гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века

Рекомендации родителям по формированию гуманных отношений к детям дошкольного возраста

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. Ангелина Гучанова
Рекомендации родителям по формированию гуманных отношений к детям дошкольного возраста

На сегодняшний момент процесс общения детей и взрослых значительно изменился, т. к. под влиянием современных социальных, культурных условий, влияния Интернет, СМИ, занятости родителей, сокращения «живого» общение, приводит к тому, что появляются негативные последствия в общении и гуманном отношении к детям, нарушается взаимодействие между ними.

Гуманная позиция родителя должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех ее проявлениях и стать ее соучастником. Действуя с такой позиции, родители имеют возможность узнать ребенка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребенка на познание себя, мира и утверждение добра.

Родители должны помнить, что в период дошкольного детства интенсивно формируется личность ребенка и ее основные характеристики, происходит переосмысление и подготовка к жизни в обществе. Очень важно, чтобы дошкольник начал себя чувствовать себя человеком среди остальных людей, научился проявлять эмоции, искренне сопереживать.

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы и чувствительны к внешним воздействиям, готовы к эмоциональному отклику на состояние и переживание других людей. Старшие дошкольники начинают присматриваться к общению взрослых, выделять в нем особенности взаимодействия людей, постигать основы различных человеческих отношений, открывать законы и нормы поведения, которые помогают выстраивать взаимодействие между людьми. Стремясь скорее вырасти, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Роль эмоций в гуманных отношениях к детям и деятельности достаточно значительна и может кардинально повлиять на формирование личности ребенка, а главным содержанием гуманных отношений родителей к детям становятся сотрудничество и партнерство [2].

Самым действенным методом воспитания гуманных чувств как у родителей, так и у дошкольников – является любовь к самому ребёнку.

Никогда нельзя оставлять без внимания отрицательные эмоции, действия по отношению к другим детям, родителям, животным. Воспитывая добрые чувства, необходимо вызвать у дошкольника и негативное, нетерпимое отношение к плохим качествам: грубости, жестокости, жадности, вызвать к ним негодование, осуждение.

Следовательно, в дошкольном возрасте главным является пример взрослого. Они видят, что родители ведут себя с другими детьми, который например, плачет, успокаиваете его, и в следующий раз сам пожалеет товарища. Взаимодействуя со своим ребенком родители не только формируют и развивают гуманное отношение к своему ребенку, но и показывают пример, который обязательно останется в памяти у дошкольника.

2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2014. – 276 с.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Дистанционные рекомендации родителям на тему «Транспорт» для детей раннего возраста Конструирование «Дорожка из кирпичиков»в группе раннего возраста (1,5 – 2 года). Цель: Создать условия для развития творческих.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Дистанционные рекомендации родителям на тему «Домашние животные» для детей раннего возраста Рисование карандашами «У котика усы» в группе раннего возраста (1,5 – 2 года). Цель: o Продолжать развивать творческие способности детей.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям детей младшего возраста «Моя страна, моя Родина» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.

Рекомендации родителям по теме «Народная игрушка» для второй группы раннего возраста Уважаемые родители! В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий «Народная игрушка». Цель темы: знакомить с народным творчеством на.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Рекомендации родителям по закреплению лексической темы «Лето» с детьми старшего дошкольного возраста (логопедическая группа) 1. Предложите Вашему ребенку отгадать загадку: Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет,.

гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века фото. картинка гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть фото гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века. смотреть картинку гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века.Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Источник

Гуманное отношение к ребенку на рубеже 21 века

Глава 1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания

1.1Гуманистическое воспитание, его цель и задачи

1.3Методы гуманистического воспитания

Глава 2. Личность в концепции гуманистического воспитания

В основе современной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.[4]

Гуманистическое воспитание направленно на формирование ценностного характера взаимоотношений между участниками педагогического процесса, на воспитание чувств и мировоззрения «истинного человека», на создание благоприятных условий для личностного развития и саморазвития человека, самореализации его индивидуальных способностей. [13]

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. В современном обществе считаются востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Как раз на это и направлен гуманистический подход. Что еще раз подчеркивает актуальность данной проблемы.[7]

1. Теоретические аспекты гуманистического воспитания

.1 Гуманистическое воспитание, его цель и задачи

Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.

Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом отношении «материала», созидать собственную жизнь, начиная с высоких стартовых позиций.[3]

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. [2]

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, а бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Задачи гуманистического воспитания:

философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.[19]

Основные положения гуманистического подхода требуют:

) гуманного отношения к личности воспитанника;

) уважения его прав и свобод;

)предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

)уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

) уважения права человека быть самим собой;

) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

) ненасильственного формирования требуемых качеств;

) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).[20]

.2 Гуманизм Ушинского

Несмотря на все методологические трудности, можно говорить о существовании проблемного исследовательского поля педагогической антропологии. Уже очерчен круг вопросов, изучением которых занимается педагогическая антропология: природа человека в свете проблем образования, развитие человека как биологический, психологический и социальный процесс в рамках педагогической деятельности, сущность и существование человека в связи с процессом воспитания, смысл человеческого бытия и цели образования, идеал человека и педагогический идеал и т.д. Постановка и решение данных проблем возможно как путем проведения продуктивного теоретического исследования в области педагогики, так и в ходе эффективной педагогической практики.

Возможны различные аспекты изучения проблем педагогической антропологии. Один из них заключается в попытке рассмотреть эти проблемы в ретроспективе, поместив их в историко-культурный контекст. При этом может быть плодотворным использование методологии и содержательного материала таких областей знания, как история педагогики и история философии.

Всякая система педагогических взглядов, любая педагогическая концепция покоятся на определенных представлениях о человеке, характерных для каждой культурно-исторической эпохи. Цели и задачи воспитания и образования невозможно сформулировать без ясно осознанных представлений о том, каким должен быть человек. Педагогика без идеала немыслима. В то же время без знаний о том, что представляет собой человек в его конкретной данности, каков он есть на самом деле, невозможен педагогический процесс, так как он включает в себя определенное воздействие на воспитуемого. То есть без представлений о том, что есть человек и каким он может быть, педагогика как наука и практическая деятельность невозможна. [24]

Педагогика в любую историческую эпоху, в рамках любой культуры основывается на определенном антропологическом фундаменте, то есть совокупности знаний о человеке, присущих данной культуре и данному времени. Антропологические идеи меняются вместе с развитием культуры и общества в целом. Они определяются теми культурно-смысловыми доминантами, которые характерны для конкретной эпохи и несут неизгладимый отпечаток этой эпохи: каждое время по-своему видит человека, трактует его сущность и смысл его существования.

Представления о человеке чаще всего присутствуют в педагогических концепциях неявно и влияют на педагогическую практику без четкого их осознания. И только исследователи историко-педагогического процесса имеют возможность проанализировать и понять антропологические основания той или иной педагогической теории. Такой анализ важен, так как позволяет увидеть педагогику в культурно-историческом контексте, показать, как педагогика через представления о человеке испытывает сильнейшее влияние со стороны науки, религии, философии, в рамках которых и формируются антропологические представления.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал «Журнал министерства просвещения».

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.[21]

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать, прежде всего, гуманистический подход.

В первую очередь, в школе надо иметь в виду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ». По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.[23,24]

Можно утверждать, что педагогическая антропология в России является одним из самых значительных педагогических течений, имеющих свою историю и классификацию направлений.

.3 Методы гуманистического воспитания

В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н. И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» определяет метод как путь или способ достижения поставленной цели. [9]

В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т. А. Ильина в «Педагогике» (1984) дала такое определение: «Под методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются способы воздействия воспитателей на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения». [14]

Известный педагог В. Л. Сластенин в вышедшем учебнике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под методами воспитания в педагогике понимаются способы педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них сознания и поведения». Опять идет речь о поведении и о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: «На что воздействовать? Для чего воздействовать?».

Методы проявляются в организующих целесообразную деятельность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический коллектив).

Основные методы гуманистического воспитания это:

воспитание доверием, заботой и уважением;

воспитание через здравомыслие,

воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,

воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.[10]

Воспитание доверием, заботой и уважением.

.2 Личность в концепции гуманистического воспитания

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.[11]

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.[11,18]

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.[22]

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.[10,13]

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.). Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.[8] гуманистическое воспитание нравственное

В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.[19]

На сегодняшнем этапе развития общества, переходе к демократии, закреплении прав и свобод человека, особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.[5] Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.[9]

Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития посредством методов гуманистического воспитания личности.

Таким образом, чтобы воспитать культурного, интеллигентного, образованного человека, нужно обращаться к гуманистической педагогике, ее методам. Всё вышесказанное позволяет нам отметить, что гуманистическая педагогика в современной методике воспитания занимает одно из самых важных мест, как в становлении личности, так и во всестороннем развитии члена общества.

Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М., 2000,-30c.

Гозман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века М., 2004.- 37c.

Теги: Гуманистическое воспитание Реферат Педагогика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *