государственная политика в сфере межнациональных отношений франции

Национальный вопрос во Франции

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

Французы составляют 86 % населения страны, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы (1,3 млн.) на северо-востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы (1 млн.) на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы (300 тыс.) на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы (100 тыс.) на крайнем севере страны, баски (130 тыс.) и каталонцы (200 тыс.), живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение.

Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которая в 1768 г. была передана Генуей Франции за долги.

В 1976 г. был создан Фронт национального освобождения Корсики, начавший террористическими методами борьбу за независимость острова. В 2001 г. французский парламент предоставил Корсике ограниченную автономию. Но окончательно вопрос до сих пор не решен.

Источник

Региональные приоритеты внешней политики Франции: Европа

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

К.полит.н., ассистент кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт РСМД

Одним из важнейших лейтмотивов программы Э. Макрона стало желание по-новому сориентировать европейскую политику Франции. Президент пока стремится зарекомендовать себя убеждённым европеистом — даже большим, чем того требует французская внешнеполитическая традиция. Он с немалым энтузиазмом отстаивает идеалы единой Европы, считая необходимым решать накопившиеся проблемы Евросоюза с помощью разнообразных нововведений.

Для того чтобы заново утвердить место Пятой Республики в Европе, Э. Макрону придётся поддерживать заданный темп на всём протяжении мандата. Показателем успешности на этом пути будет служить умение не только выдвигать всевозможные инициативы, но и доводить их до конца, гарантировать их «французское» звучание во всём Евросоюзе. В противном случае Э. Макрон так и не решит главной дилеммы европейской политики Франции и, укрепляя интеграционное объединение в целом, будет всё в большей степени размывать «национальное» начало, столь дорогое французской дипломатии.

Исследование проблемы преемственности французского дипломатического курса всегда требует анализа состояния дел по региональным направлениям, имеющим особую значимость для Парижа. Такой подход позволяет найти конкретные проявления внешнеполитических установок очередного главы государства, выявить наиболее яркие примеры, свидетельствующие о цельности практикуемой доктрины. Данный приём хорошо известен в отечественном франковедении: в аналитических целях внешнюю политику Франции делили на региональные направления Ю. И. Рубинский [1], Е. О. Обичкина [2], Т. В. Зверева [3] и мн. др. Региональный подход выдерживается в основополагающих документах (например, в Белой книге по обороне и национальной безопасности 2013 г. [4]) и всё ещё свойственен структуре французского МИД, где территориальные департаменты соседствуют с функциональными.

В 2017 г. интерес к отдельным направлениям внешней политики Франции также закономерен. Готовя апрельский доклад «Дипломатическая повестка нового президента», исследователи Французского института международных отношений (IFRI) уделили внимание не только сквозным сюжетам (безопасность, миграции, климат и т.д.), но и присутствию Франции в отдельных регионах мира. За четыре месяца с момента прихода к власти Э. Макрон успел обозначить собственное восприятие некоторых региональных досье, оставив по ним показательные комментарии или уже предприняв заметные шаги.

Французская дипломатия привыкла проявлять инициативу сразу в нескольких регионах мира — в Европе, Африке, на Ближнем Востоке, однако исторически отношения именно с европейскими соседями получали высший приоритет. С запуском интеграционного процесса на континенте в начале 1950-х гг. Париж был вынужден решать для себя дилемму «наднациональные институты–национальные государства», сделав выбор на долгосрочную перспективу при Ш. де Голле (1958–1969 гг.). Воззрения отца-основателя Пятой Республики диктовали ориентацию на межправительственный подход («Европу отечеств») и скептичное отношение к общим институтам там, где государство может справиться самостоятельно. Вместе с тем голлистский подход совсем не отрицал укрепление Европы как таковой, считая её ключевым инструментом проекции мощи самой Франции в будущем многополярном мире. Этот парадокс особенно чувствовался в 1990–2000-х гг., когда французское руководство, стимулируя всё большее укрепление единой «Европы-державы» в новых реалиях, сталкивалось с тем, что голос их страны в общем хоре слышался уже не так отчётливо, как полвека назад.

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

Между тем как раз желание по-новому сориентировать европейскую политику Франции стало одним из важнейших лейтмотивов программы Э. Макрона, актуальных и сейчас во время его работы на посту президента. Увязывая перемены, предлагаемые им для своей страны, с изменениями во всём Евросоюзе, он склонен считать, что «место, где образуются средства нашей мощи…, место нашего суверенитета сегодня это Европа».

О будущем ЕС

Э. Макрон пока стремится зарекомендовать себя убеждённым европеистом — даже большим, чем того требует французская внешнеполитическая традиция. Он с немалым энтузиазмом отстаивает идеалы единой Европы, считая необходимым решать накопившиеся проблемы Евросоюза с помощью разнообразных нововведений. Так, в сфере обороны и безопасности он уже предложил двинуться дальше по пути создания общеевропейских вооружённых сил, снабдить их соответствующим фондом и усилить полицейское сотрудничество; в сфере экономики и финансов — создать отдельный бюджет Еврозоны, внимательнее отслеживать иностранные инвестиции в экономику ЕС и поддержать малый бизнес и стартапы; по общим институтам — сформировать самостоятельный «Совет безопасности ЕС», ввести пост «министра экономики и финансов еврозоны», учредить для неё же особый парламент. При этом французский президент считает возможным выделение неформального авангарда стран, дальше всех продвинувшихся по пути интеграции, тем самым в очередной раз воскрешая концепцию Европы «разных скоростей».

Об отношениях с отдельными странами Европы

Здесь обходится без сюрпризов: ключевым партнёром Э. Макрон считает Германию, тандем с которой традиционно должен стать мотором всего Евросоюза. В качестве первого показательного успеха было преподнесено заседание двустороннего совета министров (13 июля), по итогам которого объявлено о пакете договорённостей в разнообразных сферах от климатических вопросов до разработки новых систем вооружений. Несмотря на это, канцлер ФРГ А. Меркель пока не спешит всецело разделить энтузиазм своего собеседника, осторожно ставя успех совместных проектов в зависимость от внутриэкономической политики французского руководства и оглядываясь на выборы в Бундестаг.

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

Дополнительные точки опоры для своего европейского курса Э. Макрон ищет и на других флангах ЕС: в августе всего за несколько дней он переговорил с главами Австрии, Чехии, Словакии, Румынии и Болгарии. Вместе с тем практически нет прогресса в отношениях с главными «возмутителями спокойствия» — Польшей и Венгрией, которых французский президент уже неоднократно упрекал в недостаточной солидарности с Союзом (и попадал под огонь ответной критики). Не хочет забывать Э. Макрон и о средиземноморских странах, обычно дружественных Франции, оказав поддержку Испании после теракта в Барселоне (17 августа) и отметив усилия правительства Греции в проведении реформ.

О европейской безопасности

Пока Э. Макрон так и не предложил какого-либо совершенно нового проекта архитектуры европейской безопасности. На все возможные внешние угрозы его первым ответом остаётся евроинтеграция: «Европейский союз — лучшая гарантия мира на континенте». Между тем, хотя он и показывает себя сторонником усиления европейской оборонной идентичности, целесообразность существования НАТО и полноценного французского членства в нём под сомнение не ставится. По инициативе первого лица символическое подтверждение союзнических обязательств даже стало сюжетом главного национального праздника 14 июля, на который был приглашён президент США Д. Трамп. На ежегодной конференции послов (29 августа) глава государства высказался однозначно: в сегодняшних условиях Альянс имеет все основания функционировать дальше, и на следующих саммитах представится возможность ещё раз поразмышлять о его совершенствовании. Вместе с тем из системы европейской безопасности Э. Макрон не склонен исключать и Россию: обсуждение соответствующих сюжетов на двустороннем уровне выглядит более интенсивным, чем в 2014–2016 гг.

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

Приход Э. Макрона к власти вызывал определённые надежды в том, что касается урегулирования ситуации на Востоке Украины, придания новой динамики «нормандскому формату». Какое-то время в СМИ даже циркулировала т.н. формула Макрона, правда, до сих пор лишённая сколь-либо очевидного содержания. В этом плане французскому президенту скорее необходимо проверить работоспособность диалога, налаженного ещё при его предшественнике. Как отмечает Т. Становая, в отличие от Ф. Олланда, которому «нормандский формат» был важен сам по себе, Э. Макрона интересует в первую очередь результат: без заметного прогресса по украинскому досье он легко согласится на переосмысление переговорного процесса.

За считанные месяцы пребывания у власти Э. Макрон подтвердил приоритетность европейского направления внешней политики Франции. Правда, для того чтобы добиться своей цели и заново утвердить место Пятой Республики в Европе, президенту придётся поддерживать заданный темп на всём протяжении мандата. Показателем успешности на этом пути будет служить умение не только выдвигать всевозможные инициативы, но и доводить их до конца, гарантировать их «французское» звучание во всём Евросоюзе. В противном случае Э. Макрон так и не решит главной дилеммы европейской политики Франции и, укрепляя интеграционное объединение в целом, будет всё в большей степени размывать «национальное» начало, столь дорогое французской дипломатии.

1. Рубинский Ю. И. Франция. Время Саркози. – М.: Международные отношения, 2011. – С. 253-312.

2. Обичкина Е. О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012): Научное издание / Е.О. Обичкина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 383 с.

3. Зверева Т. В. Внешняя политика современной Франции: Монография / Т. В. Зверева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. – 344 с.

4. Livre blanc 2013 sur la défense et la sécurité nationale. – Paris : Direction de l’information légale et administrative, 2013. – P. 47-68.

Источник

Национальная политика Франции

Изучение правового положения личности во Франции, закрепленного специальным разделом о правах и свободах Конституции Французской Республики. Особенности баскского и корсиканского национального движения. Паспортная система Франции, миграция и диаспора.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.06.2010
Размер файла44,7 K

государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. государственная политика в сфере межнациональных отношений франции фото. картинка государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть фото государственная политика в сфере межнациональных отношений франции. смотреть картинку государственная политика в сфере межнациональных отношений франции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Национальная политика Франции

Правовое положение личности

В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53 наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66 закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан. В целом, при определении правового положения личности во Франции следует опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации расшифрован принцип равенства: «Люди рождаются равными и остаются равными в правах» (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом». Статья 5 гласит: «Все. что не запрещено законом. тому нельзя ставить препятствия. никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9): права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.

Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако, осуществляется «в рамках законов, которые его регламентируют», участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.

Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1) это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц.

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а может лишь обратить внимание на таковые соответствующих государственных органов.

Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также факультативный протокол к первому из них.

В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.

Несмотря на приверженность многих из представителей этих групп традиционной национальной культуре и языку, они все основательно ассимилированы и считают себя в подавляющем большинстве французами. Национал-сепаратистские движения существуют и действуют только на Корсике, а также отчасти в Стране Басков. Остальные, включая эльзасцев и бретонцев, ограничиваются требованиями сохранения их национально-культурного достояния (образование, СМИ и т. д.).

Развитие баскского национализма тесно связано с отношениями между Францией и Испанией. Несмотря на то, что франко-испанские отношения после падения режима Франко неоднократно омрачались, например, столкновениями (в том числе вооруженными) между рыбаками обеих стран в Бискайском заливе, а также различиями в подходах к созданию единой валюты ЕС и правил функционирования Евросоюза, в целом руководство обеих стран ведет дело к укреплению франко-испанского сотрудничества, которое расценивается как противовес Германии и северным англо-скандинавским странам в процессе европейской интеграции. Париж и Мадрид сотрудничают в создании структуры западного Средиземноморья (Барселонская конференция), поддерживают особый диалог с умеренными арабскими странами и государствами Латинской Америки, примером чего послужила последняя поездка Ж. Ширака по южноамериканским странам. Баскский вопрос служит важным катализатором данной тенденции.

Могущественная ЭТА усиливает свое влияние на другие националистические группировки французских басков, в частности их молодежные организации. Хотя националисты во французской части и находятся в меньшинстве (по результатам выборов они набрали около 7% голосов), они могут опираться на мощный потенциал испанской ЭТА, вследствие чего проблема национализма в Стране басков перерастает французские и испанские внутриполитические рамки. Она все больше становится проблемой не только двусторонних отношений между Францией и Испанией, но и общей стабильности в регионе, которой угрожают террористические действия национал-экстремистов.

В этом контексте в 1996-98 годах министры внутренних дел Франции и Испании неоднократно встречались для согласования политики по борьбе с баскским терроризмом. Результатами данного сотрудничества явились, в частности, задержание во Франции разыскиваемых испанцами членов ЭТА и совместные расследования сетей финансирования организации. Испанские власти полагают, что «руководство ЭТА продолжает скрываться во Франции» и что члены террористических групп, действующих в Испании, находят убежище на французской территории, а именно, в Бретани и в Париже.

Корсика находится в составе Франции с 1768 года, когда Генуя, владевшая островом с конца XIII в., продала его французам. С 1975 года Корсика разделена на два департамента, в рамках которых избирается местная законодательная и исполнительная власть. Кроме того, с 1982 г. существует единственная в своем роде среди 22 регионов Франции Корсиканская региональная ассамблея, также являющаяся органом местного самоуправления. Ассамблея состоит из 51 депутата, избираемых по пропорциональной избирательной системе в два тура. Корсиканский язык представляет собой диалект итальянского.

В прошлом корсиканцы, не находившие работу на родине, служили в колониальных войсках и администрации, а также в полиции и других правоохранительных органах метрополии, пополняя в то же время ее колониальную среду. До сих пор они контролируют часть мафиозных структур на юге страны. Одновременно ряд видных политических деятелей Франции являются корсиканцами по происхождению: бывший министр внутренних дел, сенатор Шарль Паскуа, мэр Парижа Жан Тибери, министр по связям с парламентом Роже Романи и др.

Корсика получает крупномасштабную экономическую помощь французского государства: сумма ежегодных субсидий региону достигает 7 млрд. фр. плюс различные налоговые льготы. Однако следует отметить, что эти средства во многом разбазариваются из-за коррупции на месте.

Корсиканское националистическое движение, получившее значительное развитие за последние двадцать лет, заметно активизировалось в 1995-97 годах, когда было совершено несколько сотен террористических актов, направленных в основном против туристических агентств и отелей, а также против административных зданий (префектур, казарм, дворцов правосудия и др.), государственных предприятий, банковских учреждений, собственности судей и местных выборных лиц. От взрывов пострадали различные города Корсики: Аяччо, Бастиа, Проприано, Порто-Веккио и др.

Теракты против символов государства имеют целью побудить центральную власть вступить в переговоры с националистами и начать обсуждение выдвигаемых ими требований. Среди них на первом месте стоит «признание корсиканского народа» в законодательном порядке. Кроме того, большое значение придается получению Корсикой статуса «заморской территории», ликвидации административного деления на два департамента и департаментских органов власти при одновременном расширении полномочий Корсиканской ассамблеи, куда на основе пропорциональной системы были бы избраны представители националистических сил, приданию корсиканскому языку статуса официального и изменению в соответствии с этим образовательной системы на острове, учреждению специального (как у заморских территорий Франции) налогового статута Корсики, предоставлению большей экономической помощи и проведению реформы транспортной системы острова.

В 1982 году Корсике уже был предоставлен особый статут, согласно которому она получала довольно широкую автономию. Однако в 1991 году текст закона, в котором признавалось существование корсиканского народа, являющегося составной частью «французского народа», был объявлен Конституционным советом не соответствующим конституции. Несмотря на это, закон, принятый тогда и получивший название «статута Жокса» по имени занимавшего в то время пост министра внутренних дел социалиста Пьера Жокса, фиксировал признание культурного своеобразия острова, увеличение числа депутатов Корсиканской ассамблеи и корсиканского бюджета. Пытаясь урегулировать ситуацию на Корсике, центральная администрация чередовала жесткие меры (запрет в 1983 году Фронта национального освобождения Корсики) с уступками относительно умеренным направлениям националистического движения. При этом правительство сумело воздержаться от применения вооруженной силы против националистов, предпочитая различные варианты диалога, проведению которого во многом способствовала деятельность имеющего корсиканские корни Шарля Паскуа (неоголлистское Объединение в поддержку республики ОПР) на посту министра внутренних дел (1986-88 гг. и 1993-95 гг.).

После формирования правительства Алена Жюппе (ОПР) новый министр внутренних дел Жан-Луи Дебре фактически продолжил линию Паскуа.

Можно считать, что жесткая линия правительства в ближайшей перспективе сохранится. Она основана на том, что, согласно опросам общественного мнения, значительное большинство корсиканцев не хотят полной независимости. Однако, рано или поздно поиски компромисса с сепаратистами так или иначе должны возобновиться. Хотя, любые уступки, касающиеся национального суверенитета Франции на острове полностью исключены.

Процесс бракосочетания во Франции определяется положениями Гражданского кодекса страны (статьи 144-228). Несмотря на мощную систему социального обеспечения, в частности для семей, институт брака во Франции находится в состоянии упадка. Традиционный брак чаще уступает неформальному сожительству, т. н. «свободным» бракам, однополым и коллективным подобиям этого социального института. Из трех браков в среднем по городам страны распадаются два. Вместе с тем определенные этапы и традиции бракосочетания во Франции продолжают существовать, практически не изменяясь, в т. ч. в документально-административном отношении.

Нижняя возрастная планка установлена 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин. Однако при наличии убедительных мотивов прокурор Республики может принять решение на заключение брака более молодыми людьми. Но для несовершеннолетних необходимо официальное согласие родителей или, по крайней мере, одного из родителей.

Первый этап: обручение. Обручение во Франции до начала 19 века имело юридическую силу, однако после революционного периода начиная с 1838 года французское право перестало признавать обручение юридическим соглашением. Обрученные с тех пор несут друг перед другом лишь моральную ответственность. Юноша и девушка остаются свободными в принятии окончательного решения до последней минуты перед свадьбой.

Процесс обручения в настоящее время достаточно прост и нс подразумевает более каких-либо особых процедур. Юноша обычно дарит девушке кольцо, предлагая при этом обручиться и в будущем выйти за него замуж.

Если обручение носило более официальный характер (публикация в прессе, назначение конкретного дня свадьбы, составление брачного контракта и т. д.), то процесс разрыва осложняется и может носить затяжной характер с обращением к адвокатам и в суд.

Второй этап: бракосочетание. Гражданское бракосочетание во Франции является юридическим актом с точки зрения закона. Проводится служащим отдела гражданского состояния и в подавляющем большинстве случаев в мэрии. Личное присутствие только бракосочетающихся не является достаточным условием для заключения брака. Существует большой перечень условий и документов, которые необходимо представить в мэрию в конкретно определенные ею сроки для того, чтобы стало возможным зарегистрировать брак официально. Несоблюдение этих условий может привести к аннулированию торжественной церемонии с последующим ходатайством о ее новом назначении перед мэром.

Для вступления в брак обязательным является медицинское обследование. Перечень документов, которые могут потребовать служащие мэрии: выписка из свидетельства о рождении (дата выдачи не должна превышать трех месяцев), семейная книжка, справка с места жительства, справка о несудимости, медицинская справка о состоянии здоровья (на специальном бланке и дата выдачи не должна превышать двух месяцев). При повторном браке добавляются документы: выписка из акта о смерти супруга, выписка из свидетельства о браке с отметкой о разводе, выписка из решения суда о разводе. При браке с иностранцем необходимы еще и следующие документы: справка о гражданском состоянии (выдается консульством страны происхождения иностранца), перевод необходимых документов на язык страны пребывания с оригинала, заверенный в консульстве страны происхождения иностранца.

После получения всех документов служба гражданского состояния мэрии должна опубликовать объявление о предстоящем браке. В объявлении указываются: фамилии, имена, профессии и места жительства будущих супругов, а также место и время, когда и где будет зарегистрирован брак.

Объявление вывешивается на срок 10 дней, ранее которых брак не может быть заключен. Заключение брака можно откладывать на срок до года от момента публикации, по истечении этого срока необходимо повторять процедуру.

Церемония брака и его юридическое оформление. В назначенный день и час молодожены прибывают в мэрию. Обязательно присутствие от 2 до 4 свидетелей. Не исключается, что это могут быть самые близкие родственники. Служащий отдела гражданского состояния мэрии зачитывает права и обязанности супругов (ст. 212-215 ГК). Затем он запрашивает молодоженов на предмет наличия брачного контракта и в случае положительного ответа вписывает в книгу актов гражданского состояния дату контракта, фамилию и место жительства нотариуса, который его получил. Затем чиновник опрашивает молодоженов, хотят ли они вступить в брак, и, в случае положительных ответов, именем закона провозглашает их мужем и женой. В книгу актов гражданского состояния вносится запись о браке, которая включает: фамилии, имена, род деятельности, возраст, даты и места рождения, домашние адреса обоих супругов; фамилии, имена, род деятельности и домашние адреса родителей; согласие родителей или опекунов в случае несовершеннолетия одного из молодоженов; фамилии и имена предшествующих супругов, если они имели место; брачная декларация чиновника мэрии; фамилии, имена, род деятельности и домашние адреса свидетелей; запись о наличии брачного контракта.

Современные реалии французского бракосочетания. Бракосочетание проводится по месту жительства одного из будущих супругов в заранее назначенный день.

После получения приглашения на свадьбу, гости звонят или лично приходят в свадебное бюро, знакомятся со списком и в соответствии со своими финансовыми возможностями выбирают любой из подарков. Затем выписывают чек или вносят наличными деньгами стоимость подарка служащему бюро. Если подарок слишком дорогой, то существует возможность покупки его несколькими гостями вместе (обычно рассчитывают по 500 франков с человека). В этом случае никакой предварительной договоренности между самими гостями не нужно, всем этим занимается служащий.

К приобретенным подаркам служащий прикрепляет карточки с упоминанием авторов подарка. Такая процедура, типичная для современной Франции, касается не только определенных вещей и предметов. По своему желанию молодожены могут поместить свой лист в туристическом бюро, выбрав при этом в качестве подарка путешествие, оплачиваемое гостями.

В день бракосочетания (чаще во Франции это пятница или суббота) все собираются в мэрии (по желанию молодоженов может быть совершено венчание в церкви, однако никакой юридической силы оно не несет и никаких записей в церковных книгах во Франции не существует с 1954 года.

После обычной в этом плане процедуры служащий ЗАГС объявляет новобрачных мужем и женой. Молодые обмениваются кольцами. Торжественная часть заканчивается прогулкой по городу на громко сигналящих автомашинах. Машины по этому случаю украшаются лентами и цветами самими гостями или через специализированные ателье. После свадьбы на автомобиле молодоженов обычно остается ленточка белого цвета, прикрепляемая к антенне. Это делается для того, чтобы остальные водители терпимее относились к машине новобрачных. Вечером все гости приглашаются на праздничный ужин. В подавляющем большинстве случаев он проходит в ресторане и очень редко дома. Стоимость ужина в расчете на одного человека доходит до 1 тыс. франков. К назначенному часу из свадебного бюро подъезжает машина с подарками. Молодожены принимают их и праздничный вечер продолжается до глубокой ночи. На следующий день гости, как правило, не приглашаются.

Паспортная система Франции. Миграции. Диаспоры

Система управления базой данных и производства этих удостоверений была разработана по контракту компанией Thomson ID Matics, являющейся дочерней фирмой военно-промышленной корпорации Thomson, и сдана в эксплуатацию в апреле 1988 года в Вычислительном центре МВД для парижского региона.

В настоящее время централизованно изготавливается 3 млн. удостоверений ежегодно при расчетной мощности 5 млн. карточек для населения в 60 млн. человек. Сбор данных для документов производится около 38 тыс. бюро, расположенных по всей территории Франции. Сведения обрабатываются в 350 отделах префектур и супрефектур.

Автоматизированная система управления включает в себя приемные станции для ввода, обработки и записи данных, содержащих как буквенно-цифровую (сведения ЗАГС) так и графическую (фотография в черно-белом варианте, подпись заявителя-владельца удостоверения, подпись уполномоченного официального лица) информацию.

Система позволяет осуществлять оперативный контроль за изготовлением удостоверений, за прохождением всех процедур с правильным распределением административных обязанностей на каждом этапе, а также управлять центральной картотекой выданных документов, как находящихся в обращении, так и утерянных или украденных, а также пользоваться базой данных о населении.

Аналогичная система по изготовлению и учету видов на жительство проживающих во Франции иностранцев операционна с 1987 года. Она была создана по заказу МВД той же фирмой. Прием документов от заявителей-иностранцев ведется 380 бюро на местах, затем вся информация обрабатывается в 35 центрах. Система рассчитана на централизованное изготовление 2,5 тыс. видов на жительство в день. Ежегодно оформляется 600-700 тыс. удостоверений. База данных содержит сведения приблизительно на 4 млн. иностранцев.

Документом, подтверждающим наличие французского гражданства, может быть: постановление Министерства внутренних дел о предоставлении французского гражданства; справка из мэрии о принятии во французское гражданство, либо о восстановлении в нем, либо документ, подтверждающий французское гражданство, выданный в суде по месту жительства.

Во Франции политика, связанная с действиями в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, внутренних мигрантов и репатриантов, органически охватывается концепцией об интеграции. В официальных документах, посвященных этой проблеме, интеграция рассматривается не как что-то среднее между ассимиляцией и приемом (включением) лиц во французское общество, а как специфический процесс, способствующий активному участию его членов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и морально-психологических особенностей. Политика интеграции призвана учитывать все особенности и интересы членов общества и предоставить каждому ее представителю возможность свободно жить в нем, соблюдая установленные общепринятые правила.

Вопросами приема мигрантов, предоставления правового статуса и социально-бытового обеспечения во Франции занимаются различные государственные, коммерческие и общественные организации.

Высший Совет по интеграции, состоит из 9 членов, подчиняется правительству Франции, в его задачи входит подготовка рекомендаций по разработке и реализации политики интеграции. Председатель Совета г-жа Симон Вейль.

Французское бюро помощи беженцам и апатридам (OFPRA), занимается вопросами рассмотрения ходатайств лиц, ищущих убежища, и предоставления статуса. Оно подчиняется МИД Франции, его директор одновременно является сотрудником МИД.

Апелляционная комиссия (CRR), рассматривает заявления лиц, не согласных с отказом OFRA в предоставлении им статуса беженца. Ее возглавляет член Государственного Совета. Работа CRR строится по секциям, каждая из которых состоит из трех членов: профессионального судьи (обычно из Государственного совета или других административных судов), представителя Совета OFPRA и представителя УВКБ ООН.

Специальная служба помощи эмигрантам (SSAE), оказывает финансовую помощь всем лицам, ищущим убежища, до момента регистрации их ходатайств.

Фонд социальных действий (FAS), занимается предоставлением пособий и финансовым обеспечением программ обучения иммигрантов. Деятельность FAS контролируется Министерством труда и солидарности. Министерством финансов. Директора FAS назначает правительство страны.

Бюро по международной миграции (ОМI), государственный орган, осуществляющий выдачу разрешений иностранным гражданам, желающим работать во Франции, обеспечивающий обязательное медицинское обслуживание иммигрантов. Он осуществляет контроль за законностью использования иностранной рабочей силы, условиями проживания семей рабочих-иммигрантов. В его бюджет поступают средства, отчисляемые работодателями за использование иностранной рабочей силы, продление разрешений на работу, вызов семьи иностранного рабочего.

Центры по приему лиц, ищущих убежища (CADA). В стране действуют 54 таких центра, рассчитанных на 3300 человек.

Центры временного размещения лиц, получивших статус (СРН). Функционирует 35 центров временного размещения, способных принять 1240 человек.

Большинство центров CADA и СРН распределены по территории страны в сельской местности и пригородах, каждый из них может принять до 60 человек. Координацию государственной системы приема лиц, ищущих убежища, осуществляет организация France terre d’asile. Государство передало ейобязанности по управлению центрами и оплачивает все расходы, связанные с их работой.

Предоставление убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства регулируется «Декретом об условиях въезда и пребывания иностранных граждан во Франции» от 2 ноября 1945 г. В этот документ неоднократно вносились поправки и дополнения. Его нынешняя редакция воплощает в себе положения Женевской Конференции 1951 г. относительно статуса беженца, другие законодательные установки, касающиеся иммиграционной политики государства, и подтверждает принципы допуска к процедуре предоставления статуса всех лиц, ищущих убежища. В частности, законами от 24 августа и 30 декабря 1993 г. в Декрет были внесены положения, касающиеся иммиграционного контроля, условий въезда и пребывания иностранных граждан во Франции, а закон от 2 мая 1995 г. определял условия, при которых УВКБ ООН и некоторые неправительственные организации могут посещать лиц, ищущих убежища, находящихся в т. н. зонах ожидания (в международных транспортных пунктах).

Предварительный «отсев» лиц, ходатайствующих о предоставления убежища, происходит на границе. Представитель OFPRA принимает решение, позволяющее иностранному гражданину или лицу без гражданства подать ходатайство и допустить его к дальнейшим процедурам, связанным с предоставлением статуса. Лица, получившие отказ, подлежат депортации, а допущенные к дальнейшим процедурам самостоятельно следуют в центры приема беженцев. Иммиграционная полиция в таких случаях оплачивает расходы на проезд.

Ходатайства рассматриваются в одном из «географических» отделов OFPRA. Всего их три: по Ближнему Востоку, Европе, Средиземноморью; по Африке и Америке; по Азии. Имеется также юридический отдел, подготавливающий дела и информацию для работы CRR и заключения по решениям «географических» отделов, а также отдел документации лиц, получивших статус. Свидетельство, выданное после регистрации ходатайства, дает иммигранту право при каждом обращении продлевать вид на жительство дополнительно на три месяца. Срок рассмотрения ходатайства от 4 до 12 месяцев, в среднем около 9 месяцев. Если ходатайствующее лицо два раза не является в отдел OFPRA для проведения собеседования, то автоматически принимается решение об отказе в предоставлении статуса.

По прибытии на территорию Франции все лица, ищущие убежища, получают т. н. «пособие по ожиданию», размер которого составляет 2000 фр. (380 долл.) для взрослого и 700 фр. для ребенка. Для получения этого единовременного пособия иммигрант должен представить в SSAE разрешение на временное проживание и удостоверение о регистрации ходатайства. В случае, если лица, ищущие убежища, размещаются на жительство самостоятельно, им выплачивается ежемесячною пособие «по интеграции» в размере 1300 фр. (240 долл.) в месяц на одного взрослого человека. Пособие выплачивается Ассоциацией производственной и коммерческой занятости (ASSEDIC) максимум в течение 12 месяцев с момента регистрации лица в Государственном агентстве занятости (ANPE).

При размещении в центрах CADA иммигранты теряют право на «пособие по интеграции», а лица, проживающие в центрах СРН получают по 10 фр. в день (1,8 долл.) на каждого взрослого или ребенка в возрасте до 3 лет и по 5 фр. на детей в возрасте от 3 до 16 лет.

Все иностранцы, проживающие во Франции, должны получить медицинскую справку о состоянии здоровья от ОМI. В рамках французского законодательства члены семей иммигрантов, предпринимающие шаги по воссоединению семей, обязаны пройти медицинский осмотр в стране их пребывания до того, как они будут допущены на территорию Франции. Такие медицинские освидетельствования обычно проводятся отделениями ОМI, находящимися при посольствах Франции за рубежом. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, обязаны пройти медицинский осмотр в ОМI. Его стоимость 330 фр. (63 долл.). Лица, размещенные в приемных центрах, проходят обязательный медицинский осмотр, включающий клиническое обследование, флюорографию, дополнительное обследование по выявлению заразных заболеваний.

Лица, ищущие убежища, и не имеющие разрешения на временное проживание, а также те, кому отказано в предоставлении убежища, могут получать бесплатную медицинскую помощь от государства, если это связано с необходимостью стационарного лечения. Такие некоммерческие организации как Comede, Avre, Medecins du monde, Medecins sans frontieres также оказывают медицинскую помощь иммигрантам.

С 1 января 1996 г. лица, ищущие убежища, подлежат индивидуальному страхованию. Страховые взносы выплачиваются в рамках системы социальной помощи, а стоимость медицинских услуг оплачивается французской организацией здравоохранения.

Курсы по изучению французского языка считаются первым шагом интеграции беженцев в общество. Центры временного размещения организуют языковые курсы, программы и методы преподавания которых определяются государством. Лица, проживающие в них, должны в обязательном порядке посещать занятия, объем которых составляет не менее 520 часов в год. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, имеют возможность посещать бесплатные языковые курсы, организованные неправительственной организацией CIMADE.

При получении статуса беженца иммигранту предоставляется право на работу в течение трех лет, которое может быть продлено до десяти лет. Беженцам оказывается содействие в устройстве на работу и профессиональной ориентации на общих основаниях с гражданами Франции. Лица, проживающие в центрах временного размещения, имеют большие возможности выбора работы, услуг, а также получения консультаций со стороны сотрудников этих центров.

Беженцы старше 25 лет, ранее не работавшие во Франции, или работавшие в течение непродолжительного периода, но в данный момент являющиеся безработными, получают т. н. «минимальный доход на интеграцию», который может составлять до 450 долл. в месяц на человека.

Для получения гражданства иностранцу необходимо прожить во Франции 5 лет, иметь право на работу, стабильный доход, исправно платить налоги, знать французский язык и иметь семью во Франции. Ходатайство о приобретении гражданства подается в префектуру, откуда оно направляется в Министерство труда и солидарности. На работу с заявителем уходит около 8-10 месяцев.

Ребенок, родившийся во Франции в семье иностранцев, может получить французское гражданство в 18 лет, если в течение последних 7 лет (накануне восемнадцатилетия) 5 лет он постоянно проживал во Франции.

Франция признает двойное гражданство. Любой француз может жить и работать в другой стране неограниченное время, сохраняя гражданство Франции, если регулярно поддерживает связь со своим консульством.

Ежегодно около 50 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства получают французское гражданство. Из 58-миллионного населения Франции более 3,5 миллиона ее граждан (6%) являются натурализованными иностранцами.

В целом миграционная обстановка во Франции не вызывает особого беспокойства ее властей. Осуществляемая интеграционная политика, сопряженная с четким соблюдением иммиграционного законодательства и мерами по борьбе с незаконной миграцией, ставят ее в один ряд с наиболее благополучными в миграционном отношении странами. Вместе с тем, удобное географическое расположение, наличие множества международных маршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других государств-участников СНГ и прибалтийских республик.

Виза. Длительная дискуссия во французских общественно-политических кругах по вопросам легального пребывания иностранцев во Франции привела в последнее время к известным изменениям законодательства и нашла теперь отражение в упрощении процедуры оформления французских виз для иностранцев, въезжающих в страну по частному приглашению.

С лета 1998 г. вводится новый порядок выдачи виз. В качестве основы принят избирательный критерий рассмотрения вопросов о выдаче виз по частным приглашениям. Фактически провозглашается, что преимущественным правом при прочих равных условиях на получение виз по частным приглашениям пользуются чиновники, деловые люди, студенты, деятели науки и культуры, а также те лица, у которых имеются родственники во Франции.

В связи с предстоящей отменой прежней формы приглашения (certificat d’hebergement) консульским учреждениям было предложено принимать наряду с приглашениями старого образца также заявления-приглашения (declaration de prise en charge), составленные в свободной форме, в которых заинтересованные лица заявляют о готовности принять во Франции того или иного гостя и обязуются обеспечить его пребывание (без какой-либо регистрации со стороны местных властей).

По мнению МИД Франции, общая либерализация и определенная классификация в оформлении частных приглашений служит французским интересам и больше соответствует международным нормам, обеспечивающим соблюдение прав человека.

Иностранцам, легально находящимся во Франции, также предоставляется возможность приглашать в гости других иностранцев с указанием в приглашении данных о французских документах, регламентирующих право на проживание первых. В частности, для дипломатов и сотрудников посольств будет достаточно представить приглашение с данными об их дипломатической или специальной карточке, выданной МИД.

В соответствии с положениями декрета и мидовскими указаниями французским консульским учреждениям предоставляется значительно большая, чем прежде самостоятельность в решении вопросов о выдаче виз по оформленным приглашениям фактически без согласования с Центром. В то же время КЗУ должны мотивировать отрицательные решения в случае отказов выдачи визы. Данные на «отказников» направляются в Центр и систематизируются в консульских подразделениях филиала МИД в г. Нанте.

Французское законодательство по гражданству допускает в принципе возникновение двойного гражданства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса (далее ГК) любой француз, приобретающий гражданство другого государства, сохраняет за собой гражданство своей страны.

В то же время с принятием французского прежнее гражданство может быть утрачено, если законы страны происхождения не предусматривают двойного гражданства или если это не регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями. Если страна происхождения также признает институт двойного гражданства, то возможно одновременное наличие и другого гражданства. Любой француз, имеющий второе гражданство, может получить разрешение на выход из французского гражданства, с последующей публикацией соответствующего правительственного декрета.

Прохождение воинской службы лицами, имеющими двойное гражданство, достаточно регламентировано. Франция заключила двусторонние договоры о прохождении воинской службы с рядом стран, что позволяет избежать двойного прохождения службы, и определить страну, в вооруженные силы которой будет призываться лицо с двойным гражданством.

Следует отметить, что французское законодательство не предполагает особых ограничений в правах тех граждан, которые имеют гражданства других государств. Однако, гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, с точки зрения примата французского гражданства, что в принципе не противоречит Гаагской конвенции от 12 апреля 1930 г., статья 3 которой гласит: «лицо, имеющее гражданство двух или нескольких государств, может считаться каждым из этих государств только в качестве своего гражданина».

Соцобеспечение для иностранцев. В соответствии с Кодексом социального страхования (КС) она включает в себя три раздела: страхование по болезни (заболевания, инвалидность, травмы на производстве, профзаболевания, материнство-беременность, смерть); страхование по старости; семейные пособия.

Иностранцы, проживающие во Франции и отвечающие общим условиям подчиненности местному законодательству, имеют право пользоваться пособиями Кассы социального страхования (КСС) на тех же условиях, что и французские граждане, получать в натуральной форме и в денежном выражении все те пособия, которые полагаются при страховании по болезни.

Условия открытия правового статуса для иностранцев по режиму страхования те же, что и для французов. Однако первые должны представить доказательства их регулярного проживания во Франции в сроки свыше 6 месяцев или иметь один из следующих документов, дающих право проживания в стране: карта постоянного жителя (резидана); карта временного проживания или временный вид на жительство (ВВЖ); справка о направлении ходатайства о возобновлении одного из указанных документов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *