гражданское право китая в новое время

2. Право Китая в Новое время

Право империи Цинов. Цинский Китай имел два систематизированных свода законов, один из которых относился к государственному и административному праву, другой — к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянъ) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом из 1293 уездов империи.

Тексты сводов законов не составлялись, как уже отмечалось ранее, каждой династией заново, они вносили изменения в законы предшествовавших им династий. Напомним, что еще в 1644 г. Цинский двор поручил особой комиссии рассмотреть минский свод законов Дамин люй с целью внесения в него изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов <люй).Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений (ли). По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать, впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять—десять лет. Этот второй свод законов назывался Дацин люйли (Основные законы и постановления Великой династии Цин). Он ставил маньчжурских завоевателей в привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания другим — более легким или менее унизительным.

Из анализа Дацин люйли следует, что в его установлениях (в том числе и предусматривающих наказание) так или иначе отразилась система действовавших в традиционном Китае частноправовых норм. Так, брачно-семейные отношения, оформлявшиеся договором между главами семейств, регулировались широким комплексом норм обычного права, в которых дух конфуцианской морали проявлялся нагляднее всего. Отношения по наследованию имущества также регламентировались достаточно развернутыми правилами. В сфере земельного права особенно подробно были разработаны арендные отношения. Кодекс косвенно свидетельствовал о существовании в цинском Китае, правда в неразвитой форме, рынков, торговых агентов, банков, торговых товариществ, акционерного капитала. В регламентации деятельности торговцев и кустарей исключительную роль играли гильдии, располагавшие своими уставами и правилами ремесла и торговли, а также органами разрешения споров.

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Оценивая значение последнего в системе социального регулирования традиционного Китая, следует иметь в виду, что китайский деспотизм на долгие века законсервировал хозяйственно-атомизированное общество с господством натурального и мелкотоварного производства. Экономические отношения в подобном обществе не нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай, традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка, было сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось крайней жестокостью.

Как и многие другие своды законов средневековья, Дацин люйли описывал преступления преимущественно в форме казусов. Причем, чем опаснее были те или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и различных подзаконных актах. Например, Дацин люйли устанавливал ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою очередь детализировались на более конкретные составы в зависимости не только от формы вины, количества преступников и т.д., но и от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата; наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний. В результате этого Дацин люйли и представал в виде собраний огромного числа казусов.

Буквально накануне революции была проделана большая работа по совершенствованию Дацин люйли, приведению его норм в соответствие с реалиями китайского общества. Из кодексов исключили уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. Из Кодекса было исключено большое количество устаревших положений. К Дацин люйли как своду законов обращались суды и после падения империи Цинов. Во многих своих положениях он действовал до 5 мая 1931 г., т. е. до вступления в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики. Что касается цинского Свода узаконений (Дацин хуэйдянь), то он практически прекратил свое действие с провозглашением республики.

Источник

Китай в Новое время

Колонизация Китая

Превращение феодального Китая в полуколонию западных держав началось в середине XIX века. Вторжение чужеземного капитала ускорило разложение натурального хозяйства, способствовало расширению рынка рабочей силы, привело к созданию в стране крупной промышленности. Однако иностранные инвесторы не были заинтересованы в экономическом развитии Китая, а стремились использовать его в качестве рынка сбыта, источника сырья и сферы приложения капитала.

Одновременно с вторжением в Китай чужеземных «покровителей» развивается компрадорская буржуазия. С помощью компрадоров иностранные монополии проникли в деревню, которая стала одним из пристальных объектов империалистической эксплуатации.

Засилье иностранщины превратило формально независимый Китай в полуколонию. Вместе с созданием иностранных и национальных промышленных предприятий формировался рабочий класс Китая. Степень эксплуатации рабочих являлась самой высокой в мире.

В китайской деревне продолжали господствовать феодальнопроизводственные отношения. Помещики и кулаки владели 80 % всей земли, которая на кабальных условиях сдавалась в аренду крестьянам. Цинская династия клонилась к закату.

Тайпинское государство пало в 1864 году, но еще 2 года отдельные отряды сопротивлялись китайским властям. Падение государства ускорила военная интервенция Англии и Франции.

В 1861 г. к власти приходит императрица Цыси, старшая жена покойного императора. После поражения Китая во франкокитайской (1884-85 гг.) и японо-китайской (1894-95 гг.) войнах наблюдается подъем национального самосознания, что приводит к активизации деятельности патриотических сил.

Движение реформаторов возглавил ученый-конфуцианец Кан Ювэй (1858-1927 гг.). Он и его сторонники в меморандумах обличали существующие порядки, произвол, коррупцию, выступали в защиту трудящихся масс. В 1895 г. создается «Ассоциация усиления государства», и в свет выходит программный меморандум реформаторов. В нем содержались положения о введении конституционной монархии, об укреплении государственной власти, призыв к сопротивлению иностранному вторжению, реформированию образования и армии. Кан Ювэй настаивал на введении политических прав и свобод для поданных.

11 июня 1898 года издается указ «О планах государства», затем ряд указов о реорганизации государственного аппарата, о сокращении армии, о назначении на должности «талантливых людей из народа». Поощрялось строительство железных дорог, фабрик, заводов, развитие ремесел. Прогрессивные идеи, изложенные в нормативно-правовых актах, не были притворены в жизнь, так как реформаторы не имели достаточной власти и испытывали противодействие со стороны императрицы и ее чиновников. Реформаторы планировали в октябре 1898 г. совершить государственный переворот. Однако участвовавший в заговоре генерал Юань Шикай выдал планы заговорщиков императрице Цыси. Шесть реформаторов были казнены, Кан Ювэй и некоторые его сторонники бежали за границу. Начались репрессии против поддерживающих курс реформ.

В стране складывается сложная экономико-политическая ситуация. В 1898-1900 гг. под антииностранными лозунгами («Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!») началось восстание ихэтуаней. В европейской прессе оно называлось восстание «боксеров». Данное название восставшие получили в силу того, что в их рядах было много сторонников буддийского толка, владеющих приемами у-шу (кунг-фу).

Восставшие изгоняли иностранных миссионеров, громили фабрики, лавки иностранных торговцев, консульства Англии, Франции, США. Европейские державы потребовали в ультимативной форме от императрицы Цыси наведение порядка в стране и ввели дополнительные воинские контингенты на подведомственные территории. Восемь западных держав направили двадцатитысячный экспедиционный корпус для подавления восставших. Правящие круги Китая испугались сложившейся в стране ситуации. Императрица Цыси издала указ, обвиняющий ихэтуаней в беспорядках и кровопролитии. Китайским войскам был отдан приказ выступить на стороне иностранного экспедиционного корпуса. Через год после расправы с ихэтуанями был подписан Заключительный протокол. По условиям протокола от 7 сентября 1901 г. китайское правительство принесло извинения иностранным державам за причиненный ущерб, установило ряд льгот и привилегий западноевропейским странам и выплатило им контрибуцию в 450 млн. лянов (унций) серебра.

В 1906 г. был опубликован указ о подготовке к конституционному правлению. В 1907 г. создано бюро по составлению конституции, а так же бюро законодательных реформ. Народу объявлено о введении через 9 лет конституционного правления.

Синьхайская революция и провозглашение республики

После подавления восстания боксеров выступления крестьян и рабочих не прекращались, число подпольных революционных организаций увеличивалось.

Под влиянием русско-японской войны (1904-1905 гг.), русской революции (1905-1907 гг.) в Китае происходит объединение революционных организаций в «Союзную лигу», ядром которой становится «Общество возрождения Китая». Лидером Общества был избран Сунь Ятсен. Именно он разработал три принципа, ставшие знаменем борьбы: национализм (свержение династии Цин, восстановление независимости); народовластие (учреждение республики); народное благоденствие (уравнительное землепользование).

В 1906-1908 гг. отмечается новый революционный подъем масс. «Союзная лига» приобретает новых сторонников среди солдат и офицеров. После смерти императрицы Цыси (1908 г.) открыто встал вопрос о приемнике власти и дальнейших государственных преобразованиях. Восстали воинские подразделения в провинции Гуандун.

В январе 1911 г. в Гонконге был создан штаб революционного восстания. В апреле была предпринята попытка поднять народные массы на революционную борьбу. Поражение сторонников «Союзной лиги» приводит к временной эмиграции Сунь Ят- сена и его помощников.

10 октября 1911 г. в Учане против существующего цинского режима выступили военные. Пламя восстания охватило провинции южного и центрального Китая. Север, менее промышленноразвитый, остался в руках сторонников циней (маньчжуров). Премьер-министром и главнокомандующим вооруженных сил Китая был назначен Юань Шикай.

На юге сформировано Временное революционное правительство, и была созвана Конференция представителей провинций (позже преобразована в Национальное собрание). На съезде представителей Китай провозглашен республикой, временным президентом которой был избран вернувшийся из эмиграции Сунь Ят- сен. Движущими силами революции выступали либеральная буржуазия, крестьянство, солдаты и офицеры.

Революционная ситуация в стране привела к отрешению от власти Цинской династии (данное событие произошло в день «синь-хай», отсюда и название революции) и созыву временного всекитайского парламента. В целях объединения Китая между Сунь Ятсеном и Юань Шикаем было достигнуто соглашение. Во имя объединения страны, и руководствуясь стремлением прекратить противостояние Севера и Юга, Сунь Ятсен отказался от поста президента в пользу Юань Шикая.

После Синьхайской революции, упразднившей монархию, республиканский Китай оставался политически раздробленным. Пекинское правительство лишь номинально считалось «национальным». Его власть распространялась на столицу и ряд провинций. В отдельных районах господствовали военные губернаторы, точнее феодально-милитаристские клики со своими войсками. Войны, которые местные власти вели между собой, усиливали раздробленность страны, делали Китай особо уязвимым перед лицом империалистических хищников.

Революционные преобразования в Китае носили незавершенный характер. Свержение монархии и провозглашение республики привели к изменению государственного строя. Однако Китай оставался полуколонией иностранных государств.

В начале XX в. Китай стоял на пороге новых битв за социальную справедливость и национальное освобождение.

Право

Важнейшую роль в праве Китая продолжали играть два систематизированных свода законов империи. Первый свод содержал нормы государственного и административного права, второй гражданского, семейного и уголовного права. Оба свода законов дополняли средневековое право, но не изменяли его коренным образом. Созданная по указу императора кодификационная комиссия работала над систематизацией норм права с 1644 г. по 1646 г. В результате деятельности комиссии в цинский кодекс вошли законы династии Мин и новые постановления династии Цин. Правовые предписания излагались в казуистичной форме.

В 1647 г. кодекс под названием «Да цин люй ли» (Основные законы и постановления великой династии Цин) был опубликован. В структурном плане кодекс состоял из семи разделов. Первый раздел включал в себя правовой материал о наказаниях и обстоятельствах, при которых наказания могут быть смягчены. Остальные шесть разделов состояли из составов преступлений, а так же способов разрешения гражданских споров. Для цинского уложения характерно было переплетение норм публичного и частного права.

В качестве наказаний в кодифицированном источнике указывались смертная казнь, битье бамбуковыми палками, каторжные работы, ссылка, клеймение и т.д. Уголовную ответственность несли дети с 7 лет. Наказания применялись как к преступникам, так и членам их семей.

Гражданско-правовые, брачно-семейные и наследственные отношения регулировались сводом «Да цин люй ли», обычным правом. С развитием рынков, деятельности торговых агентов, банков, торговых товариществ, акционерных обществ большую роль в регулировании гражданско-правовых отношений стали играть международные договоры, уставы цеховых, торговых и мануфактурных организаций.

Потребность правящих кругов стабилизировать ситуацию в стране после Синьхайской революции, выражается в принятии нового Уголовного кодекса, который действовал с 1911 г. по 1931г.

Кодекс был шагом вперед по сравнению с цинским сводом законов. Он делился на Общую и Особенную части, его материал был систематизирован, включал статьи об уголовном осуждении и досрочном освобождении. Телесные наказания из кодекса исключались. Многие статьи предусматривали штрафные санкции.

Источник

Правовая система Китая в новое время

Маньчжурская династия Цин

Иностранная маньчжурская династия Цин подчиняла своей власти Китай с 1644 по 1911 г. В полной мере овладев Китаем в конце семнадцатого века, маньчжуры принялись покорять соседние государства. На границе между восемнадцатым и девятнадцатым веком в Восточной и Центральной Азии установилась сильнейшая и всевластная Цинская империя с народонаселением, количество которого было больше четырехсот миллионов человек.

Основная разница установившейся ортодоксальной китайской общественности времен Цинской династии от западноевропейской заключалась в ее статичности и отсутствии развития, вызванных непоколебимостью жизненных традиций и норм (мировоззрение, величина и порядок определения ценностей, основные политические и экономические убеждения, структура социальных отношений).

Эта своеобразная страна представлялась европейцам диковинным и причудливым, объятым сном царством. Опираясь на высказывания известного французского палеонтолога, философа и богослова Пьера Тейяр де Шарден (1881–1955) о цинском Китае, мы можем установить, что это огромное государство, практически не изменившееся за почти десять тысяч лет его существования, представляло собой удивительно особенную картину:

Структура Китая начала 19 века

На начало девятнадцатого века Китай являлся отсталым феодальным обществом где преобладало натуральное и мелкотоварное производство.

Маньчжурские властители предпринимали всяческие меры для сохранения старых феодальных традиций и недопущению доступа иноземного воздействия в Китай. Классическая китайская государственность обладала твердой и властной субординацией, утвержденной на основе военно-юридического принуждения. Она делилась на:

Основанием сельскохозяйственной экономики Китая являлось соединение небольших крестьянских хозяйств с примитивной бессистемной промышленностью.

В северных районах преобладало натуральное и мелкотоварное хозяйство. На юге государства возникло достаточно обширное формирование товарно-денежных связей. Началось развитие концентрирования земельной собственности и лишение земли крестьянства.

В китайском обществе правления Цинской династии была социальная угнетенность, то есть эксплуатирование крестьян и беднейшего городского населения феодалами и ростовщиками, усиливалась еще и национальной, а именно владычеством маньчжурских феодалов. На верховные посты в вооруженных силах и гражданской администрации получали назначение только маньчжуры.

Государственное управление элиты малочисленных маньчжурских племен многомиллионным китайским народонаселением обуславливалась союзом захватчиков с китайскими феодалами. Во все время владычества маньчжуров не прекращались крестьянские волнения и бунты, они почти всегда проходили под лозунгами, которые требовали восстановить китайскую Минскую династию.

Структура высших органов

Устройство системы, постоянство и прочность в цинском Китае гарантировала монархия в форме восточного деспотизма. Система высших органов государственного управления Китая эпохи Цинской династии осуществлялась по аналогии с империей Мин. Китайский император, богдыхан, официально представлял собой неограниченную монархическую власть, передающую трон по наследству и по методу первородства. Император являлся господствующим законоположником и верховным оракулом, с принадлежащим исключительно ему правом жертвоприношений, молитв и заклинаний «Верховному небу». Также он осуществлял миссию верховного судьи, который имел неограниченную власть наказания или помилования своих подданных. Владычество императора поддерживалась армией и многочисленной бюрократией, которая отбиралась путем экзаменов. В действительности же всевластие императора ограничивалось придворной аристократией, которая занимала высокие должности в государственных формированиях и организациях имперской администрации.

Наиболее важным государственной организацией при Цинах являлся Верховный императорский совет, который состоял из самых влиятельных вельмож. Им утверждались все самые важные постановления и законодательства, касающиеся всех отраслей государственного управления, осуществлялось рассмотрение наиважнейших докладов и других сообщений от всех правительственных организаций. Следующим по значимости определялся императорский секретариат, в ведении которого было обнародование императорских распоряжений и постановлений и хранение государственной документации.

В императорском секретариате посты разделялись в одинаковом соотношении между маньчжурами и китайцами. В правлении огромнейшей страной маньчжуры не могли полагаться только на свои собственные силы, но реальная власть принадлежала все же в основном им.

Высшую административно-исполнительную власть, собственное управление каждодневными делами империи монарх производил через шесть министерств (ведомства имперской администрации Цинов, которые именовали «любу»):

Палата цензоров осуществляла контрольную власть, Верховный Суд рассматривал и определял решения по кассационным жалобам по решениям нижестоящих судов.

Структура местного управления

Структура местного управления осуществлялась на методах бюрократической концентрации при дуалистичности общегражданской и военной власти. В ракурсе политического и территориального обустройства в империи было разделение на наместничества, провинции, области, округа, уезды.

Наместничества представляли собой две-три провинции, возглавляемые наместником. Он осуществлял всю гражданскую (административную и судебную) и военную власть.

В авангарде каждой провинции утверждались военный и светский губернаторы (наиболее часто – маньчжуры), которые подчинялись наместнику.

Каждому губернатору был предоставлен свой государственный штат персонала:

Области, округа и уезды управлялись начальниками, возглавляющими соответствующие административные единицы с помощью чиновников и старост стодворок и десятидворок.

Судебная власть на всех ступенях была связана с административными органами, но как правило для рассмотрения судебных тяжб определялись и назначались особые чиновники, отличающиеся исключительной преданностью императору. Опираясь на их мнение, наиболее часто решалась участь и предопределение определенного наместника, губернатора, начальника и простого люда.

Необходимость реформ

Империя Цин в начале девятнадцатого века встретилась с обязательностью реформирования государственного строя Китая исходя из влияния двух факторов:

В это же самое время в Китае начался кризис из-за все увеличивающегося крестьянского населения, вследствие чего прокатилась волна крестьянских восстаний. Наиболее наглядной и бесспорной устанавливалась дисгармония между приростом населения и произведением материальных благ. На это время оказалось, что все земледельческие участки, которые были пригодны для возделывания, уже освоены.

В связи с этим площадь возделываемой земли на душу населения уменьшилась больше чем в два раза, соответственно стала меньше нормы в 3 му (меньше чем 0,2 га), а это в свою очередь грозило массовым голоданием.

Еще одно обстоятельство, которое вызывало потребность в реформах, состояло в том, что Китай попал в зависимое положение от западных государств. Эти державы стремились контролировать огромные природные богатства Поднебесной.

Внешняя политика Китая в начале 19 века

Единичные китайские воинские части и отряды проявляли чудеса героического сопротивления, но, к сожалению, силы были неравнозначны. Отсталая феодальная армия не могла ничего поставить в противовес высококачественной вооруженной сухопутной армии и флоту Англии.

В Нанкине двадцать девятого августа 1842 г произошло подписание первого в истории Китая не обладающего равными правами договора. Это законодательный документ давал право использовать для торговли с иностранцами кроме Кантона (центра опиумной торговли) еще четыре китайских портовых города. К тому же Англия получила Гонконг. На Цинское правительство, соответственно этому документу, накладывались определенные кабальные обязательства:

В октябре 1843 г. к Нанкинскому договору был добавлен Хумыньский протокол. Соответственно этому документу, иностранным гражданам обеспечивалось право «иммунитета» в устанавливаемых ими системах иностранных поселений (сеттльментах). В них устанавливалась структура управления, не подчиняющаяся китайским властям, существовали иностранные войска и полиция. Местные власти обязывались в открытых портах разрешать структуру иностранных поселений (сеттльментов), а также предоставлять для этих целей землю и домовладения за «справедливую» арендную оплату. Иностранцы полностью были неподсудны юрисдикции китайских судов, для них была определена консульская зона ответственности. В довершение всего, Хумыньский протокол утверждал за англичанами право наибольшего содействия и помощи. Следом за Англией неравнозначные договоры с Китаем были установлены США и Францией (1844 г.). Наступило преобразование Китая в полуколониальное государство.

Источник

Недовольство правящей династией Мин ( «свет») вылилось в одно из самых продолжительных в истории страны народных восстаний (1628—

1644) во главе с Ли Цзы-чынем.

Однако китайская аристократия призвала на помощь маньчжуров, которые в 1644 г. вошли в Пекин и провозгласили маньчжурскую династию Цин («чистая»). Но лишь к 1683 г. маньчжуры подчинили себе весь Китай, а после их завоевательных походов в последующих столетиях возникла огромная империя, превосходящая по размерам современную КНР. На протяжении ХУП-ХУШ вв. китайское правительство осуществляло агрессивную внешнюю политику Были завоеваны земли на западе и северо-западе: Монголия, Джунгарское ханство и Кашгария в Восточном Туркестане.

Управление огромной территорией требовало колоссальных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Примерно третья часть налоговых поступлений уходила на охрану границ Цинской империи.

В результате уже в последней четверти XVIII в. в империи стали заметно проявляться признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Увеличилось налоговое бремя на землевладельцев и ремесленников; остро ощущалась нехватка пахотной земли, ухудшились условия аренды.

Центральная власть не могла остановить процесс обнищания и обезземеливания, поскольку государственный аппарат к этому времени оказался насквозь коррумпированным. В народе усилились антиправительственные и антиманьчжурские настроения: на рубеже ХУП- ХУШ вв. по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Императору с большим трудом удалось подавить эти выступления, однако они еще больше ослабили Китай.

Длительное правление династии Цин (до 1911 г.) объясняется, прежде всего, тем, что маньчжуры взяли в свои руки политическую власть, но сохранили традиционные китайские порядки в экономической и социальной сферах. Маньчжуры восприняли китайскую культуру, а к XIX в даже забыли собственный язык.

Между тем Цинская империя, которой правила маньчжурская династия, в целом была чужда китайцам. В 20-30-х гг. XIX в. в разных провинциях Китая произошло более 30 вооруженных восстаний крестьян и городской бедноты под лозунгом «возвращения всекитайской династии Мин».

Основой социальной и экономической жизни Китая XIX в. оставалась община, которую составляли родственные семьи. Общинные земли

делились на коллективные и индивидуальные. Доход от коллективных земель шел на содержание деревенской школы, храма и другие благотворительные цели. Меньшая часть обрабатываемых земель,принадлежала государству.

В общественном строе Китая не было четкого сословного деления. Единственной привилегированной прослойкой, возвышавшейся надо всеми сословиями китайского общества, были маньчжурские завоеватели.

При Цинской династии, опиравшейся на крупных маньчжурских и китайских феодалов, была создана деспотическая монархия с сильной армией и хорошо налаженным разветвленным бюрократическим государственным аппаратом.

Высшими государственными органами империи Цин являлись: Императорский секретариат и Военный совет.

Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и в средневековье, через шесть ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ.

Управление на местах в Китае времен Цинской династии характеризовалось наличием сильной власти. Территория страны делилась на про-

вищии, а последние в свою очередь подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.

Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.

В результате поражения армии Китая в августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор с Англией, а в 1844 г. аналогичные договоры с Китаем заключили США и Франция. По этим договорам цин- ское правительство обязалось открыть для иностранной торговли пять портов, уплатить Англии огромную контрибуцию, установить льготные таможенные тарифы, а также предоставить иностранцам ряд привилегий:

• режим наибольшего благоприятствования;

• право на концессии.

Поражение Китая в опиумных войнах ознаменовало начало его превращения в полуколониальную страну. Экспансия иностранных товаров подрывала ремесленное производство, увеличивалось налоговое бремя, вводились произвольные поборы с населения.

Одним из следствий «опиумной войны» стало Тайнинское восстание, которое в 1850 г. организовала религиозная секта китайских крестьян- тайпинов (легальная христианская организация). В ходе восстания была создана дисциплинированная повстанческая армия и провозглашено создание Небесного государства всеобщего благоденствия. После ряда крупных военных успехов тайпины в марте 1853 г. захватили Панкин, который переименовали в «Небесную столицу государства всеобщего благоденствия».

В Нанкине руководители восстания опубликовали Земельную систему Небесной династии, представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Он был основан на идеях «крестьянского коммунизма», т. е. на началах равенства всех членов общества, и предусматривал распределение земли на равных началах. Предполагались освобождение крестьян от арендной платы помещикам,

предоставление равноправия женщинам, государственное содержание нетрудоспособных, борьба с коррупцией. Земля и основные средства производства были национализированы; иметь значительные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.

На практике социально-экономическая политика тайпинов свелась к уменьшению арендной платы за землю с крестьян и переложению значительной части налогового бремени на помещиков и богачей. Однако в

1856 г. среди руководящей верхушки тайпинов начались распри, и в

1857 г. часть повстанцев ушла в юго-западные провинции. Затем, с 1862 г., в гражданскую войну на стороне цинского правительства активно вмешались англо-французские интервенты, и в июле 1864 г. столица тайпинов, Нанкин, была взята цинскими войсками. После захвата их столицы и гибели руководителей перестало существовать и тайпинское государство.

Тайпинское восстание и «опиумные войны» потрясли цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимости реформ. Поэтому в структуре государственных органов были произведены некоторые преобразования:

• учреждена Главная канцелярия по иностранным делам;

• в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властями за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала.

Реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако проводились в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си произвела дворцовый переворот. Император был арестован, его указы отменены, а руководители реформ казнены без суда и следствия.

Хронология истории Китая в Новое время

Законы Великой династии Мин: со сводным комментарием и приложением постановлений. Ч. 1. М., 1997.

Китай: государство и общество: Сб. статей. М., 1977.

Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Селезнев Н. А. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. Государство и право Китая 1864-1918 гг. М., 1960.

Тайпинское восстание 1850-1864 гг.: Сборник документов. М., 1960.

1. Что характерно для состояния социально-экономического строя Китая второй половины XIX в.?

2. Что такое «Небесное государство всеобщего благоденствия»?

3. В чем суть политики «Ста дней реформ» в конце XIX в.?

4. Почему октябрьское 1911 г. восстание названо «Синьхайской революцией»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *