ибо по тому узнают что вы мои ученики
Узнают ли, что мы Его ученики?
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою» (Ин. 13, 35). Слова, которые не могут не заставить нас задуматься. О нас самих и о сегодняшнем дне нашей Церкви. Полагаю, что задуматься мы должны серьезно, ответственно и без страха.
Возможно ли сегодня узнать в нас Его учеников – вот по этому признаку, Самим Спасителем обозначенному как главный?
Мой ответ неоднозначен, биполярен. За десять лет в Церкви я встретила столько прекрасных, истинно любящих, самоотверженных людей, сколько не встретила бы, наверное, и за сто лет вне церковной ограды. От церковной бабушки до митрополита, от мальчика-семинариста до престарелого, много битого советской властью протоиерея. Все эти люди помогали мне жить. Оказавшись в Церкви – сначала как прихожанка, затем уже и как работник епархиального отдела, церковный журналист, – я обрела, наконец, для себя ту среду, в которой нуждалась всю предыдущую жизнь. А одна моя знакомая, не будучи человеком воцерковленным, не очень понимая, что есть Православие и Церковь, пришла в епархиальный отдел работать по своей технической специальности. И долго пребывала в радостном недоумении: «Неужели такие люди еще бывают? Я только с ними осознала, сколько во мне злого».
Всё это говорит о том, что завет Христов в сегодняшней Церкви не забыт и не потерян, но – это один полюс, а теперь о другом.
Почему в Церкви сегодня столько людей травмированных, измученных хроническим стрессом, находящихся в сложной, даже критической душевной ситуации? Почему так распространены конфликты, обиды? Почему столько незаживающих ран?
Для начала хотя бы ценить человека и то, что он делает – уже неплохо
Почему мы так часто друг друга не ценим? Ценить – это не то, что любить, верно. Но для начала хотя бы ценить человека и то, что он делает – уже неплохо. Поверьте, здесь нет никакой личной жалобы: меня-то как раз ценят, и благодарность за свою работу я чувствую. Но именно эту печальную ситуацию – когда человека просто не ценят, того, что он делает, как бы и не замечают – я наблюдала не раз и не два. Причина такого отношения к человеку заключается, на мой взгляд, в том, что человек этот, в сане он будь или не в сане, никуда из Церкви не денется. За него не нужно держаться, поэтому его можно не беречь. Вот так же мы подчас относимся к своим близким: как к людям, которые все равно никуда от нас не денутся. Поэтому с ними можно не церемониться, расслабиться, разрядить раздражение и усталость; поэтому их совершенно необязательно благодарить за то, что они для нас делают. Другое дело – друзья: они терпеть не станут. Поэтому с ними мы куда обходительнее. При этом мы всегда готовы заверить себя и других в том, что близких своих мы на самом деле любим, и никакие друзья никогда с ними не сравнятся. Ну да, срываемся, взрываемся, рычим, повизгиваем, но ведь любим же. И в Церкви нередко срабатывает тот же стереотип: да люблю я их всех (хор, клир, отдел, приходской актив и т.д.), люблю! Ну, сорвался, ну, завелся на пустом месте, сделал из мухи слона, из мелкого промаха преступление, из легко разрешимой проблемы катаклизм, ну и что такого – рабочий момент. То ли еще в нашей истории бывало. Вы слышали про игумена Н-ского монастыря. Что я на его фоне. Вот и успокойтесь. Всё равно мы все друг друга любим, как Христос нам завещал…
Но любовь не есть голословное утверждение. Любовь есть подвиг ради ближнего. Подвиг состоит в том, чтобы видеть в ближнем – и в первую очередь в младшем, подчиненном, зависимом от тебя! – человека, личность, а не функцию; чтобы всякий раз ставить себя на его место; вникать в его ситуацию…
Но главное даже не это. Это ведь не только для православных, это для всех нормальных людей правило. А христианин должен видеть в ближнем своем, прежде всего, – христианина. Он должен любить, ценить, почитать и беречь его – именно за веру. За то, что он выбрал Христа, выбрал Церковь. Мы ведь живем в языческом окружении! Нас меньшинство. И всегда будет меньшинство, не зря же Христос назвал нас малым стадом. Исходя из этого, нам каждого своего человека беречь надо, как зеницу ока.
Мало у кого получится «видеть христианина» в каждом врущем певчем, непослушном послушнике
Да, кто-то, прочитав, скажет: у вас совершенно идеалистический, нереальный подход. А в реальности есть работа, есть служба, есть серьезная ответственность и строгие требования; а исполнители, как правило, крайне несовершенны. Мало у кого тут получится быть сущим ангелом и «видеть христианина» в каждом врущем певчем, неаккуратном алтарнике, нерадивом помощнике, невнимательном новостнике, непослушном послушнике и т.д. Так что не осуждай начальствующих, больших или маленьких…
Я не осуждаю, я как раз могу понять и простить человека, просто не выдержавшего нагрузки, не вынесшего своей собственной ответственности за всех и вся – и в какой-то момент сорвавшегося. Особенно ценю тех из них, кто находит в себе силы нажать на тормоза и даже попросить потом прощения у своего – пусть виноватого – подчиненного. Но как часто эти срывы в гнев бывают вызваны вовсе не ошибками и недостатками ближних, коллег или подчиненных. Разумная и необходимая строгость не имеет ничего общего с раздражительностью, вспыльчивостью, эгоцентричностью и т.д. Весь этот букет заставляет человека искать повода для разрядки. Разрядки того, что скопилось внутри, а это скопившееся в нас – вовсе не от любви. И тут, конечно, нельзя кивать на одних начальников, нужно почаще оглядываться на себя, потому что ответственность за Церковь – да, за Церковь, за то, как исполняются в ней Христовы заповеди – на нас точно такая же, как на них, как ни странно это для многих из нас звучит.
Церковь, по замыслу Божию, есть не система, а семья
Об отношении нашем друг к другу надо помнить, думать и без опасений говорить. Нас отвлекают от этого – по сути, от главного! – наши текущие задачи и проблемы. Их всегда много. В апостольские времена не было всего того, чем занимаются сегодня настоятели, клирики и штатные работники храмов, епархиальные управления и отделы, церковные издательства и т.д.; не было планов, отчетов, бухгалтерских смет, юридических процедур, не было этой большой и многообразной надстройки над базисом. Нас, сегодняшних, эта надстройка от базиса отвлекает, можно сказать, дезориентирует, постоянно создавая свои «рабочие» ситуации, свою систему отношений, не совсем, мягко говоря, апостольскую. Плюс к тому, неизбежная рутина утомляет, а многих просто совершенно выматывает. Но тем внимательнее нам нужно быть, тем глубже жить, тем тверже помнить: Церковь, по замыслу Божию, есть не система, а семья. Семья, в которой, безусловно, есть старшие и младшие, есть та иерархия, без которой и обычная человеческая семья не устоит; но в которой невозможно обезличивание человека, безразличие к его чувствам, к его личной ситуации.
Впрочем, и с чисто рабочей точки зрения все то, что не от любви – повышенный тон, жесткий напор на человека, наказание его стрессом, унижением – наихудший способ решения проблемы. Спокойный братский, сестринский, отеческий тон, доверие к человеку, поддержка его усилий, нормальное обсуждение возникшей проблемы – «Давайте вместе подумаем, почему у нас с вами не получается» – все это дает куда лучший результат. При таком подходе силы объединяются, чье-то неумение или природные недостатки компенсируются, ошибки становятся куда менее вероятными, потому что люди смотрят на ситуацию с разных сторон и уравновешивают друг друга. А когда человек оставлен со своими трудностями наедине, да к тому же истощен затяжным стрессом, и корвалол ему уже не помогает, и никто его не жалеет… Такой человек поневоле становится не очень хорошим работником. И по этой причине еще больше получает, и тут уже – замкнутый круг…
Общее место, все это знают? Теоретически – да, все. А на практике мы, видимо, не очень хорошо умеем выстраивать внутри себя иерархию значений, не всегда отличаем первичное от вторичного, главное от неглавного. Вот слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34), – и они суть наше главное (часть нашего главного, если быть точнее). Всё остальное – важно, да, но второстепенно.
К смирению нужно принуждать себя самого, а не других
Мы склоны впадать в максимализм и рассуждать по принципу: «Если ты действительно верующий, никакие обиды в Церкви тебе не страшны». На самом деле – страшны, и еще как. Человек в Церкви очень уязвим, беззащитен: он ведь не со сжатыми кулаками в нее пришел, не с готовыми к бою локтями, не место под солнцем себе отвоевывать, а – верить, любить, служить. Открытый пришел, с доверием, с очень большими и совершенно оправданными на самом деле ожиданиями. Потому защищаться не готов. Это во-первых. Во-вторых, каждый из нас знает уже на собственном опыте, что вера и возрастание в вере – это тяжелый труд, это, по чьему-то удачному сравнению, бег вверх по эскалатору, едущему вниз. Наша взаимная любовь – это единственная реальная поддержка, которую мы можем друг другу оказать. Без этой поддержки человек изнемогает, и у него возникают серьезные духовные проблемы – проблемы веры. Это мне тоже доводилось наблюдать – когда в неокрепшем еще духовно, но уже серьезно травмированном человеке вера слабела и гасла. И нет, поверьте, ничего хуже, чем пытаться лечить такого человека псевдоблагочестивыми поучениями: «Если ты христианин, ты должен смириться с тем, что к тебе так отнеслись; ты должен помнить, что по грехам своим не того еще достоин». К смирению нужно принуждать себя самого, а не других; а вылечить от нелюбви можно только любовью.
Наконец, нам нужно помнить о дядюшке Баламуте, племяннике его Гнусике и тех их сродниках, имя которым легион. Тем, кто сомневается в полезности книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма Баламута» для православного христианина, могу сообщить, что мне ее в свое время дал почитать хорошо известный посетителям этого сайта игумен Нектарий (Морозов). В этой книжке старый бес Баламут подробно инструктирует своего племяша, обучая его искусству расставления ловушек для человеческих душ, и самые опасные ловушки ставятся именно там, где человек делает шаг к Врагу бесов, Богу. Странно было бы предположить, что эта шустрая публика не крутится денно и нощно вокруг людей Церкви, не изобретает для них все новые и новые, отвечающие духу времени ловушки. «За мирянином один бес ходит, за священником десять, за монахом пятьдесят, а за епископом сто» – это тоже, наверное, близко к истине. Бес не сильнее человека, если человек с Богом; но вот тут-то и встает перед нами вопрос, всегда ли, во всем ли мы с Ним.
Здесь, конечно, не только об отношениях меж начальниками и подчиненными нужно говорить, но и об отношениях внутри приходской общины, о том, существует ли эта община в реальности – или люди, годами ходящие в один и тот же храм, остаются друг другу чужими. Неплохо бы здесь напомнить и о лишних строгостях, замечаниях, придирках, одергиваниях, жертвами которых становятся люди в некоторых монастырских и не только монастырских храмах… Но я боюсь уйти в сторону, в чащу несколько иных уже проблем. Мне кажется, что в любой ситуации важно помнить: всё, что сказано Христом, сказано настолько же для нас с вами, насколько для Его непосредственных учеников. И какой будет Его Церковь, насколько она будет соответствовать своему предназначению – зависит от каждого из нас, кем бы этот каждый ни был: священником или мирянином, семинаристом или архиереем, игуменией или ученицей воскресной школы.
«Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9, 50).
35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Эта любовь в духе Христовом пусть служит отличительными признаком истинного последователя Христова (ср. 1 Ин. 3:10[318]). Конечно, этим не отрицаются и другие признаки истинного ученика Христова — вера и добрые дела, тем не менее несомненно, что в писаниях Апостола Иоанна все эти остальные добродетели подводятся под одно и то же понятие — любви (1 Ин. 3:10; Откр. 2:4[319]), подобно тому, как и у Апостола Павла любовь признается совокупностью совершенства (Кол. 3:14[320]). Но эта любовь, чтобы быть любовью в духе Христовом, должна быть свободной от всякой партийности и нетерпимости по отношению к людям, не исповедующим нашей веры. Нужно, конечно, начинать с любви к людям, нам родным по духу и происхождению, но затем идти все дальше и дальше в расширении сферы любви, которая должна непременно возвыситься до степени любви ко всем людям, даже и к нашим врагам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Если об этом узнают?
Если об этом узнают? Мастерить было страстным увлечением Удо. Из-за этого он часто забывал выполнить школьное домашнее задание. Он самостоятельно смонтировал в доме устройство-звонок, соединенное с кнопкой при входе. Он даже собирался отремонтировать швейную машинку
Ученики узнают Христа
Ученики узнают Христа В 24-й главе Евангелия от Луки есть один удивительный эпизод. Христос уже был распят и уже воскрес, Он даже явился некоторым ученикам, но остальные всё еще сомневались в рассказах об этом. Для них всё закончилось: Учителя убили, Царство Божие так и не
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. На предложение
22. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. 23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благо
22. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. 23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где
43. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
43. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Христос не хочет вступать с иудеями в пререкания по поводу Своего таинственного происхождения: эта тайна могла
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Иудеи поняли слова Христа в том смысле,
35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?
35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти? Слова Христа об
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Апостолы должны сохранять
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. 19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас ибо уста Господни
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. 19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет
XVIII. «Не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если на привлечет его Отец, пославший Меня» Ин.6:43–44
XVIII. «Не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если на привлечет его Отец, пославший Меня» Ин.6:43–44 Сколько душ, усердно, кажется, стремящихся ко Христу и, однако, не находящих в себе полной веры в Него! Постоянно их тревожат сомнения, многого они никак не могут
20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; (Лк. 17:6). Речь Христа нельзя понимать в буквальном смысле. Эта речь
21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; (Мк. 11:22, 23). Замечательно, что в Своем ответе ученикам Спаситель ни
50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, (который бы видел,) но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52. эт
50. если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, (который бы видел,) но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою. 51. И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между
11. Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов;
11. Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; Мысль Иакова, что сыновья его могут заслужить расположение
Ученик Иисуса Христа
..если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. Ин.8,31
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Ин.13,35
Учение Иисуса Христа
..если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ин.8,31–32
И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его. Мф.7,28
И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях. Мк.12,38
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога. 2Ин.1,9
Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Лк.10,16
Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа. Флп.1,18–19
..идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Мк.1,17
..всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Мф.3,10
Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мк.2,21
…для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Мк.4,21
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Мф.11,28
..замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мк.4,24
Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Мк.4,25
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф.4,19
Кто не со Мною, тот против Меня. Мф.12,30
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Мф.13,15
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Мф.5,17
И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мф.9,16
Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. Мф.9,17
..всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. Мф.13,15
Бог не есть Бог мёртвых, но живых. Мф. 22,32
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. Мк.4,22
Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. Мк.2,22
Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. Мк.3,24
..если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Мк.3,26
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф.28,19–20
Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. Ин.12,46
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Ин.15,3
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Ин.15,16
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Ин.15.4
Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Ин.15,17
Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Ин.18,20
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ин.21,25
Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Ин.7,16–17
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
От Иоанна 13 глава
Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Комментарии Баркли
ЦАРСТВЕННОСТЬ СЛУЖЕНИЯ (Ин 13:1−17)
Мы должны рассмотреть этот отрывок всесторонне, но сначала давайте посмотрим на него целиком. Мало других случаев в Евангелиях так открывают истинный характер Христа и Его любовь, как этот случай. Когда мы подумаем, Кем Иисус мог бы быть и что мог бы сделать, величайшее чудо того, Кем Он был и что делал, становится близким и понятным для нас.
1. Иисус знал, что все отдано в руки Его. Он знал, что час Его унижения близок, но знал также, что близок и час Его прославления. Такого рода знание могло бы исполнить Его чувством гордости, а Он при таком сознании силы и славы, которые принадлежали Ему, умыл ноги ученикам. В момент, когда в Нем могла бы проявиться самая высокая гордость, в Нем проявилось самое высокое смирение. Любовь всегда такова. Когда, к примеру, кто-то заболевает, любящая его душа готова оказывать ему самые непривлекательные услуги и делать это с величайшим удовольствием, потому что такова любовь. Иногда людям кажется, что они слишком важны для того, чтобы исполнять какие-нибудь низкие услуги. Иисус не был таким, и хотя знал, что Он Господь всех и всего, умыл ноги ученикам.
2. Иисус знал, что Он от Бога пришел и к Богу отходит. У Него могло бы быть известное презрение к людям и миру. Он мог бы подумать, что Его дело на земле окончено, и теперь Он уже на пути к Богу. Но именно тогда, когда Бог был к Нему особенно близок, Иисус достиг глубин и крайних пределов служения людям. На праздничных пирах рабы умывали ноги гостям. Ученики раввинов прислуживали учителям, но такое служение не пришло бы никому в голову. В Иисусе же замечательно то, что Его близость к Богу не только не отдаляла Его от людей, а наоборот приближала Его к ним. Всегда верно, что тот, кто ближе к Богу, ближе и к людям.
Существует легенда о Франциске Ассизском, в которой говорится, что в юности своей он был весьма богат, и только самое лучшее было достаточно хорошим для него. Во всех отношениях он был аристократ из аристократов. Но ему было не по себе и в душе у него не было покоя. Однажды, проезжая за городом на коне, он увидел прокаженного. Этот человек был весь в ранах и струпьях, и представлял собой ужасное зрелище. В другое время брезгливый Франциск отвернулся бы от него с презрением и отвращением, уж слишком ужасным был вид этого остатка человека, но на этот раз что-то оборвалось в душе Франциска. Он сошел с коня, подошел к прокаженному и обнял его, и в этот момент тот предстал пред ним в образе Иисуса Христа. Чем ближе мы к страдающему человечеству, тем ближе мы к Богу, и наоборот.
3. Иисус знал, что скоро Он будет предан. Такое знание могло вызвать в Нем обиду или даже ненависть, но случилось обратное — сердце Иисуса горело еще большей любовью. Чем больше Ему причиняли боль, чем больше Его унижали и издевались над Ним, тем больше Он любил. Естественно возмущаться злом и огорчаться в ответ на обиды, но Иисус встречал самые ужасные оскорбления, обиды и даже предательство с глубочайшим смирением и любовью.
ЦАРСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ (Ин 13:1−17 (продолжение))
Но здесь, мы видим, сказано не все. Если мы посмотрим на описание этой вечери Лукой, мы найдем такую Фразу: «Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк 22:24). Даже тогда, когда Крест был уже виден, ученики спорили еще о первенстве и авторитете.
Возможно, что именно этот спор и понудил Иисуса поступать так, как Он поступил. Дороги Палестины были не мощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой; это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо предохраняла от пыли и грязи дорог, и потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям. В собрании друзей Иисуса в тот памятный вечер не было слуг, и потому услуги, которые обычно в богатых домах оказывали слуги, они разделяли между собою. Весьма возможно, что в тот вечер, они так увлеклись своим состязанием, кто из них будет большим в Царстве Иисуса, что никто не позаботился о том, чтобы была вода и полотенце для омовения ног у входа в горницу. И потому Иисус Сам поправил это упущение самым ярким и наглядных образом.
Он сделал Сам то, к чему никто из них не был готов, и тогда сказал: «Видите, что Я сделал? Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно есть то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Это должно заставить нас задуматься. Как часто, даже в церквах, возникают неприятности из-за того, что кому-то не дали того места, которого он желал. Как часто даже высокопоставленные служители обижаются, когда им не дают тех почестей, которых требует по их мнению их положение. Здесь урок, что есть только один вид величия: величие служения. Мир полон людей, которые отстаивают свое достоинство в то время, как они должны были бы стоять на коленях у ног своих братьев. Во всех отраслях жизни жажда первенства и нежелание подчинения нарушают порядок вещей. Игрока только один раз не допустили до игры, и он не желает больше играть. Полного надежд политика обошли, не дав ему того места, на которое он думал, что имеет право, и он отказывается принимать место ниже. Член хора не получил желанного соло — и отказывается вообще петь.
В каждом обществе случается, то кто-то при малейшем невнимании к нему либо взвивается во гневе, либо ходит надутый несколько дней подряд. Всякий раз, когда нам захочется думать о нашем достоинстве, авторитете и положении, давайте вспомним Сына Божьего, препоясанного полотенцем, на коленях у ног Своих учеников. Воистину велик тот, кто обладает этим особым смирением, которое делает его одновременно слугой и царем. В произведении «Любимый капитан» Дональда Ханки есть такой замечательный отрывок, в котором описано, как любимый капитан заботился о своих подчиненных после похода:
«Мы знали инстинктивно, что он наш старшина — человек из лучшего материала, чем мы, «кто-то» по праву. Я думаю, что поэтому он мог быть скромным, не теряя своего достоинства. А он был действительно скромным, если можно так выразиться, и я думаю, что можно. Ни одна наша беда не была настолько малой, чтобы он не мог заняться ею.
Когда мы начали ходить в походы, и наши ноги были истерты в кровь и покрыты волдырями, можно было подумать, что это были не наши ноги, а его, так чутко он заботился о них. Конечно, после каждого похода нам проверяли ноги. Так уж полагалось, но у него это не было просто навыком. Он приходил к нам в комнату, и если у кого болели ноги, он склонялся перед тем человеком на колени и внимательно рассматривал израненные от похода ноги, как будто бы он был врач, а потом приписывал лекарства, которые тут же приносились сержантом. Если волдырь нужно было проколоть, он чаще всего брался за это сам, и при этом заботился о том, чтобы это было сделано чистой иголкой, чтобы не занести в рану грязи. Он просто считал, что наши ноги важная вещь, и знал, что сами мы не очень осторожны со своими ногами. Что-то Христово было в этом его обращении с нами, и мы любили и уважали его еще больше».
Именно такого человека, который склоняется вниз, как Христос, люди любят и почитают как царя и памяти о нем не дают умереть.
НЕОБХОДИМОЕ ОМОВЕНИЕ (Ин 13:1−17 (продолжение))
Мы уже видели раньше, что в словах евангелиста Иоанна всегда нужно искать два значения: первое — важное, второе — еще более важное. Внешне этот эпизод — явный, незабываемый урок смирения, но тут есть еще кое-что. Здесь есть одно довольно трудное положение. Сперва Петр отказывается позволить Иисусу мыть его ноги, но Иисус говорит ему, что, если он не позволит Ему умыть его ноги, он не будет иметь части с Господом. После этого Петр просит умыть ему не только ноги, но и руки и голову. Иисус же отвечает, что достаточно, чтобы только ноги были умыты. Это предложение, у которого несомненно два значения, звучит так: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» (13:10).
Несомненно, здесь есть намек на христианское крещение. Слова «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» можно тоже выразить так: «Без крещения человек не участвует в Церкви». Обычай был такой, что если человек умылся дома, перед уходом в гости, ему нужно умыть только ноги. Но это значение внешне, а внутреннее, более глубокое, говорит, что только омытые входят в дом. Поэтому Иисус и говорит Петру: «Ты нуждаешься не в обычном омовении тела, которое и сам можешь совершить, но нуждаешься в том особом омовении, которое откроет тебе доступ в дом веры». Этим объясняется и другое, а именно, что когда Петр отказался дать Иисусу умыть ноги, Иисус сказал ему: «Ты не дашь Мне умыть ноги тебе? Знай, что без этого ты потеряешь все».
В Церковь вступают путем крещения, то есть омовения перед входом. Это не значит, что человек не будет спасен, если он не крещен (как, например, разбойник на кресте), но это значит, что если человек имеет возможность крещения, он должен засвидетельствовать свою веру во Христа — своего Спасителя.
ПОЗОР НЕВЕРНОСТИ И СЛАВА ВЕРНОСТИ (Ин 13:18−20)
В этом отрывке ударение ставится на три вещи.
1. Явная жестокость неверности Иуды изображена в красках, которые особенно понятны восточному уму. Иисус говорит знакомые всем слова из псалма: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10). На востоке есть с кем-то хлеб было признаком дружбы и актом верности. В 2Цар 9:7,13 говорится о том, как Давид дает Мемфивосфею, сыну Ионафана (сыну Саула) «есть хлеб за его столом», в то время, как мог легко уничтожить его, как потомка Саула. В 3Цар 18:19 говорится о том, как пророки Ваала ели хлеб у стола Иезавели. Если человек, который ел хлеб за столом друга, который доверял ему, предавал его — это считалось актом крайней подлости. Такого рода предательство псалмопевец считал самой горькой обидой и мы читаем: «Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною — от него я укрылся бы, но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой» (Пс 54:12−14). В мире все еще живет эта острая боль обиды, когда близкий человек проявляет душераздирающую неверность, и многим эта боль хорошо знакома. Само выражение «поднял на меня пяту свою» говорит о жестокости и в иудейском языке всегда употреблялось для описания жестокости. В этом отрывке нет гнева со стороны Иисуса, только глубокая печаль, последний призыв к Иуде и обнажение раны, которую тот нанес сердцу Иисуса.
3. Этот отрывок подчеркивает не только боль и горечь предательства, но и славу верности. Придет день, когда вот эти самые ученики понесут весть Иисуса Христа во все концы мира. Делая это, они будут не более и не менее, как представителями Самого Бога. Посол не идет от себя, как частное лицо, вооруженный только своими собственными способностями и качествами, но идет, неся славу и честь своей страны на себе. Слышать его, значит слышать его страну, отдавать честь ему, значит отдавать честь его стране. Приветствовать его, значит приветствовать его страну и правителя, который послал его. Великая честь и великая ответственность христианина в том, что Он представляет в мире Иисуса Христа. Мы говорим о — Нем и действуем в Нем и для Него.
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ ЛЮБВИ (Ин 13:21−30а)
Когда мы мысленно представляем себе эту сцену, некоторые явления в ней ярко выступают и привлекают наше особое внимание.
Предательство Иуды показано во всем его уродстве. Он был, надо полагать, великолепным актером и искусным обманщиком. Одно ясно, если бы другие ученики знали о намерении Иуды, он не покинул бы горницу живым. По-видимому, все время хождения с ними он разыгрывал роль милого и верного ученика, обманув всех, кроме Иисуса. Иуда был не только наглым злодеем, но был также вкрадчивым лицемером, и здесь для нас предупреждение: своим внешним поведением мы можем провести людей, но не сможем ничего утаить от всевидящего ока Христа.
Но здесь не только это, и если мы правильно понимаем, что происходило, мы увидим, что Иисус снова и снова, призывал Иуду одуматься. Обратим внимание на то, как иудеи рассаживались у стола. Они фактически не сидели, а полулежали. Стол был сделан из одного низко поставленного толстого куска дерева, а вокруг него были своеобразные кушетки. Стол не был прямоугольным, но имел форму подковы и местом хозяина был центр этого стола. Гости полулежали на левом боку, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку для еды. В таком положении голова каждого гостя была почти на груди у соседа слева. Иисус сидел на месте хозяина в центре низкого стола, а ученик, которого Он любил, сидел, по-видимому, по правую сторону Его, потому что когда он оперся на свой локоть, его голова оказалась против груди Иисуса.
Ученик, которого любил Иисус, никогда не называется по имени. Некоторые богословы думали, что это был Лазарь, так как о Лазаре сказано, что Иисус любил его (Ин 11:36). Другие думали, что это был богатый юноша, о котором тоже сказано, что «Иисус полюбил его» (Мк 10:21) и который, будто, в конце концов, решил пойти за Иисусом; третьи предполагали, что это был еще какой-то неизвестный ученик, который был особенно близок Иисусу, а четвертые вообще придумали, что эта личность не была реальной, но идеальной картиной того, каким должен быть подлинный ученик. Но преобладает мнение, что этим учеником был сам евангелист Иоанн. Этого мнения придерживаемся и мы.
Но что заслуживает особого внимания, так это место, которое занимал у стола Иуда. Весьма возможно, что Иисус мог говорить с ним прямо и лично и так, что другие не могли их слышать. Если это было так, тогда только одно место могло быть занято Иудой — с левой стороны от Иисуса, и тогда точно так, как голова Иоанна склонялась к груди Иисуса, голова Иисуса склонялась к груди Иуды. Показательно то, что место с левой стороны от хозяина было самым почетным и давалось самым близким друзьям. Когда ужин начался, Иисус, надобно полагать, сказал Иуде: «Иуда, сиди возле Меня сегодня, Мне хочется лично поговорить с тобою». Само это приглашение сесть близко было уже призывом, обращением к совести.
Но это не все. Предложение хозяина принять из его руки особо лакомый кусочек тоже было знаком близкой дружбы. Когда Вооз хотел показать Руфи, насколько он уважает ее, он предложил ей обедать со жнецами и сказал: «Ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус» (Руфь 2:14). Арабы имеют обычай отрывать самый жирный кусок баранины и давать его почетному гостю, что не всегда бывает приятно европейцу, но принимается из вежливости в сознании, что это знак дружбы. Когда Иисус подал кусок Иуде, это тоже было знаком особой дружбы, но ученики даже тогда не обратили на это внимания. Значит, они так привыкли, что Иисус ласково обращается с Иудой, что и в данном случае не придали этому никакого значения. Иуда всегда пользовался дружбой и любовью Господа.
Трагично, что после повторных воззваний к темному сердцу Иуды, предатель оставался твердым в своем решении и не изменил его. Упаси нас Бог от такого равнодушия к призывам любви.
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ ЛЮБВИ (Ин 13:21−30а (продолжение))
Итак, трагедия разыгралась, несмотря на то, что Иисус повторял Свой призыв, проявляя ласку и нежность в попытке спасти его от того, что он задумал сделать. И тогда наступил решающий момент. «Иуда, что делаешь, делай скорее», — сказал Иисус, зная, что бесполезно откладывать дальше. К чему продолжать бесполезные призывы в атмосфере возрастающей напряженности? Если уж должно это совершиться, пусть скорее совершится.
Ученики же все еще не знали, что происходит, и подумали, что Иисус послал Иуду кое-что купить к ужину, или чтобы он дал что-нибудь нищим. Обычай требовал, чтобы те, у кого было всего в достатке, делились с теми, кто не имеет ничего, и в это время праздника люди больше, чем в любое другое время, делились с бедными. Поэтому ученики подумали, что Иисус послал Иуду дать что-нибудь из его ящика нищим, чтобы и они могли попраздновать Пасху, как все другие.
Когда Иуда принял от Иисуса кусок, сатана вошел в него. Страшно подумать, что то, что было зовом любви, обернулось двигателем ненависти. Но так действует диавол. Он может взять прекраснейшую весть и исказить ее так, что она сделается исчадием ада. Он может превратить любовь в страсть, святость в тщеславие, воспитание в садистскую жестокость, привязанность в бесхребетное самодовольство. Мы должны быть бдительными, чтобы и в нашей жизни диавол не использовал прекрасное в своих низких целях.
Иуда вышел, а была ночь. Была ночь, потому что день пришел к концу, но это не единственный смысл слова ночь в данном случае. Тут была ночь другого порядка. Ночь наступает для человека всегда, когда он уходит от Христа, преследуя свои личные цели. Ночь всегда наступает, когда человек прислушивается к злому, вместо того, чтобы откликаться на призывы доброго. Ночь наступает, когда ненависть гасит свет любви. Ночь наступает, когда человек отворачивается от Иисуса Христа.
Когда мы послушны Христу, мы ходим во свете, но как только мы отворачиваемся от Него, мы вступаем во тьму. Перед нами два пути — во свет и во тьму. Бог даст нам мудрость избирать правильно, ибо мы знаем, что в темноте человек может легко заблудиться.
Комментарий ко второй половине стиха 30 смотрите в следующем разделе.
ЧЕТЫРЕХКРАТНАЯ СЛАВА (Ин 13:30б-32)
В этом отрывке четырехкратное прославление.
1. Прославление Иисуса наступило. Напряжение прошло, Иуда вышел, и Крест стал неизбежностью. Крест был Его прославлением. Здесь мы снова стоим лицом к лицу с вечной истиной, что слава приходит к тому, кто жертвует собой. В любом сражении высшая слава принадлежит не тем, кто пережил его, а тем, кто отдал жизнь свою в нем. В медицинской профессии помнят не тех врачей, которые разбогатели, а тех, которые пожертвовали собой ради исцеления других. История преподает простой урок: те, которые жертвовали собой, удостоились высшей славы.
2. Иисус прославил Бога. Послушанием Своим Он прославил Отца. Только послушанием человек может доказать своему лидеру, что он уважает, любит и доверяет ему; послушанием, если нужно, и до смерти. Только послушанием ребенок показывает, что он уважает своих родителей и любит их. Иисус отдал высшую честь и славу Своему Отцу тем, что был послушен до смерти.
3. Бог прославился в Иисусе. Нам может показаться странным, что высшая слава Бога явилась в Его воплощении и Распятии. Нет ничего более славного, чем быть любимым. Если бы Бог держался отчужденно, невозмутимо и равнодушно, и не был бы тронут скорбями и болями человека, люди боялись бы Его, и может быть, восхищались Им, но они никогда не полюбили бы Его. Закон самопожертвования не только земной закон, но и небесный. Через воплощение и Распятие на кресте высшая слава Бога проявила себя вполне.
4. Бог прославит Иисуса. Это другая сторона происходящего. В тот момент Крест был славою Иисуса, но Его ожидало больше, перед Ним было еще Воскресение и Вознесение, а затем и полное и окончательное торжество, о котором Новый Завет говорит, как о Его Втором Пришествии. На Кресте Иисус нашел Свою собственную славу, но наступит и уже наступает день, когда весь мир, вся вселенная увидит Его славу. Возвышение Христа должно было прийти после Его унижения, и воцарение после Распятия, терновый венец должен стать венцом славы. Сейчас — путь ко Кресту, но впереди торжество Царя, которое увидит весь мир.
ПРОЩАЛЬНАЯ ЗАПОВЕДЬ (Ин 13:33−35)
Иисус произнес Свою последнюю заповедь перед учениками. Время было коротко и было важно, чтобы они услыхали Его голос именно тогда, потому что Он уходил от них в путь, в который они не могли пойти с Ним. Он вступал на дорогу, по которой должен был пойти один, но прежде, чем покинуть их, Он дал им заповедь, чтобы они любили друг друга так, как Он любил их. Что это означает для нас, и для наших отношений с ближними? Как любил Иисус Своих учеников?
1. Он любил их самоотверженно. Даже в самой благородной человеческой любви всегда остается элемент эгоизма. Может быть несознательно, но мы часто думаем о собственной выгоде. Мы думаем о счастье, которое можем получить, или об одиночестве, которое постигнет нас в случае, если нас разлюбят. Слишком часто мы спрашиваем себя: «Какая польза мне от этой любви?» Как часто в подсознании сидят поиски личного и желание не столько дать, сколько получить. Но Иисус никогда не искал Своего. Его единственным желанием было отдать Себя ради тех, кого Он любил.
2. Иисус любил учеников жертвенно. Не было предела тому, что Его любовь была готова для них сделать, и куда готова была для них пойти. Никакое требование не было для нее чрезмерным, и если любовь означала Крест, Иисус готов был пойти туда. Иногда мы ошибочно заключаем, что любовь должна приносить нам счастье, и в конечном счете она делает это, но не несет с собою также страдание и может иногда требовать креста.
3. Иисус любил Своих учеников понимающе. Он знал их насквозь. Мы не знаем людей, пока не поживем с ними. Встречаясь с людьми только иногда, мы видим их лучшую сторону, а когда живем с ними, тогда узнаем и все их слабости. Иисус жил с учениками изо дня в день в течении многих месяцев и знал о них все, что только можно было знать — и любил их! Иногда мы говорим, что любовь слепа, но это не так, потому что любовь, которая слепа, не может окончиться ничем иным, кроме печальною разочарования. Истинная любовь смотрит широко раскрытыми глазами и любит не воображаемого человека, а настоящего, реального, любит его таким, каков он есть. У Иисуса достаточно к нам любви, чтобы любить нас такими, какие мы есть.
4. Иисус любил Своих учеников прощающе. Все они оставили Его в трудную минуту, и во все дни Его жизни в теле ни один из них не понимал Его, все они были слепыми и бесчувственными, медленными на учение, слабо соображающими, и под конец оказались еще и явными трусами. Но Иисус не обижался на них. Не было такого недостатка, которого он не мог простить. Любовь, которая не готова прощать, может только завянуть и умереть. Мы жалкие существа, и что-то заставляет нас всегда причинять боль именно тем, которых мы любим, и потому любовь, которая все переносит, должна быть построена на прощении, потому что без прощения она умрет.
ПОШАТНУВШАЯСЯ ВЕРНОСТЬ (Ин 13:36−38)
Какая разница была между Петром и Иудой? Иуда предал Иисуса и имя Иуды связано с ужаснейшим позором, а Петр, хотя и отрекся от Него в трудную минуту с клятвой и божбой, обладает чем-то бесконечно милым. Вот в чем разница: предательство Иуды было преднамеренным и умышленным, и было исполнено с жестокой холодностью. Несомненно, оно было следствием тщательно продуманного плана, и потому до конца не поддавалось самым явным призывам обратиться. Об отречении же Петра можно сказать, что никогда не было ничего менее умышленного, чем оно. Он не намеревался совершить его, но был просто захвачен им в момент слабости воли, хотя сердце его все время оставалось в правильном отношении к Иисусу.
Всегда есть большая разница между грехом, который холодно и умышленно рассчитан, и тем, который совершается нечаянно и не добровольно, поражая человека в момент слабости воли или возбуждения. Всегда есть разница между грехом, когда человек знает, что он делает, и тем грехом, когда человек либо слаб, либо возбужден так, что сам едва знает, что делает. Упаси нас Бог от умышленного причинения боли себе или тем, которых мы любим! В отношении Петра к Иисусу есть что-то трогательно милое.
1. Иисус знал Петра со всеми его слабостями. Он знал его импульсивность, неустойчивость и то, как он был склонен говорить сердцем, еще не успев продумать это головой. Он знал силу его верности так же, как и слабость его решимости, и, одним словом, знал Петра таким, каким он был.
2. Иисус знал Петра во всей его любви, знал, что бы Петр ни делал, он любил Его. Если бы мы только понимали, что часто люди, которые огорчают нас, обижают и разочаровывают, делают это не умышленно, не из глубины души, ибо в глубине души они любят нас. Ведь главное в человеке не его недостатки и слабости, а его любовь. Иисус знал, что Петр любит Его. Мы избежали бы многих обид и трагических разрывов с людьми, если бы помнили, что в глубине души они любят нас, и прощали бы их мимолетные слабости.
3. Иисус знал Петра не только в данный момент, каким он был тогда, но и каким он мог быть. Он знал, что хотя Петр не мог пойти за Ним сейчас, в будущем он пойдет тем же путем мученичества. Христос тем и велик, что Он видит героя в трусливом человеке, потому что видит всего человека и не только сейчас, но и в будущем, видит его таким, каким он может стать в Его руках. Он обладает любовью, которая видит, каким человек может стать, и силою, которая помогает ему достигнуть именно этого.