гуцулы отношение к русским

как русины гуцулами стали

Но взор его острей не стал,
И клюв его прямой, как прежде.
И благородством не блистал.
Не ярче стала и одежда…

Распад СССР больно отразился на Гуцульщине
В незалежной Украине Гуцульщина переживает упадок экономики… опять массовая эмиграция населения… опять горцы вернулись к натуральному хозяйству. Массовая неконтролируемая вырубка лесов привела к изменениям ландшафта местности. Возродились многие старинные и порой совершенно дикие обычаи. Гуцулы насторожены к любой власти в долине, а следовательно, всегда может возникнуть гуцульское движение со своей структурой, лидерами и даже с «силами самообороны». Сейчас им по духу жёсткий украинский национализм. Память крепко цепляется за прошлое, когда их роль была слишком значимой Современная Украина скатывается к феодализму: целые провинции отданы для «кормления» олигархам, с их венными дружинами, называемые батальонами, неподконтрольными центральной власти.
Падение Украины может и продолжаться. Гуцулам знакомы и привычны родо-племенные отношения и нищета жизни. Песни гуцула, исполняемые под сопилку при свете ватры (костра) протяжны и грустны…
«Гей-гей! Вівці мої, вівці й ти, сивий баране, хто буде вас випасати, як мене не стане?»
Мирный, вроде бы гуцул, но не следует забывать и о том, что воспитан на русофобии средствами массовой информации, которой он верит, поскольку других пока нет.
Следует помнить и о том, что в 1943-1953 гг. гуцулы составляли фашистские ударные подразделения («железные сотни») Украинской Повстанческой Армии (УПА) и Организации Украинских Националистов (ОУН). В данной главе мы коснулись одного национального пласта современной Украины, а их множество. Только среди «западенцев», которых на востоке и в Российской Федерации считают поголовно «бандеровцами», есть карпатские русины, бойки, лемки, покутяне, гуцулы. Надо было, создавая независимое украинское государство хорошо подумать, чтобы многонациональное общество было относительно гармоничным.

Украина – страна, не слоёный пирог,
Создавать её заново сложно…
Не нашли мудреца, что построить бы мог,
А глупцу доверять невозможно!

Ведь у каждого слоя ментальность своя,
Путь развития долгий, особый…
На наречиях разных они говорят,
Чуть не так – закипают от злобы.

Разложить бы слои, чтоб красиво легли,
Развивались бы в ней гармонично.
Но лепили её кое-как, как могли…
Сикось-накось, и всё – не логично!

И стонала страна от родильных потуг,
Иностранцы у ней – акушеры.
Тот хватался за меч, тот хватался за плуг,
Причиняя ей боли без меры.

И название дали по месту жилья –
Хаты с краю, ну, знать – «Украина»!
Опекали враги, доверять им нельзя…
А ведь верят, признаться, поныне!

И лежала она много лет под Литвой:
Может сотню, а может быть больше.
С телом крепким, больной головой,
Бунтовала и билась под Польшей!

И взмолилась к сестре (по соседству жила):
«Помоги, дорогая сестрица!
Я устала, по правде сказать, чуть жива.
Я хочу к тебе снова прибиться.

И слои поднялись, и « качают» права,
И в Европу полезли оравой!
Снова стала больной у страны голова,
И свободной не стала держава!

Источник

«Шпион — этажом выше» Вдали от цивилизации и с любовью к России: как живет украинское Закарпатье

гуцулы отношение к русским. гуцулы отношение к русским фото. картинка гуцулы отношение к русским. смотреть фото гуцулы отношение к русским. смотреть картинку гуцулы отношение к русским.

В глазах многих россиян Закарпатье — лагерь бандеровцев и оплот русофобии. Корреспондент «Ленты.ру» проехался по Закарпатью, побывал на горном курорте Пилипеце, в областном центре Ужгороде и в Берегово — «венгерской Украине», пообщался с местными жителями пришел к неожиданным выводам.

Оказавшись по журналистским делам на Украине, я по окончании работы решил отдохнуть в Карпатских горах. Интернет посоветовал мне деревушку с почти неприличным для русского уха названием Пилипец. «Если вы хотите пожить вдали от цивилизации, среди первозданной природы, то горный курорт Пилипец — это место для вас!» — прочел я на одном из сайтов.
Что ж, это именно то, что мне надо!

75 процентов дебилов

Чтобы добраться до Пилипеца, я решил воспользоваться услугами bla-bla-car (водитель берет попутчиков за небольшую плату). Водитель мало походил на закарпатского крестьянина, да он им и не был. Сам он родом из Харькова, а в деревне у него отель. По пути он стал с кем-то обсуждать свой бизнес:
— Слушай, нам нужно быть очень аккуратными и не забывать о том, что в стране 75 процентов дебилов. Это показали результаты выборов.

Именно такой процент голосов на президентских выборах получил Владимир Зеленский. Я не выдержал и спросил его про Зеленского. Мужика понесло, остановить его поток сознания я не мог все три часа дороги. Один раз только попросил включить кондиционер, но у него не получалось.

— Вот все у вас на Украине так. Машина крутая, а кондиционер не работает! — прокомментировал я.

В общем, когда доехали до Пилипеца, он с меня деньги категорически отказался взять: «Да вы что! Так душевно побеседовали!»

Горы, распятия, вино и хиппи

Расставшись с экспансивным бизнесменом, я пошел искать жилье. Не прошло и пяти минут, как всего за десять долларов я снял приличный двухкомнатный номер с великолепным видом на горы. Несмотря на гордое звание курорта, Пилипец оказался типичной карпатской деревней. Почти у всех есть коровы, свиньи и другая живность, а пашут местные жители на лошадях. Окрестные горы изобилуют ягодами, грибами и целебными травами. Все это собирается как для себя, так и для доверчивых туристов. Продается и великолепное домашнее вино (доллар литр!), но оно не местное, его привозят «с низины».

гуцулы отношение к русским. гуцулы отношение к русским фото. картинка гуцулы отношение к русским. смотреть фото гуцулы отношение к русским. смотреть картинку гуцулы отношение к русским.

Местные магазины одновременно выполняют и роль корчмы. Крестьяне на телегах приезжают сюда и заказывают чарочку. Колорит дополняется удивительной для России религиозностью местных жителей. Пожилые люди до сих пор здороваются с другом «Слава Иисусу Христу!» и слышат в ответ «Воистину слава!», вдоль дорог то и дело попадаются часовенки и распятия. В селе две церкви — греко-католическая и православная, и по воскресениям почти все местные устремляются туда.

— Иванка у меня чай в городе заказала, Олена — печенье, а вам-то что продам? Закажите, так завтра привезем, — объяснила мне местный стиль торговли продавщица.

Но я решил не заморачиваться с заказами. Ведь у крестьян почти задаром можно было купить парное молоко (20 центов литр), сметану и творог (доллар за килограмм), мед, соленья и, наконец, вино. Что еще нужно для счастья! Правда, если честно, что именно можно купить у крестьян, я понял не сразу. Так и местные жители не отличаются быстротой ума. Купил у одной семьи молока. Пришел за молоком на следующий день, они мне и творог предложили. Купил и творог. Еще через день сметану предложили. Тоже купил. Потом варенье. На пятый день дошли до самогона.

Время я проводил в прогулках по окрестным горам. Хвойные леса сменялись альпийскими лугами, с которых открывался живописный вид на села в низине. При желании можно было идти по специальным маркированным горным тропам сотни километров.

Я, конечно, так далеко не забирался, а в двух километрах от Пилипца обнаружил лагерь хиппи. Оказывается, они обосновались здесь еще с советских времен. Наиболее упорные (около десяти человек) даже зимуют, а летом здесь живет несколько сот человек, причем не только с Украины, но и из Белоруссии. Раньше был еще лагерь хиппи в Крыму, но сейчас по понятной причине он не функционирует.

Познакомился с двумя хиппи с Восточной Украины, пережившими здесь зиму. Им Пилипец очень нравится, и в цивилизацию они возвращаться не собираются. С деньгами тоже особой проблемы нет: иногда шабашат в селе за 300 гривен (около 10 долларов) в день.

Украинцы не злодiи

Кстати, хиппи оказались единственными людьми в Пилипце, говорившими со мной по-русски. Местные крестьяне русский уже не знают, хотя и говорят, что хотели бы его выучить. Я говорил на русском, а отвечали мне на украинском. В целом мы понимали друг друга без проблем, но иногда я все же становился жертвой ложного друга переводчика.

Как-то, уже освоившись на новом месте, я решил съездить в ближайший городок. В сельском автобусе я был единственным русскоговорящим пассажиром. В одной деревне водитель сказал, что «перекур» десять минут. Я спросил, можно ли в автобусе вещи оставить, не украдут ли, и со свойственной мне непосредственностью добавил: «A кто знает, чего от вас, украинцев, ждать!». Но никто не обиделся, все рассмеялись, а одна старушка сказала: украинцы — не злодiи. Как мне потом объяснили, злодiй по-украински — вор.

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

Бойки

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих.

Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни».

Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Гуцулы

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.

Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

Лемки

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.

Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

Источник

Гуцулы

Дело было в Коломые, шел 1991 год.
Поскольку я сам оттуда родом, я часто езжу туда в гости к бабушке, именно она и поведала эту интересную историю. Сразу хочу предупредить: сами местные об этом случае не распространяются, чужаков легко вычисляют по говору, даже если вы хорошо владеете украинским.

На Западной Украине всегда было не так много технических предприятий, а в Коломые в те годы находился Экспериментальный завод ПРУТ. Производили всякую электронику, отличие завода заключалось в том, что именно туда завезли, в своё время, качественное иностранное оборудование. В 1986 году в город приехало 13 русских семей, всего 36 человек в основном из Харькова и Луганска, да пара семей из Ростова и Белгорода. Отношение к чужакам было, мягко говоря, скверное: дети кидались камнями, на рынке им не продавали мясо и молоко, а в гастрономах отпускали тухлятину, местные не звали их к себе в гости, а пожилые гуцулки могли и плюнуть под ноги, проходя мимо.
Был, даже прецедент когда нескольких ребят пришлось перевести на учебу в Ивано-Франковск, местные затравили приезжих и местная директриса предложила забрать документы.

Гуцулы, как народ бережно хранящий свои традиции, практически не поддались советизации, суеверные, они всегда жили в своём аутентичном закрытом обществе, которое почти всегда было клановым. У каждого гуцульского клана обязательно был свой хутор, даже в Советском Союзе они умудрялись организовывать «кооперативы» на своих потомственных хуторах, чтобы их не отняла власть.

В 1991 году Советский Союз исчез с политической карты.
На душе в Коломые полегчало у всех, кроме как у русских, которых откровенно ненавидел весь город. Они понимали, что провозглашение декрета о независимости Украины развязало, давно чесавшиеся, руки местным жителям.

В вечер объявление независимости Украины от СССР гуляли все: Бецики, Гачи и еще пару семей устроили пир горой, да еще и половину города пригласили. Тогда же Йосип, будучи уже на подпитке, встал и заявил: «Не топтать более русакам нашей земли! Иванна (жена), неси мой топор». Йосип взял из рук жены свой опрышковский топорик, доставшийся от деда, такой есть у каждого гуцула и с десятком побратимов вышел из-за стола.

В тот вечер они отправились к дому, где жили русские (3х этажный многоквартирный), окружили его и кричали что-то вроде «выходите, свиньи!»
Конечно в тот вечер, ничего не произошло, русских хотели напугать и предупредить что время покинуть святую для гуцул землю и отправится восвояси.
Но русские не поняли намеков и тогда началась настоящая травля, а однажды одной русской девушке, которая работала на швейном предприятии, прыснули кислотой в лицо, милиция отказалась расследовать это дело. К марту 1992 г. на ПРУТе оставалось 5 человек из России, им просто было некуда ехать.

В тот промозглый мартовский вечер они как обычно все вместе возвращались с работы. Все, казалось, идет своим чередом: непринужденная болтовня, обсуждение сколько взять выпивки и сетование на развал совка. Внезапно пятерке стало неуютно, они все вместе почувствовали неестественную пустынность улиц, чей-то тяжелый взгляд. Увидев в конце улицы молодых людей в национальных костюмах и с топориками, парни подумали, что это просто люди возвращаются с этно-карнавала из Космача. Гастроном «Снежанна» оказался закрыт, как и двери всех домой вокруг. Солнце зашло за горизонт, на улице стемнело: в округе не горел ни один уличный фонарь. Ускорив шаг русские поняли, что группа идет прямо за ними, а смех за спиной и угрозы звучали все громче и
громче. Парни успели добежать до последнего трамвая, в котором не было никого кроме их пятерки и кондуктора. Протянув кондуктору пару сот карбованцев за проезд, они услышали только: «На похороны себе оставьте, детки».

Стало ясно: медлить нельзя, нужно срочно уезжать. Последняя электричка, которая шла на Ивано-Франковск уезжала в 6 часов, тамошняя русская диаспора, могла помочь с восстановлением документов и временным жильем. Они ехали молча в пустом трамвае, даже не переговариваясь между собой — проезжая квартал за кварталом, они видели лишь опустевшие, погрузившиеся во мглу улицы, зашторенные окна и небольшие кучки гуцулов, на их лицах которых уже виднелась дьявольская улыбка, украшаемая густыми усами. Их топоры были смазаны кабаньей кровью, русакам стало ясно — гуцулы идут не с фестиваля. Кондуктор лишь тихо прошептала: «Как доедем на конечную — бегите».

Их окружили, поставили на колени а дальше было то, что у местных называется «кровная месть».
Одновременно около сотни человек устроили кровавую рубку на коломыйском вокзале. Их расчленили по частям. Очень жестоко и с радостью. С такой радостью, будто бы они забивают свинью на праздник. Говорят, что их останки скормили собакам.

Источник

Весьма интересный исторический анализ национальной принадлежности карпатских гуцулов

ГУЦУЛЬСКИЙ ТИП, ТОПОРИКИ И ТРЕМБИТА

Нельзя оставить без внимания и весьма своеобразные национальные танцы гуцулов под звуки своей дуды: на манер представителей некоторых народов Кавказа плясуны собираются в тесный круг, обнимаются и начинают таким живым кольцом скакать. Представляете себе Святослава с дружиной под Царьградом в таком дэнсе? Где, у какого славянского народа есть подобные танцы?

ГУЦУЛЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ

ПОЧЕМУ ОНИ ГОВОРЯТ НА СЛАВЯНСКОМ

Но почему гуцулы говорят на том же языке, что и малороссы? Этому есть до смешного банальное объяснение. Эпизодов, подобных, у человечества предостаточно. Различие в вере и вражда существовали, но кроме этого гуцулам надо было жить вместе со славянами. Тем более, что славяне были сильнее, обладали более совершенными технологиями, так что приходилось считаться с этим. То есть повседневные реалии, необходимость сосуществовать с сильными, богатыми и более технологически развитыми противниками заставили гуцулов постепенно перейти на их язык, всеми силами пытаться слиться с соперниками, чтобы те считали гуцулов своими: торговали с ними, позволяли путешествовать по своей земле, брать в жены своих женщин и так далее. Подобным образом, кстати, часто поступают этносы, преследуемые более сильным народом на занимаемой территории, они мимикрируют. Иногда растворяются без следа, иногда как потомки древних египтян, копты, выделяясь среди арабов своей христианской религией, а иногда и как гуцулы, переняв язык, но унаследовав древнюю ненависть к соперникам и гонителям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *