график выдачи спецодежды на предприятии образец
Журнал учета выдачи СИЗ
Если в организации работодатель приобретает и снабжает работников средствами индивидуальной защиты (а он это обязан делать в соответствии со 212 и 221 статьями Трудового кодекса), то на предприятии должен вестись журнал учета выдачи СИЗ. Этот документ иллюстрирует поступление к конкретным сотрудникам специальной защитной одежды, обуви, респираторов и других полезных приспособлений.
Особенно это актуально для компаний, где сотрудники осуществляют свою работу в загрязненных или вредных условиях труда, в местах с повышенной или пониженной температурой (например, пожарные или сварщики), где работники взаимодействуют с потенциально опасным для жизни и здоровья оборудованием.
Строительные и производственные организации нуждаются в таком журнале. Словом, это распространенная и часто заполняемая бумага.
Что относится к СИЗ
Для того чтобы избежать спорных моментов, в трудовом законодательстве (а конкретнее – в 209 статье) четко прописано, что относится к средствам индивидуальной защиты. Например, к этой категории относятся противогазы, защитные перчатки, очки, пояса, другая специализированная одежда и обувь. Основной критерий – это защитная функция.
Защищать можно разные человеческие органы. По этому признаку СИЗ и классифицируются. Так, бывают защитные средства для глаз, кожи, головы целиком, органов дыхания. Отдельно выделяют приспособления от падения с высоты (страховки).
Также выделяют фильтрующие и изолирующие средства индивидуальной защиты. Первые фильтруют поступающие в легкие и к коже воздушные массы, вторые предохраняют от воздействий электрического тока, химических веществ, повышенной или пониженной температуры и пр.
Не стоит забывать, что к СИЗ также могут относиться смывающие, обезвреживающие средства и иные жидкости. Есть комплексные виды защиты: комбинезоны различной комплектации и назначения. Полный перечень средств защиты на производстве можно найти в ГОСТ 12.4.011-89.
Как выдавать
Трудовой кодекс не регламентирует, каким именно образом и в какие сроки необходимо выдавать средства индивидуальной защиты. Руководитель организации либо ответственный за это работник вправе решать самостоятельно форму и периодичность выдачи. Если рабочие будут обеспечены средствами защиты постоянно и надлежащего качества, то у проверяющих организаций претензий не возникнет.
Что касается законодательной базы, то регулирует процесс выдачи СИЗ Приказ Минздравсоцразвития №290н от 1 июня 2009 года. Там сказано, что при выдаче нужно руководствоваться конкретной спецификой производственных процессов.
В Приказе Минтруда №997н от 9 декабря 2014 года подробно прописано, какие средства индивидуальной защиты сколько служат. Например, максимальный срок эксплуатации каски вместе с подшлемником, а также защитного плаща – 2 года.
Кем заполняется
Компания вправе самостоятельно решить, кто из ее сотрудников будет заниматься выдачей СИЗ и заполнением журнала. Принципиально важно, чтобы это был компетентный сотрудник. Эта обязанность может быть прописана в трудовом договоре.
Еще один способ поручить работнику заполнять журнал учета выдачи СИЗ – назначить его ответственным за выполнение данной обязанности специальным приказом руководителя. На практике очень часто такими ответственными работниками являются руководители подразделений, бригадиры.
Элементы журнала учета выдачи СИЗ
Документ достаточно прост. Бланк его состоит из двух листов: обложки и основной табличной части. На обложке должно быть:
Второй лист журнала учета выдачи СИЗ является образцом для заполнения последующих. В нем находятся следующие графы для заполнения:
Правила заполнения журнала учёта выдачи СИЗ
После того как страницы напечатаны, их прошивают. Если журнал закончился (прошел указанный срок его действия, обычно это 1 год), то на последнем листе ставят общее количество страниц, расписывается руководитель организации, ставится печать.
Важно! Каждая страница журнала обязательно нумеруется.
Контроль за сохранностью СИЗ, их тщательный осмотр проводятся перед их выдачей, а впоследствии — раз в полгода. Об этом также необходимо ставить отметки в журнале. Если это возможно, то в графу «примечание».
Исправления и помарки в документе не приветствуются, но могут быть исправлены. Для этого ложная информация зачеркивается одной чертой, сверху или сбоку (где есть свободное место) записывается верная. При этом обязательна подпись ответственного лица и текст «Исправленному верить».
Сопутствующие документы
Помимо журнала, при использовании средств индивидуальной защиты на предприятии используют:
Все эти документы помогут руководителю упорядочить взаимодействие персонала со средствами индивидуальной защиты. Не все из них обязательны для заполнения. А журнал учета выдачи СИЗ станет основой для упорядочивания.
Положение о выдаче спецодежды: роль документа и правила его составления
Работа в опасных или вредных условиях считается очень рискованной для сотрудников, поэтому работодатель должен гарантировать им предоставление определенных льгот и компенсаций за это. В частности, одним из видов таких компенсаций является бесплатная выдача специальной одежды и обуви.
На предприятиях, где это является обязательным, должен быть утвержден специальный документ — Положение о выдаче спецодежды.
Правила и особенности его составления далее стоит рассмотреть более подробно.
Законодательное регулирование
Обязательность выдачи работникам спецодежды установлена в Трудовом кодексе РФ, в частности, в ст. 221 этого документа.
Кроме этого, нормы по выдаче спецодежды утверждаются приказом по предприятию. Основанием для расчета и установления этих норм является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Также при определении норм и конкретных перечней спецодежды и других средств индивидуальной защиты используются и отраслевые документы: приказы, положения, постановления. Например, отдельно существуют документы для железнодорожной или медицинской сферы, химической промышленности и т. д.
Понятие и роль документа
Положение о выдаче спецодежды (далее — Положение) представляет собой внутренний нормативный документ, в соответствии с которым осуществляется выдача СИЗ на предприятии.
Работодатель имеет право устанавливать в Положении количество выдаваемых комплектов не только строго в соответствии с требованиями законодательства, но и в большем размере. Дополнительно могут быть уменьшены нормативные сроки ее использования, а также установлено применение более дорогостоящих и износостойких моделей. Все это зависит только от финансовых возможностей компании.
Для большей безопасности лучше утвердить и согласовать все условия с профсоюзным комитетом сотрудников, если такой орган на предприятии имеется.
Наличие данного документа в компании, где должна выдаваться спецодежда, является обязательным требованием. Поскольку в нем будут содержаться все необходимые данные относительно норм и условий ее предоставления, все работники при трудоустройстве должны быть с ним ознакомлены.
Еще одним фактором, который говорит в пользу составления Положения, является возможность экономии на налоговых платежах.
Содержание и образец
Введение в действие в компании Положения обязательно должно утверждаться приказом руководителя. Установленной формы Положения не предусмотрено.
Данный документ может состоять из нескольких пунктов:
Нормативные ссылки
В этом пункте указываются основные законодательные акты, на основании которых разрабатывается Положение.
Термины и определения
При наличии этого пункта в него могут быть внесены расшифровки всех терминов, которые далее будут использоваться в документе.
Общие положения
Здесь приводится основная информация относительно выдачи спецодежды, например:
Порядок оформления норм выдачи спецодежды
В этом пункте может быть указано, как именно определяется ее необходимая численность для персонала, а также какие ее виды являются взаимозаменяемыми. Также могут быть указаны и сроки ее предполагаемого использования (конкретный период или до износа).
Правила оформления заявок на получение спецодежды
Данные заявки могут оформляться как ежегодно, так и внепланово, в случае изменений штатного расписания или принятия новых сотрудников.
Порядок выдачи, сдачи и учета
Здесь отмечается такая информация:
Также может быть определен период, когда выдается тот или иной вид одежды (например, зимняя и летняя). В случае ее порчи по вине работника руководство может заставить его возместить стоимость ущерба в порядке, установленном ст. 39 ТК РФ.
Списание спецодежды
Чаще всего устанавливается, что это происходит после истечения срока ее эксплуатации или в том случае, если она была сильно испорчена. Оформляется данная процедура специальным актом.
Прием и хранение
Основная часть одежды чаще всего хранится на складе предприятия (или в другом специальном помещении), где и выдаются работнику. Для последнего также могут быть предоставлены специально оборудованные комнаты. Все особенности обустройства этих помещений на конкретном предприятии могут быть отображены в данном пункте.
Мероприятия по уходу
Данные мероприятия могут быть различными и включать в себя:
Конкретные мероприятия могут зависеть от особенностей той или иной сферы деятельности.
Ответственность и организация контроля за соблюдением правил и требований
В этом пункте устанавливается, какие именно должностные лица несут ответственность за различные действия, связанные со спецодеждой (за ее хранение, выдачу, списание и т. п.).
Данная структура не является обязательной или исчерпывающей, при составлении документа для конкретного предприятия некоторые пункты могут быть вычеркнуты или заменены.
Некоторым категориям работников положена компенсация за работу во вредных условиях труда.
Вас интересует налогообложение премий? Вся самая свежая информация в нашей статье.
Имеет ли право работодатель уволить пенсионера? Узнайте об этом в нашем материале.
Составление и утверждение документа
Документ должен составляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Все вносимые в него нормы и правила должны быть такими же или даже лучше, чем в нормативных актах. При установлении норм работодателю стоит учитывать, что именно в таком количестве и на такой срок ему в будущем придется выдавать подчиненным спецодежду.
Обязательно должно быть отмечено, что ее предоставление является для подчиненных бесплатным и осуществляется полностью за счет средств работодателя. Также стоит указать обязанность работников по бережному хранению одежды и их ответственность в случае ее порчи, что позволит легче взыскать с них ее стоимость.
Разработкой Положения может заниматься лицо, которое отвечает за охрану труда. В зависимости от сферы деятельности и масштабов предприятия это может быть:
После составления документ согласовывается с другими специалистами: представителем профсоюза, начальниками подразделений и руководителем предприятия. Что касается срока его хранения, то в обычных случаях он составляет пять лет (как и для любых документов, которые регламентируют порядок выдачи на предприятии спецодежды).
Таким образом, Положение о выдаче спецодежды выполняет на предприятии функцию защиты и гарантии прав работников на получение такого вида средств индивидуальной защиты. Разработка этого документа должна происходить в соответствии с правилами и нормами, установленными законодательно. В случае невыполнения требований по обеспечению подчиненных одеждой работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Как заполнить журнал выдачи СИЗ
Журнал средств индивидуальной защиты — это регистр, который помогает вести учет СИЗ, включая маски и перчатки. Обеспечивать работников вредных производств спецодеждой, обувью и другими предметами работодателей обязывают статьи 212 и 221 Трудового кодекса РФ.
Что относится к средствам индивидуальной защиты
Обязательным условием использования защитных изделий в организации является их сертификация. Недопустимо выдавать сотрудникам несертифицированные СИЗ, поскольку они должны соответствовать ГОСТам. Правила проведения сертификации таких изделий установлены:
Существуют 12 типов защитных индивидуальных средств в зависимости от цели защиты. Все они перечислены в ГОСТе 12.4.011-89 :
СИЗ в условиях пандемии коронавируса
В 2021 году, по рекомендациям Роспотребнадзора, средства индивидуальной защиты от коронавируса включены в СИЗ. Их выбор зависит от категории риска инфицирования работника, от вида выполняемых работ. Все профессиональные группы разделены на следующие категории риска:
Предложения по перечню СИЗ и нормативам их использования в течение смены приведены в приложении 1 к рекомендациям по применению СИЗ ( приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н ). Маски медицинские должны соответствовать ГОСТ Р 58396-2019, респираторы фильтрующие — ГОСТ 12.4.294-2015 и ГОСТ 12.4.296-2015.
Носить маски и перчатки и регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами настоятельно рекомендуется всем работникам, которым необходимо общаться в течение рабочего дня с большим количеством людей. СИЗ органов дыхания и перчатками сотрудников обеспечивают работодатели (письма Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27).
Какие документы используют для учета выдачи СИЗ
Учитывать документально защитные изделия необходимо, работодателя это подстрахует от лишних затрат и поможет организовать безопасные рабочие условия.
При этом законодательством не запрещено установить на предприятии собственные правила выдачи защитных изделий. В этом случае нормы обосновывают при проведении аттестации рабочих мест и утверждают локальным актом — положением о выдаче средств индивидуальной защиты.
Чтобы фиксировать выдачу, следить за содержанием и испытаниями СИЗ, используются несколько форм документов:
Работодатель вправе отказаться от бумажной формы и вести учет в электронном виде, но и в этом случае форма учетной карточки должна соответствовать установленной. В ней вместо личной подписи работника указывают реквизиты бухгалтерского документа, подтверждающего получение СИЗ.
Как оформить журнал выдачи СИЗ
Ответственным лицом за хранение и распределение защитных средств и, соответственно, за ведение журналов учета назначается руководитель подразделения.
Если бланк журнала признан первичным учетным документом (это закрепляют в локальным акте), необходимо оформить его надлежащим образом: пронумеровать, прошить, скрепить печатью организации, которую ставят на бумажную полоску с указанием количества страниц и заверительной подписью руководителя. Оттиск печати частично попадает на полоску, которая наложена на концы шнуровки, а частично — на последнюю страницу.
Уже готовый бланк журнала продается в типографии, но проще распечатать и оформить бланк самостоятельно, используя приведенный образец.
Содержание документа чаще всего такое:
Журнал учета выдачи СИЗ, образец заполнения
Вот для примера образец заполнения журнала выдачи защитных средств — одноразовых масок и перчаток.
Приказ о выдаче спецодежды на предприятии – образец, бланк 2021 года
Приказ о выделении спецодежды является официальным распорядительным документом руководителя компании, составляемым непременно в письменном виде. Распоряжением определяется порядок выдачи спецовки, по размерам для каждого сотрудника компании, с включением одежды, обуви и прочих индивидуальных средств защиты (СИЗ), в том числе, для тех работников, связанных с вредными условиями работы, влияющими на здоровье персонала.
Файлы для скачивания:
Форма приказа
Процедура обеспечения персонала предприятия СИЗ регулируется существующими законодательными нормами РФ, предусматривающими соблюдение установленного алгоритма выдачи. При выявлении нарушений в сфере обеспечения СИЗ, инспекторы ГИТ могут применить штрафные санкции. Поэтому, важным моментом в этом направлении является правильное формирование приказа о выделении СИЗ.
Унифицированного шаблона приказа, утвержденного законодательством РФ, нет. Поэтому, такой бланк обладает произвольной формой, с учетом требований в делопроизводстве, а также с соблюдением структуры, соответствующей подобным распорядительным документам.
Составлять приказ можно на простом листе формата А4 или на фирменном бланке предприятия.
Распоряжению непременно должен быть присвоен номер, а также прописано место и дата его опубликования.
Также, как и в подобных приказах, требуется обозначить цель создания такого распоряжения и преамбулу, с изложением причины его опубликования.
В распорядительной части требуется отобразить порядок выдачи СИЗ, с обозначением индивидуальных сведений работников по размерам спецодежды, а также, назначить должностное лицо, которое обязано проконтролировать исполнение распоряжения.
И конечно, как и любой приказ, данный документ обязан быть подписан директором предприятия и лицами, отмеченными в приказе для ознакомления.
Кто может составлять приказ?
К основным факторам на производстве, на основании которых выделяются СИЗ, относятся:
1) Вредные условия труда, характеризующиеся химическими и биологическими воздействиями, негативно влияющими на организм работника. Сюда относится:
2) Опасные условия, характеризующиеся акустическим, ультразвуковым, электрическим и вибрационным воздействием.
Согласно законодательству РФ, ответственность за жизнь и здоровье персонала на фирме отвечает начальник. Поэтому, он может сам составить приказ о выделении СИЗ. Однако, как правило, он своим приказом делегирует такие полномочия профильному специалисту, отвечающему за охрану труда (ОТ) на фирме.
Следовательно, наиболее грамотно может подготовить проект приказа о выделении спецодежды, именно инженер по ОТ. Подготовленный приказ данный специалист подает директору для утверждения распоряжения. Кроме подписи начальника, в данном распоряжении обязаны расписаться лица, отмеченные в нем.
Какие данные относятся к персональным?
Вместе с приказом о выделении спецодежды на фирме, создается список работающего персонала с указанием размеров спецодежды, подлежащей для выдачи. Далее процедура приобретения и выдачи спецодежды осуществляется по следующему алгоритму.
Нередко возникает вопрос – являются ли данные, занесенные в ведомость о выдаче СИЗ, персональными, не подлежащими разглашению?
Согласно законодательству РФ, персональные данные можно распределить на 4 категории:
Исходя из вышеизложенного, сведения, отображенные в приказе о выдаче спецодежды вместе с приложенной ведомостью, относятся к последней категории персональных данных, являющимися общедоступными.
Как составить приказ о выдаче спецодежды на предприятии?
При формировании приказа о выделении СИЗ требуется соблюдать следующие требования:
Ознакомившись с требованиями можно приступить к формированию приказа. Для облегчения его составления рекомендуется скачать бланк и приступить к его заполнению.
1) Вверху листа, ниже заголовка заполняется дата заполнения бланка и номер, который регистрируется в книге приказов.
2) Далее заполняется место, где составлено распоряжение.
3) Следующим пунктом является преамбула, где отмечается причина составления документа со ссылкой на законодательные нормы РФ.
4) Распорядительный блок документа начинается со слова «Приказываю».
5) Далее перечисляются действия, которые требуется выполнить для организации приобретения и выдачи СИЗ, с использованием следующих формулировок:
6) Назначить лицо, на которого возлагается контроль за соблюдением приказа.
7) Заключительным этапом составления приказа является подписание его директором предприятия и ознакомление с ним под роспись лиц, которых касается данное распоряжение.
Содержание приказа
Как уже отмечалось выше, приказ о выдаче СИЗ не обладает стандартным шаблоном и может составляться в произвольном стиле. Тем не менее, в нем обязаны содержаться следующие пункты:
Образец заполнения приказа об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты
Скачать бланк и образец
Ошибки, которые допускаются специалистом чаще всего при составлении приказа.
При формировании приказа, иногда совершаются некоторые ошибки. Ниже перечислены наиболее основные ошибки, совершаемые при опубликовании приказа о выделении спецодежды:
Как устранить ошибки в приказе?
Иногда, при формировании приказа, специалист, подает документ директору с ошибками, которые выявляются после опубликования распоряжения. Как поступить в этом варианте, исправить или переделать документ?
Конечно, если ошибки выявлены до подписи директором, то лучше документ переписать.
А вот, если документ уже подписан и опубликован, то в этом варианте рекомендуется аннулировать приказ, составленный с ошибками, с указанием:
После выполнения перечисленной процедуры, новая редакция приказа получит законный юридический статус.
Приказ о выдаче спецодежды на предприятии
Приказ о выдаче специальной одежды — это официальное распоряжение директора фирмы, которое составляется в обязательном порядке и в письменной форме. Документ подразумевает выдачу специально разработанной одежды, обуви и иных индивидуальных средств защиты персоналу в том случае, если их работа связана с вредными для здоровья производственными факторами.
Производственные факторы, на основании которых выдается спецодежда
Вот основные производственные факторы, на основании которых выдается спецодежда:
Если у работодателя есть сомнения, какую спецодежду выдать своим сотрудникам, то он всегда может посмотреть в карте аттестации (документ, в котором отображены все данные об условиях рабочей деятельности на предприятии).
Кто занимается разработкой приказа
Как известно, за систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на предприятии несет ответственность директор, а это значит, что приказ о выдаче спецодежды он может подготовить и сам. Но, как показывает практика, он назначает ответственного по охране труда, который должен разработать проект документа согласно требованиям российского законодательства. Далее он передает готовый документ на подпись директору.
Помимо директорской подписи, в документе должны стоять подписи всех сотрудников, фигурирующих в нем.
Какая информация должна быть отображена в документе
Сам документ не имеет унифицированной формы, но в нем должно быть указаны:
Что касается основного текста, то здесь должны присутствовать такие формулировки:
Правила, которых необходимо придерживаться при составлении документа
Составляя приказ, специалист должен придерживаться ряда требований:
Ошибки, которые допускаются специалистом чаще всего
Бывает такое, что при составлении документа специалист допускает ошибки. Вот самые основные:
Как устранить ошибки, которые были допущены при составлении документа
Чтобы исправить ошибки, недочеты в документе, необходимо следующее:
Заключение
Итак, в организации выдача специально разработанной одежды, обуви и иных средств защиты — это, во-первых, предотвращение и снижение негативного воздействия на организм рабочего персонала, основное место которого — производственная среда, имеющая вредные либо опасные факторы для человеческого организма, а во-вторых, — отличная защита от особых температурных условий и различного рода загрязнений. Вот почему директор предприятия должен предоставить своему персоналу регламентированную и декларированную российским законодательством специально разработанную одежду.