график погашения кредиторской задолженности образец
График платежей
Графики платежей сегодня используются во многих сферах бизнеса и предпринимательской деятельности. Чаще всего это, конечно, погашение задолженностей в банковских кредитных учреждениях. Однако и между организациями таким графики составляются не так уж и редко.
Что такое «график платежей»
Под термином «график платежей» скрываются даты, условия, суммы, которые заказчик или покупатель должен перевести исполнителю или поставщику за предоставленные услуги или выполненные работы.
График платежей может быть ежедневным, еженедельным, ежемесячным или произвольным. В нем обязательно оговаривается форма передачи денежных средств: посредством «налички» из рук в руки, через безналичные переводы, путем внесения в кассу, на депозит и т.д. График всегда составляется в виде таблицы и носит предварительный характер.
Как следует из самой сути документа – он не является самостоятельным бланком, а служит приложением к какому-либо договору: купли-продажи, аренды, займы и т.д. График подтверждает обязательства, возникшие у одного субъекта договорных отношений перед вторым, фиксируя их в письменном виде.
Зачем нужен график платежей
Роль документа довольно проста и при этом значительна: он не только фиксирует периоды и точные даты проплат, но и дисциплинирует стороны.
Исполнителя заставляет вовремя поставлять товары или услуги, заказчика – также своевременно их оплачивать.
Кроме того, часто график применяется в случаях, когда по договору проходят достаточно крупные денежные суммы, которые трудно выплатить единовременно. Рассрочка, оформляемая в виде графика платежей, позволяет решить эту проблему.
Плюсы графиков платежей
Графики платежей хороши тем, что они дают наглядную картину о суммах, которые должны быть оплачены по договору. То есть никаких скрытых комиссий, дополнительных взносов, пени, и т.п. непредвиденных и неприятных сюрпризов при оплате по грамотно составленному графику платежей не будет.
Когда его делать
График оформляется после того, как договор между сторонами будет подписан. Информация о наличии графика и порядке его исполнения обязательно должна быть отражена в договоре в числе прочих его условий.
Каким он может быть
График платежей может быть строго установленным или гибким. В первом случае, даты прописываются в том порядке, который удобен обеим сторонам договора, согласовываются, утверждаются между ними, но любое отклонение от графика автоматически приводит к штрафным санкциям, которые также заранее указываются в договоре. Во втором случае – график зависит от поставок или предоставления услуг, то есть в течение определенного срока после того, как товар придет или услуга будет выполнена, деньги должны быть проплачены.
Допустимо ли изменять график по ходу дела
В случае, если заказчик или покупатель по каким-то обстоятельствам не успевает в нужное время провести оплату, почти всегда он может договориться о редактировании графика с исполнителем или поставщиком.
Это будет наиболее правильный и честный способ решения возникшей проблемы, который даст возможность избежать конфликтов и спорных ситуаций, доходящих порой до судебной инстанции.
Нужно ли отслеживать оплату
При заключении договора в организациях с обеих сторон назначаются лица, которые несут ответственность за его исполнение. Точно также эти же самые сотрудники должны следить за тем, чтобы график платежей выполнялся в полном объеме и своевременно. Кроме того, за исполнением графика платежей обычно следят специалисты отдела бухгалтерии. Такой подход позволяет избежать просрочек и проконтролировать, чтобы условия договора в этом пункте не нарушались.
Что будет, если нарушить график
За нарушение графика платежей могут последовать вполне конкретные санкции, которые обязательно должны быть упомянуты в договоре.
Без упоминания их применение будет неправомерно. В первую очередь это, конечно, пени и штрафы. Кроме того, при систематическом нарушении графика, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке (в том числе и по суду).
Как сделать документ
График платежей делается в произвольном виде, поскольку унифицированного его образца на сегодняшний день нет. Однако, если на предприятии, представитель которого делает документ, есть свой шаблон, утвержденный в его учетной политике, использовать нужно именно его.
Особенности оформления
Как и формат документа, его оформление может быть свободным. Это обозначает то, что график можно нарисовать от руки или напечатать на компьютере, правда во втором случае его нужно будет обязательно распечатать. Для графика подойдет обычный лист бумаги или бланк с фирменными реквизитами и логотипом компании.
Графику, как дополнительному приложению к договору, следует присвоить отдельный номер. Информацию о нем надо занести в специальный учетный журнал, туда же, куда вносятся сведения обо всех заключенных договорах и приложениях к ним.
Делается документ в двух абсолютно одинаковых экземплярах, один из которых передается заказчику или покупателю, а второй остается у исполнителя.
Формировать график надо крайне внимательно, учитывая интересы обеих сторон и тщательно просчитывая все тонкости условий договора. Следует помнить о том, что если вдруг возникнет ситуация с задержкой оплаты, этот документ может стать частью доказательной базы, причем как с одной, так и с другой стороны.
Кто должен подписать
График должен быть подписан представителями с обеих сторон договорных отношений. Подписи должны поставить директора предприятий или лица, временно исполняющие их обязанности (о чем должно быть документальное подтверждение). Их автографы будут свидетельствовать о том, что график согласован между ними и обязателен к исполнению. Что касается печати, то ее следует проставлять только в том случае, если условие о ее использовании есть в нормативно-правовых актах организаций.
Образец графика платежей
Если перед вами встала задача по формированию графика платежей, с которым вы прежде никогда не сталкивались, посмотрите приведенный ниже пример и ознакомьтесь с комментариями к нему – на их основе вы без особых сложностей наверняка сделаете то, что вам требуется.
Первым делом надо сказать, что с точки зрения составления график не особенно труден и никаких особых знаний для его оформления не надо.
Эффективное планирование платежей кредиторам в условиях денежного дефицита
В период дефицита денежных средств казначей компании находится под постоянным давлением руководителей всех направлений. Начальник производства, начальник гаража, главный механик, главный энергетик, начальник отдела снабжения — каждый утверждает, что именно его поставщики/подрядчики наиболее важны, задолженность перед ними нужно погасить в первую очередь. В такой ситуации казначею необходимо действовать не в интересах отдельного управленца или поставщика, а в интересах компании.
Приоритеты
С финансовыми трудностями сталкиваются практически все компании. Для одних эти трудности временные или связаны с фактором сезонности поступлений, для других, убыточных компаний, дефицит денежных средств постоянный. Рассмотрим подходы к погашению кредиторской задолженности, которые могут применять и экономически несостоятельные компании, и компании с временным дефицитом.
В период финансовых проблем платежи выполняют в порядке приоритетности:
Это важно
Сырье, материалы, запчасти для затоваривания склада на несколько недель, а часто и месяцев вперед — это не приоритетные платежи. Все, что связано с работой на склад (за исключением пронормированных и минимально необходимых складских запасов), должно быть оплачено в последнюю очередь.
Это стандартно приоритетные платежи. Такой порядок понятен не только финансовому специалисту, но и производственникам, поэтому какие-либо конфликты, лоббирование интересов, давление и даже угрозы в адрес казначея исключены, пока не будут оплачены перечисленные платежи.
Если приоритетные платежи казначей оплатил, то как ему действовать дальше? Осталась кредиторская задолженность по поставленным материалам, запчастям, полученным услугам, которая условно одинаковая по приоритетности. Одновременно каждый куратор платежа, руководитель подразделения, инициировавший заявку на оплату, утверждает, что его заявка самая важная.
Например, начальнику снабжения придется через какое-то время закупать деревянные поддоны, следовательно, искать поставщика. Конечно, ему удобнее работать с тем, кто уже делал поставку, и с качеством товара, документами проблем не было. Проблематично заключать договор на поставку следующей партии с отсрочкой, если не оплачена предыдущая. И так по каждому направлению, поэтому понятно, что начальники служб настаивают на особой важности и приоритетности именно их заявок.
Как из общей массы одинаковых платежей выбрать приоритетные, рассмотрим далее.
Стратегия
Ключевая положительная черта товарного кредита как разновидности получения заемных средств — простой способ привлечения: достаточно заключить договор на поставку материалов с отсрочкой платежа. Товарный кредит, как правило, не требует залога, не связан с большими расходами и продолжительностью оформления.
Коммерческий кредит не бесплатен. Финансистам хорошо известно, что такое кредитование сопровождается завышенной ценой закупаемых материалов или услуг. Это не единственная опасность. Могут возникнуть дополнительные риски и финансовые потери, которые зависят от стратегии планирования платежей кредиторам.
Компания должна выбрать одну из стратегий погашения собственных обязательств —классическую или агрессивную.
Классическая стратегия: максимальное снижение риска, прежде всего риска банкротства. Если собственники и топ-менеджмент заинтересованы в сохранении компании, то все усилия (финансовые, правовые, управленческие) направляются на:
Агрессивная стратегия: руководство бизнеса осознанно принимает решение о просрочке оплаты задолженности, направляя имеющиеся денежные средства на развитие отдельных направлений. Цель агрессивной стратегии — мобилизация дешевых денежных средств путем просрочки оплат кредиторам, ведь товарный кредит дешевле и доступнее в получении. В такой ситуации компания рискует потерять репутацию и партнеров, высока вероятность банкротства.
Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство может быть инициировано кредитором при неспособности юридического лица погасить обязательства в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 300 тыс. руб. Поэтому даже если ваша компания является добросовестным плательщиком, руководство придерживается классической стратегии, ваши кредиторы согласны ждать оплаты, то при наличии кредиторской задолженности, просроченной на три месяца и более и на сумму от 300 тыс. руб., с контрагентами нужно подписать дополнительные соглашения к договорам о рассрочке/отсрочке платежа. Это поможет компании избежать риска банкротства.
Отдельные компании, имеющие значительный уровень просроченной «кредиторки», не подвергаются процедуре банкротства, другие попадают в процедуру, как только обязательства просрочены более чем на три месяца. На этот факт в значительной степени влияет структура обязательств по оплате материалов, работ, услуг перед контрагентами, а также то, насколько контрагенты заинтересованы купить ваш бизнес или обанкротить. Ранжирование обязательств минимизирует риск банкротства.
К сведению
Необходимо выработать стратегию исполнения обязательств (фактически очередность оплат) для улучшения структуры кредиторской задолженности в условиях нехватки денежных средств.
Какую очередность оплат применить, казначей предприятия определяет, основываясь на таких обстоятельствах:
Действия
Напомним, что речь идет не о зарплате, электроэнергии или материалах, без которых нельзя исполнить заказы клиентов. Мы говорим о массе менее приоритетной и на первый взгляд одинаковой кредиторской задолженности.
Казначей планирует классическую стратегию оплаты следующим образом:
Чтобы выполнить такой план действий, необходимо классифицировать кредиторскую задолженность (в данном случае — классифицировать поставщиков). Признаки применяемой классификации представлены в табл. 1.
Таблица 1. Классификация кредиторской задолженности
Классификационный признак
Уровень
По степени заинтересованности поставщика-кредитора в бизнесе должника (риск банкротства)
По уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек
По размеру задолженности
Это важно
Оценить вероятную заинтересованность кредитора в бизнесе должника достаточно сложно, поэтому нужно привлекать высококвалифицированного юриста, специалиста по безопасности, финансового аналитика.
Необходимо помнить, что обязательства должника перед кредитором могут перекупить другие, более заинтересованные лица.
Что касается классификации по уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек, то отдельные контрагенты прописывают в договорах штрафные санкции, но никогда к ним не прибегают, терпеливо ждут оплаты. Как правило, это постоянные партнеры. Они знают, например, о подверженности влияния вашего бизнеса сезонности. Такое часто встречается на региональных рынках, где директора фирм так или иначе пересекаются, знают друг друга. Есть контрагенты, которые откровенно зарабатывают на штрафных санкциях (как правило, это крупные корпоративные структуры).
Часто казначеи принимают решение об оплате поставщику (хотя бы частичной), когда получают претензию, фактически на пороге обращения контрагента в суд. Таким предприятиям есть что терять в случае положительного судебного решения, то есть определенные денежные средства на счетах у них есть. Второй фактор: представительство в суде тоже стоит денег. Одна командировка юриста в другой регион обойдется в десятки тысяч рублей, а это дополнительные затраты. В условиях денежного дефицита такие дополнительные растраты ни к чему.
Если казначей выбирает между контрагентами, которые на данный момент не обращаются в суд, но штрафные санкции в договорах прописаны, то в первую очередь проплачивается задолженность по тем договорам, где указаны большие штрафные санкции. Под штрафными санкциями понимаем штрафы, пени, неустойки.
Размер задолженности: высокий приоритет будет иметь задолженность, сумма которой одному контрагенту превышает 300 тыс. руб., то есть крупная задолженность.
На заметку
Следует ежедневно (еженедельно) выделять определенную незначительную сумму и на очень мелкие платежи (например, не превышающие 1000 тыс. руб.). Таких платежей всегда много, приоритет у них, как правило, низкий.
Неоплата большого количества мелких платежей сильно вредит имиджу как самой компании, так и ее управленцев.
Разработка плана платежей
Опытные казначеи принимают решение об оплате интуитивно, но переложим интуицию на язык логики и экономического анализа. Рассмотрим план погашения кредиторской задолженности исходя из выбранной руководством компании классической (сдержанной) стратегии, стремления собственников сохранить бизнес и сделать его рентабельным (насколько это возможно в условиях нехватки денежных средств).
Предположим, главному казначею известно (исходя из плана поступления выручки и плана погашения кредиторской задолженности), что на июль 2016 г. в его распоряжении будет 1 млн руб. для погашения задолженности перед поставщиками сырья и материалов.
Обратите внимание
Данные в столбце «Риск инициирования банкротства» никогда не будут достоверными на 100 %, потому что никогда не знаешь, кто конечный собственник той или иной компании, какие цели он ставит.
Корректное заполнение столбца «Риск инициирования банкротства» — ответственность юридической службы и службы безопасности компании, причем не просто на этапе погашения образовавшейся кредиторской задолженности, а на этапе преддоговорной работы (до подписания договора).
Если для компании существуют и другие риски, кроме перечисленных, их можно добавить в форму «Выборка кредиторской задолженности к погашению». Это могут быть платежи, которые предприятие обязано нести по условиям лицензирования и неоплата которых может стать поводом для отозвания лицензии: оплата спецодежды, лабораторные исследования, метрологические поверки приборов, медицинские освидетельствования, дератизации и дезинсекции, закупка реагентов и т. п.
ООО «Паритет»
Выборка кредиторской задолженности к погашению
Период: 01.07 –31.07.2016
Контрагент
Заявка на оплату
Назначение платежа
Кредиторская задолженность, руб.
Плановая дата оплаты
Просрочка на 01.07.2016
Риск инициирования банкротства
Уровень штрафных санкций
Сумма, планируемая к оплате, руб.
Расчетный остаток кредиторcкой задолженности, руб.
Инструкция: готовим гарантийное письмо об оплате задолженности
Гарантийное письмо об оплате задолженности — это документ, подтверждающий намерение должника исполнить свои обязательства перед кредитором.
Зачем составляют гарантийное письмо
В деловом обороте нередки случаи, когда должник (заказчик, покупатель, арендатор и пр.) не имеет возможности выполнить обязательства в установленный законом или договором срок. О невозможности своевременного исполнения узнают как до момента возникновения долга, так и при начале просрочки исполнения обязательств.
Гарантийное письмо представляет собой важный элемент деловой переписки между предприятиями и дает гарантию оплаты после предварительного выполнения обязательств одной из сторон по сделке. Эта бумага является основанием для внесения в соглашение отсрочки или рассрочки платежей, а также реструктуризации, представляет способ обеспечения исполнения финансовых обязательств стороной по договору.
Такой документ не всегда гарантирует погашение долга: его пишут, заверяя контрагента о поставке товара в срок, о предоставлении помещения в аренду и пр.
Говоря об удостоверении погашения денежных обязательств, следует уточнить, что документ служит ответом на претензию кредитора либо самостоятельной просьбой должника о предоставлении рассрочки по денежному обязательству. При отсутствии необходимых документов (подписанных актов выполненных работ или оказанных услуг, товарных накладных и др.) оно подтверждает наличие договорных отношений и выступает доказательством признания долга должником.
Чтобы разрешить ситуацию по выплатам мирным путем, составляют обращение к кредитору с указанием графика погашения. Такой документ в случае неисполнения обязанности должника является доказательством в суде.
Как его правильно написать
Единого установленного образца гарантийного письма по оплате задолженности не существует, поскольку определения такого документа закон не содержит. В случае обнаружения невозможности исполнения обязательства либо после получения претензии от кредитора рекомендуем составить письменное обращение, касающееся сроков выплат. Имейте в виду: предоставляя такой документ, вы автоматически подтверждаете долг.
Придерживайтесь следующего алгоритма:
Документ не является основанием для возникновения обязанности у кредитора по предоставлению отсрочки (рассрочки). Он служит способом мирного (внесудебного) разрешения ситуации. Если кредитор согласен на отсрочку или рассрочку, рекомендуем заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору или запросить письменный ответ, подтверждающий принятие графика или предоставление отсрочки (рассрочки).
Письмо с просьбой оплатить задолженность
Письмо-просьба об оплате задолженности — это письменное обращение к контрагенту с предложением перечислить на счет или внести в кассу сумму долга по договору или иному обязательству.
При неисполнении контрагентом обязательства по оплате выполненной работы или оказанных услуг формируется просьба оплатить задолженность, которая направляется адресату. Рассмотрим, как правильно составить документ, чтобы достичь цели и мотивировать партнера на соблюдение условий договора.
Когда надо отправлять
Организация составляет исходящий документ, в котором содержится просьба произвести оплату, в следующих случаях:
Функции
Обращение не всегда носит характер претензии, достаточно часто его целью является:
Как составить
При написании используются общие правила делопроизводства, просьба оплатить долг включает следующие блоки:
Образец
В законодательных актах образец просьбы об оплате задолженности не содержится, унифицированная форма не утверждена. Каждая организация вправе разработать собственный бланк.
Общество с ограниченной ответственностью «Арамис»
ИНН 4501001055, адрес: г. Курган, ул. Горького, 1
Директору ООО «Атос»
640000, г. Курган, ул. Красина, 7
Исх. №9 от 12 мая 2020 года
По договору подряда №3 от 07.04.2020 г. у Вашей организации числится задолженность в размере 7 000 (Семь тысяч) рублей. Она подтверждается актом приемки от 10.04.2020 г., актом сверки от 10.04.2020 г.
Прошу погасить задолженность в досудебном порядке. Напоминаю, что в случае обращения в суд, ООО «Арамис» имеет право на взыскание расходов на оплату услуг представителя, возвращение уплаченной госпошлины. Кроме того, мы имеем право предъявить неустойку по п. 5.5 Договора поставки (0,1% от суммы долга за день просрочки).
Прошу перечислить указанную сумму 7 000 рублей в кратчайшие сроки на:
Р/с: №40702 910 77822 0000 333 в Филиале ОАО АКБ «АЛЬФАБАНК», г. Курган, кор. счет 30101810000000000777; БИК 045407799.
В случае отсутствия оплаты в течение 10 дней после поступления письма мы оставляем за собой право обратиться в Арбитражный суд для взыскания суммы долга.
Сроки реагирования
В документе высказывается просьба погасить задолженность в кратчайшие сроки, но у контрагента есть запас времени для ответа. В соответствии со ст. 452 ГК РФ, обычаями делового оборота, судебной практикой, на ответ дается на менее месяца, если иной срок не установлен в претензии или соглашении. Уплата долга — это один из вариантов ответа, чаще адресант получает гарантийное письмо или обращение с предложением отложить сроки исполнения материальных обязательств, которые рассматриваются в индивидуальном порядке.
Оплата третьим лицом
В соответствии со ст. 313 ГК РФ оплату услуг вправе произвести третье лицо, в этом случае составляется письмо в адрес исполнителя о том, что оплата возложена на третье лицо.
Соглашение о реструктуризации долга между юридическими лицами
Соглашение о реструктуризации долга могут подписать не только кредитное учреждение и его клиент, но и юридические лица при заключенном договоре поставке, купли-продажи, займа и т.д. Под реструктуризацией задолженности понимается изменение условий покрытия долга или кредита. Новые условия оговариваются кредитором и должником. Разберемся, как составить такое соглашение.
Общая информация
Реструктуризация выгодна обеим сторонам при появлении задолженности, просрочки платежей. Она является частью досудебного порядка урегулирования спора. Обращение в судебную инстанцию не всегда приводит к фактическому взысканию долга.
Инициатива о таком соглашении может исходить как от кредитора, так и от должника. Должник может отправить второй стороне заявление с просьбой изменить условия ранее заключенного договора. К заявлению он должен приложить документы, которые подтвердят его финансовые трудности. Кредитор, если инициатор он, отправляет предложение о реструктуризации вместе с претензией должнику.
Заключенное соглашение о реструктуризации становится основным договором.
Способы реструктуризации долга
Облегчить бремя задолженности можно путем изменения условий ее погашения:
Способ взыскатель и должник выбирают самостоятельно, посовещавшись. Вместе они составляют и график платежей, в том случае когда он нужен.
К сведению! Задолженность может быть не только по кредиту, но и по коммунальным платежам, по договорам займа, аренды, лизинга, по взносам в ПФР или ОМС.
Как написать соглашение о реструктуризации долга
Унифицированного бланка такого соглашения не существует, поэтому стороны могут составить его в свободной форме. Структура документа будет такой же, как и у договора, к которому он составляется.
Какая информация должна быть в данном соглашении:
К сведению! Если к соглашению прилагаются какие-либо документы, например, график платежей, то об этом нужно написать.
Документ заканчивается реквизитами и подписями сторон.
Наш образец составлен для случая, когда реструктуризация проводится путем предоставления отсрочки. Его можно использовать, изменив при необходимости.
Образец соглашения
Соглашение
о реструктуризации задолженности
«17» декабря 2020 года
ООО «Гватемала», именуемое в дальнейшем «Кредитор», в лице генерального директора Ахметова Рустама Рустамовича, действующего на основании Устава, и ООО «Астра», именуемое в дальнейшем «Должник», в лице генерального директора Сорокина Петра Петровича, действующего на основании Устава, вместе именуемые «Стороны», а индивидуально – «Сторона», подписали настоящее соглашение о реструктуризации долга к договору займа № 12 от «13» марта 2020 года (далее — «Договор») о нижеследующем:
Кредитор | Должник |
---|---|
ООО «Гватемала», 426009, г. Ижевск, ул. Колхозная, д. 45, тел. 8 (3412) 66-67-68, ИНН 1831231234, КПП 876345234, ОГРН 6784563636363 | ООО «Астра», 426008, г. Ижевск, ул. Лесная, д. 56, оф. 12, тел. 8 (3412) 44-43-42, ИНН 5612342345, КПП 567345123, ОГРН 5673452341234 |
Кредитор: Ахметов / Р.Р. Ахметов
Должник: Сорокин / П.П. Сорокин