идентичность города что это

Вопрос №9. Что такое идентичность города?

идентичность города что это. идентичность города что это фото. картинка идентичность города что это. смотреть фото идентичность города что это. смотреть картинку идентичность города что это.Дизайнеры любят говорить про айдентику товара (от англ. identity), что чаще всего означает механизмы идентификации потребителем продукта. Например, банку Pepsi без труда можно издали узнать на полке по фирменным цветам. Айдентика — основа узнаваемости бренда, в большинстве случаев выраженная в его дизайне. Так, может быть, городская идентичность — это городская айдентика и правы те, кто при разработке бренда города первым делом рисуют логотип?

Город не товар
Отличие идентичности товарного бренда от городского фундаментальное. Городскую идентичность, в отличии от товарной, создать нельзя, так как она уже существует вне зависимости от планов по брендингу. И что самое интересное, существует она не в ларце в сейфе кабинета мэра, а в голове абсолютно у каждого жителя города. Именно многогранность идентичности города и сложность ее описания делают процесс разработки бренда города таким занятным и непредсказуемым. Городу, в отличие от товара, нельзя придумать характер и бренд-личность. Хотя сопоставление города с человеком — отличный прием, когда речь идет об идентичности. идентичность города что это. идентичность города что это фото. картинка идентичность города что это. смотреть фото идентичность города что это. смотреть картинку идентичность города что это.Например, в Добрянке, по результатам опроса населения и глубинных интервью с лидерами городских сообществ мы выделили 11 черт характера города: доброта, удачливость, патриархальность, амбициозность, спокойствие, русскость, интеллигентность, спортивность, провинциальность, женственность, гармоничность. Интересно, что в результате исследования удалось прийти к консенсусу по вопросу как характера, так и источников идентичности города. Это доказывает тезис Дениса Визгалова о том, что «идентичность города — это чувство социальной общности». С одной стороны, идентичность города у каждого жителя своя, с другой стороны, при использовании определенных механизмов, можно прийти к пониманию общей городской идентичности. Поиск и использование этих механизмов — одно из главных умений тех, кто занимается брендингом города.

Город — товар
К сожалению, в России пока что, говоря о брендинге, в первую очередь думают о внешней целевой аудитории, например, о туристах и инвесторах. Первоочередность работы с жителями города, я уверен, будет принята большинством специалистов уже в ближайшие годы. И так думаю не только я. Вот, к примеру, хорошая статья Александра Согомонова «Современный город: стратегия идентичности«.

идентичность города что это. идентичность города что это фото. картинка идентичность города что это. смотреть фото идентичность города что это. смотреть картинку идентичность города что это.В любом случае, идентичность города должна влиять на его имидж во внешнем мире. Или имидж должен влиять на идентичность города? Давайте порассуждаем. Конечно же, имидж города во внешнем мире влияет на его идентичность. Но сильно ли? Скажем, стали ли челябинцы более суровыми с выходом «Нашей Russia»? Вряд ли. Возможно, кто-то из жителей Челябинска вдруг открыл в себе особую «суровость». Но трудно себе представить, что звезды ТНТ сумели воспитать это качество в челябинцах, все-таки идентичность возникает не за один год — это длительный процесс, связанный с жизненным опытом. Совсем другое дело с «Рельными пацанами» из Перми. Вопреки усилиям губернатора Чиркунова по выстраиванию имиджа культурной столицы Европы, пермские КВНщики решили снять сериал о настоящей Перми. И у них это очень хорошо получилось. Сериал популярен во всех регионах России, а в Пермском крае особенно. Сам не раз наблюдал, как в 59-м регионе в вечернее время буквально из всех окон звучит знаменитая теперь песня «Зацени, здесь реальные пацаны…». И пермяки ничуть не стесняются того, что сериал о них, более того, большинство этим гордятся. «Это идентичность, детка» — сказал бы Колян. А я скажу, что сегодня именно сериал «Реальные пацаны» во многом определяет имидж Перми среди россиян. И в этом есть своя правда.

Краткий ответ на вопрос №8
Идентичность города — это глубинные эмоции и чувства жителей, которые они испытывают к своему городу и с которыми отождествляются.

Про книгу об идентичности города.
Все вопросы.

Источник

Идентичность города что это

Современный мир переживает глобальные перемены, мы можем переместиться на тысячи километров за одну секунду, ознакомиться с достопримечательностями города, находящего на другом континенте, не выходя из комнаты. Такая ситуация характерна для эпохи информационного общества. Более того, поколение «Y» и «Z» теперь может называться «горожанами Земли», поскольку вся планета постепенно превращается в единое пространство с общей культурой и схожими идеалами, с одинаковыми потребностями и поведением. Данные процессы вызваны глобализацией – неоднозначным явлением, которое, с одной стороны, помогает людям с разных уголков земли лучше понимать друг друга, стирая национальные границы, но с другой стороны, мы рискуем потерять уникальность и неповторимость городов, которые делают их жизнь осмысленной.

В условиях роста уровня территориальной мобильности общества одной из важнейших проблем современности является формирование устойчивой городской идентичности, которая обеспечивает функционирование единого духовного «кода» города, а также способствует конструированию благоприятной социокультурной атмосферы внутри городской среды и повышению консолидации городского сообщества. Кроме того, по мнению Н.Г. Федотовой, «потенциал городской идентичности заключается в ее способности, с одной стороны, поддерживать аутентичные городские смыслы, «дух» города и, с другой, – быть символической основой для проецирования отличий, формирования узнаваемости города во внешней среде» [5, с. 372].

Отсюда, актуализируется поиск механизмов, обеспечивающих формирование позитивной и устойчивой городской идентичности, которая бы поддерживала уникальность города, а также способствовала бы подчеркиванию отличий одного города от другого, что немаловажно для создания комфортных условий жизни в условиях глобализации.

Как полагает Л.Б. Каган, город – это пространство, в котором люди обустраивают жизнь, накапливают опыт, приобретают чувство идентичности [3, С. 30]. Тогда как городская идентичность – это «результат идентификации человека с городской общностью как большой социальной группой, отличающейся от ряда других общностей, выделяемых по признаку городской принадлежности» [2, С. 46].

Связь «я-горожанин», на которой держится городская идентичность, крайне важна для поддержания и развития города и городского сообщества. Можно жить в городе и быть «чужим», а также быть за пределами городской территории и считать себя «своим», быть горожанином. Для коллективной идентификации вообще большое значение имеет дихотомия «свой-чужой», позволяющая чувствовать связь и отождествление со своим сообществом.

В поддержании смыслового ядра понятия «горожанин» и осознании себя таковым, соответственно, и в процессе формирования городской идентичности большую роль играет сам город, то есть место, в котором проживает человек – горожанин.

Подтвердить данное утверждение можно исходя из мнения исследователя городской среды Ричарда Флориды, который акцентирует внимание на том, что идентичность человека в наше время преимущественно зависит от места, например, места жительства – того или иного города. Р. Флорида предлагает дефиницию «качества места» [6, С. 258].

Качество места, в соответствии с концепцией Р. Флориды, содержит три аспекта:

а) что там есть (синтез природы и архитектурного окружения);

б) кто там есть (всевозможные объединения и взаимодействие между ними);

в) что там происходит (активность на улицах, культура и обстановка места, искусство, динамичная творческая работа).

Вышеперечисленные слагаемые и предопределяют характер формирования идентичности места, а также городской идентичности – как одного из её видов.

Следует заметить, что формирование городской идентичность можно рассмотреть через категорию городского образа, поскольку образ города в сознании его жителей (горожан) во многом создаётся окружающей реальностью – основными чертами городской среды, которая моделирует символический капитал города.

Таким образом, допустимо использовать дефиницию городской идентичности, предложенную исследователем Д.В. Визгаловым. Городская идентичность – это символический, смысловой капитал города, определяемое им восприятие города жителями и их поведение по отношению к городу [1, С. 39].

Образ города является лишь одним из трансляторов символической информации о городе, которая формирует городскую идентичность. Осознанию себя горожанином и пониманию отличий своего города от другого, формированию чувства гордости за свой город способствуют также и иные трансляторы, которые участвуют в процессе городской идентификации: местные мифы и предания, обрядовые традиции, компоненты культурного ландшафта (памятники и т. д.), праздники и фестивали, городские символы. Все они служат для того, чтобы представлять и сохранять городскую уникальность, которая является ядром городской идентичности.

Помимо трансляторов городской идентичности и условий ее формирования, особое значение в формировании городской идентичности играю различные факторы, которые детерминируют ее специфику. Каждый город неповторим, и городская идентичность всегда разная. Российские исследователи Н.С. Дягилева и Л.А. Журавлёва предложили следующую классификацию факторов, которые воздействуют на процесс формирования городской идентичности:

а) стабильные факторы (структурные факторы): местоположение, климат и история города;

б) изменчивые факторы (изменяемые в долгосрочной перспективе): размер и население города, внешний облик города, благосостояние жителей, культурные традиции местного сообщества;

в) символические факторы – городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события, знаковые личности, мода на отдельные товары и услуги, характер коммуникаций внутри сообщества [2, С. 58].

Вместе с тем, особое значение для целенаправленного воздействия на формирование городской идентичности имеют способы, которые играют инструментальную роль в данном процессе.

В качестве способов формирования идентичности мы отметим те институциональные и стратегические действия, которые оказывают влияние на данные факторы и в особенности на изменчивые. В частности, сюда можно отнести институты власти, образования, культуры, СМИ, общественности, а также их стратегии, в рамках которых находится возможность преобразования городской среды.

Также, на наш взгляд, сюда относятся различные социальные и образовательные проекты, культурные события и т.д. Эта мысль связана с тем, что формирование городской идентичности предусматривает поиск аутентичности места, благодаря которой и возникает чувство сопричастности с городом. По мнению исследователей, наиболее полно выражают «подлинную аутентичность» места не только географические объекты, но и социальные практики, сформировавшиеся вокруг этих объектов, а также культурная идентичность, сформированная, в свою очередь, вокруг сообществ, осуществляющих эти практики [4, С. 56].

Таким образом, следует предположить, что для укрепления городской идентичности могут использоваться социокультурные проекты, направленные на выявление и осмысление уникальных мест территориальной среды, актуализацию значимых мест памяти территории, а также проекты, направленные на вовлечение местных жителей в социокультурную жизнь города. Социокультурные проекты также следует отнести к изменчивым факторам, поскольку они способны изменить отношение к городу, а также к символическим факторам, поскольку такие проекты будут способствовать установлению или укреплению символической связи между горожанином и городом.

Следовательно, социокультурный проект помимо достижения собственных целей способен выполнять и косвенные цели, т.е. оказывать более или менее сильное воздействие на идентификационные процессы. Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, содержащее в себе наслаивающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Тогда проект выступает в качестве способа сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. Проектирование городской среды весьма многогранно, но целью социокультурного проекта все же будет являться рост уровня комфорта для личности, что может непосредственно отражаться на городской идентичности. Человеку должна быть приятна его среда обитания, чтобы отсутствовала некая неустроенность в жизненных смыслах, чтобы место жизни ассоциировалось с наименьшим числом отрицательных переживаний, чтобы среда способствовала реализации личностных ресурсов.

Следует отметить, что особое значение для формирования городской идентичности будут приобретать те социокультурные проекты, которые направлены на актуализацию и поддержание смыслов культурного наследия (конференции, праздники, фестивали, выставки, конкурсы и пр.), поскольку в данном случае идентификационный механизм будет работать благодаря памяти как инструменту поддержания коллективной идентичности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 16–13–53002 «Территориальная идентичность как символический ресурс региона».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *