гособоронзаказ раздельный учет затрат и формирование результатов пример
С 2021 года обязателен к применению новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Его положения регулируют учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. В соответствии с пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019 «В себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов». Соответственно, в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость, т.е. списание общехозяйственных расходов проводкой Дт20 Кт26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный допустимый вариант — списывать общехозяйственные расходы на финансовый результат проводкой Дт90 Кт26.
Для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ и применяющих раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности возникает проблема – невозможность определения доли общехозяйственных расходов, отнесенной на контракт ГОЗ.
Существует несколько способов решения задачи: организация параллельного управленческого учета, разделение информационных баз и т.д. Очевидные минусы таких решений – стоимость реализации, трудоемкость использования, снижение надежности системы в целом, необходимость контроля сходимости данных бухгалтерского и управленческого учета и т.п.
В подсистеме «Раздельный учет ГОЗ» применяется способ, позволяющий распределять косвенные расходы по контрактам ГОЗ с одновременным отнесением их на финансовый результат. Таким образом, сохраняется информация для целей раздельного учета без искажений данных бухгалтерского учета.
В подсистеме реализован механизм распределения косвенных расходов на счетах 26 (общехозяйственные расходы) и 44 (расходы на продажу). Раздельный учет реализован постатейным распределением затрат по номенклатурным группам счета 90:
Для использования механизма распределения, заложенного в подсистему «Раздельный учет ГОЗ» необходимо выполнить настройку распределения с помощью документа «Учетная политика распределения косвенных расходов»:
В основе распределения лежит универсальный механизм, позволяющий распределять «что угодно» (любые статьи затрат), «как угодно» (разные базы распределения), «куда угодно» (произвольный перечень номенклатурных групп). Подсистема позволяет выполнить индивидуальные настройки распределения для каждой статьи затрат.
Непосредственно распределение осуществляется в момент выполнения регламентной операции «Закрытие месяца». Результатом распределения являются соответствующие бухгалтерские проводки:
В отчете «Исполнение контрактов ГОЗ» результат распределения отражается в строке 3.2 «Административно-управленческие расходы»:
Так же в подсистеме формируется «Справка-расчет распределения косвенных расходов»:
Аналогично выполняется настройка и распределение косвенных расходов на счете 44.
В данной статье мы рассмотрели решение эффективного и универсального способа распределения косвенных расходов с учетом требований законодательства в части организации бухгалтерского учета и раздельного учета по гособоронзаказу.
Раздельный учет заработной платы организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, в 1С:Бухгалтерии 3.0
Организация учета затрат на производство продукции основывается на принципах неизменности принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, полноты затрат. Учет затрат на производство должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство, исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции (работ, услуг).
Для реализации указанных требований и принципов учета возникает необходимость распределения заработной платы производственных рабочих по видам продукции (услуг), то есть по номенклатурным группам:
Актуальность данной задачи нарастает в связи с тем, что у организаций, выполняющих государственный оборонный заказ и применяющих раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности возникает необходимость распределения заработной платы по контрактам ГОЗ.
В настоящей статье мы разберем учет и распределение заработной платы производственных рабочих в программе 1С:Бухгалтерия 3.0 с использованием подсистемы « Раздельный учет ГОЗ ».
В типовой конфигурации 1С:Бухгалтерии 3.0 каждому виду начисления соответствует способ отражения заработной платы в бухгалтерском учете, в котором определяется аналитика в виде счета учета затрат, статьи затрат, номенклатурной группы и т.д.
В статье мы рассмотрим несколько примеров по раздельному учету заработной платы производственных рабочих.
Распределение заработной платы производственных рабочих по контрактам ГОЗ в типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0
Реализация раздельного учет заработной платы в типовой конфигурации возможна, но для этого необходимо для каждого контракта ГОЗ добавить «Вид начисления» и «Способ отражения зарплаты» с указанием счета учета, номенклатурной группы и статьи затрат (Рис. 1).
Рисунок 1. Настройка способа отражения зарплаты в бухучете для каждого контакта ГОЗ
Каждому контракту ГОЗ соответствует отдельный вид начисления, каждому виду начисления соответствует отдельный способ отражения заработной платы.
Документ «Начисление зарплаты» автоматически заполняется начислениями из кадровых документов. По каждому контракту ГОЗ необходимо добавить соответствующее ему начисление с уникальным для данного контракта способом отражения заработной платы. Суммы устанавливаются в соответствии с распределением заработной платы по контрактам ГОЗ в текущем периоде (Рис. 2).
Рисунок 2. Начисление зарплаты
В данном примере вручную распределяется заработная плата сотрудника Иванов Иван Иванович в сумме 1000 рублей по двум контрактам:
Для этого в информационной базе добавлено два вида начисления и два способа отражения зарплаты, отдельно по каждому контракту.
В результате проведения документа «Начисление зарплаты» формируются бухгалтерские проводки с результатами ручного распределения заработной платы и взносов по номенклатурным группам контрактов ГОЗ (Рис. 3).
Рисунок 3. Результаты проведения документа «Начисление зарплаты»
Из приведенного примера видно, что в типовой конфигурации 1С:Бухгалтерия 3.0 возможно реализовать раздельный учет заработной платы производственных рабочих. Данный метод имеет следующие недостатки:
Распределение заработной платы производственных рабочих по контрактам ГОЗ в подсистеме
Использование подсистемы «Раздельный учет ГОЗ» позволяет существенно упростить раздельный учет заработной платы в разрезе контрактов ГОЗ и автоматизировать большинство функций.
Для реализации раздельного учет заработной платы в подсистеме «Раздельный учет ГОЗ» необходимо добавить один распределяемый «Вид начисления» и соответствующий ему «Способ учета зарплаты» с указанием счета учета и статьи затрат. Поле «Номенклатурная группа» можно не заполнять (Рис. 4).
Рисунок 4. Создание способа отражения для целей распределения заработной платы
Настройка распределения заработной платы по номенклатурным группам контрактов ГОЗ выполняется в документе «Распределение заработной платы основных производственных рабочих» (Рис. 6), который расположен в разделе «Раздельный учет заработной платы» (Рис. 5).
Рисунок 5. Распределение заработной платы в подсистеме «Раздельный учет ГОЗ»
Рисунок 6. Создание документа «Распределение заработной платы»
На вкладке «Распределяемая заработная плата» необходимо указать способы отражения заработной платы для целей распределения. В табличной части «Начисления» отобразятся виды начислений, соответствующие выбранным способам отражения заработной платы. Виды начислений отображаются справочно для целей дополнительного контроля.
В подсистеме реализован механизм настройки правил распределения заработной платы «от общего к частному», т.е. устанавливать правила можно как для подразделениям (от организации в целом до каждого подразделения), так и по каждому сотруднику.
В любом из выбранных вариантов для подразделения или сотрудника необходимо указать базу распределения. В качестве базы распределения могут быть использованы следующие виды:
При выборе ручной базы распределения в табличной части «Номенклатурные группы» становится доступным функционал для выбора номенклатурных групп и показателей распределения (Рис. 7).
Рисунок 7. Использование ручной базы распределения заработной платы
В данном примере заработная плата всех рабочих подразделения «Цех № 1» будет распределена в соотношении 30/70 по двум номенклатурным группам контрактов ГОЗ.
При выборе предопределенной или пользовательской базы распределения табличная часть «Номенклатурные группы» недоступна для использования (Рис. 8).
Рисунок 8. Использование предопределенной базы распределения заработной платы
В данном примере заработная плата всех рабочих подразделения «Цех № 2» будет распределена в соответствии с объемом выпуска продукции по номенклатурным группам, в рамках которых был осуществлен выпуск продукции в текущем периоде.
Порядок настройки правил распределения по сотрудникам аналогичен порядку, применяемому при настройке правил по подразделениям. Если по каким-либо сотрудникам не указана база распределения, то применяются правила распределения текущего подразделения сотрудника, вышестоящего подразделения или по организации в целом.
В случае использования ручной базы распределения необходимо добавить в табличную часть требуемые номенклатурные группы и для каждой из них указать показатель распределения. В качестве показателя распределения рекомендуется применять фактически отработанное время (Рис. 9).
Рисунок 9. Установка правил распределения по сотрудникам
В случае обоснованности применения, могут быть использованы произвольные показатели распределения, коэффициенты трудового участия, тарифные коэффициенты и т.п.
Если правила и показатели распределения не меняются, то выполненные настройки распространяются на последующие периоды.
Далее необходимо сформировать документ «Начисление зарплаты» и заполнить его необходимыми начислениями (Рис. 10).
Рисунок 10. Документ «Начисление зарплаты»
В данном примере двум сотрудникам начислена распределяемая заработная плата по цеху № 2.
В результате проведения документа «Начисление зарплаты» заработная плата и взносы автоматически распределились по номенклатурным группам в соответствии с выполненными настройками в документе «Распределение заработной платы»:
Рисунок 11. Результаты распределения заработной платы сотрудника Иванов Иван Иванович
Рисунок 12. Результаты распределения заработной платы сотрудника Петров Петр Петрович
По результатам распределения формируется отчет «Справка-расчет распределения заработной платы» (Рис. 13).
Рисунок 13. Отчет «Справка-расчет распределения заработной платы»
В случае использования внешней программы для учета зарплаты 1С: Зарплата и Управление Персоналом 3, при загрузке данных по заработной плате, формируется документ «Отражение зарплаты в бухучете». При проведении данного документа также, как и в документе «Начисление зарплаты» происходит автоматическое распределение заработной платы в соответствии с настройками документа «Распределение заработной платы». В результате проведения формируются бухгалтерские проводки с отражением заработной платы на счетах учета прямых затрат отдельно по каждой номенклатурной группе контрактов ГОЗ.
Использование подсистемы « Раздельный учет ГОЗ » позволяет реализовать распределение заработной платы производственных рабочих по контрактам ГОЗ автоматически, без необходимости ввода дополнительных видов начислений и способов учета заработной платы.
Инструкция по раздельному учету по гособоронзаказу: новые правила с 2021 года
Раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу — это регистрация итогов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов. Его обязаны вести все предприятия, реализующие государственный оборонный заказ. В 2021 году правила обновили.
Скачать Постановление Правительства РФ 47 о раздельном учете |
Скачать приказ Минфина №255Н от 25.12.2019 |
Скачать приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019 |
Что изменилось в 2021 году
09.02.2021 вышел приказ Минфина №334н от 30.12.2020. Норматив утверждает новые правила: учет затрат по гособоронзаказу у исполнителя подрядчика ведется раздельно по соглашениям, государственным контрактам, контрактам учреждения, договорам о капитальных вложениях и капитальном ремонте, контрактам по государственному оборонному заказу.
Правила, действовавшие в 2020-м, особо не изменились: порядок раздельного учета привели в соответствие с Законом №385-ФЗ от 08.12.2020 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов». Раздельный учет обязателен для получателей целевых средств, которые предоставлены по указанным видам соглашений. Бухучет ведется на основании учетной политики учреждения. Все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике. Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.
Что такое раздельный учет
Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. Такой детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам, регистрирующим расходы по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.
Раздельный учет ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют, в том числе, и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести раздельный учет по гособоронзаказу без ошибок и нарушений.
Какими нормами регулируется
Законодательная база такова:
Кто обязан вести раздельный учет
Раздельный учет результатов ведут (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ):
Разберем порядок для соисполнителей: требуется ли раздельный учет затрат по ГОЗ на примере исполнителей третьего уровня. В этом случае права устанавливаются законодательством о бюджете и связанными нормативными актами. Если в отношении соисполнителя третьего уровня по государственному контракту установлена обязанность казначейского сопровождения (открыт отдельный счет в Казначействе), то раздельный бухучет обязателен. Если обязанность казначейского сопровождения не прописана в контракте, то и раздельный учет вести не требуется.
Как вести по гособоронзаказу и при казначейском сопровождении
Обязанность вести раздельный учет при казначейском сопровождении установлена для всех организаций, реализующих ГОЗ. Вот как это работает: если у исполнителя открыт лицевой счет в Казначействе, он обязан регистрировать результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Под казначейским сопровождением понимается открытие головным исполнителем (исполнителем) отдельного счета в территориальном отделении Федерального казначейства. Оплату за выполненный контракт заказчик перечисляет исполнителю на этот лицевой счет.
Все целевые средства находятся под контролем Федерального казначейства. Если вы работаете с целевыми деньгами по ГОЗ, то обязаны учитывать затраты по правилам, установленным Минфином (совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019). Каким образом организовать эту процедуру, каждое предприятие решает самостоятельно. Порядок регистрации затрат закрепляют в учетной политике. Задача исполнителя — продемонстрировать заказчику ГОЗ, что раздельный учет ведется, и что он обеспечивает корректное ценообразование по госконтрактам.
А вот что надлежит подготовить к каждому контракту по правилам раздельного учета.
Расчет суммы накладных расходов: в этой форме определяется база распределения накладных расходов по ГОЗ (приложение №1 к приказу №255н).
Выписку из регистров аналитического учета (приложение №3 к приказу №255н).
В п. 4 ПП РФ №47 от 19.01.1998 указано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения, — да, для всех исполнителей гособоронзаказа это обязательно. Но есть и исключение. Если организация, выполняющая ГОЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета, и эти бюджетные трансферы подлежат казначейскому сопровождению, правила детализированного бухучета не применяются.
Каковы правила ведения по ГОЗ
С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.
Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Если такое условие включено в договор, вести его придется и всем соисполнителям (независимо от их уровня). Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2021 году:
Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям. Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет, получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП. Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.
Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.
Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу
Кто обязан вести персональный учет доходов и расходов по гособоронзаказу?
Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:
Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:
Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?
Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:
От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:
Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:
Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:
Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?
Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:
Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:
К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».
Как вести учет расходов по гособоронзаказу?
Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:
Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:
В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):
В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.
Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»
Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
Для грамотной настройки «1С» необходимо:
Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.
Итоги
Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.
О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов» .