государственный акт на право пользования землей ссср
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. постановление ВС РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103/1-1 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР»
В настоящее время право собственности и другие вещные права на землю регулируются Гражданским Кодексом РФ
Раздел ХI
Государственный земельный кадастр
Статья 110. Содержание и назначение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.
Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.
Статья 111. Порядок ведения государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах по единой для всей республики системе за счет средств республиканского бюджета.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров РСФСР.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 марта 1975 г. N 199
О ВЫДАЧЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОВ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить единую для Союза ССР форму государственного акта на право пользования землей (прилагается).
Установить, что государственный акт на право пользования землей составляется на языке союзной (автономной) республики с подстрочным русским текстом.
2. Государственные акты на право пользования землей выдаются землепользователям исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов.
Государственный акт на право пользования землей составляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдается землепользователю, а второй экземпляр хранится в райисполкоме (горисполкоме).
3. Советам Министров союзных республик:
обеспечить руководство работами по осуществлению выдачи государственных актов на право пользования землей;
организовать, где это необходимо, ко времени выдачи государственных актов на право пользования землей выполнение работ по уточнению размеров землепользований, закреплению долговременными межевыми знаками границ землепользований, а также проверку использования всеми землепользователями предоставленных им земель по прямому назначению;
обеспечить в каждом районе ведение районной карты землепользований.
4. Контроль за выполнением работ по выдаче государственных актов на право пользования землей возложить на Министерство сельского хозяйства СССР.
5. В связи с настоящим Постановлением признать утратившим силу Постановление Совнаркома СССР от 7 июля 1935 г. N 1385 «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей» (СЗ СССР, 1935, N 34, ст. 300).
Государственный акт на право пользования землей ссср
И Н С Т Р У К Ц И Я
9 марта 1992 г.
О порядке выдачи (замены) государственных актов
на право собственности на землю, пожизненного
наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей
Порядок оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю утвержден Председателем Роскомзема от 15.02.94 (в Минюсте РФ не зарегистрирован)
Настоящая Инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.
При подготовке Инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С.Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н.Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В.Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П.Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н.Голубев).
Инструкция одобрена Научно-техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.
Инструкция вводится в действие взамен «Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей», утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 г.
I. Общие положения
1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей* выдается:
*В дальнейшем именуется «государственный акт».
1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.
1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:
изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);
укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;
внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;
внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;
переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.
1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.
При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.
1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:
один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);
на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.
1.8 К государственному акту в качестве приложения выдаются:
список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);
список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.
1.9. Государственный акт составляется на государственном (национальном) языке, принятом в данной республике в составе Российской Федерации, автономном образовании с подстрочным русским текстом.
1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.
1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ,связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.
Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.
II. Порядок составления государственных актов
2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово-картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователях, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.
2.2. При выдаче государственного акта о порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.
В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.
2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.
Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.
2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.
Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.
При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.
2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:
наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;
основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);
общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;
цель предоставления земель;
правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);
особые условия использования земель на предоставленном участке.
Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом, чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ земельных участков.
__________________
* В дальнейшем именуется «чертеж границ».
2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.
2.9. На чертеже границ показываются:
поворотные точки границ земельного участка, в т.ч. закрепленные в натуре межевыми знаками;
линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы, другие урочища), элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся границами земельного участка;
границы и номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса, населенных пунктов, расположенных в границах земель, предоставляемых по государственному акту (земли постороннего пользования);
границы и номера участков (зон) с особым режимом использования земель;
номера поворотных точек, меры линий и румбы внешних границ.
В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.
На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.
Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках, принятых в землеустройстве.
2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.
2.11. При заполнении 3-й страницы государственного акта указывается наименование Совета народных депутатов или органа местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.
При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в «Экспликации земель. » проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.
На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.
2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице «Земли других собственников, владельцев,пользователей и т.д.» записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. Земли запаса и земли, переданные в ведении сельских (поселковых) Советов народных депутатов, показываются в этой таблице как земли постороннего пользования. В этом случае в таблице приводятся название местного Совета народных депутатов, общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков земель запаса, находящихся в его ведении.
2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.
Приложение N 1 «Список собственников. » составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина-собственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого (сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, в гектарах).
В приложении N 2 «Список земельных участков с особым режимом использования» указывается номер участка на чертеже границ, наименование территории с особым режимом использования земель, общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на участке, установленный режим использования земель. В графе «Установленный режим использования земель» приводится нормативный документ, которым установлен режим на данной территории.
Указанное приложение подписывается председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и природопользованию.
2.14. При заполнении таблиц государственного акта и приложений к нему, при наличии чересполосных участков данные заполняются в разрезе каждого чересполосного участка и в целом по землевладению (землепользованию).
2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту, чертеж границ подписываются председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:
а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;
б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;
в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;
г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;
д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование, и экспликации;
е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;
ж) акт установления (восстановления) границ;
Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик»
С изменениями и дополнениями от:
14 сентября 1977 г.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик
С изменениями и дополнениями от:
14 сентября 1977 г.
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование.
Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа.
Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования.
С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение.
Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней.
Раздел I Общие положения
Задачами советского земельного законодательства являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений.
Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами земельного законодательства Союза ССР, земельными кодексами и иными актами земельного законодательства союзных республик.
Горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Союза ССР и союзных республик.
В соответствии с Конституцией СССР земля в Союзе Советских Социалистических Республик является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются.
Вся земля в СССР составляет единый государственный земельный фонд, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из:
1) земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей;
2) земель населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
3) земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земель государственного лесного фонда;
5) земель государственного водного фонда;
6) земель государственного запаса.
Порядок отнесения земель к указанным категориям и перевода земель из одной категории в другую определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений
Ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежат:
1) распоряжение единым государственным земельным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;
2) установление основных положений землепользования и землеустройства;
3) установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства;
4) установление планов общесоюзных мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв;
5) установление государственного контроля за использованием земель;
6) установление единой для Союза ССР системы государственного учета земель, государственной регистрации землепользований и порядка ведения земельного кадастра;
7) установление порядка составления ежегодного земельного баланса СССР.
Статья 6. Компетенция союзных республик в области регулирования земельных отношений
Ведению союзной республики в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом и установление перспективных планов его использования, установление порядка пользования землей и организации землеустройства, установление планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией и повышению плодородия почв, а также регулирование земельных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Земля в СССР предоставляется в пользование:
колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям;
промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным, государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям;
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.
Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование.
Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.
Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, то есть навечно.
Законодательство союзных республик по отдельным видам пользования землей может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования, но не свыше 25 лет.
Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ.
Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.
Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т.п.
Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.
Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.
Порядок оформления временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных республик.
Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.
В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке:
возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений;
пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями;
использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.
Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению.
Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.
Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается.
Землепользователи обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать на своем участке действий, нарушающих интересы соседних землепользователей.
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий.
Колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения в установленных законом случаях могут предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.
Порядок и условия вторичного землепользования определяются статьями 25, 27, 28, 41, 42 и 43 настоящих Основ, а также другим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.
Мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эрозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшение земель, предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства и осуществляются соответствующими министерствами, ведомствами и землепользователями.
Специальной охране подлежат сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли. Колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения, пользующиеся землями сельскохозяйственного назначения, обязаны охранять, восстанавливать и повышать плодородие почв.
Промышленные и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.
Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть установлены меры материального поощрения землепользователей, стимулирующие осуществление мероприятий по охране земель, повышению плодородия почв и вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель.
Право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях:
1) минования надобности в земельном участке;
2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) ликвидации предприятия, организации или учреждения;
4) возникновения необходимости изъятия земельного участка для других государственных или общественных нужд;
5) неосвоения в течение двух лет подряд предоставленного земельного участка.
Право землепользования может быть также прекращено в случае использования земельного участка не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен.
Земельными кодексами союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права землепользования предприятий, организаций и учреждений.
Право граждан на пользование предоставленным земельным участком подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях:
1) добровольного отказа от пользования земельным участком;
2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) переселения в другое постоянное место жительства всех членов двора или семьи;
4) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и союзных республик;
5) смерти всех членов двора или семьи;
6) возникновения необходимости изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд.
Право пользования земельным участком может быть прекращено в случаях совершения гражданином действий, предусмотренных статьей 50 настоящих Основ, а также при неиспользовании в течение двух лет подряд земельного участка или использовании его не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен.
Земельными кодексами союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права землепользования граждан.
Статья 16. Порядок изъятия земель для государственных или общественных нужд
Изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, из земель, имеющих культурное либо научное значение, допускается лишь в случаях особой необходимости.
Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров союзной республики.
Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд, обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, место расположения объекта и примерные размеры намечаемой к изъятию площади.
Статья 17. Порядок использования земельных участков для изыскательских работ
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех землях в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик, без изъятия земельных участков у землепользователей. Сроки начала и место указанных работ согласовываются с землепользователями, а при недостижении соглашения определяются исполнительными комитетами районных или городских Советов депутатов трудящихся.
Статья 18. Возмещение землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков
Убытки, причиненные землепользователям изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд либо временным занятием земельных участков, подлежат возмещению.
Возмещение убытков производится предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся земельные участки, в соответствии с положением, утверждаемым Советом Министров СССР.
Предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и иных несельскохозяйственных нужд земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, возмещают потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков (помимо возмещения убытков землепользователям согласно статье 18 настоящих Основ).
Размеры и порядок определения подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного производства, а также порядок использования соответствующих средств устанавливаются Советом Министров СССР.
Государственный контроль за использованием всех земель имеет своей задачей обеспечить соблюдение министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства, порядка пользования землей, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства в целях рационального использования и охраны земель.
Государственный контроль за использованием всех земель осуществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Раздел II Земли сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения используются социалистическими сельскохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с планами развития сельского хозяйства в целях удовлетворения возрастающих потребностей народного хозяйства в сельскохозяйственной продукции.
Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни, ценных многолетних плодовых насаждений и виноградников, а также иных высокопродуктивных угодий, в том числе и перевод их в менее продуктивные угодья, не допускается, за исключением случаев особой необходимости, предусматриваемых законодательством союзных республик.
Информация об изменениях:
Указом Президиума ВС СССР от 14 сентября 1977 г. в статью 22 настоящих Основ законодательства внесены изменения
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются в бессрочное пользование:
Предприятиям, организациям и учреждениям могут предоставляться земельные участки для коллективного садоводства и огородничества в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
Кроме земель, предоставленных в бессрочное пользование, указанных в настоящей статье, землепользователям могут предоставляться земли и во временное пользование.
Изменение границ и размеров землепользовании колхозов, совхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также научно-исследовательских, учебно-опытных и иных сельскохозяйственных учреждений при укрупнении и разукрупнении хозяйств, перераспределений земель между землепользователями может производиться на основании научно обоснованных проектов землеустройства, утвержденных в установленном порядке.
Колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения, пользующиеся землями сельскохозяйственного назначения, на основе достижений науки и передового опыта, с учетом местных условий, обязаны:
1) предусматривать в планах организационно-хозяйственного устройства и производственно-финансовых планах конкретные мероприятия по повышению плодородия почв и рациональному использованию земель;
2) внедрять в соответствии с зональными условиями и специализацией хозяйства наиболее эффективные системы земледелия, экономически выгодное сочетание отраслей хозяйства, вводить и осваивать севообороты, вовлекать в сельскохозяйственное производство неиспользуемые земли;
3) развивать орошение, осушение и обводнение земель, улучшать луга и пастбища, производить известкование и гипсование почв;
4) принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засоления земель, осуществлять посадку полезащитных насаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязнения почв;
5) очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.
Земли, предоставленные колхозу по государственному акту на бессрочного (вечное) пользование, состоят из земель общественного пользования и приусадебных земель. Приусадебные земли отграничиваются в натуре от земель общественного пользования.
Внутрихозяйственное использование земель, закрепленных за колхозами, осуществляется на основе устава колхоза в соответствии с настоящими Основами, а также другим законодательством Союза ССР и союзных республик.
Каждый колхозный двор имеет право на приусадебный земельный участок, предоставляемый в порядке и в пределах норм, предусмотренных уставом колхоза.
Право на предоставленный приусадебный участок сохраняется за колхозными дворами, в которых единственный трудоспособный член двора призван на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР или состоит на выборной должности, поступил на учебу, временно перешел на другую работу с согласия колхоза или в порядке организованного набора, а также когда в составе колхозного двора остались только несовершеннолетние.
Право пользования приусадебным участком сохраняется также за колхозными дворами, все члены которых потеряли трудоспособность вследствие старости или инвалидности.
В соответствии с уставом колхоза колхозным дворам выделяются пастбища для их скота.
Из земель, предоставленных в пользование совхозу или иному государственному сельскохозяйственному предприятию, организации и учреждению для сельскохозяйственных нужд, в соответствии с утвержденным проектом внутрихозяйственного землеустройства выделяются и отграничиваются в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебных земельных участков в пределах норм, установленных законодательством союзных республик.
Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные земельные участки или огороды из земель, предназначенных для этих целей, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности.
Колхоз по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных предоставляет приусадебные земельные участки учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности.
Рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельской местности, при наличии свободных приусадебных земель в колхозах, совхозах, других государственных сельскохозяйственных предприятиях, организациях и учреждениях приусадебные участки могут предоставляться соответственно по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных либо администрации совхоза, предприятия, организации и учреждения, утверждаемому исполнительным комитетом сельского Совета депутатов трудящихся.
Перечисленным в настоящей статье категориям граждан, имеющим скот в личной собственности, выделяются земельные участки для выпаса скота из земель государственного запаса, государственного лесного фонда, городов, поселков городского типа, а также земель несельскохозяйственного назначения. При отсутствии таких земель участки для выпаса скота могут выделяться в установленном порядке из земель колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с возмещением владельцами скота землепользователям расходов по содержанию и улучшению этих участков.
Земельные участки для сенокошения указанным категориям граждан предоставляются из земель государственного запаса, государственного лесного фонда, в полосе отвода железных и шоссейных дорог и земель иного несельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков производится в порядке и в пределах норм, устанавливаемых законодательством союзных республик.
Колхозы, совхозы, другие государственные сельскохозяйственные предприятия и организации, не использующие временно часть закрепленных за ними сельскохозяйственных угодий, могут передавать эти угодья во временное пользование нуждающимся в них колхозам, совхозам и другим хозяйствам по решению исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся. Хозяйство, получившее на определенный срок земельный участок, возмещает землепользователю неиспользованные затраты соответственно времени пользования землей.
Передача части земельных угодий одного хозяйства в постоянное пользование другому хозяйству производится в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящих Основ.
Единоличные крестьянские хозяйства, имеющиеся в отдельных районах, пользуются предоставленными им участками полевой и приусадебной земли для ведения сельского хозяйства в порядке и в пределах норм, устанавливаемых законодательством союзных республик.
Раздел III Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов)
К землям городов относятся все земли, находящиеся в пределах городской черты.
В состав этих земель входят:
1) земли городской застройки;
2) земли общего пользования;
3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
4) земли, занятые городскими лесами;
5) земли железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности и другие.
Все земли в пределах городской черты находятся в ведении городских Советов депутатов трудящихся.
Земли общественного пользования колхозов, земли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, расположенные в пределах городской черты и не подлежащие застройке или благоустройству по проекту планировки и застройки города, закрепляются за ними в бессрочное пользование.
Размещение на этих землях жилых, культурно-бытовых, производственных построек и сооружений производится по согласованию с исполнительными комитетами городских Советов депутатов трудящихся.
На землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Земли за пределами городской черты, служащие резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционирование городского хозяйства, а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющимися местом отдыха населения, выделяются соответственно в пригородную и зеленую зону города.
Порядок выделения пригородных и зеленых зон, а также землепользования в них устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик.
Положения статей 30, 31, 32, 33 и 37 настоящих Основ распространяются на земли населенных пунктов, отнесенных в соответствии с законодательством союзных республик к категории поселков городского типа.
Все земли в пределах поселковой черты находятся в ведении поселковых Советов депутатов трудящихся.
К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов. Земли сельских населенных пунктов, отнесенных к перспективным для дальнейшего развития, отграничиваются от других земель путем установления черты населенных пунктов в соответствии с проектами их планировки и застройки. Земли сельских населенных пунктов, не отнесенных к перспективным, отграничиваются от других земель в порядке внутрихозяйственного землеустройства.
В пределах сельских населенных пунктов сельский Совет депутатов трудящихся осуществляет контроль за предоставлением всех земельных участков и принимает решения о предоставлении земельных участков из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.
Земельные участки в пределах сельского населенного пункта, закрепленные за колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, используются ими под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными постройками и сооружениями, а также для приусадебного землепользования в соответствии со статьями 24, 25, 26 и 27 настоящих Основ, другим законодательством Союза ССР и союзных республик. Размещение на этих землях жилых, культурно-бытовых, производственных построек и сооружений производится по согласованию с исполнительными комитетами сельских Советов депутатов трудящихся.
Порядок установления и изменения черты сельских населенных пунктов, отнесения их к перспективным для дальнейшего использования, а также порядок пользования землями сельских населенных пунктов определяются законодательством союзных республик.
Жилищно-строительным и дачно-строительным кооперативам, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки из земель населенных пунктов, государственного запаса и из находящихся за пределами зеленой зоны городов земель государственного лесного фонда в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел IV Земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения
Статья 38. Земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения
Землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, организации курортов, заповедников и т.п.).
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
К землям курортов относятся земельные участки, имеющие лечебное значение и благоприятные условия для организации оздоровительных мероприятий, предоставленные в установленном порядке в пользование лечебно-курортным учреждениям. Земли курортов подлежат особой охране.
В интересах обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям, организациям и учреждениями, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.
Землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.п.).
Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников охранных зон.
Промышленные, транспортные, другие несельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения по решению исполнительных комитетов районных или городских Советов депутатов трудящихся предоставляют не используемые ими земли во временное пользование колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для сельскохозяйственных целей в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
Служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также некоторых других отраслей народного хозяйства.
Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, размеры служебных наделов, условия предоставления и порядок пользования ими определяются законодательством союзных республик.
Раздел V Земли государственного лесного фонда
Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Государственные лесохозяйственные предприятия, организации и учреждения по решению исполнительных комитетов районных или городских Советов депутатов трудящихся предоставляют не используемые для нужд лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности сельскохозяйственные угодья из имеющихся в их пользовании земель государственного лесного фонда колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам во временное пользование для сельскохозяйственных целей, если такое пользование совместимо с интересами лесного хозяйства.
Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел VI Земли государственного водного фонда
Землями государственного водного фонда признаются земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, внутренними морями, территориальными водами и т.п.), ледниками, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, под зоны охраны и т.п.
Порядок пользования землями государственного водного фонда определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел VII Земли государственного запаса
Землями государственного запаса являются все земли, не предоставленные землепользователям в бессрочное или долгосрочное пользование.
Земли государственного запаса предоставляются в постоянное или временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящих Основ.
Раздел VIII Государственный земельный кадастр
Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведется государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Государственный земельный кадастр включает данные регистрации землепользовании, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Данные государственного земельного кадастра служат целям организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
Земельный кадастр ведется за счет государства по единой для Союза ССР системе. Порядок ведения государственного земельного кадастра, формы кадастровой документации, периодичность уточнения и обновления кадастровых данных устанавливаются Советом Министров СССР.
Раздел IX Государственное землеустройство
Землеустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.
Задачами государственного землеустройства являются организация наиболее полного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель.
Землеустройство включает следующие землеустроительные действия:
1) образование новых, а также упорядочение существующих землепользований с устранением чересполосицы и других неудобств в расположении земель; уточнение и изменение границ землепользовании на основании схем районной планировки;
2) внутрихозяйственную организацию территории колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с введением экономически обоснованных севооборотов и устройством всех других сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов и др.), а также разработку мероприятий по борьбе с эрозией почв;
3) выявление новых земель для сельскохозяйственного и иного народнохозяйственного освоения;
4) отвод и изъятие земельных участков;
5) установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;
6) проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.
Землеустройство, включая проектно-изыскательские, съемочные и обследовательские работы, проводится за счет государства. Осуществляется землеустройство государственными землеустроительными органами.
В процессе землеустройства составляются землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей, предусмотренные статьей 10 настоящих Основ.
Землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ землепользовании межевыми знаками установленного образца.
Установленная в порядке землеустройства внутрихозяйственная организация территории является обязательной для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Раздел X Разрешение земельных споров
Земельные споры между колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами разрешаются Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Споры колхозов, совхозов, других государственных кооперативных, общественных предприятий, организаций и учреждений одной союзной республики по вопросам пользования землей на территории другой союзной республики рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных союзных республик. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению Советом Министров СССР.
Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, поселков городского типа и на отводимых исполнительными комитетами сельских Советов депутатов трудящихся земельных участках в сельских населенных пунктах о порядке пользования общим земельным участком рассматриваются судами.
Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Раздел XI Ответственность за нарушение земельного законодательства
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:
самовольном занятии земельных участков;
бесхозяйственном использовании земель и использовании их в целях извлечения нетрудовых доходов;
порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнения их производственными и иными отходами и сточными водами;
невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв;
несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
уничтожении межевых знаков границ землепользовании,
несут уголовную или административную ответственность в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть установлена ответственность и за другие виды нарушений земельного законодательства.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
В случаях, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик, у землепользователей, допускающих систематические нарушения правил пользования землей, могут быть изъяты неправильно используемые ими земельные участки.
Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик»
Основы законодательства, утвержденные настоящим Законом, вводятся в действие с 1 июля 1969 г.
Текст Закона опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР», 1968 г. N 51, ст. 485
Настоящий Закон фактически прекратил действие в связи с утратой силы установленных им норм
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ВС СССР от 28 февраля 1990 г. N 1252-1
Основы законодательства, утвержденные настоящим Законом, признаны утратившими силу с 15 марта 1990 г., за исключением статьи 8, которая признана утратившей силу с 1 января 1991 г.
Указ Президиума ВС СССР от 2 декабря 1987 г. N 8089-XI
Изменения вступают в силу с 1 января 1988 г.
Указ Президиума ВС СССР от 8 июня 1984 г. N 340-XI
Указ Президиума ВС СССР от 15 января 1981 г. N 3759-X
Указ Президиума ВС СССР от 7 января 1980 г. N 1374-X
Указ Президиума ВС СССР от 14 сентября 1977 г.