график посещения уроков администрацией образец
План посещения уроков
План посещения уроков 2021-2022 уч.г.
площадка для участия и интересного досуга!
переходи по ссылке и будь участником интересных событий.
О приеме на обучение детей-инвалидов
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области информирует, что государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (далее – Центр «Ресурс») осуществляет прием детей-инвалидов на обучение в 2021/2022 учебном году по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с использованием дистанционных образовательных технологий. На обучение принимаются дети-инвалиды 6,5-18 лет, преимущественно обучающиеся на дому, а также дети-инвалиды, обучающиеся в образовательных организациях и не имеющие возможности получать дополнительное образование. Информация об обучении размещена на сайте http://www.центр-ресурс.рф (вкладка «Отделение дистанционного образования»). Министерство образования рекомендует довести вышеуказанную информацию до сведения родителей (законных представителей) детей-инвалидов. Контактное лицо: Воробьева Наталья Александровна, заведующая отделением дополнительного образования с использованием дистанционных технологий. Тел. 8(343)269-57-19 (доб. 404) или 89049834126, e-mail: forumresurs@gmail.com.
В России стартует обновленный проект «Билет в будущее»
7 сентября в международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция «Новые подходы к реализации проекта «Билет в будущее» в 2021 году».
Он подчеркнул, что в парках «Россия – Моя история» с октября будет представлена крупная мультимедийная профориентационная композиция, которая поможет школьникам сориентироваться в мире профессий. В регионах, где парков нет, профессиональные пробы будут развиваться на базе ВУЗов, СУЗов, партнеров-работодателей, технопарков.
Цифровая платформа «Билет в будущее» состоит из двух сегментов – общедоступного и школьного. В открытом, общедоступном сегменте, все желающие смогут пройти «примерочную профессий», игровые тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, раздел для родителей, популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. Для закрытого, школьного, сегмента, участниками которого могут стать только зарегистрированные на платформе школы и ученики 6-11 классов этих школ, доступны интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий (рабочих тетрадей). Все активности и учебные материалы платформы разработаны при поддержке и содействии Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и психологического факультета МГУ им. Ломоносова.
Обновленный проект рассчитан не только на школьников, он также предполагает участие родителей и учителей. Родители смогут пройти «битесты» и проверить, совпадают ли их ожидания с устремлениями детей. Обучение школьников на платформе будет проходить под контролем педагогов-навигаторов.
Уже в сентябре начнется регистрация школ на платформе, а с 1 по 15 октября пройдет Всероссийский профориентационный урок, который ознаменует старт проекта в школах.
Организаторы рассчитывают, что в 2021 году в закрытом контуре проекта примут участие более 300 тысяч школьников со всей России, их наставниками станут более 5 тысяч педагогов-навигаторов.
График посещения уроков учителей
Как завуча меня всегда интересовал вопрос гласности учебно-воспитательного процесса. Данная таблица тому пример.
Королева Ирина Борисовна, зам. директора по УВР и ВР
Полный текст материала График посещения уроков учителей смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Карта посещения уроков. Для ЗАВуча
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Типовая карта посещения урока
Дата посещения ______________________
На уроке присутствовали:______________________________________________________________ ________ __
Общая информация об уроке
1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)
внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения).______________________ _______________
1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)
знакомство с учителем;
комплексное наблюдение за работой учителя;
наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) ;
наблюдение за работой класса, отдельных учеников;
диагностика затруднений учителя;
диагностика затруднений класса;
контроль (указывается форма контроля) ;
подготовка к аттестации;
1. 3. Общая характеристика урока
1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)________________________________________________________________________________________ __.
2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями
3.1. Исчерпанность темы
Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности
Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска
Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников
Педагогический такт учителя
Психологический климат в классе
Рабочее самочувствие учителя на уроке
Рабочее самочувствие учащихся на уроке
Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом
3.9. Анализ домашнего задания
4.1. Оценка урока учителем (самооценка)
4.2. Замечания и предложения
Порядок работы с картой. Хранение и использование карт
1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.
2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.
3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.
4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.
5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.
1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественнонаучного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.
2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.
Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)
Типовая карта посещения урока, введенная в нашем лицее, состоит из четырех частей.
В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.
Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:
• фиксировать ли ему только основные этапы урока;
• фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;
• детально конспектировать ход всех этапов урока.
Комментарии, замечания и рекомендации могут быть вписаны как по ходу конспектирования урока, так и после его окончания.
Третья часть — это анализ урока с опорой на основные общепедагогические и дидактические категории. В большинстве случаев они представлены в анкетной форме и сопровождаются «окном» для замечаний и рекомендаций. Посещающий урок сам определяет объем и форму этих замечаний (рекомендаций), но краткая их фиксация необходима для выявления того, в каком направлении вести работу с учителем и как педагог преодолевал выявленные сложности или исправлял недочеты. Пункт 3.7 (развивающая характеристика урока, развитие речи учащихся) заполняется в свободной форме, т.к. напрямую зависит от специфики преподаваемого предмета. Вместе с тем обращаем особое внимание методистов, что все без исключения дисциплины школьного курса должны решать задачу формирования культуры устной и письменной речи. Пункт 3.8 (психологическая характеристика урока) оценивается табличным способом: «+» — положительная оценка по указанному параметру, «+/» — оценка в целом положительная, но имеются незначительные недочеты, «-» — имеются значительные недочеты по данному параметру, «?» — посещающий урок затрудняется оценить его по данному параметру или данный параметр не может быть оценен в связи со спецификой определенного урока, темы, раздела, класса и т.д.
Четвертая часть карты включает в себя общую оценку урока учителем (самооценку) и оценку урока тем, кто его посещал. Перед началом обсуждения урока целесообразно предоставить слово учителю для его самооценки, основные выводы которой следует внести в карту. Анализ самооценки учителем урока в ряде случаев помогает выявить «поле проблем», возникающих в работе педагога, и наметить пути решения этих проблем. В раздел 4.2 «Замечания и предложения» заносятся четко сформулированные рекомендации и пути решения проблем, например, пересмотреть планирование уроков по данному разделу курса, обратиться за консультацией к психологу по вопросу…, ввести в качестве обязательного этапа урока… и т.п.
Цели и программы посещения уроков администрацией
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели посещения уроков и программы их посещения
Цель: проверить, насколько целесообразно используется дидактический и раздаточный материал.
Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний, их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.
Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.
Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания
основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.
Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Выявить, систематически ли использует учитель МПС.
Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласованно ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.
Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
1. Определить соответствие использования индивидуальной формы ра-
боты характеру изучаемого материала.
Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.
Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.
Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устраняя по возможности все посторонние раздражители.
Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.
Выяснить, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).
Посмотреть, применяются ли учителем разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).
Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.
Посмотреть, приучает ли учитель учащихся планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их достижения наиболее рациональные пути и средства.
Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.
Выяснить, обучает ли учитель учащихся организации своего рабочего места.
Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками.
Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
Выяснить, определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировалось достичь при изучении темы, курса, раздела.
Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).
Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.
Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.
Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.
Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.
Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.
Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.
Определить наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформирования школы.
Выяснить, как учит учитель учащихся отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения ими знаний.
Проверить, способствует ли учитель выработке у учеников общеучебных и общетрудовых умений и навыков.
Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.
Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.
Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.
Определить, приучает ли ТСО учащихся к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.
Выяснить, способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.
Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.
Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других уроков по теме.
Проанализировать, обоснованны ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.
Посмотреть, носит ли материал научный характер.
Выяснить, сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.
Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.
Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.
Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.
Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.
Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.
Номер материала: ДБ-322538
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Регламент и правила посещения уроков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Регламент и правила посещения уроков
Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.
Позитивные оценки — вначале, критика — потом
На урок ходят с разными целями. К примеру, родители — за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты — для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения. Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».
Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений. Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.
Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео — только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.
В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся). Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях — порядковый номер урока (первый. пятый. ), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока. Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.
Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе учителя. После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе. Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.
Все эти правила — только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.
Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий
1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.
1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).
1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.
1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.
1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.
1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.
1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.
1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.
2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.
2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).
2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).
2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).
2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).
2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.
2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.
2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.
2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.
3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.
3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.
3.2. Запрещается покидать урок до его завершения.
3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).
3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.
3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.
3.6. Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.
3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.
3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.
3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.
3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.
4. Наблюдение учебного процесса на уроке.
4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).
4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.
4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.
4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.
4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.
4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с учеником запрещается.
4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения.
4.8. Посещающему запрещается задерживать учащихся после звонка на перемену.
5. Статус информации, полученной при посещении урока.
5.1. Информация, полученная должностным лицом школы, обладает статусом внутренней информации в рамках школы; информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.
5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.
5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.
5.4. Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.
5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.
5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.
5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.
6. Анализ посещенного урока.
6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.
6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.
6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке до сведения учителя и руководителей школы.
6.4. Педагогам школы, посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.
6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.
6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.
6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители школы, не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.
6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.
6.9. Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.
6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.
6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.
6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.
6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.
6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности учителя квалификационным требованиям той или иной категории.
7. Документы, отражающие посещение уроков.
7.1. Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа и должны иметь признаки документа.
7.2. Сроки хранения таких документов – 5 лет, т.е. продолжительность межаттестационного периода.
7.3. Посещение уроков в рамках аттестации и других плановых проверок завершается составлением справки, имеющей статус и признаки документа.
7.4. Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших его урок в рамках аттестации или плановых проверок.
7.5. Учитель обязательно и под роспись должен быть ознакомлен со всеми документами, составленными после посещения его уроков.
7.6. Решение вопроса об ознакомлении с этими документами других членов коллектива находится в компетенции руководства школы.
7.7. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими урок учителя.
8. Сроки действия регламента и порядок его изменения.
8.1. Регламент утверждается педагогическим советом школы.
8.2. Изменения (дополнения) в регламент вносятся педагогическим советом школы.
8.3. Срок действия настоящего регламента не ограничен.
Правила посещения и анализа уроков
Отсутствие документа, регламентирующего посещение урока, — это источник конфликтных ситуаций и субъективных оценок работы учителя. Наблюдатель на уроке — ситуация стрессовая, она наносит неоспоримый вред здоровью учащихся и учителя, негативно отражается на знаниях, умениях и навыках учеников. Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.
• Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.
• Начинать анализ урока с позитивных оценок.
• Не сравнивать одного учителя с другим.
• Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.
• Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока. Вкладывать эту информацию в содержание оценочных суждений.
• Оценивать педагогические явления только с точки зрения грамотности применения.
• Строить оценочные суждения на основе научно-методической терминологии.
• Давать конкретные и вежливые оценки.
• Наблюдатель, преподающий другой предмет, не вправе анализировать урок; по просьбе учителя он может только дать оценку с общепедагогических позиций.
• Директор и его заместители, преподающие другой предмет, обязаны давать квалифицированный анализ урока.
• Посещающий педагог должен знать школьные основы науки, заложенной в учебный предмет.
• Должностное лицо высказывает свое мнение последним, после других выступающих.
• Анализ проходит под руководством «ведущего» — руководителя методобъединения, кафедры или замдиректора, курирующего предмет.
• Анализ урока протоколируется; учитель, урок которого анализировался, должен быть обязательно ознакомлен с протоколом.
• С протоколом обсуждения урока имеют право ознакомиться посещавшие урок педагоги.
• Выступающий не повторяет оценки других выступавших, высказывает лишь согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с мнением других обязательно обосновывает и доказывает свою позицию.
• Каждый выступающий может высказывать свою точку зрения, принимать участие в возникающих спорах.
• Перед или в процессе анализа каждый может обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.