графическое оформление орфограмм образец
Статья. Графическое комментирование орфограмм
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Графическое комментирование орфограмм
Из всего многообразия графических обозначений, которые употребляются при обучении русскому языку, непосредственно с изучением орфографии связан довольно небольшой набор. Условно делим его на две группы.
Первая состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается графически одинаково, без соотнесения условного обозначения с какими-либо правилом, например, читаешь, командир, рассеянный.
Такое подчеркивание указывает на присутствие в слове орфограммы. К этой же группе относится и обозначение паузы для обдумывания из диктанта с точкой. Суть его в том, что перед орфограммами ставят между буквами точку на уровне середины строки. Таким способом обеспечен орфографический комментарий, например, ра*ссматрива*еш*ь, *нескошеш*е*нные луга.
Вторая группа включает в себя такие обозначения, когда каждому грамматическому явлению предписан свой значок: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Рас (приставка) – сказ (корень) – ыва (суффикс) – ешь (окончание)
Обе группы имеют свои цели, задачи, границы применения.
Задание: определить орфограмму
Пом*ирить поссорившихся, зам*ереть от восторга, примерять костюм.
Если нужно провести анализ, сравнение, сопоставление орфограмм, то используем дифференцирующий вид комментария:
По- мир(корень) – Ить поссорившихся, за- мер (клорень) – еть от восторга.
Для минимального количества наиболее распространенных для обозначения орфограмм ввести следует значки. Они должны отвечать трем основным требованиям. 1. Легко запоминаться. 2. Одному правилу – один значок. 3. Название орфограммы и знак должны быть похожи.
Ударные (значки придумаем сами).
Безударные гласные, проверяемые ударением (черточка в дуге – это ударение из проверочного слова):
водА – вОды, леснОй – лЕс.
Безударные гласные, не проверяемые ударением:
кАпИтан, в дерЕвне, вЕющего, вИдишь.
Упражнение: придумай значки и введи в задание
Выпадают затяжные осенние дожди, начала ласкать ребенка, объединились молодые столяры и маляры, справедливый директор, водяное охлаждение.
рАссказ – рОсказни, слАгаемое – слОжение.
Изучая эту орфограмму, мы сравниваем ее с предыдущим материалом, идет закрепление.
загОреть, загОрать, гОра, зОри, зАрево, зАря.
Расстилать постель, стилистический анализ, собираешься примерять костюм, разбирать предложение, медвежья берлога, расти, росток, роскошный цветок.
Беглые гласные (стрелка удобно подчеркивает особенность этого чередования
комсомолЕц – комсомольца, сОбрать – сбор, звоночЕк – звоночка.
Соединительные гласные: землЕтрясение, носОрог, водОпровод, сорОконожка.
Непроизносимые согласные (крестик +) – как бы подчеркиваем букву, которая не обозначает звук: серДце, соЛнце.
Нет непроизносимой согласной:
Пример упражнения со знаками: расставить знаки для обозначения.
Низкая березка, редкий тростник, на близком пастбище, участвовать в молотьбе, узкая скобка, интересные вырезки, безвкусная обстановка, робкий взгляд, раскланяться с присутствующими.
Син?ими, о развивающ?емся флаге, наш?его.
В вопросе, относящемся к глаголу, есть Ь или отсутствует: занимат?ся, интересует?ся.
Причинно-следственные связи указываем стрелкой
Рассказ, объявление, перекрашенный.
Примеры работы. Практикум. Диктант.
Мы выходим из палатки. Пора уже! Утренняя прохлада все еще бодрит, однако скоро красиво взойдет солнце. Потом сразу же везде потеплеет. Вот уже громко запели наши птицы: вскоре застучали и дятлы. Мы взяли топоры и пошли в лес, все выше и выше. Но только надо уже возвращаться, разводить костер, и готовить на завтрак еду.
Прохлада. Утреннее солнце еще не бодрит, но скоро оно взойдет выше. Везде потеплеет. На полянке прямо у палатки красиво запели птицы. Потом мы взяли наши топоры и сразу же пошли в лес. Они застучали, как дятлы, но только громче. Однако пора уже возвращаться, разводить костер и готовить еду. И вот мы вскоре уже выходим на завтрак.
Знаки – это своеобразный тренажер по пути усвоения тем по орфографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Графический разбор
ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:
Схема графического анализа слова
Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.
Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:
Образец графического анализа
3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:
Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.
III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.
Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.
Графические и орфографические написания русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Графические и орфографические написания русского языка
Но и эти орфографические правила нельзя считать однородными. Рассматри-вая орфографию в свете структурного ана-лиза, В.Г. Гак [2] считал, что графемы связа-ны отношениями двоякого порядка: синтаг-матическими и парадигматическими. С синтагматическими отношениями языко-вых единиц связан дистрибутивный ана-лиз, показывающий сочетаемость графем. Парадигматические отношения исследуют-ся парадигматическим анализом, учитыва-ющим различные виды ассоциаций: морфо-логические, словообразовательные, этимо-логические и др. Парадигматический ана-лиз позволяет установить многозначность языковой единицы. Отсюда «орфографи-ческое правило есть обоснование выбора написания с точки зрения дистрибутивного и парадигматического анализа. По сути де-ла, все существующие орфографические правила во всех языках, пользующихся ал-фавитной системой, сводятся либо к прави-лам дистрибуции, либо к правилам транс-формации» [2, 220].
Не составляет исключения и русский язык, в котором выделяются две подгруппы правил: графические (правила, основанные на дистрибутивном анализе, правила соче-таемости графем) и правила собственно ор-фографические (правила, основанные на па-радигматическом анализе, правила транс-формации).
Действительно, противопоставленность пар слов вол — вёл, лук — люк, угол — уголь обусловлена правилами сочетаемости гра-фем, а написания типа ночной, шкаф, рыбка следует проверять, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова (приме-нять правила трансформации).
Области графических и орфографиче-ских написаний в письме выделяются не всеми лингвистами. Такое выделение на-ходим у Л.В. Щербы [15], В.Ф. Ивановой
[4], А.Н. Гвоздева [3]. А С.М. Кузьмина [7] не разделяет письмо на графику и орфо-графию.
По мнению С.М. Кузьминой, признавая разделение на графику и орфографию, мы тем самым утверждаем, что процесс получе-ния буквенной записи складывается из двух этапов: сначала применяются правила графики, не использующие информацию о морфемах, в состав которых входят фоне-мы, а затем запись корректируется прави-лами орфографии.
Трудно согласиться с позицией С.М. Кузьминой. Можно выделить, по крайней мере, три основания для различе-ния графики и орфографии. Представим их в таблице (см. с. 101).
Эти три основания разделения правил графики и орфографии — лингвистиче-ские, но можно выделить и методическое основание. Примером служит написание студентами (в целом грамотными людь-ми) диктантов. Предлагается малоупотре-бительное слово мириады. Многие, не зная этого слова, пишут м..р..ады, пропус-кая безударные гласные. Это и есть графи-ческий этап, за которым следуют размыш-ления о способах проверки, т.е. собствен-но орфография. Таким образом, и в школьной, и в вузовской практике имеет место двухэтапное получение буквенной записи. В обучении младших школьников эти этапы прослеживаются в большей сте-пени. Поэтому по нашему убеждению для методики нужно разделение правил гра-фики и орфографии.
Имея своим источником единый фоне-матический принцип, каждая группа пра-вил — графических и собственно орфогра-фических, — в свою очередь, основана на особенных исходных положениях. Для гра-фики в МФШ таковыми считаются фоне-матический и слоговой, для собственно ор-фографии (орфографии в узком смысле слова) — фонематический.
Конечно, практическое использование одинаковых терминов для письма в целом и для его разделов — графики и орфографии в узком смысле слова — нецелесообразно. Для орфографии в узком смысле этого сло-ва в методике более точным представляется предложенное Н.С. Рождественским [14]
Пособие «Карточки-орфограммы». 6 класс. Теория, графическое пояснение орфограмм, практика.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДA-048351
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пособие «Карточки-орфограммы». 5 класс. Теория, графическое пояснение орфограмм, практика.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДA-048347
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.