группы организационно правовых форм коммерческих организаций
Группы организационно правовых форм коммерческих организаций
ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) общественных движений;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
С 01.03.2022 п. 7 п. 3 ст. 50 излагается в новой редакции (ФЗ от 01.07.2021 N 287-ФЗ). См. будущую редакцию.
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)
14) государственных корпораций;
(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
15) нотариальных палат.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Группы организационно правовых форм коммерческих организаций
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
Russian Classification of organizational and legal Forms
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОК 028-2012 с ОК 028-99 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата
ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики
ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Примечание изготовителя базы данных:
ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018).
Введение
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.
ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:
формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;
разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;
государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;
обеспечением межведомственного информационного обмена;
анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.
Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).
(Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абзац в редакции изменений N 4/2018);
общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (абзац в редакции изменений N 4/2018);
казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономных некоммерческих организаций;
публично-правовых компаний (абзац в редакции изменений N 2/2014).
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).
К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды) (абзац в редакции изменений N 1/2013).
К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.
Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:
В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно правовые формы.
В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Каждая позиция в классификаторе содержит:
— пятиразрядный цифровой код;
— наименование организационно-правовой формы.
Структура кода имеет следующий вид:
В ОКОПФ введены позиции:
— 1 90 00 «Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями», предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации;
(Абзац исключен изменениями N 2/2014).
К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008 (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).
Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:
Как выбрать организационно-правовую форму для группы компаний и не прогадать
Средний бизнес не может успешно существовать в рамках одного юридического лица. Всегда требуется группа субъектов, иначе решить отдельные вопросы имущественной, управленческой и иной безопасности, а также владельческого контроля — невозможно. Но построение правильной (читай: законной, комплексной и результативной) структуры — занятие трудоемкое и требует порой специальных знаний, а самое главное, опыта.
Чтобы носить гордое имя «группа компаний», совокупность нескольких юридических субъектов должна позволить:
Первый шаг на этом пути — выбор организационно-правовых форм, оценка их плюсов и минусов.
Наиболее популярными формами ведения среднего бизнеса являются: индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью (ООО), в меньшей степени акционерные общества (АО). Выбор небольшой. Мы его расширим профессиональными инструментами с экспертами TaxCoach.
Индивидуальный предприниматель
Эта форма организации бизнеса (назовем именно так) остается очень популярной, поскольку позволяет:
Привлекательно? Несомненно. Но за это ИП платит ответственностью всем принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам. При этом не имеет значение, как оформлено право собственности: на ИП или на него, но как на физлицо (т.е. личным имуществом тоже). Хотя на сегодняшний день и владелец компании в случае банкротства по ее долгам тоже может ответить всем своим имуществом.
Одновременно у ИП есть существенные послабления в иных видах ответственности. Например, уклонение от уплаты налогов физическими лицами (ст.198 УК РФ) в сравнении с юридическими (ст.199 УК РФ) относится к преступлениям небольшой тяжести, что сказывается как на строгости наказания, так и на давности привлечения к ответственности. Хотя Следственный комитет РФ уже выступил с инициативой уровнять здесь ИП и юр.лиц.
Нередки случаи, когда, начав бизнес как индивидуальный предприниматель, собственник бизнеса концентрирует на себе и активную операционную деятельность, и функцию владельца активов. А это уже свидетельствует о крайне низком уровне имущественной безопасности бизнеса, поскольку предъявление любых претензий может поставить под угрозу существование бизнеса и имущественного комплекса. Кроме того, это препятствует принятию полноценных партнеров в бизнес — с юридически зафиксированными объемом прав и обязанностей, долями в бизнесе, порядком распределения прибыли.
В нашей практике был случай, когда посредством перекрестного распределения активов и хозяйственных функций между четырьмя партнерами, имевшими статус ИП, было достигнуто равновесие в бизнесе, своего рода система сдержек и противовесов.
Такая сложившаяся на этапе зарождения модель бизнеса спустя 15 лет его существования стала давать сбои: партнеры захотели определить свою долю в совместно накопленном имуществе, в получении доходов от каждого из направлений операционной деятельности (без планов на прекращение совместного бизнеса).
Таким образом, участие в бизнесе собственника в статусе индивидуального предпринимателя может быть оправдано в случае владения недвижимым или иным ценным имуществом с последующим его использованием операционными субъектами. Это дает контроль над имущественным комплексом (то есть реализуется одна из трех степеней владельческого контроля. но лишь одна!). А также обеспечивает источник официальных доходов собственника.
В случае с интеллектуальной собственностью ИП бывает и вовсе незаменим в связи с особенностями процедуры регистрации в Роспатенте или, например, доменных имен в Руцентре. У ИП без его ведома подобные активы отнять не получится, а у ООО иногда можно.
Но, ИП = собственник имущество — это максимально открытое участие в бизнесе. Кроме того, при низкой степени конфиденциальности не забывайте, что любой ИП — смертен. И как справедливо отмечено у Булгакова — «внезапно смертен». Это имеет значение даже больше, если речь идет об ИП — сторонних лицах, особенно друзьях и не очень близких родственниках.
Кроме того, действующее законодательство на 6 месяцев после смерти ИП — бессильно. Никакой возможности обеспечить плавную передачу предпринимательской деятельности иному лицу нет. Трудовые договора прекращаются, банковские счета блокируются и т.д.
Не забывайте о разводах и разделах имущества. Ну и в дополнение, ИП имеет крайне низкую репутацию в некоторых отраслях. Не может заниматься отдельными видами деятельности (продажа алкоголя, например).
Но все же ведение предпринимательской деятельности в статусе ИП выгодно по большинству параметров. Особенно, если его хозяйственные риски минимизированы за счет структурного подхода ко всей модели бизнеса.
Общество с ограниченной. безответственностью?
Очевидно, что ООО пользуется наибольшей популярностью в бизнес-среде. И заслуженно. Ведь для его регистрации достаточно минимального уставного капитала в 10.000 рублей и 3 рабочих дня.
Между тем, ООО — не такая уж простая игрушка как кажется на первый взгляд.
Предполагается, что учредители ООО (правильно их называть — участники) принимают участие не просто капиталом, но и лично, деятельно так сказать. От этого посыла и было выстроено законодателем все регулирование (местами устаревшее на текущий момент).
Итак, чем еще может быть интересно ООО в целях структурирования бизнеса?
А теперь о минусах.
Минусы, как и плюсы ООО обусловлены спецификой участия — предполагается, что участвуют учредители не только (и может быть даже не столько) капиталом, сколько лично.
В ООО, как следствие, очень сложно принудительно исключить участника (за нехорошее поведение, например. за то, что он параллельно еще одно ООО открыл и занимается тем же самым, создавая конкуренцию). Кроме того, некоторые решения в силу закона принимаются единогласно (к таким относятся и решения о реорганизации). Да и вообще излишняя прямолинейность законодателя иногда создает головную боль, особенно, если по сложившейся в России практике используется устав, бездумно скопированный из Интернета или правовых справочных систем.
Акционерные общества
Акционерные общества предполагают обезличенное участие, а потому и не предоставляют, например, возможности выйти из общества, забрав часть его имущества. Какие-либо активы компании можно получить только при ее ликвидации.
Учитывая существующий порядок отчуждения акций, акционерное общество может пригодиться для реализации «прикрытого владения», поскольку актуальный реестр акционеров ведет специализированный реестродержатель. Он же и отражает переход права на акции. Иными словами, АО — привлекательнее в сравнении с ООО, если владелец бизнеса ни при каких обстоятельствах не хочет или не может открыто светиться в юридических собственниках. Поскольку сведения в ЕГРЮЛ имеются только в отношении акционеров, учредивших АО, последующая смена акционеров в реестре не видна.
Из плюсов также возможность гибкого регулирования отношений акционеров посредством акционерного соглашений (= корпоративный договор), возможность внесения вкладов в имущество.
Производственный кооператив
Производственный кооператив (ПК) — это объединение лиц (не менее 5) для трудового и иного участия. Количество не участвующих трудом лиц не может составлять более 25% от общего количества членов кооператива. При этом членами кооператива могут быть и юридические лица, а учитывая, что последние не могут нести «трудовые повинности», то и на участие юридических лиц распространяется ограничение в 25%.
В кооперативе могут быть и наемные работники (не члены), но их не может быть более 30% от общего количества членов. На эту роль отлично подходит низкооплачиваемый и быстро меняющийся персонал.
Поскольку ПК — это коммерческая организация и, как следствие, нацелена на зарабатывание прибыли, то встает вопрос как ее распределять, имея ввиду, что кто-то из членов участвует своим трудом, а кто-то, возможно, внес только денежный пай.
Поэтому предусмотрены две формы получения пайщиками дохода:
Также из плюсов — возможность создания неделимого фонда, на имущество которого не облагается взыскание по личным долгам пайщиков. А также возможность гибкой регламентации условий включения/исключения пайщиков из кооператива.
Важные минусы: нет возможности заключения корпоративного договора или аналогичного соглашения и не все налоговые льготы при корпоративном финансировании распространяются на кооперативы.
Полное товарищество
Если образно описать суть полного товарищества, то выйдет следующее: 2 и более лица, каждый из которых ведет свою собственную коммерческую деятельность (поэтому участниками товарищества могут быть только ИП или юридические лица), имеют непреодолимое желание работать под единой вывеской, получая экономический эффект от объединения усилий. С течением времени участники могут меняться, а товарищество с накопленным опытом остается.
А что за статус у этой «общей вывески»? В отличие от простого товарищества (это договор и не более), полное товарищество — это юридическое лицо, порядок деятельности и структура которого гибко определяется исключительно учредительным договором между участниками. Это и делает полное товарищество весьма любопытной конструкцией с точки зрения группы компаний.
Из экономической сути такого объединения выросло и правило субсидиарной (дополнительной) ответственности участников по обязательствам товарищества. По этой же причине, с точки зрения налогообложения, налог на доходы должен образовываться на уровне участников товарищества, а не на уровне товарищества. Вместе с тем, учитывая, что полное товарищество это отдельная организация, налоги с доходов платит и само товарищество, и товарищи. По своей ставке.
Хозяйственное партнерство
Симпатичная форма организации юридических лиц, регулируемая Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».
Такая коммерческая организация должна иметь по меньшей мере двух партнеров (как физические так и юридические лица, в том числе и иностранные), а раздуть его можно — аж до 50.
Создать партнерство можно только «с нуля», из уже имеющегося юридического лица реорганизация в партнерство запрещена законом. В свою очередь само партнерство может реорганизоваться только в акционерное общество.
Партнеры вправе условия сотрудничества, какими бы те ни были «хитрыми», заключить в объятия гибкого соглашения об управлении партнерством. Такое соглашение имеет юридический приоритет над уставом и может предусматривать интересные штуки:
К особым свойствам хозяйственного партнерства относится и система, структура и полномочия его органов управления. Поскольку все это, а также порядок осуществления и прекращения ими деятельности определяются исключительно соглашением об управлении партнерством! И это просто роскошно. Если бы не несколько минусов:
На этом с перечислением субъектов для вашей группы компаний пока (именно пока) все! Ведь есть еще некоммерческие организации, у которых тоже бывают существенные преимущества и налоговые льготы. Но с ними нужно разбираться отдельно.
Остается напомнить, что окончательное решение при выборе набора субъектов зависит от совершенно конкретной совокупности факторов:
Чем точнее будет определен набор свойств для каждого субъекта, тем, конечно, будет меньше пространства для будущего маневра, но тем экономичнее и устойчивее группу компаний в конечном счете можно получить. А главное — тем прозрачнее. В которой менеджменту среднего звена будет сложнее ловить свою «рыбку». Оно, конечно, можно круглый год на «всесезонке» ездить. Но со специализированной летней и зимней — получается и динамичнее, и безопаснее.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь