и класс и нация как социальные общности характеризуются тем что
Социальные группы и социальные общности
Содержание:
↑ Социальная общность
Социальные общности – это некие большие социальные образования, объединяющие своих членов на основании одного какого-либо значимого признака (территория проживания – территориальные общности; этнос – этнические общности; возраст – возрастные общности, такие как дети, молодёжь, люди среднего или зрелого возраста, «старики» и пр.) и способные разделяться на малые социальные сущности (малые общности и группы).
↑ Признаки социальной общности
↑ Виды (типы) социальных общностей
Территориальные – совокупности людей, проживающих на одной территории (дальневосточная общность, население города и деревни).
Этнические – совокупности людей, имеющих одни этнические корни, принадлежащие к одному этносу (территориально компактные этнические общности – японцы, французы; территориально разобщённые этнические общности – евреи).
Демографические – совокупности людей, образованные по принципу идентичности демографических характеристик (молодежь, женщины, женатые, бездетные).
Культурные (субкультурные) совокупности людей, объединённых одной культурой или принадлежащих к одной субкультуре (хиппи, панки,
хипстеры, геймеры; представители русской, японской культуры и т. д.).
По времени существования можно разделить общности на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры одного автобуса), длительные (от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения) и долговременные (от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
По степени связи между индивидами можно выделить тесно сплоченные общности (организации) и аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
↑ Социальная группа
↑ Признаки социальной группы:
↑ Виды социальных групп
По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичные социальные группы.
Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).
Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.
По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:
Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.
Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.
Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).
Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.
Отличительные признаки малой социальной группы:
– небольшое число членов;
– непосредственность общения между ее членами;
– общие интересы, цели и совместная деятельность;
– определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
– разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
– внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
– общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
– определенная структура организации и управления;
– групповая идентичность с точки зрения посторонних.
Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
Открытые – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.
Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.
Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.
По социальному положению различают следующие социальные группы:
↑ Квазигруппа
↑ Виды квазигрупп
↑ Различие между социальной группой и социальной общностью
Сегодня принято отделять социальные группы от социальных общностей на основании следующих признаков:
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
А 2. К малой социальной группе можно отнести
2) людей либеральных взглядов
А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству
А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) национальная принадлежность
2) уровень образования
А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
А 10. Экономическая дифференциация проявляется в
1) сращивание политической власти и крупного капитала
2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.
4) создании новых производств
А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию
А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются
1) социальной мобильностью
2) социальным статусом
3) социальным неравенством
4) социальными отношениями
А 13. Одно из проявлений социального неравенства — различие в
4) духовных запросах
1) повышение по службе
2) занятие предпринимательской деятельностью
3) понижение по службе
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
А 17. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
2) моральными нормами
3) эстетическими нормами
1) нравственные нормы возникли позже правовых норм
2) правовые нормы не существуют в писаной форме
3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле
4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством
1) закрепляют привычные образцы поведения
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют формальный характер
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей
А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются
1) социальным статусом
2) социальной мобильностью
3) социальной нормой
4) социальным порядком
А 22. Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А 24. Вера в сверхъестественные силы — основа
2) религиозных норм
4) эстетических норм
А 25. Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах,
политических принципах, моральных нормах.
4) оба суждения неверны
А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
3) социальные нормы
4) обычаи и традиции
А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
4) коллекционирование марок
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.
Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля
4) оба суждения неверны
А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.
Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.
4) оба суждения неверны
А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются
А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) главенствующее положение отца семейства
2) возрастание роли женщины в семье
3) взаимное уважение между супругами
4) активное участие женщин в общественном производстве
1) совместным проживанием как минимум трех поколений
2) справедливым разделением домашних обязанностей
3) экономической зависимостью женщины от мужчины
4) главенствующей ролью мужчины в семье
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
А 38. Один из признаков нации —
1) наличие конституции
2) общность исторического пути
3) единое гражданство
4) общность идеологии
1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами
2) рост уровня образованности населения
3) повышение рождаемости
4) образование правового государства
А 40. Преодолению национальных противоречий способствует
1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
2) государственная поддержка малого бизнеса
3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности
4) переход к рыночным методам ведения хозяйства
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует
А. Развитию национальной культуры
Б. Преодолению национальной ограниченности
4) оба суждения неверны
Часть 2. Задания уровня В.
В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:
В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Род, племя, каста, народность, нация.
В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.
В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.
В 10. Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
1) мужчины А) демографический
2) племена Б) этнический
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
5) социальное происхождение
В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
5) 16-летний человек
1) премьера телесериала А) массовая
2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная
3) празднование дня Ивана Купалы
4) скандал с участием поп-звезды
5) переиздание детектива-бестселлера
В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая
Б) проведение референдума 2) политическая
В) принятие закона об общественных 3) духовная
Г) написание приключенческого романа
Д) производство товаров массового спроса
Е) проведение научного исследования
В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
А) государство 1) экономика
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принадлежность к определенной социальной группе
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
характер оценочных суждений
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учение 3) статус
В) труд Е) стереотип И) группа
В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?
3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)
4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)
5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)
6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).
7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).
8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)
10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)