иегова что это в библии

Иегова, Яхве или Господь?

свя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров, насель­ник Сре­тен­ского мона­стыря

Вопрос: Ска­жите пожа­луй­ста, дирек­тор Иванов – «дирек­тор» это имя или долж­ность? А гос­по­дин Иванов — «гос­по­дин» это титул или имя? Так как Вы гово­рите, что Бог и Гос­подь это имя? У Бога есть имя, и Вы при­во­дите тет­ра­грам­ма­тон YHWH, кото­рый в Библии встре­ча­ется более 7000 раз. Во всем мире его про­чте­ние пере­да­ется как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не дого­ва­ри­ва­ете и не при­во­дите Исход 3:15? Давайте честно вста­вим этот тет­ра­грам­ма­тон во все места в Библии, где он стоит в ори­ги­наль­ных текстах. Не наде­юсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, кото­рые читают Библию и раз­мыш­ляют. До сви­да­ния. (Борис)

Вопрос об именах Божиих решен в древ­ней и позд­ней пат­ри­стике, а также в биб­лей­ской науке. Как пред­ста­ви­тели свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия, так и ученые в обла­сти биб­лей­ской науки, едины во мнении, что Свя­щен­ное Писа­ние откры­вает нам несколько Боже­ствен­ных имен. Оспа­ри­вают это лишь пред­ста­ви­тели неко­то­рых сект, в част­но­сти «сви­де­тели Иеговы». Они утвер­ждают, что есть только одно сокро­вен­ное имя (Иегова), кото­рое они почи­тают. Все осталь­ное, мол, титулы. Утвер­жде­ние это пол­но­стью про­ти­во­ре­чит свя­щен­ным тек­стам.

Свя­щен­ные писа­тели поль­зу­ются словом шем (имя). Оно при­ме­ня­ется не только к Богу, но и к людям. При­сут­ствует оно и в книге Исход (3:13–15). Пророк Моисей спра­ши­вает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврей­ском тексте стоит слово из четы­рех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это полу­чило назва­ние тет­ра­грам­ма­тон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с неко­то­рого вре­мени имя это не про­из­но­сили. Одно из иудей­ских пре­да­ний отно­сит начало этого запрета к вре­мени пер­во­свя­щен­ника Симона Пра­вед­ного (3 в. до Р.Х.), после смерти кото­рого свя­щен­ники пере­стали поль­зо­ваться тет­ра­грам­мой даже в бого­слу­же­нии. Поэтому рядом с тет­ра­грам­мой ста­вили другое имя, тоже состо­яв­шее из четы­рех букв: алеф, далет, нун, йод. Его про­из­но­сили вместо тет­ра­граммы – Адонай. В отли­чие от цар­ского титула адони (гос­по­дин, пове­ли­тель) Адонай (мой Гос­подь) в Библии отно­сится только к Богу. В ряде мест это имя как обра­ще­ние встре­ча­ется уже в древ­них текстах: Быт.15:2,8 ; Исх.4:10,13 ; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврей­ский алфа­вит состоит только из 22 соглас­ных. Около 6 века по Р.Х. появи­лась система огла­со­вок (неку­дот), мазо­реты (евр. мазара – пре­да­ние), т.е. хра­ни­тели пре­да­ния, созна­тельно пере­несли глас­ные звуки с имени Адонай на тет­ра­грамму. Сред­не­ве­ко­вые евро­пей­ские ученые не заме­тили этой услов­но­сти и при­няли напи­са­ние эти огла­совки за соб­ствен­ные глас­ные звуки тет­ра­граммы. Поэтому в тече­ние несколь­ких веков тет­ра­грамму про­из­но­сили непра­вильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 сто­ле­тиях ряд видных ученых-геб­ра­и­стов (Букс­тро­фий, Друзий, Капелл, Аль­тин­гий) воз­ра­жали против такого про­чте­ния. Поскольку взамен не пред­ла­га­лось точное про­из­но­ше­ние, то про­дол­жало оста­ваться преж­нее – Иегова. В первой поло­вине 19 века немец­кий ученый Эвальд пред­ло­жил другое чтение – Jahvah (Йахва). Пред­ло­же­ние это было при­нято не сразу, а только после под­держки со сто­роны таких видных иссле­до­ва­те­лей как Ген­стен­берга и Рейнке. Про­чте­ние, пред­ло­жен­ное Эваль­дом, не явля­ется откры­тием под­лин­ного имени. Оно полу­чено фило­ло­ги­че­ским мето­дом. Поэтому воз­можны два вари­анта: Jahvah и Jahveh. Наш выда­ю­щийся иссле­до­ва­тель архи­епи­скоп Феофан (Быст­ров) на основе исто­ри­че­ских данных считал наи­бо­лее прав­до­по­доб­ным про­из­но­ше­ние Jahveh (Йахвэ).

Как же про­из­но­сят пра­во­слав­ные хри­сти­ане биб­лей­ское начер­та­ние тет­ра­граммы? В полном согла­сии вет­хо­за­вет­ной хра­мо­вой тра­ди­цией. Поскольку в Храме чита­лось Адонай (Гос­подь), то 72 иудей­ских тол­ков­ни­ков при пере­воде на гре­че­ский язык в 3 веке до Р.Х. на месте тет­ра­граммы поста­вили Кириос (Гос­подь). Святые апо­столы обра­ща­лись к гре­че­ской Библии. Это дока­зано ана­ли­зом текста Еван­ге­лия. Вслед за ними и мы про­из­но­сим – Гос­подь.

Рас­смот­рим другой прин­ци­пи­аль­ный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13–15), стоит и в тех местах, где нет тет­ра­граммы: «ты не должен покло­няться богу иному, кроме Гос­пода; потому что имя Его – рев­ни­тель; Он Бог рев­ни­тель» ( Исх. 34:14 ). В еврей­ской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог рев­ни­тель).

2. В книги Исаии читаем: «Иску­пи­тель наш – Гос­подь Саваоф имя Ему, Святый Изра­и­лев» ( Ис. 47:4 ). В евр. тексте: шемо Кедош Исра­ель. Должны ли мы дове­ряться своим пред­взя­тым постро­е­ниям или про­року Исаии? В его книге имя Божие Святый Изра­и­лев встре­ча­ется 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11–12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из кон­тек­ста совер­шенно ясно, что Святый Изра­и­лев упо­треб­ля­ется как имя Божие. Доста­точно взять те места, где оно вполне сино­ни­мично тет­ра­грамме. Напри­мер, «воз­ло­жат упо­ва­ние на Гос­пода, Свя­таго Изра­и­лева, чисто­сер­дечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тет­ра­грамма.

3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Изра­иль не при­знает нас своими; Ты, Гос­поди, Отец наш, от века имя Твое: «Иску­пи­тель наш”» ( Ис. 63:16 ). Вновь в еврей­ском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13–15) – шемо (имя). Гоель (Иску­пи­тель) как имя Божие встре­ча­ется и в других местах Свя­щен­ного Писа­ния.

4. Гос­подь Саваоф – имя Ему» ( Ис. 48:2 ). Здесь ука­зано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Сви­де­тель­ство об этом встре­чаем и других про­ро­ков: «Гос­подь Бог Саваоф – имя Ему» ( Ам. 4:13 ); «имя Твое наре­чено на мне, Гос­поди, Боже Саваоф» ( Иер. 15:16 ).

5. Упо­треб­ля­лись и другие имена: Ел (Силь­ный, Креп­кий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пан­то­кра­тор; в слав. и рус. Библии – Все­дер­жи­тель) и др. Молит­вен­ное упо­ми­на­ние любого из них озна­чало при­зы­ва­ние имени Гос­пода.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Боже­ствен­ных имен не явля­ется лишь мне­нием пра­во­слав­ного бого­сло­вия, как утвер­ждает автор письма. Вновь при­веду мнение непра­во­слав­ного уче­ного геб­ра­и­ста. Томас О.Ламбдин в Учеб­нике древ­не­ев­рей­ского языка выде­лил спе­ци­аль­ный пара­граф «Экс­курс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете назы­ва­ется име­нами Elohim и YHWH… При­со­еди­не­ние пред­ло­гов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну осо­бен­ность: началь­ный алеф в про­из­но­ше­нии утра­чи­ва­ется вместе со сле­ду­ю­щим за ним глас­ным» (с. 117–18).

Наше обсуж­де­ние не явля­ется ака­де­ми­че­ским бого­слов­ским спором, а имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние. Изло­жен­ная в письме пози­ция направ­лена против учения о Пре­свя­той Троице. С этой целью отри­ца­ется Боже­ство Иисуса Христа и Свя­того Духа. Чтобы избе­жать опас­ных ошибок и заблуж­де­ний надо изба­виться от узких, свя­зы­ва­ю­щих ум и духов­ные очи, пред­став­ле­ний. Откро­ве­ние о Пре­свя­той Троице дано в Новом Завете. В Еван­ге­лии от Матфея Гос­подь наш Иисус Хри­стос, посы­лая уче­ни­ков, гово­рит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» (28:19). Невоз­можно познать Отца, не веря в Боже­ство Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истин­ного и да будем в истин­ном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истин­ный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ).

Источник

Имена Бога Иегова, Яхве и Господь

Меня спросил читатель мой:: Что такое обозначает слово Господь? Это обычное в русском языке слово «господин» с высокопоставленным смыслом. Мой ответ был: Слово ГОСПОДЬ в Библию перешло от еврейского текста Святых Писаний и оно не обозначало мирского имени ГОСПОДИН понятия. Слово Господь обозначает у евреев в Святых писаниях ТОЛЬКО слово БОГ (ИЕГОВА).

Уже в древнегреческом издании Библии стало вводится слово ГОСПОДЬ, но не всегда. В русском и других изданиях Библии стало умножаться это слово. Так можете прочитать стихи Бытиё 2:4-5, где написано два слова в Синодальном переводе вместе «Господь Бог», а в дренегреческом тексте слово ГОСПОДЬ отсутствует, но только есть слово «Бог». Слово «Иегова» есть только одно из других имён Бога у евреев оно обозначает СУЩИЙ (существующий в самом себе), то- есть вечно пребывающий.

Вот что написано о этом в Азбуке веры: ВОПРОС: «Скажите пожалуйста, директор Иванов– «директор» это имя или должность? А господин Иванов — «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют».

ОТВЕЧАЕТ священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Вопрос об именах Божьих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении.

Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы– Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: Быт.15:2,8; Исх.4:10,13; Вт.9:26; Нав.7:7 и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму.

Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно– Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее– Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение– Jahvah (Йахва).

Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ Феофан (Быстров) на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты?

Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кириос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим– Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его– ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14). В еврейской Библии стоит: шем Ел-Канна (имя Бог ревнитель).

В книги Исаии читаем: «Искупитель наш– Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис. 47:4). В еврейском тексте: шем Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие.

Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма. «Только Ты– Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

Господь Саваоф– имя Ему» (Ис. 48:2). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава– войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф– имя Ему» (Ам. 4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16).

Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет значение принципиальное. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете.

В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20).

Источник

Иегова

иегова что это в библии. иегова что это в библии фото. картинка иегова что это в библии. смотреть фото иегова что это в библии. смотреть картинку иегова что это в библии.

Ие́гова (славян. Сущий, евр. יהוה) – искус­ственно создан­ное имя Бога, один из неа­у­тен­тич­ных вари­ан­тов про­из­но­ше­ния имени Божия Яхве, утвер­див­шийся в резуль­тате опа­се­ния иудеев нару­шить третью запо­ведь дека­лога.

«Дело в том, что после вави­лон­ского плена, во всяком случае, не позд­нее III века до Р. X., евреи из бла­го­го­ве­ния пере­стали вообще про­из­но­сить свя­щен­ное имя Яхве, кото­рое стало вос­при­ни­маться как nomen proprium, как соб­ствен­ное имя Бога. Лишь одна­жды, в день Очи­ще­ния (Yom Kippur), пер­во­свя­щен­ник входил во святое святых, чтобы там про­из­не­сти это свя­щен­ное имя. Во всех же прочих слу­чаях его заме­няли на Adonay или другие имена, а на письме обо­зна­чали четырьмя соглас­ными (YHWH – так назы­ва­е­мый свя­щен­ный тет­ра­грамма-тон), кото­рые, однако, не про­из­но­сили: даже ком­би­ни­ро­ван­ное обо­зна­че­ние Adonay Yahweh (Гос­подь Яхве) чита­лось как Adonay Elohim (Гос­подь Бог).

В III‑V веках память о про­из­но­ше­нии тет­ра­грам­ма­тона сохра­ня­лась, – гре­че­ские авторы этого пери­ода транс­ли­те­ри­ро­вали тет­ра­грам­ма­тон как αυοέ, αουοά (Кли­мент Алек­сан­дрий­ский), αή (Ориген) и αβέ (Епи­фа­ний Кипр­ский и Фео­до­рит Кир­ский), а латин­ские как yaho (Иеро­ним), – однако впо­след­ствии пра­виль­ное его про­из­но­ше­ние окон­ча­тельно забы­лось.

С XVI века на Западе стали упо­треб­лять искус­ствен­ную вока­ли­за­цию Yehowah (Иегова), появив­шу­юся в резуль­тате добав­ле­ния к соглас­ным YHWH глас­ных из имени Adonay, и только в сере­дине XIX века ученые пока­зали, что тет­ра­грам­ма­тон сле­дует читать как Yahweh».

Источник

Тайна Ветхого завета, или Куда идут Св. Иеговы

Видел я Иегову (Исайа, 6:1, Ветх. завет)

Бога не видел никто никогда (Иоанн, 1:18, Нов. завет)

«Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу,
дьяволу служить иль Богу,
каждый выбирает для себя. »

завете (Иоанн 8:44). Далее, представим, что нематериальные силы имеют или приобретают возможность материализоваться. В Ветхом завете хорошо описаны такие – в черном дыму, реве и пламени – жутковатые материализации Иеговы. (В Новом завете дух спускается с неба «в виде голубя», а первый Бог-Элохим показал Ною радугу.) Итак, если верить Библии, то кто мешает Иегове объявиться снова? Явление антихриста предсказывал, между прочим, еще Иисус Христос, а описание этого прихода в «Откровении» просто копирует страницы Ветхого завета, посвященные Иегове (это подтверждено текстуально). Что же будет, если Иегова появится снова? Определенно можно сказать, что ничего хорошего ждать от этого не приходится. А далее можно предположить, что он обратится к своему «народу», как ранее обращался к евреям. А «народа» этого, между прочим, уже семь миллионов, и он медленно, но верно растет. Он рассыпан по миру

написана с тремя ошибками (вместо шестой-восьмой-шестой-восьмой букв Алфавита должны стоять десятая-пятая-шестая-пятая, IEVE; пятая буква, звучавшая как «h» в еврейском, в русском и греческом превратилась в гласную «е»; русское «ЙХВХ» – это вообще грамматический «красафчег» из области примитивного фонетического письма). Во-вторых, произношение тетраграммы давно и навсегда забыто, а наиболее обоснованная реконструкция дает совсем не «Иегова», а «Яхве». В-третьих, перевод имени как что-то вроде «Кто дает становиться» звучит не по-русски и, мало того, вовсе отвергается специалистами. В солидной двухтомной «Энциклопедии религий», где этот вопрос разобран подробно, об этом имени сказано, что общий смысл его совсем не тот, который вкладывают в него свидетели. В переводе на русский Иегова примерно так представляется Моисею: «Кто есть, тот и есть» (не твое дело), или «Кем хочу, тем и стану (буду для тебя)». Сказать так – значит ничего не сказать. Русская Библия вместо всей этой головоломки поставила «Сущий», заменила все «грамматоны» на Господь и на этом успокоилась. Но у свидетелей есть готовые ответы

на все вопросы (издается специальная брошюра, как втянуть в разговор собеседника, где до мельчайших подробностей психологии, мимики, внешнего вида, голоса, жестов, отвлекающих маневров и заранее заготовленных фраз свидетелю вдалбливается, как сделать так, чтобы не оставить человеку любой нации и убеждений никаких шансов отвязаться от свидетеля). Разговор с биороботом, конечно, может быть интересным развлечением, но если у вас есть другие дела, то лучше заняться ими. Но если свидетели предложат вам купить у них Библию В ИХ ПЕРЕВОДЕ (а после ряда встреч они вам могут ее и подарить), не отказывайтесь от этого. Эта Библия уникальна. Достаточно прочитать «Бытие» и «Исход» (первые две книги Библии), как всё становится понятным. Дело в том, что слово «Иегова» не заменяется в ней стыдливо словами «Бог» и «Господь», а пишется там, где оно и стоит в изначальном

народу. Взамен расколотых Моисеем таблиц с «не убий» оно подсовывает другие, где никаких «не убий» уже нет. Оно требует непрерывных жертв, наслаждаясь запахом сгоревших животных. И наконец, оно нещадно карает каждого (сотнями, тысячами, десятками тысяч!), кто не хочет повиноваться ему. И оно учит обманывать и убивать и Моисея, и Навина, и Давида. Ясно, что Богом тут и не пахнет (в тексте его и нет). Но особенно интересно «изучить» первые двенадцать глав «Бытия». Давно известно, что начало Библии довольно неловко состыковано из двух источников. Так вот, если их расстыковать и сложить по-другому, пользуясь как ключом ИМЕНЕМ бога «Яхве» для одного источника и НАЗВАНИЕМ Бога «Элохим» для другого, то отличие Яхве и Бога сразу бросается в глаза. Если Бог-Элохим (между прочим, форма множественного числа, «боги») творит мужчину и женщину одновременно и ни в какой Эдем их не помещает, творит «по образу нашему, по подобию нашему»,

то Иегова в Эдеме творит мужчину «из праха земного» (?), а затем из его ребра (хромосомы?) женщину. Вся история с «грехопадением», в которой Иегова порождает (произносит) первую в Библии ложь («отец лжи»: не умер Адам ни в тот же день, ни на следующий, как плод съел

он говорит страшную ЛОЖЬ
Адаму, что ты умрешь
сейчас же
В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ УМРЁШЬ

а прожил еще 930 лет), – целиком относится к Иегове: в этом фрагменте Библии Бог упоминается только Змеем: «будете КАК БОГИ», что и подтвердил Иегова («вот, Адам стал КАК ОДИН ИЗ НАС»). Первое убийство

также происходит в кругу Иеговы и сотворенных им людей: нигде в родословных – а их в Библии несколько – ни Каин, ни Авель более не упоминаются, а первым сыном Адама везде называется Сиф и от него ведется вся дальнейшая родословная. После Потопа Бог-Элохим в качестве подтверждения своих слов показывает Ною радугу и отпускает с миром; Иегова первым делом заставляет Ноя сделать ему жертвенник и сжечь на нем часть животных, которых тот только что спас. После этого он заключает с Авраамом кровавый завет (обрезание), показывает страшное знамение и никуда от себя не отпускает. Не случайно в рассказе о Боге древний герой Нимрод называется «противящимся Иегове», а в повествовании об Иегове этот бог лично переименовывает Иакова и весь еврейский народ в «Израиль», что значит «борющийся с Богом». Не углубляясь в дальнейшие различия (у Иеговы Ной пьет, у Бога – нет, и еще множество отличий), можно представить себе Библию в виде буквы

с двумя началами, сходящимися к 12-ой главе Книги Бытия. К началу 12-ой главы повествование «книги богов (Бога)» окончательно обрывается, оно вливается в «книгу Иеговы (дьявола)», который с этого момента вытесняет Бога со страниц Ветхого завета, приписав себе его звание и все свершенные им дела. Всего этого как раз и не видно в стандартных изданиях Библии, в которых слова «Бог», «Господь» и «Господь Бог» используются как безликие равнозначные синонимы и дьявола, в Ветхом завете, нет. Сравнение с буквой У будет неполным, если не обратить внимание на нижнюю, робко поднимающуюся слева вверх часть буквы – это и есть Иисус Христос с его попыткой повернуть свой народ назад (вверх!) к той части вилки, к той части Библии, где до двенадцатой главы книги «Бытия» Богом еще был Бог. Добился ли он, чего хотел? Может быть, и добился, но новый, семи-миллионный, народ поднимается,

чтобы служить Иегове. И в кармане у каждого – официальный листок о чистоте его крови от моей или вашей. Остается только дождаться того, кто поднесет огонь к фитилю этой бомбы. Вот тогда-то и полыхнет «день ярости Иеговы», «день гнева его», рядом с которым такая «мелочь», как «Аум Синрикё», покажется зажженной спичкой. «Всё истреблю. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, истреблю людей, – дышит яростью Иегова (об обещании после Потопа он, конечно, забыл). – Я призываю меч на всех жителей земли!» (Софония 1:2, Иеремия 25:29). Шутки шутками, но календарь майа, который был самым точным на протяжении почти всей истории человечества, «время пятого Солнца» (когда поедет кора Земли и сдвинутся полюса?) намечает на наш

Упоминание майа может показаться случайным, но кое-какие предположения сделать можно. Дело в том, что когда Иегова изчез с Ближнего Востока, пророки перестали его видеть и слышать и закончила писаться Библия (Ветхий завет), в другой части мира, на полуострове Юкатан, буйным цветом вдруг разрослась и начала набирать обороты другая цивилизация, майа, цивилизация, которая по своей кровавости и жестокости вполне сопоставима с Ветхим заветом. Когда же она по непонятным причинам изчезла, то вскоре после этого уже Европа содрогалась от крестовых походов и тысячи жертв приносились на костер инквизиции. Сразу после костров европейские умы стал поражать «дух вольтерьянства» – эпоха «свободомыслия», насквозь проникнутая идеями атеизма (безбожия), материализма, ограниченной рациональности (настоящая рациональность всегда подчиняется внерациональной интуитивности; сам себя счетный разум не может

обосновать), прагматизма. А в XIX веке уже открыто появляется и выходит на сцену предмет нашего рассуждения – хорошо изучившая Библию и назначающая дату конца света (1874, 1914-18-25-42-75, «скоро», «совсем близко», «вот-вот») странная организация «свидетели Иеговы». Связь ее с Ветхим заветом, со стремлением Иеговы произвести «свой» народ, сначала от «адама» (евр. «человек»), а после – от Авраама, несомненна. Но если первые две попытки разбились о «непослушание» Адама и вероломство израильтян (сквозная тема Ветхого завета), то чем закончится третья, пока сказать трудно. Организация работает, «народ Иеговы» ждет, нет только лидера, который выступил бы открыто и произнес условный сигнал: «Так говорит Иегова». И тут на ум приходит пример из политики. Если русские интернационал-социалисты сколотили свою организацию своими руками, то немецкий лидер просто обратил внимание на маленькую, никому не известную

Рабочую партию Германии, ставшую впоследствии Национально-социалистической. Последствия действий обеих организаций для России, Германии и всего мира общеизвестны (миллионные жертвы, мировая война и канун ядерной в октябре 1962 г.). Хотелось бы верить, что «Свидетели Иеговы» – просто ловкая коммерческая структура, продающая своим членам по рыночным ценам журналы для бесплатного распространения и, паразитируя на их совести, выжимающая из тех же свидетелей в морально-принудительном порядке неограничиваемый поток «добровольных пожертвований». Однако изложенные выше соображения позволяют шире взглянуть на вещи. Ветхий завет открыт. «Имеющий ум, сочти». Организация работает. Народ Иеговы ждет.

1. Свидетелям Иеговы категорически запрещено переливание крови. Вот карточка, которую они обязаны повсюду носить с собой: «Я, (имя свидетеля), даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или моей жизни. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы. Я освобождаю врачей от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа. В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения».
Переливание крови не может «основываться на Библии», так как этот метод лечения в те времена еще не был известен.

3. Библия свидетелей Иеговы доступна всем в интернете.
http://www.watchtower.org/u/bible/

4. Деление Книги Бытия («У-библия»):
1:1 – 2:3 (Бог) / 2:4 – 4:26 (Яхве)
5:1-32 (Бог) / 6:1-8 (Яхве)
6:9-22 (Бог) / 7:1-5 (Яхве)
7:6-10 (Бог) / 7:11-16 (Яхве)
7:17 – 8:19 (Бог) / 8:20-22 (Яхве)
9:1-17 (Бог) / 9:18-29 (Яхве)
10:1-32 (Бог) / 11:1-9 (Яхве)
11:10-32 (Бог) / 12:1 (Яхве, далее везде кроме 14:18)

5. Десять заповедей, вторая редакция:
1. Не делай себе литых богов.
2. Соблюдай Пасху.
3. Посвящай первенцев богу.
4. Первенцев ослов и людей заменяй на ягнят.
5. Не работай в субботу.
6. Соблюдай праздники седмиц, жатвы и плодов.
7. Три раза в год переписывай мужчин.
8. Не изливай крови жертвы на квасное, пасхальную жертву убивай до утра.
9. Первые плоды земли отдавай в храм.
10. Не вари козленка в молоке его матери.
(Исход, 34:17-26)

6. Об имени Яхве. «Основной догмат израильской религии состоит в том, что Иегова есть бог Израиля, а Израиль – народ Иеговы. Для оценки религиозного значения этих отношений следует обратить внимание на важность имени божия для религиозного сознания Израиля. Имя Иеговы (Яхве) производится как имперфект от «haia» и перефразируется словами «еhiеh aceр еhieh» (Исх.4,13; 16,23; 33,19; Втор.9,25; 1 Цар.23,13; 15,20; 4 Цар.8,1; Иезек.12,25). Во всех этих местах стоит глагол, подлежащий ближайшему определению. Но так как этого ближайшего определения не может быть дано, то вместо него оказывается относительное предложение, в котором глагол просто повторяется. При передаче в третьем лице это относительное предложение отпадает и на его месте по-еврейски постоянно является неясно выраженный, неопределенный объект. Так, «я буду тем, что я буду» передается «он будет этим». Моисей спрашивает: «Как твое имя?» На это следует ответ: «Еhiеh, aceр еhieh». С одной стороны, это значит: Израилю не нужно знать имени бога; бог будет для него всем что есть, и если Израиль познает это на опыте, то и довольно. » (Иллюстрированная история религий, т. I, стр. 268-270, М., 1992).

7. См. также:
Андрей Архонтов. Статья об Иегове.
Дьявол по имени Яхве ( http://mystikus.livejournal.com/1394.html ).

«Свидетели Иеговы» как коммерческая организация.
http://apologia.narod.ru/cult/iegova/si_komercia.htm

Яхве: на приеме у психиатра. Карл Г. Юнг, «Ответ Иову» (см.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *