график проведения специальной оценки условий труда образец 2021
График проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ООО «График графиков»
__________ Андропов А.А.
«__» ________ 20__г.
График
проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
№
п/п
Этапы работ
Ответственный
Сроки
Заседание состава комиссии по проведению СОУТ, распределение функций.
Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ)
Подготовка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. Подготовка материалов, справок и иной документации для организации-исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом.
Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ)
С 10.01.19 по 15.01.19
Определение организации-исполнителя работ по проведению СОУТ и подготовка к заключению гражданско-правового договора на СОУТ.
Специалист по охране труда
С 15.01.19 по 01.02.19
Проведение экспертами выбранной организации-исполнителя идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Эксперт организации, проводящей СОУТ (п. 2 ст. 10 426-ФЗ)
В течении 10 дней с момента заключения договора
Проведение экспертами организации-исполнителя исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов.
Организация, проводящая СОУТ (п. 6 ст. 12 426-ФЗ)
В течении 20 дней с момента заключения договора
Проведение оценки проведённых исследований, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости). Получение итогового комплекта документов на утверждение комиссии.
Организация, проводящая СОУТ (п. 6 ст. 12 426-ФЗ)
В течении 30 дней с момента заключения договора
Рассмотрение и утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ)
Направление Уведомления для организации, проводившей СОУТ, о дне утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Комиссия (п.5 ст.9 426-ФЗ)
в течении 3х дней с момента утверждения отчёта
Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда.
Комиссия (п. 5 ст. 15 426-ФЗ)
В срок 30 календарных дней с момента утверждения отчёта
Подача Декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Комиссия (п. 1 ст. 11 426-ФЗ)
В срок 30 рабочих дней с момента утверждения отчёта
Размещение сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Ответственный за публикацию материалов на сайте организации (п. 6 ст.15 426-ФЗ)
В срок 30 календарных дней с момента утверждения отчёта
График составлен «__» ________ 20__г.
Председатель комиссии: должность подпись Ф.И.О.
График подготовлен на основании п. 1 статьи 9 Закона 426-ФЗ
Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда.
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
График проведения СОУТ (образец 2021)
Процесс проведения оценки критериев труда на рабочих местах выступает важнейшим принципом организации работы любого предприятия. Эта статья расскажет о порядке составления графика для СОУТ.
Основы проведения СОУТ
СОУТ – это специальная оценка критериев трудовой деятельности, которая имеет цель: классификация уровня опасности и вредности на рабочем месте. По итогам проведения руководитель имеет право улучшить условия труда сотрудников.
Данный процесс относится к комплексу спецмероприятий, целью которых является идентификация опасных и вредных факторов осуществления профессионально-трудовой деятельности. В результате проверки может оказаться, что условия труда на производственном объекте не соответствуют стандартам, установленным правительством. В этом случае представители проверяемой организации должны будут реализовать рекомендации по устранению негативного воздействия.
Важно! СОУТ является процессом, который формирует среду для организации трудовой деятельности и условия, необходимые для защиты работника.
Согласно ст. 212 ТК РФ все компании и ИП обязаны проводить СОУТ в отношении рабочих мест нанимаемых работников, участвующих в производственном и технологическом процессах.
Такое правило имеет отношение ко всем рабочим местам за исключением:
В основе анализа условий труда лежит рабочая среда и воздействие на нее ряда факторов. С этими факторами работник вступает в контакт при выполнении работы. Они могут быть как благоприятными, так и угрожать его здоровью или даже жизни.
СОУТ должна проводиться при участии людей, должным образом подготовленных к этому процессу. Это должны быть люди, ознакомленные с положениями правил охраны труда, касающихся конкретного типа трудовой деятельности, связанных с обеспечением надлежащих условий труда, и вопросами условий труда, например, службами охраны и безопасности, технологами.
При организации СОУТ работодатель должен обратить внимание на:
Важно! Если будет установлено, что условия труда на определенных рабочих местах могут представлять угрозу здоровью, безопасности сотрудников и создавать чрезмерные неудобства, следует немедленно принять меры для улучшения этих условий, информируя сотрудников об этих угрозах и их характере.
Наиболее важным нормативным актом, который следует здесь выделить, является 426-ФЗ. Представленный федеральный закон определяет организационные основы прав, обязанностей и ответственности участников оценки.
Следует отметить, что Федеральный закон № 426 является далеко не единственным нормативным актом, определяющим условия и принципы функционирования оценочной работы на конкретном предприятии. Существует также ТК РФ, а также определенные нормативные акты местного уровня.
Необходимо выделить важную норму, предусмотренную статьей № 2 ФЗ № 426. Здесь указывается принцип приоритета международного права над национальным правом. Следовательно, этот нормативный акт также должен соответствовать международным нормам.
График проведения СОУТ: основные характеристики
Основные документы для проведения СОУТ:
График представляет собой таблицу, в которой указывается номер, название и дата по каждому мероприятию.
В соответствии со ч.6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, график проведения СОУТ должен быть поэтапным процессом. Датой его завершения является срок не позже 31 декабря.
Таким образом, согласно графику сроки проведения СОУТ сжаты.
Особенности поэтапного составления графика:
Правила составления графика
Основные правила, которых необходимо придерживаться при составлении графика:
Пример № 1. Ниже представлен пример этапов из графика по компании ООО «Феникс»:
Важно! При формировании комиссии по СОУТ в ее состав включаются сотрудники:
Основные операции, включаемые в график
В таблице ниже представлен перечень и характеристика основных операций, которые могут быть включены в график.
· готовятся исходные сведения;
· собирается информация по условиям труда;
· формируются документы – исходники
результатов контроля за условиями труда
· перечень рабочих мест по СОУТ;
· акты проведения испытаний и исследований;
· акты при оценке эффективности используемых СИЗ;
· акт о невозможности оценки ряда факторов из-за угрозы жизни проверяющим;
· сводная ведомость СОУТ;
· список мероприятий, которые рекомендуются для улучшения условий труда на определенных рабочих местах;
· итоговое заключение эксперта СОУТ
· осуществлять функции контроля;
· информирование работников о возможных рисках;
· планирование и качественное выполнение мероприятий по устранению выявленных отклонений;
· анализ и урегулирование разногласий, связанных с безопасностью условий труда и др.
Факт знакомства должен быть подтвержден подписью сотрудника.
· в сети Интернет в части установления классов условий труда на рабочих местах
Основные условия размещения:
· трудовая инспекция уведомляется в срок 30 дней;
· размещение на сайте данных в виде сканов результатов.
Наиболее часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1. Какие вредные факторы не включаются для оценки в график СОУТ?
Ответ: Следующие факторы не учитываются в графике СОУТ:
Вопрос № 2. Каковы требования к составлению графика СОУТ?
Ответ: Они указаны в ч.1 ст.9 ФЗ № 426 от 28.12.2013. Среди них:
Вопрос № 3. Какова ответственность работодателя за нарушение условий составления графика?
Ответ: В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ:
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка № 1. Часто при изменении наименования должности сотрудника соответствующие поправки не отражены в графике СОУТ, что является ошибкой. Необходимо издать приказ об изменении наименования должности, но со ссылкой на неизменность условий труда на данном рабочем месте. Приказ согласовывается с профсоюзом.
Таким образом, каждый работодатель должен помнить, что проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является его обязанностью, закрепленной на законодательном уровне в Трудовом кодексе Российской Федерации. Такое проведение опирается на основной документ – график СОУТ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение, работодатель может быть привлечен к ответственности. Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод, что следующие действия со стороны работодателей признаны нарушением порядка проведения специальной оценки: несоблюдение установленного срока составления графика, неправильно оформленный график, отсутствие специально созданной комиссии и т. д.
График проведения СОУТ: образец заполнения 2021 года в 2 вариантах
Согласно п. 1 статьи 9 Закона 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» на предприятии перед началом мероприятий по специальной оценке условий труда разрабатывают и утверждают график проведения СОУТ – образец заполнения 2021 года – тема нашей сегодняшней встречи.
Привожу выдержку из федерального законодательного акта:
«Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда. 1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда…».
В соответствии с вышеупомянутым требованием привожу 2 версии документов.
Первый образец приказа об утверждении графика
по проведению СОУТ
Подпись / Фамилия / Инициалы
График проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Состав работы | Ответственные за проведение | Продолжительность |
1. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. | Комиссия (п.5 ст.9 426-ФЗ) | до 5-ти дней |
2. Идентификация или определение потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах. | Эксперт организации, проводящей СОУТ (п.2 ст.10 426-ФЗ) | до 3-х дней |
3. Утверждение результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и принятие решения о проведении исследований и измерений идентифицированных на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов. | Комиссия (п.2,5 ст.10 426-ФЗ) | до 3-х дней |
4. Исследования (испытания) и измерения идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. | Организация, проводящая СОУТ (п.1,3 ст.12 426-ФЗ) | В соответствии со сроками договора |
5. Оформление протоколов проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. Составление карт специальной оценки условий труда, отчета о специальной оценке условий труда. | Организация, проводящая СОУТ (п.6 ст.12 426-ФЗ) | В соответствии со сроками договора |
6. Обсуждение, внесение уточнений, подписание и утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда. | Комиссия (п.2 ст.15 426-ФЗ) | Не более 20 рабочих дней |
7. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Размещение на официальном сайте (при его наличии) в сети Интернет сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. | Комиссия (п.5 ст.12 426-ФЗ) | В срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. |
Ф. И. О. / Должность / Дата / Подпись
Второй вариант образца заполнения графика
«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ООО «Листник.ру»
__________ Беспалов В. В.
«08» октября 2021 г.
График проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Этапы работ | Ответственный | Сроки |
Заседание состава комиссии по проведению СОУТ, распределение функций. | Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ) | 10.01.19 |
Подготовка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. Подготовка материалов, справок и иной документации для организации-исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом. | Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ) | С 10.01.19 по 15.01.19 |
Определение организации-исполнителя работ по проведению СОУТ и подготовка к заключению гражданско-правового договора на СОУТ. | Специалист по охране труда | С 15.01.19 по 01.02.19 |
Проведение экспертами выбранной организации-исполнителя идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. | Эксперт организации, проводящей СОУТ (п. 2 ст. 10 426-ФЗ) | В течение 10 дней с момента заключения договора |
Проведение экспертами организации-исполнителя исследований (измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов. | Организация, проводящая СОУТ (п. 6 ст. 12 426-ФЗ) | В течение 20 дней с момента заключения договора |
Проведение оценки проведённых исследований, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости). Получение итогового комплекта документов на утверждение комиссии. | Организация, проводящая СОУТ (п. 6 ст. 12 426-ФЗ) | В течение 30 дней с момента заключения договора |
Рассмотрение и утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда. | Комиссия (п. 5 ст. 9 426-ФЗ) | 5 дней |
Направление Уведомления для организации, проводившей СОУТ, о дне утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. | Комиссия (п.5 ст.9 426-ФЗ) | в течение 3х дней с момента утверждения отчёта |
Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда. | Комиссия (п. 5 ст. 15 426-ФЗ) | В срок 30 календарных дней с момента утверждения отчёта |
Подача Декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | Комиссия (п. 1 ст. 11 426-ФЗ) | В срок 30 рабочих дней с момента утверждения отчёта |
Размещение сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | Ответственный за публикацию материалов на сайте организации (п. 6 ст.15 426-ФЗ) | В срок 30 календарных дней с момента утверждения отчёта |
График составлен «08» октября 2020 г.
Должность / Подпись / Ф.И.О.
Вот Вы и ознакомились с образцом заполнения графика проведения СОУТ на 2020 год.
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года
Доброго времени суток! Сейчас вас ждет все о проведении СОУТ в современных реалиях с учетом вступивших в силу изменений с 1 января 2021 года. А также поделюсь своим удобным алгоритмом, состоящим из 12 шагов, потому что ГИТ не дремлет и с начала 2019 года инспекция выявляет нарушителей закона и назначает им внеплановые проверки.
Так как в ч.6 ст. 27 ФЗ № 426 говорится о том, что ранее действующая аттестация рабочих мест утрачивает силу к концу 2018 года, а также если компания только образовалась, то провести специальную оценку условий труда необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.
Проведение специальной оценки условий труда
Вы даже можете и не узнать, что вас уже проверяют и готовят Распоряжение о грядущей проверке. Инспектор легко может проверить наличие действующей СОУТ у любой компании, достаточно знать ИНН и ОГРН, а это общедоступная информация.
«У вас еще нет спецоценки? Тогда мы идем к вам!» – скажет инспектор и направит Распоряжение.
Что такое специальная оценка условий труда
Для того чтобы понять, что нужно сделать и как, необходимо выяснить для чего проводится СОУТ?
Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.
Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:
Ответственность за непроведение СОУТ
Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая.
Рано или поздно вас выявят, выпишут штраф и проводить спецоценку в любом случае обяжут и отговорки, типа, да мы ж бюджетники нас не финансируют, особо не спасут.
Живой пример. В Управлении городского хозяйства небольшого городка произошел несчастный случай, соответственно, расследование, сбор документов, а спецоценки нет!
Руководитель пытался писать и объяснять, что он не виноват просто не были выделены средства, но инспектор непреклонен и выписал штраф за данное нарушение 60 тысяч рублей и на должностное 5 тыс.руб.
Руководителя это зацепило, он считал себя невиновным и обратился в суд. Но и суд был непреклонен, потому что на проведение спецоценки на вновь введенных местах дается 12 месяцев и можно было заложить в бюджет сумму, тем более проведение 1 рабочего места стоит от 1000 до 2000 рублей.
И как итог – требования статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 были нарушены, поэтому штраф пришлось оплатить.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.
Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ
Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет. Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.
Кого включить в состав комиссии? Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.
Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ.
Образец приказа о создании комиссии по СОУТ
Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда можно скачать здесь.
График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие.
Регламентированной формы графика проведения спецоценки нет, главное, чтобы он был утвержден приказом.
Образец график проведения СОУТ
Поэтому идеальный вариант включить график проведения спецоценки, как приложение, в приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий и утвердить руководителем.
Особо мудрить не стоит, главное прописать последовательно все виды работ последовательно и продолжительность каждого. Для упрощения ваших задач, предлагаю использовать мой образец, тем более, что он уже был проверен неоднократно.
Посмотрите видео, в котором рассказываю про график проведения СОУТ, а также оставлю ссылку на свой канал на Youtube, где можно ознакомиться с другой полезной информацией.
Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ
Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.
Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:
Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются. Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.
Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест.
Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.
Образец перечень рабочих мест
А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах?
Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится (Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041), потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.
Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.
Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ
Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже. Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда.
Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать. Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать тут (ст. 19 ФЗ 426).
Ошибки при проведении СОУТ
Компания, в которой я работала, активно развивалась и в 2015 году открылось новое подразделение. В штатном расписании появилось очень много новых должностей как ИТР, так и рабочего персонала.
Работы было много и одной из задач было проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Прошерстив интернет, рассмотрев десятки компаний, остановилась на пяти из сотни аккредитованные организаций. У всех был полный комплект документов, которыми они подтверждали свое соответствие:
Проверила наличие аккредитации по охране труда, дающей права проводить специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России, я спокойно отправила документы для проведения конкурса внутри компании. Победу одержала организация, проводящая СОУТ с очень внушительным названием, да и стоимость у них была скромнее, чем у остальных.
Это не маловажный фактор в каждой компании, хочется сделать все хорошо и с реальной экономией. Именно этот момент часто и подводит, ведь не зря говорят, что скупой платит дважды. Ведь в последствии могут “всплыть” ошибки при проведении СОУТ. Дело это не быстрое, и кто раньше сталкивался с проведением спецоценки, знает, какая это “головная боль” из-за огромного количества бумажек, которые нужно подготовить, а также возни, которая занимает все рабочее время.
Но это не должно служить причиной халявного отношения, потому что с документами, полученными на выходе вам работать 5 лет. Проведение реальной специальной оценки условий труда рабочих мест помогает удостовериться, что сотрудники вашей компании трудятся в нормальных условиях, им есть чем дышать, от шума не лопаются барабанные перепонки, а зрение не падает из-за полумрака в офисе.
Полностью положившись на их компетентность, готовила приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, перечни рабочих мест, собирала все необходимые документы, отвечала на появляющиеся вопросы, победившей в конкурсе организации. Первое, что меня смутило во время работы, это вопрос: «Нужен ли выезд специалиста лаборатории в нашу компанию?» Находилось вновь открытое подразделение не близко и нежелание ехать было объяснимо.
Но моя привычка делать все по-честному, не дала компании, проводящей СОУТ схалявить. К тому же, проведя “липовую” спецоценку вы рискуете, тем что работники могут выразить свои замечания в письменном виде и придет проводить спецоценку повторно. Так вот, лаборатория приехала, замеры были сделаны, рабочие места исследованы, оставалось ждать результата работы.
Чем грозит низкое качество СОУТ
Эксперты не уделяют должного внимания качеству своих услуг, допускают ошибки в замерах параметров рабочих мест, в идентификации класса вредности рабочего места. А ведь если по результатам спецоценки класс условий труда будет признан допустимым, а по факту указанная профессия присутствует в Списке № 2, то у Пенсионного фонда не будет оснований для включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С этой проблемой я и столкнулась. Получив документы на проверку, 2 класс условий труда практически стоял у всех. Напомню, что всех выделяют 4 класса условий труда:
Так вот, несмотря на то, что в данном подразделении были сварщики, у которых априори класс условий труда не может быть меньше 3, стоял второй. Там, где децибелы превышали допустимые пределы, эксперт никаких вредных факторов не увидел. Хотя инспектор придя с проверкой и не имея под рукой специальное оборудование, легко мог бы понять, что есть превышение.
Да, можно сказать, что такой вид проведения специальной оценки условий труда для работодателя только плюс. Не надо платить дополнительные выплаты, предоставлять дополнительные дни к отпуску, и конечно не надо платить дополнительные взносы по более высокому тарифу.
Увидев все неточности, обратилась с просьбой исправить протоколы по фактическим замерам и перепроверить все данные, особенно льготное пенсионное обеспечение. Его наличие или отсутствие можно проверить по Постановлению Госкомтруда № 298/П-22, к нему прилагается Список “вредников”. Можно было закрыть глаза, но ничего не проходит незаметно, все тайное рано или поздно становится явным. Особенно, если это касается охраны труда.
Работник вправе подать письменно свои возражения в организацию, проводившую СОУТ, работодателю и в профсоюз. Рассмотрев все материалы и убедившись в том, что замечания обоснованные, придет проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Следует вывод: Не нарушай и не наказан будешь!
Но это еще мелочи жизни, ведь может произойти и несчастный случай на производстве, а тогда комиссия будет рассматривать спецоценку уже более детально и все “косяки” сразу же будут видны. А там уже все зависит от тяжести НС, и ошибки при проведении СОУТ могут потянуть за собой уголовную ответственность.
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС
Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.
Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:
Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.
Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Гарантии и компенсации в зависимости от результатов СОУТ
Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.
Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ
Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов (ст.15 426-ФЗ). По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.
В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем. Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.
Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.
Сроки по окончании СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что ваша работа на этом завершена. Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.
Например, если вы отправили отчет почтой России, то обязательно заказным письмом, но суть не в этом, продублируйте отчет по электронной почте, потому как сроки уже будут нарушены, и вы подведете специализированную организацию и себя в том числе. Получив ваш утвержденный отчет, компания-оценщик должна разместить его в реестре на сайте Минтруда и в течение 3 рабочих дней направить уведомление вам о регистрации отчета в Минтруде.
С этого момента он считается утвержденным. Обратите внимание, что если отчет не зарегистрирован, то он недействителен. Порядок проведения СОУТ очень усложнился, нужно быть постоянно начеку, помнить о сроках и о возможных штрафах.
Шаг 8. Декларирование
То есть они являются оптимальными или допустимыми, по этим должностям нет необходимости производить дополнительные компенсационные выплаты и прочее. Мы уже говорили о том, что работодателю это выгодно, но не стоит экономить на работниках, потому как это может «выйти боком». Не стоит забывать о жизни и здоровье ваших подчиненных, лучше улучшайте им условия труда, тем самым достигая большей выгоды.
Декларацию нужно заполнять строго по форме (Приложение № 1 Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н). Если оформили не корректно, то Инспекция в течение 10 рабочих дней отправит вам ее обратно. Вы быстро правите и отправляете повторно. Не все специализированные организации, проводящие специальную оценку условий труда, заботятся о своих клиентах и заполняют за них декларацию.
Часто работодателю приходится это делать самостоятельно. И чтобы не допустить ошибок в оформлении не лишним вам будет почитать письмо Минтруда (ПИСЬМО от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724) с разъяснениями. Имейте в виду! Срок подачи декларации в инспекцию по труду – 30 рабочих дней с момента утверждения СОУТ, а с 2020 года – это регистрации отчета в реестре Минтруда.
Порядок подачи декларации по специальной оценке условий труда
Да, каюсь грешна, с первой своей специальной оценкой практически прозевала срок подачи декларации соответствия условий труда в ГИТ. Почему практически? Потому что, вспомнила о том, что декларации должны быть зарегистрированы в ГИТ за несколько дней до окончания выделенного законом срока. У меня оставалось буквально два дня, а если опоздать, то можно «нарваться» на штраф до 80000 рублей.
«Бегом» подготовила на документы и заказным письмом отправила почтой. Главное ведь дата отправки. Успела. Но если срок опоздания будет хоть пару дней, штраф неминуем и как показывает судебная практика, оспорить его в 99% случаев не удастся. Больше про декларацию я не забывала никогда. Это был хороший урок, хоть и осталась неоштрафованная.
Срок действия и продление срока действия декларации соответствия условий труда
Срок действия декларации соответствия условий труда составляет 5 лет (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ), так же как сама специальная оценка. СОУТ была введена в действие в 2014 году взамен аттестации рабочих мест, срок действия специальной оценки условий труда и декларации подходит к концу. Если первое проводить придется снова, то второе можно продлить и тем самым сэкономить бюджет работодателю.
Когда подходит окончание срока действия декларации на данных рабочих местах, и не было зарегистрировано несчастных случае или профессиональных заболеваний, то она считается автоматически продленной (части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ). Делать в этом случае ничего не требует, никаких подтверждающих бумажек не нужно. То есть, если у вас по результатам СОУТ все рабочие места декларативные, вредности нет, то специальная оценка также считается продленной. Это правило не распространяется на вредников.
Прекращение действия декларации
Срок действия декларации соответствия условий труда может быть прерван, если выявлены вышеуказанные факты. В этом случае дается 6 месяцев на проведение внеплановой спецоценки. Как показывает практика вредность у данного рабочего места будет выявлена, но если класс условий труда останется неизменным, то подается в ГИТ новая декларация.
Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ
Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.
Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.
Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.
Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:
Образец Лист ознакомления с результатом СОУТ
Оставляю вам образец листа ознакомления с результатами спецоценки, который вы можете видоизменять по вашему усмотрению.
Внесение информации в трудовой договор о СОУТ
Привлечь к ответственности за нарушение обязательного условиях специальной оценки условий труда – это отсутствует информация о соут в трудовом договоре, а также о компенсациях и гарантиях. Сотрудник должен иметь право в любой момент открыть этот документ и посмотреть, не нарушаются ли его права, об этом можно посмотреть в письме Минтруда № 15-1/ООГ-2516 от 14.07.2016г.
Поэтому стоит проверить, а не упустили ли кадры данный момент и учли при составлении трудовых договоров. Если проведена внеплановая спецоценка, изменились класс вредных и опасных факторов, появились или убавились компенсации и гарантии, нужно о предстоящих изменениях и о причинах изменений нужно письменно уведомить работника не позднее, чем за 2 месяца (ст.74 ТК РФ).
Вам не просто нужно уведомить работника, но и ознакомить с новой картой специальной оценки условий труда под подпись. В противном случае изменения не будут считаться действительными.
Образец Уведомление об изменении условий труда по результатам СОУТ
Образец уведомления об изменении условий труда по результатам СОУТ можно скачать здесь.
Где должны храниться и каков срок хранения результатов СОУТ?
Ни в одном законе не сказано где именно должны храниться результаты СОУТ и листы ознакомления. Тут решаться данный вопрос должен на уровне предприятия. К примеру, у нас спецоценкой «от А до Я» занимался отдел охраны труда, поэтому хранились данные документы у нас в архиве. Если же предприятие малое и ОТ занимаются, к примеру, кадры, то и хранить столь важные документы должны они.
Касательно того, каков срок хранения результатов соут, регламентирующие документы есть. Карты СОУТ необходимо хранить в течение 45 лет, а если были определен вредные или опасные производственные факторы – 75 лет. Такой длительный срок хранения специальной оценки условий труда необходим на тот случай, если на предприятии произойдет несчастный случай. Результаты СОУТ являются обязательным документом для рассмотрения комиссией.
Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
Шаг 11. Информирование ФСС
Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам. Информацию о проведенной работе отразите в таблице 5.
Шаг 12. Заключительный этап
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Образец приказ о завершении СОУТ
Стоит отметить еще и тот факт, что начисление компенсаций и льгот должно начинаться сразу после утверждения отчета. Компания-сосед столкнулась с такой ситуацией – СОУТ у них утвержден был 20 июля, а начислять они решили с 01 августа. За это можно и «влететь», потому как 10 дней уже действовала спецоценка, а работа еще не велась.
Вот так вот. И об этом тоже стоит упомянуть в приказе о завершении СОУТ. Кроме того, следует сделать акцент о необходимости внесения в трудовые договора информации о том, какие работникам полагаются льготы. Срок действия результатов специальной оценки условий труда – 5 лет, а декларацию по истечении срока можно продлить.
Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
Как быть, если СОУТ не проведена, а на новую должность приняли сотрудника?
При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.
А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях?
Должны быть причины для проведения СОУТ раньше намеченного срока, ведь тратиться на лишние расходы работодателю не хочется, а если закрыть глаза и не провести, то как говорится, «все тайное, становится явным» и штраф. (ч.2 ст. 5.27.1 КоАП) не минуем:
Не стоит перечислять по каким причинам внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, потому как полный перечень вы можете прочитать в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Если появятся вопросы о необходимости или есть возможность обойтись без СОУТ, давайте обсудим в комментариях.
Обращаю ваше внимание, что срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в большинстве случаев 6 месяцев, если же были введены новые рабочие места или произошла замена оборудования или технологического процесса, то 12 месяцев.
Нужно ли проводить спецоценку, если изменилось название предприятия?
Если рабочие места остались прежние, условия работ у сотрудников не изменились, оборудование или инструмент, который он используют тоже, в этому случае, специальную оценку рабочих мест проводить не нужно. Можно сэкономить очень приличную сумму просто составив приказ о реорганизации предприятия. В приказе нужно указать следующие нюансы:
Нужно ли проводить СОУТ, если изменилось название должности?
Следом вытекает логичный вопрос «А если изменилось название должности в штатном расписании, нужно ли проводить спецоценку?». Опять же повторюсь, если сотрудник остался работать на том же самом месте, оборудование, инвентарь или офисная техника не изменились, условия труда остались те же, то без специальной оценки условий труда можно обойтись.
Опять же экономия, причем во многих компаниях она может быть существенной. Так вот в компании, которой я работаю, штатку «трясти» любили регулярно, пару – тройку раз в год. Ну не переделывать же каждый раз документы. Для этого готовится акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (желательно на каждую должность отдельный).
В состав комиссии, которая будет подтверждать отсутствие оснований для внеплановой СОУТ, лучше всего включать тех же специалистов, которые привлекались ранее при проведении спецоценки у вас на предприятии. Детально рассказывать, что в акте должно быть не стану, предлагаю вашему вниманию образец, все где все подробно изложено.
Образец Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Образец акта об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда можно скачать, перейдя по ссылке.
Подготовленные акты необходимо ввести в действие приказом руководителя предприятия. Если на данных должностях были выявлены вредные и опасные производственные факторы и применялась, компенсация, то обязательно укажите, что на переименованные должности это также распространяется. Согласование с профсоюзом предприятия обязательно.
Образец приказа об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Ошибочное суждение – ориентир только на результаты спецоценки
Редко такие моменты конечно случаются, когда придерживаться нужно не только результатов специальной оценки условий труда, но и других регламентирующих документов. Приведу пару примеров.
Основные выводы
Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах. Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.
В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы изложила лишь некоторые вопросы. Все сразу не охватить, но я буду над этим работать и помогать в свою очередь вам. Пишите свои вопросы, примеры и случаи из практики в комментариях, будем обсуждать.
На этом, пожалуй, всё, желаю вам безопасной и эффективной работы! Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вам пришлась моя процедура проведения СОУТ, чтобы я понимала, что труды мои не напрасны 🙂
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!