городское бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере
Покупка, аренда и льготное жилье: какие госуслуги Департамента городского имущества Москвы можно получить онлайн
Любые сделки с недвижимостью или землей — это всегда масса документов и согласований. В столице их оформлением занимается Департамент городского имущества Москвы. Сюда могут обратиться физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Департамент предоставляет 35 государственных услуг в сфере имущества, земли и жилья. Здесь можно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выкупить со скидкой земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и оформить права собственности на уже арендуемое у города помещение для ведения малого бизнеса.
В последние годы для улучшения качества предоставления государственных услуг их переводят в электронный формат. Сегодня 24 из 35 госуслуг в сфере имущественно-земельных и жилищных отношений оказываются онлайн. Их можно получить на портале Мэра Москвы mos.ru.
«По статистике последних пяти лет количество обращений за госуслугами Департамента городского имущества стабильно превышает 100 тысяч в год. При этом все больше граждан выбирают услуги в электронном виде, отказываясь от бумажной альтернативы», — рассказывает заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
В 2015 году таких обращений было всего пять процентов, а в 2020-м — уже 26,3 процента. Каждый год расширяется список услуг, которые можно получить в электронном виде. «В 2015 году онлайн были доступны 13 госуслуг, в конце 2020 года — почти вдвое больше. В 2021 году все услуги в сфере имущественно-земельных и жилищных отношений будут доступны онлайн», — добавил Владимир Ефимов.
Электронные услуги и сервисы Департамента городского имущества помогает развивать Департамент информационных технологий. Полный список и условия их предоставления можно найти на странице ведомства на mos.ru.
Как отметили в Департаменте информационных технологий, работа по цифровизации государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений началась в столице в 2010 году, сейчас в онлайн-формат переведены практически все самые востребованные госуслуги.
Цифровая экосистема Москвы позволяет жителям, представителям бизнеса, индивидуальным предпринимателям и застройщикам разрешать практически любые вопросы онлайн, не выходя из дома или офиса. Оформление документов по вопросам недвижимости через mos.ru занимает не более 10 минут. Для удобства пользователей предусмотрено автозаполнение данных на основе профиля заявителя на портале, что позволяет сократить время на ручной ввод, а статус заявления горожане всегда могут отследить в личном кабинете.
От соцнайма до приватизации
Чаще всего москвичи обращаются в Департамент городского имущества за документами на квартиры и дома. Самая популярная услуга — получение информации о правах на жилье, зарегистрированное до 31 января 1998 года. В этот день вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента все данные о жилье стали фиксировать в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Квартиры и дома так и остались за своими хозяевами, но для подтверждения права владения необходимо получить справки и архивные копии документов. Их выдают в Департаменте городского имущества.
Кроме этого, горожане активно пользуются услугой ведомства, касающейся приватизации жилья. Приватизируя квартиру, владельцы получают право распоряжаться собственностью по своему желанию: продавать, сдавать в аренду, обменивать, дарить. С февраля 2017 года услуга стала бесплатной для всех граждан России бессрочно. За это время заключили порядка 50 тысяч договоров передачи квартир в собственность москвичей. На сегодня приватизировано более 90 процентов столичного жилого фонда.
На mos.ru горожане могут подробно узнать об условиях, документах, необходимых для получения жилищных услуг. Так, пользователи портала получают подробную информацию о заключении договоров социального найма.
По ним город передает москвичам помещения в пользование на неограниченный срок. Их можно сдать в поднаем, обменять на другие и даже зарегистрировать других жильцов. Продать или подарить такие помещения нельзя, совершать сделки с квартирой разрешат только после приватизации.
В договорах социального найма для жильцов квартиры или комнаты прописывают все нюансы: количество людей, характеристики помещений и так далее. Любые изменения должны быть зафиксированы в договоре, их вносят при помощи допсоглашений к основному документу. Подробная информация об этом также размещена на mos.ru.
Поменять квартиру по договору соцнайма можно только на жилье такого же статуса. Для этого необходимо сначала получить согласие на обмен, а после оформить новый договор.
Впрочем, жилье можно и вернуть городу — деприватизировать. Информация об этом размещена на странице услуги «Передача гражданами приватизированного жилья в собственность города Москвы».
Услуги для очередников
Очередь на улучшение жилищных условий в Москве за десятилетие сократилась почти в три раза: со 137 тысяч семей в 2010 году до 50 тысяч к декабрю 2020-го. Город на разных условиях предоставляет квартиры и дает субсидии на покупку или строительство жилья.
Дождавшись очереди, можно бесплатно получить жилье по договорам социального найма и мены. Быстрее всех квартиры получают инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, люди, уволенные с военной службы, а также те, кто занимает непригодное для проживания жилое помещение. Кроме социальной квартиры, по городским программам очередники могут получить субсидии на приобретение или строительство жилья или купить его по льготной цене.
Почти все эти этапы проходят через Департамент городского имущества. С его помощью можно встать в очередь на улучшение жилищных условий или заявить об изменениях в статусе или составе семьи, которая стоит на учете.
В Москве есть и альтернативные механизмы обеспечения жильем. Например, москвичи, состоящие на жилищном учете, могут подать заявление на субсидию, купить жилье у города на специальных условиях для очередников или получить квартиру от города по договору социального найма.
Город также оказывает дополнительную помощь москвичам, требующим особой социальной поддержки и состоящим на жилищном учете. Например, семьям, в которых кто-то пользуется инвалидным креслом, в социальный наем предоставляют специально оборудованные квартиры. В них более широкие коридоры, большие санузлы с поручнями и гидравлическими устройствами. Оконные ручки, выключатели и розетки расположены ниже стандартных, а на балконах нет порожка. Узнать, как обратиться за услугой и что для этого нужно, также можно на mos.ru.
Помимо этого, департамент может изменить статус помещения: перевести нежилое в жилое и обратно.
Построить дом
С апреля 2020 года у жителей Москвы появилась возможность заметно сэкономить на жилье, построив дом. Теперь можно приобрести землю у города под индивидуальное жилищное строительство за 40 процентов от кадастровой стоимости. К декабрю москвичи успели выкупить со скидкой 30 участков общей площадью 2,7 гектара на сумму 46,4 миллиона рублей. Льгота помогла им сэкономить 69,6 миллиона рублей.
Пользоваться скидкой могут только физические лица, владеющие недвижимостью на участках, которые разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства. Для таких сделок есть отдельная госуслуга, ее можно получить бесплатно в любом подразделении службы одного окна департамента или на mos.ru. С заявителем заключается договор купли-продажи. Если услуга оформляется в электронном виде, то договор может быть подписан электронной подписью. С физическими лицами договоры заключаются как в электронном, так и в бумажном виде, для юридических лиц вариант только один — цифровой договор.
Целый список госуслуг существует для арендаторов земли, поскольку любые манипуляции с капитальными строениями на арендованных участках должны быть прописаны в соответствующих договорах. Так, соглашения корректируют при проектировании, строительстве и реконструкции зданий. Если нужно провести на участок инженерные коммуникации, потребуется отдельное разрешение. Этой услугой москвичи пользуются все чаще. С 24 декабря 2020 года ее перевели исключительно в электронный вид.
Льготы для бизнеса
Обзавестись недвижимостью по льготным ценам могут малые и средние предприниматели. С 2017 года в Москве действует программа специализированных торгов по аренде нежилых помещений. Начальные ставки на таких аукционах льготные. Для подвальных помещений стартовая цена равна одной тысяче рублей за квадратный метр в год, для объектов на первом этаже и выше — 4,75 тысячи рублей за квадратный метр в год. В прошлом году на подобных торгах бизнесмены заключили 520 договоров аренды на недвижимость площадью почти 57 тысяч квадратных метров.
При соблюдении ряда условий арендаторы могут выкупить помещение без торгов. С 2011 года по упрощенной схеме город заключил семь тысяч договоров купли-продажи нежилой недвижимости площадью 1,45 миллиона квадратных метров на сумму около 150 миллиардов рублей.
Точка на карте
По закону у каждого объекта должен быть собственный адрес. Его присваивают земельным участкам, жилым строениям, помещениям, коммерческим зданиям и постройкам, недостроенным объектам, а также участкам под жилищное строительство, землям садоводческих товариществ и даже машино-местам. Адреса вносят в специальную информационную систему и используют в том числе для предоставления госуслуг или почтовой связи.
В 2016 году появилась специальная государственная услуга «Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации». До этого адреса помещениям, в том числе квартирам в жилых домах, не присваивали. Их получали только сами строения, а помещения учитывались в технических планах бюро технической инвентаризации. Департамент городского имущества сам провел адресацию квартир в границах так называемой старой Москвы, а это более трех миллионов объектов, или 99 процентов всего жилого фонда.
Проверить, есть ли у вашей недвижимости адрес, можно на сайте Федеральной информационно-адресной службы или в адресном реестре объектов недвижимости на портале открытых данных. Кроме того, информацию проверяет специальный сервис при заполнении электронного заявления на адресацию.
Адрес можно не только присвоить, но и аннулировать. Это происходит при снятии объекта с кадастрового учета, например при разрушении или сносе здания.
Городское бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере
Начальник Управления: Майданов Игорь Иванович
Адрес: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15
Телефон: Справочный телефон: (495) 957-69-57 (телефон в режиме автоинформирования) Доверия: (495) 957-69-14
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве
Начальник филиала: Спиридонова Елена Николаевна
Адрес: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14
Телефон: (800) 100-34-34 (единый справочный телефон Росреестра)
Факс: 8 (495) 587-78-55 (телефонное автоинформирование)
На территории Москвы функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве).
Функции органа кадастрового учета на территории региона осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве). Основной задачей филиала является ведение и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости на территории Москвы. Филиал также реализует полномочия Росреестра в Москве по оказанию государственных услуг в сфере регистрации прав сделок с недвижимостью и предоставления сведений из Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимостью.
Городское бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере
Государственная регистрация возникновения и перехода прав на объект недвижимости
Государственная регистрация прекращения права
Государственная регистрация ограничения права, обременения объекта недвижимости
Государственная регистрация прекращения ограничения права, обременения объекта недвижимости
Государственная регистрация сделки, соглашения об изменении, расторжении сделки
Погашение регистрационной записи об ипотеке
Постановка на государственный кадастровый учет
Учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости
Снятие с государственного кадастрового учета
Внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ
Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права
Учет части объекта недвижимости и государственная регистрация ограничения права, обременения объекта недвижимости
Снятие с государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственная регистрация прекращения ограничения права, обременения объекта недвижимости
Исправление технической ошибки
Исправление реестровой ошибки
Заявление о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права
Внесение отдельных записей о правообладателе и отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Представление дополнительных документов
Прекращение государственной регистрации и (или) государственного кадастрового учета
Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Возобновление государственной регистрации, ранее приостановленной по заявлению правообладателя
Внесение записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Заявление о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Внесение изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости
Принятие объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение
Приложение 2. Устав Городского бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере
Устав
Городского бюро регистрации прав на
недвижимость в жилищной сфере
1.2. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью Бюро осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
1.3. Бюро является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, собственным наименованием и наименованием мэрии Санкт-Петербурга, счета в учреждениях банков.
Бюро имеет специальные печати для удостоверения факта государственной регистрации.
1.5. Местонахождение Бюро: Санкт-Петербург, Галерный проезд, дом 3.
2. Задачи и функции
2.1. Основными задачами Бюро являются:
2.1.1. Государственная регистрация и оформление документов о правах на объекты недвижимости в жилищной сфере, расположенные на территории Санкт-Петербурга:
— квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
— сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы;
— встроенно-пристроенные нежилые помещения.
2.1.2. Создание, ведение и обеспечение сохранности Общегородского банка данных о правах на недвижимость в жилищной сфере, предоставление информации о недвижимости органам государственной власти и управления, иным организациям в соответствии с Положением о Общегородском банке данных о правах на недвижимость в жилищной сфере.
3. Компетенция бюро
3.1. К компетенции Бюро относится:
— Государственная регистрация и оформление документов о правах на объекты недвижимости в жилищной сфере (праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, залоге, сервитутах и других правах, подлежащих государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством);
— оперативное управление, формирование, обновление и использование Общегородского банка данных о правах на недвижимость в жилищной сфере.
3.2. Для осуществления своей деятельности Бюро имеет право:
3.2.1. Принимать решения о государственной регистрации и оформлении документов о правах на недвижимость в жилищной сфере или об отказе в регистрации.
3.2.2. Запрашивать и получать от органов власти и управления Санкт-Петербурга, а также от других организаций, включая предприятия всех форм собственности, необходимую для осуществления своей деятельности информацию.
3.2.4. Распоряжаться имуществом и средствами, переданными Бюро в оперативное управление, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Самостоятельно распоряжаться имуществом и средствами, полученными от хозрасчетной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом.
3.2.5. Оказывать гражданам и юридическим лицам платные услуги, в том числе проверку и подготовку документов к государственной регистрации в сокращенные сроки. Порядок оказания таких услуг и тарифы на них утверждаются Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по согласованию с Комитетом экономики и финансов.
3.2.6. Определять структуру и штаты, нормы, системы и размеры оплаты и условия труда работников Бюро.
4. Имущество, финансирование, учет
4.1. Имущество Бюро составляют:
— основные и оборотные средства, переданные Бюро в оперативное управление при его учреждении;
— средства, получаемые из городского бюджета;
— средства от оказания платных услуг в соответствии с пунктом 3.2.5 настоящего Устава.
4.2. Финансирование Бюро осуществляется из средств городского бюджета по нормативам и в соответствии со сметой, утвержденной Комитетом экономики и финансов.
4.3. Бюро ведет в установленном законодательством порядке бухгалтерский и статистический учет, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность.
5. Управление городским бюро
Комитет по управлению городским имуществом в установленном порядке заключает с директором контракт, в котором определяется компетенция и условия его деятельности, а также взаимная ответственность сторон.
5.2. Директор осуществляет оперативное руководство всей деятельностью Бюро на основе единоначалия и несет персональную ответственность в соответствии с законодательством.
5.3. Директор Бюро в соответствии с настоящим Уставом и заключенным контрактом:
5.3.1. Издает обязательные для исполнения работниками Бюро приказы, распоряжения.
5.3.2. Утверждает штатное расписание.
5.3.3. Утверждает Положения о структурных подразделениях Бюро.
5.3.4. Утверждает должностные инструкции работников Бюро.
5.3.5. Принимает на работу и увольняет в соответствии с действующим законодательством о труде работников Бюро, поощряет их и налагает на них взыскания.
5.3.6. Открывает и закрывает в учреждениях банков счета Бюро. Организует финансово-хозяйственную деятельность Бюро.
5.3.7. Без доверенности действует от имени Бюро и представляет его в отношениях со всеми юридическими лицами и гражданами.
5.3.8. Распоряжается имуществом и средствами Бюро в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, заключает договоры, выдает доверенности.
5.3.9. Ведет прием граждан, представителей предприятий, организаций, учреждений.
5.3.10. Обеспечивает соблюдение финансовой, трудовой дисциплины.
5.3.11. Проводит мероприятия по повышению квалификации, организует обучение и переподготовку работников Бюро.
5.3.12. Утверждает образцы печатей, штампов (бланков) государственной регистрации, а также других документов, выдаваемых Бюро.
5.3.13. Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
6. Реорганизация и ликвидация
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2. Устав Городского бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере
Устав
Городского бюро регистрации прав на
недвижимость в жилищной сфере
ГАРАНТ:
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга от 22 июля 1999 г. N 1117-р утверждена новая редакция Устава ГБР
1.2. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью Бюро осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
1.3. Бюро является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, собственным наименованием и наименованием мэрии Санкт-Петербурга, счета в учреждениях банков.
Бюро имеет специальные печати для удостоверения факта государственной регистрации.
1.5. Местонахождение Бюро: Санкт-Петербург, Галерный проезд, дом 3.
2. Задачи и функции
2.1. Основными задачами Бюро являются:
2.1.1. Государственная регистрация и оформление документов о правах на объекты недвижимости в жилищной сфере, расположенные на территории Санкт-Петербурга:
— квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
— сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы;
— встроенно-пристроенные нежилые помещения.
2.1.2. Создание, ведение и обеспечение сохранности Общегородского банка данных о правах на недвижимость в жилищной сфере, предоставление информации о недвижимости органам государственной власти и управления, иным организациям в соответствии с Положением о Общегородском банке данных о правах на недвижимость в жилищной сфере.
3. Компетенция бюро
3.1. К компетенции Бюро относится:
— Государственная регистрация и оформление документов о правах на объекты недвижимости в жилищной сфере (праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, залоге, сервитутах и других правах, подлежащих государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством);
— оперативное управление, формирование, обновление и использование Общегородского банка данных о правах на недвижимость в жилищной сфере.
3.2. Для осуществления своей деятельности Бюро имеет право:
3.2.1. Принимать решения о государственной регистрации и оформлении документов о правах на недвижимость в жилищной сфере или об отказе в регистрации.
3.2.2. Запрашивать и получать от органов власти и управления Санкт-Петербурга, а также от других организаций, включая предприятия всех форм собственности, необходимую для осуществления своей деятельности информацию.
3.2.4. Распоряжаться имуществом и средствами, переданными Бюро в оперативное управление, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Самостоятельно распоряжаться имуществом и средствами, полученными от хозрасчетной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом.
3.2.5. Оказывать гражданам и юридическим лицам платные услуги, в том числе проверку и подготовку документов к государственной регистрации в сокращенные сроки. Порядок оказания таких услуг и тарифы на них утверждаются Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по согласованию с Комитетом экономики и финансов.
3.2.6. Определять структуру и штаты, нормы, системы и размеры оплаты и условия труда работников Бюро.
4. Имущество, финансирование, учет
4.1. Имущество Бюро составляют:
— основные и оборотные средства, переданные Бюро в оперативное управление при его учреждении;
— средства, получаемые из городского бюджета;
— средства от оказания платных услуг в соответствии с пунктом 3.2.5 настоящего Устава.
4.2. Финансирование Бюро осуществляется из средств городского бюджета по нормативам и в соответствии со сметой, утвержденной Комитетом экономики и финансов.
4.3. Бюро ведет в установленном законодательством порядке бухгалтерский и статистический учет, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность.
5. Управление городским бюро
Комитет по управлению городским имуществом в установленном порядке заключает с директором контракт, в котором определяется компетенция и условия его деятельности, а также взаимная ответственность сторон.
5.2. Директор осуществляет оперативное руководство всей деятельностью Бюро на основе единоначалия и несет персональную ответственность в соответствии с законодательством.
5.3. Директор Бюро в соответствии с настоящим Уставом и заключенным контрактом:
5.3.1. Издает обязательные для исполнения работниками Бюро приказы, распоряжения.
5.3.2. Утверждает штатное расписание.
5.3.3. Утверждает Положения о структурных подразделениях Бюро.
5.3.4. Утверждает должностные инструкции работников Бюро.
5.3.5. Принимает на работу и увольняет в соответствии с действующим законодательством о труде работников Бюро, поощряет их и налагает на них взыскания.
5.3.6. Открывает и закрывает в учреждениях банков счета Бюро. Организует финансово-хозяйственную деятельность Бюро.
5.3.7. Без доверенности действует от имени Бюро и представляет его в отношениях со всеми юридическими лицами и гражданами.
5.3.8. Распоряжается имуществом и средствами Бюро в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом, заключает договоры, выдает доверенности.
5.3.9. Ведет прием граждан, представителей предприятий, организаций, учреждений.
5.3.10. Обеспечивает соблюдение финансовой, трудовой дисциплины.
5.3.11. Проводит мероприятия по повышению квалификации, организует обучение и переподготовку работников Бюро.
5.3.12. Утверждает образцы печатей, штампов (бланков) государственной регистрации, а также других документов, выдаваемых Бюро.
5.3.13. Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
6. Реорганизация и ликвидация
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.