группировка букв по форме
Группы букв
Малые ( строчные ) буквы:
1) и ш г п т й н р у;
2) л м ц щ ь ы;
3) о а ю ф д б я;
4) с е е ч ъ в;
5) х ж э з к;
Большие ( заглавные ) буквы:
1) И Ш Ц Щ Ч Л М А;
2) О С З Х Е Э Я;
3) Ж У Н К Ю Р В Ф;
4) Г П Т Б Д.
В первом классе упражнения в чистописании занимают 1 строку, на которой предлагается начертание буквы в чередовании с её основными элементами. Задачи работы: повторить и закрепить начертания строчных и заглавных букв; основные правила посадки, держания ручки, положения тетради и ведения основного штриха (короткой и длинной прямой наклонной линии)
Каллиграфическая работа во 2 классе направлена на дальнейшее совершенствование почерка учащихся и предусматривает овладение связным, ритмичным письмом в ускоренном темпе.
При выполнении каллиграфических упражнений решаются следующие задачи:
а) ускорение темпа письма, связанное с развитием безотрывности и ритмичности в процессе написания слогов, небольших слов;
б) самостоятельное соблюдение линейности письма по разлиновке в одну линию (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строке);
в) продолжается работа над установленным наклоном букв;
г) параллельностью одинаково направленных штрихов и элементов букв;
д) соблюдение равного расстояния между элементами букв, между буквами в слове, между словами на строке.
Постепенно у учащихся развивается умение контролировать свое письмо, находить недочеты, выявлять их причины и исправлять.
В соответствии с общими задачами второго года обучения основное содержание занятий по чистописанию составляют следующие упражнения:
а) прописывание отдельных букв по образцу на доске и в тетрадях с предварительным анализом и объяснением учителя;
б) письмо букв под счет с опорой на образец учителя;
в) письмо буквосочетаний с трудными соединениями или наиболее распространенными в словах;
г) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию буквами или в чередовании со вспомогательными штрихами для регуляции правильного наклона и параллельности;
д) письмо слов, включающих повторяемые буквы и соединения;
е) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова для закрепления формы букв и их рациональных соединений с другими буквами в слове.
Работа по каллиграфии на уроке тесно связывается с содержанием занятий по русскому языку. Для упражнений по чистописанию используются слова на изучаемые на данном уроке грамматико-орфографические правила или слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова, предусмотренные программой для усвоения.
Основные направления работы по чистописанию в 3 классе:
1) работа над формой букв, трудных для быстрого написания;
2) работа над соблюдением линейности и пропорций букв в условиях письма по одной линии;
3) работа над соблюдением правильного наклона;
4) закрепление рациональных соединений букв;
5) работа над соблюдением равных расстояний между буквами и между словами на строке;
6) совершенствование ритмичности и плавности письма;
7) формирование оптимальной скорости письма.
Для выработки скорописного связного письма учащимся предлагаются предварительные упражнения с использованием различного вида связок (образцы упражнений даются в приложении).
После предварительных упражнений третьеклассники пишут строчные и заглавные буквы по группам в соответствии с генетическим принципом. Наряду с выработкой наклона, усвоением определенной высоты и ширины букв, мелкого письма, дети упражняются в равномерности и плавности движений руки при скором письме.
На первой строке учащиеся пишут буквы по группам в сочетании с элементами-связками, способствующими выработке ритмичности и устойчивости почерка.
На второй строке выполняются упражнения в правильном соединении изучаемой буквы с последующей буквой в слове.
Для закрепления графического навыка письма предлагаются логические задания. Например:
1) Для анализа предлагается группа букв: и, й, л, м, ы, у, ц, ч, ш, щ. Учащиеся сначала внимательно рассматривают данную группу букв, а затем отвечают на вопросы: Какой элемент повторяется в буквах данной группы? Какая буква здесь лишняя? Почему?
2) Для анализа предлагаются пары букв: и-ш, щ-ц, л-м, у-ц, щ-у.
— Имеются ли различные элементы в каждой паре букв? Чем отличаются одинаковые по форме элементы в следующих парах букв: а) трех первых; б) четвертой; в) пятой?
3) Какие два элемента повторяются в следующей тройке букв: Л, М, Я? Почему букву Я можно исключить из этой группы?
4) – К какому виду соединений относятся буквы е,э,з? Почему?
5) – Чем отличаются буквы в следующих парах: в-д, с-х, д-у, о-д, ж-Ж, В-З, З-Е, З-з, С-Д, Х-С?
6) – Какой элемент является общим для данной группы букв б,ъ,ю,Ю? Почему ъ можно исключить из этой группы?
7) – Какой элемент повторяется во всех буквах данной группы г,Ч,к,К,п,р,т,У,Ц,Ч,Ш,Щ? Чем отличается этот элемент (линия с закруглением с двух сторон) в следующих парах букв: к-п, У-Ц.
На четвертом году обучения письмо детей становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка. Ученики начинают писать быстрее.
Направления работы в 4 классе внешне остаются теми же, что и в предыдущих классах, однако предпочтение отдается упражнениям в скорописи, плавности, ритмичности письма.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тема 2.5. Процесс обучения письму
Тема 2.4. Научные основы методики обучения первоначальному письму. Общая характеристика современных прописей
Цель: освоение теоретических основ организации работы по обучению первоначальному письму
План
1. Сущность навыка письма.
2. Методы обучения письму.
3. Характеристика современных прописей.
Навык письма – это синтетический навык. Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический.
Первые два действия составляют элементарный навык письма. Он формируется в период обучения грамоте. Его формирование должно протекать не изолированно, а совместно с навыком чтения, развитием речи и орфографическим навыком.
Графическим навыком дети в основном овладевают на уроках обучения чтению. А каллиграфическим – на уроках письма.
Современная каллиграфия не требует от пишущего специального украшения букв с помощью дополнительных штрихов и точек, как это было раньше. Зато предъявляются высокие требования к скорости письма при сохранении его разборчивости.
Основными принципами современного каллиграфического письма являются: безнажимность; безотрывность; одинаковые наклон, высота, ширина букв; параллельность прямых линий; скоропись (при сохранении разборчивости, правильности соединений, ритмичности, плавности письма).
Современный письменный шрифт строится на основе восьми основных элементов, варьирующихся по высоте: прямой линии, линии с закруглением, линии с двумя закруглениями, линии с петлей, плавной наклонной линии, овала, полуовала, прямой линии с овалом.
Весь письменный алфавит (33 строчные буквы и 30 прописных букв) составлен из этих восьми элементов на основе их различных комбинаций по форме, величине, пространственному положению, количественному составу. В некоторых случаях используются дополнительные элементы, например, две точки в букве ѐ.
Такая простота письменного шрифта, с одной стороны, облегчает его усвоение, а с другой стороны, может вызвать значительные трудности при усвоении букв, сходных по форме (З и Е, п и т), у детей с недостаточным уровнем развития зрительного анализа. Для предупреждения смешения образов письменных букв необходимо использовать такие приемы обучения, как зрительный анализ формы буквы – выделение в ней элементов и установление
их взаимного расположения, сравнение букв по форме, группировку букв, конструирование букв из элементов-шаблонов. Некоторые буквы письменного шрифта имеют варианты начертания: буквы, содержащие овал, пишутся по-разному в зависимости от следующей буквы (ср. начертание буквы о в сочетаниях ол и ор). Выбор того или иного варианта буквы зачастую требует
от ребенка высокого уровня развития упреждающего мышления, что неоправданно затрудняет процесс письма, делает его непосильным для ребенка (ср. вот и вол – выбор написания буквы в зависит даже не от следующей, а от третьей по счету буквы). Для предупреждения трудностей, связанных с выбором варианта бук вы, Н. Г. Агаркова предлагает вести обучение первоклассников на
основе одновариантного начертания овальных букв и использования в их соединении с другими буквами универсального нижнего способа соединения.
В школе соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, учатся обозначать ей звуки, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.
Понимание природы письма позволило ученым определить направления, ступени и методы работы по обучению элементарному письму.
Обучение каллиграфической стороне письма строится на основе комбинации известных методов обучения,
копировальный – обведение образца по точкам, по кальке, по трафарету; линейный – вписывание буквы в графическую сетку, которая может задавать направление строки, наклон, высоту строчной и/или прописной буквы, ширину букв, величину подстрочных и надстрочных элементов; тактический – письмо под счёт в едином для всех темпе и ритме.
В современном обучении письму широко используется поэлементно-целостный метод обучения первоначальному письму, который предполагает поэлементное изучение букв и обучение целостному их воспроизведению на основе элементов движения (Н.Г. Агаркова). Применение этого метода основывается на выделении в букве зрительных и двигательных элементов. Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия (прямая линия, линия с закруглением, овал и т.д.). Двигательные элементы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.
Обучение письму в первом классе осуществляется по тетрадям с графической основой – прописям, в которых даются образцы написания букв, образцы соединений, напечатанные точечной линией буквы для обведения и свободные строчки для самостоятельного письма.
Обучение каллиграфической стороне письма строится на основе комбинации известных методов обучения.
Копировальный – обведение образца по точкам, по кальке, по трафарету.
Линейный – вписывание буквы в графическую сетку, которая может задавать направление строки, наклон, высоту строчной и/или прописной буквы, ширину букв, величину подстрочных и надстрочных элементов;
Тактический– письмо под счет в едином для всех темпе и ритме.
Поэлементно-целостный метод предполагает поэлементное изучение букв и обучение целостному их воспроизведению на основе элементов движения (Н. Г. Агаркова). Применение этого метода основывается на выделении в букве зрительных и двигательных элементов. Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия (прямая линия, линия с закруглением, овал и т.д.). Двигательные элементы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.
Обучение письму в первом классе осуществляется по тетрадям с графической основой – прописям, в которых даются образцы написания букв, образцы соединений, напечатанные точечной линией буквы для обведения и свободные строчки для самостоятельного письма.
В настоящее время наблюдается разнообразие прописей: большинство из них ориентирует на овладение безотрывным письмом. Однако имеется попытка создать пропись, работая с которой дети осваивают отрывное письмо (УМК Школа 21 века.).
Тема 2.5. Процесс обучения письму
Цель: освоение теоретических основ организации работы по обучению первоначальному письму
План
1. Сущность навыка письма.
2. Организация обучения письму на элементной стадии.
3. Организация обучения на буквенной стадии.
Процесс формирования каллиграфического навыка длительный и сложный.
В нем принято выделять несколько стадий:
1. Элементная стадия.
2. Буквенная стадия.
3. Стадия связного, скорописного письма.
Рассмотрим их подробнее.
Элементная стадия письма соответствует подготовительному (добукварному) периоду обучения грамоте.
На этой стадии учитель должен решить следующие конкретные задачи:
1) познакомить учащихся с гигиеническими нормами письма, научить соблюдать эти нормы в процессе работы (положение тела при письме, положение тетради, ручки, рабочая и дополнительная строка, верхняя и нижняя линейка и т.д.)
2) совершенствовать координацию движений учащихся (укреплять мелкие мышцы пальцев, развивать глазомер и т.д.)
3) познакомить учащихся с основными элементами букв, научить их писать основные элементы букв.
4) развивать речь и мышление детей.
Структура и содержание уроков письма на элементной стадии
Почти на каждом уроке письма на этой стадии дети знакомятся с новым элементом букв: прямой линией (короткой и длинной), прямой линией с закруглениями, прямой линией с петлей, прямой линией с овалом, доходящим до середины строки, плавной линией, овалом, полуовалом.
Рассмотрим подробнее, как строится урок письма.
Вводная часть урока.
· Повторение гигиенических норм письма (положение тетради, ручки, тела при письме, ориентировка на листе бумаги), контроль за их выполнением.
· Повторение изученных элементов букв.
· Постановка учебной задачи: сообщение о том, что будем изучать новый элемент.
Работа над формой букв
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа над формой букв
Для выработки у учащихся чёткого почерка в условиях ускорения письма необходимо закреплять навыки. Совершенствовать отчётливость формы букв в письме, осуществлять рациональные, правильные соединения букв, добиваться в работах учащихся параллельности штрихов и наклона, работать над соблюдением ими одинаковой и правильной высоты букв на строке и странице. Учитывая, что скорость и чёткость письма во многом зависит от ритмичности и плавности движения руки, развитие этих качеств письма у учащихся также продолжает оставаться важным аспектом работы на занятиях по чистописанию.
Основная направленность уроков чистописания – работа над формами отдельных букв или групп букв, написание которых вызывает наибольшее затруднение у учащихся (строчные буквы ш, м, щ, к, а. в, з, д, ч, б, прописные П, Т, В, А, К, З, Д), работа над буквосочетаниями с повторяющимися одинаковыми элементами типа ши или ми, над соединениями ряда букв с буквами л, м, г, ч и другие.
Выделение специальных занятий по чистописанию вызвано, прежде всего, новыми условиями письма детей. Учащиеся в этот период начинают работать в обычных тетрадях без вспомогательных наклонных прямых, ослабляется роль непосредственных образцов при записи слов и предложений, увеличивается доля работы с учебником. Учителю необходимо научить детей правильно располагать записи на странице тетради, писать чётко, разборчиво, регулировать наклон записываемых букв, буквосочетаний.
В этот период также важно добиваться от учащихся соблюдения всех правил письма (посадки, положения тетради, ручки и пр.), так как объём материала и продолжительность письма во времени несколько увеличивается.
Образцы букв, соединений, слов прописываются в тетради учителем. При записи слов и предложений предупреждаются все возможные фонетико-графические (пропуск, замена, искажение букв, вставка лишних элементов и т. п.) и орфографические ошибки. По окончании письменных упражнений постоянно осуществляется контроль над правильностью записей, как со стороны грамотности, так и со стороны исполнения каллиграфических навыков.
При планировании уроков чистописания предусматривается также работа над звукобуквенным анализом слов, предложением, связной устной речью детей, проведение двух-трёх физкультминуток, ряд упражнений в игровой форме. К занятиям по чистописанию должна активно привлекаться наглядность: образцы отдельных букв и таблица алфавита, выполненных рукописным шрифтом, образцы трудных соединений букв, плакат «Сиди правильно при письме» и другие.
На уроках русского языка, математики возрастают требования к увеличению объёма производимых записей, а следовательно, и к скорости письма. Причём требования к чёткости письма тоже не снижаются.
Поэтому учителю необходимо продолжить работу по выработке у учащихся отчетливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.
На основе исследований о механизме, особенностях движения пальцев и кисти в процессе ускоренного письма, анализа типичных недочётов в почерках детей этого возраста можно выделить и конкретизировать ряд задач, от решения которых зависит формирование чёткой скорописи учащихся.
1. Закреплять складывающиеся у учащихся правильные и рациональные приёмы письма и совершенствовать их почерк.
2. Развивать умение писать достаточно быстро при соблюдении чёткости письма
3. В развитии навыка письма предупреждать возможные недочёты, связанные с деформацией и уподоблением букв и буквосочетаний, появлением небрежности в письме.
4. Исправлять индивидуальные недостатки почерков учащихся.
Решению поставленных задач могут способствовать методические указания учителя при выполнении учащимися любой письменной работы на уроках, а также организация специально подобранных графических упражнений на занятиях чистописанием, которые рекомендуется проводить на каждом уроке русского языка в течение 8-10 минут.
Для выработки у учащихся чёткого почерка в условиях ускорения письма необходимо закреплять навыки. Совершенствовать отчётливость формы букв в письме, осуществлять рациональные, правильные соединения букв, добиваться в работах учащихся параллельности штрихов и наклона, работать над соблюдением ими одинаковой и правильной высоты букв на строке и странице. Учитывая, что скорость и чёткость письма во многом зависит от ритмичности и плавности движения руки, развитие этих качеств письма у учащихся также продолжает оставаться важным аспектом работы на занятиях по чистописанию.
Работа над формой букв.
Работа над формой букв является одной из главных во всех классах.
Каковы же особенности этой работы?
Многие буквы в письме учеников начинают подвергаться деформации, т.е. искажается их форма, конфигурация. В письме отмечается деформация ряда строчных букв: б, у, р, з, х, ч, заглавных П, Е, Р, Д, Н, А.
Очень важным является сознательное овладение учащимися формой букв, особенно на том этапе, пока письмо не стало автоматическим. В это время формируется зрительно- двигательный образ письменной буквы и привычка писать аккуратно. Поэтому очень важно, чтобы дети видели и знали:
общее, что характерно для письма всех букв, т. е. умели выделить основной и соединительный элементы движения в письме любой буквы;
особенное, то, что образует характерную форму именно этой буквы (наличие петли, полуовала или овала, … ), знали пропорции буквы;
то, как пишется та или иная буква;
могли бы отличить правильно написанную букву от неправильной, указать, в чем ошибка.
Работа над соединениями букв.
Овладение правильными способами соединений букв в процессе письма очень важно для выработки скорописи и чёткого почерка. Задача вооружения школьников приёмами соединения букв в словах ставилась и предыдущие годы, поскольку процесс формирования навыка длительный. Учитывая недоразвитость костно-мышечного аппарата пальцев учащихся и недостаточную координацию движений всех звеньев руки, предлагается только один вид соединений, включающих овалы – соединение снизу.
Во втором классе на уроках чистописания, предназначенных, прежде всего для совершенствования техники письма, вводится ещё один приём соединений этих букв – верхний с помощью традиционно выработанных в каллиграфии петельных соединительных штрихов. В интересах достижения большей скорости письма верхнее петельное соединение является более рациональным.
Работа над линейностью письма.
В условиях ускоренного письма требуется контроль учителя за всеми качествами письма. Линейность письма это прежде всего соблюдение ровности строки, одинаковой высоты соизмеримых заглавных и строчных букв без удлинённых элементов, строчных с удлинёнными верхними и нижними элементами ( в, б, з, у, д, р, ф )
Письмо букв в связках с элементами, выходящих вверх или вниз за строку, позволяет детям тренировать руку на удержание одинаковой длины элементов букв и элементов росчерка при их частом повторе в условиях безотрывного письма, оказывает положительное влияние на развитие ритмичности и плавности письма. При письме слов и предложений учитель по традиции предварительно проводит их орфографический и каллиграфический анализы: отмечает трудные варианты соединений букв в словах, возможные места отрыва пера при письме.
Работа над наклоном, равноотставленностью букв и слов при письме.
Большинство учащиеся умеют соблюдать общепринятый наклон, писать буквы через равные интервалы. Однако отмечаются нарушения наклона элементов букв выходящих за линию строки вверх или вниз. Поэтому время от времени нужно напоминать детям о принятии ими необходимой для письма посадке, о правильном расположении тетради и ее продвижении во время письма. Это создает условия для свободного ритмичного продвижения руки, выполнения одинакового наклона всех элементов букв, которые пишутся в одном направлении на себя или от себя. В течения учебного года можно провести несколько занятий специально с целью проверки или корректировки наклона в письме учащихся.
Работа над плавностью и скоростью письма.
Очень важно, чтобы к V классу учащиеся могли писать четко и быстро.
Цель всех упражнений такого типа – способствовать развитию свободных, легких движений руки, т. е. плавности письма. Рекомендуемые росчерки, связки на первый взгляд трудны для исполнения. Однако, учитывая, что овладение ими под руководством учителя идет, постепенно начиная с 1 класса, они особой трудности для четвероклассников не составят. В дидактических материалах по чистописанию для учащихся 2,3 классов давались образцы узоров, росчерков, связок для развития руки. В 4 классе они несколько усложняются и выполняются в более быстром темпе.
Плавное, ритмичное, связное письмо сделает его скорым, причём с сохранением чёткости письма. Достижение чёткой скорописи должно стать основной направленностью работы по чистописанию. Возможно, дать на скорость письмо по памяти, какой либо фразы.
Требования к методике проведения занятий чистописанием сохраняются в основном такими же. Целенаправленное письмо на минутах чистописания способствует более вдумчивому проникновению в смысл слова. Поэтому при подборе текстов лучше обращаться к произведениям мастеров художественного слова, чтобы перед записью учитель имел дополнительную возможность обратить внимание учащихся на образность, точность, смысловую емкость русского языка, и тем самым способствовать воспитанию чувства родного языка. Это же можно связать и при работе с пословицами, загадками, малыми жанрами устного народного творчества. Таким образом, рациональное чередование занятий и периодическое возвращение к определённым умениям и навыкам будет способствовать более прочному усвоению навыка письма в целом.
Урок по обучению письму «Анализ графических элементов гласных букв. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Буква А,а..»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет: Обучение письму
Тема: Анализ графических элементов гласных букв. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Буква А,а.
Программа обучения : Перспектива
Цель урока: формировать умение правильно писать букву, выделять звук [а] в речи и записывать его с помощью буквы;
Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения. Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Регулятивные УУД: работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; обобщать полученную информацию;
Предметные: научаться писать букву а, выделять ее звук.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Выполняют самооценку готовности к занятию, аккуратность расположения учебных принадлежнос-тей на парте
Организует ситуацию для самооценивания учащихся своей готовности к предстоящей учебной деятельности
Подготовка класса к работе.
Игра «Солнышко на ладони»
Включение в деловой ритм.
Л: организация рабочего места, положительный настрой на урок. Р: самоконтроль и самооценка готовности к предстоящей деятельности.
Отвечают на вопросы, актуализируют полученные ранее знания, строят речевые высказывания, прописывают элементы буквы, выполняют здания на карточках.
Актуализирует знания учащихся, строит диалог.
Организует ситуацию успеха по знакомому для учащихся материалу.
Минутка чистописания (работа в тетрадях, элементы буквы «а»)
-Все ли элементы у вас получились? Молодцы!
Выполнение задания на карточках (Приложение 1)
Умение пропечатывать букву «а». Находить ее в ленте предложенных букв.
Л: ориентация на понимание причин успеха.
Р: Понимать учебную задачу
К: формулировать полный и точный ответ, умение вести диалог
3. Моделирование проблемной ситуации (ситуация неуспеха)
Отвечают на вопросы, слушают учителя, пробуют прописать букву, определяют тему и цель урока.
Организует ситуацию, неуспеха для определения границ знания и незнания.
Молодцы! У вас отлично получилось пропечатать букву «а». А теперь, на следующей рабочей строке, пропишите прописные заглавную и строчную буквы «а».
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Какую цель перед собой поставим? Какие задачи для этого нужно решить?
Умение строить речевые высказывания, налаживать коммуникативный контакт, определять цель и задачи проекта.
Л: Мотивацион-ная основа учеб-ной деятельнос-ти, учебно-познавательный интерес к решению учебной задачи.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К: строить высказывания, владение монологической и диалогической речью.
4. Решение учебной задачи. Организация добывания знаний. Первичное закрепление.
Отгадывают загадки, знакомятся с написанием буквы.
Организует знакомство с написанием элементов и самой буквы «а».
Кафтан зеленый, бархатный.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
— Что общего у этих слов? Какой звук мы слышим в начале слова?
— Звук [а] на письме обозначается буквой А.
Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя звучат одинаково. (Демонстрация печатной и прописной букв).
— Сравните эти два значка. Какие элементы у них общие? Чем отличаются?
— У печатной буквы а линия с закруглением вверху и внизу, а у письменной буквы а – линия с закруглением внизу.
(два: овал и линия с закруглением внизу).
Посмотрите на написание этой буквы и ее элементов в прописи. (Учитель демонстрирует написание буквы на доске)
Умение находить ответы на поставленные вопросы, анализировать.
Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действий.
К: контролировать действия партнера (одноклассника), учитывать мнения других, строить диалог.
Выполняют профилактику усталости
Организовывает выполнение физической минутки
Умение ориентироваться в задании
Л: установка на здоровый образ жизни
Р: выполнять заявленную задачу по образцу.
6. Самостоя-тельная работа.
Работают над заданием. Оценивают свою работу
Контролирует выполнение работы
Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную линию через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.
Учитель показывает написание буквы на доске, дети пишут в тетрадях.
Учитель показывает написание буквы А с комментарием:
Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонную линию вверх. Не доводя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим петлю влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.
Умение прописывать букву «а», ее элементы.
Л: ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности
7. Оценка выполненной работы. Подведение итогов
Завершают работу над уроком, оценивают свою
Организует ситуацию оценивания своей работы.
-Ну что ж ребята, вы большие молодцы!
— А теперь, посмотрите на выполненную работу. Оцените ее «лесенкой достижений»
Умение оформить работу, подвести итог работы
Л: способность к оцениванию полученных знаний для применения их на практике.
П: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Подводят итог занятия, участвуют в диалоге с учителем, анализируют и осмысливают свои достижения
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат.
-Назовите слова, которые начинаются со звука «а».
-Назовите слова, которые заканчиваются звуком «а».
— С какой буквой мы сегодня познакомились на роке? Каким звуком она является? Выполнили ли мы цель рока?
Умение вести учебный диалог, соотносить учебную задачу и пути ее решения.
Л: способность к оценке своей учебной деятельности.
Р: осуществлять итоговый контроль по результату.