горох уменьшительно ласкательная форма
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ РОДИТЕЛЯМ
Лексическая тема недели:
«Огород. Овощи».
Рассмотрите дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратите внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. По возможности расскажите и покажите ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…). Совместно с ребенком приготовьте любое блюдо из овощей. В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок, овощной магазин и посмотреть, какие овощи там продают.
Ребенок должен усвоить следующий словарь и активно его употреблять в речи
Качественный: Садить, ухаживать, рыхлить, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, срезать, собирать, варить, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться.
Глагольный: Разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий.
Словарь наречий: Высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Поиграйте с детьми дома
Игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и5 с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) Одна морковка, две морковки. Один огурец, два огурца,….
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, | Ритмичные удары ребром ладоней по столу. |
Перетерли, | Хватательные движения обеими руками. |
Посолили | Указательный и средний пальцы трутся о большой. |
И набили плотно в кадку. | Удары обеими руками по столу. |
Все теперь у нас в порядке. | Отряхивают руки. |
Упражнение «Исправь ошибку». (Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных.)
Исправленные предложения дети должны проговорить целиком.
(Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.И т. д.)
Упражнение «Назови ласково».(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе).
Помидор – помидорчик – помидорчики
Перец – перчик – перчики
Тыква – тыковка(тыквочка) –тыковки
Редис – редисочка – редисочки
Морковь –морковка (морковочка) – морковки
Свекла – свеколка (свеколочка) – свеколки
Чеснок –чесночок –чесночки
Лук (луковица) – лучок (луковичка) – луковички
Репа – репка (репочка) – репки Укроп – укропчик – укропчики
Капуста – капусточка – капусточки
Упражнение «Один – много». (Образование множественного числа существительных в именительном и родительных падежах).
Помидор – помидоры – много помидоров
Картофель – картофель – много картофеля (картошки)
Баклажан – баклажаны – много баклажанов
Перец – перцы – перцев Тыква – тыквы – тыкв
Морковь – моркови – моркови
Лук (луковица) – лук (луковицы) – много лука (луковиц)
Репа – репы – реп Петрушка – петрушка – много петрушки
Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]
Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?» Посмотри на картинки. Что на них изображено?
Ребенок. Баклажан, салат, свекла, укроп.
Взрослый. Запомни эти названия. Сейчас ты закроешь глаза, а я уберу одну картинку. Ты должен будешь сказать, чего не стало.
Взрослый убирает одну из картинок.
Взрослый. Чего не стало?
(Аналогично: комплект – картошка, перец, петрушка, горох; огурцы, репа, лук, чеснок)
Развитие связной речи
Совместно с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
2. Как назвать по-другому (например: помидор это овощ)
4. Какой имеет внешний вид: форма
8. Что из него готовят?
Работа по картинке-загадке «Помоги Пете». [Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]
Взрослый. Рассмотри картинку, назови и покажи все овощи, изображенные на ней. Так ты поможешь мальчику собрать урожай.
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ДОМА
Русская народная сказка «Вершки и корешки»,
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
Ю. Тувим «Овощи», Дж. Родари «Чиполлино», А. Пластов «Костер в поле»
С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов от данных существительных образуйте новые слова.
горох, селенье, лестница, ум, винт, копьё, фуражка, мать
У меня есть несколько вариантов ответа:
3.ручка либо карандаш
Юрист:
иск, кассация, апелляция, издержки, госпошлина
врач: зондирование, реакция эритроцитов, доплер
Константин Витальевич Ивлев — российский шеф-повар и телеведущий.
Родился: 12 января 1974 г. (возраст 44 года), Москва
Супруга: Мария Ивлева
ТВ-шоу: Адская кухня
Дети: Мария Константиновна Ивлева, Матвей Константинович Ивлев
От лица старого человека:
Я лишился дома. Как это ужасно. У меня болит сердце, голова, да Господи! Что я вру? У меня все болит.
Больше-нету того теплого, уютного местечка. Больше-я не буду лежать в мягкой постели. Это все в прошлом.
Меня лишили дома. Из-за чего? Из-за того что я не платил за него. А почему? Потому что у меня не было денег. Как заплатить за дом когда пенсия, вон! Три копейки! Хватало, только на еду. И то, 100 рублей на еду. Да и остальные, я платил за дом. Но денег не хватало. Я экономил. Экономил на всём-на еде, на свете, на газе, на воде. Но денег не хватало.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке
Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы имен существительных, которые служат для образования форм слова с целью придания ему эмоциональной окраски и в зависимости от нее различных оттенков значения.
Они бывают разных видов, но слова и предложения, которые образуются с их помощью, играют огромную роль в русском языке и выполняют самые разнообразные функции — от придания словам уменьшения («карандашик», «мячик») до увеличения («силища», «лапища»), выражают пренебрежение («книжонка», «городишко», «умишко») и ласку («Васенька», «деточка», «паровозик») и пр.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке
Само название этого грамматического явления уже указывает нам на цель их использования – оно дает говорящему возможность показать свое отношение к предмету, о котором он рассказывает. В литературе и в художественных произведениях это средство оценки автором своего героя, акцентирования на особенно ярких чертах его характера. Какое это может быть отношение?
Прежде всего оно всегда носит субъективную оценку, т. е. это личное мнение автора о своем герое. При этом значение слов, в которых использован уменьшительно-ласкательный суффикс, имеет добавочные смысловые оттенки ласкательности или уничижения, пренебрежения, сочувствия или иронии, уменьшительности или увеличительности.
Это явление грамматики хорошо изучено. Существует ряд ученых, которые его исследовали, среди них труды Н. А. Петровского, А. В. Суперанской, Д. И. Ермоловича, А. Вежбицкой и др.
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Суффикс –ик- тоже не всегда указывает на небольшой размер предмета. А если мы говорим о человеке, то с помощью этого суффикса мы хотим передать его принадлежность к какой-либо деятельности, а также указать на его возраст или физическое состояние: «электрик», «старик», «диабетик».
Как правильно пишется?
Если мы просклоняем существительное по падежам, то в случае, когда «е» выпадет, ставим суффикс –ек-: «замочек – замочка».
Если «е» при склонении не выпадает, то в слове будет суффикс –ик-: «ключик – ключика».
Правило написания суффикса –ок- довольно простое. Он пишется в словах, когда на него падает ударение: «пушОк», «снежОК», «стожОк».
Примеры: «братец», «зубец», «пришелец».
Суффикс –ышк- употребляется в существительных среднего рода: «солн-ышк(о)», «стекл-ышк(о)».
Суффикс –ишк- образует неодушевлённые существительные мужского и среднего рода – «городишко», «домишко», «барахлишко», «золотишко».
Слова-исключения: «заинька», «паинька».
Если существительное как одушевленное, так и неодушевленное, относится к женскому роду, то пишется –ушк-/-юшк-, например: «старушка», «дубинушка», «нянюшка», «Катюшка».
В существительных, относящихся к мужскому роду и являющихся одушевленными, пишется –ушк/-юшк-: «заюшка», «зятюшка», «Никитушка», «дедушка».
Заключение
Уменьшительно-ласкательные суффиксы – это суффиксы личной оценки, вносящие в основной смысл слова дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки. Обозначают личное отношение автора к описанию в тексте, выражают собственную оценку.
Правописание данных суффиксов изучается в классах начальной и средней школы, тема не сложная, но для запоминания необходимо иметь таблицу перед глазами или в рабочей тетради. Это поможет быстро находить нужный суффикс, проверять слово и не делать ошибок при разборах.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке
Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в составе слов русского языка.
Суффикс — словообразующая морфема
В морфемном составе многих слов имеется минимальная значимая часть слова — суффикс, например:
Понаблюдаем, как суффиксы образуют новые слова:
Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?
Среди огромного разнообразия суффиксов русского языка существуют особенные суффиксы, которые привносят в семантику уже существующего слова значение ласки и уменьшительности, например:
ключ — это металлический предмет для запирания замка шкафа, дверей дома, автомобиля и пр.
Образуем с помощью суффикса -ик- слово «ключик». Что стало с его значением? Это по-прежнему тот же предмет, но небольшой и к тому же обладающий ласкательным значением.
Имеем в виду, что безударный суффикс -ик- пишется в слове, если при изменении падежной формы гласный не исчезает, и напротив, в слове пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -ек-, если гласный «е» является беглым:
Перечислим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и приведем примеры слов.
Безударный суффикс -ец- пишется, если у существительного среднего рода ударное окончание -о. Если же существительное имеет окончание -е, то в его морфемном составе имеется безударный суффикс -иц-.
Не путаем с морфемным составом слов, у которых фрагмент -оч- с беглым гласным «о» является частью корня:
Суффикс -оньк- имеют существительные с основой на твердый согласный, -еньк— — с основой на мягкий согласный, на звуки «г», «к», «х» или шипящий:
Уменьшительно-ласкательные слова
Характерной особенностью русского языка является наличие большого количество уменьшительно-ласкательных слов. Уменьшительно-ласкательная форма в русском языке чаще всего образуется при помощи специальных суффиксов. Как вы уже наверно знаете, суффиксальная система, чрезвычайно хорошо развита в русском языке, как ни в каком другом. При помощи различных суффиксов мы можем выразить эмоции и оценки. С помощью них мы можем передать ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее. Но в данной статье нас будут интересовать в основном способы передачи ласки, нежности и умиления.
Уменьшительно-ласкательная форма связана с формой диминутива, то есть словом или формой слов, которые передают субъективно-оценочное значение малого размера, объема и так далее. Однако, у диминутива есть как уменьшительно-ласкательная форма (кошечка, домик, ключик), так и уменьшительно-пренебрежительная форма или же уничижительная форма (людишки, царьки, народишко), однако в этой статье мы будет раскрывать лишь уменьшительно-ласкательную форму слов.
Образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов служит для субъективной оценки и характерно для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы, как мы уже упоминали выше, часто используется для передачи близких отношений, в частности при общении с маленькими детьми.
Итак, какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться к окружающим или описывать что-то либо же кого-то.
Следует запомнить и обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньки, дОмик, стОлик, чАшечка. Большой буквой в примерах показана ударная гласная.
Как мы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.