график движения поездов образец
Кафедра «Автоматика и Телемеханика»
Занятие 7.
Разработка графика движения поездов
Цель занятия: : изучить назначение, составные элементы и методику построения графика движения поездов на железных дорогах РФ.
Поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, специальный самоходный подвижной состав, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.
В настоящее время установлена следующая нумерация для поездов различных категорий:
ПТЭ. Раздел 4. Организация движения поездов.
Глава 13. График движения поездов.
13.1. Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает заданный объем эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов утверждается Министром путей сообщения или его первым заместителем.
Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов.
Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением действующих нормативов, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железныхдорог, связанных с движением поездов.
Нарушение графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, когда из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и обеспечивать их безопасное проследование.
13.2. График движения поездов должен обеспечивать:
13.4. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования. Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.
13.5. Поезда делятся на:
А. Внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара.
Б. Очередные — в порядке приоритетности:
1) пассажирские скоростные;
2) пассажирские скорые;
3) пассажирские всех остальных наименований;
4) почтово-багажные, воинские, грузо-пасса-жирские, людские и ускоренные грузовые поезда;
5) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.
13.6. Движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении.
График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов.
График движения поездов вычерчивается на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сполошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальные линии обозначают время – (от 0 до 24 ч). Для удобства вертикальные линии, которые соответствующие 06, 12, 18, 24 ч, делают толще остальных.
Каждый час делится на шесть равных частей – 10минутных интервалов, линию, соответствующую 30 мин изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями (нитками), идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (четные). Над каждой линией на каждом перегоне проставляют номер поезда. Время прибытия или отправления поезда с каждой станции участка есть пересечение линии хода поезда с осью этой станции. Если прибытия или отправления не равно 0,10,20,30,40,50 минут, то и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта.
Прямые линии соответствуют равномерному движению поездов, хотя в действительности поезда следуют неравномерно, с ускорением и замедлением. Наклон линий хода поездов на графике характеризует скорость движения, чем круче линия, тем больше скорость поезда.
Нормативный график движения поездов составляется для всей сети железных дорог один раз в год. При составлении нормативного графика должны обеспечиваться: минимальная продолжительность перевозок грузов и пассажиров, наиболее благоприятные условия проезда пассажиров, рациональное использование локомотивов, вагонов, пропускной способности линий и перерабатывающей способности станций, соблюдения норм работы локомотивных бригад, безопасность движения и экономичность перевозок.
Нормативный график движения составляется (НГДП) технологами отдела разработки графиков движения поездов. Новый НГДП вводится во второй половине мая до начала кампании летних пассажирских перевозок, с возможной корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.
Плановый график разрабатывается для организации оперативной работы ДНЦ на предстоящую смену. Его получают путем корректировки нормативного графика с учетом работы хозяйственных поездов, изменений в расписаниях, ограничения скоростей движения, плановых «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ. На основе плана-графика ДНЦ обеспечивает выполнение перевозочного процесса.
График исполненного движения (ГИД) строится по данным о временах прибытия, отправления и проследования поездами раздельных пунктов. Координатная сетка графика, исполненного движения аналогична сетке планового графика. ГИД служит для контроля поездного положения на участке, своевременного принятия регулировочных мер и последующего анализа работы участка. Фактическое следование поездов показывается на ГИД линями (нитками) разного цвета с выделением пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинносоставных, соединенных поездов. Номера их указываются над линией движения. Дополнительно к номеру длинносоставного поезда добавляется буква «Д», тяжеловесного — «Т», со взрывоопасными материалами — «ВМ», с негабаритным грузом — «Н» и цифра, обозначающая степень негабаритности.
Нагон поезда на перегоне по сравнению с план-графиком отмечается знаком «-» с числом минут против линии хода, а опоздание — соответственно знаком «+». Остановки поездов отображаются горизонтальными отрезками на путях станций. Остановки вне графика дополнительно показываются с краткой пометкой причины.
Классификация графиков движения поездов
Графики движения поездов подразделяются на:
параллельные и непараллельные (нормальные) в зависимости от скорости движения поездов. В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому их линии хода параллельны между собой.
В реальных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, т.к. пассажирские и грузовые поезда движутся с разными скоростями. График в рассматриваемом учебном примере будет параллельным;
однопутные, двухпутные и многопутные в зависимости от числа путей на перегоне.
На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие (станциях).
На двухпутных – линии хода поездов пересекаются на перегонах и станциях. На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения поездов, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.
парные или непарные.
В парном графике число поездов четного направления равно числу поездов нечетного направления.
В непарном графике число четных и нечетных поездов не равны.
пачечные, пакетные.
Пачечные и пакетные графики применяются в тех случаях, когда по каким-либо причинам возможно использовать линию лишь в известное время суток, а движение неравномерно, или когда необходимо в насыщенном товарными поездами графике, с наименьшим ущербом, проложить ряд поездов большой скорости, например, пассажирских, которые иначе, будучи расположены в течение всех суток, могли бы своим движением больше задерживать товарные поезда.
Пачечный график (при ПАБ) поезда следуют друг за другом, разграничивает движение целый перегон. На перегоне может находиться только один поезд.
При пакетном графике поезда следуют пакетами, разграничивают поезда блок-участки при АБ. В этом случае на перегоне одновременно может быть несколько поездов, образующих пакет.
Пакет и пачка – разница в том, что в пачке на перегоне находится только один поезд, в пакете на перегоне одновременно может находиться несколько поездов.
Элементы графика.
Для построения графика должны быть известны: время хода поезда по перегону, продолжительность стоянки и станционное время поезда.
К основным элементам графика движения относятся: перегонное время хода поезда, определяемое тяговыми расчетами и опытными поездками машинистов; технологические нормы времени стоянок поездов на промежуточных станциях, сортировочных и участковых станциях для выполнения технологических операций, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров; станционные и межпоездные интервалы.
Основные станционные интервалы подразделяются на:
интервал скрещения (минимальный промежуток времени между прибытием на станцию с однопутного перегона или пропуском через нее поезда и отправлением на тот же перегон поезда встречного направления, задержанного на станции скрещения);
интервал попутного следования;
интервал неодновременного прибытия – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлений или между прибытием одного поезда и проследованием через этот же раздельный пункт поезда встречного направления.
интервал неодновременного прибытия и отправления попутных поездов.
Расписание движения поездов.
На основе графика составляют служебное расписание движения поездов – таблицу с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станции для каждого поезда. Расписание выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.
В служебном расписании также помещают:
установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;
установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;
таблицы времени хода, норм массы и длины составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.
Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов.
Практическая часть.
Необходимо построить график движения поездов для участка А-Д (исходные данные взять из предыдущей работы) за 6 часов. Количество поездов на графике должно равняться четвертой части пропуской способности участка. Обязательно на защите 7й практической работы необходимо иметь предыдущий отчет.
Контрольные вопросы.
График движения поездов
График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов. График движения поездов — это отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, где ось X — это ось времени, а ось Y — ось расстояния. Движение поезда между раздельными пунктами выражается функцией вида Y=kX+b, поезд принят за материальную точку.
Согласно п.13.1 Правил Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации (инстр. ЦРБ-756), график движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Нарушение графика движения поездов не допускается.
График движения поездов должен обеспечивать:
Составляют график движения на специальной масштабной сетке. Расстояния между раздельными пунктами откладываются по вертикали, а время — по горизонтали. Горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты (их оси), а вертикальными время (жирными — часовые периоды, штриховыми — получасовые, тонкими — десятиминутные интервалы) Время указывается московское, поясное от 00.00 до 24.00 часов, или от 18.00 до 18.00. Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, условно принимая, что в пределах перегона скорость их равномерна (используется перегонное время хода, специально высчитываемое в зависимости от профиля пути, типа поезда, направления хода, опыта работы ведущих машинистов и т. д. — по данным тяговых расчётов). Время проследования (прибытия или отправления) поездом каждого раздельного пункта определяется пересечением линии хода поезда с осью соответствующего раздельного пункта и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта. На перегонах, прилегающих к станциям, ограничивающих диспетчерский круг, над линией хода поезда ставят его номер. Поезда нумеруют в зависимости от направления движения и категории перевозок. Линии хода нечетных поездов наносят сверху вниз, четных — снизу вверх. На основе графика движения поездов составляются расписание движения поездов, где указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.
Содержание
Отображение основных эксплуатационных событий на графике (см.пример)
Классификация графиков
Графики движения поездов бывают:
Исходные данные для разработки графика движения поездов
Исходные данные для разработки графика движения поездов: времена хода поездов по перегонам, нормы времени на разгон и замедление, нормативы продолжительности стоянок поездов на промежуточных станциях для выполнения технических и коммерческих операций, нормативы оборота локомотивов в депо для выполнения технического обслуживания и расчетные минимальные интервалы между поездами при приеме, отправлении и проследовании их через станции (станционные интервалы), а также интервалы между поездами, следующими в пакете (межпоездные интервалы)
Единый график движения поездов по всей сети железных дорог СССР был введен летом 1935 года. График стал составляться ежегодно на летний период, с корректировкой на зиму.
В эксплуатационной работе железных дорог различают следующие виды графиков движения поездов:
Нормативный график движения поездов
Нормативный график движения поездов (НГДП) разрабатывается и составляется ежегодно технологами отдела разработки графиков движения поездов службы перевозок железных дорог. Новый НГДП вводится в последнее воскресенье мая до начала кампании летних пассажирских перевозок. На участках с разными объемами пассажирских перевозок в летий и зимний периоды по окончании летних пассажирских перевозок вводится НГДП с корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.
Вариантный график движения поездов
Вариантные графики движения поездов (ВГДП) разрабатываются на участках, где предоставляются окна для ремонтных и строительных работ, влияющие на условия пропуска поездов и размеры движения поездов (в парах). ВГДП действуют как на длительный период так и на конкретные даты предоставления «окон». ВГДП должен обеспечивать пропуск установленных среднесуточных размеров движения поездов на участке в противном случае совместно с департаментом перевозок решается вопрос об отклонении вагонопотоков на период предоставления «окон» на параллельные ходы. Для участков на которые отклоняются вагонопотоки с участков где предоставляются «окна» также разрабатываются вариантные графика движения поездов.
График исполненного движения
График исполненного движения (ГИД) ведется на специальном бланке поездным диспетчером участка (ДНЦ) или автоматически с использованием программы «АРМ ГИД Урал ВНИИЖТ». ГИД отражает выполнение всеми службами железной дороги установленного нормативного или вариантного графика движения поездов. На основе анализа ГИД рассчитываются качественные и количественные показатели работы участка.
Курсовая работа: График движения поездов
Название: График движения поездов Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа Добавлен 21:28:57 05 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 7790 Комментариев: 20 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ перегона | время хода | № перегона | время хода |
1 | 10 | 1 | 14 |
2 | 12 | 2 | 15 |
3 | 15 | 3 | 16 |
4 | 20 | 4 | 16 |
5 | 15 | 5 | 15 |
6 | 12 | 6 | 19 |
7 | 17 | 7 | 16 |
8 | 15 | 8 | 17 |
9 | 16 | 9 | 15 |
10 | 14 | 10 | 11 |
8. Время хода пассажирских поездов и скорых равно 0,7 от времени хода грузовых поездов с округлением до целых минут.
Время разгона грузовых поездов: 3 мин. при тепловозах.
10 Исходный груженый вагонопоток
Из/на | У | А | А-N | К | С | С-N | Е | Д | Д-N | N | всего |
У | 40 | 34 | 2010 | 280 | 33 | 285 | 41 | 10 | 180 | 2913 | |
А | 30 | 19 | 90 | 35 | — | 40 | 50 | — | 87 | 351 | |
А-N | 44 | 7 | 13 | 8 | — | 19 | 7 | — | — | 98 | |
К | 1960 | 12 | 13 | 82 | 28 | 290 | 40 | 30 | 57 | 2512 | |
С | — | 30 | 17 | — | 14 | 30 | 35 | — | 5 | 131 | |
С-N | 28 | — | — | 36 | 9 | 13 | 8 | — | — | 94 | |
Е | 350 | 58 | 8 | 450 | 43 | 13 | 19 | 22 | 28 | 991 | |
Д | 52 | 48 | 7 | 70 | 35 | 8 | 52 | 17 | 10 | 299 | |
Д-N | 38 | 14 | — | — | — | — | 36 | 19 | — | 107 | |
N | 32 | 70 | — | 85 | 29 | — | 40 | 30 | 13 | 299 | |
всего | 2534 | 279 | 98 | 2755 | 521 | 96 | 805 | 249 | 92 | 367 | 7795 |
11 Масса поезда и длинна станционных путей:
12 Целесообразность отправительских маршрутов проверяется в корреспонденциях, между станциями погрузки и выгрузки, равных 90 вагонов и более. Из таких корреспонденций в отправительские маршруты включается 50% погрузки.
13 Дополнительные затраты времени на организацию отправительского маршрута на подъездном пути станции погрузки. (на 1 вагон). Определить при условии:
14. Для расчета оптимального плана формирования одногруппных грузовых поездов принять значение параметра накопления со станции:
Величина произведенной экономии Тэк., ч
распределение погрузки и выгрузки по опорным станциям:
станции | погрузка | выгрузка прибывает | ||
в четном напр. | в нечет. напр. | с четными поездами | с нечетными поездами | |
2 | 20 | 15 | 25 | 35 |
4 | 30 | 20 | 25 | 15 |
6 | 15 | 35 | 25 | 30 |
8 | 35 | 30 | 25 | 20 |
всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
18. Средняя стоянка транзитного грузового поезда определяется при составлении графика движения поездов по ст. А, N, Д
19. Простой вагонов, приходящийся на одну грузовую операцию, часов на станциях:
Время отправления нечетных пассажирских поездов со ст. А и четных со ст. Д
поезда | Время отправления четных поездов со ст. Д | Время отправления со ст. А |
1. Скорый без остановок | 7 | 8 |
2. Скорый без остановок | 7 ч.15 мин. | 8 ч.15 мин. |
3. Пассажирский с остановками на станциях 2,4,6,8. | 9 | 10 |
4. Пассажирский с остановками на ст.2,4,6. | 17 | 18 |
5. Пассажирский с остановками на всех станциях | 14 | 14 |
6. Скорый без остановок | 13 | |
7. Скорый без остановок | 13 ч.10 мин. | |
8. Скорый с остановкой на ст.6 | 16 | |
9. Скорый без остановок | 16 ч.15 мин. | |
10. пассажирский со всеми остановками | 0 |
Прибытие чётных поездов на ст. Nиз С и отправление из N на С обратно через 5 часов.
8. Скорый с остановкой
1.1 Определение груженых вагонопотоков
На основании исходных данных в таблице 1.1 строится диаграмма груженых вагонопотоков.
1.2 Определение регулировки порожних вагонопотоков
На основе косой таблицы вагонопотоков (таблица 1.1.) составляется таблица баланса порожних вагонов.
Баланс порожних вагонов
Диаграмма порожних вагонопотоков.
1.3 Расчёт состава поезда
Средний состав поезда можно определить исходя из массы поезда и средней массы вагона брутто.
По длине станционных путей (1050 м.) состав из 62 вагонов соответствует их вместимости.
2. Организация вагонопотоков
Главная задача железнодорожного транспорта наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при наиболее эффективном использовании технических средств. В основе успешного решения этой задачи лежит система планирования перевозок и технического нормирования эксплуатационной работы. Для организации вагонопотоков поезда служит план формирования, который устанавливает назначения формируемых каждой станцией поездов, т.е. Станции формирования или выгрузки, до которой эти поезда должны следовать.
От того как организованы вагонопотоки, зависит объем работы сортировочных станций, а следовательно, их технология и показатели использования технических средств транспорта и подвижного состава.
Система организации вагонопотоков предусматривает классификацию грузовых поездов по условиям формирования, дальности следования, роду перевозок грузов, состоянию включаемых в поезда вагонов (груженых или порожних), числу групп вагонов.
В местах погрузки формируют маршруты: отправительские и ступенчатые.
Объём и качество работы железных дорог оценивают эксплуатационными показателями: количественными и качественными.
Количественные показатели характеризуют объем работы: погрузка, выгрузка, количество отправленных пассажиров, грузооборот, пассажирооборот, пробеги вагонов, поездов, локомотивов, грузонапряженность, передача вагонов.
К качественным показателям, характеризующим качество работы железных дорог и использования подвижного состава относятся оборот, среднесуточный пробег и производительность вагонов и локомотивов, скорости движения поездов, нагрузка вагонов.
2.1 Организация отправительских маршрутов
Огромное преимущество отправительской и ступенчатой маршрутизации то, что она позволяет избежать накопления вагонов при формировании прямых поездов до станций выгрузки или расформирования или сократить его время, ускорить доставку грузов и сберечь средства, устранив переработку вагонов на ряде попутных станций.
Отправительские маршруты по назначению делятся на маршруты следующие на одну станцию выгрузки в адрес одного грузополучателя или нескольких грузополучателей (что является наиболее эффективной организацией перевозок маршрутами), на станции одного участка выгрузки, а также маршруты, идущие в пункты распыления.
Эффективность организации отправительских маршрутов определяется сопоставлением дополнительных затрат на станциях погрузки и выгрузки с получаемой экономией от проследования попутных технических станций без переработки.
Дополнительные затраты времени на организацию отправительского маршрута на станции погрузки tпм определяется по формуле:
(2.2)
Общие дополнительные затраты на организацию маршрута рассчитывается по формуле:
Пункты погрузки и выгрузки отправительских маршрутов, дальность пробега и получаемая экономия определяются по корреспонденциям в чётном и нечётном направлениях и составляется таблица 2.1.
Характеристика отправительских маршрутов
Наименование вагонопотоков | общий вагонопоток | Технические станции на рейсе | затраты на маршрут, ч | выделено в маршруты вагонов, m | Расст. Проходим. маршрутомLкм | Общий пробег маршрутов ваг-км, L mом | |
наименование | экономия | ||||||
Из У на К | 2010 | A N C | 17,6 | 11,5 | 1005 | 850 | 854250 |
Из У на С | 280 | A N | 10,9 | 11,5 | — | — | — |
Из У на Е | 285 | A N Д | 16,9 | 11,5 | 143 | 718 | 861 |
Из У на N | 180 | А | 6,2 | 11,5 | — | — | — |
Из А на К | 90 | N C | 11,4 | 11,5 | — | — | — |
Из К на У | 1960 | C N A | 17,6 | 11,5 | 980 | 850 | 833000 |
Из К на Е | 290 | C N Д | 17,4 | 11,5 | 145 | 698 | 101210 |
Из Е на У | 350 | Д N A | 16,9 | 11,5 | 175 | 718 | 125650 |
Из Е на К | 450 | Д N C | 17,4 | 11,5 | 225 | 698 | 157050 |
Всего | ∑ 2673 | ∑ 2072021 |
Если на организацию маршрута затраты больше экономии, то маршрут не назначается. Процент отправительской маршрутизации определяем делением графы 6 (итого) из таблицы 2.1 на общую погрузку (итого таблицы 1.1.)
% (2.4)
Средняя дальность пробега маршрутов L км, путем деления графы 8 на графу 6 из таблицы 2.1
км (2.5)
2.2 Определение оптимального плана формирования одногруппных поездов
Оптимальный план формирования рассчитывается только в нечетном направлении из вагонов, не включенных в отправительские маршруты. Для оставшегося вагонопотока составляется таблица 2.2
Таблица 2.2. Вагонопоток для расчета плана формирования поездов в нечетном направлении
на