государственное и муниципальное управление учебное пособие читать

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Государственное и муниципальное управление

НАСТРОЙКИ.

государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. государственное и муниципальное управление учебное пособие читать фото. картинка государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть фото государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть картинку государственное и муниципальное управление учебное пособие читать.

государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. государственное и муниципальное управление учебное пособие читать фото. картинка государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть фото государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть картинку государственное и муниципальное управление учебное пособие читать.

государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. государственное и муниципальное управление учебное пособие читать фото. картинка государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть фото государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть картинку государственное и муниципальное управление учебное пособие читать.

государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. государственное и муниципальное управление учебное пособие читать фото. картинка государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть фото государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть картинку государственное и муниципальное управление учебное пособие читать.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. государственное и муниципальное управление учебное пособие читать фото. картинка государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть фото государственное и муниципальное управление учебное пособие читать. смотреть картинку государственное и муниципальное управление учебное пособие читать.

Государственное и муниципальное управление

1. Понятие государственного управления

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Социальное управление– это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общественное управлениеосуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально—правового регулирования, дополняемого государственным административно—правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управлениевыступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Государственное управлениекак форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

2. Сущность государственного управления

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм. Для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности являетсязаконодательная. Точно также для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно—распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и др.

Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно—розыскную деятельность и др.

Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности.

Предназначение государственного управлениясостоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

Второй признак государственного управления– его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.

Третьим признакомгосударственного управления является исполнительно— распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

3. Методы государственного управления

Государственное управление – совокупность предприятии, проводимых с целью руководства и контроля объектов.

При изучении государственного управления используются различныеобщенаучные и специальныеметоды. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.

Применяютсялогический метод(с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации(он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод(позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы(в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования(например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти) , экстраполяции(распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования(искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента(практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При изучении государственного управления широко используютсяисторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно—социологические методы и приемы(анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально— качественные методы исследования(например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые(изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно—правовые(например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Методы обладают конкретными характеристиками:

Источник

Читать онлайн «Государственное и муниципальное управление»

Автор И. А. Василенко

Государственное и муниципальное управление

1. Понятие государственного управления

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Социальное управление– это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общественное управлениеосуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально—правового регулирования, дополняемого государственным административно—правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управлениевыступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Государственное управлениекак форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права.

Источник

Система государственного и муниципального управления

Систематизируется теоретико-методологический задел в сфере государственного и муниципального управления, излагаются основные аспекты государственного регулирования, методы и инструменты управления социально-экономическими системами в современных условиях.

Для студентов специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление», магистров, аспирантов, а – также практикующих менеджеров и юристов, интересующихся – проблемами государственного и муниципального управления.

1. Теоретические основы государственного управления 1

2. Роль власти в государственном управлении 7

3. Сущность государственного регулирования экономики 11

4. Бюджетная политика государства 15

5. Налоговая система государства 22

6. Денежно-кредитная политика 26

7. Общегосударственное прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития 32

8. Государственное регулирование рынка труда 36

9. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 40

10. Макроэкономическое регулирование и система национальных счетов 46

11. Внешнеэкономическая политика 54

12. Антимонопольное регулирование 56

13. Сущность муниципального управления 59

Словарь терминов 64

Екатерина Харченко, Юлия Вертакова
Система государственного и муниципального управления

Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям

Рецензенты:

В.Г. Садков, заведующий кафедрой «Государственное управление и финансы» Орловского государственного технического университета, д-р экон. наук, проф.,

Б.И. Герасимов, директор института экономики Тамбовского государственного технического университета, д-р экон. наук, проф.

Предисловие

В условиях реформирования российской экономики первостепенное значение уделяется различным аспектам государственного и муниципального управления. Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в современных условиях, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций. Рассмотрение практики государственного и муниципального управления как целостной системы позволяет получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им политики.

Государственное и муниципальное управление – это наука, изучающая субъекты, объекты, механизмы, принципы и методологию государственного управления экономическим и социальным развитием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для достижения тактических и стратегических целей государства.

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» является одной из основных специальных дисциплин, позволяет дать будущему специалисту высокий уровень теоретических знаний в области управления, необходимый в дальнейшем для успешного применения на практике.

Дисциплина, содержание которой раскрывается в этом пособии, является одной из важнейших и обязательных дисциплин учебного плана подготовки бакалавров и специалистов в области менеджмента.

В учебном пособии рассматривается процесс становления и развития теории и практики государственного регулирования социально-экономических процессов, раскрывается механизм его реализации в России, систематизируются теоретические и методологические аспекты государственного и муниципального управления, рассматривается инструментарий прогнозирования, планирования и моделирования.

Учебное пособие включает в себя контрольные вопросы и тесты, что позволит студентам закрепить полученные знания в области государственного и муниципального управления.

Ознакомившись с материалом пособия, студенты получат систематизированные, целостные знания, призванные сформировать у них устойчивое понимание государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами.

При подготовке пособия использовалась современная научная и учебно-методическая литература по рассматриваемым вопросам. Учебное пособие подготовлено по материалам исследований Л. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, А.Г. Гранберга, А. Данилова, В. Кушлина, Ю. Петрова, Б. Плышевского, И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского, Дж. Ю. Стиглица, Е.В. Ясина и других ученых. В нем обобщены достижения зарубежной и отечественной науки в области управления. Сочетание научных результатов и учебно-методического опыта позволило создать пособие, структурно и содержательно отличающееся от работ, опубликованных отдельными авторами и авторскими коллективами ранее.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление», а также может быть полезно тем, кто желает овладеть методикой управления социально-экономическими системами федерального, регионального и муниципального уровня, вследствие универсальности применяемых методологических подходов.

1. Теоретические основы государственного управления

1.1. Современные представления о государстве

Несмотря на то что о государстве написано множество книг и статей, в современной политической мысли отмечается повышенный интерес к проблеме характеристики государства как категории. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира. Наблюдается активизация всех функций государства: политической, экономической, социальной и культурологической; возрастает его влияние на процессы современной модернизации общества. Всеобщая известность понятия «государство», превращение этого понятия в элемент обыденного политического сознания вовсе не означает, что научное знание о государстве стало исчерпывающим, по крайней мере для современного исторического этапа. Известное еще не есть познанное.

Современные представления о государстве не менее противоречивы, чем те, которые существовали в начале века. Из-за сложности и запутанности вопроса то, о чем спорили политики и теоретики в прошлом: о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом, – остается предметом научных (да и политических) дискуссий и поныне.

Всякое государство есть соединение трех начал, важнейших элементов жизнедеятельности – народа, публичной власти и территории. Это объединяет все государства и составляет его содержательную характеристику. Отсюда вполне закономерно, что многие ученые понимают под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Только необходимо помнить, что не каждое государство в своей политике всегда воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, наций и т. п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет четкую внутреннюю организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Будучи универсальной всеобщей формой организации общества, государство выступает в качестве субъекта и объекта самоуправления и управления.

Государство характеризуется следующими признаками, отличающими его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) системой налогов и займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

Источник

Государственное и муниципальное управление учебное пособие читать

Система государственного управления

Рекомендовано Методическим советом Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и государственного строительства ФГОУ ВПО «ПАТС им. Столыпина» С. Н. Братановский

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных наук Саратовского института повышения квалификации работников образования И. Н. Ялынычев

доктор педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы, профессор Н. В. Киселев

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти.

В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность приобретают проблемы разработки технологий изучения ее как определенной социальной реальности, требуется дальнейшее концептуальное осмысление стратегии развития. При этом особое внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении открытости, умении вести конструктивный диалог чиновников с обществом, что во многом позволит разрушить стену взаимного отчуждения власти от граждан.

Серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации связано с развитием идей социального партнерства, «нового государственного менеджмента», новой культуры государственной службы. На современном этапе перед государством стоит серьезная задача создания такой системы государственного управления, которая будет неотъемлемым элементом механизма социально-политической защиты общества от различных социальных патологий.

Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы неразрывно связано с повышением транспарентности органов власти, которая должна рассматриваться как необходимый фактор повышения их социальной эффективности и способности к необходимым изменениям. Реформирование государственного управления связано со всесторонним рассмотрением сложного и противоречивого процесса трансформации социально-экономических отношений, анализом теоретико-методологических основ, выявлением доминирующих тенденций и перспектив развития современного российского общества.

В этой связи государству необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Применение в управленческой практике современных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления.

Настоящее учебное пособие посвящено изучению актуальных проблем, связанных с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, разработкой и реализацией государственной политики, а также основным направлениям реформирования административной сферы.

В процессе изучения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» студенты должны освоить механизм функционирования государственной власти, уметь разбираться в структуре органов государственной власти и местного самоуправления, знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного управления

1.1. Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Государственно-политическое управление — деятельность институтов политической власти трех уровней:

3) местного самоуправления.

Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.

Государственно-административное управление — вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц. Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.

Государственный менеджмент. В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *