государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса

Государственно-частное партнерство

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Москвы.

На протяжении последних 4 лет Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП (рейтинг регионов ГЧП), который составляет Минэкономразвития России. Общий объем контрактов на условиях ГЧП, заключенных городом с 2013 года, составляет свыше 1 трлн рублей.

Городом поддерживаются инвестиционные инициативы любого масштаба и создаются условия для использования всех доступных форм и механизмов ГЧП.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Действие выполнено успешно

Спасибо Вам, что выполнили это действие!

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве или концессионном соглашении, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:

Нормативное регулирование

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Источник

Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами

В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.

Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.

Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора.​ ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.​

Пример употребления на «Секрете»

«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».

(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)

Нюансы

Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:

Формы ГЧП:

Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.

Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.

Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:

Цифры

Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.

В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:​

Источник

Казна подставит плечо

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Разграничить госзаказ и ГЧП

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

В принципе, эти механизмы и сейчас активно используются на практике. Однако из-за того, что в законе не прописаны необходимые понятия, в реализацию некоторых проектов с участием бюджета вмешиваются контрольно-надзорные органы.

В СЗФО громких дел, связанных с разграничением госзаказа и ГЧП, не было. Чтобы впредь защитить инвесторов от подобных рисков, требуется внести ясность в закон о концессионных соглашениях. То есть прописать, когда, в каких объемах и на каких условиях казна может компенсировать траты бизнеса.

Необходимые поправки уже готовы. В документе говорится, что размер капитального гранта не может превышать 75 процентов от общей стоимости расходов на строительство или реконструкцию объекта концессии. А срок перечисления платы концедента не должен составлять менее пяти лет. Ожидается, что законопроект отправится в Госдуму РФ в ближайшие дни.

Региональные льготы

Сейчас российский рынок ГЧП как никогда ранее нуждается в четких правилах игры. Из-за длительного нерабочего периода он в этом году серьезно просел, вернувшись к уровню 2010-го. Ограничения сказались и на действующих проектах, увеличив капитальные расходы инвесторов, и на подготовительной работе. По словам генерального директора Национального Центра ГЧП Павла Селезнева, более 390 проектных инициатив пришлось перенести, «заморозить» или вовсе отказаться от их реализации.

Помимо законодательной реформы на федеральном уровне, концессионерам необходимы льготы на уровне субъектов РФ, подчеркивают эксперты. Некоторые регионы Северо-Запада уже начали движение в этом направлении. К примеру, в Мурманской области проекты государственно-частного партнерства освободили от налога на имущество организаций. Соглашения о концессии или ГЧП, на которые распространяется преференция, должно быть заключены после 1 января 2020 года.

Возможно, в реестр резидентов ОЭЗ включат инвестора экологического технопарка «Калининград». Концессионное соглашение с ним региональное правительство заключило в конце прошлого года. Объем инвестиций оценивается в 2,8 миллиарда рублей. Многофункциональный комплекс по переработке и утилизации мусора должен заработать в 2023 году. Он будет обслуживать 11 городских округов, в которых ежегодно образуется более 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО).

Третий не лишний

По мнению Семена Мокина, в целом принятие поправок должно способствовать появлению новых концессий. Однако документ учитывает не все острые углы, с которыми столкнулся в последние годы рынок ГЧП. К примеру, весьма полезными могут оказаться трехсторонние соглашения.

Следует пояснить, что закон уже вводит субъекты РФ обязательной третьей стороной в муниципальные концессии в коммунальной сфере. Но следует предоставить концессионерам и концедентам возможность запускать трехсторонние проекты по собственному желанию вне зависимости от объекта соглашения, полагает эксперт. Третья сторона может выполнять гарантирующие функции либо участвовать в финансировании проекта. Это увеличит привлекательность вложений в небольшие либо, наоборот, в слишком крупные проекты.

Есть и ряд точечных предложений по доработке законодательства. Например, действующие правила игры не позволяют прийти к однозначному выводу о законности концессий в отношении объектов информационных технологий на муниципальном уровне.

Павел Солодкий, уполномоченный по правам предпринимателей Нижегородской области:

— Концессионное соглашений как форма взаимодействия власти и бизнеса является очень важным и в ряде стран основополагающим способом ускоренной реализации долгосрочных проектов. Для инвесторов это гарантированная окупаемость их вложений, для власти- решение социальных и других проблем, на которые у госорганов, муниципалитетов не хватает средств. Однако, закон, по которому сегодня работают, не очень стимулирует, и пока не так много концессионных соглашений. Во-первых, это связано с тем, что ряд инвесторов не верят в своевременность оплаты. Во-вторых, к сожалению, имеются случаи, когда суды признавали концессионное соглашение как госзакупку, хотя при госзакупке инвестор получает деньги сразу в полном объёме в указанные в договоре сроки, а при концессионном соглашении компания идёт на длительное получение оплаты, поэтапными траншами. В Нижегородской области по концессионному соглашению поставили, например, десятки ФОКов в разных районах, которые стали центром притяжения людей близлежащих населенных пунктов. Хочется, чтобы муниципалитеты и региональная власть более эффективно использовали этот рычаг, приглашая к партнерству предпринимателей нашего и других регионов.

Дмитрий Ворона, генеральный директор Корпорации развития Республики Крым:

Республика Крым по итогам 2019 года заняла 44 место (+21 позиция) в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнёрства. Начиная с 2015 года, когда республика впервые была отмечена в рейтинге на 77 месте, рост составил 33 позиции.

Специальных льгот для проектов ГЧП в Крыму нет, но на всей территории Республики Крым действует свободная экономическая зона с рядом льгот и преференций, в том числе по социальным взносам. Любой инвестор может ими воспользоваться, получив статус резидента СЭЗ. Сейчас в Министерстве экономического развития РФ в нестоящее время ведется работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в законодательство в сфере ГЧП. Новые поправки направлены на совершенствование конкурсных процедур, стимулирование предпроектной подготовки проекта в рамках частной инициативы, определение форм участия государства в финансировании проекта, возможность полного возмещения государством расходов частных партнеров на создание и эксплуатацию объектов.

Принятие законопроекта позволит минимизировать риски оспаривания заключаемых концессионных соглашений и соглашений ГЧП/МЧП, что повысит степень защиты интересов частных инвесторов при реализации проектов ГЧП.

Это расширенный вариант текста, сокращенный опубликован в печатной версии.

Источник

Что надо знать о государственно-частном партнерстве Версия для печати

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом привлечения инвестиций для развития экономики.

О том, что такое ГЧП и при реализации каких проектов можно предпринимателям стать партнером государства, расскажем в нашем материале.

1) построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства;

2) среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от пяти до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);

3) совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства;

4) объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства;

5) осуществление инвестиций частным партнером для реализации проекта государственно-частного партнерства.

Основными задачами ГЧП являются:

Государство оказывает предпринимателю – частному партнеру поддержку в виде:

участвует в следующих формах:

а также предоставляет компенсацию инвестиционных и операционных затрат по проекту ГЧП, вознаграждение за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности и др. в соответствии с законодательством о ГЧП.

Предприниматель со своей стороны участвует в следующих формах:

и обеспечивает качество и доступность товаров, работ и услуг в рамках заключенного договора ГЧП.

Помимо собственных средств, источниками финансирования проектов ГЧП могут быть:

Какие существуют формы и виды ГЧП

По способу осуществления ГЧП подразделяется на две основные формы:

В свою очередь, контрактное ГЧП имеет следующие виды:

В Казахстане нашло применение контрактное ГЧП.

Реализация каких проектов возможна при ГЧП

Проектами ГЧП могут выступать:

Перечень планируемых и реализуемых проектов ГЧП в Казахстане приведен в Реестре на сайте www.kzppp.kz.

Партнерство предполагает взаимовыгодное распределение между участниками обязанностей, гарантий, рисков и доходов в процессе реализации проекта.

Условия ГЧП закрепляются договором ГЧП.

Казахстанский центр ГЧП: какова его роль в создании партнерства

АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» является центром развития ГЧП.

Более подробно с деятельностью центра можно ознакомиться здесь.

Видами деятельности Центра ГЧП являются:

Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП

Утвержден перечень объектов, которые не могут быть переданы для реализации ГЧП.

К таким объектам относятся:

Какова роль НПП «Атамекен» в ГЧП

Получить консультации по поводу партнерства можно в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».

Кроме того, НПП «Атамекен» выполняет следующие функции:

1) участие в конкурсной комиссии по определению частного партнера;

2) участие в мониторинге реализации проектов государственно-частного партнерства.

Участие НПП РК «Атамекен» в мониторинге реализации проектов ГЧП осуществляется в рамках Совета по мониторингу проектов ГЧП с выработкой рекомендаций по:

Также НПП РК «Атамекен» оказывает консультации, проводит семинары по вопросам ГЧП, оказывает правовую поддержку и защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах РК.

Источник

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?

Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.

Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.

Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.

В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.

В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).

Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837

Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.

Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.

Плюсы и минусы

Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса фото. картинка государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть фото государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса. смотреть картинку государственно частное партнерство как форма взаимодействия государства и бизнеса.

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *