группа нормы и правила которой служат для личности образцом называется
Психология личности (7 стр.)
Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу нормы, ценности которой признает и поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, идеалом считает ценности другой группы.
21. Личность и коллектив
Первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. В качестве первичной группы был назван коллектив.
Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.
Четко и полно признаки коллектива установил А. С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива». При этом он отмечал, что коллектив объединяет наличие социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив – это группа, но не каждая группа – коллектив.
Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.
Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.
Влияние малых групп на личность подробно рассматривается особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.
Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.
Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т. д.
22. Межличностное общение в социальной группе
Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
1) внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
2) групповыми ценностями, сформированным общественным мнением;
3) собственным принципом обособления, отличиями от других групп;
4) воздействием на поведение членов группы;
5) общими целями и задачами деятельности;
6) стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
7) закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.).
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех китах: статусно – ролевые отношения, профессиональные характеристики и половозрастной состав.
Чтобы понять суть статусно-ролевых отношений, нужно рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную психологом Г. Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Без понимания ее и основных функций очень трудно справиться со своей ролью.
После того, как человек понял роль, он должен или принять ее или отклонить.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Надо дать человеку время на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.
Следующий этап ролевого поведения – исполнение роли – имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда все время иметь обратную связь, т. е, интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку, снизу» и в соответствии с этим корректировать свое поведение.
Второй «кит» в социальной структуре группы – профессионально-квалификационные характеристики. Эта составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.
Третий «кит» – половозрастной состав группы. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать.
Особенности женской и мужской психологии также накладывают свой отпечаток на характер внутригруп-повых отношений. Женские коллективы более эмоциональны. Мужские – более рациональны. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для ее развития и создания выгодных условий для жизни.
23. Психологические установки и их виды
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.
Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.
Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.
Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.
Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонаций до сознательного мотивированного подражания.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.
И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.
24. Общение и межличностные отношения
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие «коммуникация».
Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Общение – обмен информацией между людьми. Таким образом, общение – более узкое понятие по сравнению с понятием коммуникации.
Группа и коллектив
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько видов групп:
1)условные и реальные;
2)постоянные и временные;
3)большие и малые.
Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Неорганизованные Организованные Становящиеся Коллективные
III. Наличие в группе организующего начала (6). Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
IV. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы (8), которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
Группе присущи следующие общие закономерности:
1)группа неизбежно будет структурироваться;
2)группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят;
3)флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.
По психологическим характеристикам различают:
Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом организационном этапе группа учащихся вуза, ССУЗ (средних специальных учебных заведений) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз, ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально-психологическую карту» личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива.
Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.
Методы психологического исследования межличностных отношений.
Выделяют следующие методы:
3)изучения мотивационного ядра межличностных выборов;
4)изучения сплоченности коллектива.
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат совокупность отношений членов группы:
1)к условиям и характеру совместной деятельности;
2)к коллегам, членам коллектива;
3)к руководителю коллектива.
Ответьте на вопросы!! Пожалуйста.
Сторона общения, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания:
а) перцептивная;
б) коммуникативная;
в) интерактивная;
г) нейтральная
Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация
Осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению:
а) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация;
г) стереотипизация
Феномен, который проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств, называется:
а) эффектом «ореола»;
б) эффектом «проецирования»;
в) эффектом «первичности»;
г) эффектом «последней информации».
Непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы:
а) суггестия;
б) конформизм;
в) нонконформизм;
г) самоопределение
Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
а) малая группа;
б) группа членства;
в) большая группа;
г) референтная группа
помогите решить тест пожалуйста.
1. Сторона общения, отвечающая за восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания называется…
А) интерактивная сторона общения
Б) коммуникативная сторона общения
В) перцептивная сторона общения
2. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся, называется
А) социальный стереотип;
3. Эмоциональное сопереживание другому человеку.
4. Механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.
5. Социально-психологический механизм, представляющий собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
6. Механизм интерпретации поступков и чувств, другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта.
A. Каузальная атрибуция
Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Психология общения» для студентов специальности «Фармация»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
коренных малочисленных народов Севера
краевого государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
очной формы обучения
по специальности 33.02.01. «Фармация»
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине ОГСЭ.05 «Психология общения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 33.02.01. «Фармация»
Автор/составитель КОС по дисциплине «Психология общения»
Черноскудова Елена Николаевна, преподаватель психологии
Экспертное заключение комплекта оценочных средств по дисциплине «Психология общения»
Представленный комплект оценочных средств (КОС) по дисциплине ОГСЭ.05 «Психология общения» соответствует требованиям ФГОС по специальности 33.02.01 «Фармация».
Предлагаемые преподавателем формы и средства промежуточного контроля адекватны цели и задачам реализации основной образовательной программы очной формы обучения направленой подготовки 33.02.01 Фармация, а также цели и задачам рабочей программы реализуемой учебной дисциплины.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлены в полном объеме.
Виды оценочных средств, включенных в представленный комплект, отвечают основным принципам формирования оценочных средств.
Разработанный и представленный для экспертизы комплект оценочных средств рекомендуется к использованию в процессе подготовки по указанному профилю.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
— эффективно работать в команде;
— проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
— осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
— регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
— общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
— использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
— использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать :
— основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
— задачи и методы психологии;
— особенности психических процессов у здорового и больного человека;
— психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
— особенности делового общения.
2.Форма промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет
Итогом дифференцированного зачета является оценка по пятибалльной шкале.
2.1.Задания для оценки освоения дисциплины при промежуточной аттестации
Банк тестов в бумажном формате (приложение 1).
3. Рекомендуемая литература
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношеиий. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015.-592 с.: ил. –(Серия «Мастера психологии»)
Тест – контроль знаний по дисциплине: ОГСЭ.05 «Психология общения»
специальность: 33.02.01 «Фармация»,
1. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:
а) способствуют возникновению конфликта;
б) препятствуют возникновению конфликта;
в) помогают разрешить конфликт.
3. Темперамент, проявляющийся в эмоциональной неустойчивости и нерешительности, глубоких переживаниях, даже из-за мелочей, ввиду слабого типа нервной системы:
4. Поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон:
5. Отрасль психологической науки, разрабатывающая проблемы взаимоотношений между людьми в процессе разного рода общения: в бизнесе, коллективном труде, семейной жизни и т.д.
а) детская психология;
б) психология семейных отношений;
в) психология труда;
г) психология общения;
д) психология религии.
г) нервное перенапряжение.
7. Стиль отношения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
8. На каком уровне осуществляется общение, в процессе которого один из партнеров подавляет другого:
а) на манипулятивном;
9. Конфликт между двумя сотрудниками одного коллектива, имеющими равные ранги, относится к:
10. Ситуация «позиционного торга» при обмене ресурсами взаимодействующих участников конфликта обусловлена стратегией поведения, которая носит название:
11. К пассивному стилю поведения в конфликте относится:
12. Наиболее эффективная формула разрешения конфликта:
а) конфликтная ситуация + инцидент = конфликт;
б) конфликтная ситуация + отчуждение = конфликт;
в) конфликтная ситуация + стресс = конфликт;
г) инцидент + разрыв отношений = конфликт.
13. Ситуация взаимодействия участников конфликта «не проиграть – не выиграть» обусловлена стилем поведения, который носит название:
а) сотрудничество; г) избегание;
б) соперничество; д) приспособление.
14. В конфликты с окружающими вступают, прежде всего, люди с характером:
а) конформным, пластичным; в) спокойным, уравновешенным;
б) ригидным, негибким; г) активным, волевым.
15. К позитивным функциям конфликта относится:
а) нарастание конфронтации;
б) стимулирование к активности;
в) уменьшение возможностей партнерства;
г) неадекватность в восприятии проблемы.
16. Давление на члена трудового коллектива группой коллег, осуществляемое в виде эмоционального насилия с целью увольнения, называется:
а) боссингом; в) допингом;
б) моббингом; г) буллингом.
17. Конфликтологи выделяют пять стилей поведения субъектов в конфликте:
а) фасилитация; д) сотрудничество;
б) приспособление; е) рефлексия;
в) ингибиция; ж) компромисс;
г) избегание; з) соперничество.
18. Алгоритм решения конфликта в общем виде представлен следующими пятью компонентами:
а) прояснить проблему; д) установить виновных;
б) сверить время; е) допросить свидетелей;
в) искать решение; ж) реализовать план;
г) определить план действий; з) оценить результаты.
19. Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:
20. Бескорыстное оказание помощи:
Тест – контроль знаний по дисциплине: ОГСЭ.05 «Психология общения»
специальность: 33.02.01 «Фармация»,
Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми называется:
г) рыночные отношения.
2. Столкновение несовместимых противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению :
3.Какой тип конфликта не обусловлен межперсональными отношениями:
4. Врожденные формы поведения:
в) процесс обучения;
5. Сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере:
в) процесс обучения;
а) оценка окружающих;
б) оценка поведения родителями;
в) отношение к себе и своим поступкам.
7. К безудержному типу ВНД относится:
8. Метод психологии, дающий возможность изучать взаимоотношения в группе и коллективе:
9. Как называется человек, которому легко вступать в процесс общения с окружающими:
10. Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
11. Что формирует социальная среда:
в) общую активность;
12. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:
13. Особый способ глубокого восприятия внутреннего мира другого человека:
14. Конфликтогены – это слова, действия, которые:
а) способствуют возникновению конфликта;
б) препятствуют возникновению конфликта;
в) помогают разрешить конфликт.
15. Стратегии поведения в конструктивных конфликтах:
а) сотрудничество, избегание, соперничество, компромисс, приспособление;
б) рефлексия, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание;
в) все варианты верны.
16. Группа, нормы и правила которой служат для личности образцом:
г) референтная группа.
17. Общение двух бизнесменов во время деловых переговоров:
18. Средства общения могут быть:
а) вербальные и невербальные;
б) деловые и личностные;
19. Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю:
20. Какой уровень не является уровнем общения:
Эталоны ответов на тест – контроль знаний по дисциплине:
ОГСЭ.05 «Психология общения»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»,
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Номер материала: ДБ-489702
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.