государственная помощь предоставляется хозяйствующим субъектам в форме
Как государство поддерживает малый и средний бизнес
Поддержка малого и среднего бизнеса — это меры помощи государства МСП и индивидуальным предпринимателям. Во время экономического подъема они стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП. В периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций помощь состоит из прямых выплат, процентных и налоговых льгот и направлена на сохранение работников и бизнеса.
Государственная поддержка малого, среднего бизнеса и ИП
Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:
Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:
Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.
Финансовая помощь МСП и ИП
Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.
Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Имущественная помощь МСП и ИП
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.
Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.
На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.
Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП
Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.
Оказывается по двум основным направлениям:
В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.
Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях
В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.
Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:
Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 году | На кого распространяется | Нормативно-правовой акт | |
---|---|---|---|
Финансовая поддержка | |||
Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | П. 1 постановления правительства №409 от 02.04.2020 (ред. от 24.04.2020) | |
Предоставляется государственная поддержка малого бизнеса и ИП из перечня пострадавших отраслей | Организации МСП и ИП из пострадавших отраслей экономики, прочие организации этой категории | Все МСП и ИП | Документы в разработке |
Принадлежность к пострадавшим отраслям определяют по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.
Кроме перечисленных, дополнительными мерами государственной поддержки могут воспользоваться туроператоры:
Туроператорам также предоставляется поддержка малого бизнеса от государства, они получат субсидии на возмещение затрат, связанных:
Для этого правительство определило:
С 17 апреля 2020 в качестве меры поддержки бизнеса со стороны государства действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.
Важно. На 2020 год туроператоры освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» (размер взноса составляет всего 1 руб.). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.
Все отраслевые меры поддержки малого и среднего бизнеса в туриндустрии перечислены в следующих постановлениях правительства: №428 от 03.04.2020; №434 от 03.04.2020; №461 от 08.04.2020; №583 от 25.04.2020; №660-р от 18.03.2020, а также в информационном сообщении Банка России от 17.03.2020.
Как узнать
Официальная информация о мерах господдержки в РФ для преодоления последствий пандемии содержится на двух основных сайтах:
Федеральная и региональная поддержка малого бизнеса в Москве описана на сайте «Малый бизнес Москвы».
Все ведомства предоставляют навигацию по вариантам поддержки в зависимости от региона, запроса и вида МСП. Необходимо ввести ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и пройти короткое анкетирование.
Шаг 1. Укажите организационную форму, количество занятых, доход и предоставьте сведения о структуре уставного капитала МСП.
Шаг 2. Выберите отраслевую принадлежность вашего малого или среднего предприятия (ИП) по основному выполняемому виду деятельности.
Шаг 3. Система обработает введенные данные и подтвердит принадлежность вашей организации к малому и среднему предпринимательству. Откроется страница, на которой размещены все действующие меры господдержки.
Обратите внимание: с мерами поддержки вы можете ознакомиться и у себя в регионе. Для этого найдите местный Центр поддержки бизнеса (его сайт) или тематический раздел на портале министерства (департамента) экономического развития. Ф едеральные ресурсы в период пандемии обновляются быстрее, и информация там, как правило, актуальнее.
Статья 4. Формы и условия предоставления региональной и иной поддержки хозяйствующим субъектам
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 3 августа 2007 г. N 762-ЗС статья 4 настоящего Областного закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
1. Хозяйствующим субъектам может предоставляться региональная поддержка в следующих формах:
1) льгот по налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах и статьей 5 настоящего Областного закона;
2) уменьшения размера арендной платы за пользование нежилыми зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов территориального зонирования. Значения понижающих коэффициентов территориального зонирования устанавливаются Администрацией Ростовской области;
3) уменьшения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов к размерам арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Понижающие коэффициенты устанавливаются Администрацией Ростовской области;
4) установления размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, равным сумме земельного налога, исчисленной за соответствующие земельные участки, в случае, указанном в части 5 настоящей статьи;
5) субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов (затрат) по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам на пополнение оборотных средств, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с областным законом об областном бюджете. Средства на данную форму региональной поддержки ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете. Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Ростовской области.
2. Хозяйствующим субъектам может предоставляться иная поддержка в следующих формах:
1) государственных гарантий Ростовской области и бюджетных кредитов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области» и областным законом об областном бюджете;
2) инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Областным законом «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» и областным законом об областном бюджете;
3) субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов (затрат) по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области» и областным законом об областном бюджете;
4) бюджетных инвестиций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области» и областным законом об областном бюджете.
Иные формы поддержки, предусмотренные настоящей частью, предоставляются в порядке, установленном Администрацией Ростовской области.
3. Региональная поддержка предоставляется хозяйствующим субъектам при следующих условиях:
1) постановки хозяйствующих субъектов на учет в налоговых органах, расположенных на шахтерских территориях, соответственно по месту их нахождения, по месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
2) установления работникам среднемесячной заработной платы в размере, превышающем величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в Ростовской области за соответствующий квартал.
4. Дополнительными условиями предоставления хозяйствующим субъектам региональной поддержки в форме льгот по налогам являются:
1) заключение договора о региональной поддержке;
2) сохранение и (или) увеличение среднесписочной численности работников по сравнению с соответствующим отчетным периодом каждого прошлого года;
3) отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
4) отсутствие просроченной задолженности по заработной плате работникам;
5) отсутствие просроченной задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области;
5. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим капитальные вложения в промышленное производство на шахтерских территориях, на период до ввода в эксплуатацию основных производственных мощностей, но не более чем на два года, предоставляется региональная поддержка, предусмотренная пунктом 4 части 1 настоящей статьи.
6. При предоставлении финансовой поддержки за счет средств областного бюджета хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на шахтерских территориях, при прочих равных условиях пользуются правом на приоритетное получение указанной финансовой поддержки.
7. Органы местного самоуправления вправе устанавливать иные формы поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на шахтерских территориях.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 4. Формы и условия предоставления региональной поддержки хозяйствующим субъектам
Статья 4. Формы и условия предоставления региональной поддержки хозяйствующим субъектам
1. Хозяйствующим субъектам может предоставляться региональная поддержка в следующих формах:
1) льгот по налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах и статьей 5 настоящего Областного закона;
2) уменьшения размера арендной платы за пользование нежилыми зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов территориального зонирования. Значения понижающих коэффициентов территориального зонирования устанавливаются Администрацией Ростовской области;
3) уменьшения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов к базовым размерам арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Понижающие коэффициенты устанавливаются Администрацией Ростовской области;
4) государственных гарантий Ростовской области и бюджетных кредитов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
5) инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Областным законом «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» и областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
6) субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
1) постановки хозяйствующих субъектов на учет в налоговых органах, расположенных на шахтерских территориях, соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
2) сохранения и (или) увеличения среднесписочной численности работников по сравнению с соответствующим отчетным периодом прошлого года;
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 13 января 2005 г. N 269-ЗС в пункт 3 части 2 статьи 4 настоящего Областного закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Областным законом Ростовской области от 13 января 2005 г. N 269-ЗС часть 2 статьи 4 дополнена пунктом 4
4) отсутствия просроченной задолженности по заработной плате работникам, налоговым и иным обязательным платежам в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
3. При предоставлении финансовой поддержки за счет средств областного бюджета 2 0хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на 2 0шахтерских территориях, при прочих равных условиях пользуются правом на приоритетное получение указанной финансовой поддержки.
4. Органы местного самоуправления вправе устанавливать иные формы поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на шахтерских территориях.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная помощь предоставляется хозяйствующим субъектам в форме
Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 4.2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Запрещается продажа государственного и муниципального имущества, включенного в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении указанного имущества запрещаются также переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
(часть 4.3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
4.4. Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, указанных в части 4 настоящей статьи, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
(часть 4.4 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.6. Государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом, может быть включено в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящей статьей, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
(часть 4.6 введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)
5. В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
6. В случаях, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при прекращении в связи с реализацией решения о комплексном развитии территории жилой застройки, решения о комплексном развитии территории нежилой застройки договора аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного с субъектом малого или среднего предпринимательства, указанный субъект малого или среднего предпринимательства имеет право на заключение в день прекращения такого договора аренды нового договора аренды иных здания, сооружения, нежилого помещения, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности и являющихся равнозначными в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом новый договор аренды заключается на тех же условиях, что и ранее действовавший договор аренды, и на срок, оставшийся до его истечения, без проведения торгов и с сохранением льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В случае, если оставшийся срок действия прекращаемого договора аренды составлял менее одного года, новый договор аренды заключается не менее чем на один год при наличии согласия арендатора на заключение договора аренды на указанный срок. В случае, если указанный в настоящей части субъект малого или среднего предпринимательства имел на дату принятия решения о комплексном развитии территории преимущественное право на приобретение предусмотренных настоящей статьей здания, сооружения, нежилого помещения в собственность в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», преимущественное право сохраняется в отношении равнозначного объекта недвижимости или нежилого помещения, предоставленного ему по новому договору аренды.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)