гражданско правовая охрана смежных прав
Смежные права и их правовая охрана
Автор, создавший произведение, вправе распоряжаться своей работой любым способом, например, размещать фотографии на сайте, продавать статьи рекламному агентству, отправлять песню музыкальной студии. Иногда результаты интеллектуального творчества могут попасть к потребителю только благодаря творческой деятельности других людей или целой команды, например, запись фонограммы позволяет слушать музыкальную композицию целиком, а после постановки танцевального номера и трансляции его в эфир можно смотреть готовый номер на экране. Именно таким образом возникают смежные права, благодаря которым все, кто причастен к распространению созданного ими произведения, могут получать вознаграждение за его использование. В статье разбираемся, что такое смежные права, как обеспечивается защита смежных прав и как они реализуются в разных сферах деятельности.
Понятие смежных прав, объекты и субъекты
Под смежными принято понимать права исполнителя произведения, создателя фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов, разработчиков баз данных на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Уже из названия «смежные права» понятен их производный характер от первичных прав автора — то есть это права, смежные с авторскими.
Смежные права появляются, например, при исполнении песни, которая сама по себе будет являться объектом авторских прав. Используются авторские текст и мелодия, но исполняется произведение другим человеком — появляется новая форма объекта интеллектуальной собственности, позволяющая его воспринять.
Смежные права появляются сразу при создании объекта интеллектуальной собственности, в момент, когда объект становится доступным для восприятия. Закон не требует регистрации или соблюдения иных формальностей для возникновения и защиты смежных прав. Кроме того, для возникновения смежных прав необходимо получить согласие автора на использование объекта его творчества, например, заключив лицензионный договор. В случае неполучения предварительного согласия нарушаются авторские права правообладателя, чей объект был использован, а использовать объект, созданный с нарушением авторских прав, законом запрещено.
К объектам смежных прав принято относить исполнение музыкальной композиции и театральной постановки, сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания, фонограмму, базу данных или публикации, которые были впервые обнародованы после того, как перешли в общественное достояние. К субъектам относятся исполнители и режиссеры-постановщики, различные вещательные и эфирные организации, изготовители фонограмм, публикаторы и изготовители баз данных.
Сроки охраны объектов смежных прав могут быть различными. Если возникновение смежных прав совпадает с моментом создания произведения, то срок его действия будет определяться конкретным объектом. Например, срок действия таких прав на исполнение песни будет отличаться от аналогичного срока для фонограмм или баз данных. Подробнее расскажем, когда будем рассматривать конкретные виды прав по объектам защиты.
Смежные права бывают разные, от чего будет меняться и форма и способ защиты смежных прав. Исключительное смежное право позволяет пользоваться объектом на свое усмотрение, а также не разрешать подобное использование другим. Исключительное право — имущественное, оно возникает на все объекты смежных прав и принадлежит правообладателю.
Помимо исключительных (имущественных) смежных прав существуют также и неимущественные смежные права, которые могут принадлежать физическим или юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Эти права являются неотчуждаемыми и дают правообладателям возможность указывать фирменное наименование организации на пластинках, упаковках, требовать защиты от искажений и т.д. Состав таких прав может меняться в зависимости от конкретного объекта.
Личные неимущественные авторские права принадлежат только физическим лицам — это право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения. При нарушении личных неимущественных прав пострадавшая сторона вправе потребовать компенсацию морального вреда, публикацию о нарушении его прав и заявить ряд других нематериальных требований.
Смежные права и интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.
С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.
То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.
Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.
Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.
Права на фонограммы
К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.
Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.
По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.
Права на исполнение
К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.
Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.
Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).
Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.
Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние
Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.
Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.
Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.
Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.
Право изготовителя базы данных
Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.
Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.
Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.
Право организаций эфирного и кабельного вещания
Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.
Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.
Знак охраны смежных прав
Любой обладатель исключительного права на объект смежных прав может разместить на каждый экземпляр знак правовой охраны смежных прав. Он состоит из трех элементов:
Международная охрана смежных прав осуществляется, опираясь на принципы нескольких Конвенций: Римской (1961 г.), Женевской (1971 г.) и Брюссельской (1974 г.). По международным нормам минимальный срок охраны смежного права составляет 20 лет с начиная с года, когда произведение было опубликовано, исполнено или вышло в эфир.
Гражданско правовая охрана смежных прав
Правовая защита результатов интеллектуальной деятельности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следует различать охрану прав и защиту прав.
Охрана есть установление общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
За нарушение предусмотренных Кодексами прав на объекты промышленной собственности, авторских и смежных прав, средств индивидуализации наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданско-правовые способы защиты
В соответствии со статьями 12, 1252 Кодекса обладатели исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:
1) признания прав.
Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к имущественным правам.
Признание права может сопровождаться публичным объявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет.
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Восстановление прежнего положения возможно далеко не всегда, эта мера защиты в некоторых случаях все же может быть применена (уничтожение экземпляров, проставление на экземплярах имен создателей и т. п.).
Прекращение действий, составляющих правонарушение или создающих угрозу правонарушения в сфере авторского права и смежных прав, может быть применено практически всегда. Это запрет рекламы, предложения продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т. п.
3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду.
Обладатель исключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причинены действиями нарушителя.
Обычно в сфере интеллектуальной собственности убытки проявляются в форме упущенной выгоды, т. е. той суммы, которую правообладатель мог бы получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал охраняемый результат интеллектуальной деятельности возмездно, на законных основаниях.
4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков.
Обладатель исключительных прав может отказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать с нарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования объектов промышленной собственности или авторского и смежного права (п. 2. ч. 2 ст. 15 Кодекса).
Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения прав патентообладателей, авторских и смежных прав, а не в результате законных действий.
Обладатель исключительных прав может потребовать выплаты ему доходов, полученных нарушителем, не отказываясь от возмещения реального ущерба.
5) компенсации морального вреда;
В сфере интеллектуальной собственности моральный вред подлежит компенсации лишь в тех случаях, когда нарушены какие-либо личные неимущественные права.
Требования о компенсации морального вреда регулируются статьями 150–152 и 1099–1101 Кодекса.
Меры административно-правового характера
Нарушение авторских и смежных прав путем ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в коммерческих целях, в случаях, если:
— эти экземпляры являются контрафактными;
— на них указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;
Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется только прямым умыслом. Анализ мер административно-правовой ответственности показывает, что допускается сочетание основного вида административного наказания (административного штрафа) с дополнительным (конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм и т.д.). Административный штраф и конфискация назначаются судом.
Если изобретения, созданные в России и заявленные от имени российских юридических или физических лиц, первоначально патентуются в других странах, это явится прямым нарушением статьи 1395 Кодекса.
Меры уголовно-правового характера
В соответствии со статьей 147 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (далее – УК РФ) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб наказываются штрафом в размере до 2 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
В отношении объектов авторского права или смежных прав, согласно статье 146 УК РФ, присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Если те же деяния совершены либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размере, либо лицом с использованием своего служебного положения, то в данном случае наказание предусматривается в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет или без такового.
За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
По решению суда, арбитражного суда или судьи единолично контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.
Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.
Способы защиты авторских и смежных прав
Содержание:
Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.
Способы защиты интеллектуальной собственности описаны в 4-й части Гражданского кодекса (ГК) достаточно подробно, но для успеха выбирать конкретный метод нужно в зависимости от того, какое именно право нарушено. Если вы хотите защитить что-то поважнее дизайна интернет-страницы или поста в соцсети, то лучше довериться юристу. Он представит ваши интересы и поможет:
Разумеется, в этом случае нужен юрист именно по авторскому и смежному праву, а не общей практики. Специалистов такого профиля удобнее и быстрее искать через интернет-сервисы — вместо утомительного обзвона множества юридических компаний. На нашем портале вы без труда найдете подходящего специалиста, способного решить проблему — мы работаем только с проверенными компаниями, здесь нет частников.
Вы можете оставить заявку прямо в тот момент, когда обнаружили нарушение, ведь сервис круглосуточный. У нас есть возможность прикрепить к тексту разные документы. Такое обращение, кстати, тоже может быть косвенным подтверждением авторских прав, что немаловажно.
Нет времени читать статью?
Что можно требовать
В России действуют две презумпции: авторства и вины того, кто нарушил его право или смежное с ним. При этом не важна степень значимости творения — все равно, литературный шедевр вы создали или дизайнерскую табуретку. И не имеет значения, обнародовали вы свое произведение или наслаждаетесь им в одиночку. Подробнее об авторском праве и случаях, на которые оно не распространяются, можно почитать в отдельной статье.
Защита правообладателей предполагает целый комплекс мер. По закону можно требовать:
Конечно, большинство методов получится реализовать только в суде, но многое для защиты авторских прав можно сделать и вне его. У смежных похожая природа, и защитить их можно сходными методами.
Какие способы защиты используются
В зависимости от того, чего вы хотите добиться, надо выбирать и способ, которым будете защищаться. Надо сказать, что первые задачи автора чего бы то ни было: сохранить всевозможные исходные рабочие материалы и закрепить за собой приоритет.
Поэтому начинать защиту прав надо еще до того, как вы начнете использовать свое творение.
Предварительные
Есть несколько вариантов фиксации авторства и иного правообладания:
В интернете самое элементарное — поставить предусмотренные ГК значки охраны © (авторам) и ℗ («смежникам») с именем и датой обнародования. Они, конечно, не защитят от воровства ваши записи, фото и прочие материалы. Но вот если этот значок при копировании сознательно удалят, то это усугубит вину того, кто так поступит.
Закон (статьи 1299 и 1309 ГК) разрешает также использовать любые технические средства, защищающие доступ к произведениям. Это могут быть технологии или устройства, которые контролируют или ограничивают действия, запрещенные правообладателем. Подробнее о том, как предварительно защитить права на интеллектуальную собственность, можно почитать в этой статье.
Внесудебные
Будем откровенны: обращение к нарушителю, будь то человек или организация, сознательно использовавшие ваше произведение — малоэффективно. Этот метод сработает, только если нарушитель не знал, что берет чужое, и готов исправиться.
Можно написать претензионное письмо, оно составляется по типу искового заявления. Адресатом будет либо частное лицо, либо творческое объединение или организация.
Основное предназначение такого письма — уведомить нарушителя, что вы в курсе содеянного и готовы отстаивать свои интересы.
Вряд ли оно испугает массового распространителя контрафакта, но может помочь решить локальные проблемы. Скажем, прекратить исполнять музыку или использовать текст без согласия автора.
Иногда суды требуют, чтобы вы попытались уладить дело миром, но это ваше право, а не обязанность. Вам решать, писать такую петицию или сразу судиться с обидчиком.
Обращение в суд
Если кто-то присвоил результат вашего творчества и обнародовал его раньше вас, то, по закону, автором считается он — до тех пор, пока вы не докажете обратное. Поэтому в суде пригодится все: черновики, эскизы, негативы и те предварительные меры, которые вы приняли, чтобы защитить свои интеллектуальные права.
Общегражданские иски рассматриваются в районных судах. Или в арбитраже, когда нарушитель, правообладатель или оба сразу — ИП или юрлица, либо если спор имеет коммерческий характер. Если дело не ограничится первой инстанцией, то им займется специальный суд по интеллектуальным правам.
Пошлина за неимущественные иски (признать/восстановить авторство и т. п.) для граждан — 300 рублей. А если у вас материальные претензии к нарушителю, то расчет ведется в зависимости от их размера: минимум 400 рублей, максимум 60 000 рублей.
Заявление рассматривается около месяца, а потом начнется процесс. Его результат очень зависит от обоснованности претензий, правильности расчета ущерба или адекватности требуемой компенсации, а также от убедительности доказательств.
Определиться со способом защиты и грамотно написать заявление поможет найденный в нашем маркетплейсе специалист по авторским и смежным правам. В сравнении с другими подобными сервисами у нашего есть преимущества:
Создать заявку у нас несложно — форма удобная, и в ней есть подсказки. Мы всегда на связи и поддержим вас на всех этапах.