глубокие отношения с богом

Почему личные взаимоотношения с Богом кажутся совсем не «взаимо»?

Иметь «личные отношения с Богом» – это клише используют многие в христианских кругах. Но что это на самом деле значит, что такое взаимоотношения с Творцом Вселенной? Бога ведь мы не видим. За стол же в кофейне не сядешь напротив Иисуса и не поговоришь с ним, как человек с человеком. Так что же в мире, где Богу ни смс-ку не послать, ни «имейл» не отправить, значит иметь взаимоотношения, дружить то бишь, с Создателем всего сущего (Кол. 1:16).

Намеренно

Никакие взаимоотношения не достигают глубины, если ради этого намеренно не стараться. Даже те взаимоотношения, который в нашей жизни возникают сами собой, без лишних усилий – например, дружба «с первого взгляда» – даже такие отношения требуют подпитки в той или иной мере. Мы тянемся к тем, кто нам симпатичен, и ради того, чтобы узнать друг друга получше мы прилагаем усилия. Предполагая, что мы действительно желаем углубиться в отношениях с Богом, давайте признаем, что для этого следует намеренно и целенаправленно проводить с Ним время. Это самый первый и наиважнейший шаг, чтобы знать Бога лучше.

Есть, правда, загвоздка. Нам, может, и хочется поближе узнать Бога, и мы готовы намеренно выделять время, чтобы проводить с Ним, но порой нет ощущения, что Бог готов намеренно выделить время, чтобы провести его с нами. И тем не менее, Бог всегда рядом с нами, любит и знает нас. Тот, Кто нас создал, «соткал» нас воедино (Пс. 139:13), никогда не отказывался от Своих намерений о нас. Каждый из нас сотворен уникальным и с большой любовью. Мы Ему крайне ценны (Лк. 12:6-7).

Нам не нужно просить взять наш вопрос на карандаш и выделить для нас минутку – для нас у Него всегда найдется время. 15 минут с утра, когда мы читаем Библию и молимся. Час во время пробежки в парке, когда есть возможность насладиться Его творением. Или выходные, которые вы задумали провести в уединении и поклонении Творцу. Что бы это ни было – все это помогает вам познавать Бога и является основой глубоких с Ним отношений.

Коммуникации: говорить

Ну, хорошо, надо намеренно выделать для Бога время. А что с этим временем делать-то? Как во всех зарождающихся взаимоотношениях, сначала надо начать разговаривать. Эти разговоры с Богом и похожи, и сильно отличаются от тех, к которым вы привыкли в случае с новыми друзьями. Но их неотъемлемой частью остаются обмен мнениями, откровениями и похвалой.

Мы рассказываем Богу, что у нас на сердце в молитве, рассказываем, о чем мы радуемся, о чем волнуемся, о чем думаем. Мы рассказываем о своих проступках, где мы что-то сделали не так, и исповедуем свои грехи. Мы хвалим Бога за те вещи, которые нам нравятся. Мы благодарим Его. Мы поклоняемся Ему. Точно так же, как мы рассказываем своим земным друзьям о том, за что мы их ценим и благодарим, мы благодарим и хвалим Бога. Только круче.

Коммуникации: слушать

Иногда правда коммуникации с Богом кажутся, мягко говоря, трудноватыми. Нам может показаться, что это мы все говорим и говорим, а Бог, к Которому мы всегда можем обратиться в молитве, что-то не отвечает нам голосом, который наши уши способны воспринять. Получается, что нам следует научиться слушать Бога другими способами. Если, конечно, мы хотим, чтобы наши с Богом отношения стали глубже. О чем тут речь?

Мы слушаем Бога, читая Библию – это самый понятный способ услышать Божий голос. Если мы читаем Писание, пытаясь умом и сердцем понять характер Бога, Его присутствие и увещевание, вмещенные в каждую строчку Библии, мы услышим Его голос. Мы научимся лучше понимать, Кто Он, читая о том, как Иисус общался с учениками. Мы будем лучше понимать Его чувства и желания, читая, как Он заботился о больных и униженных.

Также мы можем слушать Бога, прося Его говорить нам. Скорее всего громов и молний не будет, и Ангел в дверь не позвонит, но Бог знает, как донести слова до Своих детей. Внутри каждого христианина живет Святой Дух, а Иисус так описывает роль Святого Духа в нашей жизни:

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ин. 16:13-15)

Дела любви и жертвенности

Земные отношения, основанные на доверии, строятся продолжительное время, когда делами доказывается и любовь, и жертвенность. Именно поэтому супруги перед алтарем дают обещания «верности в здравии и болезни, богатстве и бедности». Ведь это выбор оставаться, служить и жертвовать, когда дела идут не лучшим образом. Тот же принцип применим и к отношениям с Богом. Только не так, как может показаться на первый взгляд.

В отличие от земных взаимоотношений, которые держатся на взаимных делах любви и жертвенности, наши взаимоотношениях с Богом построены исключительно на Божьей любви и Божьей жертве. Когда вбивались гвозди в руки и ноги Спасителя, когда Христос на кресте умер ужасной смертью – Он принес единственную и необходимую жертву и акт любви. Большего никогда уже не потребуется. Сделал Он это для того, чтобы нам не нужно было приносить «необходимые жертвы» ради взаимоотношений с Ним. Он Сам стал этой жертвой, и теперь каждый, желающий общения с Богом, может это общение обрести. Нет больше необходимости в жертвах Богу с нашей стороны для обретения Его любви. Чтобы знать Бога нам не нужно совершить какое-то определенной количество действий и дел. Эти взаимоотношения с Богом невозможно заслужить. Но, как в любых отношениях, если мы кого-то действительно любим, мы это показываем явным образом. Как это делать по отношению к Богу? Много есть способов. Мы можем любить Бога, служа другим, жертвуя щедро, и каждый день принимая решение любить Бога и следовать Его заповедям. И хотя эти взаимоотношения с Богом не будут походить ни на одни земные взаимоотношения, важнее отношений в вашей жизни не будет. Только эти взаимоотношения настолько формируют нас и настолько ценны. Если мы будем намеренно проводить с Ним время, говорить с Ним и слушать Его, служить Ему – мы поймем, что Он уже давно повернулся к Нам лицом, и в Его взгляде – любовь (1 Ин. 4:19).

Источник

«Насколько велика наша радость, настолько крепка наша связь с Богом»

Из поучений старца Эмилиана

5 октября, в день рождения греческого старца Эмилиана (Вафидиса), мы публикуем отрывок из книги «Жить в присутствии Бога», опубликованной издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Изречения старца Эмилиана представляют собой замечательный путеводитель и руководство для самопознания, для восхождения по лествице добродетелей. Его советам может последовать всякий христианин, совершающий подвиг во имя освобождения от своего «я» и обретения свободы чад Божиих (ср. Рим. 8, 21).

Человек духовный всегда мирен

глубокие отношения с богом. глубокие отношения с богом фото. картинка глубокие отношения с богом. смотреть фото глубокие отношения с богом. смотреть картинку глубокие отношения с богом.Архимандрит Эмилиан (Вафидис) Естественное состояние, в котором должен жить человек,– это безмятежность, духовная радость и мир. Человек не создан ни для скорбей, ни для боли. Скорби посылаются нам Богом, потому что Он желает возвести нас из нашего убожества на духовную высоту, дать нам успокоение от браней, радость и духовное веселие. Как же мы относимся к встречающимся нам трудностям? Например, у нас есть немощь: нам хочется быть радостными, но вместо этого мы легко поддаемся унынию. Из-за этого мы огорчаемся. Конечно, наша скорбь не по Богу, она эгоистична: нам хочется ощущать радость, но мы не можем. Мы смотрим на свои немощи по-земному. Помните, как апостол Павел подобным образом просил Господа избавить его от болезни? Что же ответил ему Бог? Довольно для тебя благодати Моей (ср. 2 Кор. 12, 9). Бог как бы возразил на просьбу апостола: «Неужели ты не понимаешь? Если Я заберу у тебя эту немощь, то ты можешь погибнуть. А с этой болезнью ты пойдешь прямо на небо». И наш характер, и наши немощи, и все наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу.

Наши скорби и трудности оказываются для нас самыми лучшими проводниками на пути к небу

глубокие отношения с богом. глубокие отношения с богом фото. картинка глубокие отношения с богом. смотреть фото глубокие отношения с богом. смотреть картинку глубокие отношения с богом.

Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком

Мир Христов – глубинное чувство цельности человеческого существа. Оно возникает, прежде всего, благодаря полному единению и согласию трех сил души: мыслительной, желательной и раздражительной. Святой мир колеблется, когда колеблются силы души, когда теряется равновесие между ними. И это показывает, что человек уклонился с правильного пути в своей духовной жизни, что он уже не пламенеет любовью к Богу и не ощущает Его присутствия. Иными словами, в нем нет внутренней гармонии и единения с Богом. Человек, потерявший душевный мир, потерял и Бога, потому что Божественная благодать уже не может коснуться его сердца, и сам он не способен стать жилищем Божества. И происходит это потому, что владычественное начало, дух человека, призванный соединиться с Богом и привести к обо́жению всего человека, находится в разладе с прочими силами души. Тот, кто легко приходит в смятение и не имеет мира, еще не стал духовным человеком. Его душа увлекается земными наслаждениями, дух погрязает в них и впадает в плотское состояние. Такой человек, хотя создан парить в высоте, подобно орлу, ниспал на землю и пресмыкается, словно червь. Представьте, что орел не может взлететь и ходит по земле, в грязи. Может ли он не тосковать по небесным просторам? Может ли жить как ни в чем не бывало? [2]

Основа духовной жизни – радость

Человек, не испытывающий радости, уклонился с правильного духовного пути

Источник

Глубокие отношения с богом

глубокие отношения с богом. глубокие отношения с богом фото. картинка глубокие отношения с богом. смотреть фото глубокие отношения с богом. смотреть картинку глубокие отношения с богом.

Что значит иметь личные отношения с Богом?

Личные отношения с Богом начинаются с того момента, когда мы осознаем свою потребность в Нем, признаем, что мы грешники, и с верой принимаем Иисуса Христа как Спасителя. Бог, наш Небесный Отец, всегда хотел быть рядом с нами, чтобы иметь отношения с нами. Перед тем как Адам согрешил в Эдемском саду (Бытие, глава 3), и он, и Ева знали Бога на близком, личном уровне. Они ходили с Ним по саду и общались с Ним непосредственно. Но из-за их греха, мы были отделены от Бога.

Иметь личные отношения с Богом означает, что мы включаем Его в свою повседневную жизнь. Мы должны молиться Ему, читать Его Слово и размышлять над ним, чтобы лучше узнать Его. Мы должны молиться о мудрости (Иакова 1:5), которая является наибольшей ценностью, которой мы только можем владеть. Мы должны приносить свои просьбы к Нему во имя Иисуса (Иоанна 15:16). Иисус – это Тот, Кто любит нас настолько, что отдал Свою жизнь за нас (Римлянам 5:8), и Он является «мостом» между нами и Богом.

Святой Дух был дан нам как наш советник. «Если Меня вы любите, то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы он навеки остался с вами. Тот Заступник – Дух Истины, мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас» (Иоанна 14:15–17). Иисус сказал это перед Своей смертью, и после этого Святой Дух стал доступным для всех, кто искренне стремится принять Его. Он живет в сердцах верующих и никогда не покидает их. Он советует нам, учит нас истине и изменяет наши сердца. Без этого божественного Святого Духа мы бы не имели возможности бороться со злом и искушениями. Но так как мы имеем Его, то начинаем производить плоды, позволяя Духу контролировать нас: любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость и умение владеть собой (Галатам 5:22–23).

Эти личные отношения с Богом не так трудно обрести, как может казаться, и для этого нет никакой таинственной формулы. Как только мы становимся детьми Божьими, то получаем Святого Духа, Который начинает работать в наших сердцах. Мы должны непрестанно молиться, читать Библию и присоединиться к библейской церкви – все эти элементы помогут нам расти духовно. Вера в то, что Бог поможет нам пройти через каждый день, и в то, что Он – наш защитник, является путем обретения отношений с Ним. Хотя мы можем и не увидеть немедленные изменения, мы начнем замечать их в течение времени, и все истины станут понятными.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Как любить Бога: кратко о главном

Как любить Бога? Этим вопро­сом, пожа­луй, зада­ется каждый хри­сти­а­нин, начи­на­ю­щий изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры. О Боге мы знаем, что Он – Творец всего сущего. Знаем, что Он посто­янно про­мыш­ляет о чело­веке. Знаем и то, что Сын Божий иску­пив на кресте грехи чело­ве­че­ства, открыл людям врата рая, кото­рые были затво­рены после изгна­ния Адама. И самое глав­ное, что знаем – Бог любит нас. Сколько всего Бог сделал и делает для нас! Как мы можем быть бла­го­дарны Ему за это? Чем можем отпла­тить Богу за Его неиз­ре­чен­ную милость и любовь?

Обще­ние

Совер­шенно оче­видно, что отве­том на любовь должна быть любовь. Когда гово­рим о чело­ве­че­ских отно­ше­ниях, то пони­маем, что любовь между людьми невоз­можна без лич­ного обще­ния. Дети любят роди­те­лей, муж любит жену, роди­тели любят своих детей, друзья любят друг друга. Такая любовь осно­вана на обще­нии, духов­ном и физи­че­ском кон­такте, и под­дер­жи­ва­ется ими. Откры­вая глаза, ребе­нок познает мир и первое, что он видит – мать, кото­рая любит его. Окру­жен­ный забо­той, ребе­нок растет и познает любовь родных людей. И совер­шенно есте­ственно отве­чает на эту любовь вза­им­ным чув­ством.

Так и во вза­и­мо­от­но­ше­ниях чело­века с Богом, его Твор­цом, любовь начи­на­ется с бого­по­зна­ния. Бого­по­зна­ние – это не выучен­ный еди­но­жды урок, а плод живого духов­ного опыта, длиною в жизнь. Бого­по­зна­ние нераз­рывно свя­зано с бого­об­ще­нием – живым обще­нием с Богом, кото­рое ста­но­вится воз­мож­ным бла­го­даря уча­стию в цер­ков­ных Таин­ствах, личной молитве, изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния, духов­ной лите­ра­туры. Источ­ник под­лин­ного бого­по­зна­ния – Боже­ствен­ная бла­го­дать Свя­того Духа, рас­кры­ва­ю­ща­яся ищущим Бога людям. Этот источ­ник не в силах заме­нить огра­ни­чен­ный чело­ве­че­ский интел­лект. Поэтому ника­кие умство­ва­ния и тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния не могут заме­нить истин­ное бого­по­зна­ние, кото­рое ста­но­вится обра­зом жизни чело­века. И чем больше чело­век откры­вает для себя Бога, тем больше ему откры­ва­ется неиз­ре­чен­ная Боже­ствен­ная любовь к нему лично. Эти личные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом и ста­но­вятся одно­вре­менно и нача­лом любви к Богу и ее про­дол­же­нием.

Испол­не­ние запо­ве­дей

Ребе­нок, воз­рас­тая, учится у взрос­лых, кото­рые имеют гораздо более бога­тый жиз­нен­ный опыт. Роди­тели, любя свое чадо и желая ему добра, учат его тому, что можно, что нельзя, а что нужно делать в жизни. Бог же, забо­тясь о своих чадах, дал запо­веди – инструк­цию как жить так, чтобы после смерти жить вечно. Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о прямой зави­си­мо­сти между соблю­де­нием запо­ве­дей и любви к Богу: «Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцом Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:21 ). «Из этих слов Гос­пода видно, что надо так изу­чить еван­гель­ские запо­веди, чтоб они сде­ла­лись досто­я­нием, иму­ще­ством ума: тогда только воз­можно точное, посто­ян­ное испол­не­ние их, такое испол­не­ние, какого тре­бует Гос­подь. Явля­ется Гос­подь испол­ни­телю еван­гель­ских запо­ве­дей духовно, и видит Гос­пода испол­ни­тель запо­ве­дей духов­ным оком, умом, видит Гос­пода в себе, в своих помыс­лах и ощу­ще­ниях, осе­нен­ных Святым Духом», — пояс­няет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Как ребе­нок ста­ра­ется уго­дить роди­те­лям, испол­няя их наказы, и полу­чает за то похвалу от них, так и чело­век, испол­няя запо­веди Божьи, полу­чит мзду от Гос­пода в Веч­но­сти. Дитя сле­дует воле роди­те­лей не из страха перед ними, а по любви к ним и потому испол­не­ние это при­но­сит радость. И лишь нашко­див, ребе­нок пони­мает, что за это может быть нака­зан. Но нака­за­ние это, если и строго, бывает с любо­вью. Кто дерз­нет ска­зать, что мать, нака­зав про­ви­нив­ше­гося ребенка, не любит его? Такое нака­за­ние несет вос­пи­та­тель­ную функ­цию, но побуж­дает к нему любовь. Так и Бог, даже нака­зы­вая чело­века, не хочет ему поги­бели, но в нака­за­нии дает вра­зум­ле­ние. «Строго нака­зал меня Гос­подь, но смерти не предал меня», — вос­кли­цает псал­мо­пе­вец Давид. Такое осо­зна­ние нака­за­ния доступно лишь чело­веку, любя­щему Бога. Бог же, любя вся­кого чело­века, «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» ( 1Тим.2:4 ).

Апо­стол Иоанн Бого­слов гово­рит о соблю­де­нии запо­ве­дей пре­дельно ясно – «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблю­дали запо­веди Его» ( 1Ин.5:3 ). Это озна­чает, что любить Бога – это соблю­дать Его запо­веди. Но без помощи Божией это не только трудно, но и невоз­можно. Как роди­тели вся­че­ски помо­гают своему чаду, так и чело­веку, кото­рый стре­мится делом соблю­дать запо­веди, Гос­подь дает необ­хо­ди­мые силы для этой цели. «Запо­веди Гос­пода Иисуса Христа для чело­века, кото­рый Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Гос­пода. И чело­ве­ко­лю­би­вый Бог и Гос­подь Иисус Хри­стос дает всегда щедро чело­веку, кото­рый Ему верит, Свои Боже­ствен­ные силы, кото­рые помо­гают ему легко испол­нять Его Боже­ствен­ные запо­веди», — пишет прп. Иустин (Попо­вич).

Бла­го­да­ре­ние

Когда чадо полу­чает про­си­мое от роди­те­лей, то раду­ется и бла­го­да­рит, будучи научен­ным тако­вому бла­го­да­ре­нию они них. «Спа­сибо» — то слово, кото­рому непре­менно учат роди­тели своего ребенка. Бла­го­да­ре­ние ста­но­вится обыч­ным и есте­ствен­ным делом в тече­ние всей жизни. На всякое доброе дело чело­век обычно отве­чает бла­го­дар­но­стью. Так же должен он бла­го­да­рить и Бога за все его бла­го­де­я­ния. Бла­го­дар­ность Богу – это не только «спа­сибо», когда попро­сил и Гос­подь дал. «За все бла­го­да­рите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апо­стол Павел. За жизнь, за хлеб насущ­ный, за роди­те­лей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог про­мыш­ляет о нас, даже когда грешим и гре­хами своими уда­ля­емся от него – эти и многие другие при­чины побуж­дают бла­го­да­рить Бога за все. Но глав­ная бла­го­дар­ность Богу – за Его любовь. Настолько без­гра­нична любовь Бога к чело­веку, что, по слову свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, «Бог стал Чело­ве­ком, чтобы чело­век стал богом». Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «мы познали любовь, кото­рую имеет к нам Бог, и уве­ро­вали в неё. Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин.4:16 ). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и бла­го­да­рить Его за нее.

Увы, часто чело­век при­вы­кает поль­зо­ваться любо­вью Божией. Люди при­ни­мают пода­ва­е­мое Богом как долж­ное, вос­при­ни­мают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Гос­поди, свечку – а Ты мне дом, машину и хоро­шую работу. Такой подход в корне неве­рен, поскольку Бог – это не слу­жеб­ный дух, а если и подает нечто от Своих бога­тых мило­стей и щедрот, то делает это исклю­чи­тельно по любви к чело­веку. Бла­го­да­ре­ние же Богу за Его мило­сти – это не только бла­го­дар­ствен­ные молитвы, но, в первую оче­редь, соблю­де­ние запо­ве­дей и жизнь по Еван­ге­лию.

Любовь к ближ­нему

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим, и всею кре­по­стию твоею», – вот первая запо­ведь! Вторая подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». Иной боль­шей сих запо­веди нет» ( Мк.12:30-31 ). Самый легкий и самый слож­ный путь любви к Богу – любовь к ближ­нему. Самый легкий потому, что любить того, кто нахо­дится рядом легко. И самый труд­ный потому, что Хри­стос четко дает понять, что ближ­ний – это не только род­ствен­ник или сосед, но всякий чело­век, повстре­чав­шийся на жиз­нен­ном пути ( Лк.10:25-37 ). Трудно осо­знать, что совер­шенно незна­ко­мый чело­век, про­хо­дя­щий мимо – это ближ­ний. Еще слож­ней при­нять то, что нужно его любить. Созна­ние тут же начи­нает сопро­тив­ляться. Как любить? Зачем любить? Ведь знать про­хо­жего не знаю, и знать не хочу. Чужой он чело­век, а ника­кой не ближ­ний. Вот роди­те­лей – люблю. Детей – люблю. Род­ствен­ни­ков – в основ­ном люблю. Друзей – ну да, наверно, люблю. Сосе­дей – ну нет, скорее уважаю, а вот Марью Ива­новну из пятой квар­тиры не люблю. Коллег – нет, тут любо­вью совсем не пахнет, веро­ятно, есть ува­же­ние, а так мы просто вместе рабо­таем. Про­дав­щица из мага­зина напро­тив – поз­вольте, ну с чего это вдруг ее любить надо? И чем дальше, тем меньше любви.

В целом это понятно. Сложно чело­веку объять любо­вью весь мир. Так умеет только Бог. Но это вовсе не озна­чает, что довольно осо­знать свою немощь и огра­ни­читься лишь любо­вью к самым близ­ким. Хри­стос учит: «если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы при­вет­ству­ете только бра­тьев ваших, что осо­бен­ного дела­ете? Не так же ли посту­пают и языч­ники?» ( Мф.5:46-47 ). И, конечно же, нелю­бовь к кому-то – это чув­ство, про­ти­во­по­лож­ное тому, к чему при­зы­вает Гос­подь. Заблуж­да­ется тот чело­век, кото­рый думает, что любит Бога, но при этом не любит людей. Апо­стол Иоанн Бого­слов кате­го­рично заяв­ляет: «Кто гово­рит: «я люблю Бога», а брата своего нена­ви­дит, тот лжец» ( 1Ин.4:20 ).

Было бы непра­виль­ным не пояс­нить, что такое любовь. Любовь – это всегда жертва, само­по­жерт­во­ва­ние ради пред­мета любви. «Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих», — гово­рит Хри­стос. Он пока­зал пример высшей жерт­вен­ной любви, «уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» ( Фил.2:7-8 ).

Само­по­жерт­во­ва­ние не обя­за­тельно должно быть фаталь­ным, оно может быть выра­жено на про­стом быто­вом уровне. Любовь про­ни­зы­вает всю жизнь чело­века, начи­ная с рож­де­ния и закан­чи­вая физи­че­ской смер­тью. На про­тя­же­нии всей жизни чело­век либо любит сам, либо любят его. Даже самые отпе­тые злодеи любят своих близ­ких. И лишь в редких, исклю­чи­тель­ных слу­чаях чело­век дохо­дит до такой сте­пени нена­ви­сти и отри­ца­ния любви в созна­тель­ном воз­расте, что нена­ви­дит всех вокруг.

Чело­ве­че­ская падшая при­рода весьма эго­и­стична – мы любим себя, и наши инте­ресы посто­янно стал­ки­ва­ются с инте­ре­сами других людей. Уязв­лен­ная гор­дыня не дает воз­мож­но­сти закрыть глаза на «вопи­ю­щую неспра­вед­ли­вость». Но Бог, при­зы­вая нас к любви, несо­мненно, знает об этой немощи чело­ве­че­ской. Как только ста­но­вимся на путь хри­сти­ан­ского само­от­вер­же­ния, так сразу появ­ля­ется воз­мож­ность уви­деть пред­мет любви не только в своих близ­ких, но и людях совер­шенно незна­ко­мых. И тут надо много потру­диться, чтобы устра­нить одно за другим те пре­пят­ствия в соб­ствен­ной душе, что мешают любить. Появ­ля­ется выбор – делать или нет. А если есть выбор, то есть и сво­бода. Умение видеть образ и подо­бие Божие в каждом чело­веке и отно­ситься к нему как своему близ­кому – это и есть под­лин­ная хри­сти­ан­ская сво­бода любви. Как сильно она отли­ча­ется от сво­бод­ной любви, что про­па­ган­ди­рует совре­мен­ный мир!

Любовь может быть про­дик­то­вана совер­шенно раз­ными побуж­де­ни­ями. Очень часто она обу­слов­лена эго­из­мом и чув­ством соб­ствен­ни­че­ства. Но под­лин­ная хри­сти­ан­ская любовь – это любовь Христа и ближ­него ради. При­знаки истин­ной любви апо­стол Павел ука­зы­вает сле­ду­ю­щие: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, любовь не пре­воз­но­сится, не гор­дится, не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла, не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине; все покры­вает, всему верит, всего наде­ется, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­стает» ( 1Кор.13:4–8 ).

Любовь не появ­ля­ется сама по себе, любовь – то самое чув­ство, что вытес­няет из души эгоизм и гор­дыню. Поэтому любви надо учиться. Любовь – это, опре­де­ленно, дар Божий, посы­ла­е­мый тому, кто усерд­ствует в ней. Прп. Амвро­сий Оптин­ский дает такой совет: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». Все начи­на­ется с жела­ния и про­дол­жа­ется дей­ствием. Пока не попро­бу­ешь любить, то не узна­ешь, как это бывает.

Раб, наем­ник, сын

Раз­де­ляют три сте­пени под­чи­не­ния Богу: раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наем­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние раба – состо­я­ние страха перед нака­за­нием, испол­не­ния запо­ве­дей только лишь из боязни вечных мук. Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» ( 1Ин.4:18 ). Если у раба несо­вер­шен­ная любовь, то наем­ник – тот, кто желает за всякое доброе дело непре­менно полу­чить награду. Наем­ник обла­дает боль­шей сте­пе­нью сво­боды, но руко­во­дит им чистый расчет, кото­рый вытес­няет любовь. Сын – несо­мненно, совер­шен­ная и самая благая для чело­века сте­пень, поскольку в этой сте­пени есть сво­бода любви. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет: «Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду — полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим!»

Каждый чело­век, загля­нув в глу­бину своей души, может без­оши­бочно опре­де­лить сте­пень, в кото­рой при­бы­вает. Сделав это, поймет, как посту­пать, чтобы испол­нить завет Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34-35 ). И через испол­не­ние этой запо­веди полю­бит Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *