государственно управленческие отношения примеры
Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более, что легального определения предмета административно-правового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулирования — ст. 2 ГК РФ) нет и, видимо, не может быть в принципе.
Сфера административно-правового регулирования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.
Административно-правовые отношения как очень большая часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования общественных отношений, которые делятся на специализированные группы — административно-правовые институты.
Предметно-родовой характеристикой административно-правового регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления — исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.
Существуют четыре области общественных отношений, где действуют единые по своей предметно-родовой сущности, но различные по своей видовой характеристике разновидности организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования:
Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)
Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последствиями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены вовне, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.
Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.
Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности
Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.
Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами; информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников данного органа и т.д.
Общегосударственные контрольно-организационные отношения
Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.
Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения
Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.
Административно-юстиционная деятельность государства, осуществляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех трех рассмотренных в предыдущих параграфах организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования.
Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации- это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности государства в области общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования. Там же, где имеет место спор о праве (имущественном, личном неимущественном, трудовом и др.), хотя бы и вытекающем из административно-правовых отношений, суд рассматривает заявление-жалобу субъекта по правилам искового гражданского судопроизводства, руководствуясь нормами ГПК РФ.
Государственно-управленческие отношения (внутри аппаратные).
Вопрос №1. Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.
Принципы АП (кроме общеправовых):
1. Обеспечение публичного интереса
2. Подзаконный характер деятельности субъектов АП
4. Специализация и оперативность. В отличие от парламента, органы исп. власти в абсолютном большинстве специализированы
5. Процедурная гарантированность объективного анализа и решений управленческих дел органов исп. власти— в отличие от судебных органов, у АП по другому, процедура должна быть наиболее полно урегулирована.
Функции:
· Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
· Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
· Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.
· Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права;
· Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
Место в правовой системе:
Наиболее тесно АП взаимосвязано с КП и задача АП – обеспечить реализацию конституционных норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и организаций с ИВ. Например, право на занятие предпринимательской деятельностью конституционное, но для его осуществления нужно взаимодействие с ИВ.
С иными материальными отраслями взаимодействует опосредованно.
Для ГП возмещение вреда, причиненного незаконными действиями администрации.
С комплексными отраслями – предоставляет правовой инструментарий принятия решений в соответствующей сфере деятельности.
Не имеет основополагающего НПА. КоАП – 1/5я часть АП. Нет единого кодифицированного акта, потому что оно некодифицируемо, регулирует слишком разные вещи. Это право правоприменителей без юр. образования.
АП является фундаментальной отраслью РП, наряду с КП, ГП, ГПП. Осн. Объектом изучения АП явл. организация и функционирование и. власти в т. ч. в её взаимоотношениях с гражданами и др. невластными субъектами. АП выполняет для и. власти роль общего правового режима. Если отношения в сфере исп. власти не регламентированы иными отраслями, то это дей презумпция регламентирования и. власти нормами АП. Специфика и. власти (в т.ч. и. органы ОМС) сказывается на специфике АП:
Особенности АП:
1. АП – это отрасль и регулятивная, и охранительная.
2. АП – это и материальная, и процессуальная отрасль (права и порядок их реализации). Всё А проц. право не кодифицировано, кроме привлечения к АО.
3. Охватывает деятельность и и. власти, и суд. власти (в части разрешения споров, вытекающих из деятельности и. власти).
4. Включает законодательство РФ и субъектов.
Вопрос№2. Предмет административно правового регулирования.
Предмет административно-правового регулирования – это группа общественных отношений, которая в таком регулировании нуждается. Это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной и муниципальной администрации и административного судопроизводства. (Бахрах). Для определения предмета недостаточно только наличия органа ИВ, нужно понимать еще и его место, с помощью каких механизмов он действует.
Нужно разбить предмет АП на группы отношений. Всего их 5.
Государственно-управленческие отношения (внутри аппаратные).
Особенность: возникают внутри системы публичной администрации;
Связаны с организационной подчиненностью (более жесткая) или подведомственностью (существуют определенные полномочия) или с вертикально-властной координацией (нет подчинения);
Цель этих отношений: обеспечение надлежащего функционирования государственного аппарата; отношения регулируются практически на 100% подзаконными нормативными актами, которые государственная администрация создает сама для себя; не все отношения обеспечиваются судебной защитой.
Виды:
1. Структурно-компетенционные отношения – отношения, связанные с формированием органов ИВ, наделением, распределением, лишением их каких-то полномочий;
2. внутри аппаратные, делопроизводственные отношения – отношения, регулирующие порядок взаимодействия государственных служащих и структурных подразделений между собой для исполнения какой-то государственной функции;
3. государственно-служебные отношения— отношения, связанные с поступлением на государственную службу, прохождением, увольнением;
4. отношения по управлению публичной собственностью (за исключением отношений, урегулированных гражданским, бюджетным и налоговым правом), складываются между государственными органами и подведомственными им предприятиями и учреждениями;
5. межведомственные координационные отношения возникают между 2 или более не соподчиненными органами по поводу их совместной исполнительной деятельности.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 440 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Примеры государственных управленческих решений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность государственных управленческих решений, их классификация
Государственные управленческие решения – это политико-правовые акты, которые в логической последовательности отражают воздействие органов государственного управления и их должностных лиц на социально-общественную систему, и необходимы для обеспечения достижения целей, отвечающих интересам и потребностям современного общества.
Государственные управленческие решения в официальной форме выражают властную волю государства, которая за счет закрепления в определенных государственных нормативно-правовых актах выступает гарантом воздействия властей на социальную действительность.
Государственные управленческие решения принимаются в закрепленном в законодательстве порядке уполномоченными должностными лицами и государственными органами управления.
Государственные управленческие решения содержит определенные цели, задачи, программу действий, которые имеют обязательный для исполнения характер. Государственные управленческие решения подкрепляются определенной совокупностью средств, способов, материально-технического обеспечения их исполнения.
Цель государственных управленческих решений состоит в мобилизации, организации и ориентации граждан на практическое преобразование социальной действительности согласно официально закрепленным политическим программам и проектам.
Наиболее важной особенностью государственных управленческих решений является их роль в качестве источника права, который порождает это право, закрепляет его в различных правовых формах. Государственные управленческие решения являются источником права не только в соответствии с формой документального закрепления, но и соответствии с собственной социальной сущностью. Государственные управленческие решения принимаются не как факт выражения единоличной воли, а как результат работы различных органов государственного управления и должностных лиц.
Готовые работы на аналогичную тему
Совокупность государственных управленческих решений образует собой сложную систему, предусматривающую вертикальную и горизонтальную их взаимосвязь.
Государственные управленческие решения классифицируются по нескольким признакам.
Согласно такому критерию как юридическая иерархия государственные управленческие решения делятся на три вида:
Согласно такому критерию как решаемые задачи государственные управленческие решения делятся на два вида:
Государственные программы как примеры государственных управленческих решений
Одной из форм воплощений государственных управленческих решений являются государственные программы.
Государственные программы – это совокупность государственных управленческих решений, направленных на развитие определенной сферы человеческой жизнедеятельности.
Например, в настоящее время действует государственная программа «Развитие здравоохранения», которая принята в 2017 году. Ответственным органом за реализацию данной программы выступает Министерство здравоохранения России. В реализации программы участвуют также Министерство сельского хозяйства, энергетики и финансов, иностранных дел, федеральные службы.
Данная программа преследует следующие цели:
Еще одним примером государственного управленческого решения является государственная программа «Доступная среда», которая была принята в 2019 году. Органом государственного управления, ответственным за реализацию данной программы, является Министерство труда и социальной защиты России. Также в реализации программы участвуют Министерство просвещения, сельского хозяйства, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, промышленности и торговли.
Цель программы состоит в формировании экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих интеграцию инвалидов в российское общество и повышение уровня их жизни.
В результате реализации программы государство планирует достичь:
Еще одним примером государственного управленческого решения является государственная программа «Содействие занятости населения», которая принята в марте 2019 года.
Ответственность за реализацию данной программы возложена на Министерство труда и социальной защиты России. Также к реализации программы привлечены Министерство финансов, иностранных дел, Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования.
Данная программа направлена на создание экономических, правовых и институциональных условий, которые способствуют развитию рынка труда в эффективном плане.
Реализация программы нацелена на достижение следующих результатов:
В качестве индикаторов исполнения данного государственного решения выступает такие показатели как уровень безработицы, отношение числа зарегистрированных безработных граждан к общей численности безработных и так далее.
2.4. Понятие, сущность и назначение института государственного управления и управленческих отношений
Свое историческое начало институт государственного управления и управленческих отношений заимствовал из материальных отношений, возникших в сфере трудовой деятельности.
Единого понимания природы и форм государственных управленческих отношений в общественной науке, включая юриспруденцию, нет. Это обусловлено многообразием функций государственного управления. В действующем законодательстве общего понятия «государственно-управленческие отношения», так же нет, потому разные авторы учебников по административному праву и монографической литературы, определяют понятие, сущность и назначение институтов государственного управления и управленческих отношений в зависимости от своего мировоззрения. Одни ученые придерживаются мнения о том, что эти отношения являются базисными, другие полагают, что они – надстроечные. Однако, данные субъективные мнения не коим образом не влияют на существо рассматриваемых общественных отношений и не вносят в общественную науку каких-либо полезных знаний. Важно знать, что управленческие отношения составляют фундаментальную основу всей государственной деятельности и неразрывно взаимосвязаны со всеми иными общественными отношениями в социальной среде общества, без этих отношений государство, как социально обусловленная общность людей, вообще существовать не может. Безусловным является тот факт, что никакие государственные управленческие отношения не мыслимы без реализации государством его функций, ибо субъекты этой деятельности находятся в постоянных взаимоотношениях как внутри самих управленческих структур, так и с населением. Для реализации всех своих функций государство всегда создавало и создает свои специальные правовые институты – органы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями. В современный период, такими институтами государства являются государственные службы. В зависимости от исторических особенностей развития государства, эти службы могут иметь различное наименование, но при этом, осуществлять сходные виды деятельности, не теряя своего институционального значения. В современном российском государстве существует три основных института государственного управления: государственная гражданская служба, государственная правоохранительная служба и государственная военная служба. Все эти институты управления разделены по особому характеру осуществляемых ими функциональных полномочий. Именно на государственные службы и их персонал государство возлагает основные обязанности по регулированию общественных отношений, управлению делами государства в социально-экономической, социально-политической, социально-культурной и иных сферах деятельности. Указанные институты призваны реализовать внутреннюю и внешнюю политику государства, а потому вступают в многообразные управленческие отношения и связи.
Началом возникновения государственных управленческих отношений является постановка государством в законах и подзаконных правовых актах конкретных целей и задач, которые обязаны обеспечивать указанные институты. Для обеспечения поставленных перед ними целей и задач они наделены государством специальными полномочиями – административно-правовым статусом. Постановка целей и задач государственного управления зависит от конкретного направления и вида деятельности, присущей тому или иному государственному институту управления. Результат управленческих отношений, как правило, выражается в принятии управленческих решений, большинство из которых обличено в письменную форму. Решения институтов управления являются обязательным для тех лиц, кому они адресованы, за неисполнение управленческого решения, должностным лицам институтов государственного управления государством предоставлено право наложения административных санкций – административных наказаний. Для того, чтобы со стороны должностных лиц институтов государственного управления не допускался административный произвол и для снижения среди них уровня должностных преступлений, связанных с получением взяток, государство устанавливает минимум правовых санкций, которые могут применять эти должностные лица. При этом, большинство видов административных наказаний, за административные правонарушения в сфере государственного управления, государство передает органам правосудия.
Как уже было отмечено, началом государственных управленческих отношений является нормативно-правовое закрепление за институтами государственного управления специальных, свойственных им целей и задач, которые они должны решать в процессе своей повседневной деятельности. При достижении поставленных целей и повседневном решение стоящих перед персоналом институтов государственного управления задач, возникают многообразные управленческие общественные отношения. В учебнике административного права под редакцией Ю. М. Козлова виды административно-правовых отношений разделены на две самостоятельные группы.
Первую группу представляют отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений соответствующий субъект исполнительной власти осуществляет непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение управляемых участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.
Вторую группу представляют отношения, которые складываются за рамками непосредственного управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому – основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т. п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».
Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной и учебной литературе по административному праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения положен юридический характер взаимодействия их участников.[35]
В других правовых источниках эти отношения классифицируют более широко по таким основаниям как:
Зависимость от целей административно-правового регулирования:
В зависимость от иерархической структуры:
Зависимость от характера юридических факторов: