государственная регистрация космических объектов и прав на них

Госрегистрация прав на космические объекты и сделок с ними и другие планы законотворчества правительства

/ ПРАВО.RU (pravo.ru)/

Правительство РФ своим распоряжением утвердило план законопроектной деятельности кабмина на 2014 год, сообщает правительственная пресс-служба.

Программа законотворчества кабинета министров предусматривает разработку в 2014 году 73 законопроектов.

Так, в сентябре 2014 года Минюст России должен представить в правительство проект поправки в ряд законодательных актов, касающиеся «регламентации исполнения судебных актов, предусматривающих исполнение государством обязательств в натуре».

К октябрю Минюсту предстоит подготовить изменения в ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие акты, направленные на улучшение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В ноябре министерству надлежит представить в кабмин поправки в отдельные законодательные акты «в части регулирования положений о запросе адвокатов».

МВД России в июне поручено внести в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса РФ, устанавливающие дифференцированные ставки госпошлины за совершение органами внутренних дел юридически значимых действий по приему экзаменов на вождение транспортных средств.

Минтруд России к сентябрю должен представить поправки в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающие порядок замены части ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего денежной компенсацией.

Роскосмосу к октябрю совместно с заинтересованными федеральными ведомствами предстоит разработать законопроект «О государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними»

А Минэкономразвития России должно в декабре внести в кабмин поправки в законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие законодательные акты, отменяющие обязанность хозяйственных обществ иметь печать.

Источник

МЕЖ Д УНАРО Д НИК

государственная регистрация космических объектов и прав на них. государственная регистрация космических объектов и прав на них фото. картинка государственная регистрация космических объектов и прав на них. смотреть фото государственная регистрация космических объектов и прав на них. смотреть картинку государственная регистрация космических объектов и прав на них.Что такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?

Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.

Где начинает действовать космическое право?

И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное. Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.

Какую дату можно считать начало появления космического права?

Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом. Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль. Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.

Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.

Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня. Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.

Как космическое право развивалось далее?

В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.

Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.

Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?

Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица. В этом вопросе не может быть разночтений.

Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре. Более того, он применим к юридическим и физическим лицам. Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.

А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?

Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования. Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств. Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.

В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.

Кто несет ответственность за космический мусор?

Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу. В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора. При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.

Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года – вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.

Вторая группа вопросов – ответственность вследствие причинения ущерба космическим мусором. Международную материальную ответственность будет нести запускающее государство или солидарно запускающие государства, принимая во внимание, что понятие «запускающее государство» включает и государство, которое осуществляют или организует запуск, и то, с территории и установок которого осуществлен запуск, то есть их может быть несколько в отношении одного космического объекта. Обычно запускающие государства заключают соглашения о распределении финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Более того, в случае, если ущерб причинен в результате деятельности оператора, государства могут обеспечить возмещение понесенных ими расходов посредством предъявления ему регрессных исков. Часто национальное законодательство предусматривает обязательное страхование ответственности перед третьими лицами или предоставления иных финансовых гарантий в качестве одного из условий для получения лицензии на космическую деятельность.

При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.

Какие законы действуют МКС?

Правовая система МКС состоит из нескольких уровней. Во главе – Межправительственное соглашение по МКС, устанавливающее основополагающие принципы сотрудничества, а также требующие закрепления на межгосударственном уровне и, соответственно, подлежащие ратификации обязательства партнеров, как например, взаимный отказ от требований об ответственности, уголовная юрисдикция на станции и другие. Следующий уровень – двусторонние меморандумы о взаимопонимании между НАСА и космическими агентствами остальных государств-партнеров, регулирующие в основном технические аспекты непосредственного взаимодействия и координации при решении как текущих, так и спорных вопросов по проекту МКС. Третьим уровнем системы является «Кодекс поведения экипажа международной космической станции», одобренный в 2000 году Многосторонним советом по координации. Кодекс регламентирует права и обязанности международного экипажа станции, каждый партнер проекта обеспечивает, чтобы направленные им члены экипажа его соблюдали.

Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.

Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.

Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?

Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.

Во главе современной российской системы Федеральный закон «О космической деятельности» 1993 года, ее дополняют ряд нормативных и подзаконных актов, прежде всего, регулирующих вопросы лицензирования, сертификации, экспортного контроля в отношения товаров и технологий двойного назначения, отчасти страхования рисков в этой области, вопросов ответственности.

В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются.

Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?

Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов. Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.

Можно упомянуть проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, разработанный в 1990 году юристами России, США и ФРГ, согласно которому любое лицо в космическом пространстве рассматривается как космонавт в смысле ст. V Договора по космосу. Интересен также национально-правовой подход США, согласно которому космические туристы являются «участниками космического полета».

На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы. Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля. С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.

Источник

Государственная регистрация космических объектов и прав на них

от 22 марта 2010 года N 44

В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст.4933; 2007, N 50, ст.6285; 2008, N 18, ст.2063; 2009, N 41, ст.4765),

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Руководителям структурных подразделений Роскосмоса обеспечить исполнение Регламента в части, их касающейся.

в Министерстве юстиции

22 сентября 2010 года,

регистрационный N 18508

Приложение

Административный регламент Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство

I. Общие положения

Регламент предусматривает порядок представления в Организацию Объединенных Наций информации о каждом космическом объекте, занесенном в Регистр.

Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированным космическим объектом, запущенным в космическое пространство и предназначенным для деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

В процессе исполнения государственной функции Роскосмос присваивает космическому объекту, занесенному в Регистр, регистрационный номер, не повторяющийся во времени.

Эксплуатацию космического объекта может осуществлять любое юридическое или физическое лицо на правах его собственника или по договору с собственником, на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, имеющее лицензию на выполнение соответствующих работ (оказание услуг) при осуществлении космической деятельности.

Регистр является продолжением Государственного регистра космических объектов, запущенных СССР, а Российская Федерация продолжает осуществлять в полном объеме юрисдикцию и контроль в отношении космических объектов, запущенных ранее СССР.

В рамках исполнения государственной функции по ведению Регистра обеспечивается надлежащее выполнение Российской Федерацией ее международных обязательств, в частности, в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 года и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года.

В Регистр заносятся данные о космических объектах, запущенных на орбиту вокруг Земли и совершивших не менее одного витка, или космических объектах, запущенных дальше в космическое пространство.

1.2. Исполнение государственной функции по ведению Регистра осуществляется на основании подпункта 5.3.17 Положения о Федеральном космическом агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 года N 314 «Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст.2777; 2006, N 52, ст.5587; 2008, N 5, ст.407; N 15, ст.1557; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 38, ст.4504), и в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 «О космической деятельности» (Российская газета, 1993, 6 октября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5609; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 10, ст.834; N 35, ст.3607; 2006, N 6, ст.636; N 52, ст.5497; 2009, N 1, ст.17, 21);

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст.4673; 2003, N 27, ст.2700; N 46, ст.4449; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2007, N 49, ст.6055, 6079; 2009, N 29, ст.3617).

1.3. Ведение Регистра осуществляется Роскосмосом во взаимодействии с Минобороны России и МИД России.

Порядок взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при ведении Регистра определяется Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст.305; N 47, ст.4933; 2007, N 43, ст.5202; 2008, N 9, ст.852; N 14, ст.1413; 2009, N 12, ст.1429; N 25, ст.3060; N 41, ст.4790; N 49, ст.5970), а также настоящим Регламентом.

Контактная информация о ФГУП ЦНИИмаш размещается на официальных сайтах Роскосмоса в международной сети Интернет: www.roscosmos.ru (www.federalspace.ru), раздел «Регистр».

II. Требования, предъявляемые к исполнению государственной функции по ведению Регистра

График работы Сводного управления:

часы работы: 9.00-18.00 (пятница: 9.00-16.45).

2.2. Для получения информации о порядке исполнения государственной функции заявители обращаются в Сводное управление в письменной форме или устно по телефону.

Письменное обращение заявителя о предоставлении информации о порядке исполнения государственной функции рассматривается в течение 15 дней с момента регистрации указанного обращения в Роскосмосе.

2.3. Сроки исполнения Роскосмосом государственной функции по ведению Регистра определяются в разделах настоящего Регламента, описывающих последовательность конкретных административных действий.

2.4. Выполнение административных процедур по ведению Регистра в соответствии с разделом III настоящего Регламента осуществляется на безвозмездной основе.

2.5. Регистр оформляется по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 1 к настоящему Регламенту.

III. Административные процедуры

Последовательность действий при исполнении государственной функции по ведению Регистра

3.1. Процедура регистрации космического объекта предусматривает получение, проверку, накопление и использование информации о запущенных в космическое пространство космических объектах, внесение необходимых изменений и уточнений в записи по результатам взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, лицами, осуществляющими эксплуатацию космического объекта, международными организациями и иностранными государствами в соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами Российской Федерации.

3.2. Исполнение государственной функции по ведению Регистра включает в себя следующие административные процедуры:

а) предварительное рассмотрение и внесение в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску;

б) получение Роскосмосом заявки на регистрацию космического объекта, запущенного в космическое пространство;

в) проверка полноты и достоверности полученной информации о запуске космического объекта в космическое пространство;

г) присвоение космическому объекту регистрационного номера, внесение записи о его запуске в Регистр;

д) получение Роскосмосом информации о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите;

е) подготовка информации о космических объектах, занесенных в Регистр, и передача этой информации в МИД России для представления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

ж) получение Роскосмосом информации о международном регистрационном номере космического объекта и внесение его в Регистр;

з) выдача выписок из Регистра.

Блок-схема исполнения государственной функции по ведению Регистра приводится в приложении N 2 к настоящему Регламенту.

3.3. Результатом исполнения государственной функции по ведению Регистра является государственная регистрация космического объекта и включение данных о космическом объекте в Регистр.

Предварительное рассмотрение и внесение в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску

3.4. До запуска космического объекта, осуществляемого Российской Федерацией, Роскосмос предварительно рассматривает обращения от организаций ракетно-космической промышленности и других заинтересованных юридических и физических лиц о включении в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску.

На этапе предварительного рассмотрения подобных обращений Роскосмос при принятии решения о проведении запуска учитывает наличие правовых и иных оснований для регистрации таких космических объектов.

В обращениях о запуске иностранного космического объекта должно конкретно указываться государство, в регистр которого планируется занести данный космический объект. В этом случае Роскосмос или другой федеральный орган исполнительной власти по итогам согласования с Минобороны России и другими заинтересованными органами государственной власти вносят, соответственно, в Правительство Российской Федерации проект распоряжения относительно запуска такого космического объекта.

В тех случаях, когда в отношении космического объекта в соответствии с нормами международного космического права имеется два или более запускающих государства, включая Российскую Федерацию, и когда заявку на его регистрацию не планируется подавать в Российской Федерации, Роскосмос или другой федеральный орган исполнительной власти в целях обеспечения принятия Правительством Российской Федерации распоряжения о проведении запуска такого космического объекта задействуют процедуры, необходимые для получения от организации, заключившей контракт на его запуск, гарантийных обязательств государства, в соответствии с законодательством которого зарегистрированы права собственности на космический объект, или иного заинтересованного государства относительно включения его в национальный регистр указанного государства.

Получение Роскосмосом заявки на регистрацию космического объекта, запущенного в космическое пространство

3.5. Информация о запуске космического объекта, находящегося под юрисдикцией и контролем Российской Федерации, представляется в Роскосмос лицом, осуществляющим эксплуатацию космического объекта, в течение пяти дней после запуска космического объекта в виде заявки на его регистрацию по рекомендуемому образцу, приведенному в приложениях N 3 и 4 к настоящему Регламенту).

сведения о космическом объекте военного или двойного назначения представляются за подписью уполномоченного на это должностного лица соответствующего вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, производившего запуск космического объекта (Военно-Морского Флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск);

сведения о космическом объекте гражданского назначения, в том числе запущенном с территории или установок иностранного государства, представляются за подписью уполномоченного представителя лица, осуществляющего эксплуатацию космического объекта.

Проверка полноты и достоверности полученной информации о запуске космического объекта в космическое пространство

3.6. Роскосмос в течение семи дней с момента получения сведений о космическом объекте, запущенном в космическое пространство, осуществляет совместно с ФГУП ЦНИИмаш проверку полноты и достоверности полученной информации по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 4 к настоящему Регламенту, и в случае положительного результата оформляет проект регистрационных данных о космическом объекте по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 6 к настоящему Регламенту.

Присвоение космическому объекту регистрационного номера, внесение записи о его запуске в Регистр

3.7. Государственная регистрация космического объекта осуществляется путем присвоения ему регистрационного номера и внесения информации о регистрируемом космическом объекте в Регистр.

Получение Роскосмосом информации о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите

3.8. Сведения о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите по состоянию на 24 часа 00 минут (время московское) последних суток предыдущего месяца, передаются Минобороны России (Космические войска) в Роскосмос до десятого числа каждого последующего месяца по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 5 к настоящему Регламенту.

3.9. Запись о космических объектах, которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите, вносится в графу Регистра «Примечание» в течение 5 дней с момента получения сведений, упомянутых в пункте 3.8 настоящего Регламента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *