн и помочь достигнуть «вечного мира». Марксистское понимание проблем мировой политики и международных отношений основывалось на экономическом детерминизме, согласно которому формирование мирового рынка определяет глобальный характер социального конфликта и последующих изменений в системе международных отношений.
Приверженцы марксистской парадигмы считают, что международные отношения имеют прежде всего эксплуататорский характер и должны быть преобразованы на основе норм нравственности и справедливости. Неомарксисты (И. Валлерстайн, А. Франк, Самир Амин) представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости. Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии, в социальной дифференциации населения по оси «богатый Север – бедный Юг». «Центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов «периферии». В свою очередь, страны периферии являются потребителями промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают в зависимость от центра, становясь жертвами неравного экономического обмена, колебаний в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны развитых государств. Преодоление этой системы неравенства зависит, прежде всего, от готовности и способности народов «периферии» консолидировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства.
В семидесятые годы ХХ века подобный подход к рассмотрению между-народных отношений стал для стран «третьего мира» основой идеи о необходимости установления нового мирового экономического порядка. Под давлением этих стран, составляющих большинство стран — членов Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН в апреле 1974 года приняла соответствующую декларацию и программу действий, а в декабре того же года — Хартию об экономических правах и обязанностях государств.
Таким образом, понимание сущности международных отношений весьма разнообразно и зависит от идеологических и методологических позиций, на которых стоят эксперты.
Сущность, понятие, субъекты международных отношений
2.Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
3.Классификация международных отношени.
4.Виды международных отношений.
5.Формы международных отношений.
6.Уровни международных отношений.
9.Список использованных источников.
Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.
Причинами развития международных отношений являются:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах
3. Характер политических отношений
4. Различный уровень научно-технического развития
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий
Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.
1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
— Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
— Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
— Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
— Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:
-международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.
В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.
Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.
Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.
Понимание системы международных отношений только как «естественного», «предгражданского» состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не «джунгли», не «война всех против всех», но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и «плюрализм суверенитетов», расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство
Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его «критерием локализации». В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как «совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ». Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений
2. Классификация международных отношений.
Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:
1. Классический тип, опирающийся на «равновесие сил» государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.
2. «Холодная война», вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.
3. «Мирное сосуществование», пришедшее на смену «холодной войне». Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.
4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.
В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.
3. Виды международных отношений.
Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
4. Формы международных отношений.
Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:
а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;
б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;
в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;
г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.
5. Уровни международных отношений.
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали – масштабные уровни:
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонтали – групповые уровни:
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.
Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:
Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;
Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;
Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;
Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;
Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;
Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.
В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства – мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.
В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.
Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.
Международные отношения сегодня – это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.
К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:
· дальнейшее углубление международного разделения труда;
· экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
· интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
· дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
· увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
· успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
· расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.