госдолг россии по отношению к ввп 2020
Минфин прокомментировал рост госдолга России в 2020 году
Объем государственного долга России в 2020 году увеличился на 5,4 трлн руб., однако его показатели не превысили безопасный уровень. Об этом РБК сообщили в пресс-службе Минфина.
«Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется», — отметили в ведомстве.
В Минфине уточнили, что показателем безопасного уровня госдолга является как его общий объем, так и разумная стоимость обслуживания и сбалансированная структура без пиков платежей.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2021 год, предельный уровень госдолга по отношению к прогнозируемому объему ВВП должен составить 20,4%. В этом случае Россия останется в числе стран с наиболее низким показателем долговой нагрузки госдолга. «Поэтому уровни вблизи 20% от ВВП представляются безопасными», — заключили в Минфине.
Ранее Счетная палата сообщила, что госдолг России за 2020 год увеличился на 39,9%, до 18,99 трлн руб., и составил 17,8% от ВВП. Внутренний долг вырос на 4,6 трлн, до 14,791 трлн руб.
В 2020 году правительство было вынуждено пойти на увеличение госзаимствований для поддержки экономики во время пандемии коронавирусной инфекции и покрытия дефицита федерального бюджета.
Эксперты раскрыли, насколько критично рекордное увеличение госдолга России и что будет с экономикой дальше
Причины роста
Основной рост долга произошёл за счёт внутренних заимствований, говорится в докладе Счётной палаты России об исполнении федерального бюджета РФ за 2020 год. Внутренний долг РФ увеличился за год на 4,6 трлн рублей (на 45,4 %) и составил 14,79 трлн рублей, внешний долг в рублёвом эквиваленте вырос на 799,7 млрд рублей (на 23,6 %) и составил 4,2 трлн рублей.
Столь крупный прирост обусловлен тем, что в 2020 году возник огромный бюджетный дефицит, отметил экономист Райффайзенбанка Денис Порывай. В прошлом году значительно упали цены на нефть и газ, а также сократились налоговые поступления из-за того, что экономика просела, и малый и средний бизнес сильно пострадали. При этом государство не стало отменять национальные проекты, несмотря на то что доходы бюджета сократились.
«Дефицит был закрыт за счёт размещения облигаций федерального займа. Их купили в основном госбанки», — напомнил эксперт.
В предыдущие кризисные годы правительство тратило средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако в 2020 году, в условиях низких процентных ставок, Минфин предпочёл наращивать долг, пояснила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Таким образом, рост государственного долга можно объяснить реализацией монетарной политики по борьбе с последствиями коронакризиса, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова Татьяна Скрыль. «Российская экономика требовала большей ликвидности для покрытия бюджетного дефицита, поэтому часть средств было решено компенсировать за счёт увеличения государственного долга», — отметила она.
Так ли велик российский госдолг
Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.
При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что помимо объёма ВВП нужно также смотреть на международные резервы. «В нашей стране очень большие резервы, одни из самых больших в мире в целом и среди развивающихся стран в частности, можно по пальцам пересчитать страны, которые имеют больший объём резервов», — отметил Порывай. При этом доля нерезидентов в долге России небольшая, в основном долг в локальной валюте, добавил он.
Уровень госдолга в 19–20% от ВВП в мировом масштабе — довольно низкая величина, и это точно не представляет риска для экономики, добавила Наталия Орлова из Альфа-банка.
Стоит ли россиянам ожидать дестабилизации экономики
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на повышение суммы госдолга, поводов для дестабилизации экономики пока нет.
В период высоких цен на нефть формировались государственные резервные фонды и опережающими темпами погашался государственный внешний долг, напомнил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Это привело к аномально низкому по сравнению с ведущими экономическими державами уровню долга по отношению к ВВП. По его мнению, низкий уровень госдолга всё ещё остаётся весьма существенной «заначкой на чёрный день», так как позволяет привлекать средства по мере необходимости, сохраняя государственный резервный фонд в качестве неприкосновенного запаса.
При этом, по мнению Скрыль, рост госдолга даёт ускорение развитию экономики за счёт дополнительно привлечённых средств. И для развитых стран жить в долг совершенно обыденное поведение, добавила она.
Даже увеличение уровня госдолга до 50–60% от ВВП не будет критичным, считает Денис Порывай. А вот паниковать нужно будет начинать при росте показателя до 100% от ВВП.
«Долг нужно обслуживать, и в этом случае обслуживание долга будет «съедать» рост ВВП. Деньги нужно будет изымать из экономики. В этом случае возникают чувствительность к процентной ставке и риск невозможности занять на рынке», — отметил эксперт. Он добавил, что этому подвержены развивающиеся страны с большим долгом по отношению к ВВП. Эти страны не могут занять, и возникает риск дефолта, яркий пример таких стран — Аргентина.
Проблема не в размере долга, в способности его обслуживать, согласился с коллегами научный сотрудник Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. «Пока покупают нефть и газ, мы долг обслуживать можем», — подчеркнул он.
Что будет дальше
Планируемый дефицит бюджета в 2021 году составляет порядка 2,75 трлн рублей, отметил Ордов. Это потребует и дальше расширять участие государства на рынке долгового капитала. То есть госдолг продолжит расти. С этим солидарны все опрошенные эксперты.
По мнению Порывая, основным фактором, который будет влиять на дальнейшее наращивание госдолга, остаётся относительно мягкая бюджетная политика из-за слабого роста экономики. Российский экспорт (налоги от которого формирует основную доходную часть бюджета) преимущественно сырьевой, а весь развитый мир потихоньку переключается на «зелёную» энергетику. Сильного роста цен на газ и рост объёмов экспорта не предвидится, и глобально это сдерживает экономику РФ.
«Драйверов для опережающего роста ВВП сейчас тоже нет. При текущем инвестиционном климате приток прямых иностранных инвестиций минимальный, и в целом преобладает вывоз капитала. Кризис сократил малый и средний бизнес, и собираемость налогов особо не растёт. В то же время присутствует много социальных обязательств и госинвестиций в инфраструктуру», — пояснил эксперт.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».
В помощь бюджету: в 2020 году государственный долг России вырос на 5,4 трлн рублей
В 2020 году российский государственный долг увеличился на 5,42 трлн рублей, или на 39,9%, и составил 18,99 трлн рублей. Такие данные в среду, 24 февраля, представила Счётная палата.
«Увеличение объёма государственного долга Российской Федерации в основном связано со значительными объёмами внутренних заимствований», — говорится в докладе ведомства.
Главной причиной заметного увеличения долговой нагрузки стали последствия пандемии коронавируса. Об этом в разговоре с RT заявил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
«Правительству требовались дополнительные средства для покрытия дефицита бюджета, который образовался из-за необходимости противоэпидемических мер, а также по причине падения сбора налогов во время локдаунов и общей стагнации экономики. Помимо этого, мы видели падение цен на нефть и газ, в результате чего казна недосчиталась серьёзного объёма доходов», — объяснил Деев.
Отметим, что по итогам 2020 года объём нефтегазовых доходов российского бюджета сократился почти на 34% — до 5,24 трлн рублей. Об этом говорится в материалах Минфина.
В то же время значительно увеличились траты правительства на поддержку населения и бизнеса в период пандемии. Речь идёт о предоставлении прямых выплат семьям с детьми и субсидий пострадавшим отраслям экономики, кредитных каникул, грантов и льготных займов предприятиям на выплату зарплат сотрудникам, а также налоговых отсрочек и послаблений для компаний и предпринимателей. Одновременно государство запустило программу льготной ипотеки под 6,5% годовых и программу кешбэка за поездки по России для поддержки туризма.
На этом фоне в 2020 году расходы российской казны превысили доходы на 4,1 трлн рублей. По словам экспертов, частично покрыть дефицит бюджета удалось именно за счёт заимствований — с помощь облигаций федерального займа (ОФЗ).
ОФЗ представляют собой долговые обязательства, гарантируемые правительством России. Инвесторы покупают выпущенные Минфином ценные бумаги и получают по ним стабильный доход. Другими словами, держатели гособлигаций предоставляют свои деньги в долг российской экономике.
«За прошлый год на рынке ОФЗ правительство заняло более 5 трлн рублей. При этом основными кредиторами экономики стали российские банки», — отметил в разговоре с RT аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Как следует из материалов Счётной палаты и Росстата, в 2020 году отношение российского госдолга к ВВП страны выросло с 12,4% до 17,8%. Между тем показатель по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире.
Так, например, в США объём государственного долга превышает 128% ВВП, в еврозоне — 120%, в Японии — 227%, в Великобритании — 133%, а в Китае — 65%. Соответствующие данные представлены в докладе американского Института международных финансов.
«После дефолта 1998 года, который очень сильно всех напугал, Россия долгое время вела жёсткую бюджетную политику и направляла существенные ресурсы на формирование резервов, стараясь при этом не тратить деньги впустую. Именно поэтому соотношение госдолга к ВВП у нас сравнительно низкое, что свидетельствуют о хорошем запасе прочности финансовой системы», — подчеркнул Алексей Коренев.
Отметим, что для пополнения бюджета в ближайшие несколько лет российские власти намерены дополнительно увеличить заимствования. Так, уже к 2024 году соотношение госдолга к ВВП может достигнуть 21,4%. Впрочем, опрошенные RT эксперты не считают опасным запланированное увеличение долговой нагрузки на фоне высокого объёма золотовалютных резервов и Фонда национального благосостояния (ФНБ).
«Всё зависит от эффективности использования ресурсов. Рост показателя свыше 20% не угрожает макроэкономической устойчивости, если будет соблюден строгий контроль за расходованием средств, а нацпроекты выйдут на запланированную мощность», — заключил в беседе с RT эксперт «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
Курс доллара и евро
сейчас и на завтра
Что такое госдолг России и почему о нем говорят? В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии.
В 2020 году на фоне пандемии коронавируса нового типа долг российского правительства превысил его ликвидные резервы и вернулся к положительным значениям. По итогам минувшего года он и вовсе вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. Объясняем, что же это значит.
Что такое госдолг?
В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований. Чистый госдолг — это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
Кому государство должно?
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Какие резервы есть у правительства?
Ликвидные активы государства — это валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на 1 января 2021 года депозиты органов государственного управления в Центробанке составляли 12,647 трлн рублей.
Что означают изменения госдолга?
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.
А что говорят власти?
Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отметил, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.
«Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей», — заявили в Минфине.
Рынок российского госдолга: есть ли жизнь под санкциями во время пандемии
Содержание
Антон Табах,
управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»
Антон Прокудин,
ведущий методолог «Эксперт РА»
Анастасия Подругина,
преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»
Введение второго пакета санкций от администрации Байдена 15 апреля 2021 года, с одной стороны, воплотило в жизнь один из пессимистичных сценариев для российской экономики: введение ограничений в отношении российского госдолга. С другой стороны, ограничения оказались не самыми жесткими: запрещена покупка российских гособлигаций на первичном рынке, а уровень неопределенности и напряжения на рынках при этом значительно снизился. Рынки отреагировали стабилизацией – небольшое снижение рубля 15 апреля было очень быстро компенсировано, а рынок ОФЗ отреагировал ростом.
Запрет американским компаниям (не физическим лицам и, скорее всего, не американским хедж-фондам, обычно зарегистрированным вне США) не распространяется на вторичный рынок, где эти сделки преимущественно и происходили. На первичном рынке российского долга американских банков практически не было еще до массового ухода нерезидентов. Похожий запрет – даже более широкий из-за ограничений расчетов в долларах при выпусках – действует для российских еврооблигаций с 2018 года. Результат – новые займы проводят в евро или других валютах. Ресурсы Банка России позволяют поддержать ликвидность, а слабый рубль в комбинации с комфортными ценами на экспортные товары так наполнил российское казначейство, что заимствования можно на какое-то время прекратить или обойтись отечественными и не боящимися санкций иностранными инвесторами.
При этом включение первичного рынка ОФЗ в санкционный список повышает общую токсичность российских активов, а особо тревожные комплаенс-менеджеры будут стараться их избегать – как бы чего не вышло. Поэтому возврат нерезидентов после стабилизации ситуации на рынке будет более медленным и печальным, чем, например, в 2018-м.
В целом новый раунд санкций не создает немедленных рисков, однако в долгосрочной перспективе он работает как оковы на российской экономике и финансовом секторе. Расширение санкций требует новых усилий для подстройки к ним, токсичность или подразумеваемая токсичность российских активов повышает стоимость заимствований или мешает проводить сделки – тем самым снижая возможности для привлечения инвестиций и экономического роста уже частному сектору.
Могут ли будущие санкции причинить боль государству и рынку при хорошем наполнении бюджета? «Есть ли жизнь» во время и после пандемии? Уравновесят ли дисбаланс, вызванный оттоком иностранных инвесторов, спрос со стороны внутренних, а также резервные мощности ЦБ?
Российский госдолг находится на невысоком уровне
Российская долговая политика на протяжении последних лет остается достаточно консервативной, несмотря на постепенное (до 2020 года) расширение объемов как внутреннего, так и внешнего долга. В течение нескольких лет (2017-2021) доля внешнего госдолга поддерживается на уровне 20-25%.
Отношение долга к ВВП остается одним из самых низких в мире – оно сохранялось на уровне 13-14% до 2020 года. При этом средний уровень отношения долга к ВВП для развитых экономик в 2019 году составлял 103,8%, а для развивающихся экономик – 54,7%.
Таблица 1. Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах.
Страна | Кредитный рейтинг (Fitch/Moody’s/S&P) | Долг/ВВП (среднее за 5 лет), % | Долг/ВВП (2020*), % | Долг/ВВП (2021*), % |
Германия | AAA/Aaa/AAA | 64.9 | 68.9 | 70.3 |
США | AAA/Aaa/AA+ | 110.8 | 127.1 | 132.8 |
Китай | A+/A1/A+ | 55.5 | 66.8 | 69.6 |
Саудовская Аравия | A/A1/A- | 20.9 | 32.4 | 31.0 |
Россия | BBB/Baa3/BBB- | 15.2 | 19.3 | 18.1 |
Индия | BBB-/Baa3/BBB- | 74.4 | 89.6 | 86.6 |
Мексика | BBB-/Baa1/BBB | 55.6 | 60.6 | 60.5 |
Бразилия | BB-/Ba2/BB- | 86.8 | 98.9 | 98.4 |
Южная Африка | BB-/Ba2/BB- | 60.1 | 77.1 | 80.8 |
Источник: МВФ, CBonds.
При этом Россия обладает значительным объемом ликвидных активов – в частности, существенным объемом средств в Фонде национального благосостояния. В конце 2019 чистый долг России стал отрицательным: ликвидные активы «расширенного» правительства превысили госдолг в широком понимании (внутренние и внешние долги государства, регионов, муниципальных образований). В 2020 году чистый долг снова стал положительным – пандемия COVID-19 потребовала заимствований, однако и на начало 2021 года чистый долг остается небольшим.
Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
Государственный долг большинства стран вырос в 2020 году: страны привлекали дополнительные средства для финансирования коронавирусных расходов. Наибольшее расширение государственного долга произошло в развитых странах, в 2021 году по прогнозам МВФ долг развитых стран продолжит возрастать.
Увеличение соотношения государственного долга к ВВП в России также находится ниже среднего для развивающихся стран: в среднем развивающиеся страны увеличили соотношение госдолг/ВВП на 7,52 п.п., тогда как Россия – на 5,55 п.п.
Таблица 2. Расширение государственного долга к ВВП в 2019-2021 годах в некоторых развитых и развивающихся странах.
Долг/ВВП (2020), % | Изменение в отношении долга к ВВП, п.п. | ||
2019–20 | 2020–21 | ||
Развитые страны | 120.1 | 18.19 | 2.39 |
Развивающиеся страны | 64.4 | 7.52 | -0.11 |
Бедные развивающиеся страны | 49.5 | 3.40 | 0.40 |
Германия | 68.9 | 9.28 | 1.32 |
США | 127.1 | 18.92 | 5.73 |
Китай | 66.8 | 9.77 | 2.78 |
Саудовская Аравия | 89.6 | 15.67 | -2.96 |
Россия | 19.3 | 5.55 | -1.21 |
Индия | 98.9 | 11.29 | -0.54 |
Мексика | 60.6 | 7.29 | -0.05 |
Бразилия | 32.4 | 9.64 | -1.41 |
Южная Африка | 77.1 | 14.91 | 3.72 |
Источник: Источник: МВФ.
В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.
Чаще Минфин размещал бумаги с переменным купоном (доля во внутреннем долге расширена с 18% до 34%) и бумаги с постоянным доходом, также было размещено несколько индексируемых выпусков.
Отток иностранного капитала и уход нерезидентов из ОФЗ, происходившие в 2020 году, вполне естественны для ситуации неопределенности: в моменты высокой волатильности инвесторы предпочитают выводить свои средства из высокорисковых активов и перекладывать их в надежные активы с низким уровнем риска, пусть и с невысокой доходностью – в частности, в американские трежерис.
С другой стороны, ОФЗ представляют собой подобный надежный актив с низким уровнем риска для российского рынка, поэтому размещения ОФЗ в 2020 году были обеспечены устойчивым внутренним спросом. В среднем с начала пандемии Минфин удовлетворял чуть больше половины спроса на ОФЗ.
В 2020 году государственный бюджет нуждался в финансировании дефицита, возникшего вследствие пандемии COVID-19 и сопутствовавших ограничениях экономической деятельности. Кроме того, мягкая монетарная политика Банка России создавала выгодные условия для заимствований. Банк России провел несколько раундов снижения ключевой ставки процента, опустив ее с 6% до 4,25%.
Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
Рост доходностей на американском рынке негативно повлиял на рынки развивающихся стран, в том числе и на российский рынок: в феврале-первой половине марта доходности по ОФЗ – как по длинным, так и по коротким – значительно выросли.
На фоне повышения инфляции, а также по внутренним причинам центральные банки некоторых развивающихся стран повысили ставки: Бразильский ЦБ поднял ставку на 75 б.п., турецкий – на 200 б.п. Российский ЦБ также завершил цикл смягчающей политики в марте-апреле 2021 повысив ставку в два этапа на 75 б.п. Причиной таких действий российского финансового регулятора стало ускорение инфляции внутри страны, вероятно, решения центральных банков Бразилии и Турции также сыграли некоторую роль.
Рост ключевой ставки, а также санкционные страхи, о которых будет сказано в одном из следующих разделов, дали стимул дальнейшему умеренному повышению ставок ОФЗ.
При этом размещения ОФЗ в феврале и марте 2021 года (за исключением аукциона 3 февраля, признанного несостоявшимся) продолжают проходить высокими темпами – в первую очередь за счет внутреннего спроса от крупнейших участников рынка.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Дополнительный фактор в стабилизации доходной части бюджета – восстановление цен на нефть. К марту 2021 года цены восстановились до предкризисных уровней на фоне ускоряющейся вакцинации по всему миру, «зеленого» курса Байдена, продолжения действия сделки ОПЕК+, санкций в отношении Ирака.
В первом квартале 2021 года Минфину удалось разместить внушительный объем ОФЗ, несмотря на высокие ставки в США, опасения относительно инфляции, а также санкционные страхи.
В марте 2021 года Минфин сделал заявление о сокращении плана заимствований на 2021 год в условиях высокого уровня исполнения доходной части бюджета. В заявлении озвучено намерение сократить план заимствований и сохранить госдолг ниже 20% от ВВП в 2021 году. Заявление повлекло за собой повышение спроса на ОФЗ, что обеспечило несколько более низкие ставки заимствований для Минфина.
Риск санкций уже во многом реализовался
Историческая справка о санкциях
Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.
С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.
Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.
Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.
В первом квартале отток иностранного капитала из ОФЗ продолжился. По оперативным данным, доля нерезидентов на конец первого квартала составила 20,2%
На рынке еврооблигаций в 2020 году оттока иностранного капитала не произошло, несмотря на значительное снижение аппетита к риску в силу коронавирусной неопределенности. Однако при этом темпы возврата иностранных инвесторов в российские евробонды снизились.
Существует диапазон разных по жесткости санкционных мер в отношении российского госдолга: начиная от достаточно мягкого запрета для американских резидентов на покупку ОФЗ на первичном рынке, который был введен 15 апреля 2021 года, заканчивая запретом для американских резидентов на владение ОФЗ.
В наиболее пессимистичном сценарии запрета на владение ОФЗ американскими гражданами отток всего американского капитала из ОФЗ приведет к снижению доли нерезидентов до 15-16%, что будет эквивалентно оттоку в объеме около 1 трлн рублей из ОФЗ.
Российский долг устойчив
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
1 Ссылка на предыдущий доклад
2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.
3 Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.
Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.
Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.
Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.
Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.
Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.
Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.
На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.
Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.