грант на разработку мобильного приложения
Как получить грант в Фонде содействия инновациям
Государственный фонд содействия инновациям (который часто называют по имени основателя фондом Бортника) – старейший институт развития в России. Он создан в 1994 г. и имеет набор программ финансовой поддержки для всех возрастов: «Инношкольник» – для школьников, «Умник» – для молодых ученых, «Старт» – для вновь созданных технологических стартапов, «Развитие» – для более зрелых предприятий, «Интернационализация» – для малого бизнеса, желающего выйти на экспорт, «Коммерциализация» – для развития продаж в малых компаниях и, наконец, «Кооперация» – для поддержки партнерства стартапов с крупным бизнесом.
По данным отчета фонда за 2018 г., за 25 лет он профинансировал 32 000 проектов, включая созданные при его поддержке 6900 стартапов. Сейчас фонд Бортника проводит по 3–4 конкурса в год для стартапов и получает ежегодно по 4500–5000 заявок, рассказывает гендиректор фонда Сергей Поляков. В 2018 г. бюджет фонда составлял 8 млрд руб., а в 2019 г. – 12,8 млрд руб.
Три года «Старта»
Большая часть суммы (9,7 млрд руб.) выделяется относительно зрелым компаниям, которые уже завершили НИОКР и начали зарабатывать деньги. Но самой массовой по числу участников, хотя и не самой большой по бюджету (2,5 млрд руб.), является трехлетняя программа для начинающих предпринимателей «Старт». «Старт-1» (первый год) предусматривает выделение гранта в 2 млн руб. командам с инновационными и пригодными для рынка идеями, «Старт-2» – грант в 3 млн руб., претендент должен иметь готовый прототип продукта, бизнес-план и инвестора, который тоже должен внести 3 млн руб. На «Старт-3» (третий год финансирования) идут предприятия с налаженным производством, продажами и инвестором. Грант фонда составляет 4 млн руб., еще столько же должен внести инвестор. За три года «Старта» технологический стартап может получить от государства 9 млн руб., еще 7 млн руб. от инвесторов – всего 16 млн руб., уточняет Поляков. Гранты выросли. До 2015 г. компания могла получить от фонда максимум 6 млн руб. на трех этапах «Старта».
16 млн руб. – хорошая сумма для стартапа в России, оценивает управляющий партнер United Investors Александр Горный. По его мнению, она поможет стартапу дожить до стадии выхода на прибыль или до более крупного раунда инвестиций. А тот факт, что стартап получил государственный грант от фонда Бортника, сигнализирует инвесторам, что проект наукоемкий, говорит гендиректор управляющей компании инвестфонда «Астарта капитал» Людмила Голубкова. Государственные гранты помогают основателям стартапов на ранних стадиях существования компании сохранить свои доли, им не приходится уступать инвесторам большую долю в проекте за маленькие деньги, говорит Виталий Полехин, руководитель клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково».
Однако отсев жесткий: из более чем 5000 заявившихся предпринимателей получают гранты лишь 10%, рассказывает Поляков. Однако, даже получив грант в первый год «Старта», за вторым обращаются не все. Некоторые компании показывают хороший рост, и им нет нужды в грантах: они живут или на собственные заработки, или на деньги частных инвесторов.
В 2018 г. на программу «Старт» поступило 3855 заявок, но гранты получили 646 предпринимателей. Около 60% – по программе «Старт-1», около трети – по программе «Старт-2» и меньше 10% (47 компаний) – по программе «Старт-3», сообщается в отчете фонда. Среди получателей преобладали производители приборов и разработчики производственных технологий, IT-компании, производители химических компонентов и новых материалов. «Ведомости» выясняли, насколько реально стартапам выдержать конкурс в фонде и у кого наилучшие шансы получить государственные гранты.
Встречают по идее
После заочной экспертизы отсеиваются 50% поданных заявок – идеи либо не оригинальны, либо не имеют рыночных перспектив, рассказывает Поляков. Затем презентации проектов заслушивает жюри из 7–8 экспертов. В жюри входят ученые, венчурные инвесторы, представители крупного и среднего бизнеса, отраслевые специалисты по технологиям, которыми занимается претендент. После презентации ему задают вопросы. Этот этап проходит только один стартап из четырех.
Как ФРИИ ускоряет стартапы
Проекты оцениваются по трем критериям. Поляков рассказывает, что в первую очередь изучаются научный уровень и оригинальность разработки, далее жюри смотрит на платежеспособность идеи и ее пригодность для рынка, найдется ли на этот продукт покупатель. Третий параметр – креативность команды, ее квалификация и способность построить бизнес. Жюри работает 6–7 дней подряд с 9 ч утра до 7 ч вечера, потом составляет рейтинг проектов по результатам голосования и защищает свое решение перед руководством фонда.
Евгений Дьяченко, совладелец электронной торговой площадки для розничных компаний Supl.biz в Томске, подал документы на «Старт-1» в 2015 г. К этому моменту электронная площадка существовала уже два года, но плохо развивалась, нужны были деньги, а инвесторы не спешили вкладываться в стартап, который почти ничего не зарабатывал. Дьяченко вспоминает, что сначала ему пришлось заполнять анкету с множеством вопросов о научной новизне проекта. Он сослался на исследования, которые доказывали, что подобные площадки улучшают деловые связи между компаниями и способствуют росту выручки.
Очный тур конкурса Дьяченко и его партнер проходили по видеосвязи из Томска. Они вступили в спор с представителем фонда в Томске о наилучшей модели монетизации электронной площадки: через рекламу или платную подписку. Эксперт считал, что подписка лучше (и Дьяченко последовал потом его совету). Комиссии проект понравился, и Supl.biz получила грант в 1 млн руб. Он ушел на зарплаты разработчиков. И к концу 2015 г. ежемесячная выручка составляла уже 50 000 руб. Позже компания прошла «Старт-2» и «Старт-3». В 2018 г. ее годовая выручка, по словам Дьяченко, составила уже 48 млн руб.
Ветераны конкурсов
Но среди претендентов на помощь фонда встречаются и генераторы идей, которые неоднократно получают гранты в фонде – сначала на один продукт, потом на другой. Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Максим Федюков первый раз пришел на конкурс «Старт-1» в 2008 г. с разработкой, которую создал в бизнес-акселераторе университета. Он получил грант в 750 000 руб., но превратить идею в полноценный бизнес не получилось.
В 2015 г. предприниматель опять подал заявку на «Старт-1», уже с другой разработкой – программно-аппаратным комплексом для сканирования параметров человека, который используется преимущественно в индустрии одежды для снятия мерок. Федюков прошел все три этапа «Старта»: в 2015, 2017 и 2018 гг. Его компания «Тексел» получила 8 млн руб. от фонда и 7 млн от инвесторов.
Российские стартапы заняты вовсе не тем, что интересно инвесторам
Виктор Васильев, основатель компании «Мехатрон сервис», в 2010 г. получил грант по программе «Старт-1» – на роботизированное устройство для перестановки ульев на пасеке. Проект стал буксовать, и Васильев переключился на контроллер шаговых двигателей для станков. Доработав контроллер, он в 2018 г. по программе «Коммерциализация» получил грант в 20 млн руб. и теперь готовит продукт к выпуску на рынок.
Можно получить грант, не обращаясь в фонд, а став победителем на конкурсах, которые организуют другие институты развития: GenerationS (акселератор РВК), Startup Tour и Startup Village («Сколково»). Например, основатель компании – разработчика системы управления рабочим временем «Таймбук» Павел Конозаков получил грант фонда Бортника на 1 млн руб. в 2015 г., заняв первое место на конкурсе Startup Village. А Татьяна Черных, совладелица компании «Пилигримм», в 2015 г. получила грант фонда Бортника, выиграв конкурс GenerationS. А затем и грант петербургского Фонда предпосевных инвестиций на 5 млн руб. На полученные деньги «Пилигримм» разработал платформу дополненной реальности Arcona, которая позволяет разместить виртуальный контент на трехмерной карте в любой точке Земли.
Сотрудник для отчетов
Цели, на которые должны пойти деньги, четко определены, объясняет Поляков. Предприниматели, получившие гранты на программе «Старт», могут тратить их на НИОКР, зарплаты специалистам и закупку материалов и комплектующих для создания продукта. На коммерческие цели расходовать государственные деньги нельзя. По словам Полякова, по программе «Старт» запрещается тратить деньги на маркетинг и рекламу или же на патентование изобретений.
Раз в полгода компания должна сдавать в фонд два отчета: бухгалтерский – с чеками и платежными поручениями, а также технический – о развитии продукта, деньги фонд выделяет траншами и только после получения предыдущего отчета, рассказывает Дьяченко из Supl.biz. Он сначала сам готовил отчеты, на что уходило по три недели. Потом Дьяченко нанял отдельного сотрудника для подготовки отчетности.
Зато никаких KPI по достижению финансовых показателей фонд не ставит – для него важнее инновационность продукта и наличие продаж на рынке, говорит Поляков.
Гранты – это лифт, который позволяет разработчикам довести свой проект до этапа, когда его можно показать инвестору: протестировать гипотезы, завершить НИОКР, отработать бизнес-модели, определить рынок, объясняет заместитель гендиректора РВК Алексей Басов. По его словам, небольшие гранты готовят входящую воронку проектов для венчурных фондов и занимают свое место в линейке инструментов поддержки проектов разной зрелости.
Инновационность и финансовые показатели – зачастую взаимоисключающие критерии, считает Голубкова из «Астарта капитала». Для венчурного инвестора показатель успеха стартапа только один – чистая доходность для инвесторов фонда, объясняет венчурный инвестор Алексей Соловьев. Он говорит, что вкладывается в проекты на более поздних стадиях и никогда не сталкивался со стартапами, получившими гранты от фонда Бортника. По его мнению, инновационность продукта – довольно расплывчатая метрика. Если учесть, сколько средств фонд Бортника выделяет предпринимателям, нужна более сложная система оценки результатов поддержки, считает Соловьев. Можно учитывать выручку, рост выручки или же число создаваемых рабочих мест. Тогда гранты будут служить не только для тренировки стартапов, набивания ими шишек, а для создания работоспособного бизнеса.
Что нужно сделать разработчику, чтобы получить грант от государства
Кому из создателей программного обеспечения государство готово помогать с финансированием, и какие проекты чаще всего получают гранты.
У нас есть два вида грантов — для разработчиков ПО и для предприятий, внедряющих отечественное программное обеспечение. Грант для разработчиков позволяет снизить затраты на разработку или доработку уже существующего продукта.
Мы компенсируем затраты по нескольким статьям. Во-первых, это фонд оплаты труда штатных сотрудников компании и услуги третьих лиц: далеко не всю работу всегда удаётся делать самим. Существуют ограничения по доле расходов на услуги сторонних организаций — не более 20% от стоимости проекта. Это связано с тем, что мы поддерживаем именно разработчиков ПО — нет задачи финансировать схемы, где исполнитель только координирует проект и большую часть работы передаёт на субподряд.
Во-вторых, мы компенсируем затраты на нефинансовые активы, непосредственно связанные с разработкой ПО: например, дополнительное программное обеспечение, задействованное в процессе разработки, или тестовые стенды. В-третьих, накладные расходы на аренду помещений и командировки, если они необходимы.
Всё это нужно, чтобы снизить затраты на развитие ПО, обеспечить команду разработчика загрузкой и доходом в период экономического спада, дать компании шанс удержать квалифицированный персонал и, в целом, сделать больше, чем возможно только на собственные средства.
В конкурсе могут принять участие разработчики отечественного программного обеспечения. Ваша компания должна быть зарегистрирована и платить налоги на территории РФ, не иметь налоговых задолженностей, не находиться в состоянии ликвидации или реорганизации.
Разработку конкурсного проекта нужно завершить в срок от месяца до года, этот процесс должен состоять как минимум из двух этапов. Государство поддерживает потенциально коммерчески успешные решения. Никто не ожидает от участников сверхприбылей, но с точки зрения инновационных технологий срок окупаемости проекта должен составлять не более пяти лет. Обычно компании выпускают релизы примерно раз в год. Чтобы быть конкурентоспособными, им нужно окупать затраты на создание релиза примерно за такой же срок.
Государство финансирует не 100% стоимости проекта. Участнику конкурсного отбора необходимо привлечь в проект не менее 20% собственных средств.
Документы можно подать в электронном виде через портал, разработанный фондом. Все статусы и документы хранятся в карточке заявки на портале, логи изменений видны заявителю в личном кабинете. Документы можно загрузить в форму заявки, подписать электронной подписью, после чего отправить заявку на конкурсный отбор.
Дальше заявка проходит конкурсные процедуры: формальную и внутреннюю проверку осуществляют сотрудники фонда, внешнюю экспертизу — привлечённые эксперты из независимых организаций и советов фонда. Процедуры проверки заявок максимально лояльны к заявителям — участники могут исправлять замечания, которые они получают при проверке документов. Итоговое решение о выборе победителей отбора принимает грантовый комитет фонда. В его состав входят представители профильных ассоциаций, органов власти, лидирующих государственных компаний.
Это делает государство. Деньги на гранты выделяют из бюджета страны в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Наши требования опираются на принципы работы с бюджетными средствами, существующие в российском законодательстве.
Победителям конкурса не нужно открывать счёт в федеральном казначействе — это ещё одно серьезное упрощение по сравнению с прямым государственным финансированием. Тем не менее, проекты победителей конкурса на этапе реализации должны пройти через сдачу отчётности.
Пока судить об этом сложно: мера поддержки существует не так давно. Первый конкурсный отбор запустили в конце 2019 года, а в середине 2020-го, ближе к концу лета мы подвели итоги. Победителей не так много, поэтому делать однозначные выводы по небольшой выборке преждевременно. Сейчас идёт второй конкурсный отбор. С учётом количества поданных заявок можно, скорее, делать выводы о том, какие области разработки пользуются большей популярностью среди заявителей.
Довольно много заявок подают в сфере систем управления предприятием: эти продукты пользуются спросом, в том числе среди крупных заказчиков. Второе перспективное направление — проекты по использованию элементов машинного обучения в решениях, связанных с управлением предприятием, безопасностью, документооборотом, образованием. Среди них проекты по предупреждению утечки данных и преступлений в сфере информационной безопасности, образовательные порталы и решения для организаций среднего образования, системы предиктивной аналитики в области производственного планирования.
Третье направление, ставшее трендом в последние годы и получившее особую актуальность в разгар пандемии — дистанционные сервисы по обучению, организации работы, для медицинских консультаций. На эти решения есть спрос, а хороших отечественных продуктов катастрофически мало.
Стоит выделить проекты, помогающие организовать дистанционную помощь медицинским организациям первичного звена — например, программы-помощники для сельских фельдшеров и врачей в малых городах. Они аккумулируют опыт российских и мировых специалистов и позволяют применять его на местах. Это повышает качество медицинской помощи и точность постановки диагнозов, помогает проводить сложные операции. Среди поданных заявок также много проектов в области телемедицины.
Четвертое направление — это проекты и продукты, связанные с информационной безопасностью, среди них тоже много интересных. Жизнь рано или поздно вернётся в нормальное русло, но дистанционный формат работы будет развиваться и пользоваться всё большим спросом. У нас есть заявки от разработчиков защитных решений для распределённой инфраструктуры компании — на домашних компьютерах удалённых работников могут храниться данные, которые компаниям стоит защищать.
Минимальный размер гранта на разработку составляет 20 млн рублей, максимальный — 300 млн рублей. Сумма зависит от масштабов проекта и объёма разработки, который требуется для самого решения. Играет роль и наличие собственных средств участника: не стоит забывать, что разработчик, подающий на грант, должен вложить в проект не менее 20% своих средств. 20% от 20 млн — это 4 млн, а 20% от 300 миллионов — это уже крупная сумма, и не каждый может себе такое позволить. Участник заявляет ту сумму, которая ему нужна на проект. Вопрос в том, подтвердят ли её эксперты и грантовый комитет.
Есть две формы отчётов. В первой из них участники отчитываются об итогах реализованного этапа проекта: как провели запланированные работы, что успели и не успели, какие результаты получили по части гранта и софинансирования, насколько удалось вписаться в бюджет проекта и соответствует ли фактическая смета плановой.
Второй отчёт — о показателях реализации проекта. Наш проект и соглашение о предоставлении гранта не заканчиваются разработкой или внедрением решения. Проект должен показать коммерческие успехи, достичь иных результатов, которые подтвердили бы его полезность и перспективность.Кроме того, решение, разрабатываемое в рамках проекта, нужно внести в реестр отечественного ПО, по этому поводу тоже есть отчётность.
Всю отчётность участники подают в электронном виде через портал. Это несложно — для компании, работающей с проектной документацией и раздельным учётом затрат и результатов по проекту, сформировать и защитить отчёты не составит особого труда.
Нет, грант — это безвозмездная и безвозвратная поддержка. Это подтверждает форма соглашения, которая опирается на принципы, установленные в законодательстве и правилах предоставления субсидий. Грантополучатель должен только выполнить условия соглашения о предоставлении гранта.
Ответственность, при которой грант придётся вернуть в полном объёме, возможна при нецелевом расходовании бюджетных средств, но это не типичная и крайняя ситуация.
К тому же, условия соглашения защищают грантополучателя от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, Например, весной-летом 2020 года многие грантополучатели обращались к нам с просьбой о переносе сроков из-за пандемии, и фонд принимал положительные решения по таким отсрочкам после всестороннего изучения обстоятельств.
После окончания проекта и соглашения все продукты, в том числе реализованные на средства гранта, остаются полностью в распоряжении грантополучателей без каких-либо дополнительных обязательств. Если вы разработали ПО, то дальше можете спокойно использовать его на общих основаниях. Никаких материальных, интеллектуальных прав, долей в общество или акций отдавать за грант не нужно.
В основном все подводные камни сводятся к двум проблемам: получатель не до конца определился с тем, что хочет, либо наши меры поддержки ему не подходят.
Могут возникнуть проблемы, если кто-то неправильно определил себя как юридическое лицо, имеющее право на гранты. В остальном просто нужно быть внимательным: следить за нюансами оформления документов, изучить наши требования по заполнению сметы проекта. Тогда всё должно быть в порядке.
Если вы хотите, чтобы проект стал успешным, важно нигде не хитрить и не срезать острые углы. Что-то может пойти не так, как вы планировали, но в любом случае результат нужно показать — иначе, к сожалению, грант придётся вернуть. Стоит заранее оценить, насколько организация способна реализовать проект, достигнуть заявленных результатов и отчитаться по ним.
Первый конкурс по разработке закончился недавно, реализация проектов только началась. Мы верим, что там получится много всего интересного. Итоги второго конкурса пока ещё нет — подведём их в конце декабря. Об остальном пока говорить преждевременно. Сейчас близки к завершению проекты, улучшающие условия труда для людей с инвалидностью, а также проекты, использующие искусственный интеллект для распознавания изображений. Подробнее об их результатах мы сможем рассказать через полгода.
Для иллюстрации девиза «грант — это не страшно, грант можно получить» наши коллеги сняли ролики, где рассказывают о проектах подробнее.
Как получить грант на развитие стартапа
Вы придумали новый продукт, технологию или сервис. Со временем проект начнет приносить прибыль, но пока вам нужны деньги на развитие.
Их можно получить в одном из фондов поддержки предпринимательства. Они дают гранты на развитие бизнеса или предлагают инвестиции в обмен на процент от прибыли.
Я сравнила условия, которые предлагают в пяти крупных фондах и на одном конкурсе для IT-проектов.
В подготовке материала мне помог основатель пяти стартапов Александр Погожев. Он выиграл два гранта и помогает развивать технологические стартапы в бизнес-инкубаторе Томского Политехнического университета.
Фонд Бортника дает гранты компаниям и людям, которые разрабатывают новые технологии, материалы или продукты. Вы можете подать заявку, если проект связан с IT, медициной, биотехнологиями или сбережением ресурсов.
Кому подходит. Ученым в возрасте 18–30 лет, стартапам не старше двух лет, технологическим компаниям, которые ведут научные разработки.
Сколько денег можно получить. В фонде Бортника три основные программы. «Умник» рассчитана на молодых ученых, сумма гранта — до 500 000 ₽. «Старт» подходит стартапам, сумма гранта — до 5 млн ₽. В «Развитии» участвуют технологические компании с научными разработками, они могут получить до 20 млн ₽.
Сроки участия. График проведения конкурсов меняется ежегодно. Например, в 2019 году они проходят с июля по октябрь.
Как участвовать. Вы подаете заявку на сайте фонда, к ней прикладываете техническое задание с описанием разработки, смету расходов, план работ со сроками, прогноз финансовых показателей на пять лет. Если у вас уже зарегистрирована компания, то дополнительно потребуются выписка из реестра юридических лиц, сведения о работниках, бухгалтерский баланс и отчетность за последний календарный год.
Заявки рассматривают в течение четырех месяцев. Эксперты оценивают новизну и полезность и прибыльность идеи. Если в фонде заинтересуются вашим проектом, то пригласят защищать его очно перед комиссией из сотрудников фонда, специалистов вашей сферы, предпринимателей, общественников, преподавателей и ученых. Они смотрят презентации, задают вопросы и выбирают победителей с помощью голосования.
Как я получила грант на 100 000 ₽
На развитие своего дела как самозанятая
В августе 2020 года я получила от государства грант на развитие своего дела. Все получилось довольно просто, достаточно было выполнить минимальные требования.
Грант — это безвозмездная выплата фонда, которую получают люди или компании для определенной цели. Выплату дают деньгами или в натуральной форме, например в виде сертификата на обучение, и в дальнейшем получатель должен отчитаться, как использовал грант.
Как я узнала о конкурсе
У меня есть основная работа с 40-часовой рабочей неделей, я заместитель директора в школе. Еще я самозанятый репетитор — обучаю детей биологии и химии, помогаю осваивать темы и решать задачи, готовлю к поступлению в вузы по химической специальности.
В апреле 2019 года я стала самозанятой. Поначалу хотела стать ИП, чтобы спокойно работать и не ждать проблем с налоговой, но приняли закон о плательщиках НПД, и я зарегистрировалась в приложении «Мой налог».
В июне 2020 года я стояла в автомобильной пробке и увидела рекламу гранта для самозанятых на билборде. Там было написано: «Грант для самозанятых от мэрии», сумму гранта не указывали, ее я узнала из положения конкурса.
Сначала я подумала, что конкурс проводят для своих и деньги получат нужные люди. Но когда открыла положение о проведении конкурса и внимательно прочитала все требования к соискателям, поняла, что они несложные, и у меня появилась надежда получить грант.
Конкурс для самозанятых проводила мэрия Казани. Чтобы принять в нем участие, нужно было отвечать нескольким критериям. Я подходила под все условия.
Зачем мне был нужен грант
Я хочу развивать свое дело, со временем полностью перейти на работу только на себя в онлайн-репетиторстве. Планирую записывать вебинары и продавать комплект готовых уроков, а лично консультировать только тех детей, у которых возникают проблемы с пониманием определенной темы и решением задач. До этого основная масса моих занятий была очной, только с одним учеником мы занимались дистанционно.
Кроме того, я хотела освежить свои знания, изучить новые технологии для работы — пройти курсы повышения квалификации.
Я посчитала, сколько всего смогу купить на деньги гранта, и подала заявку на участие в конкурсе.
Как я планировала потратить деньги
Вид расхода | Cумма |
---|---|
Компьютер | 55 000 Р |
МФУ | 11 300 Р |
Курсы повышения квалификации | 10 000 Р |
Электронная книга для хранения учебных пособий и справочников | 8490 Р |
Флипчарт | 4760 Р |
Наушники | 2990 Р |
Тетради и пособия | 2261 Р |
Веб-камера | 2180 Р |
Другие канцтовары | 1820 Р |
Бумага А4, 4 блока | 1000 Р |
Маркеры | 199 Р |
Как победить выгорание
Какие документы нужно было подать для участия в конкурсе
Для участия в конкурсе нужно было подготовить документы:
Справки о постановке на учет и о состоянии расчетов по налогу я скачала из приложения «Мой налог»PDF, 754 КБ
Портфолио — это описание и фотографии продукции, сертификаты о прохождении образовательных курсов в прошлом, фотографии с ярмарок и прочих мероприятий, в которых самозанятый принимал участие, договоры на выполнение работ или оказание услуг.
Я репетитор, поэтому в качестве портфолио предоставила учебные пособия, которые я написала, а также сертификаты с курсов повышения квалификации, которые я проходила.
Заявку и прилагаемые к ней документы нужно было подготовить в бумажном виде и в электронном. Еще там надо было написать дату, когда я стала самозанятой, чем занимаюсь и на что собираюсь потратить грант — в моем случае это были компьютер, канцтовары и образовательные курсы.
Бумажные документы надо было распечатать, заполнить, потом отсканировать и залить на флешку. Распечатанные экземпляры и флешку я отдала работнику мэрии.
После сдачи документов я узнала, что некоторые самозанятые не смогли подать заявку на грант, так как у них не было регистрации в Казани, хотя они работали здесь. Скорее всего, это были те, кто прописан в городе Зеленодольске или те, кто купил квартиру в пригороде, но каждый день приезжают в Казань на работу.
Как проходил конкурс и как оценивали самозанятых
Мэрия проводила два отдельных этапа с набором участников. Можно было подать заявку для участия только в один из этапов. Первый проходил с 4 июня по 3 июля 2020 года, второй — с 11 июня до 10 июля 2020 года. Я участвовала в первом этапе.
Заявки самозанятых оценивали по пяти критериям, баллы начисляли 10 членов жюри. В составе комиссии были работники мэрии Казани, руководитель Центра поддержки самозанятых и несколько привлеченных самозанятых.
Каждый член жюри давал свою оценку, например, один член жюри мог дать 5 баллов, а другой 0 баллов. При подсчете результатов суммировали оценки всех 10 членов жюри.
Вот сколько я получила баллов по всем критериям.
Сфера деятельности самозанятого — критерий, по которому от каждого члена жюри можно получить одну из двух оценок:
Я репетитор, моя деятельность относится к сфере услуг, поэтому все члены жюри дали мне по 5 баллов. В сумме я получила 50 баллов.
Соответствие заявки приоритетным направлениям развития Казани. Эти направления прописаны в стратегии социально-экономического развития города до 2030 года:
Вот какие оценки могут дать по этому критерию:
Я занимаюсь репетиторством, мое направление подходит под образование — приоритетную сферу, поэтому все 10 членов жюри дали мне максимальный балл, и я получила 30 баллов по этому критерию.
Экономическое обоснование финансовых затрат на реализацию гранта:
Я указала, что мне нужен компьютер, микрофон и наушники, чтобы я смогла взять учеников на дистанционные занятия. За это экономическое обоснование мне присудили 50 баллов.
Сколько времени человек ведет деятельность в статусе самозанятого:
Стартом тут считается момент регистрации налогоплательщика НПД. Я получила 100 баллов, так как на момент подачи заявки уже больше года была самозанятой.
Оценка портфолио: до 10 баллов.
В последнем критерии каждый член жюри выставлял свою оценку, в среднем мне давали по 8 и 9 баллов. В общей сумме получилось 83 балла.
Весь процесс обработки заявки занял около месяца. Я каждый день заходила на сайт мэрии, чтобы узнать результаты конкурса, нам обещали сообщить их до 15 июля. Результаты на сайте появились 24 июля. 27 июля мне позвонили из муниципалитета и поздравили с получением гранта.
На что я потратила полученный грант
Деньги от гранта — целевые, их нельзя тратить на что угодно, можно пускать только на развитие своего дела.
По условиям конкурса грант можно было потратить на:
На деньги гранта я купила компьютер, камеру, наушники, флипчарт, МФУ, канцтовары, бумагу, электронную книгу, а также прошла образовательные курсы для повышения квалификации.
Кроме того, как заместителю директора, курсы мне пригодились, чтобы лучше оценивать компетенции учителей начальных классов. Еще на курсах повышения квалификации можно обмениваться знаниями с другими преподавателями и уточнять положения новых законов в сфере образования.
Курсы я выбрала у образовательной организации, у которой была лицензия — это нужно для оформления возврата НДФЛ за обучение, в налоговую надо сдать копию лицензии. Плюс они выдают сертификат о повышении квалификации, который можно прикрепить в профиле на сайте учителя, чтобы родители видели, что репетитор не стоит на месте, а занимается саморазвитием, совершенствует навыки.
Курсы были разные — длительностью от недели до полугода. Я сначала хотела выбрать шестимесячные, но так как мне нужно было отчитаться о гранте раньше, то прошла ускоренный вариант обучения за 3 месяца. Обучение велось дистанционно — доступ к записям лекций и семинаров был открыт 24 часа. В рабочие часы можно было задавать вопросы куратору, если что-то было непонятно.
После того как у меня появилась нужная техника, я стала больше работать с дистанционными учениками и меньше — с очными. В дальнейшем я планирую оставить только дистанционные занятия.