иблис что это такое

Иблис

История персонажа

Иблис (ударение на второй слог) — верховный демон зла, король джиннов, который обратил на себя гнев Аллаха и был низвергнут на землю до Страшного суда. Исследователи и сегодня спорят об истинной природе этого мифологического героя, строя теории, основанные на священных текстах.

История создания персонажа

В исламе джинны — часть Вселенной, сосуществуют с людьми и ангелами с самого начала истории. Иблиса часто называют шайтаном (злым духом), в христианстве его аналогом выступает сам дьявол, или Сатана.

В мусульманской традиции за ним также закрепилось имя Адувв Аллах, что в переводе звучит как «враг Аллаха». В некоторых преданиях он предстает Азазилом или Харисом. В книге Еноха встречается Азазель — демон пустыни, выступивший против Бога. Очевидно, речь идет об одном персонаже — падшем ангеле, который возгордился и пошел против Творца.

Подобный образ был известен в христианстве, иудаизме и язычестве на Аравийском полуострове еще в VII веке. А его появление в мире стало некой попыткой объяснить причину наличия в людях зла, неверия и прочих греховных тенденций.

Спорным моментом остается вопрос, можно ли отождествлять Иблиса с шайтаном. В переводе с арабского языка название последнего соответствует таким понятиям, как «отдаление» и «непокорность». Значение имени Иблис — «тот, кто причиняет отчаяние». Хотя в некоторых источниках утверждается, что этимология имени связана с древнегреческими эпитетами «клеветник» и «лукавый».

Согласно исламской мифологии, злых духов много. Все они существуют для того, чтобы искушать человека: мешают читать молитвы, побуждают к неблагочестивым деяниям. Однако в священных текстах говорится о том, что верховный демон зла изначально не являлся шайтаном, более того, носил другое имя и был приближен к Богу. И только после изгнания получил такой статус, начав вершить темные дела на земле.

Так или иначе, образ персонажа схож по своим характеристикам с дьяволом — властелином Ада, который выступает в противовес Творцу. В условной иерархии он стоит выше злых духов, считается их господином.

Большинство исследователей сходятся во мнении: королю Ада уготована участь гореть в огне после того, как наступит Судный день. Другие же считают, что Бог простит изгнанника, и трактуют грех падшего ангела с неожиданной стороны.

Образ и биография Иблиса

Согласно тексту имама Али ибн Мусы ар-Риды, джинна изначально звали Харисом, что в переводе означает «труженик». Бог сотворил его из огня, и тот истово служил Создателю. Аллах заметил его старания и решил причислить к небожителям.

Когда же Всевышний создал первого человека, Адама, то повелел ангелам пасть ниц перед ним. Но Харис отказался поклониться, объясняя это тем, что сам он вышел из могущественного огня, в то время как Адам был вылеплен из глины.

Это возмутило Бога, и он низверг джинна обратно на землю, дав преисполненному гордыней новое имя — Иблис (оно упоминается в Коране 11 раз). Тот в свою очередь попросил Творца отсрочить наказание до Судного дня и позволить ему показать истинных праведников, которые не подвергнутся искушению. Всевышний согласился, и с тех пор падший ангел пребывал в мире человеческом, каждый день совращая людей на плохие поступки и проверяя на прочность их веру.

Такая легенда стала предметом изучения исследователей. Существуют теории, что после наступления Страшного суда демон отправится в Ад и будет бесконечно пребывать в муках рядом со своими приспешниками — шайтанами. Другие же гипотезы трактуют биографию мифологического персонажа с иной точки зрения.

Так, согласно мнению исламского богослова Ибн Араби, отказ джинна поклониться человеку связывался с нарушением истинного единобожия. Поэтому искуситель получит прощение от Всевышнего, а сегодня помогает Аллаху в поиске истинных праведников, достойных вечной жизни рядом с ним.

Произошло разделение всего в мире на праведное и нечестивое, доброе и злое. Падший ангел преуспел в ремесле искушения, доказывая Аллаху, насколько несовершенны творения его. Такой успех объяснялся тем, что он обладал мудростью и проницательностью, знал, как сбить с толку благочестивого. Обещая богатство, силу или власть, отворачивал человека от веры.

Между тем, росла и его армия — он создавал шайтанов, суля каждому поощрение, если те совратят как можно больше людей. Вскоре их стало так много, что подле каждого человека был искуситель, подталкивающий на свершение греха. В результате любимые творения Бога научились обманывать, ругаться, убивать; прелюбодействовали и забыли о молитвах. А довольный джинн отправлял грешников прямо в Ад.

Согласно преданиям, демон предпочитает находиться в заброшенных зданиях, нечистых местах и на кладбищах. Его внешность остается тайной, поскольку Всевышний не счел нужным показывать людям истинное лицо падшего ангела. Однако на изображениях в книгах он предстает как человек в темной одежде, с копытами и рогами. Также в легендах указывается, что король Ада волен показаться в любом обличье. Или же оставаться невидимым.

Иблис в культуре

Образ дьявола проник в культуру многих стран мира. На исламских картинах главного шайтана изображали омерзительным человеком с черным лицом и телом. Позже такая особенность стала ассоциироваться с сатанинской фигурой, раскрывающей поврежденную природу. Интересный факт: демон на иллюстрациях носит специальный головной убор, который отличается от традиционного тюрбана. Большое распространение в живописи получила сцена изгнания джинна с райского сада.

Этот мифологический персонаж был упомянут в «Шахнаме» — эпической поэме персидского поэта Фирдоуси, ставшей национальным эпосом.

В 1924 году в Государственном тюркском театре состоялась премьера пьесы «Иблис» Гусейна Джавида, причем роль джинна сыграл сам автор. В некотором смысле это произведение стало революционным. Азербайджанский поэт и драматург опроверг сложившееся мнение, что источником бед на земле остается дьявол. Согласно цитате из интервью, Гусейн заметил, что настоящими врагами человечества стали «безжалостные короли», «эмиры, шахи, цари и беки любой страны».

А в 2007 году Рамиз Гасаноглу снял фильм «Жизнь Давида», где описание трагической судьбы поэта продемонстрировано на фоне его произведений. Образ демона, по задумке режиссера, был представлен в нескольких формах. Так, властитель Ада становился то бандитом, то священником, то следователем НКВД. Сыграл же такого неоднозначного персонажа, символ и воплощение вселенского зла, актер Мамед Сафа.

Интересные факты

Цитаты

«Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть — в ладони моего врага»

Источник

Иблис как причина гибели людей от атеистической науки

иблис что это такое. иблис что это такое фото. картинка иблис что это такое. смотреть фото иблис что это такое. смотреть картинку иблис что это такое.

Тысячелетиями и верующие во Всевышнего, и атеисты задавались принципиально важным для человека вопросом: «Если Бог Всемогущ и Милосерден, то почему вся история людей представляет собой трагедию, полную боли, страданий, потерь и смерти?». Периоды мирной жизни и благополучия проходили как иллюзорные проблески счастья народов. Не получив исчерпывающего ответа, атеисты злорадствовали в своем ложном торжестве, считая, что это доказывает отсутствие Творца. Многие верующие же испытывали мучительное недоумение, не понимая внутренние божественные закономерности происходящих событий на этой земле.

Смыслом монотеистических верований – Ислама и христианства – выступает формирование устойчивого мировоззренческого положения о том, что только посредством служения Творцу человеческая личность и общество могут достичь гармоничного развития, то есть избавить себя и умму от перечисленных бедствий. Библия и Коран содержат информацию о том, какая первопричина толкает людей на путь самоуничтожения, страданий и гибели.

Вкратце эту историю можно передать как грехопадение первых людей из-за козней сатаны. Мусульманам она известна как история Иблиса, «ослушавшегося» своего Творца, изложенная в аятах суры «Аль-Хиджр»:

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ (28) فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِنْ رُوحِي فَقَعُوا لَهُ سَاجِدِينَ (29) فَسَجَدَ الْمَلَائِكَةُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ (30) إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَى أَنْ يَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ (31) قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا لَكَ أَلَّا تَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ (32) قَالَ لَمْ أَكُنْ لِأَسْجُدَ لِبَشَرٍ خَلَقْتَهُ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ (33) قَالَ فَاخْرُجْ مِنْهَا فَإِنَّكَ رَجِيمٌ (34) وَإِنَّ عَلَيْكَ اللَّعْنَةَ إِلَى يَوْمِ الدِّينِ (35) قَالَ رَبِّ فَأَنْظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ (36) قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنْظَرِينَ (37) إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ (38) قَالَ رَبِّ بِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الْأَرْضِ وَلَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ (39) إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ (40) قَالَ هَذَا صِرَاطٌ عَلَيَّ مُسْتَقِيمٌ (41) إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلَّا مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ (42 )

(смысл): «И напомни им, о Мухаммад, ту историю, когда сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я создам человека из густой глины, из влажной и изменившейся по цвету и запаху глины. (28)

А когда Я придам ему полный облик человека и вдуну в него душу, которая принадлежит Мне и он станет живым человеком, то падите пред ним ниц, приветствуя его и выражая своё почтение ему!» (29)

И совершили поклон ниц (это было поклоном приветствия и выражением почтения, а не поклоном признания богом или возвеличивания) пред Адамом ангелы все вместе (30), кроме Иблиса, который отказался выполнить веление Господа и быть вместе с совершившими поклон ниц. (31)

Сказал Он (Аллах): «О Иблис! Что с тобой, что ты не оказался вместе с совершившими поклон ниц?» (32)

Сказал (Иблис): «Не подобает мне кланяться ниц перед человеком, которого Ты создал из густой глины, из влажной и изменившейся по цвету и запаху глины». (33)

Сказал Он [Аллах]: «Выходи же отсюда [из Небес]! Поистине, ты – лишенный Моей милости [проклятый]. (34) И, поистине, над тобой пребудет Мое проклятие до Дня Суда!» (35)

Сказал (Иблис): «Господь мой! Дай же мне отсрочку до того дня, когда они [Твои рабы] будут воскрешены». (36)

Сказал Он (Аллах): «Поистине же, ты – из числа тех, кому дана отсрочка до дня, (37) время наступления которого известно Аллаху (дня, когда умрёт все живое)». (38)

Сказал (Иблис): «Господи! За то, что Ты сбил меня, я непременно украшу потомству Адама грехи, что на земле, и непременно собью их всех с истинного пути, (39) кроме тех рабов Твоих, которые искренне покорны только Тебе и ищут только Твоего довольства». (40)

Сказал (Аллах): «Это – прямой путь, ведущий ко Мне. (41) Поистине, рабы Мои – нет у тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой». (42)»

Однако эти аяты сами по себе человеку, не изучавшему Коран досконально, не дают ответ на вопрос о том, почему же джинн совершил такой безнравственный поступок. Для этого обратимся также к известным мусульманам аяту 56 суры «Аз-Зарийат»:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (сура Аз-Зария, 56)

Слова Всевышнего Аллаха означают, что Адам и Иблис сотворены с единой целью – служить Всевышнему посредством поклонения. То есть они равны между собой по смыслу бытия. Однако Иблис выразил категорическое несогласие с этим положением, то есть с равенством Адаму, ибо он осознавал своё преимущество перед первым человеком, так как Аллах сотворил человека из гончарной глины, а джиннов – из чистого огня.

Именно понимание своего исключительного положения дало Иблису повод совершить такой поступок, который вполне соответствовал высшей воле Творца и Его предопределению. То есть мысль о том, что шайтан осмелился ослушаться и выступить против своего Создателя, была бы глубочайшей ошибкой. По нашему мнению, эта история о грехопадении Иблиса представляет собой объяснение истоков диалектической природы Ислама. Иблис – обыкновенный джинн, служащий воле Всевышнего по испытанию людей во время нашего земного бытия.

Поэтому история «ослушания» Иблиса представляет собой глубоко нравоучительную информацию – предупреждение людям в последующие века. Аллах изложил конкретную историю – предупреждение будущим поколениям людей о последствиях поклонения энергии, то есть научной мысли.

По сути, Иблис – это современные учёные, соревнующиеся в научных открытиях для получения миллионных премий. Да, были и будут представители научной сферы, для которых нравственность, забота о благополучии людей выше стремлений заработать славу и деньги (А. Эйнштейн был против разработки атомной бомбы, зная о последствиях её применения).

Однако подавляющее большинство учёных – это атеисты, уверенные в своём иллюзорном могуществе (ибо этот земной мир есть величайшая Иллюзия, сотворенная Аллахом для испытания людей). Они игнорируют волю Всевышнего, требующего «поклонения Адаму», то есть служения всем людям на Земле ради Добра. Наряду с облегчением труда и быта людей учёные создают искусственные продукты, которые губят здоровье человека.

И если взять в целом, то наука с момента своего зарождения служила лени и алчности европейцев. Демографический кризис, выражающийся в падении рождаемости белого человека, трата сотен миллиардов долларов на лекарства и лечение от старых и новых болезней конкретно доказывают, что современные учёные – слуги Иблиса – по-прежнему делают всё, чтобы нанести вред людям.

Но только не тем, кто идёт по пути поклонения Всевышнего Аллаху. Как указано в Священном Коране, нет у Иблиса власти над истинно верующими, ибо они под находятся покровительством Творца. Превышение уровня рождаемости мусульман в 5-10 раз над количеством новорождённых европейцев доказывает, что следование по пути Всевышнего есть единственно истинный вариант развития человечества.

Источник

Иблис: предупрежден – значит вооружен!

иблис что это такое. иблис что это такое фото. картинка иблис что это такое. смотреть фото иблис что это такое. смотреть картинку иблис что это такое.

Иблис – это шайтан из семейства джиннов

Иблис – одно из многочисленных имен шайтанов. Шайтан – термин, используемый для обозначения нечестивцев среди джиннов и людей. В Коране упоминается несколько имен шайтана, который послужил причиной выдворения Адама (да смилостивится над ним Аллах!) из рая. Например: Аль-Адувв, Адуввуллах, Азазиль и Иблис.

Иблис – невидимый человеческому глазу и созданный из огня, который отравляет того, в кого попадает (нар-и семум), является отцом джиннов и шайтанов. При создании в него были вложены желания нафса, по этой причине он возгордился даже находясь среди ангелов, и находящиеся в нем желания обманули его.

По преданиям Ибн Аббаса, Иблис, имевший тогда имя Азазиль, был самым почетным среди ангелов. Он был предводителем группы ангелов, под названием джинны, которые были в ответе за охрану рая. Он обладал большим количеством знаний, это и стало причиной его гордыни и высокомерия.

Вкратце, Иблис – это шайтан из семейства джиннов. Оказался способным к неверию, отказался от земного поклона перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), из чего следует, что он счел неправильным повеление Аллаха, и по этой причине, подвергнувшись проклятию и гневу Аллаха, остался в неверии навеки. С тех пор он и его потомство старается сбить все человечество с истинного пути. Уберечься от их наущений и является главной обязанностью людей.

Поведение Иблиса можно наблюдать и среди людей. Ранее имевший искреннюю веру в сердце, светлый взор и совершавший праведные деяния, бывший достойным среди мусульман, позднее восстает против Всевышнего, взор его покрывается мраком, и люди дают ему нехорошие прозвища. Так, подобно Иблису, теряя достоинство среди мусульман, он терпит ущерб в и этом мире и в следующем.

Передается, что Ибн Аббас сказал:

«Иблис был достойнейшим среди ангелов и из самого большого их племени. Он был стражником рая, а также царство земли и первого уровня неба были даны ему во владения. Таким образом, он счел себя превыше других обитателей небес. И скрыл в своем сердце гордыню, о которой никто не ведал, кроме Аллаха. Когда же Аллах повелел ангелам преклониться перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), его гордыня вырвалась наружу».

Так же и люди, которым было велено совершать земные поклоны, стали достойны почета подобно ангелам, не покорившиеся же, идя на поводу у своей гордыни, подверглись позору.

В хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах!), говорится: «Без сомнения, Аллах повелел Адаму совершить земной поклон, и когда он сразу же совершил его, ему было сказано: «Рай в твоем распоряжении, и твое потомство из тех, кто совершает земные поклоны». Иблису Он также повелел совершить упасть ниц, и когда он ослушался, ему было сказано: «Ты, и те из твоего потомства, кто не будет совершать земные поклоны, будут в огне».

Причиной же того, почему Иблис отзывался на обращение к ангелам является то, что не смотря на то, что природа его создания отличалась от них, он себя уподоблял им и выполнял схожую с ними работу.

Из описаний в Коране мы также видим, что Иблис не только восстал против веления Аллаха, но еще и стал причиной изгнания Адама (да смилостивится над ним Аллах!) и его жены из рая, и таким образом нанес самый большой вред человечеству. Как сказано в Коране:

«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли».

Несмотря на запрет Аллаха, Адам, следуя за наущениями шайтана, вкусил запретный плод, и тем самым не сдержал свое слово. В аяте говорится об этом поступке Адама, и о том, что он не смог оставаться решительным и терпеливым перед наущениями шайтана. Но есть и другое толкование последнего предложения этого аята: «и Мы не нашли у него твердой воли». Потому что в дальнейшем Адам сожалел о содеянном, раскаялся.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах!) передается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ночью вышел из ее дома. Аиша сказала: «Я приревновала его». Через какое-то время он пришел ко мне, заметил, что я ревную и спросил:

– Что с тобой, о Аиша! Ты приревновала меня?

– Что может со мной случиться, разве можно не ревновать такого человека, как ты?

На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил:

– Тебя посетил твой шайтан?

– О, посланник Аллаха, разве рядом со мной есть шайтан?

– Рядом с любым человеком находится шайтан?

– И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?

– Да, но мой Господь помог мне в этом, и он стал мусульманином.

Зная о том, что рядом с каждым человеком находится шайтан, как нам уберечься от него и как спасти себя от его ловушки? В некоторых аятах Корана говорится следующее:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей».

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Источник

Иблис

Смотреть что такое «Иблис» в других словарях:

Иблис — имя шайтана, сатаны, дьявола. В переносном смысле это слово употребляется по отношению к плутам и обманщикам. Слово «иблис» происходит от слова «иблас», которое означает «лишенный какой либо пользы». Согласно аяту Корана 15: 27, Иблис был… … Ислам. Энциклопедический словарь.

иблис — дьявол, сатана, черт Словарь русских синонимов. иблис сущ., кол во синонимов: 3 • дьявол (37) • сатана … Словарь синонимов

ИБЛИС — ИБЛИС, дьявол в исламе … Современная энциклопедия

ИБЛИС — название дьявола в исламе … Большой Энциклопедический словарь

ИБЛИС — (iblîs), в мусульманской мифологии дьявол; в Коране и других текстах употребляется наряду с другим обозначением дьявола аш шайтан. И. постоянно называется «врагом аллаха» или просто «врагом». Мусульманская формула «Прибегаю к аллаху от шайтана,… … Энциклопедия мифологии

ИБЛИС — Диавол, злой дух, склонивший к грехопадению праотцев рода человеческого, по вероучению магометан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Иблис — диавол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главедругих духов. В Коране о падении И. говорится: когда Бог сказалангелам: Я хочу поставить наместника на земле они отвечали: неужелиТебе угодно поставить на земле существо, которое бы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Иблис — Шайтан (араб. شيطان‎‎), Иблис в исламе злой дух, демон, дьявол, неверующий из числа джиннов. Содержание 1 Этимология 2 Происхождение 3 Изображение … Википедия

ИБЛИС — в исламе ангел, противопоставивший себя Аллаху. В нескольких местах Корана сообщается, что, когда Бог создал Адама из глины и вдохнул в него свой дух, все ангелы пали пред ним ниц, кроме Иблиса, гордость которого была слишком велика. Господь… … Энциклопедия Кольера

иблис — название дьявола в исламе. * * * ИБЛИС ИБЛИС, название дьявола (см. ДЬЯВОЛ) в исламе. В Коране (см. КОРАН) и других исламских текстах название иблис употребляется наряду с аш шайтан. Согласно Корану, сначала был ангелом, но отказался по приказу… … Энциклопедический словарь

Источник

ИБЛИС

Смотреть что такое «ИБЛИС» в других словарях:

Иблис — имя шайтана, сатаны, дьявола. В переносном смысле это слово употребляется по отношению к плутам и обманщикам. Слово «иблис» происходит от слова «иблас», которое означает «лишенный какой либо пользы». Согласно аяту Корана 15: 27, Иблис был… … Ислам. Энциклопедический словарь.

иблис — дьявол, сатана, черт Словарь русских синонимов. иблис сущ., кол во синонимов: 3 • дьявол (37) • сатана … Словарь синонимов

ИБЛИС — ИБЛИС, дьявол в исламе … Современная энциклопедия

ИБЛИС — название дьявола в исламе … Большой Энциклопедический словарь

ИБЛИС — (iblîs), в мусульманской мифологии дьявол; в Коране и других текстах употребляется наряду с другим обозначением дьявола аш шайтан. И. постоянно называется «врагом аллаха» или просто «врагом». Мусульманская формула «Прибегаю к аллаху от шайтана,… … Энциклопедия мифологии

ИБЛИС — Диавол, злой дух, склонивший к грехопадению праотцев рода человеческого, по вероучению магометан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Иблис — диавол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главедругих духов. В Коране о падении И. говорится: когда Бог сказалангелам: Я хочу поставить наместника на земле они отвечали: неужелиТебе угодно поставить на земле существо, которое бы… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Иблис — Шайтан (араб. شيطان‎‎), Иблис в исламе злой дух, демон, дьявол, неверующий из числа джиннов. Содержание 1 Этимология 2 Происхождение 3 Изображение … Википедия

иблис — название дьявола в исламе. * * * ИБЛИС ИБЛИС, название дьявола (см. ДЬЯВОЛ) в исламе. В Коране (см. КОРАН) и других исламских текстах название иблис употребляется наряду с аш шайтан. Согласно Корану, сначала был ангелом, но отказался по приказу… … Энциклопедический словарь

Иблис — название Дьявола в исламе … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *