гносеологический подход обучения праву

Гносеология юридического правопонимания

гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву.

гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву.

гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву.

Предметная сфера правовой гносеологии — это теоретические проблемы познания права как специфического социального объек­та. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении пред­посылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.

В рамках освещаемой в данной работе концепции философии права общая основа и тесная связь правовой гносеологии с онтоло­гией и аксиологией права обусловлены тем, что они выражают раз­личные аспекты одного юридико-либертарного правопонимания.

Основополагающее значение также и в плане правовой гносео­логии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права). И два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различ­ные концепции правовой гносеологии.

Целый ряд положений, существенных для характеристики этих двух различных теоретико-познавательных подходов к праву, уже фактически рассматривался в ходе предшествующего изложения основных моментов двух типов правопонимания, проблем понятия права, его онтологии и аксиологии. В развитие и в дополнение к уже сказанному здесь необходимо сопоставить и охарактеризовать собственно гносеологические аспекты (исходные позиции, прин­ципы, идеи и познавательные итоги) названных типов правопо­нимания.

Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеоло­гии (гносеологии юридического правопонимания) является позна­вательное отношение к действующему праву, попытка теоретиче­ского (философско-правового, научного) осмысления его объектив­ной природы, уяснения его роли и назначения, постижения его ис­тины. Этот путь познания, как убедительно свидетельствуют исто­рия и теория правовых учений, приводит к различению естествен­ного и позитивного права в качестве необходимой мыслительной предпосылки и исходной познавательной схемы в сфере теорети­ческого понимания и изучения права.

Различение естественного и позитивного права (а в дальней­шем и более развитые формы выражения такого различения в виде соотношения философской идеи права и позитивного права, права и закона) выступает в истории правовой мысли как гносеологиче­ски необходимая форма теоретической рефлексии о фактически данном позитивном праве и адекватный способ фиксации итогов такой рефлексии. Ведь всякое теоретическое познание закона (по­зитивного права), не останавливаясь на его официальной данности и эмпирическом содержании, в поисках его объективных основ и качеств, его правового смысла и разума, его правовой природы и сущности неизбежно абстрагируется от познаваемого объекта (за­кона) и мысленно конструирует его разумно-смысловую модель (в форме естественного права, идеи права, права) как следствие и результат его теоретического постижения и изучения.

В онтологическом плане концепция различения права и закона (в различных ее вариантах), отвечая на вопрос о том, что есть пра­во, позволяет раскрыть объективные сущностные свойства права лишь наличие которых в законе (позитивном праве) позволяет ха­рактеризовать его как правовое явление, т. е. как явление, соответ­ствующее сущности права, как внешнее проявление и осуществле­ние правовой сущности.

В аксиологическом плане данная концепция раскрывает объ­ективную природу и специфику ценностей права, которое как особая форма долженствования, цель и ценностное начало опреде­ляет ценностно-правовое значение фактически данного закона (по­зитивного права) и государства.

В теоретико-познавательном плане эта концепция выступает как необходимая гносеологическая модель теоретического постижения и выражения знания и истины о законе (позитивном праве в виде определенного понятия права (естественного права, идеи права, правильного права и т. д.).

Таким образом, данная концепция выражает процесс познава тельного перехода от простого мнения о праве (как некой субъек тивной властной его данности в виде фактического закона) к истин ному знанию — к знанию истины о праве, к понятию права, т. е. к теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независя щих от воли и произвола властей) свойствах, природе, сущност] права и формах (адекватных и неадекватных) ее проявления. В этом смысле разные версии и варианты различения и соотношеня права и закона (от традиционных естественноправовых до совре менных, более развитых вариантов подобного различения и соотно шения) как определенные гносеологические формы правопонима ния представляют собой этапы и ступени возникновения, углубле ния и развития теоретического подхода к праву, исторического про гресса в области теоретико-правовой мысли.

гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву.

В рамках юридической гносеологии различение права и зако на (позитивного права) предполагает (и включает в себя) все воз можные формы_их соотношения — от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона до их совпадения (в случае правового закона). Та же логика деист вует и применительно к отношениям между правом и государст вом, которое с позиций юридической гносеологии трактуется во все» диапазоне его правовых и антиправовых проявлений (от правона рушающего до правового государства).

В этих общих рамках юридической гносеологии разные кон цепции различения права и закона (позитивного права) имеют сво) специфические особенности также и в гносеологическом плане.

Так, в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии (в качестве исходно го, безусловного образца) действующему позитивному праву.

При таком подходе вне поля внимания остаются сама идея правового закона (как мы ее понимаем и трактуем с позиций ли бертарного правопонимания и общей теории различения права и закона) и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивно го права, проблемы приведения действующего права в соответст вие с положениями и требованиями естественного права и т. д. В этом смысле можно сказать, что представителей юснатурализм) интересует не столько действующее право и его совершенствова ние в соответствии с требованиями естественного права, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходно дан ного природой (божественной, космической, физической, человече ской и т. д.) «истинного права», которое, по такой логике, также и Действует естественно.

Отсюда и присущее юснатурализму представление о двух од­новременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права — подлинного, истинного, естественного пра­ва и неподлинного, неистинного, официального (позитивного) права.

Этот дуализм и параллелизм двух одновременно действую­щих (хотя, конечно, действующих по-разному) систем права в ос­новном преодолевается в тех философско-правовых концепциях, которые в целом остаются в рамках естественноправовых пред­ставлений, но под естественным правом имеют в виду идею, смысл права, сущность права и т. д. Правда, и в этих философских кон­цепциях различения права и закона хотя идея права не выступает в качестве действующего права, как в юснатурализме, но и не до­водится до понятия правового закона (правовой концепции и конст­рукции действующего позитивного права).

Иначе обстоит дело в концепции либертарного правопонима-ния, где в центре исследовательского внимания стоят как раз про­блемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правово­го качества закона, вопросы разработки понятия правового закона (и законного права, т. е. права, наделенного законной силой) и т. д.

С позиций данного юридико-гносеологического подхода иско­мой истиной о праве и законе является объективное научное зна­ние о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действую­щего права.

Такой юридико-гносеологический подход позволяет выявить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формирования права и субъективного (властно-волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанилизи-ровать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства при­менительно к конкретным сферам и отношениям правовой регуля­ции. И лишь в таком смысле уместно говорить о законодательстве как о законотворчестве, как о творческом выражении (в результате творческих усилий законодателя, учитывающего положения и вы­воды науки) начал и требований права в конкретных нормах обще­обязательного закона (позитивного права).

Понимание закона (позитивного права) в качестве правового явления включает в себя и соответствующую трактовку проблемы общеобязательности закона, его обеспеченности государственной защитой, возможности применения принудительных мер к право­нарушителям и т. д. Такая специфика санкций закона (позитивного права), согласно юридической гносеологии, обусловлена объектив­ной природой права (его общезначимостью и т. д.), а не волей (или произволом) законодателя. А это означает, что подобная санкция (обеспеченность государственной защитой и т. д.) правомерна и юридически обоснованна только в случае правового закона.

Юридико-познавательная модель различения и соотношения права и закона (позитивного права) лежит в основе всех сущест­венных достижений в сфере правовой теории и практики. Именно с этих гносеологических позиций были сформулированы (а затем — официально признаны и законодательно закреплены в развитых системах национального права и в международно-правовых актах) идеи и принципы неотчуждаемых прав и свобод человека, господ­ства (правления) права, правового закона, правового государства и т. д. С таким юридическим правопониманием необходимым обра­зом связана и сама постановка вопроса о человеческом (гуманитар­ном) измерении права, о правовых ценностях, об антиправовой сущ­ности произвольного, насильственно-приказного закона и насиль­ственных форм правления, силового типа организации и осуществ­ления политической власти (от старого деспотизма до современного тоталитаризма). У легизма подобных установок, ориентиров и достижений нет.

Источник

1. Гносеология юридического правопонимания

1. Гносеология юридического правопонимания

Предметная сфера правовой гносеологии — это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении

предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.

В рамках освещаемой в данной работе концепции философии права общая основа и тесная связь правовой гносеологии с онтологией и аксиологией права обусловлены тем, что они выражают различные аспекты одного юридико-либертарного правопонимания.

Основополагающее значение также и в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права). И два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии.

Целый ряд положений, существенных для характеристики этих двух различных теоретикопознавательных подходов к праву, уже фактически рассматривался в ходе предшествующего изложения« основных моментов двух типов правопонимания, проблем понятия права, его онтологии и аксиологии. В развитие и в дополнение к уже сказанному здесь необходимо сопоставить и охарактеризовать собственно гносеологические аспекты (исходные позиции, принципы, идеи и познавательные итоги) названных типов правопонимания.

Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии (гносеологии юридического правопонимания) является познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического (философско-правового, научного) осмысления его объективной природы, уяснения его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания, как убедительно свидетельствуют история и теория правовых учений, приводит к различению естественного и позитивного права в качестве необходимой мыслительной предпосылки и исходной познавательной схемы в сфере теоретического понимания и изучения права.

Различение естественного и позитивного права (а в дальнейшем и более развитые формы выражения такого различения в виде соотношения философской идеи права и позитивного права, права и закона) выступает в истории правовой мысли как гносеологически необходимая форма теоретической рефлексии о фактически данном позитивном праве и адекватный способ фиксации итогов такой рефлексии. Ведь всякое теоретическое познание закона (позитивного права), не останавливаясь на его официальной данности и эмпирическом содержании, в поисках его объективных основ и качеств, его правового смысла и разума, его правовой природы и сущности неизбежно абстрагируется от познаваемого объекта (закона) и мысленно конструирует его разумно-смысловую модель (в форме естественного права, идеи права, права) как следствие и результат его теоретического постижения и изучения.

В онтологическом плане концепция различения права и закона (в различных ее вариантах), отвечая на вопрос о том, что есть право, позволяет раскрыть объективные сущностные свойства права, лишь наличие которых в законе (позитивном праве) позволяет характеризовать его как правовое явление, т. е. как явление, соответствующее сущности права, как внешнее проявление и осуществление правовой сущности.

В аксиологическом плане данная концепция раскрывает объективную природу и специфику ценностей права, которое как особая форма долженствования, цель и ценностное начало определяет ценностно-правовое значение фактически данного закона (позитивного права) и государства.

В теоретико-познавательном плане эта концепция выступает как необходимая гносеологическая модель теоретического постижения и выражения знания и истины о законе (позитивном праве) в виде определенного понятия права (естественного права, идеи права, правильного права и т. д.).

Таким образом, данная концепция выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве (как некой субъективной властной его данности в виде фактического закона) к истинному знанию — к знанию истины о праве, к понятию права, т. е. к теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независящих от воли и произвола властей) свойствах, природе, сущности права и формах (адекватных и неадекватных) ее проявления. В этом смысле разные версии и варианты различения и соотношения права и закона (от традиционных естественноправовых до современных, более развитых вариантов подобного различения и соотношения) как определенные гносеологические формы правопонимания представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса в области теоретико-правовой мысли.

В рамках юридической гносеологии различение права и закона (позитивного права) предполагает (и включает в себя) все возможные формы их соотношения — от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона). Та же логика действует и применительно к отношениям между правом и государством, которое с позиций юридической гносеологии трактуется во всем диапазоне его правовых и антиправовых проявлений (от правонарушающего до правового государства).

В этих общих рамках юридической гносеологии разные концепции различения права и закона (позитивного права) имеют свои специфические особенности также и в гносеологическом плане.

Так, в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии (в качестве исходного, безусловного образца) действующему позитивному праву.

При таком подходе вне поля внимания остаются сама идея правового закона (как мы ее понимаем и трактуем с позиций либертарного правопонимания и общей теории различения права и закона) и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивного права, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права и т. д. В этом смысле можно сказать, что представителей юснатурализма интересует не столько действующее право и его совершенствование в соответствии с требованиями естественного права, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходно данного природой (божественной, космической, физической, человеческой и т. д.) «истинного права», которое, по такой логике, также и действует естественно.

Отсюда и присущее юснатурализму представление о двух одновременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права — подлинного, истинного, естественного права и неподлинного, неистинного, официального (позитивного) права.

Этот дуализм и параллелизм двух одновременно действующих (хотя, конечно, действующих по- разному) систем права в основном преодолевается в тех философско-правовых концепциях, которые в целом остаются в рамках естественноправовых представлений, но под естественным правом имеют в виду идею, смысл права, сущность права и т. д. Правда, и в этих философских концепциях различения права и закона хотя идея права не выступает в качестве действующего права, как в юснатурализме, но и не доводится до понятия правового закона (правовой концепции и конструкции действующего позитивного права).

Иначе обстоит дело в концепции либертарного правопонимания, где в центре исследовательского внимания стоят как раз проблемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона (и законного права, т. е. права, наделенного законной силой) и т. д.

С позиций данного юридико-гносеологического подхода искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действующего права.

Такой юридико-гносеологический подход позволяет выявить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формирования права и субъективного (властно-волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанилизировать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства применительно к конкретным сферам и отношениям правовой регуляции. И лишь в таком смысле уместно говорить о законодательстве как о законотворчестве, как о творческом выражении (в результате творческих усилий законодателя, учитывающего положения и выводы науки) начал и требований права в конкретных нормах общеобязательного закона (позитивного права).

Понимание закона (позитивного права) в качестве правового явления включает в себя и соответствующую трактовку проблемы общеобязательности закона, его обеспеченности государственной защитой, возможности применения принудительных мер к правонарушителям и т. д. Такая специфика санкций закона (позитивного права), согласно юридической гносеологии, обусловлена объективной природой права (его общезначимостью и т. д.), а не волей (или произволом) законодателя. А это означает, что подобная санкция (обеспеченность государственной защитой и т. д.) правомерна и юридически обоснованна только в случае правового закона.

Юридико-познавательная модель различения и соотношения права и закона (позитивного права) лежит в основе всех существенных достижений в сфере правовой теории и практики. Именно с этих гносеологических позиций были сформулированы (а затем — официально признаны и законодательно закреплены в развитых системах национального права и в международноправовых актах) идеи и принципы неотчуждаемых прав и свобод человека, господства (правления) права, правового закона, правового государства и т. д. С таким юридическим правопониманием необходимым образом связана и сама постановка вопроса о человеческом (гуманитарном) измерении права, о правовых ценностях, об антиправовой сущности произвольного, насильственно-приказного закона и насильственных форм правления, силового типа организации и осуществления политической власти (от старого деспотизма до современного тоталитаризма).

У легизма подобных установок, ориентиров и достижений нет.

Читайте также

Неклассическая гносеология

Неклассическая гносеология Всем известно, что в 19-м — начале 20-го веков, — постепенно началась неклассическая эпоха в развитии всей человеческой Культуры: вся наука, и вся философия, и искусство, и даже технологии, — всё постепенно ступило на новый, неклассический этап

Постнеклассическая гносеология

Постнеклассическая гносеология Это — новый этап в развитии гносеологии, который начинается в современности (в конце 20-го — начале 21 вв.).Что несёт в себе постнеклассический этап, какие революционные изменения в отношении теории познания? В чём заключается долгожданная,

Глава 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

Глава 4. ГНОСЕОЛОГИЯ 4.1. Концепции познания Гносеология (теория познания) предлагает решение проблем: в чем заключается источник знания, каковы способы получения знания, каковы критерии установления его истинности. В истории философии было предложено несколько

Гносеология

Гносеология Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.Существуют два основных подхода к проблеме познания.1. Гносеологический оптимизм, сторонники

IV. Гносеология и праксеология

IV. Гносеология и праксеология Научное знание действенно[141] или, иначе говоря, оно технично. Возможность технологии, или превращения знания в действие, прыжок из созерцания к действительности показывает, что научное познание, логическая связь понятий, имеет

1. Типология правопонимания

1. Типология правопонимания Вопрос о том, что такое право, имеет для философии права такое же фундаментальное значение, как и вопрос «что такое истина?» для философии и человеческого познания в целом. Ведь и в случае с правом речь тоже идет об истине — об искомой правовой

2. Гносеология легизма

2. Гносеология легизма В основе лигистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.В силу такой

1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики

1. Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики 20-е и первая половина 30-х годов (вплоть до совещания 1938 г. по вопросам науки советского государства и права) отмечены борьбой различных направлений правопонимания в советской юридической науке. В центре

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ Критерии правопонимания: вместо введения Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику юридических теорий «среднего уровня»[1168] (теория правовой нормы, правоотношения,

Критерии правопонимания: вместо введения

Критерии правопонимания: вместо введения Правопонимание относится к числу таких философско-правовых категорий, которые определяют не только специфику юридических теорий «среднего уровня»[1168] (теория правовой нормы, правоотношения, правонарушения и т.д.), но и такие

4. Диалогическая антропология права как постклассический тип правопонимания

4. Диалогическая антропология права как постклассический тип правопонимания Проблематика правопонимания — «вечная» тема юридической науки. Сегодня она стала актуальнейшей проблемой современной философии права в связи со сменой мировоззрения, картины мира. На наших

Гносеология (Gnoséologie)

Гносеология (Gnos?ologie) Теория познания; философия познания (gnosis). По сравнению с эпистемологией, рассматривающей не столько знание вообще, сколько отдельные науки, носит более абстрактный характер. Термин особенно ценится в форме прилагательного гносеологический –

Источник

Теория обучения: конспект лекций

гносеологический подход обучения праву. гносеологический подход обучения праву фото. картинка гносеологический подход обучения праву. смотреть фото гносеологический подход обучения праву. смотреть картинку гносеологический подход обучения праву.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

1. Гносеологические основы обучения

Гносеология (теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем.

1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).

2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.

3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).

Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании — ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.

Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему). Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.

Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).

Говоря о взаимосвязи между учебными предметами, необходимо помнить, что такое учебный план, программа. Учебный план — перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям.

Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных. Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым. За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.

1. Преемственность в обучении и воспитании.

2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

3. Учет особенностей национальных учебных заведений.

Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.

С педагогической точки зрения, учение — это воспитание и обучение, представляющие собой систему целенаправленных условий, необходимых для обеспечения эффективной передачи общественного опыта. Учение — это творческое усвоение, приобретение знаний.

Усвоение — это организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают.

Характер учения зависит:

1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;

3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;

4) от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.

2. Психологические компоненты усвоения

Психологические компоненты усвоения — это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

1. Положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

2. Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.

3. Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида — конкретное и абстрактное.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера — на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.

Кроме основных закономерностей, обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.

1. Давно известна взаимосвязь обучения и психического развития личности. Правильно поставленное обучение ориентировано на развитие ребенка, направлено на формирование у него правильных нравственных, эстетических, духовных, творческих и других жизненных установок.

2. Человек живет в обществе, взаимодействует с ним. В зависимости от социального заказа строятся цели, методы и содержания обучения.

3. Учебный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитания ребенка. Учитель воспитывает ученика не только посредством нравоучительных бесед (что чаще всего оказывается менее действенным). Он воспитывает своим тоном, манерой вести беседу, манерой одеваться и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *