гроций теория общественного договора
Общественный договор
Философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первое формулирование О. д. принадлежит Эпикуру и его последователю Лукрецию Кару.
Новая эпоха в истории теории О. д. (договорная теория происхождения государства) связана с развитием буржуазных отношений в Западной Европе; эта теория послужила идейной основой борьбы с абсолютистской феодальной монархией, подвергла критике феодальные институты и идеологию. В противоположность учению о божественном происхождении власти, её неограниченности и неответственности, сторонники теории О. д., на основе доктрины естественного права (См. Естественное право), утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав. Родоначальником новой доктрины О. д. считается Г. Гроций. В своём развитии эта теория получает различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Т. Гоббс) до революционно-демократической (Ж. Ж. Руссо). В учениях Б. Спинозы (См. Спиноза) и Дж. Локка даётся иная концепция О. д. Например, Локк отвергает идею «естественного состояния» Гоббса, считая, что догосударственное общество есть общество свободы и равенства индивидов и что договор, который они затем заключают с государством, имеет целью обеспечение, а не отчуждение их «естественных прав». В варианте Локка теория О. д. являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления.
Наиболее радикально концепция О. д. разработана Руссо в его книге «Об общественном договоре». Руссо не только критиковал институты феодального государства и права, он отрицал всю систему феодализма в целом, призывал к изменению всего существующего строя, считал, что, поскольку государство возникает на основе О. д., граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Учение Руссо было положено в основу политической и практической деятельности якобинцев.
Хотя теория О. д. имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды утверждающейся буржуазии, буржуазного общества. Ф. Энгельс писал, что государство, основанное на О. д. Руссо, не могло стать ничем иным, как «идеализированным царством буржуазии», оно «. оказалось и могло оказаться на практике только буржуазной демократической республикой» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею О. д. как наиболее полное выражение ошибочных представлений домарксовой политической мысли о государстве. Подлинно научное учение о государстве, его происхождении и сущности было создано К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, которые указывали, что государство возникает на определённом историческом этапе развития общества в связи с образованием классов, подчёркивали его обусловленность в конечном счёте характером производственных отношений (см. также Государство).
В разных вариантах идею О. д. развивали Дж. Лилберн и Дж. Мильтон в Великобритании, И. Кант, И. Фихте в Германии, Т. Пейн в Америке. Идея О. д. лежит в основе политических взглядов А. Н. Радищева. Она оказала серьёзное влияние на формирование политического мировоззрения декабристов (демократическая трактовка идей О. д. содержится в «Русской правде» П. Пестеля (См. Пестель)).
Теория общественного договора. Проект Просвещения и понятие прав человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественный договор – это соглашение, достигаемое путем добровольного отказа граждан от части своих естественных прав и свобод в пользу социальных гарантий и общественного блага.
Понятие естественного права и договора в работах Гроция и Гоббса
Именно такая трактовка естественного права обосновала базу для рождения теорий общественного договора. Наиболее известными являются три из них:
Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее исходит из представления о том, что реализация естественных прав человеком, т.е. прав на неограниченность действий для сохранения жизни, влечет за собой состояние войны всех против всех, поскольку интересы людей постоянно сталкиваются, а решение конфликтов осуществляется на основании произвола силы. Для преодоления подобного естественного состояния хаоса, люди создают естественный закон – ограничение индивидуальных прав, ради достижения стабильности, безопасности и возможности для взаимодействия. Однако одного лишь закона недостаточно, требуется сила, следящая за его соблюдением. Так возникает общественный договор. Человек не просто отказывается от части своих прав, но делает это в пользу договора – лица, или группы лиц, на которых эти права переходят.
Готовые работы на аналогичную тему
Итогом договора становится создание государства-левиафана. Государство — это искусственное образование, которое едино по своей сути, так как права множества людей концентрируются в одной точке – лице, осуществляющем неограниченную волю и власть, ради соблюдения естественного закона.
Гоббс являлся сторонником классического абсолютизма, ибо полагал, что разделение власти приведет лишь к конфликту между лицами, ею обладающими, и к новому хаосу.
Концепция общественного договора в работах Локка и Руссо
Дж. Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее исходит в своей теории из позиций сходных с таковыми у Гоббса. Однако в отличии от коллеги, он не рассматривает естественное состояние как войну, люди живут в нем по закономерностям первобытного общества – вступая в конфликты и заключая союзы. В нем появляется и первые формы власти – власть отца внутри семьи. Наконец, важнейшим достижением этого этапа становится возникновение собственности. Именно ради защиты собственности, ради стабильности и возможности свободного и безопасного осуществления своих прав на собственности люди и заключают общественный договор, по своей сути аналогичный гоббсовскому. Однако, Локк отрицает представление об абсолютном и непререкаемом характере власти порождаемой договором. Напротив, эта власть связана и ограничена самим договором. Локк выделяет четыре принципа ограничения власти:
В связи с этим Локк с одной стороны считает необходимым разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, а с другой оставляет за обществом право на сопротивление и свержение деспотической власти.
В отличии от английских философов Жан-Жак Руссо По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Просвещения Жан-Жак Руссо подробнее исходит из представления о естественном состоянии человечества как наиболее совершенном и идеальном, рассматривая собственность в качестве источника зла, породившего неравенство между людьми, а от него все прочие беды, от зависти и воровства до войны и деспотической власти. Однако философ признает, что возвращение к прошлому невозможно и общество должно развиваться к более совершенным формам.
Политическим идеалом Руссо становится демократическая республика, в которой власть прочно связана с гражданским обществом эту власть порождающим. При этом власть способствует как саморазвитию каждого из граждан, так и его вовлечению в активную политическую жизнь общества. Однако по мере разработки своей концепции Руссо уходит от либерализма в тоталитаризм. В рамках общественного договора гражданин должен отказаться в пользу государства не только от части своих естественных прав, но также всей собственности и наконец всех политических свобод, во имя стабильности и равноправия всех граждан в государстве. Для устранения несогласных Руссо предполагал существования специальных служб и лагерей.
Особенности философии Просвещения
Философия Просвещения представляет собой культурный феномен восемнадцатого века, в основе которого лежит культ человеческого разума, как абсолютного инструмента, способного привести человечество к светлому будущему из мрака предыстории.
Философы Просвещения были особыми людьми своей эпохи, которые отрицали образ и ценности философов предыдущих времен – активные, включенные в многообразные жизненные процессы, испытывающие свои идеи на практике, не сомневающиеся, а утверждающие превосходство собственных построений над всем что было до этого. Философы Просвещения искренне считали, что человеческий разум способен разбить все оковы и познать весь окружающий мир, подчинить его собственной воле и поставить себе на пользу. Источником всех бед, болезней, неурожаев, социальных проблем, войн, они видели невежество и неразвитость людей, их отделенность от системы образования и саморазвития. В своих программах, которые философы активно претворяли в жизнь в союзе с действенной властью они опирались на три основных момента:
Принцип природы состоял в том, что основы человека, его разума, заложены природой и человеку не следует отказываться или отгораживаться от нее. Мораль, нравственность, этика – искусственные построения попирающие природные потребности человека. Они должны быть не столько разрушены, сколько перестроены на новой, исходящей от природы человека основе, поскольку без морали существование общества все-таки невозможно.
Принцип пользы утверждал, что человек с помощью своего разума способен проникнуть в любые тайны, касались они природных или душевных процессов, и использовать полученные знания для достижения благ рода человеческого. В любой области человеческой жизни от экономики, до внутренней политики должен главенствовать рациональный подход, опирающийся на конкретные знания, который позволит наилучшим образом организовать процесс – от ведения сельского хозяйства, до установления справедливых законов.
Принцип прогресса ломал до того привычную картину мира, согласно которой жизнь течет по замкнутому циклу, либо человечество стремится к возвращению в прошлое в «золотой век». Философы Просвещения помещают «золотой век» в будущее, туда где развитие наук и технологий позволит решить проблемы бедности, социального неравенства, голода, войны и т.д.
Что значит общественный договор. Простыми словами
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Теории общественного договора Г. Гроций, Т.Гоббс
Этическое содержание этих теорий является в том, что людям для достижения добра и мира нужно пренебречь своими главными капризами. Гоббс естественное состояние объясняет, как равенство людей в достижении своих целей, как свобода человека в своих правах, но не все люди могут достичь одинаковых целей, одинаковых прав.
Некоторые люди имеют больше возможностей, больше возможности для использования этих способностей и поэтому рождается зависть, недоверие, подозрение, постоянное напряженное соперничество. Люди перестают уважать друг друга, они пытаются любыми путями достичь своего, тем самым приводят к состоянию постоянной, жестокой войны. Но постоянная война за Гоббсом- это постоянное отсутствие безопасности. Война имеет также еще одну значительную и важную особенность, такую как отсутствие справедливости или несправедливости.
Естественное состояние позволяет делать, что хочет человек несмотря ни на других людей. Чтобы предотвратить войну единственным выходом- является серьезное ограничение каждого человека, подчинение, а порой и уничтожения ее воли, чтобы достичь общественного блага. Каждый человек обязательно должен ограничить свою свободу для нормального существования общества в состоянии мира. Люди должны самостоятельно договориться об этом важном ограничение.
Это взаимное и сознательное самоограничение называется социальным контрактом. Но для того, чтобы кто-то руководил порядком и присматривал за соблюдением данного социального контракта, люди должны передать управление ими группе людей или какому-то определенному лицу. Эта группа людей, или же конкретный человек и становится государственной властью, которая является независимой. Власть имеет право применять различные меры к своим гражданам.
Гроций писал, что «государство» — это контракт между независимыми людьми, для того, чтобы соблюдались и выполнялись их права. Это государство имеет такую весомый признак, как верховную власть. Эта верховная власть должна издавать законы, собирать налоги, решать проблемы войны и мира, заключать различные важные международные договоры, назначать должностных лиц и, бесспорно, управлять их деятельностью, соблюдать правосудия. Представители этой верховной власти должны представлять государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом.
Народ, как правило, имеет право выбора любой формы правления, но выбрав, он должен подчиниться власти. Народ самостоятельно не сможет изменить форму, власти, для этого потребуется согласие правителей. Подчиненные не имеют права оказывать какое-либо сопротивление государству, если даже приказы власти несправедливы.
Но в свою теорию Гроций вносит ряд поправок. Во-первых, народ может изменить форму правления, если такое право оставлено за этим социальным контрактом или если контракт расторгнут было правителями государства. Во-вторых, при определенных весомых обстоятельствах право народа изменить государство не вытекает из существа общественного договора. Каждая из этих двух теорий пыталась создать собственную идеальное и совершенное государство, в котором будут соблюдаться права каждого человека по достижению своих целей, для того, чтобы каждый гражданин государства мог чувствовать себя спокойно и уверенно и не переживать за свою жизнь.
Государство должно руководствоваться теми людьми, которых избрал народ, которые смогут обеспечить их права, но он, то есть народ, в свою очередь должны выполнять их правила. Вообще, для достижения чего-то, нужно чем-то жертвовать. Иногда нужно забыть о своей гордости, иногда придержать при себе свое мнение, иногда забыть все обиды и переступить через себя ради примирения.
Теория Гроция позволяет людям при определенных обстоятельствах изменить государственную власть, что в свою очередь является проявлением демократичности и расширяет права людей. Но при этом Гроций позволял государственной власти защитить себя, осуждая и запрещая «бунты против власти». Теория учитывает права как и людей, так и на права государственной власти.
Проанализировав теории социального контракта Гоббса и Гроция можно сделать вывод, что обе теории были достаточно гуманными по отношению к обществу, они имеют похожие цели и интересы, которые направляют общество на слаженную совместную работу для достижения поставленных целей, которые дают человеку свободу, но такую, которая ни в коем случае, не нарушала свободу другого.
Также целью этих теорий является стремление держать ситуацию под строгим контролем, чтобы не допустить обстоятельств в обществе, которые, в дальнейшем смогут нарушить мир.
Теория общественного договора: от Гуго Гроция до Иммануила Канта
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583 1645 гг.).
Гроций делит право на:
Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):
— Воздержись от присвоения чужого.
— Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении.
— Возмести выгоду за пользование чужой вещью.
— Договора должны выполняться.
— Возмести ущерб, причиненный по твоей вине.
— Воздаяние людям заслуженного наказания.
Сторонами общественного договора являются все индивидуумы. Его существенным условием является выбор одной из форм правления. При этом, государство обязано обеспечить свободное общение людей между собой.
В случае неисполнения условий общественного договора со стороны государства, народ вправе свергнуть такую власть и избрать новую.
2. Т.Гоббс и Дж. Локк о природе государства и права
На развитие и проявления способностей человека, по мнению Гоббса, в значительной мере влияют следующие факторы: образ жизни, сложившиеся обстоятельства, самопознание и самокритика, а также авторитеты.
Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является матерью всех естественных наук. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены). Однако намерение Гоббса создать свободное от субъективных оценок политико-правовое учение оказалось несбыточным; при всей абстрактности исходных позиций его учения и логичности выводов из этих позиций и выводы, и сами исходные позиции несли на себе четкий отпечаток бурной политической борьбы в Англии той эпохи.
Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: человек человеку волк (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех (bellum omnia contra omnes).
Определенное влияние на учение Гоббса оказали и острые классовые столкновения в гражданской войне: Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти, писал Гоббс, приводит к распрям, вражде и войне, ибо один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого.
Главный довод в пользу наделения государство такой властью в том, что отсутствие такой власти (оборачивающейся непрерывной войной всех против всех ) чревато значительно худшими последствиями. Из этого вытекает главное предназначение государства в поддержании с помощью гражданских законов и государственных институтов власти мирных отношений, которые желали люди. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции. Его задача поощрять всякого рода промыслы, как судоходства, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки ; силы принуждения к труду физически здоровых людей.
В трудах Гоббса содержится понимание свободы, как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том чтобы дать им правильное направление. Законы, подобно изгородям на краю дороги, поэтому лишние законы вредят и не нужны. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; таковы свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать место пребывания, свою пищу, свой образ жизни и т.д..
Гоббс, как и его предшественники, рассматривал три основные форм государственного правления:
— Монархию, где власть принадлежит одному лицу.
— Демократию, где власть принадлежит собранию и любой гражданин имеет в нем право голоса.
— Аристократию, где власть принадлежит собранию, но право голоса в нем имеет лишь определенная часть граждан.
— Тирания, анархия, олигархия, по мнению Гоббса, не являются самостоятельными формами, эти термины могут быть использованы для обозначения негативных проявлений названных основных форм.
Таким образом, можно сказать, что понимание Гоббса политических и социальных функций государства является откликом и ответом на вопросы организации жизни формирующегося общества с новой системой ценностей, иным стилем мышления, общества, расстающегося со средневековьем. Учение Гоббса о естественном состоянии и общественном договоре имело важное значение для последующих просветителей Европы, России и Америки.
Политико-правовые итоги Славной революции получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632 1704 гг.).
Джон Локк (1632-1704 гг.). Главные политико-правовые произведения: Два трактата о государственном правлении (1690 г.). Здесь, а также в Письмах о веротерпимости (1685 г.) нашли свое отражение взгляды английского просветителя на общественное и государственное устройство и был обобщен его собственный опыт политической деятельности. Локк сторонник теории естественного права и общественного договора. Естественным состоянием считал догосударственное.
Если Гоббс противопоставлял естественное право и естественный закон, то Локк отождествлял их. Более того, он говорил не об одном, а о нескольких естественных правах, которыми каждый человек наделяется от рождения. К основным естественным правам Локк относил:
— право на жизнь и личную неприкосновенность;
— право на труд и собственность;
— право на свободу мысли, слова, совести.
В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Джон Локк особенно акцентирует момент согласия: Всякое мирно образованное государства имело в своей основе согласие народа.
Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора.
Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Каждый человек, заключивший общественный договор, уполномочивает законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо. И это переносит людей из естественного состояния в государство. Государству предписывается обеспечить:
а) безопасность граждан;
б) достижение ими общественного блага;
в) реализацию свободы;
г) охрану собственности.
Взгляд на общественный договор как на двустороннее соглашение народа и государства предполагает взаимное соблюдение ими определенных условий. Локк выделял четыре основных условия:
1. сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые не были, согласно договору, переданы в ведение государства;
2. подчинение воле большинства при сохранении неприкосновенности прав личности и отсутствии угрозы ее интересам;
3. обязательность для всех без исключения принятых законов;
4. сохранение свободы граждан.
Если Гоббс исходил из того, что переход из естественного состояния в государственное связан с неизбежной утратой личной свободы, то для Локка свобода граждан в государстве должна не только сохраняться, но и гарантироваться и укрепляться. Утрата индивидуальной свободы, не может быть платой за безопасность. Более того, утрата свободы личности неизбежно влечет за собой потерю всех остальных прав.
Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленных законов и создавших особые органы для улаживания конфликтов и наказания нарушителей законов. Особенность государства он видел в наличии политической власти, которая отличается от других видов власти. Власть должностного лица над подданными, следует отличать от власти отца над своими детьми, от власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом.
Политическая власть эта власть, которая издает законы и которая применяет силу для проведения законов в жизнь, а также для защиты от внешней опасности. Создавая государство, общественным договором народ определяет объем прав, которые он ему вручает. Государству дается столько политической власти, сколько необходимо ему для обеспечения естественных прав и политических свобод своих граждан. Локк выступает против гоббсовского наделения государства неограниченной, абсолютной политической властью. Он предлагает ограничить власть государства принципами: согласия граждан, неотчуждаемость свободы, разделения властей и сопротивления тирании.
Выбор формы государственного правления, по представлению Локка, должен определяться на основе народного согласия. Кроме основных форм (демократия, олигархия, монархия) им допускается возможность существования промежуточных и сменяемость одной формы на другую по воле народа. Наилучшей формой государственного правления для него является та, которая эффективно осуществляла свои главные задачи и четко следовала основным принципам ограничения политической власти. Ведущим принципом такого ограничения Локк считал принцип разделения властей. Согласно ему верховная, законодательная, исполнительная и церковная власть должны были быть отделены друг от друга. Законодательная власть это власть, доверенная народом избранному им парламенту. По мнению Локка, парламент должен быть двухпалатным (палата лордов и палата общин) для того, чтобы выражать интересы различных сословий. Парламент, издавая всеобщие законы, сам обязан неукоснительно следовать им. Исполнительная власть эта власть, в введении которой должен находиться контроль за осуществлением принятых законов, защита на основе законодательства прав и свобод граждан, наказание преступивших закон, поддержание дипломатических отношений с другими государствами, реализация военной стратегии. По мнению Локка, главой исполнительной власти должен быть король, который возглавляет правительство, назначает судей и осуществляет федеральную власть внешнюю политику. Локк, как сторонник свободы совести и веротерпимости, настаивал на отделении церкви от государства, а государства от церкви. Церковная власть не может распространяться на гражданские дела. Государство имеет право вмешиваться в дела церкви только тогда, когда возникают религиозные явления, опасные для всего общества или несовместимые с законами и нормами морали, принятыми в данном государстве.
Образцовой формой государственного устройства, с точки зрения осуществления принципа разделения властей, он считал конституционную монархию. Верховная власть это власть народа, которая остается у него и не передается никакому государственному органу или правителю. Верховная власть решает вопрос о выборе или смене формы государственного правления, устанавливает условия и ограничения политической власти.
По существу, нормальная структура правления рисовалась Дж. Локку комплексом официальных нормативно закрепленных сдержек и противовесов. Законодательная власть высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх глава исполнительной власти, поэтому имеет право распускать и созывать парламент, право вето, право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна.
То есть: идеи Локка о естественном праве, о принципах государственного устройства послужили теоретическим фундаментом для создания английского буржуазного законодательства. К ним обращались и творцы американской конституции. Локк оказал значительное влияние на просветительскую идеологию и свободомыслие во Франции, Германии, России ХVIII века.
Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.
3. Ш.Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо об общественном договоре
Жан-Жак Руссо (1712 1778) крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости, создатель философско-политических трактатов, ставших вольно или невольно основой идеологии Великой французской революции.
Понятия общественный договор и общая воля имеют у Руссо моральный аспект. Общественный интерес Руссо неразрывно связывал с понятием гражданского долга, осознанного каждым как свой собственный интерес, как моральный долг. Гражданин разумного государства это тот, кто преодолел свой корыстный частный интерес, освободился от него, закалив свою волю для служения всем и самому себе. Поможет народу совершить это моральное обновление, по мысли Руссо, Законодатель. У Руссо это мифологический персонаж и не поддается причинно-историческому объяснению. Это одновременно и социальный инженер, и социальный терапевт, излечивающий всех и каждого от предпочтения своих частных интересов, это и воспитатель нравов, но только не политический диктатор, возвышающийся над обществом, подобно монархическому деспоту.
Трактат Об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо (1712 1778 гг.) один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле общественный договор выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как царство разума как выдвигаемая им общественно-политическая программа. И, хотя эта программа в своем роде утопия, ее основные положения действуют сейчас в нашей жизни.
1. Все эти принципы вытекают из самой природы вещей и основаны на разуме. Руссо стремится сочетать право с тем, что предписывает выгода.
2. Все люди рождаются свободными. Ни 1 человек не имеет естественной власти над себе подобными, сила не создает никакого права. Следовательно, основой любой законной власти среди людей могут быть только соглашения.
4. Результат Общественного договора:
человек теряет свою естественную свободу;
приобретает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он обладает;
приобретает равенство личностей.
5. Гражданская свобода: это право подчиниться закону, который ты сам для себя установил. Ограничена общей волей.
неотчуждаем. Только общая воля в соответствии с общим благом управляет государством.
6. Акт суверенитета:
— это не соглашение высшего с низшим, а соглашение Целого с частями;
— не определяет еще ничего из того, что суверен должен делать, чтобы себя сохранить.
— учитывает только общие интересы, выбрасывает из суммы воль всех людей взаимоуничтожающие крайности;
— чтобы получить выражение именно общей воли, необходиом, чтобы в государстве не было ни 1 частичного сообщества, чтобы каждый гражданин высказывал только свое собственное мнение;
— не может высказываться по поводу предмета частного;
— если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет принужден к этому всем общественным Организмом.
8. Общее благо: свобода и равенство (сила вещей всегда стремится удалить равенство, следовательно, сила законов всегда должна защищать его).
9. Законодательная власть: принадлежит только народу и не может делегироваться депутатам.
10. Исполнительная власть:
— создает акты частного характера, которые не относятся к области Закона;
— осуществляется согласно законам;
— может быть представлена депутатами.
11. Распад государства: если государь-узурпатор не повинуется законам.
12. Чем лучше устроено Государство, тем больше у граждан заботы общественные превалируют над личными.
14. В Государстве не существует никакого основного закона, который не может быть отменен, включая Общественное Соглашение.
Монтескье в книге О духе законов создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы правления, свойственные определенному историческому периоду.
Он считал, что свобода и равенство фундаментальные свойства человеческой природы. конечно нельзя не упомянуть о том, что именно Монтескье принадлежит теория разделения властей, имеющая столь огромное значение.
Монтескье отрицает идею общественного договора. Договор слишком субъективен, что бы объяснить им происхождение государства.
Государство возникло в результате морального порядка. Природа первична, человек- часть природы.
Теория Канта об общественном договоре
Общественный договор, по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми. Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно или вредно. такое правление есть величайший деспотизм.
Критика Кантом отеческого правления представляла собой одну из форм борьбы, которую в XVII—XVIII вв. прогрессивные круги европейского общества вели против абсолютистско-монархических режимов и их идеологов. Приверженцы либерализма отвергали удушающую регламентацию общественной жизни, которую осуществляли самодержавные правители под предлогом заботы государства о хозяйственном преуспеянии индивида, его карьере, правильном образе жизни, личном счастье и т. д. Они вообще считали, что чрезмерное попечение властей о благе подданных сковывает инициативу и самостоятельность человека, снижает социальную активность людей, притупляет чувство гражданской ответственности за все происходящее и стимулирует настроения иждивенчества, ведет к нравственному перерождению личности.
Вернемся, однако, к прерванному разбору мыслей Канта об общественном договоре, его содержании, условиях и задачах. Итак, согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства.
Индивиды не жертвуют частью принадлежащей им свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.
Первое регулирует отношения индивидов как собственников. Второе определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого.
Феодальному бесправию и произволу Кант противопоставляет твердый правопорядок, опирающийся на общеобязательные законы. Он порицает юридические привилегии, проистекающие из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. Однако Кант делает серьезную уступку феодальной идеологии, когда признает объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека. Подобный шаг приводит Канта к оправданию закрепленной законодательстве власти мужа над женой, господина над слугой.
Почерпнутую у Ш. Монтескье идею разделения властей в государстве Кант не стал толковать как идею равновесия властей. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только суверенной коллективной воле народа), исполнительную осредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.
Кантовском понимании государь, правитель, регент по отношению к подданным получает только права, но отнюдь не обязанности. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной. Мыслителем категорически осуждается право восстания и допускается только легальное и в некотором роде пассивное сопротивление существующей власти.
Кант, разумеется, понимал, что по мере исторического развития наступает необходимость изменять политико-юридические учреждения. Но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае не методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей страну, народ в хаос анархии и преступлений.
Кант выдвигает проект установления вечного мира. Его можно достичь, правда в отдаленнейшем будущем, созданием всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению Канта, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.
Гуго первый, кто ввел понятие общественного договора. Он полагал, что сторонами общественного договора являются все индивидуумы. Его существенным условием является выбор одной из форм правления. При этом, государство обязано обеспечить свободное общение людей между собой.
Согласно Гоббсу по общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых от своих подданных и требующих от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена (передана) верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан.
Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Каждый человек, заключивший общественный договор, уполномочивает законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния. В этом смысле общественный договор выступает у Руссо как некоторый общественно-политический идеал, как царство разума.
В результате общественного договора человек теряет свою естественную свободу; приобретает гражданскую свободу и право собственности на все, чем он обладает; приобретает равенство личностей.