гражданское право рсфср в 1918 1920 гг
1. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.
Декрет о земле — конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены.
2. Приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.
3. было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.
Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.
4. Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.
12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.
Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.
Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.
Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.
При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.
Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.
. Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Сначала Советами рабочих и солдатских депутатов создавалась рабочая милиция. Вскоре стали создавать милицию и крестьянские Советы. Милиция формировалась на основе принципа добровольности. В1918 г. Наркомюст утвердил инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Закреплялся штатный принцип организации милиции. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д.
Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.
Развитие советского права в 1918 – 1920 годах
К началу гражданской войны были созданы лишь основы советского права. В условиях войны законотворчество замедлилось, но не прекратилось. Во второй половине 1918 г. выходят два первых кодекса: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. Вместе с тем, в законодательстве сохранялись большие пробелы. Их по-прежнему приходилось восполнять применением революционного правосознания в качестве непосредственного источника права. Но уже осенью 1918 г. в РСФСР запрещаются ссылки на законы свергнутых правительств.
Отдельные отрасли системы социалистического права в период гражданской войны приобретали все более четкие очертания.
Гражданское право. Развитие советского гражданского права определялось политикой военного коммунизма, стремлением перейти от товарно-денежных отношений к бестоварному продуктообмену, от рынка к распределению. Законодательство знало две формы собственности: государственную и частную. Основным источником возникновения права государственной собственности являлась национализация. Декрет ВЦИК от 24 декабря 1918 г. отменял право частной собственности на недвижимости в городах. В ноябре 1918 г. национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании, а постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г. – все промышленные предприятия с числом рабочих свыше 5 человек при механическом двигателе или свыше 10 человек без механического двигателя. Помимо национализации источниками возникновения государственной собственности являлись реквизиция и конфискация. Декрет СНК от 16 апреля 1920 г. определял реквизицию как принудительное отчуждение имущества за плату, а конфискацию – как безвозмездное изъятие имущества в собственность государства, но не давал четкого различия между ними.
Частная собственность продолжала существовать, но государство все более стремилось регулировать размеры этой собственности. Постановление СНК от 26 октября 1918 г. «Об аннулировании государственных процентных бумаг» ограничивало сумму компенсации за аннулированные бумаги 10 тыс. рублей. Ограничивалась свобода распоряжения собственностью. Постановление Наркомюста от 6 сентября 1918 г. объявляло противозаконными сделки купли-продажи строений, находившихся в сельской местности. Декрет СНК от 19 сентября 1918 г. запрещал вывоз за границу предметов искусства и старины.
Актов, регулировавших обязательственные отношения, в период гражданской войны принималось немного, поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений. Старые нормы обязательственного права юридически не отменялись, но и не использовались. Национализация промышленности и транспорта, подчинение управления ими единому центру привели к уничтожению договорных связей как основы хозяйственных отношений.
Деньги как всеобщий эквивалент перестали выполнять свою роль. Расчеты между государственными предприятиями должны были осуществляться безналичным способом. Услуги предприятиям и трудящимся: пересылка писем, пользование телефоном, водопроводом, электроэнергией, транспортом предоставлялись бесплатно.
Возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии ограничивалась, а договор дарения вообще отменялся. Договор купли-продажи имел основное применение в быту, а также регулировал приобретение изделий, материалов, продуктов отдельными советскими учреждениями у частных производителей. В повседневной жизни все больше использовался договор мены.
Декретом СНК от 19 августа 1918 г. были аннулированы все претензии, вытекавшие из перевозок грузов по железным дорогам. Декретом ВЦИК от 28 ноября 1919 г., это положение было распространено на все перевозки, в том числе на водные и смешанные железнодорожно-водные. Принятие декретов объяснялось необходимостью освобождения дорог от ложащихся тяжелым бременем на народную казну исков, вызванных утерями грузов под воздействием непреодолимой силы.
Важные изменения происходили в авторском праве. Декрет СНК от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» устанавливал право государства на национализацию произведений любого автора. Передача авторского права по наследству отменялась. Национализированные произведения могли публиковаться только государством, ненационализированные мог издавать любой гражданин республики, но с согласия автора. Устанавливались также минимальные ставки авторского вознаграждения. Согласно декрету СНК от 10 октября 1919 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» издатель не мог теперь покупать у автора его произведение на срок или бессрочно. Он мог получить от автора лишь разрешение на издание путем заключения в письменном виде издательского договора, в котором обязательно оговаривался размер полистной оплаты. Декрет СНК от 30 июня 1919 г. «Об изобретениях» защищал права изобретателя: его авторское право удостоверялось авторским свидетельством. Вместе с тем, в декрете закреплялось право Советского государства на национализацию изобретения.
Семейное право. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном, опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г.
Становление советского семейного права шло в острой борьбе с православной церковью. Святейший собор, проходивший в 1917 – 1918 гг., вынес ряд определений, в которых осуждалась широкая свобода развода, а гражданский брак расценивался как прелюбодеяние. Собор призвал граждан России строго хранить церковные правила о браке.
Семейно-правовая политика, провозглашенная первыми декретами о семье, искажалась анархистами. Дело доходило до того, что в ряде губерний местные Советы издавали декреты «о социализации женщин».
КЗАГС распространил принцип единобрачия на всех граждан России и установил единый возраст для вступления в брак – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался. Был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, за счет снятия запрета вступать в брак со свойственниками и с дальними родственниками, в том числе между двоюродными братьями и сестрами. Запрет относился лишь к родственникам по восходящей и нисходящей линии, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам. Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не было необходимости испрашивать дозволения начальства. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз. Нарушение условий вступления в брак влекло за собой недействительность брака.
Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. В КЗАГС оговаривалось, что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Советское право впервые в истории закрепило такой принцип. Жена не обязана была следовать за мужем в случае перемены им места жительства. В области имущественных отношений Кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены.
Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отцовство устанавливалось местным отделом загса, а в случаях споров – судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка. Если обнаруживалось, что мать ребенка находилась в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то, несмотря на то, что биологически возможен лишь один отец, суд мог возложить обязанность участия в указанных расходах на всех ответчиков. Институт усыновления был отменен.
Трудовое право. Важнейшим нормативным актом стал Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР, утвержденный в декабре 1918 г. В Кодексе впервые было провозглашено право граждан РСФСР на труд и закреплены основные положения, регулировавшие порядок найма на работу, увольнения с работы, а также рабочее время, время отдыха и организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялись не только на государственные, но и на частные предприятия.
Однако, в 1919 – 1920 гг. принимается значительное количество нормативных актов, изменяющих или отменяющих некоторые положения КЗоТ. Среди них Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г., которые не только определяли способы оплаты труда, но и регулировали порядок найма и увольнения с работы.
Руководствуясь декретом СНК РСФСР от 29 октября 1918 г. «Об отделах распределения рабочей силы», государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных, чему способствовала национализация промышленных предприятий. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. При этом свобода заключения и расторжения трудовых договоров была в значительной мере ограничена. Безработный мог быть направлен на менее квалифицированную работу по сравнению с той, которую он выполнял. В случае необходимости можно было направить безработного в другую местность для устройства на работу. 3 сентября 1918 г. было издано постановление СНК РСФСР «О воспрещении безработным отказываться от работы». Наряд, направлявший на работу, был обязательным и для предприятия. Возможность ухода с работы по собственному желанию была затруднена. Заявление об уходе удовлетворялось только по решению профсоюзного комитета. В 1919 г. был издан декрет СНК «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое».
Одним из наиболее действенных методов проведения трудовой повинности явились трудовые мобилизации. С их помощью государство укрепляло квалифицированными кадрами предприятия, прежде всего, имевшие оборонное значение. Практиковалась милитаризация промышленных предприятий, то есть перевод их работников на военное положение.
В связи с обесцениванием рубля зарплата выдавалась, как правило, в натуральном виде – продуктами питания.
Особую остроту в годы гражданской войны приобрел вопрос о социалистической дисциплине труда. Декретом СНК от 14 ноября 1919 г. в целях ее укрепления создавались рабочие дисциплинарные товарищеские суды. Серьезную угрозу для производства представляли прогулы. В целях борьбы с ними СНК в 1920 г. принял декрет, предусматривавший обязательной возмещение прогульщиками рабочего времени. Укреплению трудовой дисциплины, повышению производительности труда способствовала и система поощрений, в том числе премирование натуральными продуктами.
Уголовное право. Уголовное право являлось одним из важных средств осуществления Советским государством функции подавления сопротивления свергнутых классов. Условия иностранной интервенции и гражданской войны определили направленность уголовного права, прежде всего, против контрреволюционных преступлений.
Другое важное направление развития уголовного права связано с воинскими преступлениями. Уголовное право своими специфическими методами боролось за создание боеспособной Красной Армии, помогало организации обороны страны. Особое внимание было обращено на дезертирство. Суды располагали широким диапазоном наказаний за это преступление от штрафа до расстрела, что позволяло отделить злостных дезертиров от дезертиров по несознательности.
Развитие законодательства о контрреволюционных, воинских и других преступлениях увеличивало количество видов и родов преступлений, предусмотренных законом. Вместе с тем развивалась и нормы, трактующие проблемы общего учения о преступлении и наказании. В связи с этим вставал вопрос о кодификации советского уголовного права, об обобщении накопившегося уголовного законодательства и судебной практики.
Такая работа была проведена Наркоматом юстиции. 12 декабря 1919 г. НКЮ опубликовал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, которые стали прообразом Общей и Особенной частей будущего Уголовного кодекса.
В разделе III Руководящих начал впервые в советском уголовном праве давались определения преступления и наказания. Преступление характеризовалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Далее освещались конкретные понятия, относящиеся к Общей части уголовного закона.
Раздел VI Руководящих начал был посвящен наказаниям, которых предусматривалось 16 видов. При этом сочетались как беспощадные виды (расстрел, объявление вне закона), так и мягкие, воспитательные меры (внушение, общественное порицание, объявление под бойкотом). В разделе VII содержались нормы об условном осуждении. Условное осуждение широко применялось в годы гражданской войны и имело большое воспитательное значение, как для самого преступника, так и для всего общества.
Гражданская война, осложненная иностранной интервенцией, явилась крайней формой классовой борьбы, обострившейся в России после победы Октябрьской революции 1917 г.
Органы Советского государства, частично перестроенные в годы войны, руководили обществом и непосредственно осуществляли меры, направленные на борьбу с внутренними и внешними врагами. Происходит укрепление правовой системы Советского государства.
История отечественного государства и права
Развитие права в условиях Гражданской войны
В чрезвычайных условиях Гражданской войны и интервенции продолжался процесс развития советского права. Естественно, военная обстановка оказала существенное влияние на этот процесс. Это отразилось на источниках советского права. Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. запретило ссылки на законы свергнутых правительств. Круг источников права сузился. В то же время возрастает значение нормативно-правовых актов, издаваемых Советским государством. Свидетельством этого служит то, что были начаты кодификационные работы. В 1918 г. были изданы первые советские кодексы — Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).
Однако, поскольку пробелов в праве оставалось немало, широко использовалось революционное правосознание. Это, конечно, откладывало заметный отпечаток на практику применения права.
В годы Гражданской войны в отдельных частях страны действовали такие источники права, как мусульманское право — шариат и обычное право — адат.
При создании форм советской государственности народов Средней Азии — Туркестанской АССР (1918), татарского — Татарской АССР, башкирского — Башкирской АССР, затем и народов Северного Кавказа — Горской и Дагестанской автономных республик (1920—1921) на представительных съездов этих народов принимались постановления, которые узаконивали шариатскую юрисдикцию, а также возможность использования норм адата.
Говоря об отдельных отраслях права, следует отметить, что на их развитие оказали влияние два фактора:
Гражданское право. Эта отрасль формировалась в условиях реализации экономических преобразований Советской власти — национализации земли, промышленности, транспорта, а также в условиях действия политики «военного коммунизма».
Происходило сужение сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений за счет расширения административно-правового регулирования.
В годы Гражданской войны были национализированы мелкие и средние промышленные предприятия. Завершение национализации средств производства было юридически оформлено постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г.
Строгое нормирование проводилось в продовольственном снабжении населения. В апреле 1920 г. была введена единая система продовольственного снабжения. Предусматривалось три вида норм пайка: работникам физического труда; работникам умственного и конторского труда, занятым в советских предприятиях и учреждениях; лицам, работающим в частных предприятиях и не эксплуатирующим чужого труда. Лица, не занятые общественно полезным трудом, не охватывались продовольственным снабжением.
В условиях «военного коммунизма» крайне ограниченной стала сфера товарно-денежных отношений. Во взаимоотношениях государственных хозяйственных организаций действовал безденежный оборот.
Надо, однако, иметь в виду, что экономическая жизнь охватывала не только легальную сферу. Действовала и нелегальная экономика, где производилась торговля, применялись денежные отношения. Иногда она даже допускалась государством. В Москве была знаменитая «Сухаревка» — рынок, где допускалась свободная купля-продажа любых товаров.
Семейное право. В годы Гражданской войны был принят первый советский кодекс — Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие положения первых советских декретов о браке и семье. Кодекс признавал действительным «только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния». Вместе с тем он признавал церковный брак, заключенный до 20 декабря 1917 г. Религиозный брак, заключенный после этой даты, никаких юридических последствий не порождал.
Брачный возраст был установлен для мужчин в 18 лет, для женщин в 16 лет. Кодекс исходил из принципа равноправия женщины и мужчины в браке. В нем устанавливалось, что перемена места жительства одним из супругов не влекла за собой обязанности для другого супруга следовать за ним. Брак не приводил к общности имущества для супругов, они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно — договорные отношения. Кодекс предусматривал право нуждающегося супруга на получение содержания, если он в состоянии делать это.
Важное значение имело положение кодекса, по которому при разном гражданстве брачующихся «перемена гражданства может последовать только по специальному желанию жениха или невесты на общем основании». Кодекс устанавливал равенство прав родителей в отношении детей. По Кодексу родительские права осуществлялись родителями совместно и исключительно в интересах детей. При неправомерном осуществлении их суд мог лишать родителей их прав. Одновременно была закреплена обязанность детей предоставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждающимся родителям.
Особенность Кодекса 1918 г. состояла в том, что он отменял институт усыновления. Это было связано с тем, что в условиях, когда имелось много беспризорных детей, усыновление могло быть использовано для эксплуатации их труда.
Трудовое право. Основным законодательным актом Советского государства в области трудовых отношений стал Кодекс законов о труде (КЗОТ) принятый в конце 1918 г. Он регулировал труд «лиц, работающих за вознаграждение», т.е. и тех, кто работал на государственных предприятиях, и тех, кто работал на частных предприятиях. Кодекс провозглашал право на труд, кодекс не обеспечивал это право материальными гарантиями.
Кодекс законов о труде регламентировал рабочее время, закреплял восьмичасовой рабочий день. В нем содержались нормы о еженедельном отдыхе, праздничных днях и ежегодных отпусках. Продолжительность ежегодного отпуска за шесть месяцев работы определялась в две недели, за год — месяц.
КЗОТ так же, как и Конституция РСФСР 1918 г., устанавливал всеобщую трудовую повинность, т.е. обязанность граждан трудиться. Для реализации трудовой повинности были образованы Главный комитет по труду и местные комитеты по труду. В Положении Главкомтруда от 7 апреля 1920 г. предусматривалось принудительное привлечение к общественно полезному труду: лиц, живущих на нетрудовой доход; не имеющих определенных занятий; безработных, не зарегистрированных в органах учета и распределения рабочей силы. К трудовой повинности также привлекались: хозяева, ремесленники, кустари, не зарегистрированные соответствующими органами, и зарегистрированные, но нарушающие кодекс о труде и правила, установленные для частных предприятий; торговцы, нарушающие правила частной торговли; советские служащие, занимающиеся посторонними делами в рабочее время или манипулирующие службой; фиктивно учащиеся.
Милиция должна была оказывать содействие комитетам труда, выявлять лиц, обязанных нести трудовую повинность, и обеспечивать их участие в общественно полезном труде.
Кроме того, законодательством было предусмотрено введение трудовых книжек для граждан РСФСР, достигших 16 летнего возраста. Трудовые книжки свидетельствовали об участии их владельца в производственной деятельности, служили удостоверением личности, являлись документом на получение продовольственных карточек, а также давали право на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и при безработице.
Надо сказать, что в условиях Гражданской войны многие нормы КЗОТ практически не действовали. Советское государство издавало специальные акты, которые заменяли собой нормы кодекса. Таковыми были Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г. Эти акты касались не только заработной платы, но регулировали и рабочее время, и время отдыха, нормы выработки, прием на работу и увольнение.
Особую группу норм трудового права составляли нормы, регулирующие дисциплину труда. 14 ноября СНК РСФСР издал Декрет о рабочих товарищеских судах. Создаваемые на предприятиях товарищеские суды могли применять санкции в отношении тех, кто допустил нарушение трудовой дисциплины (прогул, недобросовестное или небрежное отношение к своим обязанностям) — выговор, перемещение на низшую должность, посылка на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение с лишением свободы.
В годы Гражданской войны социальное страхование было заменено социальным обеспечением из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.
Земельное право. Основным нормативно-правовым актом, регулировавшим земельные отношения, являлось «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принятое ВЦИК в феврале 1919 г.
Положение устанавливало, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она не состояла, считалась единым государственным фондом, который находился в распоряжении народных комиссариатов и подведомственных им органов власти.
Положение о землеустройстве ориентировало на постепенное обобществление землепользования, т.е. создание коллективных форм хозяйства. Единоличное землепользование рассматривалось как проходящее и отживающее. Коллективные формы хозяйства пользовались льготами при проведении землеустройства. Внеочередные землеустроительные работы проводились при отводе земель для совхозов и сельскохозяйственных коммун. После них земли отводились артелям, товариществам по совместной обработке земли, а затем единоличникам. Совхозы и коммуны рассматривались как наиболее эффективные формы коллективного землепользования, способные поднять производительность сельского хозяйства.
Положение о социалистическом землеустройстве отграничивало сельскохозяйственные земли от земель специального назначения: городских, поселковых, культурных, земель, занятых промышленными предприятиями. Земли специального назначения не могли передаваться в единоличное пользование.
Советское государство всемерно способствовало развитию коллективных хозяйств, хотя и не форсировало их создание. Тем не менее, в 1920 г. в РСФСР насчитывалось более 10 тыс. таких хозяйств. Важное значение придавалось созданию устойчивости трудового крестьянского землепользования с целью повысить материальную заинтересованность единоличных крестьянских хозяйств. Для этого ограничивалось применение принципа уравнительного землепользования, введенного Декретом о земле. 30 апреля 1920 г. был издан декрет СНК РСФСР «О переделах земли», который указывал, что частые переделы земли, проводившиеся в обществах с общинной формой землепользования, «сопровождаются понижением производительности сельского хозяйства». Декрет запрещал производство полных переделов земли.
Декрет СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. «Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах» оставлял в хозяйствах, ведущих интенсивное земледелие без применения наемного труда, то количество земли, которое фактически имелось в его пользовании.
Уголовное право. Советское уголовное право в годы Гражданской войны и интервенции развивалось по двум направлениям:
В 1918—1920 гг. издается ряд нормативно-правовых актов, каравших участников контрреволюционных выступлений, спекулянтов, дезертиров. Декрет ВЦИК от 20 июля 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» усиливал ответственность за государственную измену, шпионаж, укрывательство изменников и шпионов.
К числу особо опасных преступлений относилось дезертирство, подрывавшее боеспособность Красной армии. Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны от 25 декабря 1918 г. «О дезертирстве» предусматривало возможность применения к дезертирам различных мер наказания вплоть до расстрела.
В условиях скудности материальных ресурсов в стране хищения государственного имущества, спекуляция, другие злоупотребления рассматривались как тяжкие преступления. Самые строгие меры наказания за такие преступления предусматривал декрет СНК РСФСР от 21 октября 1919 г. «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах».
Вооруженное противостояние на фронтах Гражданской войны усугублялось различного рода эксцессами в тылу (антисоветские заговоры, мятежи и т.д.). В этих условиях стали изменяться меры прямой репрессии. Как уже отмечалось выше, право прямой репрессии получило ВЧК. К мерам прямой репрессии относился и институт заложников. Он рассматривался как временная мера, введенная в связи с покушением на советских руководителей (убийство В. Володарского, М.С. Урицкого, ранение В.И. Ленина), массовыми убийствами рабочих и крестьян, заговорами против Советской власти. В постановлении V Всероссийского съезда Советов (ноябрь 1918 г.) говорилось: «Освободить от заключения всех заложников, кроме тех из них, временное содержание которых необходимо как условие безопасности товарищей, попавших в руки врагов».
Первым кодифицированным актом норм советского уголовного права являлись Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые Народным комиссариатом юстиции 12 декабря 1919 г. Содержание Руководящих начал показывает, новая советская доктрина уголовного права только зарождалась. Отсюда наличие, как правило, общих формулировок, в которых еще слабо выражено классовое, пролетарское начало, что впоследствии стало предметом критики.
Руководящие начала содержали нормы Обшей части уголовного кодекса. Преступление рассматривалось как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом», как «действие или бездействие опасное для данной системы общественных отношений». Уголовная ответственность по Руководящим началам наступала с 14 лет.
Наказание преследовало цель охраны общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такого и от будущих возможных преступлений как для данного лица, так и для других лиц. Являясь мерой оборонительной, а не возмездной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно было причинять преступнику болезненных и лишних страданий. Руководящие начала предусматривали широкий круг наказаний, включавших юридические санкции и меры общественного воздействия.