гтд на ввоз образцов для сертификации
Ввоз образцов товара для сертификации и испытаний
Ввоз образцов товара для сертификации и испытаний производится с целью предоставления их в сертифицирующую компанию, орган или лабораторию. Лаборатория проводит все необходимые испытания, на основе которых, в случае положительного результата, выдаётся сертификат, декларация о соответствии или любой необходимый разрешительный документ.
Порядок ввоза образцов продукции на сертификацию
Ввоз образцов товара может производиться разными способами:
Срок проведения испытаний при ввозе образцов товара для сертификации
Срок проведения испытаний продукции может занимать от нескольких дней, до нескольких недель, а в некоторых случаях месяцев. Это зависит от вида продукции и по каким показателям безопасности она проходит испытания. После чего выдается протокол испытаний (ПИ) в котором отражены показатели. Если они соответствуют нормам регистрируется и выдается сертификат, декларация о соответствии и другой разрешительный документ.
Таможенное оформление образцов продукции для сертификации
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является таможенным брокером (представителем) и занимается таможенным оформлением, «растаможкой» при ввозе образцов продукции для сертификации и испытаний на любых таможнях Российской Федерации:
При необходимости проводим таможенное оформление образцов на экспорт или в любых других таможенных процедурах!
Работаем с любыми участниками ВЭД:
Вам необходимо растаможить образцы продукции для сертификации и испытаний? – Мы поможем Вам!
Документы и информация для оформления образцов продукции для сертификации
Сроки и стоимость оформления образцов продукции для сертификации и испытаний в таможне
Срок оформления образцов продукции в таможне для сертификации – 1 день!
Условный выпуск товаров и таможенное оформление образцов для сертификации
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1. Условный выпуск товаров при отсутствии разрешительного документа (ДС, СС, СГР)
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1.1. Получение разрешения на условный выпуск товаров
Для этого необходимо подписать Заявление у руководителя таможенного органа.
· Образец Заявления отсутствует;
· Не регламентирована компетенция принятия решения по данному вопросу. В Балтийской таможне это уровень начальника таможни, В МОТ, Тверской и Московской таможнях – начальника таможенного поста.
В случае получения разрешения у начальника таможни это занимает от трех дней, при этом возможен отказ. Простой контейнера в морском порту обходится дорого, поэтому выгодней по ВТТ вывезти груз в таможню, где эту процедуру можно оформить быстрее.
1.2. Декларирование образцов для сертификации и товара, который выпускается условно
2. Когда, кто и где составляет акт отбора проб и образцов
2.1. В каких случаях составляется акт отбора проб и образцов при таможенном оформлении товаров
Норма отбора проб и образцов регламентирована ст.17 ТК ЕАЭС. Там же указано, что данная процедура может проводится без декларирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года п. 4 установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) не представляются таможенным органам на продукцию, ввозимую в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний. Соответственно, пробы и образцы товаров для сертификации допускается декларировать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без ограничений, т.е. не условно, а окончательно.
Резюмируя две законодательные нормы, делаем вывод, что при ввозе проб и образцов их можно декларировать по ДТ или оформлять актом отбора проб и образцов без подачи ДТ в момент отбора. При декларировании образцов акт отбора не составляется по причине отсутствия самого отбора.
2.2. Кто составляет акт отбора проб и образцов и в каком месте
В Рекомендациях ФТС и Росаккредитации от 27.02.2019 «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в РФ товаров в качестве проб и образцов для целей исследований и испытаний продукции» данный вопрос затрагивается, частично цитируется п. 4.2 ГОСТ 31814-2012 и добавлена уточняющая фраза «под таможенным контролем», а именно:
Исключена фраза из п. 4.2.3. ГОСТ о месте отбора проб и образцов: «или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства».
Ключевой момент в том, что в соответствии с ГОСТ при сертификации продукции отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации.
При Декларировании соответствия (п. 4.3 ГОСТ 31814-2012) отбор образцов осуществляет заявитель или, по его поручению, испытательная лаборатория (если иное не содержится в техническом регламенте) в зависимости от схемы декларирования соответствия.
Резюмируем, в соответствии с ГОСТ.
Основное отличие отбора проб и образцов при сертификации продукции и декларировании соответствия в том, что ответственным лицом за данную процедуру в первом случае является орган по сертификации, во втором – Заявитель. Места отбора проб и образцов в обоих случаях идентичны и нет комментария в части таможенного контроля.
2.3. Практика таможенного оформления в части требования таможенных органов представления акта отбора проб и образцов.
В результате некоторые таможенные органы в соответствии с указанными рекомендациями требуют представление акта отбора даже при декларировании образцов для сертификации, хотя это противоречит Решению Коллегии ЕЭК №294. Если образцы товаров декларируются отдельно, для чего еще нужно составлять акт отбора, если отбора не производится и товар выпускается для внутреннего потребления без ограничений?
Для оформления акта необходимо выставить транспортное средство в место досмотра и осуществить его выгрузку либо частичную, либо полную в зависимости от того, где загружен товар. Досмотровых не хватает, некоторые терминалы перегружены и не справляются с наплывом досмотров и, тем более, отбором образцов…
Мера однозначно неправомерная и значительно затягивает выпуск товаров.
Также замечу, что порядок отбора проб и образцов для сертификации нигде в нормативных документах не прописан, из-за этого нет единого подхода и ответов на следующие вопросы:
· Кто дает разрешение на отбор
· Форма акта
· Кто его подписывает
· В каких случаях он составляется, а в каких нет
· Когда он должен предъявляться вместе с ДТ
3. Сроки условного выпуска
Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней. Данная норма установлена ст.107 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» и продление указанного срока не предусмотрено.
В связи с участившимися случаями нарушения сроков предоставления разрешительных документов при условном выпуске товаров, вышло письмо ФТС России № 01-11/43502 от 19 июля 2019 года «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров». Процитирую самое важное из данного письма:
«Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).
Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС».
Что же происходит на «земле»
При нарушении срока представления разрешительного документа таможенный орган выставляет требование вернуть товар на СВХ в кротчайшие сроки, которые законодательством не определены, поэтому таможенный пост не понимает какой срок установить и какой момент считать нарушением срока неисполнения требования о возврате товара на СВХ.
Дело об АП по ст.16.3 КОАП заводится сразу при нарушении предельного срока представления разрешительного документа.
Если товар возвращен на СВХ, то в соответствии с вышеуказанным письмом ФТС товар задерживается и хранится таможенным органом 30 дней (ст.380 ТК ЕАЭС). Ст. 381 ч.4 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат задержанных товаров Декларанту после их выпуска. Но есть один нюанс в том, что дело об АП, как правило, еще в процессе рассмотрения и таможенный пост не имеет четкой нормы закона о праве выдачи товара Декларанту.
В связи с вышеизложенным, подход таможенных органов при несоблюдении процедуры условного выпуска самый разный. Кто-то товар выдает после выпуска, не дожидаясь завершения дела об АП, кто-то нет. И обеспечение возврата товара на СВХ таможней является болезненным для сотрудников таможенного органа по причине неопределенности их действий в этом вопросе.
Джамал Давиташвили,
Руководитель Департамента таможенного оформления
таможенно-логистической компании VIG Trans
Как оформить образцы товаров для сертификации
В данной статье рассмотрим варианты таможенного оформления образцов товаров, ввозимых для проведения исследований, с целью получения разрешительной документации.
Для удобства повествования сначала немного теории и общепринятых сокращений некоторой терминологии.
ДС – Декларация о соответствии
СС – Сертификат соответствия
СГР – Свидетельство о государственной регистрации
ДТ – Декларация на товары
Таможенный кодекс ЕАЭС, статья 126.
Условно выпущенные товары:
соблюдение запретов и ограничений… которых …может быть подтверждено после выпуска товаров;
ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» ст.107.
Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней.
Таможенные органы отказывают в выдаче разрешения на представление документов после выпуска товаров, если декларант (Импортер) в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности по статье 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (недостоверное декларирование. ).
Таможенный кодекс ЕАЭС, статья 17
Отбор проб и (или) образцов товаров заинтересованными лицами.
1. Заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.
3. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров либо отказ в таком разрешении выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения лиц и органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
4. Отдельная таможенная декларация на пробы и (или) образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в декларации на товары при помещении товаров под таможенные процедуру.
Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».
Продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТНВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 «82).
— Образцы продукции, предназначенные для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы с целью оформления свидетельств о государственной регистрации.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года
О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
4. Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенные процедуры:
а) выпуска для внутреннего потребления, в том числе таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, заявляемую при завершении иных таможенных процедур, за исключением продукции (товаров), ввозимой (ввезенной):
в качестве проб и образцов для проведения исследований, и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)) или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимой (ввезенной) продукции (товаров);
Теперь перейдем к практической части нашего вопроса и рассмотрим возможные варианты ввоза образцов и их таможенного оформления. Обращаю внимание, что речь пойдет о сложившейся практике в таможенных органах.
1. Ввоз образцов отдельной партией в единичных экземплярах.
Единичными экземплярами товара считается количество товара необходимое для его сертификации. Данная норма подтверждается:
— Заявкой в орган по сертификации с регистрационным входящим номером, в которой указано количество товара необходимое для производства сертификации;
— Договором с органом по сертификации. Если услугу по сертификации оказывает компания Агент, то предоставляется цепочка договоров;
— Допускается также представление письма из органа по сертификации подтверждающего необходимое для целей сертификации количество (вес и объем) ввозимой (ввезенной) продукции.
Для получения разрешения выпуска образцов для сертификации необходимо обратиться с Заявлением на имя начальника таможенного поста оформления и получить письменное разрешение. После этого подается ДТ с приложением выше указанных документов и осуществляется выпуск товаров (на основании 294 Решения Коллегии ЕАЭК), либо условный выпуск, в зависимости от решения начальника поста.
2. Ввоз образцов в составе товарной партии.
Ситуация, когда ввозится значительная партия товара, которая является слишком крупной для того, чтобы ее всю можно было заявить исключительно для сертификации.
Таможенное законодательство позволяет осуществить условный выпуск всей партии товаров (ст.126 ТК ЕАЭС) c представлением документов, указанных в п.1, однако, на практике не все таможенные посты дают на это разрешение. В связи с этим возможны два варианта выпуска товаров:
2.1. Весь товар выпускается условно. Пишется Заявление на условный выпуск товаров на всю партию товаров на имя начальника таможенного поста оформления. После получения письменного разрешения подается ДТ и товар выпускается условно. Если требуется произвести отбор проб/образцов, то это делается до подачи ДТ.
2.2. Осуществляется отбор проб и образцов с составлением акта и образцы отвозятся в орган по сертификации. Оставшийся товар хранится на СВХ до получения документа о соответствии и только затем выпускается.
Для этого необходимо обратиться с Заявлением на имя начальника таможенного поста, где находится товар, и получить его письменное разрешение. После этого производится отбор образцов/проб, с составлением Акта. Выпуск товаров осуществляется после получения ДС/СС. ДТ подается на всю партию товара, включая пробы/образцы.
При этом, за Декларантом остается право подать отдельную ДТ на отобранные пробы/образцы.
3. Ввоз образцов для получения свидетельства о государственной регистрации.
Исследования образцов для получения СГР могут занимать период времени более 45 дней, то условный выпуск не может быть применен (см. ст. 107 ТК ЕАЭС). И при этом на образцы не требуется представление СГР в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза №299. Поэтому для выпуска ДТ образцов достаточно предоставить документы, указанные в п.1. Для получения разрешения на выпуск подается Заявление в произвольной форме на имя начальника поста места таможенного оформления таможенной декларации и прилагается к ДТ.
Когда товар требует представления ДС/СС и СГР одновременно, то:
К таможенному оформлению образцов в почтовых отправлениях применяются те же требования, за исключением лишь того, что они могут оформляться по реестрам вместо ДТ, то есть в упрощенной форме.
Хочется обратить внимание, что процедуру ввоза образцов необходимо заранее продумывать и по возможности согласовать с таможней, чтобы избежать непредвиденных расходов.
9 этапов правильного ввоза образцов для сертификации
Процедура таможенного оформления образцов имеет свои особенности, на которые даже опытный участник ВЭД может не обратить внимание. Это часто приводит не только к потере времени, но и к увеличению материальных издержек. Для того чтобы сократить эти риски, нужно обращаться к опытным таможенным представителям, которые имеют проверенные временем схемы взаимодействия с органом по сертификации и внимательно следят за изменением законодательства в данной сфере
Как понять, что ваш действующий партнер делает все правильно? Перечислим важнейшие этапы работы таможенного представителя при ввозе образов для сертификации.
Таможенный представитель должен:
1) Сообщить вам полный перечень документов для ввоза и оформления образцов, чтобы у вас было достаточно времени все подготовить заранее.
3) До отправки согласовать количество образцов, которые потребуется ввезти для проведения испытаний в лаборатории. Превышение допустимого количества для ввоза образцов может привести к отказу в выпуске груза. Недостаточное количество образцов может ограничить проведение обязательных испытаний.
4) Рассчитать стоимость всех затрат для ввоза ваших образцов, чтобы вы смогли спланировать бюджет.
5) Организовать доставку образцов и обеспечить сервис «одного окна».
6) Правильно подобрать код ТН ВЭД, который будет зафиксирован в Декларации о соответствии/Сертификате соответствия (далее по тексту – Декларация/Сертификат), а также гарантировать, что именно с этим кодом ТН ВЭД вы сможете в будущем без каких-либо сложностей проходить таможенные формальности. К примеру, орган по сертификации не знает всех тонкостей классификации товара, в результате чего, может возникнуть ситуация, что Декларация/Сертификат выпущены на некорректный код ТН ВЭД. Практика показывает, что ввозить груз по такой Декларации/Сертификату возможно, но есть вероятность, что таможенное оформление затянется по причине дополнительных запросов от таможенного органа.
7) Проконсультировать и сообщить о рисках, которые вы несете как заявитель и декларант при изготовлении Декларации/Сертификата. Сертификационный орган зачастую предлагает выгодные решения, которые не всегда безопасны для импортера. Таможенный представитель выступает независимым органом и может рассказать о всех плюсах и минусах выбранного решения, опираясь при этом на собственную наработанную практику взаимодействия с таможенными органами.
8) Проверить макет вашей Декларации/Сертификата и только после этого подтвердить передачу документа на изготовление. Это исключит ошибки в Декларации/Сертификате. Например, очень важно, чтобы серия, модель, торговая марка, наименование и адрес изготовителя в точности соответствовали данным, указанным в товаросопроводительных документах и внешнеторговом контракте. Также не допускается расхождение сведений, указанных на маркировке товара, с данными в Декларации/Сертификате. Наш опыт показывает, что если импортер обращается непосредственно в орган по сертификации для изготовления Декларации/Сертификата, не консультируясь с опытным таможенным представителем, в 80% случаев в документе допускаются ошибки, которые приводят к сложностям в процедуре таможенного оформления груза. В некоторых случаях, ошибка оказывается критичной, что приводит к необходимости выпускать новый разрешительный документ и влечет за собой потерю времени и денежных средств.
Руководитель отдела по развитию бизнеса таможенно-логистической компании Юнитрейд
Марина Казакова
Гтд на ввоз образцов для сертификации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции (от 27 февраля 2019 г.)
ФТС России совместно с Росаккредитацией проводится работа, направленная на автоматизацию процессов сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза в Российскую Федерацию участниками внешнеэкономической деятельности проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям, а также их реальных исследований и испытаний.
Анализ правоприменительной практики показал, что не все хозяйствующие субъекты надлежащим образом обеспечивают соблюдение права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации при ввозе подконтрольных товаров для проведения исследований и испытаний.
В соответствии со статьей 53 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.
Согласно статье 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение запретов и ограничений, которые включают в себя и меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.
В технических регламентах ЕАЭС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
Обязательные требования по безопасности продукции установлены техническими регламентами ЕАЭС и включают в себя процедуры, связанные с:
проведением исследований и испытаний проб и образцов продукции;
обязательной маркировкой продукции;
получением разрешительного документа (сертификат соответствия, декларация о соответствии и др.);
нанесением Единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС («ЕАС»).
В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов.
Необходимо отметить, что товары, в том числе пробы и образцы, перемещаемые для личного пользования в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом, предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц.
Подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию и предназначенные для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке (статья 104 ТК ЕАЭС).
Договор с органом по сертификации может отсутствовать в случае, если декларация о соответствии зарегистрирована самостоятельно с использованием сервиса электронной регистрации деклараций на официальном интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru).
Письмо от аккредитованного лица может не представляться таможенным органам в случае, когда необходимое количество подконтрольных товаров указано в гражданско-правовом договоре с аккредитованным лицом (или в дополнительном соглашении к такому договору) под каждый конкретный случай проведения оценки соответствия.
В отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии продукции в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС отбор проб и (или) образцов из нее для проведения испытаний может быть осуществлен уполномоченным лицом с разрешения таможенного органа при условии, что данная партия находится под таможенным контролем. Отдельная таможенная декларация на пробы и (или) образцы товаров может не подаваться при условии, что они будут указаны в декларации на товары при помещении товаров под таможенные процедуры.
Согласно праву ЕАЭС (Решение N 621, Решение N 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) и законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании») отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).
Отбор образцов при декларировании соответствия осуществляет заявитель или по его поручению орган по сертификации или испытательная лаборатория (Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012, Решение N 44).
Подконтрольные товары для целей подтверждения соответствия могут декларироваться следующими способами:
В случае подачи таможенному органу отдельной ДТ на подконтрольные товары она заполняется со следующими особенностями:
в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия)»;
в графе 44 под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты документов, подтверждающих необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица);
При подаче Заявления в письменной форме при описании товара указывается особенность «пробы (образцы) для целей подтверждения соответствия», а также прикладываются документы, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции (копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и (или) письмо от аккредитованного лица).
Заявление в соответствии с Решением КТС N 263 может подаваться при ввозе подконтрольной продукции в следующих случаях:
в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при соблюдении условий перевозки и хранения продукции. Подконтрольные товары помещаются в места временного хранения под таможенным контролем в соответствии со статьей 99 ТК ЕАЭС;
при пересылке в международных почтовых отправлениях. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС при ввозе и (или) вывозе, пересылка которых в международных почтовых отправлениях запрещена, установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 338;
В случае наличия требований, устанавливающих особые условия хранения и транспортировки продукции (герметичная упаковка (тара), специальные температурные условия и другие условия), транспортировка проб (образцов) такой продукции осуществляется в условиях, указанных в товаросопроводительных документах и (или) технических регламентах.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС декларантами подконтрольной продукции могут выступать лица, обладающие полномочиями в отношении такой продукции, а также уполномоченные должностные лица аккредитованных органов, осуществляющие ввоз подконтрольных товаров в Российскую Федерацию в рамках гражданско-правовых отношений по выполнению работ и (или) оказанию услуг, включающих в себя отбор, перемещение, декларирование таможенным органам, испытания проб и образцов продукции, оценку производства, производственный контроль.
В соответствии со статьей 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации.
Так, при проведении таможенного контроля таможенные органы в рамках системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие его проведение.
Одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС целью применения такой формы таможенного контроля является установление достоверности сведений, указанных в документах, правильности их заполнения и оформления, соблюдение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Согласно статье 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения в случаях если:
подача таможенной декларации не сопровождается представлением документов, подтверждающих сведения, в том числе о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в таможенной декларации;
документы, представленные при подаче таможенной декларации, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают соблюдение запретов и ограничений;
таможенным органом выявлены признаки несоблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
К запрашиваемым документам и (или) сведениям могут относиться:
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (декларация о соответствии, сертификат соответствия) (статьи 7 ТК ЕАЭС);
документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний (декларация на товары, заявление, реестр экспресс-грузов, акт отбора проб и образцов) (статья 104 ТК ЕАЭС);
документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письмо от такого аккредитованного лица) (Положение о порядке ввоза);
документы, подтверждающие проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции (протоколы испытаний, акты инспекционного контроля) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления»; Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
В целях сокращения времени и минимизации издержек при совершении таможенных операций в отношении ввозимой продукции, сопровождающейся разрешительными документами, декларант вправе в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01999» указать сведения о таможенных документах, подтверждающих ввоз подконтрольных товаров.
Одновременно информируем, что орган по сертификации при формировании дела сертификата соответствия на серийную продукцию обеспечивает хранение и учет следующих документов:
копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;
копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС;
копии товаросопроводительных документов;
документов, подтверждающих факт пересечения таможенной границы ЕАЭС (командирования) должностными лицами аккредитованного органа по сертификации (или по его поручению испытательной лаборатории (центра), при проведении работ по оценке соответствия согласно схемам сертификации, предусматривающим в том числе оценку иностранного производства.
При формировании дела сертификата соответствия на партию продукции орган по сертификации обеспечивает хранение и учет следующих документов:
копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;
копии внешнеторгового контракта (договора);
копии товаросопроводительных документов;
копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС либо
копии акта отбора проб и образцов;
копии разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов.
В случае проведения исследований и испытаний проб и образцов продукции в целях принятия (регистрации) декларации о соответствии испытательные лаборатории обеспечивают хранение и учет следующих документов:
копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС;
копии договора с аккредитованным лицом на оказание услуг по оценке соответствия и (или) письма от аккредитованного лица, подтверждающие необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввозимых проб и (или) образцов продукции;
копии внешнеторгового контракта (договора);
копии товаросопроводительных документов;
копии акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);
копии разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров от ввозимой партии продукции).
Наличие указанных документов в делах органа по сертификации и испытательной лаборатории в соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» свидетельствует о соблюдении процедуры оценки соответствия продукции обязательным требованиям и может подлежать проверке при осуществлении федерального государственного контроля, включая систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами.
При отсутствии в органе по сертификации и испытательной лаборатории таких документов соответствующая информация будет передаваться в ФТС России для рассмотрения вопроса о принятии мер по фактам несоблюдения порядка ввоза товаров в Российскую Федерацию.
По вопросу отбора проб (образцов) от партии ранее ввезенных товаров (выпущенных в свободное обращение или помещенных под иные таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения) сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31814-2012 отбор образцов при обязательном подтверждении соответствия осуществляют для их исследований (испытаний) и измерений в целях распространения полученных результатов на совокупность продукции (представленная партия продукции или серийный выпуск продукции), из которой были извлечены эти образцы.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, при проведении исследований (испытаний) и измерений в целях оценки (подтверждения) соответствия необходимо использовать образцы продукции, подлежащей выпуску в обращение на территории Российской Федерации, в связи с чем ранее выпущенная продукция не может служить в качестве образцов продукции, подлежащей ввозу в целях дальнейшего выпуска в обращение.
Рекомендации носят информационный характер и не являются нормативным правовым актом.
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы | Р.B. Давыдов |
Заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации | С.В. Мигин |
Обзор документа
ФТС и Росаккредитация подготовили рекомендации по оформлению ввозимых в Россию товаров в качестве проб и образцов для исследований и испытаний продукции. В них в т. ч. указано:
— какими способами можно задекларировать подконтрольные товары для подтверждения соответствия;
— как проводится таможенный контроль;
— какие документы проверяются.
Также ведомства отметили, что при проведении исследований (испытаний) и измерений для оценки (подтверждения) соответствия необходимо использовать образцы продукции, подлежащей выпуску в обращение в России. Ранее выпущенную продукцию использовать нельзя.