город в форме самолета
Бразилиа: «Город Многовековой Мечты» (Бразилия)
Бразилиа (порт. Brasilia), столица Федеративной Республики Бразилия. Город по численности населения занимает 4-е место по стране. Он расположен в самом «сердце» Бразилии, в 1200 км от бывшей столицы, Рио-де-Жанейро, у истоков рек Дешкоберту и Прету Центрального Плоскогорья (Planalto Central), на высоте более 1150 м над уровнем моря. Бразилиа является центром Федерального округа, разделенного на 31 административных района.
Площадь столицы – около 480 км², население ее составляет около 2 363 200 человек.
Бразилиа — первый город в мире, построенный в ХХ веке на пустом месте. Хотя, согласно законодательству ЮНЕСКО, позволяющему признавать памятники через 50 лет с момента завершения их строительства, впервые Бразилиа стал исключением. В 1986 году, спустя лишь 27 лет со дня основания, город был провозглашен ЮНЕСКО «достоянием человечества». Он встал в один ряд с великими Афинами, Римом, Санкт-Петербургом и Самаркандом.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
Климатические особенности
Континентально-тропический климат с дождливым, влажным летом (декабрь — март) и солнечной, сухой зимой (середина мая — середина октября). Среднегодовая температура составляет + 21°С, с сезонными колебаниями в течение года от +15°С до +30°С. Самым жарким месяцем в году является сентябрь.
Город многовековой мечты
Согласно легенде, переходившей из поколения в поколение, в XVI веке монах-иезуит Жозе ди Аншиета предсказал, что в центре Бразилии будет возведена новая столица. Власти Бразилии с середины XVIII столетия вынашивали идею переноса столицы вглубь джунглей, желая облегчить контроль над обширными труднодоступными регионами страны.
В 1891 году в Конституцию страны внесли пункт о насущности строительства нового города.
Но только в 1956 году президент Жуселину Кубичек ди Оливейра, правивший в период 1956 – 1961 гг., одержимый мечтой о благоденствии и процветании своей страны, решил начать работы по проектированию новой столицы. Основные строительные работы, которые велись 4 года (с 1957 по 1960 год) проходили тяжело. Стройматериалы приходилось доставлять издалека, по бездорожью и непроходимым джунглям. Однако, в результате дерзкого социального и инженерного эксперимента в «сердце» страны, в глухих зарослях тропических джунглей, весной 1960 года вырос «идеальный город» Brasília.
Бразилиа с высоты птичьего полета
21 апреля 1960 года Бразилиа был торжественно провозглашен столицей Республики. В город сразу переехало правительство страны и все государственные институты.
Почти сразу же стало понятно, насколько правильным было возведение новой столицы. Вдвое снизились нагрузки на шикарный Рио-де-Жанейро и он смог уделять больше внимания туристическому бизнесу. А малонаселенная до этого центральная часть страны стала активно развиваться.
И географическое расположение города (в самом центре страны), и его оригинальная планировка, схожая с самолетом, или натянутым луком со стрелой, очень символичны. По идее Жуселину Кубичека, предназначением Бразилиа было стать олицетворением стремления страны в процветающее будущее.
У Бразилиа есть основание для гордости, ведь в создании новой столицы принимало участие гениальное трио: планировал город Люсио Коста, все крупные правительственные здания проектировал великий архитектор Оскар Нимейер, а ландшафтный архитектор Роберту Бурле Маркс разбил сады, подобрав местные растения, озеленившие сухое Центральное плоскогорье.
Всего 4 года потребовалось команде одержимых людей, чтобы претворить в жизнь идею, несколько веков живущую в народе. На подлете к городу бортпроводницы непременно говорят пассажирам: «Посмотрите в иллюминаторы!». И это стоит сделать, Вы увидите единственный в мире удивительный город в форме самолета!
Уникальная Бразилиа
Уникальность Бразилиа, ставшего воплощением мечты человека об идеальном технополисе, в единстве всеобщего замысла и решения архитектурного ансамбля.
План застройки города имеет сходство с силуэтом исполинской птицы с распахнутыми крыльями. Ну или самолета, сидящего на земле. В «крыльях» птицы располагаются жилые городские кварталы, в «туловище» – общественные и государственные здания. В «голове» – средоточие генштабов государственных органов власти. Необычность планировки столицы еще и в том, что улицы задуманы и спроектированы с индивидуальной «специализацией». Улица с банками, улица с магазинами, улица с мастерскими, улица с аптеками и пр. Высота застройки жилых кварталов — не более 6 этажей. У каждого дома обязательно есть свой охранник.
Город спроектирован вдоль двух пересекающихся магистралей (Монументальных осей), которые и образуют силуэт самолета. Эти оси состоят из конструкции четырехполосных шоссе с широчайшей, засаженной зеленью, полосой между ними. Пересечь пешком главную трассу, конечно, можно, но это станет крайне изнуряющей прогулкой под раскаленным солнцем, ведь столица Бразилии — это город для людей на автомобилях. Масштабы всех ансамблей и комплексов тоже рассчитаны на скоростное, объемное восприятие.
Площадь Трех властей расположилась в носовой части «самолета». Она символизирует единство и равенство властей (законодательной, исполнительной и судебной) и признана рукотворным чудом вкуса, элегантности и идеальной уравновешенности пропорций. На Площади симметрично разместились две 28-этажные свечи, башни-близнецы, в которых располагается аппарат Национального Конгресса. Внешний облик Дворца Справедливости (Министерство юстиции) по замыслу О. Нимейера соединил в себе воедино природу и архитектуру. Сооружение окружено водой, а на его фасаде созданы каскады, вроде водопада, где постоянно, днем и ночью, льется вода.
В центре Площади установлено громадное полотнище национального флага на стометровой мачте. От Центральной Площади протянулись две параллельные линии министерских 20-этажных зданий, разделенные обширной зеленой зоной. Вдоль корпусов зданий проходят широкие трассы, перед телебашней закрученные в кольца совершенно идентичных дорожных развязок.
В городе отсутствуют светофоры (!), потому что все пешеходные и автомобильные развязки — многоуровневые. Общественный транспорт представлен метро (Metro de Brasilia) и многочисленными маршрутными автобусами. Две линии метро, длиной 42 км были открыты в 2001 году. Столица имеет железнодорожное и автомобильные сообщения с другими населенными пунктами страны. Южнее Бразилиа располагается аэропорт имени президента Жуселину Кубичека (Aeroporto Internacional de Brasilia — Presidente Juscelino Kubitschek).
Комфортный город
По внешнему периметру Бразилиа окаймлен искусственным озером Пантанал (шириной 5 км, длиной 80 км). Воды Пантанала служат городу своеобразным кондиционером. Благодаря чему здесь создан очень комфортный микроклимат. Даже в самое жаркое время в город поступает свежий, увлажненный воздух.
Строя жилые кварталы, Нимейер старался заложить в проекты все самое передовое и лучшее для того времени. Микрорайоны не выглядят монотонно, так как состоят из домов нескольких типов. Строго ориентированные по сторонам света, четные кварталы располагаются в южной части, а нечетные — в северной.
Дома в жилых микрорайонах, утопающих в зелени, возведены на опорах так, что под ними могут беспрепятственно ходить люди. Таким образом обеспечивается свободная циркуляция потоков воздуха. Жилые здания расставлены в таком порядке, что даже при полном безветрии создается перепад внутриквартального давления с внешним, и между блоками постоянно «гуляет» воздух.
В городе обилие садов, скверов, парков. Бразилиа признали одним из самых зеленых городов на планете. А искусственно созданный в нем климат считается одним из самых лучших в мире.
То, что в городе нет ни единого промышленного предприятия, способствует еще большему экологическому благоденствию. Город как был изначально задуман административно-государственным центром страны, так им навсегда и остался.
Архитектурные достопримечательности
Визитной карточкой Бразилиа, ставшего наглядным пособием для архитекторов всего мира, являются сооружения, спроектированные знаменитым мастером Оскаром Нимейером. Нимейер вместо традиционных конструкций всегда предлагает новаторские формы. Он сам сформулировал неповторимый замысел внешнего облика города так: «Меня не прельщают прямые линии и углы рукотворных конструкций. Мне близка чувственная, свободно изогнутая линия. Линия, напоминающая горы моей прекрасной страны, изящные изгибы рек, причудливые облака, обворожительное тело любимой женщины».
В 50-х годах прошлого века Нимейер радикально отошел от устоявшихся стереотипов. Он сумел спроектировать здания, напоминающие изваяния или памятники архитектуры какой-то удивительной невиданной цивилизации. Впечатление усиливается изрядным количеством скульптур, размещенных в интерьерах и по наружному периметру фасадов.
Колонны как будто едва касаются земли, подчеркивая легкость сооружения; здания, выполненные из железа, бетона и стекла на вид лишены массивности. Их мягкие линии удивительно пластичные и емкие, а зеленый ландшафт и вода, органично вписанные в экстерьер, будто оживляют их. Каждое архитектурное сооружение, придуманное и спроектированное Нимейером, ошеломляет нетрадиционными контурами, неожиданными линиями, дерзкими формами.
Дворец Плоскогорья (порт. Palácio do Planalto), где размещается аппарат президента, чрезвычайно светлый, а четкие линии колонн создают невероятное ощущение такой легкости, словно здание парит над землей.
Аналогичное впечатление производит Дворец Правосудия (порт. Supremo Tribunal Federal; Верховный Суд Бразилии), которым украшена другая сторона площади.
Будто из воды поднимается арочный Дворец Итамарати (порт. Palácio do Itamaraty; здание Министерства Иностранных дел). В него можно попасть по мостам, перекинутым к фасаду и торцам. Колонны, длина которых за счет отражения в воде визуально удваивается, кажутся воздушными и создают такую фантастическую невесомую галерею, что сложно понять, на что опирается массивная бетонная крыша, защищающая интерьер прозрачного стеклянного здания.
Здание Конгресса (порт. Palácio do Congresso Nacional) заслуженно считается самым величественным в Бразилиа (хотя Кафедральный собор и Дворец правосудия по красоте и полету архитектурной мысли смело могут побороться с ним за первенство).
Одним из символов города стал Кафедральный Собор (порт. Catedral Metropolitana de Brasília), взмывший в небо гигантским стеклянным конусом, опоясанным белыми колоннами. Этот прекрасный собор — главный проект архитектора Нимейера в Бразилиа. Знаменитый мировой памятник XX столетия, открытый в 1967 году через 12 лет после начала строительных работ. По замыслу Нимейера, ему была уготована роль религиозного экуменического центра, места, аккумулирующего все веры, существующие в Бразилии. Но Собор стал католическим, названным «Катедрал-Метрополитана-ди-Носса-Сеньора-Апаресида».
Кафедральный Собор. Непременно стоит посмотреть на это весьма необычное сооружение, принесшее создавшему его архитектору всемирную славу.
В мире не найти второго такого Собора, окруженного водой, основная часть которого находится под землей. Вход в этот современный Храм был замыслен, как дорога очищения к Творцу. Начиная путь в полумраке коридора, спускаясь по пандусу вниз, с каждым шагом посетитель приближается к свету, оказавшись, наконец, у алтаря в огромном пространстве собора, залитом солнцем. Витражи, выполненные по всему периметру внутреннего помещения, просто ошеломляют.
Не менее интересны здания Национального театра (порт. Teatro Nacional), имеющего несколько сцен, Музея Бразилии, Институт истории и множество других построек.
Развлечения
Проблемы
Сегодня Бразилиа, отметивший в 2010 году свое 50-летие, все более сталкивается с проблемами роста. Возрастают нагрузки на социальную инфраструктуру и на транспортные системы. Постепенно размываются четкие прежде границы функциональных зон. Это дает пищу для скептицизма в отношении «идеальности» замыслов энтузиастов-основателей города. Некоторым туристам, приезжающим сюда после фонтанирующих энергией и завораживающих своей историей Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, столица сначала кажется скучным городом, лишенным живой атмосферы человеческого обитания.
Но скоро Бразилиа, в котором очень легко ориентироваться, становится поистине «своим» городом. Вот тогда этот неповторимый архитектурно-природный ансамбль предстает во всем своем величии, во всеобъемлющем просторе, уникальности городского ландшафта, комфортности экологически чистого микроклимата и несуетной размеренности жизни. В самом деле, нельзя не проникнуться особенным чувством к этому удивительному городу, ставшему величественным памятником беззаветного патриотизма и творческого гения бразильского народа, в сложнейших условиях, на фоне экономического упадка, решившегося на такое рискованное предприятие во имя поднятия духа нации и процветания родины.
Но город-воплощение легенды, чудо современного искусства градостроительства, не совсем оправдал эти надежды. Страна, превратившаяся из экспортера кофе и различных колониальных товаров в современного промышленного гиганта, не смогла избежать ужасающего контраста между богатством и бедностью. Сегодня Бразилия имеет репутацию мирового лидера по неравенству в распределении доходов. И вблизи от широких респектабельных проспектов с величественными зданиями выросли фавелы, как в Рио. Трущобное поселение — спутник столицы – бразильцы шуточно называют анти-Бразилиа, число обитателей которого все множится. По праздничным и выходным дням столица пустеет. Государственные чиновники, привлеченные в Бразилиа повышенными окладами, улетают в веселый, бурлящий Рио. Предпочитая его великолепные многолюдные пляжи искусственному городу-символу…
Бразилиа — город, который построили Жуселину Кубичек и Оскар Нимейер
На следующее утро после карнавала мы с Андреем Андреичем отправились на автобусе в аэропорт Сантос-Дюмон. Сергей Сергеич остался спать в отеле. Везет же, ему сегодня не надо никуда лететь 🙂 Что-то мне под конец путешествия полеты уже поднадоели. А еще как подумаешь, сколько нам сегодня лететь — аж через всю Бразилию, в Манаус.
Билеты на рейс авиакомпании GOL мы покупали еще летом, и там все было не так просто. На бразильской версии сайта они продавались только бразильцам. На международной версии дело доходило только до момента ввода кредитной карточки. Точнее, не доходило, потому как ее номер просто было некуда вводить. Expedia билеты GOL не продавала. В отчаянии я полез в сеть, и на форуме Винского нашел решение — там советовали заходить на аргентинскую версию сайта и покупать билеты за аргентинские песо. Попробовал — получилось! Вот только списание с карточки все никак не проходило. Деньги провисели заблокированными недели две, после чего бронь вообще слетела. Но билеты на сайте показывались как купленные! Вопрос решился лишь через месяц, когда деньги заблокировали снова и на этот раз уже списали, как и положено.
В Сантос-Дюмоне у меня был последний шанс купить магнитик с символикой Рио-де-Жанейро. Вчера на Корковадо я подумал, что 8 реалов за магнитик — это дорого. Ага, а за 16 в аэропорту в последний момент — это нормально 🙂
А вылетали мы для начала в столицу Бразилии — город Бразилиа. Самолет выкатился в самый конец «авианосца» и резко врубил форсаж. Это был самый стремительный взлет за все путешествие. Полоса короткая, поэтому взлетать приходится без долгого разбега. Плюс прямо по курсу Сахарная Голова, поэтому сразу после взлета самолет закладывает вираж. Я выглянул в иллюминатор — под крылом как раз проплывала вчерашняя вершина.
Всю дорогу до Бразилиа у меня вертелись в голове слова из песенки — «На далекой Амазонке не бывал я никогда», а еще — «Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам, суда уходят в плаванье к далеким ***ням» 🙂
Через часа полтора сели в аэропорту Бразилиа. Оставили вещи в камере хранения. Сотрудница перетянула замки пластиковыми хомутиками, чтобы кто-нибудь не открыл. Интересно, а как мы их будем открывать потом? Ножи и ножницы-то внутри остались!
Теперь надо было на чем-то добираться до города. Платить за такси было неохота, поэтому я сунулся на стойку информации. Девушка поулыбалась, услышав заданный по-английски вопрос, сняла трубку, набрала какой-то номер и протянула трубку мне. Там сидела другая девушка, знавшая английский. У нее удалось узнать, что автобусы по случаю выходных ходят редко, лучше взять такси, но если я настаиваю, то вон там автобусная остановка, она назвала номер нужного нам автобуса.
Автобуса пришлось ждать наверно полчаса. И вот мы едем в тот самый город Бразилиа, строительство которого было показано в старом французском фильме с молодым Бельмондо — «Человек из Рио». Построить новую столицу в центре страны было главным пунктом в предвыборной программе тогдашнего кандидата в президенты Жуселину Кубичека. Придя к власти в 1956 году свое слово он сдержал, и к 1960 году посреди бразильских джунглей вырос новый город с современной архитектурой. Автором большинства знаменитых зданий стал архитектор Оскар Нимейер.
Вообще при упоминании города Бразилиа я всегда вспоминаю детскую книжку «От пирамиды до телебашни», подаренную в детстве папой. Именно там я впервые увидел рисунок, на котором был изображен знаменитый Дворец Конгрессов с характерными «куполом» и «чашей». Тогда, в советском детстве, Бразилия была как будто другой планетой, настолько далекой, что и мечты побывать там в те годы у меня даже не возникло.
Город Бразилиа, как известно, построен в форме самолета. Правительственные здания находятся как бы в «фюзеляже», а жилые дома размещены в «крыльях». Вот по этим крыльям автобус и поехал.
Одно «крыло» мы объезжали наверно целый час. Но вот наконец впереди появилась телебашня, по-видимому автобус собирался перейти от одного «крыла» к другому, так что ближе к «фюзеляжу» мы выскочили.
7 городов с самой необычной планировкой
Красоту города можно увидеть не только в великолепной архитектуре. Нередко градостроители закладывают глубокий смысл уже на этапе планирования города — в расположении дорог, зданий, парков и монументов кроются легенды, символы или утилитарный и новаторский подходы. Но увидеть эту красоту можно только на карте или с высоты птичьего полета.
1. Бразилиа: самолет или бабочка
В 1955 году Жуселину Кубичек, который баллотировался на пост президента, обещал не только вывести развитие Бразилии на новый уровень всего за пять лет, но и перенести столицу страны из Рио-де-Жанейро. Выиграв выборы, Кубичек приступил к реализации обещаний.
Главным архитектором новой столицы — города Бразилиа — стал Лусио Коста. На карте города можно увидеть самолет, который раскинул крылья над землей. Правда, сам Коста говорил, что имел в виду, скорее, гигантскую бабочку. В «крыльях» размещены микрорайоны, которые протягиваются на 6 км, сходясь на площади Трех властей. Там находится политическое и экономическое сердце города — здание Национального конгресса и другие важные правительственные учреждения.
2. Вашингтон: круги, треугольники и масонские символы
Столица США была заложена в 1791–1792 годах, когда архитектор Эндрю Элликот обошел границы земли, предназначенной под город, и установил по периметру 40 больших камней-маркеров. Разработать генеральный план было поручено Пьеру Ланфану, который заложил в нем много символов и смысловых отсылок.
Город разместился в углублении, созданном руслом реки Потомак. Улицы должны были образовывать сетку, а центральные объекты располагаться на площадях в форме кругов или треугольников. Таким образом, дороги и здания на плане сверху выстраивались в стройную комбинацию геометрических фигур. Главными зданиями в городе, по задумке архитектора, должны были стать Конгресс и президентский дворец. Причем размер дворца превышал реально построенный в пять раз.
Ланфану не удалось воплотить свой план в реальность полностью. Архитектор Эндрю Элликотт пересмотрел работу коллеги и многое исправил. В частности, он внес изменение в расположения улиц и домов, после его правок на карте города стали явственно проступать фигуры звезд. Их и сейчас можно разглядеть, если смотреть на город сверху. Считается, что архитекторы в плане города зашифровали масонские символы [1]. Эту идею популяризировал Дэн Браун, который сделал Вашингтон основным местом действия своего романа «Утраченный символ».
3. Пальманова: звезда Утопии
Пальманова располагается в Италии, в области Фриули-Венеция-Джулия. Это городок с чуть более 5 тыс. жителей. Возможно, именно за счет своей малонаселенности город смог сохранить изначальные черты. Построили его в XVI веке как форт, который должен был защищать Венецию от вторжения Османской империи. Пальманова стала отражением эпохи Ренессанса и увлечением книгой Томаса Мора «Утопия», в которой рассказывается об идеальном городе. Свое представление об идеале архитектор воплотил в форме девятиугольной звезды.
Крепость окружили рвом по всему периметру. Каждый из девяти бастионов соорудили таким образом, чтобы они могли защищать друг друга. Но самое интересное, что весь город-крепость находится ниже уровня горизонта, что делает его невидимым для врага. Форт Пальманова стал частью мирового наследия ЮНЕСКО.
4. Чандигарх: арки и квадраты
Индийский город Чандигарх построил именитый архитектор Ле Корбюзье в соавторстве с коллегами Альбертом Майером и Мацеем Новицки уже после того, как Индия освободилась от власти Великобритании. На севере страны в 1953 году был заложен город, который сейчас признается одним из самых красивых в мире. Своим названием он обязан богине Чанди.
Город поделен на 47 квадратов, каждый из которых представляет собой отдельно функционирующую административную единицу. В каждом секторе есть свои школа, храм, бизнес-центр, жилые территории. По сути, Чандигарх представляет собой 47 небольших городов в одном. Сектора соединяются системой дорог и продуманным озеленением. Город планировалось заключить в кольцо зелени, которое не позволило бы расширять районы дальше изначального плана.
Ле Корбюзье спроектировал не только костяк города, но и важные административные здания, подарив им уникальные арки. По задумке архитектора, они позволяют ветру свободно перемещаться по городу и разгонять жаркий воздух.
Комплекс городских административных зданий Капитолий был отмечен ЮНЕСКО как часть архитектурного наследия Ле Корбюзье. Все три здания правительственных учреждений вынесены за черту города и располагаются на квадрате 800 на 800 м. Каждое здание выполнено из монолитного бетона, к каждому прилагается собственная площадь, предназначенная для проведения торжественных мероприятий. В центре их объединяет большая скульптура раскрытой ладони.
5. Эль-Сальвадор: римский шлем
Название небольшого шахтерского городка легко спутать с одноименной страной. Однако город в форме римского шлема находится в Чили. Американская компания Anaconda Copper Mining Company в 1950-х годах обнаружила, что разрабатываемые ею угольные месторождения истощаются, и начала исследовать территории в Латинской Америке. Представители компании нашли незаселенное место с залежами угля, которого хватит на несколько десятков лет. Решено было построить шахтерский город так, чтобы он полностью себя обеспечивал и работал на добычу угля.
Легенда гласит, что глава компании ездил осматривать место будущего города вместе со своим маленьким сыном, который захватил с собой любимую игрушку — римский шлем. Спустя много лет, когда город уже был построен, летя в самолете, сын обнаружил, что город имеет форму его игрушки. История очень трогательная, но, увы, не соответствует действительности.
План города в форме полукруга или амфитеатра разработал архитектор Реймонд Олсон так, чтобы он соответствовал возможностям ландшафта. При этом архитектор стремился избежать однообразия в планировке типового шахтерского города. По этой же причине дома в городе выкрашены в разные пастельные цвета.
6. Джайпур: розовые прямоугольники
Индийский Джайпур известен как «розовый город». Причиной этому стал камень, из которого построено большинство старых зданий. Город основан в 1727 году махараджей Савай Джай Сингхом II. Правитель лично участвовал в планировании пространства, изучал книги по архитектуре и консультировался с мастерами. В итоге за основу он взял принципы Васту-Шастра (традиционное для Индии направление архитектуры, при котором дизайн вписывается в природу с помощью геометрических фигур и симметрии) и шилпа-шастра (исторические индуистские трактаты, в которых описываются правила создания скульптур божеств и храмов). В итоге получился план, состоящий из девяти правильных прямоугольников, каждый из них — отдельный район города. Такая планировка была применена впервые.
Считается, что число девять появилось неспроста — план представляет собой мандалу из девяти квадратов, которые олицетворяют планеты, как на тот момент их представляли в Индии. Свою любовь к астрономии махараджа выразил также в постройке обсерватории Джантар-Мантар, в которой находятся самые большие солнечные часы в мире.
7. Ла-Плата: город диагоналей
Ла-Плата в Аргентине был спланирован с максимально утилитарным подходом. Когда Буэнос-Айрес стал федеральным округом, одноименной провинции потребовалась новая столица, построить ее нужно было довольно быстро. Архитектор Педро Бенуа создал план города с центральной площадью и парком, которые пересекают две основные улицы по диагонали: с севера на юг и с запада на восток.
Между улицами разместились блоки правильной формы. Таким образом, если смотреть на город сверху, можно увидеть сетку, пронизанную улицами по диагоналям. Такая планировка позволила использовать имеющееся пространство максимально.