гражданское и торговое право в новейшее время
83. Гражданское и торговое право Новейшего времени: тенденции развития и институты
Для развития гражданского права в 20 веке характерно возрастание роли государственного регулирования в совокупности с повышением значения частного права. Некоторые области гражданско-правовых отношений перенеслись в область конституционного права, что в целом отражало интересы и потребности общества, а также оградило от чрезмерного гос. вмешательства. Право собственности претерпело значительные изменения особенно в части субъектов и объектов. Различают публичную и частную собственность. После Второй мировой войны в Европе была распространена национализация. В этот период также получил последующее развитие институт доверительной собственности – траст, возникший в Англии. Его сущность заключается в передаче учреждённой одним лицом доверительной собственности в управление другим лицам, что используется в целях защиты интересов недееспособных лиц, замужних женщин, благотворительных и иных учреждений. По мере развития рыночной экономики возросло значение в праве юридических лиц и правовом регулировании корпоративного предпринимательства, что обусловило становление акционерного права. В области договорного права также произошли изменения. Обязанность наступает как обязанность одного лица совершить или не совершать какого-либо действия в интересах другого лица. Они возникают из закона или деликта. Вместе с тем в сферу гражданско-правовых отношений вторгаются нормы императивного характера, что было обусловлено широким распространением административных договоров. Некоторые учёные к такому типу договоров относят концессионные договоры. Под концессией понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере. Посредством такого договора частному лицу передаются в эксплуатацию на неопределённый срок природные богатства, предприятия и другие хоз. Объекты.
84.Либерализация уголовного права и процесса в Новейшее время
85. Развитие национального, трудового и экономического законодательства в Новейшее время.
В 20 веке конституционное закрепление получили социально-экономические и культурные права граждан: на труд и свободный выбор профессии, на социальное обеспечение, на отдых, на безопасные условия труда и т.д. В 1948 году эти права были признаны на международном уровне и отразились в тексе Всеобщей декларации прав человека. Важнейшей задачей социального законодательства является поддержание социальной стабильности и гражданского мира посредством превенции потенциальных социальных конфликтов. Трудовое право. Сначала трудовые отношения регулировались путём подписания договора между наёмным работником и работодателем. В 20-30 годы под давлением рабочего движения создаётся система социального страхования. Далее стало развиваться социальное обеспечение, важнейшим элементом которого стало пенсионное законодательство. Однако в настоящее время существуют некоторые различия системе соц. Законодательства Европы и США. В англосаксонском праве приоритетное значение имеют личные и политические права. В европейском континентальном праве – социально-экономические права.
Изменения в гражданском праве зарубежных стран в Новейшее время.
В статусе физических лиц в последние десятилетия наблюдается демократизация, выражающаяся прежде всего в утверждении равенства граждан без различия национальности, пола, вероисповедания перед гражданским законом.
Отменяются почти все ограничения в гражданских правомочиях женщин. В области дееспособности произошло снижение возраста до 18 лет. Происходит гуманизация института опеки и попечительства.
Стирается грань между публичным и частным правом. Это наблюдается прежде всего в континентальной ветви права (в англосаксонской ветви права четкого размежевания не было и в прошлом.) Такому явлению в немалой степени способствуют меры государственного регулирования производства, финансов и торговли, ставшие по существу важнейшим фактором поддержания относительной стабильности экономики.
Во многом в связи с этим наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права, диспозитивных норм гражданского и торгового права.
Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, обусловленная расширением международных экономических связей. Сохраняются многие национальные различия в праве и тем более различия между континентальной и англосаксонской ветвями права.
Трансформируются основные институты гражданского и торгового права в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, в частности его экологической защиты, создания новых механизмов правового регулирования.
Источники права.
В континентальной Европе (Франция, Германия, Италия и др.) по-прежнему доминирующими источниками являются закон и подзаконные акты, а само гражданское и торговое право кодифицировано. В странах англосаксонского права (прежде всего Англия, США) судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принципе считается главным.
Наметившаяся в настоящее время унификация права отразилась и на системе его источников. В англосаксонских странах возросла роль законов и подзаконных актов. В странах континентальной ветви права важную роль стала играть судебная практика.
Возникновение общего рынка привело к необходимости единообразного правового регулирования и дало новый стимул к сближению источников права. Их унификация в наибольшей степени конкретизировалась в международных соглашениях, обязательных к исполнению в странах, их подписавших. В области источников права здесь наблюдается рост кодифицированного массива законодательства и уменьшения судебного правотворчества.
Вещное право.
Структура и определение не претерпели изменений. Традиционно вещное право рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих правовые отношения, при которых юридически надлежащее лицо может реализовать личные права на свою вещь.
В континентальном праве сохраняется деление на владение, право собственности и сервитуты. Во всех ветвях права владение рассматривается как фактическое обладание вещью.
Защита осуществляется неодинаково: во французском праве действуют три владельческих иска: о прекращении фактических или юридических действий, не посягающих на само владение, но прямо или косвенно нарушающих его; о предотвращении возможного нарушения в будущем; о возвращении насильственно отобранного имущества. Аналогично в Германии. В англоамерканской системе все имущественные права в главном рассматриваются как различные разновидности собственности. Защита обеспечивается общегражданскими исками из причинения вреда.
Определенность объекта права собственности; признание в качестве правомочий собственника только того, что фиксировано нормами соответствующего национального гражданского права.
Наряду с этим в континентальной ветви права сохранено понимание права собственности как совокупности исключительных субъективных правомочий собственника: права владения, права пользования, права распоряжения.
Новая роль и новые модификации юридических лиц. Характерный для современного капитализма быстрый рост производства, сопровождающийся его дальнейшей концентрацией и централизацией, не может осуществляться в рамках индивидуального (малого) бизнеса, а требует объединения предпринимателей. Именно поэтому в центре гражданского и торгового оборота стали находиться не физические, а юридические лица, в частности торговые товарищества, которые на практике проявили свои преимущества в проведении сложных операций в банковском, страховом, торговом и ином бизнесе.
Развивалось законодательство о юридическом лице, как организационной структуре, имеющей собственную правосубъектность и имущественную обособленность. Сохраняется различие между юридическими лицами частного права и юридическими лицами публичного права.
В XX в. важнейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становится акционерное общество,. Законодательство об акционерных обществах во всех буржуазных странах в новейшее время постоянно обновляется и совершенствуется. Это законодательство или предусматривало создание новых, более удобных форм объединения капиталов.
Основные изменения в праве
Гражданское и торговое право
Главные направления развития. В XX веке сохраняется «множественность» правовых систем, среди которых особое jviecTO принадлежит континентальной ветви европейского права («континентальному праву»), англосаксонской ветви права, а также мусульманскому праву. Появились и получили развитие новые, в основном локальные правовые системы.
Вместе с тем усиление интеграционных процессов в современном мире, присущей ему нарастающей взаимозависимостью в экономике, стимулирует сближение различных правовых систем, включая тождественность их трансформации. Особенно интенсивно этот процесс свершается в праве современных экономически развитых стран.
Стирается грань между публичным и частным правом. Это имеет место прежде всего в континентальной ветви права. (В англосаксонской ветви права, как уже известно, четкого размежевания не было и в прошлом.) Такому явлению в немалой степени способствуют меры государственного регулирования производства, финансов и торговли. ставшие по существу важнейшим фактором поддержания относительной стабильности экономики. Во многом в связи с этим наблюдается массированное вторжение императивных норм административного права в область диспозитивных норм гражданского и торгового права.
Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, обусловленная количественным и качественным расширением международных экономических связей (возникновение Европейского экономического сообщества, ведущего к экономической интеграции, и т.п.). Впрочем этот процесс еще не прошел своей начальной стадии. Сохраняются многие национальные различия в праве и тем более различия между континентальной и англосаксон^сой ветвями права.
Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права и прежде всего трудовым и социальным правом.
Трансформируются основные институты гражданского и торгового права в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, в частности его экологической защиты, создания новых механизмов правового регулирования.
Источники права. Структурные изменения в праве повлияли на источниковую базу гражданского и торгового права, хотя степень этого воздействия, равно как и соотношение разного рода источников, неодинаковы для отдельных стран. В континентальной Европе (Франция, Германия, Италия и др.) по-прежнему доминирующим источником являются закон и подзаконные акты, а само гражданское н торговое право кодифицировано. В странах англосаксонского права (прежде всего, Англия, США) судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принципе считается главным.
Возникновение Общего рынка привело к необходимости единообразного правового регулирования и дало новый стимул к сближению источников права. Их унификация в наибольшей степени конкретизировалась в международных соглашениях, обязательных к исполнению в странах, их подписавших, а также в составлении на межгосударственном уровне проекта типового нормативного акта, который затем принимается отдельными странами в качестве национального закона.
Субъекты права. Важные демократические преобразования претерпевает статус физических лиц. В области правоспособности утверждается равенство всех граждан без различия национальности, пола, вероисповедания перед гражданским законом; соответственно отменяются почти все ограничения в гражданских правомочиях замужних женщин. В области дееспособности в большинстве западных стран возраст совершеннолетия снижается с 21 до 18 лет. Продолжается гуманизация института опеки и попечи1,ельства.
Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице (ЮЛ) как организационной структуре, имеющей прежде всего собственную правосубъектность и имущественную обособленность. Сохраняется различие между ЮЛ частного права и ЮЛ публичного права. К первому виду относятся различные банковско-коммерческие, промышленные и другие структуры (организации), создаваемые частными лицами, которые на основании юридического акта определяют задачи организации, создают ее материальную базу. Их статус фиксируется нормами гражданского права и носит в основном диспозитивный характер. Соответственно они наделены общей правоспособностью, т.е. правом приобретать и нести гражданские права и обязанности, как и правоспособные физические лица. Исключение, разумеется, составляют те права и обязанности, необходимым условием реализации которых являются природные свойства человека.
К ЮЛ публичного права относятся государственные органы, государственные предприятия н организации, государство в целом. Они создаются на основе публично-правового акта, имеющего императивный характер. Им присуща публичная природа поставленных перед ними целей, наличие властных правомочий, особый характер членства.
Именуемые в национальных законах по-разному, они, тем не менее, в главном основываются на идентичных принципах. Характерны в этом отношении закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 г. и штата Делавэр 1967 г., французский закон 1966 г. о торговых товариществах, в главном посвященный акционерному обществу, германский закон 1965 г.
В современном законодательстве все больше внимания уделяется акциям, их правовому режиму. Наделенные по закону свойствами ценных бумаг акции являются объектом права собственности. Их номинальная стоимость обозначена на самом документе, а реальная продажная цена определяется их биржевым курсом. Курс акций того или иного АО зависит в первую очередь от размеров получаемого дивиденда и особенно прогнозов в этой области на будущее, а также многих других причин (общеэкономических, политических, социальнопсихологических, спекулятивных, конъюнктурных и т.д.). С учетом названных факторов определяются усредненные курсы акций крупнейших АО, так называемые индексы курсов акций (они не без основания считаются важным показателем состояния экономики). Определение курса акций (котировка) и их публикация осуществляются на фондовых биржах, которые обычно имеют статус частных АО (США, Англия и некоторые другие страны) или государственных учреждений (Франция, Германия). Они управляются, как правило, биржевым комитетом, избираемым членами биржи: брокерами (маклерами- посредниками, которые содействуют заключению сделок между сторонами по поручению и за счет клиентов, получая за это вознаграждение) и дилерами (осуществляющими перепродажу ценных бумаг за свой счет и от своего имени, их доходы составляются главным образом за счет разницы от покупки и продажи).
Помимо акций широкое распространение получили выпускаемые АО облигации, являющиеся разновидностью ценных бумаг (долговыми обязательствами АО). Доход по ним выплачивается в виде фиксированного процента, их собственники могут и не быть членами АО, по ликвидации общества выплаты по облигациям осуществляются в первую очередь. Ныне сокращаются различия между привилегированными акциями и облигациями.
В связи с компьютеризацией операций в области ценных бумаг наметилась тенденция к их «дематериализации». Вместо выпуска акций в их традиционной документированной форме все чаще практикуется их фиксация, равно как и сделки с ними, в памяти компьютера. Одним из пионеров в этой области явилась Франция, где с 1984 г. узаконен выпуск ценных бумаг в «дематериализованной» форме. Это стимулировало усиление контроля за деятельностью АО и движением ценных бумаг. С 1987 г. в этой стране АО получили возможность через специальный расчетный центр и центрального депозитария узнавать, в чьей собственности находятся те или иные акции и облигации. Аналогичное наблюдается и в других странах. В США, например, контроль за всеми акционерными структурами возложен на Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.
В последние десятилетия интенсивно развивается и законодательство об обществах с ограниченной ответственностью (ООО).
ООО можно определить как объединение лиц под общей фирмой (уставным товариществом), признаваемым ЮЛ и несущим исключительную имущественную ответственность. В некоторых национальных законодательствах ответственность каждого участника распространяется на его пай (вклад) и частично личное имущество, но в одинаковом для всех участников кратном отношении к сумме персонального вклада. Документом, удостоверяющим членство в обществе, является так называемое паевое свидетельство. Оно не считается ценной бумагой. Однако право на членство передается по наследству и отчуждаемо.
В сравнении с акционерными обществами ООО имеют некоторые преимущества: предусмотрены меньшие размеры минимума основного (уставного) капитала; менее жесткой является требуемая публичная отчетность; больше прав у рядовых пайщиков на информацию о состоянии дел (уставы, которые исключают или ограничивают такое право, считаются недействительными), хотя текущие вопросы решаются советом учредителей; больше свободы в выборе характера и формы ведения дел.
Отмеченные условия способствуют росту ООО среди мелких и средних предпринимателей.
Что касается ЮЛ публичного права, то доминирующей тенденцией развития их правового статуса является подчинение частному праву, когда они участвуют в имущественном обороте. Это прежде всего относится к государственным предприятиям. Организационноправовое оформление последних многообразно. Но чаще всего используются формы АО, публичной корпорации (США, Великобритания), казенного предприятия.
Формы АО и даже ООО в настоящее время оказались наиболее оптимальными для совмещения государственного и частного капиталов, а также их возможной приватизации путем распродажи акций или паевых свидетельств. Государственные предприятия такой формы подлежат обычному налогообложению. Подавляющее большинство лиц, занятых в них, не имеет статуса государственных служащих (исключение составляет директорат).
Казенные предприятия являются полной собственностью государства. Эти предприятия выполняют от имени и по поручению государства различные экономические, научные и социальные функции (Британская радиовещательная корпорация Би-би-си, Комиссариат по атомной энергии во Франции и т.д.). Они ответственны за свою деятельность перед государством, непосредственно перед правительством, но располагают обособленным имуществом и в этой связи наделены правами коммерческой организации. Как правило, им предоставляются налоговые льготы.
Эти предприятия входят в систему государственного управления, находятся полностью на государственном бюджете и лишены какой- либо хозяйственной, финансовой и юридической автономии. Это прежде всего почта, телеграф, средства телекосмической связи, а также пороховые и гобеленовые предприятия во Франции, пороховые заводы и королевские доки в Великобритании и т.д. В настоящее время расширилась специальная правоспособность ЮЛ такого рода, равно как и присутствие частного капитала в названных сферах.
Вещное право. Его основная структура, так же как и определение, не претерпели кардинальных изменений. Традиционно, хотя и весьма условно (единого для всех правовых систем определения, разумеется, не существует), оно рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, при которых юридически надлежащее лицо может реализовать личные права на свою «вещь», не нуждаясь в разрешительных действиях других лиц,
В континентальной ветви права сохраняется идущее еще от римского права его деление на владение, право собственности и сервитуты.
Во всех ветвях права владение по-прежнему рассматривается прежде всего как фактическое обладание вещью. Но юридическая защита владения осуществляется не везде одинаково. Современному французскому праву известны три владельческих иска: о прекращении фактических или юридических действий, не посягающих на само владение, но прямо или косвенно нарушающих его; о предотвращении возможного нарушения в будущем; о возвращении насильственно отобранного имущества. Приблизительно аналогичны владельческие иски в Германии. В англо-американской системе права все имущественные права в главном рассматриваются как различные разновидности собственности. Хотя в конечном итоге в континентальном правовом понимании их условно можно свести к праву собственности и к праву на чужую вещь. Защита имущественных прав в США и Великобритании обеспечивается общегражданскими исками из причинения вреда.
Центральным институтом вещного права является право собственности. Его важнейшей отличительной чертой считается абсолютный характер, что предполагает: соответствие правомочиям собственника обязанности всех остальных лиц признавать и не нарушать их; определенность объекта права собственности; признание в качестве правомочий собственника только того, что фиксировано нормами соответствующего национального гражданского права. Наряду с этим в континентальной ветви права сохранено понимание права собственности как совокупности исключительных субъективных правомочий собственника: права владения,, права пользования, права распоряжения.
В условиях научно-технической революции, трансформации господствующих производственных отношений институт права собственности претерпевает изменения, прежде всего объектов права собственности. Они увеличились количественно и во многом изменились качественно.
При сохранении в большинстве стран континентальной Европы классификационного деления объектов права собственности на «бестелесное» и «телесное имущество», а последнего на движимое и недвижимое ощутимо расширился перечень «бестелесного имущества». Так, возросло значение финансовой собственности (различные ценные бумаги: облигации, чеки, векселя, акции и т.п.), а также коммерческой Собственности (товарораспределительные документы: накладные, коносаменты и т.д.). Радикально увеличилось содержание интеллектуальной собственности, которая включает право на промышленную собственность и право на литературную н художественную собственность.
В области литературной и художественной собственности наблюдается расширение авторского права, регламентирующего порядок использования произведений литературы и искусства. Вместе с тем оно унифицируется. Это прежде всего относится к странам Западной Европы и Северной Америки. Наибольшее влияние в данном направлении оказали Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирная (Женевская) конвенция 1952 г., включая новую редакцию (Парижскую) 1971 г.
Во многом изменилось содержание права собственности на «телесное имущество». Расширяется перечень его объектов. К нему, в частности, стали причислять различные энергоносители (газ, электроэнергию н некоторые другие).
Но наиболее значимая трансформация совершается в ином аспекте. Право собственности как право субъективное утрачивает свои абсолютный характер. Исключительные правомочия собственника подвергаются существенным, не соизмеримым с прошлым юридическим ограничениям. Они касаются закрепленных законами принудительных, но соизмеримо компенсированных, отчуждении некоторых видов частной собственности, или обязательного порядка их эксплуатации, или других ограничительных мер по их гражданско-правовой реализации. Это прежде всего относится к праву собственности на землю. В США все более широкое распространение получает так называемое зонирование, т.е. регулируемое законами или постановлениями местных властей обязательное для земельных собственников размещение жилых, торговых, промышленных зон, зон отдыха т.д. «Зонирование», начавшееся еще в 20-е гг. с городских земель, теперь распространилось и на сельскохозяйственные земли и проводится с учетом сохранения окружающей средц, борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.д. Образцом в этой области считается законодательство штата Вермонт, где установлен разрешительный порядок не только для землепользования, но и для продажи. По существу, признана конституционной принудительная продажа земли одного лица другому при наличии «справедливой компенсации н общественной необходимости». (Решение суда по делу Берман против Паркера (1954 г.) о передаче (принудительной продаже) земли с трущобами другому лицу для нового благоустроенного строительства.) Аналогичные ограничения в большем или меньшем объеме имеют место и в других странах.
Продолжается начавшееся еще в XIX в. ограничение прав земельных собственников на недра и воздушное пространство. Детально разработан административно-правовое режим производственной эксплуатации недр, предусматривающий приобретение у государства концессии на разведку н добычу полезных ископаемых.
Права поземельных собственников ограничиваются н в других областях. Собственникам запрещается мешать деятельности находящихся на соседних землях предприятий. Не считается противоправным проникновение на их земли «в пределах допустимой для данной местности нормы» дыма и испарений, что, впрочем, не исключает усиления в последние десятилетия борьбы против загрязнения окружающей среды. В этом отношении типичен закон о чистоте воздуха 1970 г. (США) с дополнением 1990 г., устанавливающий стандарты качества воздуха, контроль за их соблюдением и, главное, судебное преследование с наказанием виновных штрафом до 250 тыс. долл. или тюремным заключением до пяти лет; для корпораций штраф увеличивается до 500 тыс. долл.; граждане, дающие соответствующую информацию, получают 10 тыс. долл. Для реализации закона учреждено агентство по охране окружающей среды.
Собственники не должны препятствовать прокладке газопроводов, линий электропередачи и т.п. (при этом компенсация не может превышать нормативно установленные расценки).
Все эти изменения во многом обусловливаются постоянно усложняющейся производственно-экономической жизнью общества, необходимостью поддержания ее нормального функционирования. Защита среды обитания отвечает интересам всех. Вместе с тем в социальном плане от большинства названных изменений в праве наибольшие преимущества получают крупные компании, которые в таких условиях, по существу, освобождаются от необходимости делиться частью своих прибылей с мелкими и средними собственниками используемых земель.
Получает распространение и такая крайняя мера вторжения в отношения частной собственности, как национализация. Законодательство большинства стран признает возможность компенсированного изъятия земли у частных лиц в собственность государства, например, для строительства военных или гражданских объектов. При национализации предприятий устанавливается льготное возмещение потерь, понесенных бывшими собственниками, из государственного бюджета, т.е. во многом за счет рядовых налогоплательщиков. В 80-90-е гг. происходила массовая реприватизация, предусматривавшая возвращение бывшим собственникам целиком или в части (в акциях) их предприятии, в основном модернизированных за счет государства.
Ограничение правомочий поземельных собственников во многом реализуется на базе сервитутов, включая и получившие развитие в XX в. публично-правовые сервитуты. Последние отличаются от гражданско-правовых сервитутов прежде всего тем, что их пользователями являются юридические лица публичного права и их деятельность может распространяться на большие земельные массивы, нередко в границах почти всей национальной территории.
Обязательственное право. Усложнение современной социаль- но-хозяйственной жизни обусловило важные изменения в обязательственном праве. Отдельные виды обязательств во многом наполнились новым содержанием. Это особенно отчетливо заметно в догово- ре.
Наметился отход от классических принципов договора: свободы договора, равенства сторон в договоре, его юридической незыблемости.
Подобное законодательство функционирует и в других странах. Существенные изменения претерпевают договорные отношения при введении государственного регулирования, особенно масштабного во времена мировых войн и экономических кризисов. Лимитирование и распределение многих видов сырья, полуфабрикатов особенно повлияло на порядок заключения и содержание договоров, в первую очередь договоров поставки. Они могли совершаться лишь в соответствии со специальными разрешениями уполномоченных на то государственных органов. Аналогичным образом изменились внешнеторговые договоры, банковские операции и т.д. Напомним, государственное регулирование экономики при всем различии в степени его интенсивности в отдельных странах стимулировало вторжение административного права в область, где ранее почти безраздельно господствовало гражданское право, т.е. в сферу диспозитивных норм проникли, подчас как доминирующие, императивные нормы государственного регулирования. Подобное наблюдается в обеих ветвях права, хотя в англосаксонской и не столько отчетливо, поскольку ей неизвестно деление на публичное и частное право.
Важным аспектом этого процесса явилось регулирование цен. Во время мировых войн вводился определенный, приемлемый для рядовых граждан уровень цен на товары первой необходимости при соответствующем их лимитировании. Так, устанавливались пределы роста квартирной платы. После окончания войн меры такого рода отменялись.
В настоящее время формы государственного регулирования претерпевают важные изменения: все большее значение приобретают меры денежно-кредитного регулирования. Важнейшими средствами такого воздействия становятся бюджет, налоговая политика, регулирование уровня банковского ссудного процента и многое другое. Соответствует этому и новое нормативное закрепление такого курса.
Заметно изменился взгляд на принцип незыблемости договора. Уже в ходе Первой мировой войны стала очевидной невозможность соблюдения многих договоров и прежде всего договоров о крупных и длительных поставках. Удорожание сырья, его транспортировки и обработки предполагало резкий скачок цен и увеличение сроков поставки. В таких условиях неизбежным стал отказ от принципа незыблемости первоначально закрепленных в договоре статей или даже расторжение договора.
Объективную значимость приобрели и другие причины, стимулирующие отказ, точнее, заметное отступление от принципа обязательного выполнения договора. Причем его проявление в континентальной и англосаксонской ветвях права не всегда однозначно. В континентальной ветви права, в частности во французском праве в соответствии с классическими римскими образцами, допускалось освобождение должника от исполнения обязательства в случае невозможности выполнения в результате действия «непреодолимой силы» и т.п. Таким образом, суды имели определенную юридическую основу для соответствующих решений. Проблема заключалась в ином: дела такого рода количественно и качественно были несоизмеримы с тем, что имело место в прошлом. Требовалась более гибкая и емкая юридическая формула. Наиболее приемлемым явилось учение «о непредвиденных обстоятельствах», обосновывающее правомерность расторжения или изменения договора, если обстоятельства ко времени исполнения договора изменились радикально по сравнению с тем, какими они были в момент его заключения. Это учение, возникшее еще в средние века, было адаптировано к новым условиям и нашло особенно широкое применение в судебной практике периода мировых войны и экономических кризисов.
Движение к признанию «о непредвиденных обстоятельствах» в договоре в гражданском праве Великобритайии и США начиналось почти с диаметрально противоположной установки: последующая невозможность исполнения не освобождает должника от ответственности. Немалую роль в этом играло традиционное для «общего права» положение: невозможность исполнения договора не освобождает должника от, ответственности, но при действительной невозможности реального исполнения договора обязательна замена, чаще всего денежная компенсация. Вместе с тем реалии XX в. вынуждали искать иные решения, допускающие освобождение должника от исполнения договора при наличии определенных обстоятельств. Они воплотились в новых судебных прецедентах. В праве получило признание учение о «бесплодности», договора, обосновывающее освобождение от договорных обязательств должника в случае гибели объекта договора, ияи утраты значимости цели, ради которой договор был заключен, или резкого, радикального изменения условий к моменту исполнения договора, которое объективно не могло быть предусмотрено сторонами и которое делает невозможным его реальное исполнение. Впрочем, по-прежнему сохраняют законную силу и прецеденты, обязывающие к исполнению договора. В итоге судам предоставляется возможность при решении такого рода дел в большей степени учитывать конкретную ситуацию и аналогичные дела решать по-разному.
В настоящее время Верховный суд США в решении аналогичных дел достаточно определенно следует учению о «подразумеваемых условиях», согласно которому предполагается, что стороны, заключая договор, якобы условились: должник не будет нести ответственности за обстоятельства, возникшие ко времени исполнения договора и сделавшие его исполнение невозможным. Решение главного вопроса о том, реальна ли возможность предвидеть возникновение такого рода обстоятельств, а соответственно и сама проблема исполнения договора целиком вверяется усмотрению суда.
Впрочем прекращение договора не всегда устраивало стороны, которые чаще стремились не к прекращению договора, а лишь к изменению его условий. Поскольку суды не занимаются внесением изменений в договоры (исключением являются суды Германии, за которыми на основании §242 Германского гражданского уложения признается в определенной мере право на пересмотр условий договора в соответствии с изменившимися обстоятельствами), стороны стали сами вносить в договоры условия, по которым уже начавшие выполняться договоры могли быть изменены в случае наступления непредвиденных обстоятельств. В основном это касается долгосрочных, сложных договоров (строительство заводов и иных крупных объектов с участием многих субподрядчиков и т.д.).
Отмеченные изменения в гражданском праве, разумеется, не вели к исчезновению норм, основанных на классических принципах права XIX в. Они по-прежнему доминируют в правовом регулировании мелкого, среднего предпринимательства и особенно бытовых имущественных отношений. Аналогичное, но в рамках национальных правовых особенностей, имеет место и в англосаксонских странах.
Антитрестовское законодательство
Основные тенденции развития. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительных групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, включая соглашения между ними с целью установления монопольных цен на рынке и т.д. Признавалось незаконным особое объединение между ними, прежде всего в виде треста, направленное на монополизацию торговли и производства, равно как и на выгодные для треста ограничения (изменения) торговли между штатами или с иностранными предпринимателями. Предусматривались уголовно-правовые санкции против нарушителей закона. Но его применение оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила завершения). Более того, закон Шермана фактически стал использоваться против профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе определение объявления, препятствующего торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы.
Однако требования общественности ограничить злоупотребления трестов, так же как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству, стимулировали принятие новых федеральных антитрестовских законов (законы 1914, 1950, 1955 гг.), а также антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого рода появились даже раньше, чем закон Шермана).
Подобные нормативные акты приблизительно в это же время были приняты в других экономически развитых странах и составили в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947 и 1953 гг. в Японии; 1948, 1956, 1965 и 1976 гг. в Великобритании; 1945 и 1986 гг. во Франции и т.д.). В определенной мере они отвечают интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также мелких и средних предпринимателей.
В связи с образованием Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран стало более унифицированным, чем в других регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, особенно его применение, не является стабильным и, тем-более, не препятствует возникновению крупных компании, включая транснациональные.
Изменения в семейном праве
Трудовое и социальное законодательство
Основные области правового регулирования. Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием работодателей связывать себя определенными нормами специального закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила работодателей пойти на серьезные уступки. Угроза революционных потрясений (история преподносила наглядные уроки) и, возможно, другие причины способствовали пониманию правящими кругами необходимости компромисса. Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось весьма чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. В немалой степени этим определяются некоторые черты трудового законодательства большинства экономически развитых стран. Трудовое право нестабильно: содержание его институтов часто меняется в сторону как расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; отдельные его институты возникают постепенно и разновременно; претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.
Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка.
После окончания первой и особенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.
Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются: социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1-1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1-1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5-0,75%. В этом отношении характерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности.
Государственные дотации или государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направляется только тем, кто после официальной проверки признан неимеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию.
«Универсальная» система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
Уголовное право и процесс
Основные изменения в уголовном праве. Уголовное право, в наибольшей степени восприимчивое к поворотам политического курса, характеризуется чередованием прогрессивной и реакционной тенденций в своем развитии. Проявляясь неоднозначно и подчас разновременно в национальных законодательствах, эти тенденции тем не менее имеют и некоторые общие черты.
Наиболее резкие зигзаги отмечаются в уголовном праве Германии. Веймарская республика (1919-1933) сохранила действие УК 1871 г., воплотившего основные идеи школы классического уголовного права о соответствии между тяжестью преступления и тяжестью наказания, сокращении области применения смертной казни и т.п. Вместе с тем УК 1871 г. был заново отредактирован в духе республиканского строя, из него исключили пережитки прусского феодализма. Республика декларировала свою приверженность либерально-демо- кратическим принципам в уголовном праве, которые, впрочем, не всегда соблюдались, например, в таких нормативных актах, как указы президента от 19.03.20 и от 26.09.23, вводившие смертную казнь за «антигосударственную деятельность», а также указ от 29.01.20, ужесточавший наказания за призыв к забастовке.
Нацистский рейх (1933-1945), установивший режим открытого террористического подавления, упразднил систему либерально-демо- кратической законности. Указ от 04.02.33 «В защиту немецкого народа» свел на нет свободу печати и собраний. Указ от 28.02.33 «О защите народа и государства», по существу, аннулировал парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Разгром либералыю-демо- кратических институтов завершился с помощью последующего чрезвычайного законодательства: «Об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение» (29.03.33), «Против коварных посягательств на государство и партию. » (20.12.34), «О защите немецкой крови и немецкой чести» (15.09.35), «О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству» (14.07.38) и других подобных им актов. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером при разработке законов других фашистских и полуфашистских государств.
По окончании Второй мировой войны и разгрома фашизма на основе Потсдамских соглашений нацистское законодательство было отменено и восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. После принятия конституции ФРГ 1949 г. наметилась некоторая демократизация уголовного права. Конституция определенно высказалась по проблеме, являющейся дискуссионной во всем мире: смертная казнь отменялась (ст. 102), подчеркивалась приверженность либеральным принципам: «Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения. Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона» (ст. 103). Впрочем демократизация уголовного права проходила неровно. Она неоднократно замедлялась и даже прерывалась. В 1969-1975 гг. была проведена новая реформа УК 1871 г. В результате УК получил более четкую структуру деления на общую и особенную части. В особенной части наиболее ощутима гуманизация уголовного права: исключены некоторые составы преступлений, деяния по которым ныне не считаются криминальными (например, так называемые религиозные преступления); сужена сфера хозяйственных преступлений, которые теперь рассматриваются как административные или гражданско-правовые нарушения; штрафные санкции почти на 80% заменили более тяжкие наказания.
Последнее в еще большей степени присуще Великобритании во многом в силу особенностей английского уголовного права, значительная часть которого состоит из судебных прецедентов. Таковыми считаются правовые установления, сформулированные в приговорах хотя бы одного из высоких судов Великобритании и принимаемые за основу при разрешении других аналогичных дел судами нижней и равной им инстанции. Высокие суды, за исключением палаты лордов, связаны предыдущими приговорами и решениями. Прецедент может быть отменен или изменен парламентским актом.
Во Франции вплоть до 1994 г. действовал УК 1810 г., который неоднократно дополнялся и частично изменялся, причем нередко в сторону усиления репрессивных начал. Ему сопутствовали нормативные акты, многие из которых по своему содержанию были фактически уголовно-правовыми, но в зависимости от политической обстановки имели относительно либеральную или откровенно профашистскую направленность, как, например, во времена «правительства Виши».
После Второй мировой войны и особенно начиная с 80-х гг. усилилась демократическая, прогрессивная тенденция в праве. Законом от 09.10.81 отменена смертная казнь; законодатели впоследствии проявляли колебания по этой проблеме, но первый важный шаг был сделан. Законом от 10.06.83 предусмотрена возможность замены тюремного заключения выполнением «общественно полезной работы». Наказания по многим преступлениям ограничены штрафами, хотя и весьма значительными.
В 1992 г. был приняв а в 1994 г. введен в действие новый УК, воплотивший’ современный уровень решения технико-юридических вопросов и, что еще более важно, современные ориентиры в уголовноправовой политике. Это прежде всего более четкая и развернутая, чем в прошлом, защита прав человека и гражданина, провозглашенных в Декларации 1789 г., а также в международных документах: Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Соответственно в УК 1994 г. наряду с традиционными составами преступлений (убийство, нанесение телесных повреждений, сексуальная агрессия и пр.) особое внимание уделяется таким получившим широкое распространение в XX в. преступлениям против человека, как похищение и задержание людей, взятие в заложники, посягательство на психическую неприкосновенность личности, проведение на человеке биомедицинских опытов без его свободно выраженного согласия, посягательство на права человека с использованием картотек и обработки данных на ЭВМ, опубликование письменных документов и снимков определенного человека, полученных без его разрешения и согласия, дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам.
Вместе с тем УК предусматривает известную гуманизацию наказаний: смертная казнь заменяется пожизненным заключением, по менее тяжким преступлениям тюремное заключение заменяется выполнением, как сказано в кодексе, «общественно полезной работы», конфискацией всего или части личного имущества.
Изменения в уголовно-процессуальном праве. Противоречивость, национально-государственная неоднозначность характерны и для современного уголовного процесса.
В первой половине XX в. в странах западной демократии либеральные основы юстиции в главном сохранились, хотя правящие круги стремились ограничить контроль общественности за правосудием, законсервировать его элитарный характер.
Усиливается влияние прокуратуры в суде. Это особенно заметно во Франции, где прокуратура традиционно имеет чрезвычайно широкие полномочия. По закону 1931 г., даже дела частного обвинения не могли быть направлены в суд без санкции прокурора. Французский закон 1932 г. способствовал усилению влияния судей-профессионалов на присяжных заседателей, положив начало постепенному их объединению в единую коллегию.
После Второй мировой войны во всех экономически развитых странах наметилась демократизация судопроизводства. Однако этот процесс часто приостанавливался, наблюдалось движение вспять, причем в каждой стране все проявлялось по-разному.
Так, в США закон 1954 г. «О принуждении к даче свидетельских показаний» лишил свидетелей в делах о так называемом «подрыве национальной безопасности» права отказываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них (очевидное нарушение V поправки к конституции). В 1967 г. в Великобритании отменяется принцип единогласия присяжных относительно вынесения вердикта по уголовным делам, а с 1971 г. и по гражданским делам.
В последние десятилетия наметилось некоторое упрочение либеральных начал в процессе, наиболее распространенными формами которого продолжают оставаться состязательная и смешанная.
Состязательный процесс функционирует наиболее полно главным образом в странах англосаксонской ветви права (Великобритании, США и некоторых других). Он основывается на процессуальном равенстве сторон (обвинитель и обвиняемый) и формально ведется в виде состязания между ними. При этом «бремя доказывания» виновности обвиняемого лежит на обвинителе. Арбитром в споре выступает суд, который обычно является судом присяжных, оценивающим доказательства по внутреннему убеждению. Впрочем состязательному процессу в его национально-государственной конкретизации присущи многие особенности.
В США, где вслед и под влиянием английского права утвердилась эта форма процесса, предварительное расследование осуществляют многие органы и должностные лица: полиция, атторнетура (структура, близкая к европейской прокуратуре), специальные следственные комиссии (постоянные и временные), коронеры (следователи по делам скоропостижной либо ненасильственной смерти), в определенных случаях большое жюри присяжных.
Судебное разбирательство в качестве основного предусматривает: объявление подсудимому обвинительного акта и выявление его отношения к нему (признание или отрицание подсудимым вины); формирование жюри присяжных; судебное следствие; прения сторон; принятие вердикта присяжными заседателями; в случае признания ими виновности подсудимого установление меры наказания и вынесение приговора. Впрочем судья может не признать вердикт и назначить новое судебное разбирательство.
Относительно второстепенные уголовные дела рассматриваются судьей единолично в рамках суммарного судопроизводства (нередко в течение нескольких минут).
Смешанный процесс получил наибольшее распространение в странах континентальной ветви права (Франции, Германии, Италии и некоторых других). Ему свойственна неоднозначность принципов, положенных в основу досудебного и судебного следствия. В первой его части резко ограничены средства защиты обвиняемого; вторая основывается на принципах гласности, состязательности, устности, непосредственности.
Современный вариант смешанного процесса нашел свое достаточно полное воплощение во французском уголовно-процессуальном кодексе 1958 г. Подтверждается основополагающая, сформулированная в далеком прошлом, официальная цель уголовного процесса- «публичный», т.е. государственный, интерес. Отсюда исключительное право государства в лице прокуратуры предъявлять обвинение в со
вершенном преступлении, контролировать весь ход расследования. Соответственно прокуратура контролирует и полицейское дознание, возможности которого более чем значительны. Полиция может даже дЬ возбуждения уголовного дела, а значит, и без строгой процессуальной формы проводить задержание подозреваемых и свидетелей, их допрос, обыски, выемки и т.д. Причем за собранными таким образом данными признается доказательная сила.
Если по делу требуется предварительное расследование, оно проводится следственным судьей под контролем и в пределах указаний прокурора. Следственный судья может использовать данные полиции, но не связан ими и проводит самостоятельно все необходимые следственные действия. Эти действия по своему усмотрению может взять на себя и прокурор.
Столь очевидно выраженные инквизиционные начала несколько нейтрализуются установлением дополнительного контроля. С марта 1988 г. он возложен на следственные палаты в составе трех профессиональных судей.
Предание суду находится в ведении обвинительных камер (председатель и два члена), являющихся одновременно следственными органами вышестоящих апелляционных судов. Они осуществляют также надзор за деятельностью следственных судей и частично других должностных лиц, участвующих в предварительном расследовании. Им предоставлено право выносить постановление о дополнительном расследовании или, наоборот, о его завершении.
Судебное следствие в отличие от предварительного основывается на принципах гласности, устности, состязательности, непосредственности.