государственные институты по защите прав человека
Национальные институты по содействию и защите прав человека в федеративных государствах
Чуксина Валентина Валерьевна, доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук (г. Иркутск).
Рассмотрены проблемы и специфика учреждения национальных/субнациональных институтов по содействию и защите прав человека в федеративных государствах. Показано, что конституционно-правовое закрепление прав человека и разграничение компетенций в различных федерациях детерминируют особенности их создания и функционирования.
Ключевые слова: права человека, национальный/субнациональный институт по содействию и защите прав человека, федеративное государство.
National institutes on promotion and protection of human rights in federative states
Chuksina Valentina Valer’evna, assistant professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law of Baikal State University of Economy and Law, candidate of juridical sciences (Irkutsk).
The problems and the specifics of establishment of national/subnational institutions for the promotion and protection of human rights in the federal states are reviewed. It is shown that the constitutional-legal consolidation of human rights and the distribution of competencies in the various federations determines the features of their establishment and functioning.
Key words: human rights, national/subnational institution for the promotion and protection of human rights, federal state.
В настоящее время в большинстве федеративных государств мира учреждены НПИ (разных типов) на федеральном уровне и/или на локальном (региональном, муниципальном) уровне. Так, в Австралии, Германии, Канаде, Мексике, Индии, России, Боливии, Венесуэле, Аргентине федеральные НПИ полностью соответствуют ПП. При этом следует отметить, что проблемы учреждения, кооперации и координации действий НПИ (общенациональных и субнациональных) в федеративных государствах, относящихся к системам романо-германского и англо-саксонского (общего) права, имеют свои особенности. Функционирование федеральных систем, для которых характерно отсутствие единства и иерархии норм, приводит к ряду практических трудностей, связанных с созданием НПИ и осуществлением международных обязательств в области прав человека и на федеральном, и на региональном уровнях. При этом можно проследить связь между процессом учреждения и определением сферы компетенций НПИ и доктринальными, конституционно-правовыми и культурно-историческими факторами развития федераций.
Australian Human Rights Commission. URL: www.humanrights.gov.au.
Australian Human Rights Commission Act 1986, as amendments up to Act No. 136 of 2012. URL: http://www.comlaw.gov.au/Details/C2012C00585.
Интересный пример НПИ можно найти в Австрии. Как исторически, так и по Федеральной конституции Австрии (даже с учетом разграничения компетенций между федерацией и землями на четыре сферы) решающая роль в правовом регулировании принадлежит федерации. Создание Управления омбудсмена Австрии может служить одним из примеров проявлений австрийского федерализма.
Centre for Equal Opportunities and Fight against Racism. URL: http://www.diversiteit.be.
Swiss Center Of Expertise In Human Rights. URL: http://www.skmr.ch/en/home.html.
Преобразованной в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека; региональные комиссии были упразднены и/или заменены институтом уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
Например, у Уполномоченного по правам человека в Иркутской области нет собственной приемной, секретаря, помощника. Во многих регионах не отработан механизм реагирования властей на рекомендации уполномоченных.
Таким образом, анализ практики учреждения НПИ в федеративных государствах показывает, что при общих характеристиках федерализма как правового и общественно-политического института его специфические проявления в разных странах, признание де-юре и де-факто универсальности и неделимости прав человека детерминируют особенности учреждения, эффективность функционирования и вопросы координации действий НПИ на национальном и/или на субнациональном уровнях. Тем не менее международные обязательства государств в области прав человека укрепляют тенденцию к созданию национальных и субнациональных НПИ, соответствующих ПП. Это связано с тем, что, с одной стороны, НПИ на федеральном уровне может выступать тем институтом, который, выполняя правозащитную и консультативно-координирующую функцию, содействует формированию единого подхода к пониманию и защите прав человека в масштабах страны, коррелирующего с международными нормами по правам человека. С другой стороны, федеративное устройство, предоставляя конституционные возможности в плане автономности выбора типа и полномочий НПИ на субнациональном уровне, позволяет отразить и учесть специфику каждого субъекта Федерации. Резюмируя, можно сказать, что в условиях глобализации прав человека создание действительно эффективных НПИ акцентирует необходимость законодательной и правоприменительной коррекции взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами в сфере прав человека.
Российские институты, занимающиеся защитой прав человека
I. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
Телефон: (495) 606-41-84
Факс: (495) 606-48-55
E-mail: president-sovet@mail.ru; fedotov_MA@gov.ru
Адрес: 103132, Россия, г.Москва, Старая площадь, д. 4
Адрес в Интернете: http://www.president-sovet.ru/
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
II. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Телефон: (495) 607-19-22, (495) 607-39-69
Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Адрес в Интернете: http://old.ombudsmanrf.org/
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
• рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
• анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
• развитие международного сотрудничества в области прав человека;
• правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
• подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
• выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
• направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
• обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
• обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
• принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
• анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
• информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
• направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
III. Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права
Телефон: (499) 244-16-06
Адрес: 119200 Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34
Электронный адрес: ministry@mid.ru
Адрес в Интернете: www.mid.ru
Должность Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права была создана в апреле 2011 г.
К должностным функциям относится, в частности, подготовка ежегодных обзорных аналитических докладов о ситуации в иностранных государствах в сфере прав человека, демократии и верховенства права, сбор информации о фактах и случаях нарушения иностранными государствами их международно-правовых обязательств в сфере прав человека. Важной задачей видится публичное реагирование, в том числе с использованием информационных ресурсов дипведомства, на факты и случаи таких нарушений, включая нарушения прав и законных интересов российских граждан и юридических лиц.
Занимает должность Уполномоченного по вопросам прав человека, демократии и верховенства права посол по особым поручениям К.К.Долгов.
Глава 32 ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
Общая характеристика. Принципы действия
Права человека — одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, — результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием демократичности современного общества.
В современном понимании права человека — это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т. е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.
Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав человека. Например, в Конституции РФ зафиксировано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17); «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).
Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека (1948) и два международных пакта — О гражданских и политических правах (1966) и Об экономических, социальных и культурных правах (1966). Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.
Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней).
Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия; государственной защиты прав и свобод.
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой — сам человек не может отказаться от этих прав. Такой отказ является юридически недействительным.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.
Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело, применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если:
а) придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет соответствующих указаний в тексте самой Конституции РФ;
в) придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей;
г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов противоречит Конституции РФ, а федеральный закон по этому поводу отсутствует.
Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.
Запрещение всех видов и форм дискриминации, т. е. установление таких различий, которые ставят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другой, распространяется не только на собственных граждан государства, но и на другие категории людей, в частности на иностранцев, лиц без гражданства.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не только внутригосударственными актами, но и международными документами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.
Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:- адвокатура является профессиональным
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их
§ 1.5. Соотношение прав человека и прав гражданина
§ 4. Европейский суд по правам человека о защите по назначению в России
§ 4. Европейский суд по правам человека о защите по назначению в России На конец 2010 года ЕСПЧ вынес более 10 постановлений в отношении России, в которых рассматривались различные вопросы, связанные с бесплатной юридической помощью по уголовным делам. Причем количество
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы,
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)1. Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
Глава 23. Несудебные формы защиты гражданских прав и законных интересов. Нотариальное производство Каковы основы деятельности нотариата в России?
Глава 23. Несудебные формы защиты гражданских прав и законных интересов. Нотариальное производство Каковы основы деятельности нотариата в России? Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и другими законами защиту прав и
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина СТАТЬЯ 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и
Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии
Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в
1.3. Институт защиты прав потребителей в российском и зарубежном законодательстве. Европейские стандарты обеспечения прав потребителей
1.3. Институт защиты прав потребителей в российском и зарубежном законодательстве. Европейские стандарты обеспечения прав потребителей Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей, другими
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и
Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 26. Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя
СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА СТАТЬЯ 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его
103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ
103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как
Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека
I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)
The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands
К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ
The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland
II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)
Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France
Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.
Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.
III. Организация Объединенных Наций (ООН)
Верховный комиссар ООН по правам человека
Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют «дальнейшее движение» сообщения.
В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной «Процедурой 1503».
Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.
Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France
Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Нарушение должно носить индивидуальный характер и касаться одного лица или группы лиц (например, нескольких десятков учащихся одной школы), поскольку рассмотрение случаев массового и систематического нарушения прав человека не входит в компетенцию ЮНЕСКО и ее структур.
IV. Совет государств Балтийского моря (СГБМ)
Тhe СВSS Secretariat Stromsborg, Р.О. Вох 2010, 10311 Stockholm, Sweden
Сообщения о нарушении прав человека могут исходить от лица или
группы лиц, проживающих в государстве-члене СГБМ. Рассматриваются жалобы о нарушении конвенций ООН и Совета Европы по правам человека и других международно-правовых документов в этой сфере.